Черный дым из выхлопной трубы дизель причины

Содержание

На дорогах часто можно встретить автомобили, дымящие черной копотью. Обычно коптят тяжелые грузовики. Но нередко этому подвержены и легковые автомобили, оснащенные дизельным мотором. Черный дым из выхлопной трубы дизеля владельцу ничего хорошего не сулит. Но если среагировать вовремя, можно уберечь мотор от тяжелых последствий. Давайте узнаем, в чем причины копоти из трубы и как устранить дефекты. К появлению дыма следует относиться внимательно, а неисправности должны устраняться вовремя, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.

О природе выхлопных газов

Цвет и густоту отработавших газов можно сравнить с человеческим дыханием. Когда организм здоров, то он выдыхает чистые пары. Если автомобиль исправен, то в результате сгорания топлива образуются вода и углекислый газ.

Типовые причины дымности дизельных ДВС

Если дизельный силовой агрегат коптит густым дымом черного цвета, то это говорит о неполадках, которые зачастую связаны с потреблением горючего. Не стоит игнорировать проблему. Если идет черный дым из выхлопной трубы дизеля, то это обязательно сопровождается значительным расходом топлива, нестабильным поведением мотора во всем диапазоне его оборотов, существенной потерей мощности.

Особенно хорошо эту черноту можно заметить зимой на белом снегу. Нередко дымность повышается при резких ускорениях.

Среди типичных причин можно выделить несколько самых распространенных для дизельных моторов. Так, первая причина связана с форсунками. Они переливают горючее в камеры сгорания. Также дымность повышается из-за неправильной регулировки или неисправности ТНВД, неверной настройки угла опережения впрыска ТНВД. В случае с турбированными двигателями черный дым может говорить о неполадках компрессора. Возможен засор в воздушном фильтре, либо появилась утечка масла из-за негерметичности соединений. Также среди причин можно выделить низкую компрессию, неверно установленный ремень ГРМ или забитый сажевый фильтр. Последний выполняет ту же функцию, что и катализатор на бензиновых авто.

Еще одна причина черного дыма из выхлопной трубы дизеля – это некачественное топливо. Сейчас это часто встречается на многих заправках. Горючее низкого качества не только провоцирует клубы черного дыма, но и представляет серьезную угрозу для двигателя. Именно из-за некачественного топлива выходят из строя важные агрегаты. В основном страдают форсунки, насос высокого давления, фильтры.

Еще среди типовых причин можно выделить забитый интеркулер, неисправный катализатор или ДМРВ.

Дымность и низкая компрессия

В бензиновом ДВС смесь топлива и воздуха воспламеняется за счет искры, которая генерируется свечой зажигания. В дизельных моторах процесс воспламенения осуществляется за счет создания высокого давления в цилиндре. Если сила сжатия будет недостаточной, двигатель будет плохо заводиться. Но это еще не все. При недостаточном давлении топливо не будет сгорать полностью. От этого и образуется черный выхлоп. Чаще всего клубы дыма можно увидеть при резком разгоне, а также сильном нажатии на педаль акселератора.

Низкая компрессия доставляет большое количество проблем в зимний период времени. Запустить такой двигатель, находящийся "при смерти", даже при температурах около нуля градусов без применения дополнительных подогревающих устройств практически невозможно.

Если мотор имеет низкую компрессию, тогда температура в конце такта сжатия в цилиндрах будет меньше, чем положено. Горючая смесь, даже если она подается вовремя, не будет воспламеняться. Если мотор имеет хотя бы два цилиндра, где компрессия в норме и мотор удалось завести, цилиндр с низкой компрессией все равно может не функционировать. После прогрева температура в моторе поднимется и на цикле сжатия будет уже достаточной, чтобы смесь воспламенялась.

Повышенная дымность из-за неполадок турбин

Когда турбина по каким-то причинам не нагнетает нужное количество воздуха, при котором топливная смесь могла бы сгорать полностью, появляется черный дым из выхлопной трубы. Турбо-дизели тоже этим страдают. Дым хорошо заметен при перегазовках. Если в турбину попало масло, тогда можно увидеть выхлоп сизого цвета.

Если нарушена герметичность впускного тракта, то по причине подсоса воздуха нарушается соотношение количества топлива и кислорода. Мотор начинает работать с перебоями. Среди причин, по которым возникает подсос воздуха, стоит выделить поврежденные патрубки, повреждения хомутов и их недостаточную затяжку.

Дымность и недостаток воздуха

Силовой агрегат коптит и потребляет огромное количество топлива из-за переобогащенной смеси. Вариантов может быть два. Проблема связана с переливающими форсунками либо с недостаточным количеством воздуха.

Почему мотору не хватает воздуха? Зачастую двигателю не хватает кислорода по причине забитого воздушного фильтра. В процессе эксплуатации автомобиля эти элементы забиваются пылью и грязью. Но также случается, что засорены каналы впускного коллектора. К проблемам недостаточного количества воздуха также приводят:

  • Нештатные режимы работы клапана рециркуляции отработавших газов и дроссельной заслонки.
  • Неправильные зазоры клапанов в ГРМ.
  • Неверно выставленные метки в системах газораспределения.

Продиагностировать воздушный фильтр очень легко – нужно просто достать его из корпуса. Стоит заметить, что менять фильтрующие элементы следует по регламенту производителя автомобиля. Зачастую это 10-30 тысяч километров (на легковушках и грузовиках соответственно).

Сажевый фильтр

Еще одна довольно популярная причина появления черного дыма дизеля – засоренный сажевый фильтр. Сейчас эту деталь устанавливают не только на большие моторы для грузовых автомобилей, но и на современные дизельные ДВС для легковых машин.

Стоимость нового сажевого фильтра достаточно высока – от 60 тысяч рублей. Большинство автовладельцев предпочитают не менять, а удалить данный элемент выпускной системы. Однако, если удалить сажевый фильтр физически, ЭБУ выдаст ошибку. В СТО при удалении фильтра выполняется также и перепрошивка электронной системы. Зачастую удаление фильтра помогает полностью решить проблему черного дыма из выхлопной трубы дизеля.

Неполадки в топливной аппаратуре

Как показывает практика ремонта дизельных моторов, основные причины, по которым ДВС работает неправильно и дымит, – это форсунки, а также ТНВД. Среди популярных неисправностей форсунок можно выделить их засор. Из-за топлива низкого качества нарушается факел распыления и форсунка больше не распыляет, а льет дизельное топливо.

Кроме этого, оно может сгорать не полностью по причине неверно установленного угла впрыска. Это особенно вредно для мотора, когда угол чрезмерно ранний. Если длительно эксплуатировать машину с таким ранним углом, то могут выйти из строя элементы цилиндропоршневой группы. В данном случае им приходится работать в условии слишком высоких нагрузок.

Не менее популярная причина, когда идет черный дым из выхлопной трубы дизеля, – неравномерная подача горючей смеси в камеры сгорания из-за изношенных плунжерных пар в топливном насосе высокого давления. По причине поздних углов впрыска мотор будет выпускать клубы черного дыма.

Современные дизельные двигатели оснащены различными электронными системами, которые управляют работой всех узлов, в том числе и топливной системой. Нередко именно электроника провоцирует черный дым из выхлопной трубы дизеля. Это происходит из-за неверных настроек в блоке управления, который формирует команды на чрезмерно большие порции горючей смеси. Еще причина может быть в датчиках.

Читайте также:  Сколько можно выпить водки сегодня

Как известно, черный дизель говорит о переобогащенной топливной смеси. Такая смесь подается в цилиндры из-за неверной регулировки подачи топлива на ТНВД, при изношенных форсунках, а также из-за изношенного регулятора оборотов в насосе.

При эксплуатации автомобиля ТНВД изнашивается. Внутри насоса все детали испытывают трение, при этом хороших смазок там попросту нет. В роли смазывающего вещества выступает дизельное топливо, а отечественная солярка смазывающих свойств практически не имеет. Если резко надавить на газ, то внутри ТНВД двигается рычаг, увеличивающий подачу смеси. Этот рычаг упирается на специальную опору. Ее положение задается всережимным регулятором оборотов. Поэтому быстро поднять количество топлива не выйдет. Водитель нажатием на газ только высказывает пожелание, а за рост оборотов отвечает регулятор. Как резко поднимутся обороты, зависит от того, насколько этот регулятор изношен.

При минимальном износе при резком трогании будет еле-еле заметен серый дым. При сильном износе двигатель выдаст клуб густого черного дыма.

Копоть и запуск на холодную

Многие владельцы дизельных авто жалуются, что мотор коптит на холодную. Некоторые специалисты утверждают, что проблема в ТНВД. Но это не совсем так. Некоторые уверены, что дым на холодную – это нормально. В цилиндры подается богатая смесь. По этому поводу переживать не стоит.

Черный дым и зажигание

Причина появления может быть нетиповой. Так, надежный мотор вдруг стал коптить. При выяснении почему дым начал образовываться, оказалось, что проблема заключается в системе зажигания. На некоторых моторах имеется система регулировки его угла с электромагнитным клапаном. Нередко этот клапан может закисать.

Если с датчиком все в порядке, он будет трещать. При обнаружении дыма датчик снимают. Если мотор больше не коптит, а мотор начал работать ровно, то датчик нужно заменить.

Синий дым и поздний впрыск

Нередко можно видеть и синий дым из трубы. Причина — в позднем впрыске. Считается, что это не страшно и не вредит двигателю. Зачастую это связано с сильным износом ТНВД.

Дизельный двигатель и белый дым

Этот тип копоти также называют сизым либо синим. Белый выхлоп появляется вследствие разрушенной турбины. Масло попадает непосредственно во впускной тракт. Из трубы пойдет дым, который многие часто принимают за белый. Однако запах этого выхлопа сразу проясняет его происхождение.

Самая серьезная причина образования белого выхлопа – это охлаждающая жидкость, которая попадает в цилиндры ДВС. Обычно барахлит какой-то один цилиндр. Эта камера сгорания может и не работать на холостых оборотах. ОЖ попадает в камеры сгорания из-за разрушенных прокладок во впускных коллекторах, из-за прогара прокладок ГБЦ и, что чаще всего встречается именно на дизелях, по причине трещины в ГБЦ. Если на головке имеется трещина, это можно продиагностировать по высокому расходу охлаждающей жидкости и ее ржавому цвету из-за постоянных перегревов двигателя.

«Коммон Рейл»

Здесь тоже наблюдаются проблемы с дымами. Большинство владельцев жалуются на выхлоп черного цвета.

Как выявить повышенную копоть?

Выяснить причину, почему валит черный дым из выхлопной трубы дизеля, автовладельцы могут и самостоятельно.

Как мы уже отмечали ранее, специалисты рекомендуют проверить состояние воздушного фильтра – элемент снимают и визуально оценивают его состояние. На моторах, оснащенных турбонаддувом, демонтируют патрубки, ведущие к турбине, – так можно оценить, в каком состоянии находится турбокомпрессор.

Для проверки элементов топливной системы на дизельных агрегатах рекомендуется обратиться к профессионалам. Современное топливное оборудование практически не поддается самостоятельному ремонту. Дело в том, что проверить состояние дизельных форсунок и их производительность можно только на специальных стендах.

Чтобы оценить дымность, применяют специальное оборудование – дымомер. Если автомобиль оснащен электронным блоком управления, выполняется компьютерная диагностика.

Заключение

Итак, мы выяснили все популярные причины появления копоти разных цветов. Если мотор запускается на холодную и при этом дымит, это нормально. А прочие проблемы можно легко решить своими руками. Но сложность в том, что черный дым из выхлопной трубы дизеля («Форд Транзит» не исключение) может говорить о совершенно разных поломках – от засоренного фильтра до плунжерных пар. Поэтому, если машина коптит, двигатель дергается или троит, лучше обратиться к профессионалам для диагностики.

При этом можно эксплуатировать автомобиль без особых последствий. Но ездить долго с ранним впрыском или неверно работающими форсунками нельзя: могут прогореть форкамеры, также возможно разрушение перемычек и обгорание поршней. А это уже серьезный и дорогой ремонт двигателя.

Увидеть на дорогах автомобиль, дымящий черной копотью, доводится нередко, особенно часто дымят такие грузовики как КАМАЗ или МАЗ.

Причины появления черного дыма из трубы глушителя

Если дизель дымит черным дымом, это означает только одно – у автомобиля имеются неполадки, связанные с расходом топлива. Такое дымление всегда сопровождается:

  • повышенным расходом горючего;
  • нестабильной работой двигателя на любых оборотах;
  • потерей мощности.

Очень хорошо чернота заметна зимой днем на снегу, часто в большом количестве идет черный дым при резком ускорении автомобиля.

Причин повышенной дымности может быть несколько:

  • форсунки переливают топливо в цилиндры;
  • неправильно отрегулирован или неисправен топливный насос высокого давления;
  • неверно выставлен угол опережения впрыска ТНВД;
  • неисправна турбина (в случае, если двигатель турбированный);
  • засорен воздушный фильтр;
  • низкая компрессия в цилиндрах;
  • неправильно установлен ремень ГРМ;
  • забился копотью сажевый фильтр.

Также идет черный дым, если автомобиль заправлен некачественной соляркой. Некачественное топливо представляет большую угрозу для движка, из-за него достаточно быстро выходят из строя топливные форсунки, может пострадать и топливный насос. Чтобы избежать подобной проблемы, следует заправляться только на проверенных заправках, на таких как «Лукойл», «Газпромнефть» или «Роснефть».

Дымление по причине низкой компрессии в цилиндрах

В бензиновых двигателях топливовоздушная смесь поджигается искрой от свечи зажигания, в дизелях воспламенение смеси происходит под большим давлением в цилиндрах. Если сжатие в цилиндрах недостаточное, мотор может плохо запускаться, и при малом давлении топливо будет сгорать не полностью, от этого и появляется черный дым. Чаще всего дым заметен при разгоне автомобиля, при резком нажатии на педаль акселератора (газа).

При низкой компрессии больше всего хлопот дизели автовладельцем доставляют зимой – запустить «умирающий» мотор даже в слабый мороз без пускового подогревателя практически невозможно.

Дымление двигателя из-за неисправной турбины

Когда турбина перестает нагнетать необходимое количество наддува для нормального сгорания топливной смеси, двигатель начинает дымить черным дымом. Дымление становится хорошо заметным в момент перегазовки, а если турбина гонит масло, тогда из трубы глушителя может идти черно-сизый дым. Еще впускной тракт может быть негерметичным – в этом случае за счет подсоса воздуха пропорция топлива и воздуха нарушается, двигатель работает с перебоями. Причины подсоса воздуха – порванные воздушные патрубки, плохо затянутые хомуты.

Черный дым из-за недостатка воздуха

Двигатель много расходует топлива чаще всего из-за богатой топливной смеси, и здесь есть два варианта:

  • слишком много топлива в цилиндры подают форсунки;
  • для приготовления смеси подается мало воздуха.

Основные причины недостаточного количества воздуха во впускном тракте:

  • забитый грязью и пылью воздушный фильтр;
  • засорение каналов во впускном коллекторе.

Проверить состояние воздушного фильтра очень просто, достаточно его просто извлечь из корпуса. Следует отметить, что замена фильтрующего элемента производится согласно установленному регламенту, как правило, фильтр меняется через каждые 15-30 тыс. километров пройденного пути.

Читайте также:  Автоновинки 2019 в россии

Считается, что небольшой черный дым при резком увеличении нагрузки (разгоне) допустим, но если дымление имеет серый оттенок, это уже плохо.

Также причинами черного дымления может быть:

  • забитый грязью интеркулер;
  • вышедший из строя катализатор;
  • неисправный ДМРВ.

Забился сажевый фильтр

Еще одна причина черного дымления – засорение сажевого фильтра, который последнее время часто ставится на многих современных авто с дизельным мотором. При засорении элемента выпускной системы автоматически происходит процесс регенерации выхлопных газов, но при использовании некачественного топлива сажевый фильтр со временем все больше засоряется, и тогда уже требуется замена элемента или его удаление. Если с сажевым фильтром возникают проблемы, на панели приборов загорается индикатор неисправностей DPF в топливной системе, автомобиль плохо едет.

Новый сажевый фильтр обычно стоит очень дорого, поэтому многие автовладельцы решаются на удаление (вырезку) элемента выпускного тракта. Но при физическом удалении фильтра электроника выдает ошибку, поэтому в автосервисах приходится дополнительно делать перепрошивку блока управления для того, чтобы электроника не «видела» сажевый фильтр, точнее, его отсутствие.

Неисправности топливной аппаратуры

Основными причинами неправильной работы двигателя, и как следствие, увеличения дыма из глушителя, являются неисправные топливные форсунки и насос высокого давления. Наиболее частым дефектом форсунок является засорение их грязью из-за некачественного топлива, в результате нарушается нормальное распыление, и форсунки начинают «лить».

Еще топливо сгорает в недостаточной мере из-за неправильно отрегулированного угла впрыска. Особенно опасно для двигателя, если угол установлен слишком ранний, при длительной эксплуатации автомобиля с ранним впрыском могут пострадать детали цилиндро-поршневой группы, так как они будут работать с повышенной нагрузкой.

Распространенная причина появления черного дыма у дизеля – неравномерность подачи топлива в цилиндры из-за изношенности плунжерных пар в ТНВД. Кстати, из-за слишком позднего угла впрыска также двигатель будет дымить чернотой.

На многих современных дизельных автомобилях топливной системой управляет электроника, поэтому она также может быть причиной появления черного дыма из трубы глушителя. Это может происходить из-за неправильно настроенного блока управления, который дает команду на подачу слишком большой порции топлива, также причиной неисправности могут быть вышедшие из строя датчики топливной системы.

Методы выявления повышенного дымления

Определить, почему из трубы глушителя идет черный дым, автовладелец может попытаться самостоятельно. Что можно в первую очередь сделать своими руками:

  • снять воздушный фильтр, оценить его состояние путем внешнего осмотра;
  • демонтировать патрубки, подходящие к турбине, таким образом оценить состояние турбокомпрессора.

Чтобы проверить состояние топливной аппаратуры на дизеле, следует обращаться в специализированный автосервис. Только в условиях стационарного предприятия специалисты смогут:

  • на специальном стенде проверить состояние И производительность форсунок и ТНВД;
  • отрегулировать топливную систему;
  • произвести ультразвуковую очистку форсунок;
  • правильно настроить насос высокого давления.

Для оценки дымности отработавших газов применяется специальный прибор дымомер, для систем с электронным блоком управления проводится компьютерная диагностика.

Густой черный дым из выхлопной трубы автомобиля с дизельным двигателем – частое явление на наших дорогах. Некоторые владельцы авто попросту не обращают на это внимания, считая, что для «дизеля» это вполне нормальное явление. Но так ли это на самом деле?

Какой выхлоп должен давать дизельный двигатель

Нормальная работа прогретого до рабочей температуры мотора современного автомобиля, работающего на соляре, должна сопровождаться прозрачным выхлопом. При запуске холодного двигателя выхлоп на непродолжительное время может приобретать темный или сизый (серый) цвет, который после прогрева обязан стать бесцветным. Выхлопные газы белого, сизого или черного цвета во время работы горячего «дизеля» свидетельствуют о неправильной работе мотора.

О чем может рассказать черный цвет выхлопа

Черный выхлоп – признак того, что топливовоздушная смесь сформирована неправильно. Ей не хватает кислорода для полного сгорания. В результате этого часть смеси попросту обугливается. А черноту газу придают мельчайшие частицы сажи, образованные несгоревшими молекулами углеродных соединений.

Причинами неполного сгорания горючей смеси могут быть:

  • загрязнение воздушного фильтра;
  • неправильная регулировка подачи топлива насосом высокого давления;
  • поздний впрыск топлива;
  • забитый (засоренный) трубопровод возврата топлива;
  • неправильная регулировка клапанов;
  • неисправность форсунки (форсунок);
  • неполадки в работе турбокомпрессора (турбины);
  • недостаточное давление (компрессия) в камерах сгорания;
  • некачественное топливо.

Рассмотрим каждую из приведенных проблем.

Загрязнение воздушного фильтра

При появлении черного выхлопа первым делом необходимо проверить состояние воздушного фильтра, тем более что это сделать несложно и самому. Достаточно открутить несколько винтов и снять крышку его корпуса. При наличии на рабочей поверхности фильтра большого количества пыли или грязи, его нужно срочно заменить новым. Обратите внимание на наличие влаги (конденсата) в его корпусе или следов масла. Конденсат может образовываться при длительном простое. Это нежелательное явление, поэтому если фильтр влажный, его также необходимо заменить, а также убрать следы влаги из корпуса.

Если на фильтре или в его корпусе вы обнаружите следы масла, необходимо обращаться к специалистам. Масло в корпусе фильтра свидетельствует о его высоком давлении в системе, что вызывается непроходимостью решетки маслоуловителя, или, что намного хуже, износом деталей поршневой группы.

Вынув фильтрующий элемент и удалив грязь с внутренней поверхности корпуса, запустите двигатель, прогрейте его, и проверьте, как изменился цвет выхлопа. Если черный сажевый дым исчез, проблема была именно в фильтре, если нет, поиск проблемы нужно продолжать.

Современные воздушные фильтры – одноразовые, предназначенные для эффективной работы на протяжении 10-40 тыс. км пробега. Если автомобиль используется в жестких климатических или погодных условиях, замена фильтра производится в 2-3 раза чаще. И еще, загрязненный на 50% фильтр может стать еще и причиной засорения турбины маслом, и даже выхода ее из строя из-за этого.

Неправильная регулировка подачи топлива

Топливный насос высокого давления (ТНВД) – это «сердце» дизеля. Малейшие перебои в его работе неизменно приведут к проблемам в работе двигателя. Если насос исправен, то причиной черного выхлопа чаще всего становится его неправильная регулировка, пример которой описан ниже.

Все топливные насосы позволяют производить грубую настройку подачи топлива при помощи специального винта. При его закручивании подача топлива на форсунки увеличивается, что сопровождается возрастанием мощности двигателя. Но при этом возрастают и обороты холостого хода, снизить которые можно путем вращения винта регулировки ХХ на насосе. В подобной ситуации двигатель развивает хорошую мощность, и на холостом ходу работает вроде бы нормально. Вот только при отпускании педали газа автомобиль как бы «зависает», не сбрасывая обороты, а выхлоп приобретает характерный черный цвет, свидетельствующий о том, что двигатель «захлебывается» солярой. Кроме этого существенно увеличивается расход топлива.

Самостоятельно настроить ТНВД, не имея достаточного опыта и необходимых средств, практически невозможно. Да и не каждая станция техобслуживания может это сделать. Поэтому если у вас возникли подозрения на неправильную регулировку топливного насоса, лучше обратиться в специализированный сервисный центр.

Поздний впрыск топлива

Поздний впрыск топлива также сопровождается выхлопами черного цвета. А происходит это вот почему. Первая фаза процесса горения (задержка самовоспламенения) затягивается, вследствие чего в камеры сгорания впрыскивается больше топлива. Лишняя соляра снижает температуру образовывающейся смеси, что дополнительно «отодвигает» момент воспламенения.

С началом возгорания топлива вспышка сжигает присутствующий кислород, рассчитанный на меньшее количество топлива. Излишки соляры обугливаются, превращаясь в сажу, и замедляют процесс горения. Иными словами, для полного сгорания смеси не хватает кислорода и времени.

Другими симптомами позднего впрыска могут быть затрудненный старт двигателя, потеря мощности, повышенный расход топлива.

Читайте также:  Почему прогорела прокладка под головкой двигателя

Осуществить регулировку угла опережения впрыска самому лучше не пытаться. В современных автомобилях она проводится с использованием специальных стендов и компьютерной техники.

Непроходимость обратного топливопровода

ТНВД подает топливо к форсункам под большим давлением, что иногда приводит к его избытку. На этот случай в конструкции форсунки предусмотрен канал для возврата топлива. Излишки соляры возвращаются по эти каналам в отдельный (возвратный) топливопровод, откуда попадают обратно в бак. В случае его засорения соляре некуда отходить, и она попадает в цилиндры, нарушая баланс горючей смеси.

Диагностировать непроходимость возвратного топливопровода можно только путем его демонтажа. Если диагноз подтверждается, его можно продуть, промыть или заменить новым.

Неправильная регулировка клапанов

Привести к снижению концентрации кислорода в камерах сгорания может неправильная настройка зазоров клапанов. В частности их уменьшение приводит к тому, что после нагревания клапана перестают плотно прилегать к седлам. В итоге снижается давление внутри камеры сгорания, а топливная смесь, не успевая сгорать, уходит в выхлопную систему, догорая на ходу. В худшем случае, газы могут пойти во впускной коллектор. В любом случае сопровождаться это будет черным дымом.

Исправить ситуацию можно путем регулировки клапанов, которая должна осуществляться регулярно через каждые 50-60 тыс. км пробега.

Неисправность форсунок

Неисправные форсунки – наиболее часто становится причиной черного выхлопа. Вышедшая из строя форсунка начинает не впрыскивать топливо в камеру сгорания, а попросту лить. Естественно, это сказывается на работе двигателя. Кстати, неисправность форсунок тяжело заметить, ведь поначалу может показаться, что мотор даже стал работать лучше: появилась резвость, увеличилась мощность, исчезли «провалы». Но повышенный расход топлива и черный цвет выхлопа при этом должны насторожить водителя. Именно эти признаки могут свидетельствовать о необходимости ремонта или замены форсунок.

Причиной неисправности форсунок может быть их износ или засорение распылителя. В первом случае потребуется замена нерабочей форсунки, а лучше всех форсунок. Засорение чаще всего связано с качеством топлива, вернее, наличием в нем веществ (парафинов, смол), которые со временем мелкими частицами оседают на рабочих поверхностях форсунки.

В случае засорения распылителя, следует произвести опрессовку.

Процесс опрессовки – это не что иное, как проверка форсунки на правильность распыления топлива под давлением. Для этого используют специальные проверочные стенды. Без такого оборудования проверить распылитель на эффективность его работы невозможно.

Если в процессе опрессовки обнаруживается, что форсунка льет, а не распыляет топливо, ее можно промыть. Опять же, в домашних условиях этого не сделаешь, нужно обращаться в сервисный центр. Промывают форсунки при помощи ультразвука. Сторона форсунки, на которой распложен распылитель, опускается в специальную чистящую жидкость, где на нее определенное время будет воздействовать ультразвук. Сами же форсунки подключаются к драйверу – устройству, которое подает импульсные электрические сигналы для работы распылителей, включая их и выключая. Эффективность такой чистки достаточно высока, и позволяет производить качественное восстановление.

Есть еще один способ промывки форсунок, но он скорее профилактический. В продаже имеются специальные средства в виде присадок в топливо, которые предназначены для очистки всей топливной системы. Такие средства также могут быть использованы, хотя их эффективность заметно ниже ультразвука.

Неисправности турбины (турбокомпрессора)

Турбокомпрессор, как в дизельном, так и в бензиновом двигателе, предназначен для подачи воздуха под напором во впускной коллектор. Таким образом, турбина существенно увеличивает мощность двигателя без изменения его объема. Неисправность турбокомпрессора приводит к тому, что двигатель под нагрузкой начинает «задыхаться». Для оптимальной работы ему просто не хватает кислорода. В этом случае в цилиндры мотора также будет поступать слишком обогащенная смесь, признаком которой является черный выхлоп.

Симптомами неисправности турбины, кроме повышенной дымности, снижения мощности и динамики, может быть также посторонний шум, вызванный неправильной работой элементов устройства, а также повышенный расход топлива.

Проверять турбокомпрессор на наличие проблем лучше на станции технического обслуживания, так как для этого потребуется специальное оборудование. Первым проверяется датчик давления воздуха, установленный либо на воздуховоде, идущем от турбины к впускному коллектору, либо же на самом коллекторе. Именно он отправляет сигнал на электронный блок управления автомобиля, а последний, в свою очередь, контролирует открытие-закрытие клапана подачи воздуха. Датчик проверяется путем подсоединения к нему прибора диагностики. В случае его неисправности, он подлежит замене.

Вторым пунктом проверки является диагностика самой турбины. Для этого к ее выходному патрубку подсоединяют манометр, который показывает давление воздуха на выходе. Если его значение меньше положенного, турбину нужно ремонтировать.

Диагностировать неисправность турбокомпрессора можно и в домашних условиях. Единственное, что для этого вам потребуется помощник. Для начала осмотрите саму турбину и ее входной патрубок. Если на нем есть следы масла, значит, имеет место, либо его выброс через сапун вследствие непроходимости маслоуловителя или износа поршневой, либо же подсасывание через систему вентиляции картера из-за сильно загрязненного воздушного фильтра.

Убедившись визуально, что турбокомпрессор в норме, можно переходить к его тестированию. Для этого отсоедините воздуховод от патрубка турбины и прогрейте двигатель. Попросите помощника сесть за руль и «погазовать». Сами же перекройте ладонью выходной патрубок, и ощутите давление нагнетаемого воздуха. Конечно, это лишь поверхностная проверка, но она позволит определить, работает ли турбина вообще.

Недостаточная компрессия

Снижение компрессии в дизельном двигателе также может служить причиной появления выхлопа черного цвета, хотя чаще он не совсем черный, а темно-серый. При недостаточной компрессии это происходит из-за попадания в камеру сгорания моторного масла, горение которого сопровождается белым дымом.

Уменьшение давления, создаваемого поршнем в конце такта сжатия приводит к тому, что топливная смесь воспламеняется с опозданием, и не успевает сгореть полностью до открытия выпускных клапанов. В результате этого она догорает уже в системе отвода отработанных газов, образуя черный дым.

Чаще всего причиной снижения компрессии является износ деталей поршневой группы. Ему сопутствует повышенный расход масла. В подобных случаях говорят, что двигатель жрет масло. Иными словами, если давление в камерах недостаточное, а масло уходит непонятно куда, скорее всего, пришла пора делать капитальный ремонт двигателя. Но может случиться и так, что компрессия была снижена из-за «залегания» поршневых колец, причиной чему, обычно, становится использование некачественного топлива. Кольца закоксовываются и прилипают к поршню в сжатом состоянии. В этом случае можно попытаться раскоксовать их при помощи специальных присадок, ну а если не получится, без демонтажа головки блока цилиндров не обойтись.

Чтобы определить показатели компрессии, ее необходимо измерить во всех цилиндрах. Сделать это можно на любой станции техобслуживания, или самостоятельно, конечно, если у вас есть компрессометр. Для дизельных «атмосферников» нормальная компрессия составляет 28-40 Атм, где первое значение – удовлетворительное, а второе – отличное. Для турбированных моторов граничные показатели немного ниже: 25-32 Атм.

Измеряют компрессию, выкрутив все свечи накаливания. Вкрутив штуцер компрессометра на место одной из свеч, стартером проворачивают коленвал на 2-3 оборота. Полученные результаты сравнивают с рекомендованными.

Топливо

Еще одной причиной черного дыма из выхлопной трубы может стать некачественное топливо. Нередко бывает, что цвет выхлопа меняется в зависимости от того, что находится в баке. Поэтому прежде чем приступать к диагностике топливной системы и самого двигателя, попробуйте сменить заправку.

Дополнительно узнать о работе дизельного двигателя и распространенных его неисправностях вы можете из видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *