Функции присадок моторных масел

Моторные масла работают в исключительно тяжелых условиях. Другим смазочным материалам, применяемым в автомобилях — трансмиссионным маслам и пластичным смазкам, — несравненно легче выполнять свои функции, не теряя нужных свойств, так как они работают в среде относительно однородной, с более-менее постоянными температурой, давлением и нагрузками. У моторных же режим "рваный" — одна и та же порция масла длительное время подвергается ежесекундным перепадам тепловых и механических нагрузок, поскольку условия смазки различных узлов двигателя далеко не одинаковы. Кроме того, моторное масло подвергается химическому воздействию — кислорода воздуха, других газов, продуктов неполного сгорания топлива, да и самого топлива, которое неминуемо попадает в масло, хотя и в очень малых количествах. В таких, мягко говоря, некомфортных условиях моторное масло должно в течение длительного времени выполнять возложенные на него функции. А именно:

• уменьшать трение между соприкасающимися деталями, снижая износ и предотвращая задиры трущихся частей;

• уплотнять зазоры, в первую очередь, между деталями цилиндро-поршневой группы, не допуская или сводя к минимуму прорыв газов из камеры сгорания;

• защищать детали от коррозии;

• отводить тепло от трущихся поверхностей;

• выносить продукты износа из зоны трения, тем самым замедляя обpазование отложений на повеpхности частей двигателя .

🔎 Основные характеристики моторных масел

Вязкость — это одна из важнейших характеристик масел. Моторные масла, как и большинство смазочных материалов, изменяют вязкость в зависимости от своей температуры. Чем ниже температура, тем больше вязкость и наоборот. Чтобы обеспечить холодный пуск двигателя (проворачивание коленвала стартером и прокачивание масла по системе смазки) при низких температурах, вязкость не должна быть очень большой. При высоких температурах, наоборот, масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы создавать прочную масляную пленку между трущимися деталями и необходимое давление в системе.

Индекс вязкости — показатель, который характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры. Это безразмерная величина, т.е. не измеряется в каких-либо единицах– это просто число. Чем выше индекс вязкости моторного масла, тем в более широком температурном диапазоне масло обеспечивает работоспособность двигателя. Для минеральных масел без вязкостных присадок индекс вязкости составляет 85-100, масла с вязкостными присадками и синтетические масла-компоненты могут иметь индекс вязкости 120-150. У маловязких глубокоочищенных масел индекс вязкости может достигать 200.

Температура вспышки. Этот показатель характеризует наличие в масле легкокипящих фракций, и, соответственно, связан с испаряемостью масла в процессе эксплуатации. У хороших масел температура вспышки должна быть выше 225°С. У недостаточно качественных масел маловязкие фракции быстро испаряются и выгорают, ведя к высокому расходу масла и ухудшению его низкотемпературных свойств.

Температура застывания — это температура, при которой масло практически полностью теряет текучесть (подвижность). Температура застывания характеризует момент резкого увеличения вязкости при снижении температуры, или кристаллизации парафина вместе с повышением вязкости в такой степени, что масло становится твердым.

Щелочное число (TBN). Показывает общую щелочность масла, включая вносимую моющими и диспергирующими присадками, которые обладают щелочными свойствами. TBN характеризует способность масла нейтрализовывать вредные кислоты, поступающие в него в процессе работы двигателя и противодействовать отложениям. Чем ниже TBN, тем меньше активных присадок осталось в масле. TBN большинства масел для бензиновых двигателей обычно имеет значения в пределах 8-9 единиц, а для дизельных двигателей около 11-14. При работе моторного масла общее щелочное число неизбежно снижается, нейтрализующие присадки срабатываются. Значительное падение числа TBN приводит к кислотной коррозии, а также загрязнению внутренних частей двигателя.

Кислотное число (TAN). Кислотное число является показателем, характеризующим наличие в моторных маслах продуктов окисления. Чем меньше его абсолютное значение, тем лучше условия работы масла в двигателе и тем больше его остаточный ресурс. Повышение числа TAN служит показателем окисления масла, вызванного длительным временем использования и/или рабочей температурой. Общее кислотное число определяется для анализа состояния моторных масел, как показателя степени окисления масла и накопления кислых продуктов сгорания топлива.

Моторное масло состоит из основы (базового масла) и присадок. Свойства масла определяются прежде всего химическим составом основы, присадки же предназначены для корректировки и улучшения этих характеристик. С помощью присадок можно значительно повысить эксплуатационные свойства моторных масел, даже изготовленных из не самых лучших базовых масел. Но при длительной эксплуатации и особенно при высоких нагрузках присадки разрушаются, и конечное качество моторного масла, проработавшего в двигателе более половины положенного срока, определяется качеством базового масла. Основы масла бывают минеральные (т.е. полученные путём очистки соответствующей фракции нефти) и синтетические (т.е. полученным путём каталитического синтеза из газов). Комбинация минеральных и синтетических основ, при условии не менее 25 % синтетического базового масла, называется полусинтетической базой.

Масла — это углеводороды с определенным количеством атомов углерода. Эти атомы могут быть соединены как в длинные и прямые цепи, так и разветвленные, как крона какого-нибудь дерева. Чем более «прямыми» будут цепи, тем лучше будут свойства масла. Так, например, «ветвистым» молекулам легче свернуться в шарик, поскольку они более компактные — именно так происходит замерзание. То есть они будут замерзать при более высокой температуре, чем их «коллеги», состоящие из прямых цепей. вк.ком/pubauto Итак, нам нужно получить масло, состоящее из красивых одинаковых прямых углеводородных цепей. Никаких вредных примесей, ненасыщенных связей или колец. Получаемое из нефти масло идет к «идеалу», отсеивая все ненужное более или менее изощренными способами. Если менее — это обычная «минералка», более — гидрокрекинговое масло. В процессе каталитического гидрокрекинга происходит «выпрямление» цепей — изомеризация, но строя отборных молекул таким способом не получить. Ну а синтетическое масло? Его получают из легких газов, «наращивая» длину цепи до нужного числа атомов углерода. Условия этой реакции намного лучше контролируются, поэтому можно получить практически линейные цепи заданной длины.

Условные эксплуатационные характеристики (по возрастанию качества), в % (минеральное базовое масло принято за 100 %)

• Минеральное, обычного качества- 100 %

• Гидрокрекинговое, улучшенное минеральное- 200 %

• Синтетическое, полиальфаолефиновое- 300 %

• Синтетическое, эстеровое- 500 %

По классификации Американского института нефти (API) базовые масла подразделяются на пять категорий:

• Группа I — базовые масла, которые получены методом селективной очистки и депарафинизации растворителями (обычные минеральные)

• Группа II- высокорафинированные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, с повышенной окислительной стабильностью (масла, прошедшие гидрообработку- улучшенные минеральные)

• Группа III- базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга (НС-технология). В ходе специальной обработки улучшают молекулярную структуру масла, приближая по своим свойствам базовые масла группы III к синтетическим базовым маслам IV группы. Не случайно масла этой группы относят к полусинтетическим (а некоторые компании даже к синтетическим базовым маслам).

• Группа IV– синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Полиальфаолефины, получаемые в результате химического процесса, имеют характеристики единообразной композиции, очень высокую окислительную стабильность, высокий индекс вязкости и не имеют молекул парафинов в своем составе.

• Группа V – другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы. В эту группу входят другие синтетические базовые масла и базовые масла на растительной основе.

Химический состав минеральных основ зависит от качества нефти, пределов выкипания отбираемых масляных фракций, а также методов и степени их очистки. Минеральная основа – самая дешевая. Это продукт прямой перегонки нефти, состоящий из молекул разной длины и разного строения. Из-за этой неоднородности – нестабильность вязкостно – температурных свойств, высокая испаряемость, низкая стойкость к окислению. Минеральная основа – самая распространенная в мире моторных масел.

Совершенствование минеральных базовых масел проводится по двум основным направлениям. Первое, при котором масло очищается только до такой степени, чтобы в нем осталось оптимальное содержание смол, кислот, соединений серы, азота и, дополнительно, вводятся присадки для улучшения некоторых функциональных свойств. Такой метод не позволяет получить масла достаточно высокого уровня качества. Второе направление, при котором базовое масло полностью очищается от всех примесей и проводится молекулярная модификация методом гидрокрекинга. В результате получается масло, обладающее ценными свойствами для тяжелых режимов работы (высокая стойкость к деформациям сдвига при высоких скоростях, нагрузках и температурах, высокий индекс вязкости и стабильность параметров).

Читайте также:  Новый гле мерседес 2019 года

К какому классу относить такие масла? По цене «гидрокрекинг» ближе к «минералке», а по качеству, как уверяет продавец, ничуть не хуже «синтетики». Но мы же понимаем, что если бы дело обстояло именно так, такое дорогое удовольствие, как синтетическое масло, вымерло бы как класс… Гидрокрекинговое масло ближе к минеральному не только по цене, но и по способу получения, потому что оно тоже производится из нефти. Чем же оно тогда лучше? Как следует из названия, оно проходит более глубокую обработку при помощи гидрокрекинга. А на первых этапах его производство ничем не отличается от производства минерального масла. Из обычного минерального масла разнообразными физико-химическими методами удаляются нежелательные примеси, вроде соединений серы или азота, асфальтеновые (битумные) вещества и ароматические полициклические соединения, которые усиливают коксование и зависимость вязкости от температуры. Депарафинизацией удаляются парафины, повышающие температуру застывания масел. Однако понятно, что удалить все ненужные примеси таким методом невозможно — грубо говоря, это и служит причиной худших свойств «минералки». Обработка масла может продолжиться и дальше. Ведь остались еще ненасыщенные углеводороды, которые ускоряют старение масла из-за окисления, да и примеси тоже остались. Гидроочистка (воздействие водородом при высокой температуре и давлении) превращает непредельные и ароматические углеводороды в предельные, что увеличивает стойкость масла к окислению. Таким образом, масло, прошедшее гидроочистку, обладает дополнительным преимуществом. А что же гидрокрекинг? Это еще более глубокий вид обработки, когда одновременно протекает сразу несколько реакций. Каких? Удаляются все те же ненавистные серные и азотистые соединения, Длинные цепочки разрываются (крекинг) на более короткие с однородной структурой, места разрывов в новых укороченных молекулах насыщаются водородом (гидрирование). Отсюда и название – «гидрокрекинг». Таким образом, при гидрокрекинге налицо все признаки синтеза – создания из исходного сырья нового соединения, с новой структурой и свойствами. Поэтому гидрокрекинг часто называют НС- синтезом. Но не все так просто. Некоторые компоненты нефти, которые обычно считаются вредными, местами могут быть весьма ценными. Например, смолы, жирные и нафтеновые кислоты улучшают липкость и стойкость адсорбционной пленки масла и тем самым улучшают смазывающую способность масла. Некоторые соединения серы и азота обладают антиокислительными свойствами. Таким образом, при глубокой очистке масла некоторые его смазывающие, антиокислительные и антикоррозионные свойства могут ухудшиться. Эта неприятность исправляется специальными присадками, которые добавляют уже на маслосмесительных заводах.

Итак, гидрокрекинговые масла — это продукты перегонки и глубокой очистки нефти. Гидрокрекинг отбрасывает все «ненужное», ну а если захватывается что-то «полезное», необходимые свойства придаются с помощью присадок. Но четко отфильтровать ненужные примеси сложно — поэтому имеет место большее нагарообразование и «содействие» коррозии у гидрокрекинговых масел по сравнению «синтетикой». Гидрокрекинговое масло получается близким по качеству к «синтетике», но быстрее стареет, теряет свои свойства. Зато они обладают высоким индексом вязкости, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига, а от износа могут защищать даже лучше, чем синтетические. С другой стороны, «синтетика» более однородна в смысле линейности углеводородных цепей, что дает преимущества, например, в температуре замерзания. Есть еще один нюанс. Гидрокрекинг — процесс каталитический, как, впрочем, и синтез. Но если первый идет, например, на никеле, то второй — на углероде. Понятно, что углерод в этом смысле лучше, так масло будет избавлено от нежелательных примесей соединений катализаторов.

Самое интересное, что подавляющее большинство моторных масел, позиционируемых как полусинтетические, и даже полностью синтетические, являются ни чем иным, как гидрокрекинговыми маслами. Это общая тенденция крупнейших производителей масел. Программа BP (кроме Visco 7000), Shell (кроме 0W-40), частично Castrol, Mobil, Esso, Chevron, Fuchs построена на гидрокрекинге. Все масла южно-корейской фирмы ZIC- это только гидрокрекинг.

Полусинтетика – это смесь минеральных и синтетических базовых масел, и может содержать в своем составе от 20 до 40 процентов «синтетики». Специальных требований к производителям полусинтетических смазочных материалов в отношении того, какое количество синтетического базового масла (синтетического компонента) должно быть в готовом моторном масле — нет. Также нет никаких предписаний, какой синтетический компонент (базовое масло группы III или группы IV) использовать при изготовлении полусинтетического смазочного материала. По своим характеристикам эти масла занимают промежуточное положение между минеральными и синтетическими маслами, т.е. их свойства лучше обычных минеральных масел, но хуже синтетических. По цене же эти масла значительно дешевле синтетических.

Синтетические масла обладают исключительно удачными вязкостно-температурными характеристиками. Это, во-первых, гораздо более низкая, чем у минеральных, температура застывания (-50°С, -60°C) и очень высокий индекс вязкости, что существенно облегчает запуск двигателя в морозную погоду. Во-вторых, они имеют более высокую вязкость при рабочих температурах свыше 100°C — благодаря этому масляная пленка, разделяющая поверхности трения, не разрушается в экстремальных тепловых режимах. К прочим достоинствам синтетических масел можно отнести повышенную стойкость к деформациям сдвига (благодаря однородности структруры), высокую термоокислительную стабильность, то есть малую склонность к образованию нагаров и лаков (лаками называют откладывающиеся на горячих поверхностях прозрачные, очень прочные, практически ничем не растворимые пленки, состоящие из продуктов окисления), а также небольшие по сравнению с минеральными маслами испаряемость и расход на угар. Немаловажно и то, что синтетика требует введения минимального количества загущающих присадок, а особо высококлассные ее сорта не требуют таких присадок вообще, следовательно, эти масла очень стойкие — ведь разрушаются в первую очередь именно присадки. Все эти свойства синтетических масел способствуют снижению общих механических потерь в двигателе и уменьшению износа деталей. Кроме того, их ресурс превышает ресурс минеральных в 5 и более раз. Основным фактором, ограничивающим применение синтетических масел, является их высокая стоимость. Они в 3-5 раз дороже минеральных.

До 1933 г для смазывания двигателей внутреннего сгорания в мире использовались нефтяные масла без присадок.

В связи с созданием в США фирмой “Катерпиллер” дизельных двигателей с наддувом обострилась проблема пригорания поршневых колец, для решения которой и были впервые разработаны специальные дизельные масла с моющими (детергентными) присадками на основе нафтенатов алюминия.

Практически одновременно с проблемой повышения моющих свойств масел возникла проблема повышения их окислительной стабильности при повышенных рабочих температурах. К основным недостаткам двигателей внутреннего сгорания относится низкий коэффициент полезного действия, не превышающий 30 % для бензиновых и 40 % для дизельных двигателей. Вследствие необходимости использования в таких двигателях системы принудительного охлаждения до половины тепловой мощности, образующейся при сгорании топлива, уносится с охлаждающей жидкостью. Чем ниже температура охлаждающей жидкости, – тем больше такие потери.

Поэтому главным направлением увеличения к.п.д. двигателей считается повышение температурного режима их работы, а в перспективе — создание адиабатного двигателя, обеспечивающего максимальное использование теплоты сгораемого топлива без отвода тепла из активной зоны. Но для высокофорсированных (теплонагруженных) двигателей непригодны нефтяные масла, которые окисляются уже при 120 0 С. Для решения этой проблемы примерно с 1940 г начали применяться антиокислительные присадки.

Важнейшей характеристикой моторных масел является их вязкость. От величины вязкости масла зависят его герметизирующие свойства, расход масла на угар и внешние утечки, прокачиваемость по смазочной системе, пусковые качества двигателя, реализация жидкостного или граничного трения в различных фрикционных узлах (а тем самым их износ). Вязкость нефтяных масел при изменении температуры в диапазоне от –20 0 С до 100 0 С уменьшается в тысячу и более раз. Такие масла невозможно использовать для круглогодичной эксплуатации двигателя: если оно обеспечивает возможность работы при высоких температурах, то невозможно запустить двигатель при низких температурах и наоборот.

Для эксплуатации двигателя при высоких рабочих температурах и надежного пуска его при низких температурах с 1951 г. начали выпускаться всесезонные масла. Снижение зависимости вязкости таких масел от температуры достигается сочетанием маловязкой базовой основы (которая отвечает за пониженные вязкостные свойства масла при низких пусковых температурах) и специальных полимерных вязкостных присадок, обеспечивающих необходимую вязкость при повышенных рабочих температурах.

Современные моторные масла представляют собой сбалансированный коллоидный раствор многих функциональных присадок в базовом нефтяном или синтетическом масле и лишь благодаря этому способны справляться со своими обязанностями в двигателе. Основные типы присадок, которые должно содержать стандартное моторное масло, и их назначение представлены в таблице 1.

Читайте также:  Рейтинг автомобильных масел 10w 40

Таблица 1: Типы присадок, содержащихся в моторных маслах, и их назначение

Тип присадки

Назначение Детергентно-диспергирующие Предотвращают образование нагаров на горячих деталях двигателя (поверхности поршней и особенно верхние канавки поршневых колец). Поддерживают в мелкодисперсном состоянии нерастворимые в масле продукты, предотвращают их высаждение на фильтрах и деталях двигателя. Антифрикционные, противоизносные и противозадирные Уменьшают трение и износ деталей, предотвращают развитие задиров — глубинных вырывов материала на поверхностях трения Антиокислительные Тормозят процессы окисления масла при повышенных температурах Вязкостные Увеличивают вязкость базового масла и стабилизируют изменение вязкости масла при изменении его температуры. Депрессорные Понижают температуру застывания масла и обеспечивают его подвижность при низких температурах Противопенные Предотвращают вспенивание масла при повышенных температурах и обеспечивают стабильность его подачи к узлам трения

Зачем же нужны дополнительные присадки (добавки) к маслу? Один из наиболее убедительных доводов неприемлемости различных дополнительных присадок к маслам заключается в следующем. Сегодня компании по производству моторных масел входят в число наиболее богатых корпораций в мире и тратят многомиллионные средства на научные исследования с целью совершенствования своих продуктов. Почему же такие фирмы не вводят рекламируемые на рынках “чудо-препараты” в состав своих масел непосредственно при их изготовлении?

Потому что они там действительно не нужны. В равной степени как здоровому человеку ни к чему вводить в кровь лекарства или глотать таблетки, так и стандартным моторным маслам достаточно содержащихся в них компонентов для обеспечения работы исправных стандартных двигателей. Автомобильные двигатели действительно могли бы работать с такими маслами при рекомендуемых сроках замены до миллиона километров пробега (как утверждает реклама моторных масел), если бы эксплуатировались эти двигатели в идеальных условиях на стендах или, в крайнем случае, по американским и европейским автобанам при высококачественном топливе да всегда при исправном состоянии топливной системы, систем зажигания и газораспределения.

Применение дополнительных присадок к стандартным моторным маслам необходимо рассматривать как способ повышения защиты двигателя при эксплуатации его в экстремальных условиях или при уже ухудшенном техническом состоянии.

Невозможность стандартного моторного масла обеспечивать свои основные защитные функции в двигателе (смазывающие, герметизирующие и моющие) определяется двумя негативными процессами: накоплением отходов и срабатываемостью содержащихся в масле присадок. Скорости этих процессов зависят от технического состояния двигателя и от условий эксплуатации. Чем жестче условия эксплуатации — тем выше температура тяжелонагруженных поверхностей трения, а значит, тем больше локальный перегрев масляного слоя в таких областях и тем быстрее нужно менять масло.

На рис. 8 показано как ухудшаются антифрикционные свойства синтетического масла MOBIL 1 в тяжелонагруженных парах трения после перегрева. Из этих данных видно, что продолжительная работоспособность даже лучших из синтетических моторных масел ограничивается температурой примерно 200 0 С.

Локальный перегрев масляного слоя в узлах трения до критических температур происходит как из-за повышения нагрузки на фрикционном контакте (и соответственно увеличения мощности трения), так и из-за ухудшения теплоотвода от сопряжения. В изношенных двигателях теплоотвод от нагруженных пар трения ухудшается вследствие быстрого загрязнения масла, избыточных отложений на поршнях, стенках цилиндров и каналах системы охлаждения.

Разность температур охлаждающей жидкости и масла в картере таких двигателей достигает 30- 50 0 , а соотношение между объемной температурой масла в картере и контактной температурой наиболее нагруженных шатунных подшипников коленвала примерно такое же. Поэтому при рабочей температуре охлаждающей жидкости близкой к температуре ее кипения (около 110 0 С) масляный слой в наиболее нагруженных сопряжениях перегревается до критических температур и начинает работать в режиме граничного трения с интенсивным расходованием антифрикционных присадок. При такой эксплуатации после нескольких десятков часов работы двигатель неизбежно заклинит вследствие резкого возрастания величины коэффициента трения в этих сопряжениях.

Рис.8 Ухудшение антифрикционной способности синтетического моторного масла MOBIL 1 ( SAE 0W-40 API SJ/CF ) после его перегрева (пара трения Ст. ШХ15 –Ст. ШХ15 при контактном давлении 500 МПа):

•1 — масло в исходном состоянии,
•2- после перегрева ( 200 0 С , 20 час)

Для предотвращения катастрофических для двигателя последствий полезны мероприятия, способствующие снижению мощности тепловыделения на контакте (в результате уменьшения трения) или увеличению теплоотвода от тяжелонагруженных пар трения. Но такие мероприятия могут иметь и отрицательные побочные эффекты.

Если вы не применяете специальных масел для гоночных автомобилей (с повышенным содержанием противоизносных, противозадирных и антифрикционных присадок), но любите ездить с максимальной нагрузкой и резкими ускорениями, то уменьшить вероятность заклинивания двигателя можно добавлением в стандартное моторное масло дополнительных присадок антифрикционного типа.

Многие дополнительные присадки к маслам, продаваемые в России и Украине, представляют собой масляные концентраты индивидуальных стандартных присадок к моторным маслам (производства преимущественно фирм США). Так, например, в качестве антифрикционной и противоизносной присадки практически во всех моторных маслах в настоящее время применяется диалкилдитиофосфат цинка. В разных маслах изменяется лишь его процентное содержание (обычно 1- 2 %). Сегодня на рынках России и Украины предлагается много препаратов, содержащих диалкилдитиофосфат цинка. При использовании этих присадок необходимо соблюдать повышенные меры предосторожности –диалкилдитиофосфат цинка токсичен. Кроме того, увеличение содержания диалкилдитиофосфатов цинка в масле приводит к отложениям на клапанах и свечах зажигания, отравлению каталитических нейтрализаторов отработанных газов, а также к коррозии и повышенному износу медь — и свинецсодержащих деталей двигателя (бронзовых втулок, антифрикционных вкладышей подшипников). Однако из двух зол приходится выбирать меньшее.

Рис.9 Влияние абразивных приработочных и химически полирующих препаратов на противоизносные и антифрикционные свойства масел в тяжелонагруженных фрикционных сопряжениях (испытания на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490-75; материал Ст. ШХ15, удельное давление 500 МПа, частота вращения 1800 об/мин)

•1- базовое масло И-20 без присадок ,
•2- моторное масло М-8В,
•3- масло М-8В с добавкой 1 % приработочного препарата ХАДО,
•4- моторное масло М-8В с добавкой 1 % присадки ER

После более или менее продолжительной эксплуатации двигателя ухудшается качество поверхности узлов трения вследствие износа и усталостного выкрашивания. Разбирать двигатель не хочется, нет времени и денег не хватает, а удовольствия от езды все меньше — уменьшились тяга и приемистость, появились подозрительные звуки. Помочь в этой ситуации могут специальные приработочные составы, содержащие мелкодисперсные абразивные частицы.

Однако введение абразивных приработочных добавок может привести на стадии обкатки к возрастанию коэффициента трения в наиболее нагруженных фрикционных парах (рис.9 диаграмма 3) вплоть до их заклинивания. Поэтому при использовании таких добавок нужно руководствоваться разумными требованиями, аналогичными требованиям на период обкатки нового автомобиля. Минимальные нагрузки и тщательное многократное удаление продуктов износа и абразива из двигателя после их применения уменьшат вероятность возникновения нештатной ситуации.

Таблица 2: Дополнительные товарные присадки к моторным маслам

Статья о присадках для моторного масла: нужны ли они, виды присадок, состав, особенности, характеристики. В конце статьи — видео о присадках для мотора.

Производители утверждают, что именно их состав – самый лучший, ультрасовременная формула, производство на основе нанотехнологий, и тому подобное. Доходит до того, что сулят чуть ли не капремонт мотора.

Но сколько правды в подобных утверждениях? Давай разберёмся и оценим, какие присадки стоят тех денег, которые за них просят в автомагазинах.

Нужны ли вообще присадки для автомобильного масла

Многие скептически настроенные автолюбители утверждают, что присадки в масло вообще не нужны — это не более, чем попытка производителей автомобильной химии расширить свой ассортимент и поднять доходность компаний. Довод у них один: моторное масло – это состав, в котором изначально присутствуют все необходимые компоненты для нормальной работы автомобильного двигателя.

С этим трудно спорить, но именно в том случае, когда речь идёт о нормальной работе, а не о той ситуации, в которой эксплуатируется большинство автомобилей в городском цикле.

Во-первых, далеко не все добросовестно прогревают двигатель перед поездкой. Опаздываем на работу, времени на прогрев нет, надо спешить… и ладно уж, один раз можно поехать и на не прогретом, или не до конца прогретом моторе. Знакомая ситуация?

Во-вторых, масло положено менять через 15 тысяч километров пробега. И всё бы хорошо, но посмотрите, какие это километры пробега, если речь идёт о городском цикле: час пути на работу, час пути обратно, а пробег всего 50 км. А менять масло приезжают «по одометру», а не с учётом моточасов. Остаётся только представить, какой удивительный состав из отработанных веществ получается в двигателе к моменту замены масла.

Читайте также:  Лексус рх 330 горит чек и vsc

Казалось бы, простейшее решение – заявить в технической документации, что масло необходимо менять чаще. Но ни один производитель на это не пойдёт, поскольку экономически это чревато потерей клиентов, а следовательно, снижением прибылей. И вот на сцену выходят присадки в масло.

Изначально такие присадки рекламировались, как способ продлить жизнь старому проблемному двигателю. Но сейчас речь уже идёт о том, что и новые автомобили нуждаются в такой «волшебной» добавке. Автовладельцу же крайне важно знать, какой именно состав он заливает в двигатель, безопасен ли этот состав и есть ли от него польза, не выбрасываются ли деньги на ветер.

Тайна состава: «фишка» производителя и риск покупателя

К сожалению, производители автомобильной химии не спешат раскрывать свои секреты и сообщать потребителю о том, что именно входит в состав их присадок. Получается довольно неприятная вещь: те же лекарства в обязательном порядке имеют описание с указанием элементов, входящих в состав, а в случае присадок к маслу производитель делает этот состав тайной «фишкой», предлагая покупателю верить ему на слово.

Также не следует забывать, что этот состав будет подвергаться воздействию высокой температуры. В камере внутреннего сгорания топлива «облагороженное» присадкой масло будет находиться вместе с металлами, которые, как известно из курса школьной химии, могут служить катализаторами развития различных химических реакций. Поэтому если состав присадки неудачный, не продуманный, это может сделать моторное масло с изменённой химической формулой непригодным для использования.

Вывод один — применять присадку можно только в том случае, если она «проверенная», то есть, имеет состав, который действительно полезен и эффективен. Все же «секретные ингредиенты» — это кот в мешке и риск вообще угробить двигатель автомобиля.

Поэтому прежде чем покупать присадку, стоит ознакомиться с ассортиментом, характеристиками, составом продукта и отзывами автомобилистов — только так можно перестраховаться на случай некачественного состава.

Основные виды и функции присадок в масло

Моторное автомобильное масло выполняет следующие основные задачи:

  • охлаждает детали двигателя, которые трутся в процессе работы;
  • смазывает их, снижая коэффициент трения;
  • очищает от мелкого мусора и химических реакций поверхности этих деталей.

Со временем масло утрачивает свои качества, постепенно засоряясь мелкими компонентами и мусором, а также меняя свойства под воздействием давления и экстремальных температур.

Моторное масло теряет свои качества очень быстро, если автомобиль используют с непрогретым двигателем, при агрессивном вождении. Собственно, качество теряют те присадки, которые присутствуют в составе моторного масла, когда оно ещё не использовалось. Для того, чтобы восстановить или даже улучшить свойства моторного масла, и применяют присадки.

В производстве присадок применяются различные соединения органической химии:

  • слоистые;
  • полимерные;
  • геомодифицирующие процессы трения;
  • кондиционирующие поверхности металлических деталей;
  • плакирующие поверхности металлических деталей.

Как говорилось выше, рекламируются, как правило, качества присадок без упоминания их конкретного химического состава. Поэтому есть смысл при выборе опираться на рейтинг этих товаров, составленный на основе выводов экспертов и отзывов потребителей.

1. Full Metal (Bardahl)

Эта присадка, производимая в Сиэттле (США), считается одной из лучших. Европейское отделение производителя – это SADAPS Bardahl (Франция и Бельгия) и Maroil Bardahl (Италия).

По заявлению производителя, присадка к нефтяным маслам Full Metal создана с использованием углеродных соединений (фуллеренов C60), которые помогают снизить уровень трения деталей двигателя, восстановить компрессионный уровень ДВС и сократить расход автомобильного топлива, используемого в двигателе.

2. SMT2

Тоже американская антифрикционная масляная присадка, которая помимо снижения коэффициента трения автомобильных деталей предотвращает задиры, которые неизбежно со временем образовываются в поршневом узле. Производитель также указывает на то, что наряду с обычными «классическими» свойствами присадок SMT2 снижает уровень задымлённости выхлопных газов мотора.

Эксперты отметили, что данная присадка действительно обладает заявленным свойством восстанавливать металлические поверхности. Причина такого эффекта – в наличии компонентов, которые активно адсорбируют с поверхностью деталей: эстеры, карбонаты кварца и прочие активные соединения.

Недостатком SMT2 является его дефицитность — в продаже этот состав у нас появляется редко. Но есть и хорошая новость — если двигатель не слишком изношен, нет необходимости тратиться на более дорогую присадку, которая производителем позиционируется как состав нового поколения, достаточно и классики SMT.

Важный момент: данная присадка годится только для двигателя, в коробку передач (особенно в автоматическую) заливать эту присадку нельзя!

Выпускается присадка SMT2 в двух вариантах: объёмом 235 мл стоимостью около 1000 руб. и объёмом 1 л стоимостью от 2800 руб.

3. Liqui Moly Ceratec

Эксперты характеризуют немецкий состав Ceratec как средство, которое гарантированно сохраняет свои заявленные свойства на 50 тыс. км автопробега. Согласно результатом проведённых тестов, использование этой присадки снижает показатель трения примерно вдвое. Следствие – рост мощности двигателя и его экономичности.7

С другой стороны, эффект от использования этой присадки совсем не такой мощный, как можно ожидать, познакомившись с рекламой производителей. Несомненным плюсом является лишь длительность эффекта.

Ceratec предлагается в фасовке по 300 мл стоимостью 1900 руб.

4. 1 Stage Atomic Metal Conditioner (ХАDО)

Эта украинская продукция отличается заявленными эффектами снижения коэффициента трения автомобильных деталей, нивелирования приобретённых микрозазубрин на металлических деталях, увеличения значения компрессии мотора и его общего ресурса.

По результатам испытаний получилось, что оговоренные эффекты в самом деле имеют место, но несколько в меньшем объёме, чем указано производителями. Эффективность состава во многом связана с тем, какое применяется в машине масло и каково общее техническое «здоровье» мотора.

Автовладельцы также отметили, что в инструкции к присадке очень много сложно написанных моментов, разобраться с которыми бывает затруднительно.

Выпускается присадка XADO по 225 мл, цена такой ёмкости – 3400 руб.

5. Mannol Molibden Additive

Это довольно популярная в среде автовладельцев литовская присадка с антифрикционными характеристиками. Присадка создаёт на металлических поверхностях деталей очень надёжную плёнку из масла, которая сохраняется даже при существенных нагрузках на автомобиль. За счёт этой плёнки понижается трение, увеличивается интервал износа деталей, растёт мощность мотора и снижается его «аппетит».

Их положительных моментов следует также отметить то, что эта присадка очень «корректна»: она не забивает масляный фильтр двигателя. Одна упаковка присадки рассчитана на двигатель с объёмом масляной системы до 5 л.

Из минусов – классическая «беда» присадок: заявленная эффективность существенно выше реальной. Но цена литовской продукции радует: 230 руб. за банку 300 мл.

6. Energy Release

Данная продукция производства США носит название «антифрикционный кондиционер». Принцип его работы – повышение уровня ионов в наружных слоях металлических деталей при росте температуры двигателя. В результате устойчивость деталей возрастает до 10%, падает токсичность выхлопа двигателя, увеличивается мощность мотора. Этот состав также понижает уровень шума мотора, увеличивает его ресурс.

Из минусов следует отметить, что если двигатель «запущен», находится в плохом состоянии, эффективность присадки стремительно падает: она хороша на ещё не «убитых» агрегатах.

Реализуется эта присадка ёмкостями по 470 мл и стоит от 2000 руб.

7. Xenum VX300

Замыкает семёрку лучших присадок российская продукция. Это — полностью синтетический состав с микрокерамикой, который может быть использован и в моторных, и в трансмиссионных маслах (опять же, исключая автоматическую коробку!).

Производителем заявлена эффективность на 100 тыс. км пробега, но в реальности этот показатель гораздо ниже и зависит от качества масла и состояния двигателя.

Упаковки достаточно для автомобильной масляной системы до 5 л. Выпускается Xenum объёмами по 300 мл и стоит около 950 рублей.

Заключение

Какую присадку выбрать – естественно, решать самому автовладельцу. Но хочется посоветовать приобретать этот «витамин для двигателя» исключительно в проверенных магазинах и не доверять мелким интернет-торговцам, чтобы не наткнуться на подделку.

Помните, что лучше раньше заменить масло, чем рискнуть залить в двигатель сомнительную присадку, которая может вообще погубить автомобиль.

Видео о присадках для мотора:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *