Китайский крузак haval h9

4 января 2018 в 8:00
Иван Петренко / Фото Михаила Осипенко / AUTO.TUT.BY

Дожили: китайский автопром развился до состояния «а почему бы и нет?», и многие всерьез рассматривают к покупке Lifan, Chery или те же Geely. Но у нас сегодня дилемма куда круче: мы будем выбирать между японским внедорожником тайского происхождения Toyota Fortuner и премиальным «китайцем» — обновленным Haval H9.

Это не святотатство, а реальность. Пробил тот час, когда можно всерьез рассматривать китайский внедорожник в качестве более дешевой альтернативы японскому собрату. Мы в курсе про престиж, остаточную стоимость, легендарную надежность, но порой разница в цене может покрыть эти «расходы».

Короткая видеоверсия тест-драйва, подготовленная при участии партнера, канала Test Drive TV

Полную версию тест-драйва можно посмотреть здесь

Чем богаты?

Если кто не в курсе, Haval — это люксовое подразделение довольно популярных в наших краях китайских внедорожников Great Wall. Как следует натренировавшись на выпуске дешевых копий японских внедорожников (той же Toyota 4Runner и пикапа Hilux), китайцы перешли на качественно новый уровень, и сегодня под новым именем Haval представляют действительно серьезный внедорожник H9.

Мысленно закройте шильдик, и дальнейшее описание конструкции вызовет лишь уважение: автоматически подключаемый полный привод (TOD) с пониженной передачей (такой же, например, у Chevrolet Tahoe), принудительная блокировка заднего дифференциала, 8-диапазонный «автомат»… Причем все это от производителей с мировым именем: «раздатка» Borg Warner, коробка — ZF, задняя блокировка — Eaton. В общем, как в той песне: не надо стесняться! И китайцы действительно не стесняются — предлагаемый в одной комплектации Elite внедорожник Haval H9 стоит от 82 500 до 86 600 белорусских рублей (бензиновый и дизельный).

А это лишь немногим дешевле, чем Toyota! Причем, располагая вышеозначенной суммой, вы можете присматриваться даже к новому Land Cruiser Prado! Но это будет базовая версия с 2,7-литровым бензиновым мотором, скудным оснащением и на «механике» — а такие Prado на наших дорогах практически не встречаются. Поэтому для сравнения мы выбрали более «упакованный» внедорожник от Toyota — новый рамный Fortuner. На данный момент он оснащается только 2,8-литровым 177-сильным турбодизелем и 6-диапазонным «автоматом» (позднее должны появиться и более доступные бензиновые версии) и в зависимости от комплектации стоит 89 665−97 531 белорусский рубль.

Конструкция Fortuner — классика жанра, ведь создан он на базе легендарного пикапа Hilux. Мощная рама, независимая передняя и зависимая задняя подвески, жестко подключаемый полный привод с пониженным диапазоном, принудительная блокировка заднего дифференциала — в общем, тот еще «боец». От пикапа Fortuner отличает разве что пружинная задняя подвеска (вместо рессор), более элегантный дизайн да облагороженный интерьер.

Японская рачительность и китайская роскошь

Салон Toyota Fortuner выглядит слегка необычно — умом понимаешь, что садишься в серьезного внедорожного бойца, но глаза видят хром, полированные накладки, аккуратно простроченную кожу, большой экран по центру панели, и в какой-то момент может показаться, что попал в модный кроссовер. Но это ощущение быстро улетучивается, ведь для того, чтобы сесть за руль, нужно встать на высокую подножку и схватиться за удобную ручку на стойке — внедорожные «гены» скрыть непросто.

Но уже сидя за рулем, понимаешь: молодцы! Все сделали правильно: рулевое колесо регулируется по вылету, а водительское кресло можно опустить достаточно низко, чтобы не чувствовать себя сидящим на табуретке. И это позволяет сесть так же удобно, как в любой легковушке или кроссовере. О них же напоминают подрулевые «лепестки» коробки передач — раньше суровые внедорожники таким не баловали.

Интерьер Haval H9 выглядит и ощущается отлично без всяких скидок на китайское происхождение

Хотя «побаловать» — это к Haval. Интерьер Toyota объективно хорош, но здесь — просто шок! Богатый дизайн, качественные материалы, грамотное сочетание фактур и цветов, бесконечно длинный список оснащения — глядя на все это, мгновенно забываешь, что речь идет о «китайце».

Визуально и тактильно Haval куда интереснее, хотя в некоторых мелочах он тоже несовершенен. К примеру, модный нефиксируемый рычаг АКП требует привыкания — паркинг включается отдельной клавишей, а многие просто нажимают боковую кнопку и пытаются выйти из машины. Есть нюансы и по посадке: в Haval водительское кресло стоит заметно выше, чем в Toyota.

Чем хороши для пассажиров?

Задние сиденья в «рамниках» — традиционно слабое место, поскольку при солидных внешних габаритах салон внутри оказывается меньше ожидаемого из-за того, что рама занимает много места, и кресла стоят практически на полу. Но не в Toyota Fortuner! На втором ряду здесь на удивление просторно — человек ростом за 180 см сам за собой садится с приличным запасом в области коленей. У разделенного на две неравные доли дивана есть 2 регулировки: по углу наклона спинки (в довольно большом диапазоне) и в продольном направлении. Стоит также отметить наличие потолочных дефлекторов, блока управления климатом (можно менять скорость работы вентилятора) и удобного подлокотника с подстаканниками.

Посадка задних пассажиров в Haval H9 не идеальна — подушка дивана установлена слишком низко

В Haval на втором ряду «богаче» — есть полноценный климат-контроль, есть подогрев заднего дивана, и точно так же, как в Toyota, есть регулировки по углу наклона спинки и в продольном направлении. Победа? Не тут-то было: само сиденье в Haval стоит заметно ниже — причем настолько, что пассажиры сразу же ощущают это неудобство. А это значит, что в качестве «директорского» авто предпочтительнее все же Toyota — даже несмотря на преимущество Haval в оснащении.

Третий ряд — лишний?

Казалось бы, всем уже давно известно, что третий ряд во внедорожниках — исключительно «детский», но Fortuner и здесь нашел чем удивить! Для начала, у него очень удобно складывается кресло второго ряда, чтобы можно было пройти на галерку. Для этого достаточно коснуться рычага — и после того, как сложится спинка, само кресло под воздействием пружины поднимется в вертикальное состояние. Быстро и удобно!

Двое взрослых не слишком высокого роста с комфортом сядут на третьем ряду в Toyota Fortuner

Попав на третий ряд, готовишься к худшему — но, после того как второй ряд возвращается на место, с удивлением обнаруживаешь, что здесь вполне можно провести достаточно много времени. Да, запас пространства по высоте и в ногах небольшой, но он есть! А это значит, что двое взрослых вполне могут ехать на третьем ряду в Toyota Fortuner без особого дискомфорта. Что ж, «зачет» — немногие даже более крупные внедорожники могут похвастаться таким удобным третьим рядом.

Кресла третьего ряда в Haval H9 установлены слишком низко, так что взрослым там будет неудобно

И Haval как раз относится к таким. Теоретически он должен был обеспечить тот же уровень комфорта, что и Toyota, — габариты-то схожие. Но как только попадаешь на третий ряд, понимаешь, что ехать здесь совсем не хочется — имея примерно схожий запас пространства по высоте и для ног, Haval проигрывает в удобстве посадки. Здесь та же беда, что и на втором ряду: сиденье установлено слишком низко, и это делает посадку крайне неудобной. Да и попасть на третий ряд сложнее — сиденье второго ряда не складывается, а лишь сдвигается вперед с наклоненной спинкой.

Грузоперевозчики

Ну, а если важнее не пассажиры, а объем перевозимого багажа? По цифрам выигрышней выглядит Toyota: в 7-местной конфигурации она предлагает чуть больше полезного объема. В 5-местной конфигурации Fortuner вмещает 747 литров, а Haval — 620. А если сложить еще и сиденья второго ряда, то у Fortuner будет 1457 литров, а у H9 — всего лишь 1080.

Но такая разница в показателях обусловлена, скорее всего, методикой замера. Потому что визуально Haval H9 проигрывает лишь в семиместной конфигурации. А в плане удобства трансформаций однозначно выигрывает. При складывании сидений образуется практически ровный пол. У Toyota все наоборот — кресла третьего ряд подвешиваются к боковым стойкам и нещадно гремят на неровностях, а второй ряд ставится вертикально, из-за чего, скажем, переночевать в машине будет проблематично. А еще в багажнике Haval есть полноценная розетка на 220 вольт.

На ходу — типичные рамные внедорожники

Если по конструкции в целом Toyota и Haval довольно схожи (рама, конструкция подвесок и т.д.), то подход к выбору силовых агрегатов у них принципиально разный. Под капотом Fortuner — 2,8-литровый 177-сильный турбодизель, который сочетается с 6-диапазонным «автоматом». А под капотом Haval «лошадей» аж 190! Но сняты они с двухлитрового турбодизеля, а коробка передач 8-диапазонная, и этот «дуэт», наверное, больше подходит для кроссовера, чем для тяжелого «рамника». Хотя чего гадать — сейчас узнаем.

В городе придется привыкать к тому, что в обычном режиме Toyota Fortuner — исключительно заднеприводный автомобиль

В Toyota все классически, разве что кроме запуска двигателя кнопкой. Шум мотора и уровень вибраций от него находятся на вполне ожидаемом уровне, но только при условии, что до этого вы тоже ездили на внедорожнике. После «паркетника», пожалуй, Fortuner может показаться грубоватым — но к этому быстро привыкаешь и больше не обращаешь внимания.

А вот в Haval сразу обращаешь внимание на уровень шума от мотора — он минимален. И вибраций на холостых оборотах практически нет. По сути, если включена музыка, то мотор вообще не слышен и не ощущается — молодцы, китайцы!

В движении Toyota тоже ведет себя как классический «рамник» — подвеска «не видит» мелких неровностей, жестковато отрабатывает средние, а на лежащих полицейских, если переборщить со скоростью, может дать неплохого «пинка» подпрыгнувшим задним мостом. Но что ж поделать: большие колеса означают приличные неподрессоренные массы, а подвески настраиваются с учетом эксплуатации не только на асфальте, но и на жестком бездорожье. Отсюда и жестковатость, несвойственная, скажем, кроссоверам. Из плюсов отметим минимальные для рамного внедорожника крены — на скоростных развязках неудобств не испытываешь, и скорость снижать не приходится.

Читайте также:  Доп оборудование для мотоблока

Haval H9 едет мягко, плавно, убаюкивающе и не замечает большинство неровностей

В тех же режимах Haval едет совсем иначе — он комфортнее, но менее удобен в управлении. Комфортнее за счет шумоизоляции, потому что дизеля на разгоне совсем не слышно (хотя есть «зуд» на руле и педалях), и за счет лучшей плавности хода (мелких неровностей не ощущаешь, на лежащих полицейских тоже не «брыкается»). Но при этом рулевое управление менее информативно, нет четкого «нуля», а крены в поворотах гораздо больше, чем у Toyota.

В общем, ехать быстро легче на Fortuner, а вот в дальней поездке, наверное, будет предпочтительнее Haval. Другой вопрос, что если нужно ехать по снежной каше, какая была в день теста на дорогах, то водитель Toyota становится перед выбором: ехать на заднем приводе, надеясь на систему стабилизации, или все же включить «парт-тайм», наплевав на расход и нюансы управляемости? Водителю Haval в такой ситуации проще — его полный привод работает автоматически и достаточно эффективно.

Кто суровее на бездорожье?

Haval H9 сочетает в себе черты кроссовера и внедорожника. От первого у него автоматически подключаемый полный привод TOD с несколькими режимами, которые выбираются шайбой-контроллером на центральной консоли.

Селектор режимов работы полного привода выглядит точь-в-точь как у семейства Land Rover

От внедорожника — рама, жесткий задний мост с блокировкой дифференциала и раздаточная коробка с понижающим рядом.

Справится ли TOD на бездорожье? На легком — да, а вот если вас занесет в какие-нибудь дебри, лучше сразу переходить на пониженный ряд, чтобы «центр» превентивно заблокировался. Потому что на повышенном ряду «автоматизм» подключения полного привода не всегда оптимален — стоит слегка скинуть обороты, как передняя ось норовит отключиться.

Но и в режиме полной мобилизации всех внедорожных возможностей Haval H9 весьма неуверенно едет по рыхлому песку, накрытому слоем снега. Сказывается то ли высокая масса автомобиля, то ли неважные сцепные свойства шин.

Сидит боец, не справился с атакой. По рыхлому песку Haval H9 едет неуверенно

Но зато длинноходная и энергоемкая подвеска Haval H9 позволяет брать большинство препятствий ходом, без опасения приложиться днищем о грунт. Поэтому там, где не уверен, просто берешь разгон помощнее и с педалью в полу идешь на прорыв.

Toyota Fortuner проехала по тем же следам, что и Haval H9, причем сделала это гораздо увереннее

У Toyota такой проблемы нет — part-time позволяет более уверенно контролировать тягу и момент пробуксовки колес. Да и в целом Fortuner показался нам более проходимым — там, где Haval приходилось бороться и делать по несколько попыток, Toyota ехала без видимых усилий, причем мы даже не включали понижающую передачу! Хотя, конечно, здесь немаловажную роль сыграла более злая резина и клиренс 225 мм против 206 у Haval.

Toyota хороша, но Haval не отстает

Итак, что же показал наш сравнительный тест? В первую очередь то, что сравнение китайского внедорожника и тайского с японскими корнями уже вполне уместно. Haval H9 отлично выглядит внутри, радует комфортом, качеством отделки и широченным списком оснащения. Его система полного привода более универсальна, хотя не так бескомпромиссна на бездорожье.

Toyota Fortuner даже в максимальной комплектации проигрывает Haval H9 по части опций, но стоит дороже на 10 тысяч рублей. При этом Toyota немного удобнее для пассажиров второго и третьего рядов, а на суровом бездорожье выглядит предпочтительнее. И, конечно, на стороне Toyota Fortuner сила бренда и высокая остаточная стоимость. А Haval H9 пока еще в этом отношении «темная лошадка». И это его главный недостаток.

Нам запомнилось

Toyota Fortuner

Шестидиапазонный «автомат» работает понятно и обеспечивает хорошую связь между колесами и педалью газа Даже в максимальной комплектации передние седоки не могут регулировать температуру раздельно Режимы работы трансмиссии незатейливы: задний привод, полный и полный с понижающим рядом Панель приборов похожа на новогоднюю елку, от этого немного страдает удобство считывания информации

Haval H9

Центральная часть панели приборов — виртуальная. Цветной дисплей имеет неплохую графику и высокое разрешение Нефиксируемый селектор управления АКП требует привыкания. Впрочем, аналогичный вариант используют на BMW и Maserati У климатической установки — четыре зоны. Две для передних и две для задних пассажиров Управление множеством функций вынесено на большой тачскрин дисплей

Краткие технические характеристики

Рабочий объем, см 3

Максимальная мощность, л. с.

Максимальный крутящий момент, Нм

Максимальная скорость, км/ч

Разгон с 0 до 100 км/ч, с

Расход топлива, л/100 км (средний)

Модель, побывавшая на тесте AUTO.TUT.BY Toyota Fortuner Haval H9
2754 1996
177 190
450 420
180 180
10,8 12,4
8 н.д.
Длина, мм 4795 4856
Ширина, мм 1855 1926
Высота, мм 1835 1900
Колесная база, мм 2745 2800
Клиренс, мм 225 206

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Мы тестировали самый большой внедорожник бренда, Haval H9, который тоже хотят производить в России. Ну и поскольку это китайский внедорожник, мы решили найти ответы на разные интересные вопросы, типа: «Кто придумал в такую махину засунуть 2.0 турбо?».

Напомним, для тех, кто не в курсе, что Haval, часть концерна Great Wall и крупнейший в Китае производитель SUV. По данным Carsalesbase, продажи всех моделей бренда в Китае выросли с 29 тысяч в 2006 году до 766 в 2018-м. В подтверждение серьезности намерений по части нашего рынка, бренд построил в России автозавод.

Сначала он будет производить до 80 тысяч автомобилей, а после 2020 года — до 150 тысяч. Первая модель, которую уже начали производить, называется F7. Китайцы называют его «интеллектуальный кроссовер», что бы оно ни значило. В дальнейшем Haval обещает предложить россиянам еще кроссоверы, внедорожники и пикапы.

ХавАл или ХавЭйл (или ХАвал)?

Производитель предлагает произносить название бренда как «Хавэйл». Английская грамматика требует произносить «a» как «эй», если в конце слова есть буква «e». И тем не менее, "Хавэйл".

К какому сегменту относится?

Эксперты из Австралии и Южной Африки, где модель тоже представлена, считают его конкурентом Toyota Fortuner. Нам так не показалось. Смотрим габариты:

Toyota Fortuner: 4795Х1855Х1835

Toyota LC Prado: 4840Х1885Х1895

Haval H9: 4856Х1926Х1900

Toyota LC 200: 4950Х1980Х1970

По размерам нечто среднее между LC Prado и LC 200, а по оснащению близкое к топовым Toyota LC Prado.

Дизайн как обычно — прошлый век?

Здесь мы разочаруем скептиков. Haval H9 запустили в 2014-м (в РФ доступен с 2015-го), и обновили уже дважды: в 2017-м и в 2019-м. Обновление 2019-го года чисто номинальное: пара внешних элементов. Но Toyota делает рестайл с той же периодичностью, и тоже может ограничиться накладками на бамперы.

Дизайном Haval H9 занимался Пьер Леклерк. Он дебютировал в Zagato и Ford Ghia, затем занимался дизайном BMW X5 и X6 и был директором по дизайну бренда BMW «М». В 2013 году Леклерк возглавил дизайнерское подразделение Great Wall Motors и проектировал внедорожники Haval до 2017 года. Имена говорят сами за себя — специалист такого класса даже вусмерть пьяный не способен нарисовать что-то неудачное.

Поэтому в экстерьере H9 отсутствуют конкретные косяки и все нормально с пропорциями. Видно, что Пьера специально попросили делать «не под BMW», а «под японцев». Поэтому вышел образчик японского «премиума», такая смесь Prado, LC100 и LC200 дорестайл. Премиум в европейском понимании – это X5 или Range Rover, изящная, хоть и большая, машина.

У японцев понимание «премиум» другое – это здоровенный внедорожник-бегемот, выкрашенный в лаковый черный, и обвешанный хромом со светодиодами.

Краска должна быть обязательно очень черная, а хром — очень блестящим. Хаваловцы выбрали материалы BASF и добились нужного эффекта. Международные эксперты это тоже оценили: в ЮАР H9 попал в полуфинал премии CarsAwards 2018 года. Не пожимайте плечами, мол, не слышали. Просто Haval еще не так много где продают. Кроме России, это Австралия, ЮАР, да еще какой-нибудь Чили.

Лет через пять заржавеет, как Hover?

Этот вопрос мы получили от владельца Hover. Он подошел на заправке и спросил, «китаец» ли это. Мы рассказали о первых ощущениях и спросили, почему он заинтересовался новым внедорожником. Мужчина сказал, что его Hover уже 6 лет, и на нем появились «рыжики». Услышав о ценах на H9, владелец Hover приуныл, но приободрился, когда узнал, что за эти деньги продают топовую семиместную комплектацию Premium с электронными ассистентами, подушками безопасности по кругу, очистителем воздуха и тп.

По теме сколов можно посмотреть отчет на Драйв2 реального владельца Александра Жолобова (zhai2010). Насчет «рыжиков» в пресс-службе говорят, что все детали кузова, кроме крыши, оцинкованы.

По поводу надежной обработки рамы ответить затруднились, но, если китайцы купили линию для работы с краской BASF, вряд ли они не купили секцию катафореза. А вообще, кому это сейчас нужно? Кто будет ездить на внедорожнике 20 лет, как это делали раньше? Тем более, с турбомотором 2.0…

Кто додумался поставить туда «четверку» с турбой всего на 2 литра?

Вот это, пожалуй, самый острый вопрос. Нам тоже странно, что во внедорожнике массой 2325 килограмм такой малолитражный мотор, и нет вариантов с 6-цилиндровым двигателем.

В LC Prado тоже есть вариант с атмосферной «четверкой», но ее объем больше — 2694 куб.см. При этом, весит Prado меньше — 2100 кг. Зато турбомотор Haval мощнее — 245 л.с., против 163 и 350 Н.м крутящего момента vs 246 у Prado. Однако даже в спорт-режиме Haval H9 идет на обгон где-то на пределе возможностей, это чувствуется.

Читайте также:  Как отрегулировать обороты холостого хода

Теперь о ресурсе. Простая атмосферная (и таки тойотовская) четверка — это проверенный временем агрегат, который долго не сдастся износу. Сколько проживет турбомотор производства Great Wall — сложно сказать, есть определенный скепсис. Вот насчет турбины беспокойства нет – там стоит модель K03 от BorgWarner с водяным охлаждением. Кстати, BorgWarner сделала для двигателя Great Wall и механизм управления фазами газораспределения, включая малошумную цепь ГРМ. Все это работает с АКПП производства ZF.

Таким образом, часть железа точно надежна. Ну и здесь, кстати, о расходе. LC Prado с четырехцилиндровым двигателем потребляет где-то 12 л/100 км в смешанном режиме. Haval H9 показывает похожий расход, но в него, в отличие от Prado, производитель лить 92-й бензин не рекомендует.

А он вообще то внедорожник?

Да, он внедорожник. Опыт их производства у Great Wall обширен, взять те же Hover. Мы не нашли в трансмиссии H9 принципиальных отличий от Prado. У него тоже задний мост на многорычажной подвеске и пружинах, нормальная механическая раздатка BorgWarner Torque-On-Demand® с подключением переднего привода Part-time и понижающей передачей. Впереди — редуктор и приводные валы. Дорожный просвет у H9 составляет 206 мм (против 215 в стоке у Prado), но большие арки позволяют увеличить диаметр колес даже в стоке. Мы заинтересовались, есть ли в природе лифт-киты на Hval H9, и нашли ответ — да — есть.

В штатной комплектации есть блокировка заднего дифференциала Eaton, и это еще один кусок надежного «железа». Читаем: Eaton — американская машиностроительная корпорация, производитель автокомплектующих, авиационных компонентов. И наконец, у H9 есть система управления, аналогичная Terrain Response у Land Rover и Multi-terrain Select. Система, согласует работу трансмиссии, двигателя тормозов, ABS и так далее. Пользователь видит ее работу в виде шайбы, дающей возможность переключать режимы движения. Внедорожные: "ПЕСОК", "СНЕГ", "ГРЯЗЬ", и дорожные: "АВТО", "4L", "СПОРТ".

Что будет, если застрять в грязи на такой «туше» с таким мотором?

Тем, кто знает, какое «железо» нужно для off-road, ясно, что 2.0 турбо – «это не мотор». Как он поведет себя, когда придется крутить большие колеса с зубастыми шинами? Тут турбина сильно не поможет, потому что момент нужен в самом нижнем диапазоне. К сожалению, у нас не было возможности попробовать H9 в таких условиях. Поэтому все чистая теория.

Если хочется построить из Haval H9 вездеход, можно взять вариант с турбодизелем. Правда, он тоже двухлитровый. В общем, наличие у Prado версии с МКПП, а также варианта с бензиновым двигателем 4.0, говорит о том, что Toyota – пока более перспективное «железо» для off-road при более или менее похожей трансмиссии.

Не обошлось и без недоработок, дополнительно снижающих ценность H9 в грязевых ваннах. Коллега из официального сервиса Toyota, заметил, что у Hover H9 более хилые уплотнители по низу передних дверей, а сзади вообще довольно условные. Это значит, во-первых, что салон будет сосать пыль, а во-вторых, что вода хлынет на пол при проезде брода допустимой глубины. Если продолжать баловаться с водой, есть шанс залить блок реле под капотом, в коробке которого нет уплотнителя.

А на третьем ряду сидеть удобно?

В отличие от многих семиместных внедорожников, в H9 третий ряд подходит для перевозки взрослых людей. Дама ростом 174 см сочла, что у кресел «нормальная» высота, и ногами не приходится обнимать уши. Когда второй ряд находится примерно посередине салазок, колени не упираются в спинку кресла второго ряда.

Кресла третьего ряда в комплектации Premium снабжены электроприводами. В сложенном состоянии, как обычно, полностью прячутся в пол. При таком положении спинок объем багажника составляет 747 литров. Когда спинки поднимаются, задняя часть почти упирается в стекло багажной двери, и пассажирам достается вся длина салона.

В Россию приехала рестайлинговая версия флагмана модельного ряда китайской марки Haval – это рамный семиместный внедорожник H9, желающий конкурировать с Toyota Land Cruiser Prado, но умудрившийся превзойти его по стоимости. Два с половиной миллиона рублей за авто из Поднебесной – не каждому такое под силу воспринять!

Ф лагман линейки Хавейл слегка полноват, как с пару лет назад забросивший профессиональный спорт и раздобревший на тренерской работе штангист. Как-никак, почти две с половиной тонны веса. Такому, как говорится, белое лучше не надевать, хотя этот цвет и есть в гамме красок. Но по мне, так болотно-зеленый окрас для H9 – самое оно, настоящая мужская масть, с некоторым намеком на милитари, а-ля «машина шерифа». А вот 18-дюймовые колеса с резиной 265/60, на мой взгляд, смотрятся в арках слегка мелковатыми. Огромное пустое пространство над колесом – это неплохо и издалека намекает на приличные ходы подвески. Но справа и слева в зазор между шиной и аркой влезают четыре пальца. По-моему, в H9 прямо напрашиваются «катки» на дюйм побольше.

Рестайлинговые обновления экстерьера затронули решетку радиатора, прибавившую в количестве горизонтальных «ребер», передний бампер с колодцами противотуманных фар и еще ряд мелочей. Автомобиль на мой субъективный взгляд стал несколько брутальнее, хотя и не обрел избыточной агрессии. H9 — бегемот, но бегемот миролюбивый и дружелюбный.

Внутри

Салон H9 встречает водителя «лендкрузеровской» монументальностью. Все основательное и здоровенное: дверные ручки, подходящие по размерам воротам небольшого городка, кнопки, которые можно нажимать сразу двумя пальцами, и подлокотник, на который запросто усядется третий пассажир (шутка). Материалы отделки очень добротные, и полимерного запаха тут не больше, чем в авто брендов поизвестнее. Тем более что подышав недавно в новом Rio X-Line, я уже не делаю трагедии из атмосферы в салонах «китайцев»…

Кое-что внутри серьезно изменилось в сравнении с дорестайлинговой версией, хотя не факт, что это многие отметят (все же прежний H9 разошелся весьма небольшим тиражом и знаком не каждому). Сиденья покрыла кожа двойной выделки «nappa», классическая рукоятка АКПП сменилась на электронный «грибок»-качалку с кнопкой паркинга, на руле появилась клавиша включения его обогрева. Еще бы передним креслам добавить боковой поддержки – уж очень они «директорские». При резких переставках даже водителя, держащегося за руль, кидает вправо-влево, как в шторм, что уж говорить о пассажире.

Классический двухшкальный дисплей дорестайлингового H9 сменился на полуэлектронный. В его центр, потеснив по хордам дисковые шкалы механических стрелок, влез крупный 7-дюймовый экран со спидометром и разными анимированными подсказками.

На макушке торпедо – «внедорожный» дисплей с информацией для путешественников. Он отображает высоту над уровнем моря, барометр, термометр и угломер. Практического смысла немного, но кому-то нравится.

Мультимедийная система поддерживает компакт-диски, флэшки и AUX (их входы находятся в бардачке), радио, телефон и GPS-навигацию (последняя, правда, не слишком удобная и «тормозная»). Для управления громкостью и частотой предназначены классические крупные ручки. Также все, разумеется, продублировано и на руле (есть даже кнопка mute).

Акустика установлена от Infinity: в задних дверях двухполосная, в передних – тоже двухполосная, но с вынесением твиттеров из дверей на стойки лобового стекла. Звучание заметно превосходит акустические системы в бюджетных авто, те, что «для галочки». Благодаря отличной «шумке» полностью отсутствуют разнообразные призвуки и резонансы, но того, что называется «породистым звуком», лично я не уловил.

Удачно, на мой взгляд, реализован алгоритм управления открытием люка. Шторка отодвигается вручную, а сдвигом самого люка заведует барабанчик-трещотка с пятью фиксированными положениями. Каждое положение соответствует одной пятой открытия – можно открывать люк, не отвлекаясь от дороги и ориентируясь по щелчкам рукоятки-барабанчика. Кнопки внутри рукоятки отвечают за полуоткрытие люка с подъемом.

Пассажирам заднего ряда доступно очень многое. Во-первых, конечно, роскошный простор и регулируемые продольно и по углу наклона спинки кресла. Во-вторых, климатический блок с подогревом сидений (и нормальными двуступенчатыми кнопками, в отличие от первого ряда, о чём чуть ниже), с собственной регулировкой температуры и направлений потоков воздуха. Удобства посадки и размещения троим добавляет почти ровный пол, а двоим — многофункциональный подлокотник в спинке дивана. Зарядить гаджеты помогут спрятанные в пепельнице гнёзда USB и розетка на 12 вольт. Но отмечу, что разъём USB в переднем подлокотнике практически не заряжает телефон, предназначаясь лишь для мультимедийного подключения.

Пассажирам третьего ряда особого комфорта, разумеется, не положено. Кресла у них низкие и жестковатые, как и положено "раскладушкам". Хотя и у них есть персональные подстаканники и дефлекторы климатической системы, включая потолочные.

Дверь багажника – распашная, открывающаяся слева направо и имеющая амортизатор-фиксатор, защищающий от порывов ветра. Скрывающийся за ней 750-литровый трюм огромен даже с учетом того, что изрядную часть объема съедают сложенные заподлицо с полом сиденья третьего ряда, а со сложенным вторым рядом влезет и вовсе полторы тысячи литров. Но если сидушки «галерки» подняты, багажник приобретает символический объем, как у Смарта.

В багажнике помимо мощных ушек-креплений для растяжки груза имеется розетка на 220 вольт/150 ватт, что удобно для зарядки ноутбука, к примеру. В небольшой узкой нише под полом багажника размещены два пластиковых лотка. В одном живет винтовой бутылочный домкрат, второй можно использовать под тряпки-губки-скребки. В двух нишах в задней двери хранится набор инструментов – знак аварийной остановки, баллонник, удлинители домкрата, отвертка и раздвижные пассатижи. Все зафиксировано очень надежно и прижато крышками с мягким уплотнителем, так что инструменты не издают бряков даже на суровых колдобинах.

Кстати H9 изначально практически готов для таскания прицепа: под крышечкой в заднем бампере прячутся резьбовые отверстия для установки буксирного крюка, а под бампером — розетка современного 13-контактного стандарта. Нужно лишь самостоятельно докупить «язык» фаркопа с шаром и фланцем под 4 болта стоимостью от 1 000 рублей.

К слову, первую дорестайлинговую модификацию Haval H9 поругивали за косноязычие – меню настроек и бортового компьютера изобиловали следами "гугл-транслейта", который спешно переводил китайский на русский. С этим сейчас почти все в порядке, хотя недочеты все же есть. Например, раздел меню, где показывается визуализация передачи момента на передний мост, называется «кручение» — так перевели слово «torque». А распахнутая задняя дверь отображается на дисплее, как «открытый корпус». Но и без трудностей перевода ряд эргономически-логических косячков все же наличествует…

Читайте также:  Распиновка сигнализации старлайн а9

Одно из важных (в первую очередь для России) рестайлинговых достижений модели – появившийся обогрев руля, за что «хавейловцам» большой респект! Включается он кнопкой на руле же, однако с непривычки понять, что обогрев активирован, непросто: индикацией служит бледно-желтая подсветка самой кнопки, а ее видно только в полумраке или темноте, и в солнечный день включение совершенно неочевидно.

Еще один логический "факап" связан с обогревом кресел. Активируется он просто жесточайше неудобно… Вы нажимаете на торпедо клавишу с символом кресла, а она вызывает на экран меню, в котором единственная строчка – «обогрев». Ее нужно нажать еще раз, чтобы развернуть меню на «обогрев 1» и «обогрев 2» и коснуться нужного режима. Потом нужно уступить экран пассажиру, чтобы он отрегулировал уже свое сиденье. Снижение и интенсивности нагрева или выключение проходит тем же путем. Проделывать это на ходу — жутко неудобно. Причина такой логики в том, что клавиша «кресло» в китайской, более богатой модификации машины, вызывала на экран меню, в котором были и обогрев, и вентиляция, и массаж. В нашем варианте остался только обогрев, а вот алгоритм программного обеспечения переделать на простое касание кнопки без тыканья в дисплей не успели…

Железо

Бензиновый мотор нашего Haval H9 — с непосредственным впрыском и турбонаддувом, с двойной системой изменения фаз газораспределения. По заверению производителя – собственной разработки, а не заимствованный клон или лицензионник. В сравнении с дорестайлом двухлитровый движок вырос с прежних 218 до 245 сил. Мотор не склонен бешено жужжать: максимальный крутящий момент в 350 Нм достигается в диапазоне 1 800 — 4 500 об/мин. Показатели неплохие сами по себе, однако российский консервативный покупатель сразу почешет в затылке: «а ведь Prado хоть и полегче на 200-300 килограммов, но там с базового мотора 2,7 л гуманно снимают всего лишь 163 силы и 246 Нм…»

Впрочем, рестайлинг подарил флагману от Haval и дизельный мотор – двухлитровый common rail с двухступенчатым турбонаддувом, развивающий мощность 190 л.с. и максимальный крутящий момент 420 Нм при 1 400 — 2 400 об/мин. Эта модификация H9 выглядит, на мой взгляд, интереснее, но обойдется на 120 тысяч рублей дороже бензиновой.

Трансмиссия у обновленного H9 – 8-ступенчатый гидроавтомат 8HP45 от ZF, сменивший прежнюю «шестиступку». Такая же коробка стоит, к примеру, на нынешнем поколении Grand Cherokee и много где еще. Этот автомат, конечно, уже не относится к разряду «вечных», он сложный и относительно нежный, однако детские болезни уже благополучно пережил и считается вполне надежным, если менять масло через 50-60 тысяч.

Реализация полного привода в Haval H9 — посредством распространенной сейчас системы электронно-подключаемого интеллектуального полного привода TOD (Torque-on-Demand). Режимы движения выбираются при помощи специальной консоли управления между передними сиденьями. Она включает в себя несколько клавиш и ручку-переключатель.

Пока нажата клавиша «ECO», машина полностью заднеприводная. Это позволяет худо-бедно экономить топливо, до которого 2,4-тонный бегемот весьма охоч. Нажимаем повторно на «ECO», выключая ее. Теперь в дело вступает ручка-крутилка, при помощи которой выбираются полноприводные режимы «Авто», «Грязь», «Снег», «Песок», «Спорт». По мне, так наличие отдельной кнопки «ECO» выглядит нелогично: она должна быть одним из режимов «крутилки»-селектора.

В полноприводных режимах многочисленные датчики отслеживают пробуксовки на скользких поверхностях и резкие ускорения, момент на валу двигателя, скорость, передачу и угол поворота руля, и, опираясь на эти данные, «мокрая» многодисковая электронная муфта в раздаточной коробке от BorgWarner перебрасывает часть крутящего момента на переднюю ось (вплоть до соотношения 50:50). Это соотношение можно видеть на мониторе (то самое меню «кручение»). Правда, «арифметика» там не слишком очевидная: 60% (как на фото ниже), 70% и любое иное количество процентов – это проценты не от общего крутящего момента, производимого двигателем, а от максимально доступной для переднего моста половины.

Из интересных и важных функций, стоящих по умолчанию, стоит отметить две фронтальные подушки безопасности и две передние боковые шторки безопасности по всей длине остекления, передние и задние парктроники, функцию «старт-стоп» и тормоз «auto-hold», систему контроля давления в шинах и автоматически наклоняющееся при включении заднего хода правое зеркало.

Правда, в российской комплектации нет ряда умных опций, имеющихся в китайском «полном фарше»: нет системы предупреждения о появлении помехи в слепой зоне зеркал, системы очистки воздуха, кнопок управления передним сиденьем для пассажиров второго ряда и моторизованных откидных подножек.

В движении

Отличная безо всяких «почти» шумо- и виброизоляция создает внутри H9 комфорт настоящего бизнес-класса. Новая 8-ступенчатая АКПП переключает передачи плавно и очень комфортно. Правда, в «эко-режиме» тяжелый внедорожник ощущается сонным. И это еще на относительно небольших колесах, поскольку, как я уже говорил, в огромные арки визуально просится что-то на дюйм-два покрупнее. В «экономе» коробка запросто переключается на 7-8 передачи на скорости около 60 км/ч и вяло реагирует на педаль. Выскакивать со второстепенной на главную, вклиниваясь в небольшой зазор, нужно исключительно в спортивном режиме, а еще лучше – в ручном. В них «бегемот» просыпается и демонстрирует приемлемую бодрость. Правда, за нее приходится регулярно расплачиваться на заправках: в «эко-режиме » мне удавалось невероятными усилиями удерживать расход в смешанном цикле на уровне 11,5-12 литров, но это реальный подвиг, результат которого не стоит бешеных усилий, затраченных на самоконтроль. Если же ездить в стиле, который принято называть «среднестатистическим», то расход H9 – не менее 14 литров на сотню, и это в самом лучшем случае.

Обратная связь на руле недостаточная. На скорости баранка не наливается должной тяжестью, а остается невнятно-пустоватой. При этом руль для такого крупного авто умеренно острый; я бы сказал, в самый раз. Делаю не слишком резкое перестроение в соседнюю полосу и ловлю ощущение, что вскочил в полный рост в качающейся на волне лодке-плоскодонке. Центр тяжести и масса мгновенно дают лютый «расколбас» вдоль осевой линии машины! Подумать о серьезном «лосином тесте» реально страшно…

При этом и на колдобинах подвеска ведет себя странновато. Некоторые неровности машина проходит безупречно, как будто оборудована пневмобаллонами. А некоторые (порой весьма похожие) вгоняют кузов в лютый резонанс и сотрясают водителя, как кусок студня на блюдце. В общем, над характеристиками пружин и амортизаторов инженерам Haval явно следует поработать.

Ходовые возможности Haval H9 не ограничиваются городскими сугробами. Он вполне подойдет любителям выездов на не слишком загаженную шашлычниками природу, каковую можно найти лишь там, куда побоится лезть разная паркетная полно- и тем более моноприводная "шушера". Правда, нужно учитывать наличие достаточно низких интегрированных (несъемных) порогов и великоватые передний и задний свесы, из-за которых углы въезда/съезда H9 (28/23°) меньше, чем, скажем, у TLC Prado (32/25°) или Pajero Sport (30/24°). И ещё остро необходимо хотя бы минимальное понимание особенностей движения на бездорожье, поскольку включение понижающего ряда в раздатке и блокировка дифференциала заднего моста автоматически дезактивируют контроль тяги, и на тяжелой машине с достаточно мощным мотором и AT-шной резиной очень легко мгновенно уйти в рыхлый грунт по брюхо. Лично я разок весьма неприятно увяз в снегу на лесной дороге, где последний раз кто-то проезжал пару снегопадов назад. Но, к счастью, удалось все же выбраться без посторонней помощи, не сев до конца на днище. Хотя я и был к тому близок.

История модели

История Haval как суббренда Great Wall Motor началась в 2013 году, когда была официально представлена новая стратегия развития линейки автомобилей Hover. Пользуясь богатым багажом наработок, уже на следующий год под маркой Haval на Пекинском автосалоне китайцы представили целый ряд кроссоверов — Н2, Н6, Н8, Н9, Н9 Coupe, а также гоночный SUV для ралли-марафона «Дакар». Что характерно, благодаря былой популярности у нас внедорожников Hover, Россия стала первым рынком за пределами Китая, на котором были представлены автомобили бренда Haval.

На фото: Haval H9 ‘11.2014–н.в.

Флагман линейки — рамный полноприводный семиместный внедорожник Haval H9, играющий в высокобюджетной категории наравне с Land Cruiser Prado и Ford Explorer. Дебютировал автомобиль с двухлитровым турбомотором на 218 л.с. и шестиступенчатой гидротрансформаторной АКПП. После рестайлинга бензиновый мотор возмужал до 245 сил, АКПП стала 8-ступенчатой, стал доступен дизель, а в неразрезном заднем мосту появилась электрическая блокировка дифференциала от Eaton.

На фото: Интерьер Haval H9 ‘2014–н.в.

В России внедорожник представлен в единственной, достаточно полной комплектации Elite. Стоимость бензиновой версии составляет 2 369 900 рублей, дизельной – 2 489 900 рублей. Toyota Land Cruiser Prado, с которым часто сравнивают Haval H9, начинается от 2 250 000 рублей и заканчивается на четырёхмиллионном рубеже. Однако у того же Prado, к примеру, три ряда сидений доступны в самой дорогой модификации, функция блокировки заднего дифференциала появляется только в версии от 3,2 млн. рублей. А в базе за 2,25 млн. не только АКПП попроще, но и нет даже такой элементарщины как подогрев передних кресел, камеры заднего вида и Bluetooth с hands-free.

На фото: Haval H9 ‘11.2014–н.в.

Правда, у японского конкурента в активе классический «ядерный» козырь – знаменитая тойотовская надежность и ликвидность на вторичном рынке, чем китайские авто пока похвастать не могут.

Так или иначе, в 2017 году своих покупателей в нашей стране нашли 180 экземпляров H9, а за первые два месяца 2018 года – 46 штук, что показало рост продаж более 100% в сравнении с соответствующим периодом прошлого сезона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *