Что такое дорожно транспортное происшествие

Содержание

Этот раздел не завершён.

ДТП в России

В России число ДТП составляет в год около 200 тыс., в которых погибают примерно 27 тыс. человек (в основном по вине самих водителей), ущерб от всех ДТП равняется около 2,5 % ВВП. [5] [6] В 2010 году приводилась оценка экспертов, что за последние 5 лет ущерб российской экономики от ДТП составил 5,5 трлн рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период. [7] При этом число погибших на 100 тыс. автомобилей является одним из самых низких среди стран СНГ и в последние годы сокращается. [8] С 2004 по 2011 год число погибших в ДТП снизилось на 19 % при росте автомобильного парка за тот же период на 35 %. [9]

По данным ГИБДД в России ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч. [источник не указан 16 дней]

23 сентября 2009 года глава МВД Рашид Нургалиев заявил, что «как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего „человеческий фактор“ рассматривается в качестве ключевого направления» [10] .

Общее количество ДТП, число погибших и получивших травмы (раненых) в России / РСФСР (по статистике ГИБДД)

Год Кол-во ДТП Погибло Ранено
1980 ? ≈27 500 ≈138 100 1985 139 035 22 676 148 645 1986 138 637 20 651 150 356 1987 142 695 21 243 155 684 1988 161 320 25 938 176 583 1989 189 986 32 739 207 628 1990 197 362 35 366 214 820 1991 197 659 37 510 214 409 1992 184 975 36 471 200 026 1993 178 651 37 120 192 802 1994 174 908 35 599 189 877 1995 167 280 32 791 183 926 1996 160 523 29 468 178 378 1997 156 515 27 665 177 924 1998 160 300 29 021 183 846 1999 159 823 29 718 182 123 2000 157 495 29 594 179 401 2001 164 401 30 916 187 790 2002 184 360 33 243 215 678 2003 204 267 35 602 243 919 2004 208 558 34 506 251 386 2005 223 342 33 957 274 864 2006 229 140 32 724 285 362 2007 233 809 33 308 292 206 2008 218 322 29 936 270 883 2009 203 603 26 084 257 034 2010 199 431 26 567 250 635 2011 199 868 27 953 251 849 Всего 4 936 265 855 866 5 856 134

Примечания к таблице:

  1. В число раненых входят лишившиеся трудоспособности и оставшиеся инвалидами.
  2. До 2009 года статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали [11][12] . С 2009 года порядок учёта погибших в ДТП изменён — срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток [13] . Тем не менее в 2009 году зафиксирована меньшая смертность в ДТП по сравнению с прошлым годом и наименьшая с 1988 года [источник не указан 65 дней] .

Процентные показатели ДТП в России за 2010 год по данным ГИБДД:

  • из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств — 85 % (в том числе находившимися в состоянии опьянения). Из них:
  • 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.
  • 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.
  • 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.
  • из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения — 5,94 % (11 845 из 199 431)
  • из-за нарушения ПДД пешеходами — 20,15 % (31 969 из 199 431)
  • из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог — 20,99 % (41 863 из 199 431)
  • из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств — 0,57 % (1 127 из 199 431)
  • Сумма долей больше 100 %, так как в некоторых ДТП задействованы более одной причины.

    ДТП в Европе

    В большинстве стран Европы погибшими также считаются лица, скончавшиеся в течение 30 суток после ДТП. Однако в Молдавии погибшими считаются скончавшиеся в течение 1 года после ДТП, в Словакии — в течение 1 суток, в Португалии и Албании — на месте ДТП.

    Государство Погибло (2007 год)
    Австрия 691
    Белоруссия 1517
    Бельгия 1067
    Болгария 1006
    Босния и Герцеговина 428
    Великобритания 3298
    Венгрия 1232
    Германия 4949
    Греция 1657
    Ирландия 365
    Исландия 30
    Испания 4104
    Италия 5669
    Кипр 89
    Латвия 407
    Литва 759
    Люксембург 43
    Македония 140
    Мальта 14
    Молдавия 589
    Нидерланды 781
    Норвегия 233
    Польша 5583
    Португалия 854
    Румыния 2712
    Сербия 962
    Словакия 627
    Словения 293
    Украина 9921
    Финляндия 380
    Франция 4620
    Хорватия 619
    Черногория 122
    Чехия 1222
    Швейцария 370
    Швеция 471
    Эстония 196

    ДТП в Азии

    Государство Погибло (2007 год)
    Азербайджан 1107 [14]

    Ответственность

    Само по себе совершение ДТП не является основанием для возникновения ответственности. Ответственность возникает в тех случаях, когда в действиях водителя имеется состав административного правонарушения, либо преступления. Как в первом, так и во втором случае могут возникать основания для гражданско-правовой ответственности (обязанности по возмещению причиненного вреда). Бывают ситуации когда пострадавшая сторона вершит самосуд над водителем, допустившим ДТП, в том числе с помощью огнестрельного оружия [15] .

    Оказание помощи пострадавшим

    Во многих странах неоказание помощи пострадавшему в ДТП ведёт к ответственности водителей. При большом количестве свидетелей ДТП, возникает психологический эффект — эффект «свидетеля» — препятствующий оказанию помощи.

    Во многих странах в том числе и в России, различными нормативными и правовыми актами устанавливаются перечни лиц, обязанных оказать помощь. Среди них: медицинские сотрудники, спасатели, инструкторы медицинской специальной подготовки и др. Причем они обязаны оказать помощь, даже если находятся не на дежурстве. В уголовном законодательстве большинства стран предусмотрена ответственность за неоказание помощи такими лицами.

    Интересные факты

    • В США, несмотря на распространённость огнестрельного оружия и очень низкую смертность в дорожных авариях, вероятность погибнуть в автопроисшествии в двадцать раз превышает шанс быть застреленным [16] .

    См. также

    Примечания

    1. Правила дорожного движения Российской Федерации. Утв. постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями правительства Российской Федерации.
    2. Заседание рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство». Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.
    3. по оценкам экспертов
    4. Сергей Иванов: Аварии на дорогах наносят России ощутимый экономический ущерб. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.
    5. Заседание рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство». Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.
    6. Число происшествий на транспорте и пострадавших в них
    7. Сергей Иванов: Аварии на дорогах наносят России ощутимый экономический ущерб. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.
    8. Погибших на 100 тыс. автомобилей
    9. Число погибших в ДТП в России за шесть лет сократилось почти на 20%
    10. «Тревожные будни дорог», «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5002 (178) от 23 сентября 2009 г.
    11. Статистика ДТП на статистическом портале statistica.RU
    12. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647
    13. Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 859
    14. В 2007 году в результате дорожно-транспортных происшествий в Азербайджане погибло 1107 человек. news.day.az. Архивировано из первоисточника 18 октября 2012.Проверено 28 сентября 2012.
    15. lenta.ru: «Машина воров попала под обстрел сбитого ею пешехода»
    16. Американские автодороги: статистика фатальных автопроисшествий, сопоставительный анализ факторов их определяющих, механизмы госрегулирования норм движения и практика их прилож …
    Читайте также:  Все о рено флюенс

    Ссылки

    Дорожно-транспортные происшествия в Викисловаре ?
    Дорожно-транспортные происшествия на Викискладе ?
    Дорожно-транспортные происшествия в Викиновостях ?
    • Медицинская помощь при ДТП
    • Первая помощь при ДТП

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Дорожно-транспортное происшествие" в других словарях:

    Дорожно-транспортное происшествие — см. Происшествие дорожно транспортное EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Дорожно-транспортное происшествие — (англ. traffic inc >Энциклопедия права

    ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (ФЗ О безопасности дорожного… … Юридический словарь

    ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ — событие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее материальный ущерб, ранение или гибель участников движения … Большой Энциклопедический словарь

    дорожно-транспортное происшествие — – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (из ПДД). EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

    Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб … Российская энциклопедия по охране труда

    дорожно-транспортное происшествие — ДТП Транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов… … Справочник технического переводчика

    дорожно-транспортное происшествие — 3.8 дорожно транспортное происшествие : По ГОСТ Р 22.0.05. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлёкшее материальный ущерб, ранение или гибель участников движения. * * * ДОРОЖНО ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ ДОРОЖНО ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, событие, возникшее в… … Энциклопедический словарь

    Дорожно-транспортное происшествие — Дорожно транспортное происшествие. Характер повреждений, возникающих при Д. т. п., отличается особой тяжестью, для них типично множественное поражение различных частей тела, нередко в сочетании с нарушением функций внутренних органов и головного… … Первая медицинская помощь — популярная энциклопедия

    • Автострахование
    • Жилищные споры
    • Земельные споры
    • Административное право
    • Участие в долевом строительстве
    • Семейные споры
    • Гражданское право, ГК РФ
    • Защита прав потребителей
    • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ "Логос"
    • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

    Содержание публикации:

    • ДТП. Определение понятия
    • Учет ДТП Росстатом
    • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в ОДМ 218.6.015-2015
    • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года
    • Иной вид ДТП — бесконтактное ДТП
    • Кто считается погибшим, раненым в ДТП? "Ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

    ДТП. Определение понятия

    Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

    Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

    Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

    Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения ( утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

    Учет ДТП Росстатом

    В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта" ( данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

    • Погибший — лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
    • Раненый — лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

    В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

    Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

    • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
    • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
    • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
    • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
    • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
    • времени совершения (дням недели, времени суток).

    Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
    в ОДМ 218.6.015-2015

    В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

    дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

    дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

    Читайте также:  Проверка редукторов для газовых баллонов

    В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

    Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
    в утративших силу Правилах 1998 года

    В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

    Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

    К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

    Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

    Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

    Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

    Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

    К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

    Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

    Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

    Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

    Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

    Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

    Иной вид ДТП — бесконтактное ДТП

    Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также "иной вид ДТП". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

    При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью "Бесконтактное ДТП. Судебная практика"

    Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

    Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

    Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие" (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

    Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

    От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

    Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, "дорожно-транспортное происшествие" — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

    Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

    Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

    Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под термином "дорога" понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

    Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что "поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования".

    Кто считается погибшим, раненым в ДТП? "Ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

    В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

    "4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

    5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

    6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

    7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)".

    Александр Отрохов, Правовой центр "Логос" (г. Омск), 15.04.2015г. (в ред. от 17.05.2019г.)

    Читайте также:  Генри форд цитаты про автомобили черный цвет

    Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны.

    Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

    Как ПДД трактует дорожное происшествие?

    Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

    Признаки ДТП

    Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

    • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
    • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
    • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
    • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
    • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

    Участники ДТП

    Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

    Уважаемый посетитель!

    Вы можете обратиться к дежурному юристу по телефону.

    Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.

    • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
    • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
    • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
    • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

    Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:

    • автовладельцы;
    • виновники аварий;
    • виновные в ущербе;
    • потерпевшие и пострадавшие.

    Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.

    Какие выделяют виды ДТП?

    Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

    По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

    • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
    • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
    • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
    • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
    • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
    • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
    • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
    • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
    • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

    Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

    По характеру вреда:

    • незначительные;
    • крупные;
    • с ущербом автомобилям;
    • с повреждением не транспортных средств;
    • с ущербом здоровью людей;
    • с гибелью физических лиц.

    По количеству участников

    • один водитель;
    • два участника (наиболее распространенное);
    • трое и больше участников.

    По степени тяжести телесных повреждений:

    • легкая – короткое расстройство здоровья;
    • средняя – длительное расстройство здоровья;
    • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
    • смертельный исход;
    • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

    Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

    Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

    Что не является ДТП?

    Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

    Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

    Причины ДТП

    Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:

    • усталость, болезнь, недомогание шофера;
    • отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
    • метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
    • повреждения дорожного покрытия;
    • алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
    • технические неисправности автотранспортных средств.

    Данные причины можно условно поделить на три типа:

    1. Субъективные.
    2. Дорожные условия.
    3. Технические факторы.

    К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.

    Видимость и условия, сопутствующее ДТП

    ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

    Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *