Центровочные кольца на литые диски

Для тех кто ставит себе диски с бОльшим диаметром ЦО диска (центральное отверстие диска) чем у тех дисков которые стоят заводом-изготовителем:))) Например у меня ЦО сток — 66,1 мм, а 17е диски с ЦО 73,1 , я купил себе кольца 4 штука пластик за 150 рублей, думаю это не та весчь на которой стоит экономить:))) Прочитайте статью ниже и оставьте свое мнение в каментах:)))

Вопрос о центровочных кольцах обычно возникает в случаях, когда на автомобиль планируется установка нештатных дисков (т.е. дисков, не предусмотренных прямо автопроизводителем для установки именно на данный автомобиль), некоторые параметры которых (в частности речь идет о центровочном отверстии) не вполне соответствуют параметрам штатных дисков. В Сети ломается множество копий по поводу того, настолько ли критичен этот параметр дисков (DIA), нужны ли вообще центровочные кольца и какие кольца лучше выбрать. Попробуем разобраться во всем этом.

Прежде, чем говорить о том, нужны ли центровочные кольца для дисков, а также о том, как правильно подобрать эти центровочные кольца, важно вспомнить о том, для чего нужно центровочное отверстие на колесном диске. Многие продавцы и даже автомеханики не вполне понимают (или просто умалчивают) важности точного соответствия параметров колесного диска параметрам ступицы – обычно потому, что им просто так выгодно. Тем не менее, вопрос достаточно серьезный и требует однозначного понимания автолюбителем, поскольку непосредственно влияет на безопасность движения.

Для ленивых и занятых – суть этой статьи в том, что центровочное отверстие диска должно точно соответствовать посадочному размеру цилиндра ступицы и никаких допусков и «допустимых отклонений» тут быть не может. Если Вы хотите установить на ступицу диск, центровочное отверстие которого больше диаметра ступичного цилиндра, Вам придется запастись центровочными кольцами, причем с хорошим запасом, поскольку менять их придется, скорее всего, достаточно часто, независимо от того, из чего они сделаны.

Зачем нужно центровочное отверстие на диске?

А действительно – зачем вообще нужно центровочное отверстие? Ведь диск притягивается к ступице болтами (гайками), имеющими, к тому же, специальные центровочные конусы. И на само соединение диск-цилиндр ступицы, казалось бы, нагрузки никакой быть не должно? Так зачем тогда производители автомобилей делают это отверстие, увеличивающее вероятность попадания грязи в ступичный подшипник?

Прежде всего, следует вспомнить, что колесо – одна из немногих запчастей в автомобиле, которую производители вынуждены позволить автолюбителю заменять самостоятельно. Ну а если уж разрешена самостоятельная замена колеса – специальное сложное оборудование для установки колес (даже для шинных центров и авторизованных сервисов) конструировать и выпускать нет никакого смысла.

Тем не менее, точность установки колеса на ступицу имеет исключительное значение для безопасности движения и срока службы ключевых узлов подвески. В статье о важности балансировки колес уже описаны последствия дефектов и плохой балансировки самого колеса. В данном же случае, точно такой же дисбаланс может возникнуть не по причине плохой балансировки или дефекта колеса, а вследствие неправильной «посадки» колеса на ступицу. Говоря простым языком, если ось вращения колеса не совпадает с осью вращения ступицы – колесо будет «бить», создавая огромные нештатные нагрузки на подвеску. Результат понятен – в разы ускоренный износ деталей подвески и риск внезапного их разрушения. К чему приведет внезапная потеря переднего колеса на скорости, скажем, в 100 километров в час – рассказывать, думаю, нет никакого смысла.

И нужно сказать, что требования к точности тут максимальны. Никаких отклонений в 1 и 0,5 мм тут быть не может – ось вращения колеса должна точно совпадать с осью вращения ступицы! Как же обеспечить такую точность, да еще и при самостоятельной установке колеса автолюбителем прямо на дороге?

Автопроизводители решают эту проблему следующим способом: на ступице делается цилиндр, внешний диаметр которого точно соответствует внутреннему диаметру центровочного отверстия диска, что позволяет изначально и достаточно точно «посадить» еще не прикрученное колесо на ступицу.

Таким образом, центровочное отверстие, и именно оно, нужно как раз для правильной установки диска на ступицу, а совсем не конусы на крепежных болтах (гайках), как утверждают некоторые продавцы.

Зачем нужны конусы на крепежных болтах (гайках)?

Распространенный миф от продавцов дисков — центровочное отверстие не играет особенной роли, поскольку центровка колеса на ступице обеспечивается конусными болтами (гайками).

На самом деле, конус, который есть на болтах (гайках), совершенно не предназначен и не может гарантировать точную центровку диска на ступице, как бы точно и качественно он не был сделан! И не слушайте продавцов и автомехаников, говорящих Вам обратное. Дело в том, что абсолютно точное положение конус в посадочном отверстии на диске теоретически мог бы занять только при одновременном соблюдении трех условий:

Поверхности конуса и посадочного места для него идеально гладкие.
Эти же поверхности идеально ровные и выполнены абсолютно точно (притерты) по отношению друг к другу.
Затяжка болтов (гаек) происходит очень медленно и практически одновременно.
Как Вы понимаете, вышенаписанное в обычных условиях практически невозможно, поскольку существует множество разных производителей крепежа и дисков (со своим оборудованием и стандартами точности), никто и никогда не напрягается с очисткой болтов и посадочных мест. Ну а абсолютно (идеально) правильная затяжка возможна только на станке, где болты (гайки) будут затягиваться одновременно и с одинаковой скоростью.

Таким образом, конусы на болтах (гайках) в любом случае имеют какие-то допуски по точности установки колеса на ступицу. Сколько это, сотые, десятые доли мм или даже миллиметры – зависит от степени изношенности и загрязненности дисков и крепежа, а также от качества и точности затяжки при установке, главное – что эти допуски существуют и они не стабильны в обычных условиях эксплуатации автомобиля. В комплексе же с «жесткой» посадкой колеса на центровочный цилиндр ступицы, риск отклонения оси вращения диска от оси вращения ступицы при установке колеса и его эксплуатации не просто значительно снижается – он практически отсутствует.

Читайте также:  Цепь грм змз 514

Зачем тогда нужны эти конусы, спросите Вы? Очень просто – конусы нужны не для центровки колеса на ступице, а для его надежного крепления в этом положении! Именно конусы принимают на себя всю нагрузку, возникающую под весом автомобиля в вертикальной плоскости, благодаря чему цилиндр ступицы и центровочное отверстие на диске не изнашиваются, служа исключительно для правильной установки колеса на диск.

Таким образом, точное соответствие диаметра центровочного отверстия диска внешнему диаметру ступичного цилиндра имеет исключительную важность для правильной «посадки» колеса на ступицу, а наличие и качество конусов на крепежных болтах (гайках) — важно для сохранения правильного положения колеса в процессе эксплуатации.

Как подобрать центровочные кольца?

Итак, если центровочное отверстие диска не соответствует размеру посадочного цилиндра ступицы, проблему можно решить путем установки специальных центровочных колец, которые продаются в шинных центрах. Остается только вопрос — как выбирать центровочные кольца и какие кольца лучше?

Прежде всего, диск с несоответствующим штатному диаметром центровочного отверстия можно установить на автомобиль только в случае, если это центровочное отверстие больше штатного. Если оно меньше – от такого диска придется отказаться – никакая расточка в данном случае неприемлема, поскольку при этой расточке неизбежен перегрев диска, что приведет к изменению физических характеристик материала, из которого он сделан (подробнее о том, как нельзя ремонтировать диски).

Для правильного выбора центровочных колец Вам понадобится всего два размера – диаметр центровочного отверстия желаемого к установке диска (DIA), а также диаметр посадочного отверстия штатного диска. Первый параметр указан на самом диске (подробнее о маркировке колесных дисков), второй же Вы можете либо также посмотреть на штатном (родном) диске от Вашего автомобиля (например, если у Вас сохранилась «родное» запасное колесо), либо же посмотреть в документации на автомобиль. При этом, первый диаметр будет соответствовать внешнему (посадочному) диаметру центровочного кольца, второй – внутреннему.

Следует заметить – никаких отклонений в данном случае быть не может – нужно абсолютно точное соответствие, иначе смысл установки центровочного кольца полностью теряется.

Пластик или алюминий?

Если вспомнить о том, что главным и единственным предназначением центровочного кольца является обеспечение точности посадки колеса на ступицу, и при этом в процессе эксплуатации автомобиля нагрузка на центровочное кольцо отсутствует (благодаря все тем же конусам на крепежных болтах (гайках)) – материал, из которого сделаны центровочные кольца, при первой установке колеса на ступицу, особенной роли не играет. Важно понимать, что несколькократное снятие и установка колеса сами по себе создают некоторую нагрузку на кольцо, а потому в случае, если оно сделано из пластика – существует достаточно высокий риск деформации и, как следствие, потери основной его эксплуатационной характеристики – точности размеров.

При этом, пластиковые центровочные кольца, предлагаемые в продаже в шинных центрах, во-первых, отличаются достаточно низкой стоимостью (в сравнении с алюминиевыми), а также обычно выполнены из достаточно твердого пластика. Поэтому, на несколько снятий-установок этих колец должно хватить, кроме того, их низкая цена позволяет купить и возить в багажнике несколько штук «про запас». Таким образом, если для Ваших условий (штатный и фактический диаметры цетровочного отверстия) существуют и продаются пластиковые кольца, сделанные в заводских условиях проверенным производителем – для Вас нет никакого смысла искать и переплачивать за кольца из какого-либо другого материала.

Значительно сложнее случаи, когда точно подходящих по размерам колец нет в продаже (бывает достаточно часто). В этом случае Вам придется заказывать кольца нужных размеров – для этого нужно просто найти хороший и исправный токарный станок, имеющий небольшие допуски точности. Материал, из которого будут изготовлены кольца не так критичен – это может быть и алюминий и любой другой сплав. Важно, чтобы материал этот был мягче тех, из которых сделаны диск и ступица – в этом случае, при неправильной установке колеса на диск (например, если болты затягиваются пневмогайковертом), пострадает кольцо, а не диск и не ступица. Важно также понимать, что металлические кольца, несмотря на то, что значительно крепче пластиковых, не могут считаться вечными. А поэтому, Вам придется все-таки иметь в багажнике несколько запасных центровочных колец, и каждый раз, при установке колеса на автомобиль, нужно проверять посадку колеса на ступице – люфта в вертикальной плоскости никакого быть не должно.

Нередко мы ставим на автомобиль не оригинальные, а универсальные колесные диски, или подходящие от других моделей и марок. Но иногда параметры крепежных отверстий, вылета, ширины и прочего совпадают, а вот центральное отверстие, «дырка» – больше, чем надо. Многие пребывают в уверенности, что диаметр ступицы и «дырки» в диске должны строго совпадать и покупают так называемые «центровочные кольца» – совершенно бессмысленный аксессуар.

П ри вдумчивом изучении вживую крепления колесного диска к ступице конусными болтами (или конусными или полусферическими гайками — неважно) почти любой технарь понимает, что центровочные кольца — совершенно бессмысленная деталь. Но не всегда это удается объяснить на словах, без «наглядной демонстрации». Поэтому давайте посмотрим на несколько простейших, но вполне доходчивых схематичных картинок.

Поскольку у штатного оригинального диска центральное отверстие обычно совпадает по диаметру с выступающей частью ступицы, многие думают, что равенство этих диаметров — обязательный и необходимый фактор. Но это не так! Центральное отверстие и его диаметр не играют совершенно никакой роли в центровке и фиксации колеса. Колесо центрируется и фиксируется только конусной частью болтов, и ничем иным.

Читайте также:  Где производят фольксваген поло седан

Вот мы ставим штатный диск (диаметр его центрального отверстия совпадает с диаметром выступающей части ступицы) на ступицу и затягиваем болты с конусами (с конусными гайками все обстоит точно так же). Колесо село на свое место безупречно, тут никаких вопросов нет.

Теперь для сравнения на одной картинке рядом — диск с «дыркой» штатного диаметра и диск с увеличенной «дыркой»:

Вот центровочное кольцо на своем месте, и создается иллюзия, что это необходимая деталь.

Теперь берем диск с отверстием нештатного, увеличенного размера, и ставим на ступицу без центровочного кольца. Неидеально, со смещением:

Затягиваем болты спокойно, равномерно, крест-накрест ручным ключом — без пневмогайковерта, способного иногда перекосить диск. Конусы болтов входят в конусы отверстий, и колесо автоматически встает строго по центру ступицы вне зависимости от наличия или отсутствия центровочного кольца и вне зависимости от диаметра центральной «дырки» в диске, которая может быть любой!

Важно отметить, что центровка конусами (или полусферами) — это старый, проверенный и очень часто применяемый в самых разнообразных механизмах прием, и в случае c колесами он использован в полной мере. Центровка диска центральным отверстием не дополняет конусный крепеж, она просто не предусмотрена инженерами, которые проектировали автомобиль!

Впрочем, помимо центровки «сферически в вакууме» популярный миф о центровочных колечках затрагивает поведение колеса в движении. Многим кажется, что из-за пустоты в том месте, где якобы должно находиться центровочное кольцо, диск может сместиться относительно ступицы от воздействия массы машины и езды по неровностям. Что появится дисбаланс, биение. И, соответственно, они ошибочно считают, что кольцо выполняет не только центрирующую, но и опорную роль.

Это еще более чудовищное заблуждение, которое легко развеивается, стоит только представить себе воздействующие (теоретически!) на центровочное кольцо силы, если бы оно выполняло опорную роль.

Из чего изготавливаются кольца? Из тоненького пластика или алюминия. То есть, из чрезвычайно мягких и пластичных материалов, категорически неспособных держать нагрузки, даже отдаленно сходные с теми, которые испытывает колесный диск в движении!

Теперь, помня о мягкости материала центровочного кольца, посмотрим на колесный диск в его естественном положении и предположим, что на кольцо воздействуют обозначенные стрелками силы.

Это чудовищные силы, приложенные к очень небольшой площади. Если бы проставка из пластикового колечка на самом деле выполняла хоть малейшую опорную роль, она должна была быть выполнена из прочной стали. А пластик или алюминий на первых же нескольких кочках серьезно бы деформировало — так, что повреждения нельзя было бы не заметить невооруженным глазом.

Однако после любого пробега даже хилая полиэтиленовая проставка не несет на себе никаких следов давления и ударов! Причина (вынуждены повторить в очередной раз) в том, что центруют и держат колесо исключительно конусные поверхности болтов, и не что иное. Роль кольца равна нулю, оно не влияет ни на биения колеса, ни на прочность крепления.

Поэтому смело приобретайте и ставьте нештатные колеса, если они устраивают вас по цене и подходят по всем размерным параметрам, кроме диаметра центрального отверстия. Никакие «центровочные кольца» для компенсации увеличенного отверстия вам не нужны!

А когда центровочные кольца все же нужны?

Упс… Вот так вот – внезапно…

Да, как ни странно, бывают ситуации, при которых центровочные кольца все же имеют пользу. Роль они все равно играют не несущую, но в процессе монтажа колеса важны.

К примеру, нельзя не отметить специфический крепеж дисков без конусов. Не сказать, что такое часто встречается, но самый простой и лежащий на поверхности пример – штатные штамповки Газели.

Поверхность диска с отверстиями под крепеж – плоская, гайки – плоские, а центровка – по ступице… Вряд ли кто-то встанет перед проблемой поиска нештатных аналогичных штамповок на «Газель», ибо ее диски недефицитны, но теоретически, при установке колес с увеличенной «дыркой» центрующая проставка была бы необходима.

Еще один, но не последний пример. В природе существуют хитрые болты крепления колес – со скользящими эксцентрическими конусами. Это тюнинговый аксессуар, позволяющий совместить ступицу и колесо с разной разболтовкой без заваривания и пересверливания отверстий и без «блинов», меняющих вылет. Например, поставить на ступицы 4х98 колеса 4х100. Такие хитрые болты – не самое лучше техническое решение, но, тем не менее, оно существует и иногда используется. Чтобы с такими болтами смонтировать без перекоса колесо, диаметр центрального отверстия которого больше ступицы, крайне желательно использовать центрирующее кольцо.

Содержание

Преимущества

Как подобрать проставочные кольца

Пластик или алюминий

Рекомендации

Покупая универсальные стальные диски на свою машину, позаботьтесь о таком важном моменте, как центровочные кольца для литых дисков.

Сделать свой автомобиль непохожим на остальные не составляет особого труда. Необязательно предавать машину кардинальным изменениям: вешать обвесы, наносить рисунки или красить в неоновый цвет. Достаточно заменить обычные диски стальными, и ваше авто преобразится. Благодаря огромному количеству форм и дизайнов, вы обязательно подберете литые диски по своему вкусу.

Производителям невыгодно изготавливать колесные диски под каждую марку машины, поэтому они выпускают их с чуть большим центральным отверстием, чем имеют штатные модели. Разница всего в несколько долей миллиметра дает возможность сделать универсальные диски.

Центровочные кольца для литых дисков

Не спешите поддаваться уговорам продавцов автомагазина, утверждающих, что ничего страшного не произойдет, если просто надеть такие диски на машину и туго закрутить конусные болты. Диск должен прочно сесть на ступичный цилиндр. Если есть хоть малейший зазор, это приведет к преждевременному износу резины, болты могут открутиться, и вы потеряете колесо во время движения. Так происходит быстрый выход из строя подвески.

Читайте также:  Кия спортейдж или соренто

Для того чтобы вышеуказанных проблем не возникало, придумали так называемые центровочные кольца. Они выступают в роли стельки или прокладки, между диском и ступицей, позволяя точно подогнать центральное отверстие под вашу машину. Конусы с задачей отцентровки самостоятельно не справятся, они несут функцию перераспределения нагрузки от вращающегося колеса, беря ее на себя со ступицы и колесного диска.

Последствия, возникающие при несоответствии диаметра ступицы и посадочного отверстия диска:

  • биение руля при скорости авто выше 80 км/час;
  • неравномерная изнашиваемость резины;
  • отвинчивание гаек и болтов;
  • управляемость автомобиля гораздо хуже;
  • быстро приходят в негодность механизмы подвески, амортизаторы, рулевая рейка.

Центровочные кольца

Преимущества

Проставочные кольца для литых дисков имеют ряд преимуществ:

  • Увеличение безопасности вождения, благодаря правильному положению всех механизмов. Не происходит большой нагрузки на крепежные элементы, которые могут повредиться или открутиться.
  • Подвеска, подшипники ступицы и звукоизоляционные механизмы перестают вибрировать, что предотвращает их от преждевременного износа.
  • Устраняется биение руля, которое происходит при несоответствии установленного диска. Это заметно на высоких скоростях движения авто.
  • Не нужно часто ездить в автосервис балансировать колеса, что существенно экономит средства.
  • Центрирующие кольца для литых дисков имеют огромное значение для работы систем и механизмов транспортного средства и предотвращают аварийные ситуации.
  • Кольца для автомобильных дисков изготавливаются из различных материалов. Самым популярным является пластик. Преимущество их заключается в низкой цене. Приобрести их можно в любом автомагазине или на рынке.

Главным преимуществом такого приспособления является повышение безопасности. Это основное, что должно убедить каждого автовладельца внимательно отнестись к этому нюансу. Вы сбережете жизнь и здоровье себя и пассажиров.

Пластиковые центровочные кольца

Как подобрать проставочные кольца

Купив новые диски и убедившись в том, что вам действительно необходимы центрующие кольца для литых дисков, внимательно изучите, как нужно правильно подобрать их для вашего авто.

Имейте в виду, что кольца нужны только в том случае, когда диаметр вала меньше диаметра ступицы. Их нельзя подвергать расточке, так как при этом снизятся их качественные показатели и уменьшится прочность, что недопустимо. Для большего диаметра кольца не подойдут.

Существует несколько правил, следуя которым вы подберете правильные диски:

  1. Сверяем диаметр отверстия центровочного и колесного диска. Если она составляет 0,5–1 мм, диски подходят, а зазор устраняется постановкой центровочного кольца, штатные диски имеют идеальный размер и подходят по умолчанию;
  2. Материал изготовления колец должен быть качественным, если они произведены из металла, то он должен быть мягче деталей диска и ступицы.

Чтобы правильно подобрать проставочные кольца, вам необходимо знать диаметр ступицы и посадочного отверстия.

Все это можно найти либо в правилах эксплуатации вашего автомобиля, либо обращая внимание на маркировку.

Замер диаметра посадки

У металлических колец выше срок службы, они дороже и имеют свойство окисляться. Пластиковые стоят недорого, быстрее выходят из строя, подвергаются деформации.

Учитывая все свойства и особенности тех или иных колец, вы сможете сделать правильный выбор. Главное, помнить основное – если вы приняли решение установить на свое транспортное средство нештатные литые диски, установка центрующих колец обязательна.

Пластик или алюминий

Владельцы транспортных средств часто задумываются о том, какой же материал предпочтительнее для центровочных изделий. Изготавливают их из следующих материалов:

И одни и другие имеют свои преимущества и недостатки. Пластиковые изделия стоят дешевле, поэтому не составляет труда купить сразу пару комплектов, для того, чтобы под рукой всегда лежала замена. Алюминиевые изделия прослужат вам дольше.

Мы уже говорили о том, что центровочные кольца служат своего рода прокладкой, которая компенсирует зазор, возникший в результате несовпадения размеров ступицы и центрального отверстия литого диска. Никакой нагрузки кольцо не испытывает, поэтому можно поставить пластиковую деталь.

Центровочные кольца для литых дисков из алюминия

Выбирая материал, учтите момент, как часто вы будете менять колеса. Чем чаще замена, тем быстрее происходит износ, а это, в свою очередь, влияет на точность посадки.

Выбранные пластиковые детали должны быть качественными, изготовленными проверенного производителя. Это убережет от товара низкого качества и проблем в будущем. Алюминиевые кольца с легкостью выдерживают многократное снятие колес, поэтому прослужат гораздо дольше.

Как видим, нет абсолютно никакой разницы, из какого материала изготовлены центрующие кольца для литых дисков. Одни дешевле, другие долговечнее. Но это касается только случаев, когда кольцо идеально подходит по размерам. Если подходящих не нашлось, можно изготовить их своими руками. Для этого понадобится алюминий (другой металл или сплав) и токарный станок. Материал, из которого будут произведены проставочные кольца, обязательно должен быть мягче материала ступицы и диска. Внимательно следите за размером, даже самая незначительная погрешность приведет к биению руля и поломке автомобиля.

Центрующие кольца своими руками изготовить совсем несложно, главное, учитывать важные нюансы при изготовлении.

Рекомендации

Для того чтобы сделать свою продукцию максимально универсальной, производители производят модели, подходящие для разных марок автомобилей. Это приводит к тому, что возникают неточности в размерах и плохая посадка детали.

Центровочные кольца 64.1-57.1

Посадка должна быть максимально точной, не допускающая даже малейших зазоров. Неточность приведет к порче механизмов и повышенной аварийности.

Неважно, из какого материала изготовлены центрирующие кольца. Главное, следить за их состоянием и вовремя менять.

Перед тем как установить алюминиевые кольца, смажьте их и ступицу смазкой (можно использовать графитовую), чтобы избежать прикипания. Профессиональный подбор колесных дисков принесет вам удовольствие от шикарного вида автомобиля и спасет от аварийных ситуаций на дорогах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *