Что такое эквалайзер и как им пользоваться

Эквала́йзер (англ. equalize — «выравнивать»; балансир, уравнитель; общее сокращение — «EQ»), также называется темброблок — радиоэлектронное устройство или компьютерная программа в составе высококлассных стереофонических комплексов (Hi-Fi), позволяющие избирательно корректировать [1] амплитуду сигнала в зависимости от частотных характеристик (высоты, тембра звука). Во времена первых опытов звукозаписи студии были оснащены низкокачественными микрофонами и громкоговорителями, которые искажали звук, и эквалайзер применялся для его амплитудной коррекции по частотам. Однако в настоящее время эквалайзер является мощным средством для получения разнообразных тембров звука (то есть разных оттенков звучания).

Процесс обработки звукового сигнала посредством эквалайзера называется «эквализацией» (Equalization).

Эквалайзеры можно встретить как в бытовой, так и в профессиональной аудиотехнике. Эквалайзеры включены во многие компьютерные программы, связанные с воспроизведением и/или обработкой звука, — различные аудио- и видеопроигрыватели, редакторы и т. д. Многие электромузыкальные инструменты, инструментальные комбоусилители и педали эффектов также оснащаются эквалайзерами, хоть и менее функциональными.

Содержание

История [ править | править код ]

История эквалайзеров началась в 1930-х годах в Голливуде, когда появились первые фильмы со звуком. В то время многие обращали внимание на неестественное звучание музыки и голосов актёров. Одним из этих людей был Джон Волкман, который и применил первый эквалайзер для улучшения звучания звуковых систем в кинотеатре. До этого подобные эквалайзеру приборы использовались для коррекции звуковых потерь при передаче сигнала. Однако Волкман был первым, кто внедрил эквалайзер в звукоусилительную систему. Первый такой эквалайзер (EQ-251A) представлял собой прибор с двумя ползунками, каждый из которых имел переключатель выбора частот.

В то же время в голливудских студиях звукозаписи проводились эксперименты с эквалайзерами в целях пост-продакшна и создания эффектов. Тогда компания Cinema Engineering разработала первый настоящий графический эквалайзер (модель 7080), который имел 6 полос, регулируемых в пределах 6 дБ с шагом в 1 дБ, а впоследствии — очень популярный в то время 7-полосный эквалайзер 9062A.

Во время Второй мировой войны в этой сфере наступило затишье, а в 1958 году профессор университета Уэйна Радмоуз успешно разработал и применил свою теорию акустической эквализации. После этого в 1962 году Радмоуз совместно со своим другом Боунером разработали акустический фильтр с очень высокой добротностью — так был разработан эквалайзер White, который помог Боунеру создать теорию акустической обратной связи и эквализации помещений.

В 1967 году Арт Дэвис (из Cinema Engineering), совместно с Джимом Ноблем и Доном Дэвисом, разработали первый набор пассивных 1/3-октавных фильтров, который был назван «Acousta-Voice». Эта система положила начало новой эры современной эквализации.

В течение последующих 20 лет произошёл буквально бум в разработках эквалайзеров: было создано большое разнообразие эквалайзеров, с применением микросхем и других цифровых технологий.

Типы эквалайзеров [ править | править код ]

Существует два основных типа многополосных эквалайзеров: графический и параметрический. Графический эквалайзер имеет определённое количество регулируемых по уровню частотных полос, каждая из которых характеризуется постоянной рабочей частотой, фиксированной шириной полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня (одинаковый для всех полос). Как правило, крайние полосы (самая низкая и высокая) представляют собой фильтры «полочного» типа, а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику. Графические эквалайзеры, применяемые в профессиональных областях, обычно имеют 15 или 31 полосу на канал, и нередко оснащаются анализаторами спектра для удобства корректировки.

Параметрический эквалайзер дает гораздо большие возможности корректировки частотной характеристики сигнала. Каждая его полоса имеет три основных регулируемых параметра:

  • Центральная (или рабочая) частота в герцах (Гц);
  • Добротность (ширина рабочей полосы вокруг центральной частоты, обозначается буквой «Q») — "безразмерная" величина;
  • Уровень усиления или ослабления выбранной полосы в децибелах (дБ).

Таким образом, пользователь может гораздо точнее подобрать нужную частоту и более точно её отрегулировать. Аналоговые параметрические эквалайзеры встречаются довольно редко и имеют малое количество регулируемых частотных полос. Однако достижения в цифровой обработке звукового сигнала способствовали появлению цифровых параметрических эквалайзеров с практически неограниченным количеством регулируемых частотных полос. Очень часто параметрические эквалайзеры могут служить в качестве одного из блоков обработки цифровых акустических процессоров. Более того, в цифровых параметрических эквалайзерах нередко имеются дополнительные параметры полос, такие как: тип фильтра, характер кривой и т. д.

Существуют эквалайзеры смешанного типа, которые можно встретить в микшерных консолях, где, к примеру, низкие и высокие частоты регулируются по типу графического эквалайзера «полочного» типа, а между ними находятся две полупараметрические полосы (без регулировки добротности).

Также встречаются гибриды, называемые «параграфическими» — это эквалайзер графического типа с регулировкой добротности.

Принцип работы с эквалайзером и его применение [ править | править код ]

При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудиосигнала и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление «ненужных» частот зачастую даёт более качественный результат, нежели усиление «нужных». Поэтому эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.

Эквалайзеры имеют широкий спектр применений. Основное их назначение сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала, частотная характеристика которого может искажаться из-за недостатков акустических систем, межблочных приборов обработки, параметров помещения и т. д.

Нередко эквалайзеры применяются в линиях сценических мониторов, основная проблема которых заключается в возникновении эффекта «обратной связи». В этом случае звукооператор использует многополосный графический эквалайзер для поиска резонансной частоты и её ослабления. Кроме того, с помощью эквалайзера можно ограничить частотный диапазон воспроизведения звука. Однако не все специалисты пользуются графическими эквалайзерами для устранения обратной связи, так как для этого существуют специальные приборы — цифровые автоматические подавители обратной связи, которые, по сути, представляют собой параметрический эквалайзер с автоматическим подбором резонансной частоты, а их фильтры имеют очень высокую добротность.

Многие музыканты во время записи или выступлений используют различные эквалайзеры для получения неповторимого звучания своих инструментов, а также особых эффектов, связанных с ярким выделением специфических частотных полос. Например, убрав с помощью эквалайзера все низкие и высокие частоты, оставив только средний диапазон, можно получить эффект «старого радиоприемника». Практически все диджеи во время сетов активно пользуются эквалайзерами на микшерных пультах, опять же для создания определённых эффектов.

Ещё одно фундаментальное применение эквалайзера — частотная коррекция звуковоспроизведения стационарных звукоусилительных систем в зависимости от акустических параметров помещения. На частотную характеристику звука влияет множество факторов: размеры и форма помещения, покрытие стен, количество зрителей в зале и многое другое — все это может сильно изменять частотную характеристику воспроизводимого материала. В этом случае специалисты используют три основных компонента: высокоточный измерительный микрофон, анализатор спектра и эквалайзер. Все это позволяет им выяснить, какие частоты «пропадают» в данном помещении, а какие выделяются, и в соответствии с этим произвести коррекцию.

В студиях звукозаписи эквалайзеры в виде отдельных приборов применяются нечасто. Это связано с тем, что современные студии оснащаются оборудованием, которое практически не искажает частотную характеристику записываемого материала. Однако при цифровом сведении и мастеринге через программный эквалайзер «проходят» практически все треки, но, как правило, для того, чтобы убрать или ослабить ненужные частоты, которые могут помешать чистоте полученного микса. Особенно это касается голоса (вокала), который имеет довольно узкий частотный диапазон, а также некоторые недостатки, которые могут быть связаны с артикуляцией и манерой исполнения.

Читайте также:  Где выгоднее поменять рубли на гривны

Принцип работы подавителя обратной связи [ править | править код ]

Как правило, подавители обратной связи представляют собой многополосные эквалайзеры с функцией автоматического определения «проблемной» частоты и изменения её громкости. Подавители могут работать в разных режимах и по-разному решать проблему.
Пример: обратная связь возникает на частоте 1500 Гц. В автоматическом режиме прибор непрерывно сканирует весь частотный спектр сигнала на наличие обратной связи, находит её на частоте 1,5 кГц, после чего ослабляет уровень громкости этой частоты до оптимального состояния и запоминает эту частоту. После этого обратная связь на 1,5 кГц больше не появляется.

Многие привыкли думать, что качество звука зависит от характеристик самих колонок напрямую, и чем колонки дороже, тем лучше звук. А ведь это не так. В статье речь пойдет об эквалайзере. Кто не знает, эквалайзер — это программа или же устройство для гибкой настройки звука. Конечно же, это не полное определение, но об этом поговорим ниже по тексту.

Определение

Темброблок, EQ, эквалайзер — это все одно и то же. Определение звучит так: это программа или же устройство, предназначенное для поднятия или понижения громкости различных областей диапазона частот звука. Эквалайзер способен выравнивать всю амплитуду частот и характеристику самого сигнала в целом. Важно знать, что данная программа или устройство работает только лишь со звуковым сигналом и корректирует его выборочно, в зависимости от выбранной частоты.

Это определение является сложным и обычному пользователю понять всю суть трудно, поэтому сейчас — простыми словами. Эквалайзер — это программа (в данном случае), которая работает с отдельными частотами звука. Как вы знаете, есть низкие частоты и высокие. Низкие — это бас, высокие — фальцет, или как его еще называют — писк. Так вот, эквалайзер может понизить или повысить громкость этих областей. Но звук можно разделить не только лишь на две частоты, он делим на n частот. Так и эквалайзер имеет несколько полос, чаще встречается восьмиполосный вариант.

Чаще всего данная программа используется в аудиоиндустрии, но сейчас поговорим о том, как она способна помочь обычному человеку.

Типы эквалайзеров

Сразу хочется сказать, что типов эквалайзеров существует два, но они выполняют одну и ту же функцию — изменяют громкость отдельного диапазона частот звука.

Итак, сначала поговорим о параметрическом эквалайзере. Этот тип никогда не присутствует в стандартном наборе программ для ПК или телефона, но при желании можно его скачать из интернета. Отличается он тем, что там присутствует настройка ширины полос. То есть вы можете сами выбрать отдельный кусок частот в звуке и далее с ним работать. В основном работа протекает точно так же, как и во всех остальных типах.

Теперь перейдем к тому типу, который вы будете встречать повсеместно — это графический тип. Он в своем функционале всегда имеет фиксированные полосы частот. Вы не сможете выбрать тот диапазон, который вам необходим. Однако данный тип эквалайзеров применяется чаще всего. Суть в том, что есть много его вариантов. Самый простой — это трехполосный. Он позволяет регулировать бас, писк и средние частоты. Он может встречаться практически на всех устройствах, однако он не эффективен в полной мере.

Как несложно догадаться, чем больше полос — тем более гибкой становится настройка звука. Так, в настоящее время максимальное число полос составляет 31. Но такие эквалайзеры используются чаще всего в студиях звукозаписи, а в повседневной жизни они не нужны.

На ПК и устройствах можно встретить чаще всего пятиполосные эквалайзеры. Они не нагружают излишними настройками и позволяют работать со звуком в полной мере.

Эквалайзер на Windows

Изначально мы начали разговор о том, как повысить качество звучания колонок. Возвращаемся к этой теме. Итак, допустим, вы купили самые дорогие колонки, которые продавались в магазине, а придя домой и подключив их, вы даже не услышали разницу по сравнению с прошлыми. Не спешите отчаиваться, сначала откройте эквалайзер и покрутите регуляторы, вы сами услышите как звук измениться. Сейчас более детально.

Windows Media Player

Эквалайзер для Windows можно найти в двух местах: в Windows Media Player и непосредственно в настройках «Звук». Сейчас речь пойдет о первом варианте.

Настаивая эквалайзер для Windows в Media Player, влияние можно оказать лишь на воспроизведение музыкальных файлов в этом проигрывателе. То есть, если запустить тот же файл в другом проигрывателе, звучание будет такое же, как до изменений.

Итак, вы включили музыку или видео, после этого нажмите правую кнопку мыши и в меню выберите «Дополнительные возможности». Далее в списке нажмите на «Графический эквалайзер». Для Windows 7 эта инструкция работает на сто процентов.

Вот, в принципе, и все, перед вашими глазами на мониторе открыт эквалайзер. Вы можете изменить положение ползунков и заметить разницу в звучании, также есть возможность выбрать пресет (Preset), но об этом чуть позже. Нет смысла сейчас рассказывать, как настроить эквалайзер для "Виндовс", так как во всех операционных системах он одинаковый. Поэтому сейчас мы поговорим о том, как его открыть в каждой из них, а в конце детально разберем, как его настроить.

Эквалайзер в «Звуке»

Итак, мы разобрались, где можно найти эквалайзер первым способом, но как было сказано выше, его настройка влияет только на Media Player. Теперь стоит поговорить о том, как настроить эквалайзер для Windows 10 так, чтобы звук изменился во всех источниках. Конечно же, этот метод работает не только лишь на «десятке», а и на других ОС Windows. Просто сейчас разберем настройку именно этой версии.

Изначально необходимо попасть в меню «Звук». Для этого войдите в "Панель управления". Там необходимо нажать на строку «Звук». Как только вы это сделали, перед вами откроется то самое меню. В списке будут отображены все устройства для воспроизведения звука, подключенные к вашему компьютеру. Выберите необходимое и нажмите правую кнопку мыши в меню выберите «Свойства».

Откроется дополнительное окно со свойствами, перейдите во вкладку «Улучшения». Там будет поле со списком, прокрутите ползунок вниз и поставьте галочку напротив строки «Эквалайзер» (7 Windows подразумевает те же действия).

Далее в выпадающем списке можете выбрать различные пресеты. Каждый из них будет менять звучание, можете испробовать их все и остановиться на понравившемся. После этого нажмите кнопку «Применить» и можете закрывать все окна.

Как можно заметить, данный способ не позволяет самостоятельно настроить эквалайзер, можно лишь пользоваться шаблонами, но, с другой стороны, влияние оказывается на все проигрыватели.

Посторонние программы

Также есть возможность скачать эквалайзер для ПК. Например, есть программа NeonVisual. Установив ее, вы сможете осуществить гибкую настройку всех частот, тем самым улучшив звучание своих колонок.

Помимо этого, программа предлагает удобный интерфейс. Даже неопытный пользователь самостоятельно сможет разобраться во всех премудростях.

В принципе, подобных программ существует невообразимое множество, но рассказывать о каждой из них бессмысленно. Все они похожи, и если знать, как ими пользоваться, то проблем не возникнет.

Ну а тем временем переходим от операционной системы Windows к Linux.

Эквалайзер на Linux

К огромному сожалению, встроенный эквалайзер на компьютере с установленной операционной системой Linux отсутствует. Но не беда, он просто ждет, пока вы его скачаете из репозитория. Но об этом позже.

Читайте также:  Масло в гур ниссан мурано z51

Изначально стоит рассказать что такое Pulseaudio. Дело в том, что для Linux это важная вещь. Это звуковой сервер, он нам и позволит редактировать потоки звука, а точнее, вывод звука. Но для работы с ним необходима программа. В данном случае нужно скачать эквалайзер на компьютер, в репозиториях он называется pulseaudio-equalizer.

Исходя из этой информации, становится понятно, что для установки эквалайзера можно воспользоваться различными способами. Менеджер пакетов или терминал, решать только вам.

Если не хочется копаться в куче инструкций, можно просто открыть терминал и ввести поочередно три команды:

sudo add-apt-repository ppa:nilarimogard/webupd8;

sudo apt-get update;

sudo apt-get install pulseaudio-equalizer.

После этого на ваш компьютер будет установлен заветный эквалайзер. Его можно найти в "Меню" — "Аудио и видео". Открыв его, вы увидите пресеты и ползунки, но о подробной настройки поговорим чуть позже, сейчас же перейдем к мобильным ОС.

Эквалайзер на Android

Пришло время узнать, где найти эквалайзер для "Андроида". Ведь как ни крути, пользователи телефонов намного чаще слушают музыку, чем обладатели персональных компьютеров.

Как можно было понять из вышесказанного, для Android эквалайзер — это необходимая вещь. Поэтому сейчас разберемся, где его найти, и как им пользоваться.

Изначально необходимо сказать, что встроенного эквалайзера для "Андроида" практически не существует. Иногда в комплекте со смартфоном автоматически скачивается ПО Equalizer. После этого в вашем проигрывателе в меню дополнительно должна появиться соответствующая строка, где можно осуществить настройку.

Но лучше скачать стороннюю программу. Их существует огромное количество. Есть простые трехполосные, а есть и огромные — со своими пресетами и дополнительными функциями, например, реверберацией. В общем, все в ваших руках.

Эквалайзер на iOS

В отличие от Android, на iOS нет необходимость скачивать дополнительные программы, чтобы настроить звук так, как вам угодно. Для этого есть уже встроенные возможности. Их найти можно, войдя в настройки и выбрав «Музыка». Далее надо поставить ползунок «Проверка звука» на "Включено" и нажать «Эквалайзер». Это был первый способ изменить параметры звука.

Если ползунок «Проверка звука» во включенном положении, то система самостоятельно улавливает показатель dB воспроизводимой композиции и в случае чего делает трек тише. Теперь нет необходимости прикручивать громкость, если трек сменился на более громкий, за вас это сделает система.

Что касается эквалайзера, то данный способ не очень хорош, ведь вам позволяют пользоваться только пресетами. То есть нет гибкой настройки всех частот звука, но все же для неопытных пользователей это то что надо.

Второй способ

Вторым же вариантом будет скачать более функциональный аудиоплеер, такой как TuneShel или же Radsone. Уже у них в настройках можно воспользоваться эквалайзером со множеством полос.

Итак, если кто-то не знает, как загрузить и установить на свой телефон эти приложения, то сейчас будет дана подробная инструкция.

Найдите у себя на телефоне приложение App Store и запустите его.

Далее в верхней части экрана нажмите на раздел «Поиск».

В строке для заполнения напишите название необходимой вам программы и нажмите "Поиск".

Теперь перед вами должно появиться то приложение, которое вы искали. Если этого не произошло, проверьте, правильно ли вы вписали название.

Нажмите «Загрузить» напротив картинки приложения.

Дождитесь окончания загрузки и установки, после чего можете им пользоваться.

Как видно, загрузить другой аудиоплеер несложно.

Как настраивать эквалайзер

Как говорилось выше, очень часто встречаются пресеты в эквалайзерах, так сказать, шаблоны. Ими очень удобно пользоваться. Они очень полезны тогда, когда пользователь не разбирается в данном вопросе.

Чтобы настроить эквалайзер таким способом, просто включите какую-то композицию и меняйте пресет один за другим, пока вам не понравится звучание проигрываемой дорожки. Как можно догадаться, это самый простой вариант и, конечно, в полной мере он не позволит осуществить хорошую настройку звука, поэтому переходим к более детальному способу.

Также, открыв эквалайзер, вы наверняка заметили ползунки (полосы частот). У кого-то их всего три, а у кого-то число может доходить и до десяти. Сейчас разберем настройку пятиполосного эквалайзера.

Важно знать, что самый левый ползунок отвечает за бас, а правый — за писк. Остальные три — это что-то между ними. Например, вы слушаете композицию, которая привлекает вас басом, но его почему-то попросту не слышно, а все потому, что бас и писк на одном уровне, или же бас ниже.

Для того чтобы ощутить разницу, поднимите левый ползунок выше до того момента, пока результат вас не устроит. Иногда этого не хватает, композиция становится нечеткой. Для более гибкой настройки переходите ко второму ползунку слева и поднимайте его или опускайте. Как только вы определились с его расположением, переходите к писку — самому правому ползунку. Чаще всего его поднятие дает более чистый и живой звук. Но если рассматривать пример с треком, в котором основное внимание привлекает бас, то на максимальную отметку писк подымать не стоит. Остановитесь, когда голос певца слышно разборчиво — этого хватит.

Если желаемого результата добиться не получилось, то переходим ко второму ползунку справа и добавляем или убавляем его громкость, пока вас не устроит звучание.

Теперь остался лишь средний ползунок. Он в полной мере влияет как на бас, так и на писк, и настроить его очень просто. Вертите его то вверх то вниз, пока вам не понравится звук. Тем самым вы сбалансируете бас и писк между собой.

Вывод

Как можно заметить, программа эквалайзер — это очень полезная вещь, и если вы научитесь ей пользоваться, то качество проигрываемой музыки возрастет во много раз. Главное — практика, и со временем все получится.

Важно то, что вы теперь знаете, где находить эквалайзер на ПК и на телефоне, и как его настраивать. Конечно, представленная настройка не так уж профессиональна, но для простого пользователя она подойдет, а со временем вы сами поймете принцип работы эквалайзера.

За последнюю неделю несколько раз пришлось наблюдать как «авто-меломаны» настраивают звук в своих автомобилях… Забавное зрелище, я Вам скажу. Человек весь погрузившись в разглядывание дисплея, монтирует кривую (а происходило это на аппаратах с графическим эквалайзером). Опускает один участок, поднимает другой по частотным диапазонам, разглядывает, опять что-то двигает, опять смотрит и наконец-то, удовлетворенный начинает слушать. Классно — говорит. Нравится… Задаю вопрос: а почему ты вот этот участок задрал вверх? И почему вот здесь опустил вниз? Ну а как еще — отвечает. Так красивее.

А я бы, говорю, вот на этом участке приподнял немного, а вот здесь немного опустил. Судя по получившемуся звуку, именно здесь и необходимо подкорректировать… Так же будет некрасиво — отвечают мне. Какая-то ломаная линия получится… Ну что тут сказать? Наверное будет не так красиво на графике, но мы то график строим для звука, а не наоборот. Для того, что бы понять, что же происходит со звуком, когда мы пытаемся откорректировать его, пользуясь эквалайзером, сначала необходимо уяснить, что мы слышим и как мы слышим. Как это не удивительно, но динамики не воспроизводят музыку, если так можно выразиться, музыку воспроизводит наш мозг, восстанавливая ее из сложного сигнала, полученного от динамиков, сигнала, содержащего множество частотных составляющих. А вот параметры этих сигналов мы и меняем, задавая тембровую окраску получаемой в итоге картинки, картинки не в смысле графического изображения, а в смысле звуковых образов. Так за что же отвечают определенные участки диапазона?

Читайте также:  Маркировка шин goodyear расшифровка

Мы будем обсуждать различные спектральные составляющие звука – что они делают для самого звука, и как мы это воспринимаем. Почему иногда звук бывает резким или грязным? Почему мы иногда не можем разобрать текст песни? Я постараюсь дать ответы на эти вопросы и, вообще, внести хоть немного ясности в мистический мир эквалайзеров, правда пользуясь для этого материалом уже опубликованным в интернете, но который Вы вряд ли нашли сами, потому что для этого нужно знать, что искать, а судя по моим наблюдениям, многие не понимают даже сути устройства под названием эквалайзер, что впрочем естественно — мы не можем знать все…

И естественно возможность такой коррекции есть только на аппаратах со встроенными эквалайзерами и в данном случае наверное, чем больше полос, тем большую коррекцию мы можем произвести. Если же Ваш аппарат имеет всего 2 — 3 полосы регулировки, то и возможностей у вас почти никаких. Однако понимание сути происходящих явлений при попытках настроить звук в своем автомобиле лишним не будет.

Вокал.

Грубо говоря, спектр голоса можно разделить на три основных полосы, соответствующих главным речевым компонентам – основе, гласным и согласным.

Область голосовой основы расположена на довольно ограниченном участке спектра – приблизительно между 125 и 250 герцами. Основа позволяет нам определить – кто именно говорит, и поэтому, правильная передача её является неотъемлемой часть качественного звука.

Проводящие наибольшую голосовую энергию гласные занимают полосу 350 до 2000 герц. Согласные же, расположенные на участке от 1500 до 4000 герц, обладают небольшой энергией, но зато являются основной составляющей разборчивости голоса.

К примеру, на участок от 63 до 500 герц приходится около 60% всей энергии голоса, но он всего лишь на 5 % влияет на разборчивость. Область 500 – 1000 герц обеспечивает 35% разборчивости, в то время как на диапазон от 1 до 8 килогерц приходится 5% от энергии и 60% от разборчивости.

Уменьшив уровень составляющих низкочастотной части спектра и увеличив уровень в диапазоне от 1 до 5 килогерц можно существенно увеличить разборчивость и ясность голоса. Вот несколько возможных последствий грубого тембрового вмешательства в звук:

поднятие АЧХ на участке 100 – 250 герц делает вокал гулким;

вырезание участка 150 – 500 герц порождает пустоту, неосновательность;

уменьшение уровня на участке от 500 до 1000 герц влечёт за собой излишнюю жёсткость;

поднятие части спектра около 3 килогерц несёт жесткую металлическую гнусавость;

уменьшение усиления в полосе от 2 до 5 килогерц приводит к общему снижению разборчивости, делает звук безжизненным;

поднятие участка от 4 до 10 килогерц приводит к свистам и появлению “звукового песка”.

80 – 125 герц Придание чувственности певцам, поющим в басовом регистре.

160 – 250 герц Звуковая основа.

315 – 500 герц Очень важно для качественного звука.

630 – 1000 герц Важно для естественного звучания. Чрезмерное поднятие приводит к получению “телефонного звука”.

1250 – 4000 герц Артикуляция вокала, манера исполнителя.

5000 – 8000 герц Очень важно для разборчивости.

1250 – 8000 герц Придают чистоту и ясность.

5000 – 16000 герц Чрезмерное усиление приводит к сыпучему, свистящему звуку.

Слишком сильное увеличение уровня на участке 200 – 400 герц приводит к маскировке согласных, таких как “м”, “б”, “в”. Слишком сильное увеличение уровня в диапазоне 1000 – 4000 герц приводит к быстрому утомлению слуха.

Инструменты.

Прозрачность звука многих инструментов может быть существенно увеличена путём подчёркивания их гармоник. Наше ухо их слышит даже в самых низких звуках с, казалось бы, узким спектром. Барабаны – это один из таких инструментов, яркость звука которых можно существенно повысить путём простого уменьшения усиления в нижней части спектра, подчёркивая тем самым существующие в звуке гармоники. Вот несколько мыслей по поводу того, что именно некоторые из частот делают со звуком и что при этом чувствуют наши уши.

31 – 50 герц Дают музыке мощность и энергию. При чрезмерном их подчёркивании звук может помутнеть, стать тусклым. Так же маскируют некоторые гармонические компоненты.

80 – 125 герц При чрезмерном поднятии их возникает “бум-эффект”

160 – 250 герц Обычная проблема большинства миксов. Избыток лишает фонограмму мощности, но они, всё же, необходимы для “теплого” звучания фонограммы. 160 герц, по моему мнению – самая раздражающая частота. Здесь же расположена звуковая основа бас-гитары и других бас-инструментов

300 – 500 герц Здесь расположена звуковая основа струнных и перкуссионных инструментов.

400 – 1000 герц Основа и гармоники струнных, клавишных и перкуссии. Здесь, вероятно, самая важная область, отвечающая за естественность звучания – здесь расположен именно “голос” инструмента. Избыток приводит к “трубоподобности” звучания.

800 – 4000 герц Здесь самая подходящая область, что бы выделить инструмент или слегка “подогреть” его звучание. Избыток приводит к быстрому ауральному утомлению.

1000 – 20000 герц Избыток приводит к заметному “истончению” звука.

4000 – 10000 герц Область разборчивости перкусии, тарелок, малого барабана.

5000 герц Отвечает за прозрачность. Избыток привносит некоторую “отдалённость” звучания.

8000 – 20000 герц Очень часто именно с ней ассоциируется понятие “качества записи” или микса. Именно здесь лежит источник “глубины” микса и чистоты его “атмосферы”. Избыток приводит к пронзительному и ломкому звучанию.

Частотные диапазоны.

Покрывающий полторы октавы – от 80 до 250 герц, этот диапазон частот определяет “жирность”, “наполненность” звука. В то время, как частоты около 50 герц влияют на слитное звучание бас-гитары и большого барабана, гитара при этом будет звучать плотно и “жирно”, не вызывая эффекта “загрязнения” звука. Уменьшение уровня частот в районе 100 герц вызовет различие между звуком гитары и бас-гитары и, как следствие, раздельное звучание их партий. Низшая частота основы гитарного звука расположена около 80 герц.

Для вокала частоты в районе 200 герц определяют полноту и насыщенность его звучания. Уровень частот этого диапазона может быть уменьшен для увеличения разборчивости вокальной партии. Тем не менее, если были сделаны изменения в АЧХ тракта вокала в более высокочастотном диапазоне, повлёкшие за собой потерю основательности звучания и появления эффекта “тонкого” звука, некоторое увеличение усиления на 200 герцах поможет восстановить полноту звучания. Если при обработке звука инструментов усиление на 100 герцах было уменьшено для того, что бы избежать появления скомканного звучания (некоторые ноты находятся на пределе слышимости, в то время как остальные сливаются в непонятный шум), некоторое увеличение уровня на 200 герцах позволяет скомпенсировать это и вернуть звуку основательность. Гитара и бас-гитара обладают почти одинаковой энергией на частоте своей звуковой основы и её второй гармоники, и в связи с этим очень часто их звуки сливается и партии становятся трудноразличимыми. В этом случае уменшение усиления на 100 герцах и небольшое увеличение на 200 позволяет вернуть нотную разборчивость.

один комментарий к статье: Как правильно пользоваться эквалайзером

Спасибо огромное Вам за статью! Очень интересно и познавательно, открыл для себя вещи, о которых ранее и не слышал (имею ввиду Ваши мысли по поводу того, какая частота как влияет на звучание) :)Не так давно купил параметрический эквалайзер, буду проверять и экспериментировать ;)Еще раз большое спасибо!)

Панель отправки комментариев Отменить комментарий

Авторизуйтесь используя свой аккаунт в социальных сетях Войти чтобы оставить комментарий.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector