Экологическое топливо для автомобилей

Содержание

Многие годы исследователи бьются над поиском альтернативы бензину как основному типа топлива для автотранспорта. Экологические и ресурсные причины нет смысла перечислять — о токсичности выхлопных газов не говорит только ленивый. Решение проблемы ученые находят в самых, порой, необычных видах топлива. Recycle выбрал наиболее интересные идеи, бросающие вызов топливной гегемонии бензина.

Биодизель на растительных маслах

Биодизель – разновидность биотоплива на основе растительных масел, которая применяется как в чистом виде, так и в качестве различных смесей с дизельным топливом. Идея применения растительного масла в качестве топлива принадлежит еще Рудольфу Дизелю, который в 1895 году создал первый дизельный двигатель для работы на растительном масле.

Как правило, для получения биодизеля используют рапсовое, подсолнечное и соевое масла. Разумеется, сами по себе растительные масла в качестве топлива в бензобак не заливаются. В растительном масле содержатся жиры — эфиры жирных кислот с глицерином. В процессе получения «биосоляры» эфиры глицерина разрушают и заменяют глицерин (он выделяется как побочный продукт) на более простые спирты — метанол и, реже, этанол. Это и становится компонентом биодизеля.

Во многих европейских странах, а также в США, Японии и Бразилии, биодизель уже стал неплохой альтернативой обычному бензину. Так, в Германии рапсовый метиловый эфир продается уже более чем на 800 заправочных станциях. В июле 2010 года в странах Евросоюза работали 245 заводов по производству биодизеля суммарной мощностью 22 млн тонн. Аналитики компании Oil World прогнозируют, что к 2020 г. доля биодизеля в структуре потребляемого моторного топлива в Бразилии, Европе, Китае и Индии составит 20%.

Биодизель — экологичное топливо для транспорта: в сравнении с обычным дизельным топливом он почти не содержит серы и при этом подвергается практически полному биологическому распаду. В почве или в воде микроорганизмы за 28 дней перерабатывают 99% биодизеля — это минимизирует степень загрязнения рек и озёр.

Сжатый воздух

Модели пневмоавтомобилей — машин, ездящих на сжатом воздухе — выпущены уже несколькими компаниями. Инженеры Peugeot в свое время произвели фурор в автомобильной индустрии, заявив о создании гибрида, у которого в помощь к двигателю внутреннего сгорания добавляется энергия сжатого воздуха. Французские инженеры рассчитывали, что такая разработка поможет малолитражкам сократить расход топлива до 3 л на 100 км. Специалисты Peugeot утверждают, что в городе пневмогибрид может до 80% времени передвигаться на сжатом воздухе, не создав ни миллиграмма вредных выбросов.

Принцип работы «воздухомобиля» довольно прост: в движение машину приводит не сгорающая в цилиндрах мотора бензиновая смесь, а мощный поток воздуха из баллона (давление в баллоне — около 300 атмосфер). Пневматический мотор конвертирует энергию сжатого воздуха во вращение полуосей.

К сожалению, машины целиком на сжатом воздухе или air-гибриды создаются, в основном, мизерными партиями — для работы в специфических условиях и на ограниченном пространстве (например, на производственных площадках, требующих максимального уровня пожарной безопасности). Хотя существуют некоторые модели и для «стандартных» покупателей.

Экологически чистый микрогрузовичок Gator от компании Engineair – первый в Австралии автомобиль на сжатом воздухе, поступивший в реальную коммерческую эксплуатацию. Его уже можно видеть на улицах Мельбурна. Грузоподъёмность – 500 кг, объём баллонов с воздухом – 105 литров. Пробег грузовичка на одной заправке – 16 км.

Продукты жизнедеятельности

До чего дошел прогресс — некоторым автомобилям для работы двигателя нужен не бензин, а попадающие в канализацию отходы жизнедеятельности человека. Такое чудо автопрома создали в Великобритании. На улицы Бристоля выкатили автомобиль, который использует в качестве топлива метан, выделенный из человеческих экскрементов. Прототипической моделью стал Volkswagen Beetle, а производитель машины VW Bio-Bug на инновационном топливе – компания GENeco. Установленный на кабриолете «Фольксваген» перерабатывающий фекалии двигатель позволил проехать 15 тысяч километров.

Изобретение GENeco поспешили назвать прорывом во внедрении энергосберегающих технологий и экологически чистого топлива. Обывателю идея кажется сюрреалистической, поэтому стоит разъяснить: в автомобиль загружается, конечно, уже переработанное топливо — в виде готового к использованию метана, полученного заблаговременно из отходов жизнедеятельности.

При этом двигатель VW Bio-Bug использует два вида топлива одновременно: машина стартует от бензина, но, как только двигатель прогревается, а автомобиль набирает определенную скорость, включается подача переработанного на заводах GENeco человеческого желудочного газа. Потребители могут даже не заметить разницы. Впрочем, остается главная маркетинговая проблема — человеческое негативное восприятие того сырья, из которого получают биогаз.

Солнечные батареи

Производство автомобилей, питающихся солнечной энергией — пожалуй, самое развитое направление автопрома, ориентированного на использование эко-топлива. Машины на солнечных батареях создаются по всему миру и в самых разных вариациях. Еще в 1982 году изобретатель Ханс Толструп на солнцемобиле «Quiet Achiever» («Тихий рекордсмен») пересёк Австралию с запада на восток (правда, со скоростью всего лишь 20 км в час).

В сентябре 2014 года автомобилю Stella на солнечных батареях удалось проехать маршрут от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско, а это 560 км. Солнцемобиль, разработанный группой из голландского Университета Эйндховена, оснащён панелями, собирающими солнечную энергию, и 60-килограммовым блоком батарей ёмкостью шесть киловатт-часов. Stella имеет среднюю скорость 70 км в час. При отсутствии солнечного света запаса батарей хватает на 600 км. В октябре 2014 года студенты из Эйндховена на своей чудо-машине приняли участие в World Solar Challenge — 3000-километровой ралли по Австралии для машин на солнечных батареях.

Самым скоростным электрокаром на солнечных батареях на данный момент является Sunswift, созданный командой студентов из австралийского Университета Нового Южного Уэльса. На испытаниях в августе 2014 года этот солнцемобиль на одном заряде аккумулятора преодолел 500 километров с потрясающей для такого транспорта средней скоростью 100 км в час.

Биодизель на кулинарных отходах

В 2011 году Министерство сельского хозяйства США вместе с Национальной лабораторией возобновляемых видов энергии проводило исследование альтернативных типов топлива. Одним из удивительных результатов стал вывод о перспективности использования биодизельного топлива на основе сырья животного происхождения. Биодизель из остатков жиров — технология еще не слишком развитая, но уже используемая в азиатских странах.

Каждый год в Японии после приготовления национального блюда, тэмпура, остается приблизительно 400 тысяч тонн использованного кулинарного жира. Раньше он перерабатывался в корм для животных, удобрения и мыло, однако в начале 1990-х годов экономные японцы нашли ему еще одно применение, наладив на его основе производство растительного дизельного топлива.

По сравнению с бензином такой нестандартный вид автозаправки выделяет в атмосферу меньшее количество окиси серы — главной причины кислотных дождей — и на две трети сокращает количество других ядовитых выбросов выхлопных газов. Чтобы сделать новое топливо более популярным, его производители придумали любопытную схему. Каждому, кто пришлет на завод по выработке РДТ десять партий пластмассовых бутылок с использованным кулинарном жиром, выделяется 3,3 квадратных метра леса в одной из японских префектур.

До России технология в таком объеме еще не дошла, а зря: ежегодное количество отходов российской пищевой промышленности составляет 14 млн тонн, что по своему энергетическому потенциалу эквивалентно 7 млн тонн нефти. В России пущенные на биодизель отходы закрыли бы потребность транспорта на 10 процентов.

Жидкий водород

Жидкий водород уже давно считается одним из главных видов топлива, способных бросить вызов бензину и дизелю. Транспортные средства на водородном топливе не являются редкостью, но в силу многих факторов так и не завоевали широкую популярность. Хотя в последнее время благодаря новой волне озабоченности «зелеными» технологиями идея водородного двигателя приобрела новых сторонников.

Читайте также:  Посмотреть штраф за неправильную парковку

Сразу несколько крупных производителей сейчас имеют в своем модельном ряду машины с водородным двигателем. Один из самых известных примеров – BMW Hydrogen 7, автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который может работать и на бензине, и на жидком водороде. BMW Hydrogen 7 имеет бензиновый бак на 74 литра и резервуар для хранения 8 кг жидкого водорода.

Таким образом, автомобиль может использовать оба вида топлива во время одной поездки: переключение с одного типа горючего на другое происходит автоматически, при этом предпочтение отдается водороду. Таким же типом двигателя оснащен, например, гибридный водородно-бензиновый автомобиль Aston Martin Rapide S. В нем двигатель может работать на обоих видах топлива, а переключение между ними осуществляет интеллектуальная система оптимизации расхода и выбросов вредных веществ в атмосферу.

Водородное топливо собираются осваивать и другие авто-гиганты – Mazda, Nissan и Toyota. Считается, что жидкий водород экологически безопасен, так как при горении в среде чистого кислорода не выделяет никаких загрязняющих веществ.

Зеленые водоросли

Водорослевое топливо — экзотичный способ получения энергии для автомобиля. Рассматривать водоросли в качестве биотоплива стали, прежде всего, в США и Японии.

Япония не обладает большим запасом плодородных земель для выращивания рапса или сорго (которые используются в других странах для получения биотоплива из растительных масел). Зато Страна Восходящего Солнца добывает огромное количество зеленых водорослей. Раньше их употребляли в пищу, а сейчас на их основе стали делать заправку для современных автомобилей. Не так давно в японском городе Фудзисава на улицах появился пассажирский автобус DeuSEL от компании Isuzu, который передвигается на топливе, часть которого получена на основе водорослей. Одним из главных элементов стала эвглена зеленая.

Сейчас «водорослевые» добавки составляют всего несколько процентов от общей массы топлива в транспортных баках, но в будущем азиатская компания-производитель обещает разработать двигатель, который позволит использовать биосоставляющую на все 100 процентов.

В США тоже плотно занялись вопросом биотоплива на базе водорослей. Сеть заправок Propel в Северной Калифорнии начала продажи биодизеля Soladiesel всем желающим. Топливо получают из водорослей путем их сбраживания и последующего выделения углеводородов. Изобретатели биотоплива обещают двадцатипроцентное уменьшение выбросов углекислоты и заметное снижение токсичности по другим показателям.

Желание комфортно передвигаться выводит каждый день на дороги столицы Украины количество автомобилей, равное половине населения Киева. По данным исследований экологического портала Eco-time, наиболее высокое загрязнение воздуха в мегаполисе наблюдается в местах, прилегающих к автомагистралям и перекрёсткам: Ленинградской, Бессарабской, Московской, Харьковской площадях, улицах Телиги, Набережно-Крещатицкой, проспекте Воссоединения, на бульваре Дружбы Народов и Леси Украинки.

Данная картина – типична для всех крупных городов страны. Мы уже давно привыкли фокусироваться на тех плюсах, которые сопутствуют использованию автомобильного транспорта, как-то постоянно забывая о вреде для окружающей среды его выбросов. Меж тем, загрязнение воздуха выхлопными газами повышает риск развития редких заболеваний, особенно – у детей. Рак, лишающий жизни наибольшее число людей в мире, в Украине становится причиной 15% смертности населения. К сожалению, данный процент растёт год от года.

Если же мы, в своей повседневной деятельности, не готовы отказаться от такого блага цивилизации как автомобиль, то в наших с вами силах подумать о приемлемых на данном этапе оптимальных экологически чистых решениях.

Автомобиль – крупнейший загрязнитель атмосферы

Автомобиль в процессе своей «жизнедеятельности» ежесекундно выбрасывает в атмосферу диоксид и оксид углерода, оксиды азота, формальдегид, бензол. Содержащийся в выхлопных газах диоксид углерода способствует изменению климата, возникновению парникового эффекта. Кроме этого, автомобиль расходует огромное количество кислорода, всего за один час примерно столько же, сколько четыре человека расходуют на дыхание в течение года.
Транспорт, включающий кроме автомобильного, авиационный, железнодорожный и водный, является одним из крупнейших поставщиков выбросов диокиси углерода (СО2) в атмосферу. СО2-один из парниковых газов, принимающих участие в процессе глобального потепления.

Понятно, что такого вредного зверя нужно ограничивать и контролировать. Над решением этой проблемы уже давно работают автомобильные инженеры, законодатели и экологи, держащие руку на пульсе современных технологий.

Законодательное урегулирование экологической проблемы

Начиная с февраля 2010 года Украина присоединилась к Женевскому Соглашению о технических требованиях к конструкции транспортных средств, называемых в народе экологические стандарты Euro1, Euro2 и т.д. С 1 января 2014 года в Украине действуют нормы Евро-4. Это означает, что автомобили, не соответствующие этому стандарту, не могут быть ввезены или произведены в стране. Однако, в Евросоюзе, с сентября 2009 года действуют уже нормы Евро-5, для европейцев срок действия стандарта Евро-4 закончился ещё в 2009 году.

Кроме этого, Украина является участницей Киотского протокола — международного соглашения, принятого в Японском городе Киото в 1997 году в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Страны-участники международного соглашения взяли на себя ответственность за уменьшение парниковых выбросов в атмосферу. Между ними были распределены квоты, которые можно продавать компаниям других государств.

Ратифицирован Киотский протокол в нашей стране в 2004 году. По словам первого заместителя председателя Верховной Рады Адама Мартынюка, на сегодняшний день выбросы CO2 в Украине доходят лишь до 40% от выделяемых квот. Излишки наше правительство успешно продает. Так в 2010-2011 годы за них было получено 4 миллиарда гривен. В рамках освоения киотских средств, в 2013 году был подписан договор на поставку 1200 гибридных автомобилей для украинской милиции. Средства для закупки, а это 380,7 миллиона гривен, получены от продажи госквот Японии.

Ну раз уж и у милиции появились экологически чистые автомобили, время и нам разобраться, что к чему.

«Зелёные автомобили» — варианты и перспективы

Условно всех экомобилистов можно разделить на два противоположных лагеря. Первые, озабоченные выбросом оксидов азота из выхлопных труб наших с вами автомобилей, ратуют за революционный переход от использования двигателей внутреннего сгорания (ДВС) к использованию двигателей работающих на альтернативном источнике энергии. К последним зачастую относят: биотоплива, электрическую энергию, водород. Исследования в этом направлении ведутся и не прекращаются с самого рождения автомобиля. Говоря об экомобилях чаще всего имеются в виду электромобили. Другой вопрос, где брать необходимое для движения электричество?

Вариант первый – из розетки. Но можно ли будет назвать такое решение экологически чистыми? Если сфокусироваться только на автомобиле в процессе движения, то – да, но ведь электроэнергию тоже надо где-то брать. По данным ежегодника Международного энергетического агентства (IEA), 67,1% электричества «из розетки» — это результат сжигания ископаемых углеводородов. Другими словами, мы, по сути, отдаляем от себя источник загрязнения, а не исключаем его, используя все те же не возобновляемые ресурсы.
Альтернативным путем развития электромобилей является использование энергии солнца и получение электроэнергии из водорода. Но все это пока далеко от конвейера и производится штучными экземплярами. К тому же, тотальному продвижению электромобилей в массы мешает неразвитая инфраструктура отрасли. Именно поэтому, в ближайшем будущем они скорее будут использоваться как шатл–такси или маршрутный транспорт, нежели как автомобили общего назначения. Но списывать электромобили со счетов не нужно.
Среди сторонников применения так называемых альтернативных источников энергии существуют и совсем оригинальные решения, такие как автомобили на сжатом воздухе или на жидком азоте. Но это уже совсем для далёкого будущего. Пусть на них пока поездят разработчики, затем – испытатели, а потом уже и мы с вами, обычные обыватели, присмотримся к новинкам.

Второй, более консервативный лагерь экомобильщиков уверяет, что ничего сверхъестественного не происходит, и слухи о кончине старичка ДВС слишком преувеличены. Постоянное введение новых стандартов, регулирующих содержание вредных веществ в выхлопных газах, постепенно делают их все более экологичными. Скорее идет обычная эволюция. Если на заре автомобилестроения основным критерием для жизнеспособности модели было ездит/не ездит, чуть позднее — надежно/не надежно, то потом к проектированию подключились дизайнеры, затем специалисты по безопасности, и вот теперь пришло время экологов. Главное, о чем стоит сейчас задумываться — о разумном подходе к производству и потреблению энергии, создании энергоэффективных технологий и внедрять их в серийные разработки.
Одним из основательных шагов на этом пути является производство так называемых гибридных автомобилей, по сути имеющих на своем борту две силовых установки: внутреннего сгорания и электрическую. В зависимости от условий движения и задач, электронный блок управления автомобиля самостоятельно выбирает каким двигателем пользоваться, когда отдавать, а когда накапливать энергию. На практике такой тандем позволяет использовать ДВС в наиболее эффективном диапазоне, помощь электромотора в переходных режимах, делает автомобиль более экологически чистым и, помимо всего прочего, влияет на комфортабельность поездки, а система рекуперативного торможения позволяет более полно использовать энергию сгораемого в двигателе топлива. Конечно, такие автомобили подкупают покупателя малым расходом топлива, следовательно, и выбросов вредных веществ, но это для тех, кто рассматривает автомобиль только как рабочую лошадку, а как же имидж? И с этим, уверяю вас, все в порядке. Ведущие автопроизводители уже заявили о разработке гибридных спорткаров, электродвигатели которых, плюс ко всему, улучшают динамику разгона этих автомобилей.

Читайте также:  Как сделать навес во дворе

По международной терминологии называются гибридные машины так: HEV (hybrid electric vehicle) или PHEV (plug-in hybrid electric vehicles). У первых — дополнительный электрический мотор заряжается во время движения машины, у вторых — его можно заряжать еще и от сети, получая тем самым более дешевую, нежели при рекуперации, энергию. А это — огромный шаг в сторону тех же электромобилей. И это не засекреченные разработки и не завтрашний день, все это используется уже сегодня. "Где?" — спросите вы. Да в тех же самых Штатах. Современные гибриды, обойдемся без имен и брендов, на электрическом двигателе без дополнительной подзарядки, пробегают 60-70 км. А сколько вы ежедневно проезжаете до работы?
Активная пропаганда гибридов в СМИ уже ведется. Начиная с сезона 2009 года в «Формуле-1» на некоторых болидах используется система рекуперации кинетической энергии (KERS). Рассчитывается, что это подстегнёт разработки в области гибридных автомобилей и дальнейшие совершенствования данной системы. И правда, если пробежаться глазами по новинкам автосалонов, то у всех, уважающих себя автопроизводителей, появились автомобили на смешенной тяге. По словам Адама Мулалли, председателя компании «Ford» в 2010 году, гибриды становятся все более доступными. Следующим шагом будет окончательно электрифицированный автомобиль.
И Украина, отнюдь, не является белым пятном на этом рынке. А вот и «первая ласточка»: В 2015 году, рядом с трассой Киев — Борисполь, будет открыт импортерский центр компании BMW, по мимо прочего, он сможет обслуживать электромобили этой марки, которые в будущем появятся и на украинском рынке.

Конечно, это направление только развивается, и есть много нерешенных вопросов, но оставим их профессионалам. Электромобили и гибриды уже нашли себе применение в службах такси и доставки по всему миру. Благодаря правильной маркетинговой политике, последние начинают завоевывать сердца автомобилистов всего мира. Но, не смотря на все оптимистические прогнозы и обещания, ортодоксальных автомобилей с одним двигателем внутреннего сгорания в мире пока больше, и прежде всего, нужно заботится о повышении их эффективности и экологичности.

Меньше расход – выше экологичность

Четыре международные организации: международная автомобильная федерация (FIA); Международное агентство по энергии (IEA); Международный транспортный форум (ITF) и Программа ООН по окружающей среде (UNEP), выступили с глобальной инициативой повышения топливной экономичности транспортных средств «50х50» (Global Fuel Economy Initiative — GFEI). Цель которой, снижение расхода топлива автомобилями к 2050 году на 50% по сравнению с нынешним уровнем топливной экономичности. Таким образом, при ожидаемом к этому времени удвоении мирового парка автотранспортных средств, потребление ими углеводородного топлива, а следовательно и выброс СО2 , останется на уровне сегодняшнего дня.
Сегодняшний уровень топливной экономичности автомобилей сильно разнится по странам. Так, в странах, входящих в Организацию европейского экономического сотрудничества, средняя величина в 2005 году была 8 л/100 км для новых легковых автомобилей. Улучшение на 50% означает величину 4 л/100 км, а это примерно 90г СО2. Конечно, приведенные цифры весьма условны, так как зависят от многих факторов.
Европейские государства, выпускающие автомобили, всячески стимулируют внедрение в эксплуатацию автомобилей с улучшенной топливной экономичностью. Сегодняшний, и планируемый уровень экологических стандартов, достижим при поэтапном внедрении в конструкции автомобилей следующих особенностей, одинаково эффективных как для целей снижения СО2, так и для улучшения топливной экономичности, которые следует рассматривать исключительно в комплексе с другими:

• двигатель: 4-х клапанная головка блока с двумя верхними распределительными валами; электронный впрыск топлива (EFI) с переходом на непосредственный впрыск в цилиндр; снижение механических потерь; управляемые фазы клапанов — для бензиновых двигателей; для дизельных двигателей — система «коммон рейл» с давлением впрыскивания топлива 135 МРа и последующим повышением до 180 МРа;
• передача крутящего момента: контроль трансмиссии с «гибким» включением блокировок и мостов; интегрированный контроль всего транспортного средства, с применением автоматических коробок перемены передач с 6-ю, а затем и 8-ю передачами; применение вариаторов и бесступенчатых передач (CVT, DVT);
• кузов: улучшение аэродинамики путём совершенствования конфигурации; снижение веса транспортного средства за счёт расширения применения лёгких материалов в конструкции кузова;
• применение шин с уменьшенным сопротивлением качению;
• применение отключаемых вспомогательных агрегатов таких как: масляный насос, насос кондиционера и т.п. или замена их привода на электрический.

Все эти новшества, придуманные извне, в ближайшее время мы увидим на дорогах Украины, а кое-что уже видим и используем. Что-то из этого будет отверточно собрано и на территории нашей страны.

На крупнейшей автомобильной выставке страны SIA 2013, был презентован серийный электромобиль «Selena EC-4» китайского производства. При подробном рассмотрении, на украинском рынке можно найти две-четыре фирмы, занимающиеся продажей или сборкой электромобилей китайского производства. Если усреднить, то технические характеристики этих машин будут таковыми: максимальная скорость 70-80 км/ч; пробег на одной полной зарядке 100-120 км; стоимость пяти местного электромобиля – от 158 965 гривен.
Стоит заметить, что с созданием электромобилей так сказать «на конвейер», экспериментировали и на АвтоЗАЗе ещё с советских времён, вначале 90-х, даже была пробная партия автомобилей на экспорт. Потом проект закрыли, и вот сейчас он, похоже, обрел новое дыхание. Дело дошло до создания макетного образца гибридного автомобиля, с внешним подзарядом батареи, совместно с учеными Харьковского автомобильно-дорожного университета.

Основная идея проекта — «малой кровью» переделать обычный автомобиль в гибрид. В обычной комплектации «Lanos Pickup» продаётся за 75–80 тысяч гривен, сделать из него гибридный автомобиль можно будет еще за 25–30 тысяч. По словам разработчиков, харьковский гибрид расходует 4 литра на 100 км, обеспечивая запас хода на электротяге до 30 км. Стоимость одного километра, полученного не в результате рекуперации, а из домашней розетки, не превысит 20 копеек.
К слову сказать, в Харьковском автодорожном не впервой создаются передовые новинки автоиндустрии. Еще в советские годы, студентами были созданы пять моделей рекордно гоночных автомобилей на электрической тяге. В двухтысячных – третий в мире «абсолютно зелёный» автомобиль, работающий на жидком азоте, а с 2010 года — студенческая команда ВУЗа постоянно принимает участие в международном соревновании по экономии топлива «Shell eco-marathon».

Специальный автомобиль, созданный для участия в соревновании по экономии топлива, может преодолеть 575 км. на одном литре бензина. За это достижение он и занесен в книгу рекордов Украины. Хочется верить, что если за разработку экологически чистых видов транспорта принялись уже и студенты, то в обозримом будущем на конвейере все-таки появится экомобиль, разработанный и произведенный в Украине.

Каждый из нас способен сделать свой автомобиль чуточку экологичнее!

Что же может сделать каждый из нас, что бы сделать свой автомобиль и его передвижение экологичнее?

1) Сохранять дистанцию между автомобилями, по возможности сократить резкие разгоны и торможения.
2) Выбирать не кратчайший маршрут, а тот, который гарантированно избавит Вас от толкотни в пробке, дабы не тратить топливо при простое автомобиля. Поддерживать постоянный скоростной режим движения.
3) Заглянуть в технические характеристики автомобиля и найти в них обороты двигателя, обеспечивающие минимальный расход топлива; постараться чаще использовать двигатель в этом диапазоне.
4) Проверять регулярно давление в своих шинах, и вообще, профилактически посещать автосервис и следить за техническим состоянием автомобиля. Не помешает и прибраться в автомобиле, выложить все лишнее, сделав его тем самым, по возможности, легче. Эти простые вещи помогут снизить коэффициент суммарного сопротивления движению.
5) Помнить об аэродинамическом сопротивлении и, по возможности, отказаться от неиспользуемых каждый день внешних устройств, таких как багажник на крыше автомобиля или крепление для велосипедов.
6) Не использовать автомобиль в пределах шаговой доступности.
7) Не исключать каталитический нейтрализатор выхлопных газов из конструкции Вашего автомобиля.

Да, на первый взгляд соблюдать все эти правила не просто. Тут на помощь автомобилистам приходят так называемые любительские «клубные» эко-ралли, организованные различными автоклубами, проходящие при поддержке украинских автомобильных производителей, сетей заправочных станций и т.д.

При подготовке к соревнованиям, все желающие могут попрактиковаться в экономии топлива, на других посмотреть и себя показать. Абсолютный рекорд соревнований по топливной экономичности на серийных автомобилях был установлен в Украине на автомобиле «Skoda Octavia a5». Он составил 3.44 литра бензина на 100 километров пробега. Справедливости ради, хочется заметить, что рекорд был незамедлительно опротестован. Видимо, там, где победу невозможно достичь умением или техническим путем, в ход идёт несовершенство составленных правил соревнования и народная смекалка.

Читайте также:  Плох запуск синх эл дв причина

И все-таки технический прогресс, как известно, не остановить! Так что если утром вы выйдите из дома и увидите, как сосед включает в розетку свой новенький автомобиль, не пугайтесь, просто завтра уже наступило, и автомобиль, в своей эволюции, стал еще чуточку «зеленее», а вслед за ним улучшились экология и наше здоровье.

Экологичные автомобили или «Зелёные» автомобили (от англ. environmentally friendly vehicle , green vehicle ) — автомобили, оказывающие меньшее негативное воздействие на окружающую среду, чем обычные автомобили с двигателями внутреннего сгорания, работающие на бензине или на дизельном топливе.

Содержание

Виды экологичных автомобилей [ править | править код ]

Электромобиль [ править | править код ]

Электромоби́ль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями, а не двигателем внутреннего сгорания. Электромобиль следует отличать от автомобилей с ДВС и электрической передачей и от троллейбусов. Подвидами электромобиля считаются электрокар (грузовое транспортное средство для движения на закрытых территориях) и электробус (автобус с аккумуляторной тягой)

Автомобиль на воде — гипотетический автомобиль, получающий энергию для движения из одной только воды. Водяные автомобили стали предметом множества международных патентов, статей в газетах и научно-популярных журналах, местных теленовостей и интернет-публикаций.

Гибридный автомобиль [ править | править код ]

Гибри́дный автомоби́ль — высокоэкономичный автомобиль, движимый системой «электродвигатель — двигатель внутреннего сгорания» (далее двигатель), питаемой как горючим, так и зарядом электрического аккумулятора. Главное преимущество гибридного автомобиля — снижение расхода топлива и вредных выхлопов. Это достигается полным автоматическим управлением режима работы системы двигателей с помощью бортового компьютера, начиная от своевременного отключения двигателя во время остановки в транспортном потоке, с возможностью продолжения движения без его запуска, исключительно на энергии аккумуляторной батареи, и заканчивая более сложным механизмом рекуперации — использования электродвигателя как генератора электрического тока для пополнения заряда аккумуляторов.

Электромобиль на солнечных батареях [ править | править код ]

Экспериментальный вариант электромобиля, который использует энергию солнечного света, собираемую и преобразуемую в электричество батареей фотоэлементов.

Автомобиль на природном газе [ править | править код ]

Газобаллонное оборудование автомобиля — топливная система двигателя внутреннего сгорания, модифицированная для использования им в качестве топлива сжатого природного газа или сжиженных углеводородных газов.

Автомобиль с гибким выбором топлива [ править | править код ]

Автомобиль с гибким выбором топлива — может ездить как на бензине, так и на смеси бензина с этанолом, причём в гибких пропорциях (от 5 % до 95 %). Автомобиль имеет один топливный бак, адаптированность к разному составу топлива достигается за счёт оригинальной конструкции двигателя или за счёт конструктивной модификации обычного бензинового двигателя внутреннего сгорания.

Транспорт на топливных элементах [ править | править код ]

Водородный транспорт — различные транспортные средства, использующие в качестве топлива водород. Это могут быть транспортные средства, как с двигателями внутреннего сгорания, так и с водородными топливными элементами.

Воздухомобиль [ править | править код ]

Воздухомобиль — автомобиль, использующий для движения сжатый воздух. Пневматические автомобили используют модифицированный вариант обычного четырехтактного мотора. Пневматические двигатели также позволяют использовать преимущества электродвигателей — системы рекуперативного торможения: в пневматических гибридах при торможении за счет использования двигателя в качестве воздушного компрессора, воздух сжимается и им заправляется резервуар.

Средства рекуперации и сохранения энергии [ править | править код ]

Рекуперативное торможение [ править | править код ]

Рекуперати́вное торможе́ние — организация торможения, при которой кинетическая энергия транспортного средства не рассеивается в виде тепла, как обычно, а снова используется для движения. Рекуперативное торможение широко применяется на электровозах и электропоездах, где при торможении электродвигатели начинают работать как электрогенераторы, а вырабатываемая электроэнергия передаётся через контактную сеть либо другим электровозам, либо в общую энергосистему через тяговые подстанции.

Маховик [ править | править код ]

Маховик — тяжёлый вращающийся диск, использующийся в качестве накопителя (инерционный аккумулятор) кинетической энергии. При использовании маховика механическая энергия не требует преобразования в другие виды энергии, удается избежать связанных с такими преобразованиями потерь. С другой стороны, маховик достаточно быстро теряет энергию из-за того, что его вращению препятствует сила трения. См. также гиробус.

Производство [ править | править код ]

Для борьбы с загрязнением окружающей среды в Европе разрабатываются и вводятся все более и более жесткие экологические нормы выбросов вредных веществ для автомобилей. Согласно планам комиссара ЕС по экологии Ставроса Димаса, средний показатель выброса углекислого газа к 2012 году должен быть снижен с нынешних 163 до 120 граммов на километр. [1]

Над созданием экологичных автомобилей работают многие крупные автопроизводители — от Peugeot и Audi до Ferrari (модель Ferrari 599 Hybr >[2]

Автопроизводители соревнуются между собой как в стремлении максимально экономить невозобновляемые энергоресурсы, так и в сведении к минимуму негативного воздействия на окружающую среду. И если раньше никто не продвигался дальше концептов, то сейчас компании переходят от заявлений и экспериментальных образцов к массовому внедрению своих разработок.

Продвижение [ править | править код ]

«Альтернативный» автомобильный сектор растет медленно, но зато уверенными темпами. Спрос на экологические автомобили сформировался еще до нынешнего кризиса и не угас, несмотря на продолжительное снижение цен на нефть. Сегодня, в свете борьбы с глобальным потеплением и с учетом реализации планов по уменьшению зависимости от традиционных невозобновляемых энергоносителей, правительства многих стран с помощью монетарных и немонетарных инструментов мотивируют своих граждан покупать именно «зеленые» автомобили. Однако пока такие автомобили слишком дороги и неудобны для повседневного использования, поскольку еще не создана вся необходимая инфраструктура (станции для заправки биотопливом и для быстрой подзарядки аккумуляторов электромобилей, сервисные центры и тд.). Поэтому люди чаще покупают автомобили с бензиновыми или дизельными моторами [3] .

В целом, что касается стимулирования продаж «зеленых» автомобилей, то здесь можно выделить три базовых направления. [4]

Инициативы производителей и продавцов [ править | править код ]

Такие инициативы заключаются в реализации лизинговых программ (лизинг либо всего автомобиля, либо наиболее дорогостоящих элементов — например, батарей или «домашних» стационарных заправочных/зарядных комплексов), содействии в утилизации вышедших из строя элементов (батарей, электромоторов), предоставлении бесплатной консультационной и технической поддержки.

Инициативы государства (правительство, местные власти) [ править | править код ]

Государство создает некий «компенсационный пакет», который, в свою очередь, можно разделить на две части — монетарные и немонетарные стимулы. К монетарным стимулам относятся: налоговый кредит, гранты (государственные бонусные выплаты покупателям гибридов или автомобилей, которые используют альтернативные виды топлива), освобождение от уплаты налога при регистрации нового автомобиля, а также дорожного сбора. К немонетарным стимулам можно отнести: бесплатная парковка, бесплатный проезд по платным дорогам, свободное использование специальных зон (дорожных полос для автобусов или спецтранспорта) [ источник не указан 137 дней ] .

Инициативы компаний [ править | править код ]

Инициативы компаний заключаются в финансовой поддержке сотрудников, которые хотят приобрести именно «зеленый» автомобиль, а также в реорганизации корпоративного автопарка путём замены обычных автомобилей на их «экологические» аналоги [ источник не указан 137 дней ] . Например, компания Google предоставляет корпоративный кредит в размере $5000 всем сотрудникам, изъявившим желание приобрести гибридный автомобиль, включая очень популярный в США Prius. А в феврале этого года ЦЕРН и швейцарская группа Gazmobil объявили о заключении договора на покупку 100 автомобилей на природном газе для сотрудников Европейской организации по ядерным исследованиям и установке заправочной станции для этого вида топлива в Мейрене.

Рейтинги экологичности [ править | править код ]

Список наиболее экологичных и экономичных моделей автомобилей ежегодно публикует Немецкий Транспортный Клуб Verkehrsclub Deutschland (VCD). В 2009 году большинство мест в рейтинге заняли малолитражные автомобили — 45, среди которых лидирует Toyota Aygo.

На втором и третьем местах — Citroen C1 и Peugeot 107. В компактном классе победила Skoda Fabia 1.2, далее — Honda Civic Hybr >[5]

Критика [ править | править код ]

Существующие на данный момент «альтернативные» технологии несовершенны. «Зеленые» автомобили далеко не всегда оправдывают своё название, в отдельных случаях становясь еще большим «загрязнителем» окружающей среды, чем стандартные бензиновые аналоги. Ведь для производства самого автомобиля (всех узлов и агрегатов) и «альтернативной» энергии, за счет которой он работает, как правило, используют традиционные технологические/производственные цепочки и невозобновляемые энергоресурсы. [4] [6]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *