Чем отличается метан от пропана на авто

Общая информация

Историческая справка

Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах. К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.

Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.

Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».

Пропан

Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер. Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.

Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.

Метан

Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса. Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.

Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе. Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.

Сравнение метана и пропана

Общие преимущества газов в топливе

Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.

  • Более низкая цена относительно бензина;
  • Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
  • Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
  • В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.

Общие недостатки газов в топливе

Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.

  • Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
  • Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
  • Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.

Основные различия метана и пропана

Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.

  • По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
  • По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
  • Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
  • Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
  • Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
  • Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
  • Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.
Читайте также:  Шевроле нива блок реле и предохранителей

Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана

Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.

Фактор Пропан Метан
Стоимость ГБО Низкая Высокая
Относительно дешевле бензина 1,8-2 раза В 3 раза дешевле
Расход относительно бензина (на 10 литров) 11-11,5 литров 8-8,5 кубов
Вес среднего баллона 20-30 кг 60-125 кг
Запас топлива на средний комплект (километров хода) 600-1000 км 250-350 км
Взрывоопасная концентрация в воздухе 2,1% 4,4%
Вредное влияние на детали двигателя высокое низкое
Сжатие в баллоне 10-15 атмосфер 200-250 атмосфер
Экологическая безопасность Высокая Полная
Падение мощности двигателя относительно бензина 5% 20-30%
Октановое число 100 110
Доступность заправок Почти равно бензиновым По 1-2 на крупный город

Вывод

Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.

Постоянное повышение цены на бензин способствовало повышению актуальности нового вида топлива — газового. Его стоимость в разы отличается от бензина и дизеля. Не пугает даже высокая стоимость оборудования, которое необходимо устанавливать на автомобили. Экономия оказывается «на лицо» и затраты на покупку и установку оборудования окупаются за короткое время, в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля.

Перед каждым автовладельцем, который решился перейти на газовое топливо, стоит непростой вопрос: какому топливу отдать предпочтение: метану или пропану. Сегодня мы будем разбираться с этой дилеммой.

Сравнение двух видов топлива

Для начала стоит немного ознакомиться с каждым из этих видов топлива, чтобы каждый из вас имел представление об объектах нашего разговора. После этого уже сможем выбирать ГБО на метане или пропане.

Пропан — это представитель класса алканов. Получается он в процессе переработки нефти и выделяется из газа природного происхождения. Чтобы получить топливо на основе пропана, к нему добавляется этан и бутан. Сжиженная газовая смесь заправляется в баллоны, давление которых находится в пределах 10-15 атмосфер.

Пропан тяжелее воздуха, может взрываться при достижении уровня концентрации в воздухе отметки 2,1%. В составе этого газа имеется высокое количество примесей, различного рода веществ, масляных составляющих. Поэтому необходима сложная фильтрация и качественная очистка. В быту такой газ используется в зажигалках.

Метан — это представитель простейших углеводородов. Он легче, чем воздух, плохо растворяется в воде. Добывается из подземных месторождений. После добычи обязательно проходит фильтрацию и насыщается одорантами, поскольку в чистом виде не имеет запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается, помещается в прочные баллоны, которые обладают большим весом.

Чтобы метан взорвался, его концентрация в воздухе должна достичь 4,4%. Этот газ очень летучий, легко уносится потоками воздуха, поэтому высокая концентрация возможна только замкнутых пространствах. Метан ценится за доступность и чистоту. В быту метан используется в газовых плитах и котлах.

Отличия ГБО метанового от пропанового

Разница ГБО пропана и метана существенная. Оборудование для каждого из этих видов топлива требуется совершенно разное. Отличия касаются всех деталей, из которых состоит ГБО. Рассмотрим отличия в редукторах:

  1. Редуктор для пропана обладает толстыми стенками. Его структура состоит из двух камер, что позволяет сначала испаряться газу, а затем понижаться давлению.
  2. Редуктор с метанового оборудования имеет трёхкамерную структуру. Материал используется с повышенной прочностью, поскольку рабочее давление находится на высоком уровне.

Отличия затрагивают также и баллоны. Существуют цилиндрические и тороидальные баллоны.

  1. Метан можно заправлять только в цилиндрические баллоны. В таких конструкциях отсутствуют швы, что повышает их прочность. Метановые баллоны толстые соответственно, более тяжёлые.
  2. Пропан может заправляться в баллоны любой формы. Одним из отличий таких баллонов является их объём. Максимальный объём тороидальных конструкций находится на отметке 94 л., цилиндрические выпускаются до 200 л.

Расход газа и окупаемость

Отличия в расходе у метана и пропана несущественные. На 100 км. пропана уходит до 11 литров. Если устанавливать оборудование 5 поколения, то расход снижается до 9 литров. Метана на 100 км. уходит около 10 кубических метров. Если в автомобиле установлен большой баллон, то запас хода получается внушительным.

Окупаемость напрямую зависит от частоты и интенсивности использования автомобиля, дальности поездок. Метан стоит дешевле, но установка ГБО требует больших затрат. Пропан более дорогой, но и ГБО для него более доступное. Многие интернет-сервисы предлагают воспользоваться онлайн-калькуляторами. В соответствующие поля вводятся параметры, которые относятся к конкретной ситуации. На основании этой информации программа делает расчёты, и пользователь видит реальный срок окупаемости.

Безопасность использования

Вопрос безопасности является далеко не последним критерием, когда определяется что лучше: газобаллонное оборудование на метане или пропане. Каждый водитель должен думать о своей безопасности, своих пассажиров и окружающих его автовладельцев. Безопасность топлива определяется по нескольким критериям:

  1. Температура возгорания:
  • для паров бензина 170-250 градусов;
  • для пропана 365-450 градусов;
  • для метана 536-600 градусов.
  1. Давление в газовом баллоне определяет показатель взрывоопасности:
  • метан помещается в прочные баллоны, которые редко повреждаются во время ДТП, но они занимают много места и имеют большой вес;
  • пропан располагается в более лёгких баллонах, которые могут легко повредиться при ДТП, требуют постоянной проверки и контроля.
  1. Экологическая безопасность — критерий, который постоянно набирает актуальность и становится с каждым годом более значимым для мировой общественности:
  • метан является абсолютно безопасным для экологии;
  • пропан имеет высокий уровень экологической безопасности.
Читайте также:  Электронный блок управления ваз 2115

Если водитель будет придерживаться несложных правил безопасности, то использование газового топлива не будет для него опасным:

  • перед каждой поездкой проверяется герметичность всех соединений, о нарушении которой будет свидетельствовать неприятный запах;
  • постоянно проверяются крепления баллона и трубопроводов;
  • освидетельствование газового оборудования должно проводиться регулярно, без задержек;
  • баллон не заправляется до предела, 80% — максимальный показатель.

Если правила безопасности будут соблюдены, то использование газового топлива не станет источником опасных ситуаций. По сравнению с бензином и пропан, и метан являются более безопасными видами топлива, особенно если используется газовое оборудование 4 и 5 поколения.

Цена установки

Именно в этом пункте скрывается главное отличие метана и пропана. На стоимость установки оказывает влияние много разных факторов:

  • тип ГБО (пропан/метан);
  • поколение оборудования;
  • производитель ГБО;
  • характеристики авто (класс, возраст).

Среди водителей и мастеров по установке пользуются популярностью ГБО на метане и пропане от следующих производителей:

  • Lovato, Tomasetto, BRC из Италии;
  • польские STAG и Valtek;
  • Guther родом из Франции;
  • Prins поступает из Нидерландов;
  • литовская Tamona.

При выборе поколения, к которому относится оборудование, присутствуют некоторые нюансы:

  • владельцам карбюраторных машин можно выбирать оборудование второго поколения, его цена будет варьироваться в пределах 300 евро;
  • инжекторные машины с металлическим впускным коллектором могут оснащаться оборудованием только 2 и 4 поколения;
  • пластиковый коллектор на инжекторных машинах позволяет устанавливать ГБО только 4 поколения.

Газовое оборудование на пропане 4 поколения может иметь разную стоимость. Определяется она количеством цилиндров и производителем. Например, 4 цилиндра STAG предлагает купить за 300 евро, 8 цилиндров уже будут стоить 640 евро. Те же 4 цилиндра от BRC обойдутся в 620 евро, а за 8 цилиндров придётся выложить 1150 евро. Установка может длиться от 4 до 12 часов.

Метановое оборудование обходится автовладельцам дороже. Например, за метановое ГБО 3 поколения от Tartarini придётся отдать 586 евро. За аналогичное оборудование 4 поколения просят 800 евро. Дальше 4 поколения метановое оборудование развиваться не может.

Пропановое оборудование устанавливает большое число СТО, здесь присутствует здоровая конкуренция и водитель может сэкономить за счёт акционных предложений и дополнительных услуг. С метановым оборудованием работает немного компаний. Возможно, в небольшом городе и не найдётся таких специалистов.

Действие на мотор

Прежде чем поставить на автомобиль ГБО, каждый автовладелец задумывается о влиянии такого топлива на двигатель. Никому не хочется заниматься дорогостоящим ремонтом, сэкономив на топливе. Экономия в этом случае получится сомнительной. Можем сказать одно: и метан, и пропан оказывают щадящее воздействие на мотор и все внутренние узлы машины по сравнению с бензином. Приведём несколько основных моментов, которые будут играть в пользу ГБО:

  • масло с цилиндров не смывается при использовании газа, что продлевает срок их службы;
  • отсутствие детонации мотора за счёт высокого октанового числа у метана и пропана, чем у бензина;
  • отсутствие сажи при сгорании газа продлевает срок службы свечей.

Оба газа действуют на мотор одинаково, в этом между ними отличий нет.

Заправка и запас хода

Проблемы возникают с заправкой. Количество АЗС, которые предлагают пропан, не особенно отличается от бензиновых заправок. Даже в небольших городах присутствуют газовые заправки с пропаном. Метан можно заправить только за пределами большого города. В небольших городах такие АЗС вообще не строятся. Суть такой проблемы заключается в необходимости использования сложного оборудования для заправки метаном, которое стоит немало.

Каждый автовладелец должен самостоятельно сделать свой выбор. Мы можем сказать лишь одно:

  • пропан и метан однозначно выгоднее бензина, на автомобиль они оказывают более щадящее действие;
  • пропан дороже, но оборудование для него дешевле;
  • метан стоит дешевле, но оборудование выходит существенно дороже, чем в случае с пропаном;
  • оба вида топлива являются безопасными для водителя и экологии;
  • пропан доступен в любом городе, за метаном придётся ездить на окраину города.

Метан или пропан на авто, что лучше – этот вопрос всегда задаёт та категория водителей, которая решила перейти на альтернативные источники топлива. Попытаемся разобраться какой газ лучше для автомобиля. Выясним слабые и сильные стороны оборудования, сделаем соответствующие выводы.

Сравнение двух видов топлива

Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:

  • Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
  • Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).

Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.

Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:

  1. Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
  2. Финансово экономические выгоды.
  3. Характеристики мотора.
  4. Безопасность.
  5. Наличие заправочных станций.
  6. Вопросы, касающиеся экологии.

Отличия ГБО метан от пропанового

Стоимость и установка газобаллонного оборудования работающего на пропане обойдётся дешевле, нежели монтаж ГБО на метане. Цифры впечатляющие, разница в цене может составить колоссальный разрыв. Например пропановая газовая установка 4 поколения на легковое авто в среднем может стоить от 25-35 тыс. рублей. Аналогичное метановое оборудование на тот же автомобиль обойдётся в самом дешёвом варианте от 60 тысяч рублей. С коммерческим транспортом всё ещё сложнее.

Читайте также:  Крутые марки машин список

Основной вклад в отличие вносит цена на газовые баллоны и их установку. А если этот факт применить к мощным машинам или грузовым, где ставят не один и не два баллона, то переоборудование обойдётся в круглую сумму.

Так как газ метан сжимается под большим давлением, для его транспортировки требуются толстостенные, тяжёлые ёмкости. К тому же метановые сосуды имеют только цилиндрическую форму, что может затруднить выбор места под установку и занять полезный объём багажного отделения. В отношении массы есть альтернативное решение – композитные баллоны разных размеров, но цена их слишком велика (к примеру, сосуд на 80 литров будет стоить от 35 000 рублей в комплекте с запорной арматурой и крепежом).

Пропан в этом плане выгоднее – существует огромный выбор относительно лёгких, дешёвых тороидальных (в нишу запасного колеса) или цилиндрических баллонов.

Также отличаются газовый редуктор, топливные магистрали (для метана ставят металлические с защитным покрытием, опять же из-за давления). В пропановом ГБО применяется медь или пластик. С КПГ редуктором ставится манометр для контроля давления и как опция, электронный датчик с выводом индикации в салон — топливомер газа.

Своё заправочное устройство у метанового оборудования. В остальном газовые системы схожи.

Расход газа и окупаемость

Сравнивая и выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, метан или пропан, в первую очередь считают срок окупаемости оборудования.

По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.

  • цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
  • пробег за месяц 3000 км.;
  • автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
  • стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.

Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.

Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.

1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км. пробега;

2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес. или – 7,22*3000=21661 км.

Влияние газомоторного топлива на двигатель

Газ в двигателе сгорает медленнее бензина, так как октановое число метана 120, а пропан-бутановой смеси около 105. По этой причине появляются температурные нагрузки на выпускной тракт, потеря мощности и завышенный расход горючего.

Решаются эти проблемы с установкой вариатора опережения угла зажигания (на некоторых марках делается прошивка контроллера ГБО). Рекомендуется установка на метан и на пропан.

По многочисленным отзывам водителей, как не настраивай авто на метане, всё равно динамические характеристики мотора снижаются примерно на 10%.

Преимуществом метана, также является тот факт, что сам по себе газ на много чище СНГ. Соответственно газовое оборудование проще и дешевле в обслуживании. К тому же при зимней эксплуатации нет проблем с замерзающим конденсатом. Недостатком будет меньшее количество СТО занимающихся КПГ. С пропаном ситуация обратная.

Безопасность

При утечке пропана газ концентрируется по низу, с этой точки он более пожароопасен. Метан же напротив очень быстро растворяется в воздухе. Но если утечка происходит на открытом пространстве можно не переживать. В закрытом помещении – жди беды.

Многочисленные рассказы о взрыве метановых баллонов, имеют место быть, но эти случаи во многом происходят из-за не своевременного контроля установленного оборудования и игнорирование требований по переосвидетельствованию емкостей.

Заправка и запас хода

На метане дальние загородные поездки противопоказаны – это правда. Заправочные комплексы АГНКС – скорее экзотика, нежели реальность. Их катастрофически не хватает и расположение неудобное. А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода).

При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса. Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ). Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле.

Пропановая сеть АГЗС весьма разветвлённая, заправиться можно практически в любом месте. Вот только качество СНГ часто оставляет желать лучшего.

Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.

Экология

Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет. Он гораздо чище конкурента, у которого содержится достаточно большое количество вредных примесей. При сгорании метана почти полностью отсутствуют загрязняющие окружающую среду вещества. В современных мегаполисах этот вопрос очень актуален.

Заключение

Безусловно, что после сравнения видов газового топлива выбор остаётся за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет, какое газовое оборудование лучше выбрать, ведь всё очень индивидуально. Ко всему прочему перечисленные показатели зависят от ряда факторов:

  • поколения оборудований;
  • правильность и своевременность регулировки, обслуживания установки;
  • манера вождения транспортного средства;
  • климатические, а также географические условия эксплуатации.

Сравнительная таблица основных отличий метана от пропана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *