Электронный птс как выглядит

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Н ынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!

Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Читайте также:  Что сделать из сварочного трансформатора

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».

Недавно в РФ было принято решение о переходе на электронный формат оборота документов, что существенно облегчит ряд регистрационных и других процедур. Практически все владельцы автомашин уже знают, что «первой ласточкой» этого процесса станет перевод всех ПТС в странах ЕврАзЭС в цифровой вид. Если вы ещё не знаете, что такое электронный ПТС, какие преимущества он обеспечивает и как его получить, эта статья будет вам полезна.

Читайте также:  Лада калина нового поколения

Что такое электронный ПТС

Любой документ в настоящее время может быть представлен в цифровом виде, но если для большинства из них это означает всего лишь отсканированную либо фотокопию бумажного документа, с паспортом транспортно средства дело обстоит совсем по-другому. Электронный ПТС, или как его еще называют ЭПТС, не предполагает равноправного сосуществования со своим бумажным двойником: оформляя его, автовладелец тем самым отказывается от старого бумажного документа.

Вся информация хранится лишь в электронном виде, и доступ к ней может быть получен при использовании соответствующих технических средств. Сведения, однажды внесённые в электронную систему, будут храниться в ней в течение всего времени эксплуатации авто, постепенно накапливаясь и формируя подробную историю машины.

Вначале предполагалось, что цифровые паспорта вступят в силу с начала второго квартала 2017 года, однако по объективным причинам их ввод в текущий документооборот был отложен на год. С начала июля 2018 года все транспортные средства, производимые на автозаводах и ввозимые в страну из-за рубежа, будут получать ЭПТС, а не бумажный паспорт.

Как выглядит электронный ПТС

Обычный бумажный ПТС, который будет заменен электронной версией.

Де факто ЭПТС – это запись в базе данных ГИБДД, в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные, сведения обо всех владельцах и способах приобретения, авариях, ремонтах, заменах узлов и т.д. Доступ ко всем этим сведениям получает лишь текущий владелец. Все остальные заинтересованные лица могут после подачи запроса узнать лишь о статусе документа, который может быть:

  • незавершённым, т.е. находящимся в стадии оформления;
  • действующим;
  • погашенным, присваиваемым при переделке конструкции машины;
  • аннулированным, означающим, что авто отсутствует на территории стран ЕврАзЭС либо не прошло таможенные процедуры при въезде;
  • утилизированным после снятия с учёта по причине непригодности к дальнейшему использованию.

На текущий момент собственник получает на руки бумажную распечатку, в которой содержатся ограниченные данные о ТС. Доступ к полной информации могут при необходимости получить сотрудники налоговой службы, полиции, ФСО и ряда других госслужб, а также страховая компания при оформлении полиса.

Для чего вводят электронные ПТС

По сравнению с бумажным документом у электронного ПТС имеется ряд очевидных достоинств, причём как с точки зрения представителей власти, так и для владельца автомобиля.

  • Электронный паспорт ни при каких обстоятельствах не будет потерян или изношен, а значит, его не придётся восстанавливать.
  • В электронном документе хватит места для любого числа собственников машины, бумажный же паспорт приходится менять после заполнения всех граф, отведенных на информацию о новых владельцах.
  • В ЭПТС заносятся все сведения, имеющие отношение к правовому статусу ТС, его техническому состоянию, авариях и ДТП, в которых оно побывало, имеющихся страховых полисах и т.д. Фактически, при необходимости можно проследить всю историю машины.
  • Единая электронная база, в которой хранятся все ЭПТС, действует на территории всех стран, входящих в ЕврАзЭС – России, Казахстана, Белоруссии, Армении, Киргизии. Информация о любом транспорте, купленном или ввезенном на территорию одной из этих стран, становится общедоступной по мере е занесения в базу.
  • Проверив статус машины, можно отказаться от сомнительной сделки и сохранить свои средства, если авто находится в банковском залоге, под арестом, не прошло таможенную процедуру и т.д.
  • Доступ налоговых служб к ЭПТС упростит для них расчёт налоговых и таможенных выплат, которые причитаются с владельца авто.

Владельцу машины теперь не нужно будет возить с собой бумажный документ. Достаточно предъявить сотруднику ГИБДД распечатку из цифрового паспорта, чтобы он ввёл данные в систему и провёл полноценную проверку.

Как оформить и получить электронный ПТС

В настоящее время получение электронных паспортов на машину носит добровольный характер: покупая новое авто, владелец может оформить ПТС в электронном или в бумажном виде. Такое положение продлится до июля 2018 года, когда оформление бумажных паспортов будет полностью прекращено. Оформляя электронный паспорт транспортного средства, автовладелец тем самым аннулирует действие бумажного документа.

Чтобы получить ЭПТС, достаточно написать заявление в любом ближайшем отделении ГИБДД, и уже через сутки процедура занесения паспорта на машину в электронную базу данных будет выполнена. Автовладелец имеет право получить на бумаге выписку из своего электронного паспорта, в которой указывается:

  • VIN машины или шасси;
  • название модели, марка и категория машины, а также цвет её кузова;
  • номера основных узлов – кузова, двигателя, шасси;
  • год выпуска;
  • техническая информация о силовом агрегате;
  • экокласс машины;
  • максимальная масса;
  • регистрационная территория.

Более подробные и разносторонние сведения хранятся только в электронном виде.

Переход на электронные паспорта не является обязательным для автовладельцев, уже имеющих на руках бумажный паспорт. Оба формата предполагается использовать наравне, и бумажные паспорта будут выходить из обращения исключительно по естественным причинам.

Читайте также: Что такое ПТС автомобиля и для чего он нужен.

Электронный или бумажный паспорт – что выбрать?

На данный момент у автолюбителей есть возможность выбрать один из вариантов, обычный бумажный или электронный ПТС. И большинство покупателей машин предпочитают получать именно бумажные, а не электронные паспорта. Часто это связано с тем, что большинство государственных служб и коммерческих организаций оказались неподготовленными к использованию электронных ПТС, причём в первую очередь это касается производителей и продавцов авто-мототехники. В настоящее время далеко не все из них оформляют электронные паспорта на продаваемую технику.

Не спешат переходить на электронную систему и госслужбы, в том числе те из них, кого нововведение должно касаться напрямую, т.е структуры МВД и таможенной службы. Недостаточно хорошо работает программное обеспечение для доступа к Системе электронных паспортов, а в ряде региональных отделений вообще отсутствует возможность перевода ПТС в электронный формат. К тому же, наличие на руках выписки из ЭПТС не позволяет идентифицировать владельца, так как в ней не указывается фамилия собственника. Впрочем, как показывает практика, эти проблемы так или иначе будут решены если не к самой дате всеобщего перехода на ЭПТС, то вскоре после неё.

Читайте также:  Сколько стоит переоформить авто на себя

Гораздо больше проблем для автовладельцев возникает при обращении в коммерческие структуры. Так, многие банки для оформления кредита требуют предъявить бумажный паспорт машины, и при его отсутствии процентная ставка по займу существенно повышается. Далеко не все страховые компании работают с электронными паспортами, и при оформлении ОСАГО у собственника машины могут возникнуть проблемы, несмотря на то, что «автогражданка» тоже может оформляться в электронном виде. Поэтому многие автоюристы советуют не спешить с оформлением ЭПТС, пока ещё возможно получать паспорт на машину в бумажном виде.

Читайте также: Что значит дубликат ПТС и как он выглядит.

Видео на тему

Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Пользователь вправе в любое время и по любой причине отказаться от получения информационных сообщений путем нажатия на ссылку, содержащуюся в каждом информационном сообщении.

Российские автовладельцы постепенно переходят на электронные паспорта транспортных средств. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года.
Внедрением ЭПТС занимается компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех. О том, что такое электронный ПТС, какие преимущества он обеспечивает и как его оформить – читайте в материале ниже.

Новый стандарт ПТС

Бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) в своем нынешнем виде, к которому мы привыкли, появился в 1993 году. До этого единственным документом на автомобиль был техпаспорт, который включал не только основную информацию о машине, но и регистрационные данные, а также отметки о техосмотре. Если, к примеру, машину угнали вместе с техпаспортом, автовладелец оставался без каких-либо документов на автомобиль. В связи с этим и появился новый стандарт, согласно которому каждый автовладелец получал три документа: паспорт транспортного средства (ПТС), который можно не возить с собой, свидетельство о регистрации и талон техосмотра.

Со временем ПТС оброс множеством дополнений и сегодня, помимо основной информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных, может рассказать об изменениях в конструкции машины, значительных повреждениях после аварий, уплате утилизационного сбора и так далее. Все это уже довольно сложно уместить на бумажном носителе формата А4.

Еще одним стимулом создания нового стандарта ПТС стало образование Евразийского экономического союза: новый паспорт должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Соответствующее соглашение было подписано в 2014 году. Разработчиком и оператором назначена компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех.

Обязательного обмена бумажного ПТС на его электронный вариант не предусмотрено – автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными паспортами, смогут продолжать ими пользоваться. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года, после чего бумажные ПТС на новые транспортные средства выдаваться не будут.

«В настоящее время в ходе оформления ЭПТС на единичные транспортные средства завершается настройка необходимых интеграционных процессов, и вскоре производители и импортеры автомобилей планируют перейти к массовому оформлению ЭПТС», – прокомментировал гендиректор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин.

На сегодняшний день в России оформлено уже более 300 электронных паспортов транспортных средств. А на днях впервые на российском авторынке по полной логической схеме смены собственника реализован автомобиль с ЭПТС.

Для чего вводят электронные ПТС

По своей сути электронный ПТС представляет собой запись в базе данных, в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные машины, сведения об авариях, ремонтах и так далее. Эта информация в электронной системе хранится в течение всего времени эксплуатации автомобиля, постепенно обновляясь.

Таким образом, по сравнению со своим бумажным двойником электронный ПТС имеет очевидное преимущество – его невозможно потерять. Кроме того, наличие детальной информации о транспортном средстве позволит сделать более безопасным процесс продажи или покупки автомобиля.

Переход на ЭПТС позволит также сэкономить затраты на покупку бланков для паспортов, их транспортировку и хранение, утилизацию испорченных бланков, закупку и последующее содержание оргтехники. Все это, по оценке Минпромторга, составит достаточно внушительную сумму – не менее 1 млрд рублей в год.

Это не только позволит сэкономить средства, но и поможет в разрешении одной из ключевых российских и мировых экологических проблем – вырубки лесов. По оценке АО «Электронный паспорт», отказ от бумажных ПТС снизит объем требуемого древесного сырья на 1325 тонн, то есть ежегодно сохранит более 5 тыс. деревьев.

Как оформить и получить электронный ПТС

Оформление электронных паспортов транспортных средств началось с июля 2018 года. Напомним, что до 1 ноября 2019 года будет действовать переходный период, а затем оформление ПТС в бумажном виде на новые автомобили полностью прекратится.

Итак, получить ЭПТС можно будет в следующих случаях. Во-первых, при покупке нового автомобиля. Новые машины в автосалонах будут продаваться уже с ЭПТС, оформленным заводом-изготовителем. Во-вторых, при самостоятельном ввозе автомобиля через границу России. В этом случае нужно оформить электронный паспорт в соответствующих организациях, например в испытательных лабораториях, которые имеют разрешение Минпромторга РФ на проведение подобной деятельности.

И наконец, получить электронный паспорт можно при утере или порче бумажной версии ПТС либо по желанию автовладельца.

При этом автовладелец может получить на бумаге выписку из своего электронного паспорта, в которой указывается: VIN машины или шасси; название модели, марка и категория машины, а также цвет ее кузова; номера основных узлов – кузова, двигателя, шасси; год выпуска; техническая информация о силовом агрегате; экокласс машины; максимальная масса; регистрационная территория. Прочие сведения хранятся только в электронном виде.

Еще раз отметим, что переход на электронные паспорта не является обязательным для автовладельцев. Оба формата предполагается использовать наравне, и бумажные паспорта будут постепенно выходить из обращения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *