Как проверить генератор постоянного тока

Рис. 1. Электрическая схема проверки генератора на стенде КИ-968

Содержание и порядок выполнения работы.

Для определения электрических и механических неисправностей генератора его испытывают в режиме электродвигателя на стенде КИ-968. Установив генератор со снятой защитной лентой на призмы стенда и закрепив его кронштейном 33, ставят переключатели 20 (1П) и 28 (2Т) соответственно в положение «Генератор» и «30 А», а штекеры 46 (ЗП) и 1 (4П) в гнезда, соответствующие полярности и напряжению испытываемого генератора (рис. 79 и 92).

Рукоятку регулировочного реостата устанавливают в крайнее правое положение, а выводные клеммы якоря и обмотки возбуждения соединяют с клеммами стенда. В зависимости от полярности генератора обмотка якоря может быть присоединена к клемме.

Поставив переключатель (2П) в положение «Батарея», после трехминутной работы генератора по амперметру определяют величину тока, потребляемого генератором, и наблюдают за искрением под щетками.

Сильное искрение может быть вызвано неплотным прилеганием щеток к коллектору, износом коллектора или щеток и обрывом обмотки якоря.

Повышенная величина тока может быть вызвана коротким или межвитковым замыканием в обмотке возбуждения или в обмотке якоря.

Генератор с обнаруженными неисправностями разбирают на узлы, которые также проверяют.

В обмотках возбуждения генератора могут быть следующие повреждения: обрывы (в обмотке, в перемычке или выводе катушки), нарушение наружной изоляции, межвит-ковое замыкание и замыкание обмотки возбуждения на «массу».

Прежде чем разбирать полюсные башмаки, необходимо выявить указанные повреждения.

Обрыв в обмотке возбуждения обнаруживают внешним осмотром или контрольной лампочкой, присоединяемой к выводным концам обмотки.

Межвитковое замыкание определяют по сопротивлению обмоток, замеряемому омметром или амперметром и вольтметром. Этот вид дефекта определяют также по нагреву катушки, помещенной на бруске из мягкой стали в переменное поле, создаваемое индукционным аппаратом.

Снимают катушки возбуждения на специальном прессе, отвернув пресс-отверткой винты башмаков.

Для проверки замыкания обмотки возбуждения на «массу» отсоединяют конец обмотки от положительной щетки, а контрольную лампочку присоединяют к клемме М и корпусу генератора. Горение лампочки указывает на замыкание обмотки на «массу».

При обрывах в обмотке возбуждения скручивают и спаивают проводники с последующей изоляцией места спайки.

Якорь генератора может иметь механические и электрические неисправности. К числу первых относят задиры и сдвиги пластин железа якоря, износ посадочных мест под подшипники и износ шпоночной канавки.

Неисправности в обмотке якоря — обрывы в секции обмотки, замыкание коллектора на «массу» обмотки якоря, частичное или полное межвитковое замыкание, межламельное замыкание.

Наиболее распространенный способ проверки якорных обмоток основан на наведении э. д. с. в испытуемой обмотке с помощью индукционного аппарата и измерении ее миллиамперметром, подключенным к коллекторным пластинам (ламелям).

При проверке обмоток якоря необходимо, чтобы щупы миллиамперметра всегда находились в положении, когда в витках исправной обмотки возникает наибольшая электродвижущая сила, как это показано на рисунке. Это положение сохраняют при проверке всех обмоток, для чего якорь в процессе испытаний поворачивают.

Если в проверяемой секции имеется обрыв, то стрелка миллиамперметра не отклоняется. Такое же показание будет и при полном (межламельном) замыкании обмотки.

Для точного установления характера повреждения без изменения положения якоря, при котором показание миллиамперметра было равно нулю, вдоль паза проверяемой обмотки накладывают стальную пластину. Если в пазу расположена секция, имеющая замыкание, то в ней индуктируется переменный ток, создающий местное переменное магнитное поле, которое вызывает притяжение и вибрацию стальной пластины.Частичное замыкание секции определяют как по показанию миллиамперметра (оно ниже, чем на исправных секциях), так и по дребезжанию стальной пластины.

Рис. 2. Схема испытания катушки на индукционном аппарате:
1 — индукционный аппарат; 2 — железный сердечник; 3 — испытываемая катушка.

Рис. 3. Схема проверки обмотки якоря на индукционном аппарате:
1 — индукционный аппарат; 2 — проверяемый якорь; 3 — стальная пластина; 4 — миллиамперметр.

Замыкание якоря на «массу может происходить вследствие нарушения изоляции в пазах обмотки (замкнута секция) или повреждения изоляции коллектора (замкнут коллектор). Поэтому особо важно определить причину замыкания и, следовательно, точно установить объем ремонтных работ. Замыкание на «массу» якоря определяют контрольной лампочкой, включенной в сеть переменного тока (220 В), причем щупы присоединяют к коллектору и валу якоря.

Место замыкания на «массу» находят при установке вилки миллиамперметра на вал якоря и коллектор (положение вилки в плоскости, как это указывалось выше). При проворачивании якоря в ярме включенного индукционного аппарата в месте замыкания на «массу» показания миллиамперметра будут равны нулю.

Затем отпаивают секции от ламелей, против которых показания миллиамперметра были равны нулю, и по контрольной лампочке устанавливают, замкнут коллектор или обмотка секции.

Повреждения обмотки и коллектора (отпайка концов секций от пластин, наружный обрыв, наружное замыкание пластин) устраняют пайкой и прочисткой коллекторных пластин.

При внутренних повреждениях (частичном замыкании, замыкании секции обмотки на «массу» и внутреннем обрыве витков) требуется перемотка обмотки якоря.

Ускоренный износ щеток большей частью вызывается увеличенным искрением под щетками, которое возникает при обрыве обмотки якоря, уменьшенном давлении пружины щеткодержателей, зависании щеток, выступании изоляции (миканита) между коллекторными пластинами, местной выработке и замасливании коллектора.

При сборке новую меднографитовую щетку устанавливают в реактивный щеткодержатель так, как это показано на рисунке 95. В щеткодержателе ее устанавливают не по радиусу коллектора, а повертывают нижней частью против его вращения на определенный угол (26—28°) и прижимают пружиной к передней стенке щеткодержателя.

Реакция силы трения Rrp, действующая на щетку со стороны коллектора, уменьшает давление щетки на переднюю стенку щеткодержателя и снижает ее трение о поверхность щеткодержателя, благодаря чему щетка более точно копирует поверхность коллектора и не отрывается от него даже при большой скорости вращения якоря. При этом снижаются вибрации и искрение щетки.

Перед установкой щетки ее притирают по коллектору стеклянной бумагой.

После установки щетки в щеткодержатель ручным динамометром определяют ее давление на коллектор.

Показание динамометра фиксируют в момент освобождения тонкой бумажной полоски, которую помещают между коллектором и щеткой. В случае потери пружиной упругости ее заменяют. Причины, вызывающие неисправность коллектора, следующие: неравномерный электроэрозионный износ рабочей поверхности, повреждение изоляции между коллекторными пластинами (межламельное замыкание) и нарушение изоляции между втулкой коллектора и пластинами (замыкание коллектора на «массу»).

Читайте также:  Как выставить зажигание на скутере 150 кубов

Рабочую поверхность коллектора восстанавливают проточкой на токарном станке, зачисткой тонкой стеклянной бумагой и углублением изоляции (миканита).

Допускаемая величина уменьшения диаметра коллектора обычно составляет 4 мм.

При нарушении изоляции коллектор спрессовывают, разбирают его и заменяют миканитовую или прессшпановую изоляцию. Собранный после ремонта генератор испытывают и обкатывают в режиме электродвигателя.

При этом необходимо убедиться в отсутствии механических и электрических повреждений генератора в той последовательности, как это указывалось выше. Начальную скорость возбуждения генератора без нагрузки проверяют, предварительно установив минимальную частоту вращения (550—600 об/мин) выходного вала привода генератора.

Рис. 4. Щеткодержатель реактивного типа:
1 — щетка; 2 — передняя стенка; 3 — медный канальчик; 4 — рычаг; 5 — корпус; 6 — ось рычага; 7 — пружина рычага.

Вывод якоря и обмотки присоединяют соответственно к клемме 36 (при другой полярности — к клемме 39) и гнезду 35 (рис. 79 и 92), переключатель 20 (/77) вольтметра ставят в положение «Генератор», а штеккер 46 (ЗП) включают в гнездо, соответствующее полярности генератора. Переключатель 41 (2П) устанавливают в положение «Реостат» (рис. 79 и 92). Рукоятку 14 регулировочного реостата перемещают в крайнее правое положение и включают электродвигатель стенда.

Плавно увеличивают частоту вращения якоря до тех пор, пока вольтметр стенда не покажет расчетное напряжение генератора.

Проверяют частоту вращения якоря генератора при его работе на номинальную нагрузку. Схема соединения генератора со стендом и положение переключателя и штекера остаются прежними. Рукоятки регулировочного и нагрузочного реостатов перемещают соответственно в крайнее правое и левое положение. Переключателем включают нагрузочный реостат, а включателем 28 (2Т)— шунт амперметра на 30 А и запускают электродвигатель стенда. Плавно увеличивая частоту вращения вала генератора рукояткой 30, создают необходимую нагрузку. По достижении номинальных напряжения и нагрузки (контролируют вольтметром и амперметром) по тахометру стенда определяют частоту вращения якоря генератора.

Вначале снимают рабочую характеристику при работе генератора на аккумуляторную батарею (нагрузочный реостат стенда отключен).

Включив электродвигатель стенда, плавно повышают частоту вращения якоря и одновременно замеряют ток и напряжение генератора, а также ток возбуждения. До включения реле обратного тока указанные выше замеры проводят через каждые 100 об/мин.

Включив реле обратного тока, проводят два замера: вначале регистрируют частоту вращения, напряжение генератора и ток обмотки возбуждения при отсутствии зарядного тока батареи, а затем, вторично установив обороты замыкания реле, проводят замер указанных выше величин при зарядном токе батареи.

После включения реле все замеры проводят через каждые 400— 500 об/мин до достижения максимальной частоты вращения якоря генератора.

Методика проведения замеров тока и напряжения, тока нагрузки и тока батареи аналогична снятию рабочей характеристики генератора при его работе на аккумуляторную батарею.

Рис. 5. Схема соединений для снятия рабочих характеристик генератора.

Отчет о работе.
1. Записывают марку генератора.
2. Записывают марку реле-регулятора.
3. Дают схему испытания генератора.
4. Приводят журнал испытания генератора. Форма журнала показана на предыдущей странице.
5. Записывают данные замеров при снятии рабочих характеристик генератора по следующей форме: мо иметь следующее: стартеры с непосредственным и дистанционным управлением; динамометр на 120 Н, аккумуляторные батареи, соответствующей емкости; калибры; включатели стартера; зажимное приспособление со стойкой для динамометра.

Неисправности электрооборудования автомобиля встречаются весьма часто и занимают одно из лидирующих мест в списке поломок. Их можно условно поделить на неисправности источников тока (аккумуляторов, генераторов) и неисправности потребителей (оптика, зажигание, климат и т.д.). Основными источниками электропитания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность каждого из них ведет к общей неисправности автомобиля и эксплуатации его в ненормальных режимах, а то и вовсе — к обездвиживанию автомобиля.

В электрооборудовании автомобиля аккумулятор и генератор работают в неразрывном тандеме. Если выйдет из строя одно — через некоторое время выйдет из строя и другое. Например, разрушившийся аккумулятор приводит к увеличению зарядного тока генератора. А это влечет за собой неисправность выпрямителя (диодного моста). В свою очередь, при неисправности регулятора напряжения, поступающего от генератора, может увеличиться зарядный ток, что неизбежно приведет к систематической перезарядке батареи, «выкипанию» электролита и скорому разрушению.

Распространенные неисправности генератора:

  • износ или повреждение шкива;
  • износ токосъемных щеток;
  • износ коллектора (токосъемных колец);
  • повреждение регулятора напряжения;
  • замыкание витков статорной обмотки;
  • износ или разрушение подшипника;
  • повреждение выпрямителя (диодного моста);
  • повреждение проводов зарядной цепи.

Распространенные неисправности аккумуляторной батареи:

  • короткое замыкание электродов/пластин батареи;
  • механическое или химическое повреждение пластин аккумулятора;
  • нарушение герметичности банок аккумуляторов — трещины корпуса аккумулятора в результате ударов или неправильной установки;
  • химическое окисление выводных клемм аккумулятора.Основными причинами указанных неисправностей являются:
  • грубые нарушения правил эксплуатации;
  • истечение срока службы изделия;
  • различные производственные дефекты.

Автомобилисту очень полезно знать основные причины неисправностей генератора, способы их устранения, а также профилактические меры по предотвращению поломок.

Все генераторы подразделяются на генераторы переменного и постоянного тока. Современный легковой транспорт оснащается генераторами переменного тока с встроенным диодным мостом (выпрямителем). Последний необходим для преобразования тока в постоянный, на котором работают электропотребители автомобиля. Выпрямитель, как правило, находится в крышке или корпусе генератора и представляет с последним одно целое.

Все электроприборы автомобиля рассчитаны на строго определенный диапазон рабочих токов по напряжению. Как правило, рабочие напряжения — в диапазоне 13,8–14,7 В. Ввиду того, что генератор «привязан» ремнем к коленчатому валу двигателя, от разных оборотов и скорости движения автомобиля, он будет работать по-разному. Именно для сглаживания и регулирования выдаваемого тока предназначен реле-регулятор напряжения, играющего роль стабилизатора и предотвращающего как скачки, так и провалы рабочего напряжения. Современные генераторы снабжены встроенными интегральными регуляторами напряжения, в просторечье именуемые «шоколадкой» или «таблеткой».

Уже понятно, что любой генератор это достаточно сложный агрегат, чрезвычайно важный для любого автомобиля.

Виды неисправностей генератора

Ввиду того, что любой генератор — это электромеханическое устройство, соответственно и разновидностей неисправностей будет две — механические и электрические.

К первым относятся разрушение креплений, корпуса, нарушение работы подшипников, прижимных пружин, ременного привода и другие, не связанные с электрической частью поломки.

К электрическим неисправностям относятся обрывы обмоток, неисправности диодного моста, выгорание/износ щеток, межвитковые замыкания, пробои, биения ротора, неисправности реле-регулятора.

Читайте также:  Штраф за проезд на знак поворот запрещен

Нередко симптомы, указывающие на характерные неисправного генератора, могут появиться и вследствие совершенно других неполадок. Как пример — плохой контакт в гнезде предохранителя цепи обмотки возбуждения генератора покажет на неисправность генератора. То же подозрение может возникнуть из-за обгоревших контактов в корпусе замка зажигания. Так же, постоянное горение лампы-сигнализатора неисправности генератора может быть вызвано поломкой реле, мигание этой лампы включающего может свидетельствовать о неисправности генератора.

Основные признаки неисправности автогенератора:

  • При работающем двигателе мигает (или непрерывно горит) контрольная лампа разряда аккумулятора.
  • Разрядка или перезаряд (выкипание) аккумуляторной батареи.
  • Тусклый свет автомобильных фар, дребезжащий или тихий звуковой сигнал при работающем двигателе.
  • Значительное изменение яркости фар при увеличении числа оборотов. Это может быть допустимо при увеличении оборотов (перегазовки) с режима холостого хода, но фары, загоревшись ярко, дальше яркость свою увеличивать не должны, оставаясь в одной интенсивности.
  • Посторонние звуки (вой, писк) исходящие от генератора.

Необходимо регулярно контролировать натяжение и общее состояние ремня привода. При трещинах и расслоениях необходима немедленная замена.

Ремкомплекты генератора

Чтобы устранить указанные неисправности генератора, понадобится провести ремонт. Начиная поиск ремкомплекта генератора в интернете, стоит приготовиться к разочарованию — предлагаемые комплекты, как правило, содержат шайбы, болты и гайки. А вернуть генератору работоспособность порой можно только заменой — щеток, диодного моста, регулятора… Поэтому храбрец, решившийся на ремонт, составляет индивидуальный ремкомплект из тех деталей, которые подходят к его генератору. Выглядит это примерно так, как показывают таблице ниже, на примере пары генераторов для ВАЗ 2110 и Форд Фокус 2.

Генератор КЗАТЭ 9402.3701-03
Деталь Каталожный номер Цена (руб.)
Щетки 1127014022 105
Регулятор напряжения 844.3702 580
Диодный мост БВО4-105-01 500
Подшипники 6303 и 6203 345
Генератор Bosch 0 986 041 850
Деталь Каталожный номер Цена (руб.)
Щетки 140371 30
Щеткодержатель 235607 245
Регулятор напряжения IN6601 1020
Диодный мост INR431 1400
Подшипники 140084 и 140093 140/200 рублей

Диагностика неисправностей

На современных автомобилях использование «дедовского» способа диагностики путем скидывания с клеммы аккумулятора может привести и к серьезной поломке множества электронных систем автомобиля. Значительные перепады напряжения бортовой сети автомобиля способны вывести из строя почти всю бортовую электронику. Именно поэтому современные генераторы всегда проверяются только путем замера напряжения в сети или диагностики самого снятого узла на специальном стенде. Сначала производится замер напряжения на клеммах аккумулятора, пускается двигатель и снимаются показания уже при работающем моторе. До запуска напряжение должно быть около 12 В, после запуска — от 13,8 до 14,7 В. Отклонение в большую строну свидетельствует, что идете «перезаряд», что подразумевает неисправность реле-регулятора, в меньшую — что ток не поступает. Отсутствие тока подзарядке свидетельствует о неисправности генератора или цепей.

Причины поломок

Распространенные причины неисправностей генератора – это банальный износ и коррозия. Почти все механические неисправности, будь-то износ щеток или развалившиеся подшипники — следствие долгой эксплуатации. Современные генераторы оснащаются закрытыми (не обслуживаемыми) подшипниками, которые просто подлежат замене по истечении определенного срока или пробега автомобиля. То же относится и к электрической части — часто узлы подлежат замене целиком.

Также причинами могут быть:

  • низкое качество изготовления комплектующих;
  • нарушение правил эксплуатации или работа вне пределов нормальных режимов;
  • внешние факторы (соль, жидкости, высокая температура, дорожная «химия», грязь).

Самостоятельная проверка генератора

Самый простой способ — проверить предохранитель. Если он исправен, осматривается генератор и его расположение. Проверяется свободное вращение ротора, целость ремня, проводов, корпуса. Если ничего подозрений не вызвало, проверяются щетки и контактные кольца. В процессе работы щетки неизбежно изнашиваются, их может заклинить, перекосить, а канавки токосъёмных колец забиться графитовой пылью. Явный признак этого — избыточное искрение.

Нередки случаи полного износа или поломки, как подшипников, так и поломка статора.

Самая распространенная механическая проблема генератора – износ подшипников. Признак данной неисправности — вой или свист при работе агрегата. Конечно, подшипники нужно немедленно заменить, предварительно осмотрев посадочные места. Ослабление натяжения приводного ремня также может быть причиной слабой работы генератора. Одним из признаков может быть высокий по тону свист из-под капота, когда автомобиль газует или разгоняется.

Для проверки обмотки возбуждения ротора на короткозамкнутые витки или обрывы, нужно подключить мультиметр, переключенный в режим измерения сопротивления, к обоим контактным кольцам генератора. Нормальное сопротивление — от 1,8 до 5 Ом. Показания ниже свидетельствует о наличии короткого замыкания в витках; выше – прямой обрыв обмотки.

Для проверки обмотки статора на «пробой на массу», их нужно отсоединить от выпрямительного блока. При показаниях сопротивления, выдаваемых мультиметром, имеющих бесконечно большое значение можно не сомневаться в отсутствии контакта статорных обмоток с корпусом («массой»).

Для проверки диодов в блоке выпрямителя используется мультиметр (после полного отсоединения от обмоток статора). Режим проверки — «проверка диодов». Плюсовой щуп подсоединяется к плюсу или минусу выпрямителя, а минусовой – к выводу фазы. После этого щупы меняют местами. Если при этом значения показаний мультиметра сильно отличаются от предыдущих — диод исправен, если не отличаются — неисправен. Еще одним признаков, свидетельствующим о скорой „кончине“ диодного моста генератора — окисление контактов, а причина этого – перегрев радиатора.

Ремонт и устранение неисправностей

Все механические неполадки устраняются путем замены неисправных узлов и деталей (щеток, ремня, подшипников и т.п.) на новые или исправные. На старых моделях генераторов зачастую требуется проточка контактных колец. Приводные ремни меняются вследствие износа, максимального растяжения или истечение срока эксплуатации. Поврежденные обмотки ротора или статора, их, в настоящее время, меняют на новые в сборе. Перемотка хоть и встречается среди услуг автомастеров, но все реже — это дорого и нецелесообразно.

А вот все электрические проблемы с генератором нужно решать вследствие проверки, как других элементов цепи (в частности АКБ), так и непосредственно его деталей и выходного напряжения. Одной из частых проблем, с которой приходится сталкиваться автовладельцам — это перезаряд, или же наоборот, низкое напряжение генератора. Устранить первую неисправность поможет проверка и замена регулятора напряжения либо диодного моста, а с выдачей низкого напряжения разобраться будет чуть сложнее. Причин, почему генератор выдает низкое напряжение, может быть несколько:

  1. увеличение нагрузки на бортовую сеть потребителями;
  2. пробой одного из диодов на диодном мосте;
  3. выход из строя регулятора напряжения;
  4. проскальзывание поликлинового ремня (вследствие слабого натяжения)
  5. плохой контакт массового провода на генераторе;
  6. короткое замыкание;
  7. просаженный аккумулятор.
Читайте также:  Формат флешки для магнитолы в машину

К основным неисправностям генераторов постоянного тока относятся:

усиленное искрение под щетками,наруше­ние контакта между щетками и коллектором.Причиной этих неисправностей бывает загряз­нение щеток и коллектора, неплотное прилега­ние щеток к коллектору,слабое натяжение пружин и износ щеток,заедание щеток в щет­кодержателе перегрев коллектора и сильный износ ще­ток.Это происходит,как правило,при чрез­мерном нажатии щеток на коллектор.Основные неисправности генератора, причины и способы их устранения:

Неисправность: зависание щеток;

Причина неисправности: Большой износ щеток;

Неисправность :между пластинами коллектора выступает изоляция;
Причина неисправности: загрязнение и обгорание коллектора;

Неисправность: перегрев генератора;

Причина неисправности: якорь задевает за полюсные сердечники или отсутствует смазка в подшипниках;

Неисправность: перегрузка генератора;

Причина неисправности: короткое замыкание между клеммами, необходимо устранить задевание якоря, смазать подшипники или заменить изношенные, проверить исправность ограничителя тока, уменьшить зарядный ток;

Неисправность: частое ослабление крепления генератора;

Причина неисправности: увеличенный дисбаланс шкива,необходимо заменить или отбалонсировать шкив.

К основным работам по уходу за генератором относятся: периодическая проверка состояния щеток и коллектора, смазка подшипников, регулировка натяжения приводного ремня, а также общая проверка генератора.
Проверка состояния генератора заключается в следующем. При снятой защитной ленте генератора осматривают коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и иметь блестящую пленку светлого или темно-коричневого цвета, удалять которую не следует. Если коллектор замаслен, то его необходимо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. При окислении или подгорании коллектора следует зачистить его мелкой стеклянной бумагой до получения чистой полированной поверхности, имеющей яркий цвет красной меди.
Износ щеток не должен превышать половины их длины. При замене изношенных или поврежденных щеток новыми их нужно притереть по коллектору. Для этого коллектор следует обернуть полоской стеклянной бумаги зерном наружу, установить щетку, прижав ее пружиной щеткодержателя, и проталкивать полоску бумаги против направления вращения якоря до полного прилегания щетки к коллектору. При протаскивании бумаги в обратном направлении щетку необходимо приподнимать.
Проверку давления пружин на щетках производят динамометром. Для этого под щетку подкладывают полоску бумаги, а затем, натягивая пружину динамометра,

одновременно тянут бумажную ленту. В момент, когда лента сдвинется с места, фиксируют показания динамометра.

Якорь должен вращаться плавно. Рывки якоря обычно служат признаком неисправности обмотки якоря. Сильное искрение под щетками и следы обгорания коллектора также указывают на неисправность обмотки якоря.
Повышенный ток, потребляемый генератором, и одновременно пониженные обороты являются результатом увеличенного трения в опорах якоря или задевания якоря за полюса.
Повышенный ток при повышенных оборотах свидетельствует обычно о неисправности электрической части генератора.
Пониженный ток указывает на плохие контакты в цепи якоря: загрязнены коллектор или щетки, слабый нажим щеток на коллектор, плохие контакты в местах соединений.
Генератор, не выдержавший испытания в режиме электродвигателя, направляют в мастерскую для ремонта.

Проверку генератора осуществляют вольтамперметром,если нет вольтамерметра, то проверку выполняют контрольным амперметром.

1.3 Техническое обслуживание и ремонт генераторов постоянного тока

К основным работам по уходу за генератором относятся: периодическая проверка состояния щеток и коллектора, смазка подшипников, регулировка натяжения приводного ремня, а также общая проверка генератора.

Если коллектор замаслен, то его необходимо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. При окислении или подгорании коллектора следует зачистить его мелкой стеклянной бумагой до получения чистой полированной поверхности, имеющей яркий цвет красной меди.

Износ щеток не должен превышать половины их длины. При замене изношенных или поврежденных щеток новыми их нужно притереть по коллектору. Для этого коллектор следует обернуть полоской стеклянной бумаги зерном наружу, установить щетку, прижав ее пружиной щеткодержателя, и проталкивать полоску бумаги против направления вращения якоря до полного прилегания щетки к коллектору. При протаскивании бумаги в обратном направлении щетку необходимо приподнимать.

Проверку давления пружин на щетках производят динамометром. Для этого под щетку подкладывают полоску бумаги, а затем, натягивая пружину динамометра, одновременно тянут бумажную ленту. В момент, когда лента сдвинется с места, фиксируют показания динамометра.

Ниже приведена блок-схема:«Поиск и устранение неисправностей узлов и деталей генераторной установки»

3 Техника безопасности при ремонте генератора постоянного тока

1. При работе с генератором в обязательном порядке отключите аккумуляторную батарею.

2. Перед снятием проводов с генератора необходимо промаркировать их для последующей правильной установки.

3. Запрещается отключать аккумулятор или генератор при работающем двигателе.

4. При проведении электросварочных работ обязательно отсоедините

аккумуляторную батарею и генератор.

Внимание! "Минус" аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а "плюс" — подключается к зажиму генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они выйдут из строя.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме "30" генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора "на искру" даже кратковременным соединением зажима генератора с "массой". При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра или вольтметра.

Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегометром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).

Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегометром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.

Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.

При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединить провода от всех клемм генератора и выводов аккумуляторной батареи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9438 — | 7438 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector