Диагностика климата пассат б6

Зима на носу, у многих стали возникать одинаковые вопросы по климату.
В этом посте будет собираться информация по диагностике климатической установки с помощью шнурка и Васи-диагноста.

Фен. Работает ли и когда?

В дизельных Пассатах без Webasto штатно стоит электрический отопитель салона, так называемый "умный фен". Это электрический тэн, стоящий сразу за антифризным радиатором печки, контролируемый блоком управления климата. Задача фена проста — греть салон, пока двигатель машины не прогрелся так, чтоб отапливать салон радиатором антифриза. Потому фен включается при включенном климате, включенном двигателе когда температура антифриза менее 75 градусов и у климата стоит задача нагревать входящий воздух.

Посмотреть Васей можно в блоке 7D, измеряемые группы (08):
-В группе 001 нас интересует статус фена, и сила тока, подаваемого на нагревательный элемент. 0А в выключенном состоянии и более 50А во включенном состоянии.
-В группе 002 в первом поле 0.0 означает, что климат запрашивает включение фена, 1.0 — климат не запрашивает включение фена.
-В группе 003 нас интересует температура охлаждающей жидкости. Если она выше 75 градусов — фен не включится. Потому такую диагностику надо делать на холодном двигателе.

Так же в блоке 08 (климат) в измеряемых группах (08):
-В группе 009 в третьем поле указан статус обогревателя, включен или нет.

Заслонки и моторчики заслонок.

Тут интересно разобрать, как положение заслонок отображается в Васе.
Блок 08, измеряемые группы (08):
-группа 011, заслонка V113, на машинах с одним моторчиком на впуске отсутствует
-группа 012, заслонка V158
-группа 013, заслонка V159
-группа 014, заслонка V70
-группа 015, заслонка V107
-группа 016, заслонка V71 на машинах до 2008 года, V425 на машинах после 2008 года
-группа 018, заслонка V213
Все подписаны, кроме V213 в 018 группе.
Самые проблемные — V158 и V159, регулирующие температуру со стороны водителя и пассажира соответственно.
Формат записи довольно прост:
-в первом поле пишется значение, пришедшее с аналого-цифрового преобразователя (АЦП), в который приходит значение от потенциометра моторчика. Потенциометры выдают сопротивление от 0 до 4 Ом, которые преобразуются в значения от 0 до 255 ( 1 байт). Есть как минимум два типа потенциометров: белые с узким диапазоном в серединке, и желтые с диапазоном почти на 360 градусов. Второго типа точно моторчик V70 и привод заслонок впуска в новых климатах, где на впуске один двигатель на две заслонки. Во всех остальных моторчиках потенциометр белый, первого типа. Это важно, не перепутайте их местами, иначе климат сойдет с ума. Если вы чистите потенциометр со снятием поводка, то обязательно ставьте поводок стрелочкой туда же, куда она смотрела до снятия. Если в белых логично, что стрелка смотрит против ножек потенциометра, то в желтых стрелка может смотреть куда угодно и велик риск поставить ее под 180 градусов от начального положения.

АЦП на входе имеет сопротивление потенциметра, значениям от 0 до 4 Ом ставит в соответствие цифровой сигнал от 0 до 255, которые считываются блоком управления климатом. При адаптации климат определяет крайние значения, которые записывает в 3 и 4 поле измеряемой группы. На кадре выше видно, что у меня для V159 крайними значениями являются 22 и 232. Они могут быть поменяны местами — это не важно. Важнее то, что значение первого поля не должно выходить за эти значения сильнее, чем на 1 единицу. Ситуация выхода за крайние значения случается от изменения сопротивления потенциометра в зависимости от температуры. Поправить крайние значения очень просто — надо нажать Econ и стрелку на себя для запуска адаптации с самого климата, или сделать адаптацию в Васе. Крайние значения примут актуальный вид.

Второе поле — это то, что хочет увидеть в ответе потенциометра блок климата. Первое — то, что в действительности выдает потенциометр. В идеале, эти значения не должны различаться сильнее, чем на 1 единицу. Но ожидаемое значение может изменяться моментально, а практическое бежит вслед за механикой заслонки и немного отстает во времени. Пример:

На графике видно, как красный график пытается догнать зеленый.

Интересно, что изменение красного графика при малом отличии от зеленого происходит ступенчато. Ступенька — точная подгонка значения. В идеале, подгонка происходит малыми шагами электродвигателя в несколько итераций. Целая заслонка делает это приближение минимальным количеством шагов и останавливается. Если же потенциометр забит грязью, то его значения изменяются скачкообразно и мотор не может придти к требуемому значению +-1 единица. И тогда он начинает двигать заслонку туда-сюда недобегая/перебегая значение, что приводит к слышимым постоянным дерганиям из панели. Если у вас такая ситуация — читайте подробнее продолжение работ LizarD71 по чистке потенциометров.

У пассажира дует холодный воздух.

Частая проблема Пассата — обдув пассажира холодным воздухом, когда у водителя тепло. Проблема заключается в реализации радиатора печки и его состоянии.

На самом радиаторе нет датчиков температуры, потому оценить состояние радиатора можно лишь на основании косвенных факторов — показаний температуры на выходе из блока теплого теплообменника.

В блоке климата 08 в измеряемых группах (08):
-группа 004, второе поле — температура снаружи машины, четвертое — температура антифриза.
-группа 005, слева два поля для температуры левых и правых выходов климата, справа для поля для выходов блока обогревателя, левого и правого соответственно.
-группа 006, в первом поле температура испарителя кондиционера, во втором температура в салоне.

В пятой группе на снимке радиатора курильщика хорошо видно, что левая часть радиатора нагревает воздух до 39 градусов, правая выдает почти уличную температуру — 13 градусов. На выходе в салон температуры скомпенсированы. На блоке климата была выставлена температура 22 градуса. Получается, что в правой части радиатора не идет теплообмен при правильном положении заслонки (см выше, заслонки уже проверены). Радиатор под замену.

Читайте также:  Starline a93 значки на брелке

На снимке здорового радиатора не видно особой разницы между левой и правой температурой. Это значит, что теплообмен идет нормально.

В машинах с феном можно дополнительно проверить работу радиатора на холодной машине.

Антифриз еще не нагрелся, его температура около 30 градусов, фен работает. В левой части радиатора теплообмен происходит до температуры 32 градуса, а справа до 24. Температура справа с феном выше, чем справа без фена. Это значит, что правый поток ограничен не заслонкой климата, а именно самим радиатором.

Не дует из центрального воздуховода.

Часто возникают вопросы, почему в боковых воздуховодах есть поток, а в центральный не дует. Такова особенность работы климата. Как известно из курса физики, теплый воздух накапливается сверху, а холодный снизу.

Если климату нужно согреть салон, то он будет всячески стараться теплый поток направить в ноги. Там теплый воздух из климата смешается с холодным и создаст естественную циркуляцию воздуха. При этом дуть вверх через центральный воздуховод смысла нет — подогрев теплого воздуха сверху не нагреет нижние слои в ногах. Но теплый воздух еще выбрасывается в сторону лобового стекла для уменьшения его запотевания и для его согрева.

Если же стоит задача охладить салон, то климат выбрасывает холодный воздух из объемного воздуховода вверх к крыше и чуть-чуть через центральный воздуховод в лицо.

Таким образом, если нужно согреть лицо, то надо направить на себя боковые воздуховоды. Если же в дороге хочется спать и нужно освежиться, то можно поставить на климате температуру на несколько градусов ниже и из центрального воздуховода пойдет охлажденный / менее нагретый бодрящий воздух.

Если у вас есть еще вопросы и идее по диагностике климата — пишите комментарии. Коллективными силами дополним эту запись.

P.S. Во время написания этой записи был выявлен забитый радиатор печки. Старый был заменен менее года назад. Придется заказывать новый, на месте пассажира совсем холодно.

UPD 1. Добавил снимок со здоровым радиатором.

Добрый всем вечер! Вот что то вспомнилось про климат, и решил об этом здесь написать. Возможно многие об этом знают, но уверен, кому нибудь будет полезна данная запись
С помощью климатроника можно сделать адаптацию заслонок
econ или a/c + обдув на себя. на экране появятся иероглифы, и начнут шевелиться заслонки по очереди.
так же можно сделать самодиагностику климата на предмет ошибок, для этого
econ или a/c + рециркуляция. 0! — значит ошибок нет. Но если они есть, то водительской крутилкой можно их перелистывать и записывать.
Ошибки можно сбросить удерживая econ или a/c несколько секунд. потом кратковременно нажать — это будет выход в обычный режим.
Ошибки будут в HEX формате, расшифровку смотрим здесь
перед кодом добавляем 0 и ищем во втором столбце
Ну и есть еще один режим климатроника, он показывает разные показатели, такие как скорость, напряжение и т.д.
Для этого нажимаем
econ или a/c + подача воздуха вверх. Не пугаемся появившихся нулей, это значит мы вошли в режим.
Далее в правом окошке, где температура пассажира, будут отображаться показатели, а в левом выбираем, что хотим смотреть
Ну и собственно сами показатели, это основные, на самом деле их больше:
1.0: Температура (датчик, расположен по середине регулятора скорости вентилятора на климат-контроле)
1.4: Интенсивность освещения (датчика расположен по середине регулятора скорости вентилятора на климат-контроле)
4.0: Внешняя температура – бампер (передний)
4.1: Внешняя температура – крыша
4.2: Внешняя температура – бампер (задний)
10.1: Давление фриона
15.0: Температура масла
19.0: Скорость (в Km/h)
19.1: Скорость (в Mp/h)
19.2: Реальная температура охлаждающей жидкости)
19.3: Тахометр (x100rpm)
19.4: Давление масла
25.0: Напряжение в сети
Например чтобы выбрать значение 19.2 необходимо левой крутилкой водительской температуры прокрутить до показания 19.0, далее средней, которая для оборотов вентилятора, крутим до 19.2

Немного кодировок для vag com тут
Немного о функциях и скрытых мелочах здесь
Ну вот как то так. Всем бобра!

Задача создания комфортного микроклимата в салоне автомобиля решалась по мере совершенствования технологий, достигнув уровня, когда собственно поддержание стабильной температуры внутри машины уже перестало быть самоцелью. У водителя и пассажиров, как оказалось, могут иметься свои представления о том, какие параметры влажности и температуры следует считать оптимальными. Появление многозонного климат-контроля позволило решить и эту проблему.

Принцип работы климат-контроля

Климатические системы нового поколения основаны на использовании кондиционера, на плечи которого и ложится основной груз ответственности за обеспечение комфорта в салоне. Использование автоматики позволило поддерживать заданные параметры микроклимата без участия человека. Сложная система кондиционирования климат-контроля работает по принципу смешивания в нужной пропорции тёплого воздуха, поступающего от силового агрегата, с холодным, генерируемым кондиционером. Для этого, как и для регулирования объёма и направления подачи воздуха, используются многочисленные заслонки. Реализация подобного принципа создания оптимального климата в салоне автомобиля позволяет получить следующие преимущества по отношению к обычной системе вентиляции/охлаждения и автокондиционеру:

  • создание требуемой температуры выходного воздушного потока независимо от внешних условий;
  • фильтрация поступающего извне воздуха от пыли и других загрязнителей;
  • осушение воздуха, способствующее устранению запотевания стёкол, характерного при повышенной влажности;
  • практически исключает риск развития простудных заболеваний, в отличие от автокондиционера;
  • возможность создания необходимого микроклимата без использования воздуха, поступающего извне: такую возможность обеспечивает наличие клапана рециркуляции, с помощью которого осуществляется перекрытие поступление воздуха от вентилятора системы охлаждения.

Многозонный климат-контроль

Организация многозонной схемы функционирования климатической системы позволяет поддерживать требуемые температурные параметры в разных зонах слона автомобиля по отдельности. Климат-контроль Пассат Б3 Climatronic, устанавливаемый на автомобили всего семейства Фольксваген, имеет наиболее распространённую двузонную компоновку, благодаря которой у водителя и переднего пассажира микроклимат может различаться. Разумеется, поскольку салон является автономной замкнутой системой, это отличие не может быть очень большим. Тем не менее, разница существует и поддерживается на примерно одинаковом уровне с помощью автоматики. Кроме 2-зонного климатического контроля, существуют и другие варианты:

  • трёхзонный, позволяющий к переднему ряду сидений добавить контроль температуры и в районе заднего ряда;
  • четырёхзонные климатические системы позволяют устанавливать свой микроклимат для всех пассажиров, включая задних.
Читайте также:  Проверка полиса каско ресо

Отметим, что во многих случаях четырёхзонные климатические системы являются избыточными, поскольку поездки в полностью заполненном салоне автомобиля – это редкость. Чаще всего водитель ездит в одиночестве или с одним пассажиром. В этом случае многозонный климат-контроль будет потреблять больше ресурсов, что делает его не слишком рентабельным.

Блок управления климатической системой

Как уже отмечалось, климат-контроль, являясь эволюционным развитием автомобильного кондиционера, отличается наличием специальных воздуховодов, оснащённых большим количеством заслонок для смешивания потоков холодного и тёплого воздуха. Управление такими заслонками осуществляется специальным контроллером, считывающим показания датчиков и сравнивающим их с заданными.

Если они не будут совпадать, автоматика будет подавать корректирующие сигналы на исполнительные механизмы климат-контроля Пассат Б6 с целью установки максимального соответствия между заданными и фактическими параметрами микроклимата. В данном случае исполнительными устройствами являются сервоприводы заслонок, а также электромотор приточного вентилятора. Конструкция климат-контроля Пассат Б4 включает следующие заслонки:

  • центральную;
  • приточного воздуха;
  • рециркуляции;
  • температурного регулирования (устанавливается только для многозонных климатических систем);
  • для оттаивания/осушки стёкол.

Использование автоматики теоретически уменьшает надёжность климатической системы. Но на практике даже появление неисправностей не влияет на работоспособность климат-контроля, который переходит в аварийный режим и продолжает выполнять свои непосредственные обязанности.

Панель управления Climatronic

Компьютеризация климат-контроля – это существенный шаг вперёд по сравнению с обычным автомобильным кондиционером. Блок управления устройством можно назвать сердцем такой климатической системы. Опишем панель управления климат-контролем Фольксваген Пассат Б3 (обозначение кнопок климат-контроля Пассат Б6 и других более поздних моделей может несколько отличаться). Достаточно большой дисплей Climatronic имеет пиктограммы, отображающие следующую информацию:

  • скорость вращения нагнетающего воздух вентилятора;
  • температура воздуха вне транспортного средства;
  • состояние режима обогрева стёкол (включено/выключено);
  • включён ли режим рециркуляции;
  • локализация обдува салона автомобиля;
  • температура внутри машины;
  • отображение текущего состояния климат-контроля (надпись «AUTO» – автоматический режим, надпись «OFF» – кондиционер выключен).

А теперь рассмотрим кнопки управления Климатроником:

  • управление режимом работы нагнетательного вентилятора (отдельная кнопка для увеличения и отдельная – для снижения частоты вращения);
  • включение обдува стёкол;
  • включение/выключение режима рециркуляции;
  • две кнопки переключения направления подачи воздушного потока;
  • кнопки увеличения/уменьшения температуры внутри ТС;
  • включение автоматического режима работы Клматроника;
  • кнопка включения/выключения Climatronic.

Производитель рекомендует придерживаться температуры воздуха на уровне 20 – 22° C при включённом автоматическом режиме. Среди особенностей климат-контроля Пассат Б5 следует отметить, что после включения водителем зажигания Climatronic сразу же переходит в автоматический режим, руководствуясь ранее заданными температурными показателями. Если отключить автоматический режим, выбранная программа будет сохраняться в оперативной памяти устройства на протяжении 60 минут. Если выключить зажигание и снова его включить, работа климатической системы начнётся с того же автоматического режима.

Диапазон рабочих температур, поддерживаемых Климатроником – 18 – 29° С. Если выбраны граничные показатели, они отображаются на дисплее аббревиатурами «LO» и «HI» (для 18 и 29 градусов соответственно). Кондиционер работает в таких режимах с максимальным охлаждением/обогревом, а климат-контроль температуру внутри салона не регулирует. Если автомобиль длительное время простаивал, при пуске силового агрегата несколько минут подача воздуха будет осуществляться в нижнюю часть салона, в область ног – чтобы предотвратить запотевание стёкол при подаче непрогретого воздуха.

При задействовании режима рециркуляции Climatronic следует учитывать, что если вне автомобиля температура менее +3° С, то через 30 секунд режим рециркуляции выключится и климатическая система перейдёт в режим использования свежего воздуха. Выключать климат-контроль кнопкой «OFF» рекомендуется в исключительных случаях (при появлении проблем в работе системы).

Диагностика неисправностей

Неоспоримым преимуществом использования климат-контроля является способность системы выявлять проблемы в функционировании системы и сохранять эти неисправности в долговременной памяти устройства. Рассмотрим, как получить доступ к ошибкам и как их интерпретировать на примере климат-контроля Фольксваген Пассат Б5.

Чтобы войти в режим отображения ошибок, нужно выключить зажигание, зажать одновременно кнопки рециркуляции воздушного потока и «ECON». Включить зажигание (должны загореться лампочки на приборной панели), продолжая удерживать кнопки зажатыми несколько секунд. Отпустить кнопки – должно включиться тестирование Климатроника, которое длится секунд 20 – 25. После этого на дисплее с левой стороны отобразится трёхзначный буквенно-цифровой код ошибки, справа – три нуля.

Нажатием кнопок, регулирующих скорость вращения притяжного вентилятора, можно пролистывать ошибки. Чтобы стереть ошибки, достаточно нажать «ECON», удерживая кнопку на протяжении 3 секунд. Однократное нажатие этой кнопки переведёт климат-систему в обычный режим индикации. Отметим, что функция самодиагностики не выявляет непосредственную проблему – она только указывает на источник появления неисправности, занося в память соответствующую запись. Рассмотрим, как следует интерпретировать коды ошибок, высвечиваемых на дисплее с левой стороны:

  • 119 – проблема с датчиком, отслеживающим скорость движения ТС;
  • 214 – ошибка измерения напряжения электропитания КК;
  • 21A –ошибка, связанная с несоответствием опорного напряжения номинальным параметрам;
  • 510 – неисправен температурный датчик главного (центрального) дефлектора;
  • 511 – не работает температурный датчик дефлектора обдува ног;
  • 30B – неисправность датчика, измеряющего температуру вне транспортного средства;
  • 311 – проблемы с температурным датчиком центральной (передней) панели;
  • 313 – неработающий датчик, измеряющий температуру воздуха внутри приточного канала;
  • 318 – неисправность датчика, ответственного за измерения давления в контуре Климатроника;
  • 31C – неисправен датчик, измеряющий температуру вентилятора;
  • 31D – проблемы в работе фотодатчика, ответственного за определение интенсивности излучения солнца;
  • 332 – поломка температурного датчика, установленного на выходе испарителя;
  • 333 – неработающий датчик высокого давления;
  • 382 – отсутствует управляющий сигнал, поступающий на компрессор климат-контроля;
  • 4F7 – проблемы в работе исполнительного электромотора, управляющего заслонкой регулировки температуры воздуха;
  • 4F8 – ошибки в работе исполнительного электромотора, управляющего центральной заслонкой;
  • 4F9 – ошибка, связанная с работой приточного вентилятора, обеспечивающего нагнетание воздуха в систему;
  • 4FA – не работает исполнительный электромотор, управляющий заслонкой воздухозаборника;
  • 4B6 – ошибка отсутствия сигнала, дающего старт отсчёту времени режима «зажигание выключено»;
  • 25B – проблемы с функционированием исполнительного электромотора, управляющего заслонками размораживателя и обдува ног;
  • 62E – отсутствует сигнал температуры ОЖ;
  • 538 – проблемы в работе шины данных-комфорт;
  • 53D – не работает БУ комбинации приборов (локализация – шина CAN-комфорт);
  • 513 – ошибка в работе диагностического интерфейса (локализация – шина данных);
  • 4AE – неправильная версия программного обеспечения, обслуживающего шину данных-комфорт;
  • 414 – неверная кодировка блока управления;
  • 43F – климат-контроль не в состоянии обеспечить базовые установки работы;
  • 444 – отсутствие ошибок.
Читайте также:  Как настроить пульт сигнализации starline

На основании получения данных диагностики можно определить, почему не работает климат-контроль Фольксваген Пассат Б6, и принять меры к устранению проблем.

Возможные неисправности и их устранение

Следует отметить, что в некоторых случаях функция самодиагностики не позволяет определить точную причину неработоспособности климатической системы. Самостоятельный поиск и устранение поломок может привести к ещё большим проблемам, особенно если вы никогда раньше не пробовали заниматься ремонтом автомобильной климатической системы. Однако некоторые неисправности вполне можно устранить и самостоятельно.

Не работают температурные датчики

В этом случае у вас имеется два способа решить проблему. Для начала ищем неисправный датчик и отсоединяем его. Устанавливаем новый или заведомо исправный датчик, если ошибка не исчезает – это свидетельствует об обрыве цепи. В таких случаях нужно «прозвонить» участок от датчика к электронному блоку.

Утечка фреона

Хотя подобное явление считается нормальным вследствие того, что хладагент является летучим газом, если система не потеряла герметичности, утечка незначительна. Обычно она проявляется после зимы, если автомобиль в это время не использовался. Если после запуска двигателя климат-контроль не подаёт признаков жизни и не реагирует на нажатие кнопки включения, это может вызвано недостаточностью хладагента в системе. Что же следует предпринять, если не работает климат-контроль Пассат Б5 и наиболее вероятная причина – утечка фреона?

Самым точным и достоверным способом определения разгерметизации магистрали является использование специального тестера, диагностические разъёмы которого надевается на сервисные выводы климатической системы. Отметим, что объём «естественной» годовой утечки лежит в пределах 30 – 100 г. Если потери более весомые, это свидетельствует о наличии проблемных мест, которыми чаще всего бывают места соединения шлангов/трубок. Часто разгерметизация происходит по причине протечки сальника компрессора.

Рабочий способ проверки – использование «нюхача» – прибора, реагирующего на самые незначительные концентрации хладагента. На некоторых СТО используют метод нанесения специального красящего состава, выявляя места утечки с помощью УФ-сканера. Проблема устраняется дозаправкой климатической системы, но следует учитывать, что при наличии утечки необходимо обязательно её устранить. После заправки фреоном выполняется операция адаптации климат-контроля Пассат Б5.

Предохранители Климатроника

Если климат-контроль не включается (отключился во время езды), и при этом не загорается даже дисплей, это обычно свидетельствует о перегорании плавкого предохранителя. В этом случае его замена решает проблему, но если ситуация повторяется – речь идёт о более серьёзной неисправности, поиск которой следует доверить специалисту-электрику.

Поломка клапана компрессора

Нередки ситуации, когда климатическая система в целом работоспособна, но генерируемый ею поток охлаждённого воздуха оказывается недостаточным для установления требуемых параметров микроклимата. Если диагностика свидетельствует о том, что возможная причина – неисправность компрессора, его ремонт в гаражных условиях возможен только при наличии достаточного опыта проведения таких работ. Может оказаться, что неисправен электромагнитный клапан компрессора, при этом его замена по трудозатратам соизмерима с монтажом нового компрессора.

Муфта

Часто причина неработоспособности климатической системы заключается в нерабочей муфте компрессора, при этом соответствующая ошибка может и не высвечиваться. Чтобы проверить муфту, необходимо запитать её разъёмы непосредственно от аккумулятора. Если раздастся характерный щелчок – то проблема не в муфте, в противном случае она, вероятнее всего, сгорела бы. Её придётся заменить, хотя в сети можно найти инструкции, как попытаться самостоятельно её отреставрировать. Основная сложность здесь заключается именно в разборке компрессора.

Электропроводка

Это одна из наиболее распространённых причин выхода из строя климатической системы. Если функции климат-контроля Пассат Б6 поддерживаются не в полной мере, а диагностирование указывает на узлы, работоспособность которых не вызывает сомнений – скорее всего, дело в оборванных проводах. При этом может оказаться, что снаружи никаких обрывов нет, но провод может сгнить непосредственно под оплёткой. Прозвонку проводки следует осуществлять при отсоединённых клеммах АКБ. Стоит также проверить все контакты, которые имеют свойство окисляться, и при необходимости их зачистить.

Выводы

Если у вашего авто начались проблемы с климат-контролем, всегда можно попытаться локализовать неисправность самостоятельно. При наличии достаточного опыта можно также отремонтировать вышедший из строя узел, не прибегая к услугам СТО, но всё же рекомендуется выполнять диагностические и ремонтные работы в автосервисе. Причём диагностику в целях профилактики следует выполнять ежегодно, независимо от наличия или отсутствия проблем. Особо отметим, что после осуществления ремонтных работ, связанных с заменой приводов исполнительных устройств, демонтажем/монтажом блока управления и других важных узлов, требуется адаптация климат-контроля Пассат Б6 – эту процедуру можно выполнить и самостоятельно.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector