Победители дакара всех лет

Фото: КАМАЗ Мастер

AUTOSPORT.com.ru продолжает цикл материалов, посвященных 40-летнему юбилею «Дакара». В предыдущем выпуске мы познакомились с самыми титулованными гонщиками главного ралли-рейда планеты, а теперь пришло время узнать про самые успешные команды…

Британский автопроизводитель делит одну строчку с такими марками, как Citroen и Volkswagen, по количеству побед. Все три компании четырежды выигрывали на «Дакаре» в категории внедорожников. Но если VW и «Двойные Шевроны» побеждали по три раза кряду, то победная серия MINI получилась чуть более долгой, да и процент выигранных «Дакаров» у них выше.

Дебютировав при сотрудничестве с немецким гоночным коллективом X-Raid в 2011-м, уже на следующий год MINI отпраздновала первый успех вместе с легендарным Стефаном Петеранселем. Определенно, свою роль в этом сыграл уход Volkswagen, выигравшей все три первых «Дакара» в Южной Америке. Но надо отдать должное: внедорожник MINI ALL4 Racing, основанный на модели MINI John Cooper Works Countryman, оказался очень быстр, эффективен и надежен. Все пять машин не просто добрались до финиша, но и оказались в топ-10.

В 2013-м Петерансель смог повторить свой успех и вновь поднялся на вершину подиума, тогда как российский гонщик Леонид Новицкий и Нани Рома финишировали на третьем и четвертом местах.

Но самым успешным для MINI стал «Дакар-2014». На старт в аргентинском Росарио вышли 11 автомобилей ALL4 Racing и через 14 дней все они благополучно прибыли на финиш в чилийский Вальпараисо, в том числе семь машин были в первой десятке. Преимущество X-Raid было настолько подавляющим, что они позволили себе поиграть с командной тактикой, запутав в конце концов гонщиков и болельщиков. Нани Рому всячески тянули к победе, но даже когда Петерансель специально замедлялся, выйти вперед победителю гонки 2004 года не удавалось. Лишь полная преднамеренная остановка француза в предпоследний день позволила испанцу возглавить общий зачет и остаться впереди до финиша.

Четвертую и на данный момент последнюю викторию на «Дакаре» MINI одержала уже в 2015-м вместе с катарцем Нассером Аль-Аттией. Петерансель присоединился к новому проекту Peugeot, что было ничуть неудивительно после всех событий в предыдущей гонке, и уже на следующий год положил конец доминированию своей бывшей команды.

MINI на двух последних «Дакарах» не смогла составить конкуренцию «Французским львам» и в 2018-м в надежде бросить вызов вместе с обновленным в прошлом году автомобилем Mini John Cooper Works Rally выставит три багги. Так что к юбилейному 40-му ралли-рейду X-Raid подойдет во всеоружии.

Peugeot

История выступлений Peugeot на «Дакаре» насчитывает меньше десяти лет и сейчас к концу подходит второй четырехлетний период, после которого «Французские львы» второй раз после 1990 года уйдут из главного ралли-рейда. Но какая это история!

Переключившись после закрытия Группы B c WRC на «Дакар», Peugeot под руководством Жана Тодта сходу и вопреки всему одержала победу. На самом старте – коротком прологе – главная надежда команды Ари Ватанен разбил свою машину 205 Turbo 16 и откатился в общем зачете на 274 место. Но финн не сдался, наверстал упущенное время и первым прибыл к финишу у Розового озера через 13 000 километров.
Ватанен имел все шансы отстоять звание действующего победителя в 1988 году и лидировал на протяжении 2/3 дистанции, а затем, после 13-го из 19-ти этапов, произошло непредвиденное. Нет, он не попал в аварию, его не подвела обидная техническая поломка. Во время ночевки в столице Мали Бамако его автомобиль Peugeot 405 T16 украли! Машина была найдена, но слишком поздно и после серии протестов со стороны соперников Ватанен был вынужден сняться с дистанции. Не все поверили тогда в версию с угоном, споры остаются и сейчас. Бытует версия, будто не было никакого угона, а Peugeot провернула этот трюк с машиной, чтобы починить неисправный двигатель, на ремонт которого не хватало отведенного лимита времени. Но победа все равно досталась Peugeot – выиграл другой финский чемпион WRC Юха Канкунен.

Ари отыгрался на двух следующих «Дакарах», но сказать, что эти победы дались ему легко – не сказать ничего. В 1989-м финн так отчаянно боролся с напарником Жаки Иксом, что в Peugeot решили определить победителя элементарным бросанием монетки и избежать драматичного исхода этой дуэли. Как сами понимаете, удача оказалась на стороне Ватанена, в том числе и по ходу дальнейшей части дистанции, когда он дважды перевернулся. Несмотря на все проблемы – сломавшийся компас у штурмана и дыру в кузове после столкновения с деревом – финн также выиграл «Дакар-1990» и принес Peugeot четвертую победу из четырех возможных. На этой высокой ноте французский автопроизводитель ушел из знаменитого ралли-рейда и вернулся только спустя 25 лет, когда гонка уже переехала в Южную Америку.

Триумфального возвращения в 2015-м не получилась. Машина 2008 DKR16 получилась сырой, и лучший представитель Peugeot Стефан Петерансель оказался только на 11-м месте, тогда как пятикратный победитель в категории мотоциклов Сирил Депре свой дебютный «Дакар» за рулем внедорожника закончил лишь на 34-й позиции, а Карлос Сайнс сошел после переворота. Для «Французских львов» это поражение оказалось первым и пока единственным. Серьезно поработав над ошибками, компания представила новую модель 2008 DKR, за рулем которой Петерансель в следующие два года добавил еще две победы в свой актив, легенда WRC Себастьен Лёб посражался за победу в обоих изданиях ралли-рейда, а Депре поднялся на подиум в 2017-м.

Предстоящий «Дакар» станет последним для Peugeot. Снова, как и 25 лет, по окончании четырехлетнего отрезка французская марка уходит. В концерне PSA Group, увы, приняли решение перераспределить ресурсы и сосредоточиться на ралли-кроссе.

Выиграть на прощание и одержать девятую из десяти побед будет делом чести для Peugeot.

Насколько важна роль команды, когда все 10 тысяч километров изнурительной и сложной гонки участник преодолевает на мотоцикле, без помощи штурмана и почти в полном одиночестве на трассе, не считая поддержки «водовоза» и соперников в виде ориентиров? Достаточно взглянуть на историю KTM, чтобы найти ответ на этот вопрос. Австрийский мотопроизводитель участвует на «Дакаре» с 1994 года и за эти 23 года одержал 16 побед, причем подряд.

C 2001-го и по сей день KTM непобедима, а два года подряд – в 2002-м и 2003-м – выиграла все спецучастки. Как бы ни пытались Honda, Sherco, Husqvarna или любая другая марка, но такой численностью, надежностью техники и мастерством райдеров они похвастать не могут. Несколько лет назад, когда карьеру в мотоклассе завершили Марк Кома и Сирил Депре, выигравшие на двоих десять «Дакаров» подряд, казалось, что наконец-то победная серия KTM прервется. Но нет. Как и в «КАМАЗ-Мастер» пришла хорошо подготовленная и талантливая молодежь: австралиец Тоби Прайс выиграл в 2016-м, а британец Сэм Сандерленд – в 2017-м.

Сумеет ли KTM одержать рекордную 17-ю победу подряд?

Mitsubishi

За всю историю «Дакара» лишь одному производителю удавалось выигрывать в категории внедорожников больше десяти раз и у никого больше – ни у Citroen, Volkswagen, MINI и даже у Peugeot – нет такой долгой и успешной серии как у Mitsubishi. На протяжении 25 лет японская компания со своим флагманским автомобилем Pajero, получившем прозвище «Король пустыни», задавала жару соперникам, выиграв 12 раз.

Первый успех пришел на третьем для Mitsubishi «Дакаре» в 1985-м, когда первый и единственный раз за всю карьеру выиграл француз Патрик Занироли.

Следующего триумфа японцам пришлось ждать целых семь лет. Уж слишком сильна была Peugeot во второй половине 80-х, да и соперники из Porsche и Citroen не упустили своего шанса. Но ожидание того стоило.

В гонке 1992 года три экипажа во главе с Юбером Ориолем прибыли на финиш у Розового озера на трех первых местах. Еще один триумф пришелся на следующий год – выиграл Бруно Саби.

Настоящий разгром конкурентам Mitsubishi устроила в 1997-м. В первой десятке финишировали шесть машин Pajero, заняв четыре первых места под предводительством к Кенджиро Шинозуке, ставшим первым японским гонщиком, которому покорился «Дакар».

В 1998-м квартету Mitsubishi снова не оказалось равных. Шутка ли – финишировавший пятым Жан-Луи Шлессер на багги имени себя уступил восемь часов победителю Жану-Пьеру Фонтани, около двух часов ставшему вторым Шинозуке и обладателю третьего места Саби. Даже ближайшему конкуренту Хироши Масуоке француз проиграл почти два часа.

Впрочем, это было лишь предвестником доминирования, какого категория внедорожников не видела ни до, ни после.

На протяжении семи лет подряд – с 2001 по 2007 год – «Король пустыни» неизменно финишировал первым, в том числе под управлением немецкой гонщицы Юты Кляйншмидт, с победы с которой, собственно, началась эта серия.

Главного успеха на «Дакаре» Mitsubishi добилась в 2002 году, заняв первые восемь(!) мест по итогам гонки.

В 2008 году ралли-рейд был отменен в самый последний момент, а когда гонка перебралась в Южную Америку, японский концерн заменил Pajero на Lancer. Новая машина оказалось сырой, и из четырех экипажей до финиша добрался только один и только на десятом месте. Затем через несколько недель Mitsubishi объявила о том, что сворачивает свою программу в ралли-рейде. Как Honda и Toyota в Ф1, Subaru в WRC, Suzuki и Kawasaki в MotoGP, на фоне мирового кризиса 12-кратному победителю «Дакара» пришлось перераспределить ресурсы.

Читайте также:  Как войти в режим программирования на Старлайн А91?

Несколько лет назад в 2015 году во время визита в Москву Хироши Масуока, продолжающий работать в Mitsubishi Motors, допустил возможность возвращения «Трех бриллиантов» на «Дакар», но дальше разговоров пока не зашло…

КАМАЗ-Мастер

История «Дакара» немыслима без «КАМАЗ-Мастер». За почти 28 лет выступлений «Синяя Армада» стала символом зачета грузовиков главного ралли-рейда планеты. До эпохи российской команды, дебютировавшей в 1990-м, категория тяжеловесов не знала такой грозной силы. Mercedes (пять побед 1982-1986, Tatra (1988, 1994, 1995, 1998, 1999, 2001) и малоизвестная итальянская компания Perlini (1990-1993) доминировали в свое время, но столь богатой и длинной историей успеха похвастать не могут. В этом плане с «КАМАЗ» может потягаться разве что только с KTM из класса мотоциклов.

Спустя два года после основания в 1988-м команда из Набережных Челнов дебютировала на «Дакаре», а в уже в 1991-м заняла два места на подиуме с Владимиром Гольцевым и эстонцем Йоэлем Таммеки, уступив только французу Жаку Юсса на Perlini. При этом до финиша добрались все пять «КАМАЗов», что больше никому не удалось в категории грузовиков в том году.

Первая победа пришла в 1996-м, когда за несколько десятков метров до финиша Виктор Московских на крутом песчаном повороте обогнал на тот момент трехкратного триумфатора «Дакара», чеха Карела Лопрайса на Tatra и таким образом поставил точку в споре за первое место. Но доминирование «Синей Армады» началось несколько годами позже, когда некогда бывший механик Владимир Чагин в противостоянии с тем же Лопрайсом выиграл гонку «Дакар-2000», а спустя два года начал серию из побед, которая продлилась до 2005 года, когда инициативу перехватил второй гонщик «КАМАЗ-Мастер» Фирдаус Кабиров.

Так они и менялись между собой на вершине подиума вплоть до завершения гоночной карьеры в 2011-м, выиграв на двоих восемь из девяти «Дакаров» с 2002-го (отмененный ралли-рейд в 2008-м не в счет).

За это время не покорилась гонщикам «КАМАЗа» только гонка в 2007-м, но так сложились обстоятельства – на пятом этапе лидировавший Чагин попал в тяжелую аварию, налетев в пыли на скорости 100-110км/час на трехметровую кучу камней и перевернувшись несколько раз. Обошлось без трагических последствий, но даже сейчас, когда смотришь на фотографии того, что осталось от грузовика, замирает сердце.

Чагин получил сотрясение мозга, штурман Семен Якубов сломал руку, а механик Сергей Савостин получил компрессионный перелом позвонка. Эвакуацией разбитой машин занялся экипаж Кабирова, Сергей Решетников также не бросил товарищей и потерял полтора часа, остановившись на месте аварии. На трассе осталась только «быстрая техничка» Ильгизара Мардеева, который не мог побороться за победу, но вторым финишировал.

Второе поражение пришлось на 2012 год, когда «КАМАЗ-Мастер» полностью сменила состав, и груз ответственности лег на плечи молодого поколения гонщиков. Переходный «Дакар» получился тяжелым – впервые за 11 лет на подиуме не оказалось ни одного гонщика из Набережных Челнов. Но уже в следующем году «КАМАЗ» вернулся на свои законные позиции и начал новую победную серию: в 2013-м выиграл Эдуард Николаев, в 2014-м – Андрей Каргинов, а в 2015-м –Айрат Мардеев. Причем, в 2015-м гонщики «КАМАЗ-Мастер» оккупировали весь подиум.

В 2016-м вроде бы ничего не предвещало провала, но всем экипажам «КАМАЗа» катастрофически не хватало стабильности и скорости. В результате уверенную победу голландец Жерар де Рой за Iveсo, а финишировавший вторым Мардеев стал единственным представителем «Синей Армады» в первой пятерке.

«Ничего, в следующем году будем злее, вернем своё», – сказал тогда Айрат и оказался прав.

Сам Мардеев-младший из-за проблем в песках и потерянных двух часов не смог отыграться, но Николаев и Сотников принесли «КАМАЗ-Мастер» победный дубль.

Таким образом, за 21 год российская команда одержала 14 побед на «Дакаре», 12 из них с 2002 года. Впечатляющая статистика.

В следующем году «КАМАЗ-Мастер» отмечает 30 лет со дня основания. Было бы красиво одержать 15 викторию в такой юбилей. С одной стороны, должно быть проще, чем в прошлые годы, учитывая, что Жерар де Рой и его команда предпочли отправиться на «Африка Эко Рейс». Но списывать со счетов таких соперников, как Renault, Tatra, «МАЗ» и других гонщиков на машинах Iveco не стоит.

«Дакар» – сложная и непредсказуемая гонка, и ни одна из 14 побед не давалась «КАМАЗу» легко…

Следите за новостями самой знаменитой гонки планеты в новой рубрике «Дакар» на нашем сайте.

Ралли «Дакар»

Логотип ралли представляет собой туарега
Категория Ралли-марафон
Страна или регион Европа и Африка (1979—2007)
Южная Америка (2009—2019)
Саудовская Аравия (с 2020)
Дебют 1979
Действующий чемпион Маттиас Валькнер (мото)
Игнасио Касале (квадроциклы)
Карлос Сайнс (авто)
Рейналду Варела (UTV)
Эдуард Николаев (грузовики)
Действующая команда-чемпион KTM (мото)
Yamaha (квадроциклы)
Peugeot (авто)
Can-Am (UTV)
КАМАЗ-мастер (грузовики)
Официальный сайт dakar.com
Текущий сезон

Ралли-марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж — Дакар») — ежегодный ралли-марафон, основанный французом Тьерри Сабином. Проводится начиная с Ралли «Дакар-1979» (старт первого рейда был дан в декабре 1978-го, но сама гонка считалась 1979 года). До 2009-го ралли финишировало или начиналось в столице Сенегала — Дакаре (за исключением 1992 и 2003 годов). С 2009 по 2019 год ралли проходило в Южной Америке, а по некоторым спецучасткам старого африканского маршрута проводится ралли-марафон Africa Eco Race. С 2020 года маршрут будет проходить в Азии, по территории Саудовской Аравии.

В ралли-рейде принимают участие профессиональные спортсмены и заводские команды, но большая часть участников — любители, их число достигает 80 %. На «Дакаре» с 1981 года нет абсолютного зачёта, а победители соревнования выявляются в своих классах [1] , сейчас это: автомобили, мотоциклы, квадроциклы, мотовездеходы Side-by-side (UTV) и грузовые машины, причём маршруты спецучастков для разных классов могут не совпадать.

Содержание

История [ править | править код ]

Идея проведения ралли «Париж — Дакар» принадлежит французскому мотогонщику Тьерри Сабину (Thierry Sabine). В 1977 году он заблудился в Ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан — Ницца». Он был найден только через три дня и чудом остался жив, благодаря тому, что его вовремя нашли туареги. Это опасное приключение вдохновило Тьерри на организацию в 1978 году Первого ралли-марафона «Париж — Дакар» [2] . С того времени ралли «Дакар» проходит ежегодно в январе. Тьерри Сабин, как основатель ралли Дакар, обладал исключительным правом на проведение этого ралли. Данное право перешло к его отцу Ж. Сабину после трагической гибели Тьерри во время падения вертолета 14 января 1986 года во время Дакара-1986.

Старт первому ралли Дакар был дан 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже. В ралли приняло участие 80 экипажей на автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 экипажей на грузовиках. На протяжении трёх недель участники преодолели 10 000 километров (включая 3168 км спецучастков) трассы, проходящей по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74.

Поскольку на первом ралли Дакар ещё не было разделения по категориям и классам, то автомобили и мотоциклы шли в общем зачёте. Первым победителем ралли Дакар стал француз Сирил Неве на мотоцикле Yamaha XT500 [2] . Также примечательно, что все три первых места на пьедестале в первом ралли достались мотоциклистам — наряду с Сирилом победные места на подиуме заняли Жилю Комт на Yamaha и Филиппу Вассар на Honda. Среди экипажей на автомобилях лучшим стал французский экипаж в составе Алена Женестье, Жозефа Тербио и Жана Лемордана на Range Rover V8 [2] . Примечательно, что это был единственный случай в истории данного ралли, когда в зачёте автомобилей победу получил экипаж состоящий из трёх человек — пилота, штурмана и механика. Впоследствии практически все автомобильные экипажи состояли из пилота и штурмана, либо только из пилота.

В 1980 году помимо абсолютного зачёта стали определять победителей в трёх классах по типу техники — мотоциклы, автомобили и грузовики. Первым официальным победителем ралли Дакар в зачете грузовиков в этом же году стал алжирский экипаж на грузовике марки Sonacome [2] . С 1981 года абсолютный зачёт был упразднён, а победители соревнования выявляются только в своих категориях [1] .

В 2004 году права на организацию ралли Дакар перешли к фирме французского медиамагната Филиппа Амори (Philippe Amaury) — «ASO» («Amaury Sport Organisation»), которая по сей день является организатором этого соревнования.

Традиционно старт ралли проходил в Париже, а финиш — в Дакаре. Но с 1995 года из-за постоянных возражений парижской городской власти старт ралли происходил также и в других городах.

После скандала с отменой «Дакара-2008», из-за угрозы террористических актов, решением фирмы-организатора ралли «ASO» соревнования, начиная с «Дакара-2009», на неопределенное время будут происходить на территории стран Южной Америки.

Участники и порядок стартов [ править | править код ]

Соревнования проходят в трех группах:

  • Мотоциклы (включая и квадроциклы);
  • Автомобили (как на базе серийных внедорожников или пикапов, так и специально подготовленные для гонок в пустыне автомобили без прототипов типа «багги»)
  • Грузовики.

Старт участников происходит в следующем порядке: первыми стартуют мотоциклы, потом — автомобили, а за ними грузовики. В каждой группе порядок старта определяется местом, которое занял участник на предыдущем этапе. Первыми стартуют победители с интервалом в две минуты, начиная со второй десятки интервал уменьшается до одной минуты.

Классы и группы транспортных средств [ править | править код ]

Мотоциклы [ править | править код ]

По состоянию на 2017 год к участию в данном классе допускаются одноцилиндровые и двухцилиндровые серийно выпускаемые мотоциклы, разрешённые к эксплуатации на дорогах общего пользования с объёмом двигателя не более 450 cc. Все категории допускают определённую доработку и экипировку мотоциклов для бездорожья. Класс разделён на следующие группы [3] :

  • 1. Elite — допускаются только спортсмены входящие в специальный список Спортивной организации Амори
  • 2 — в эту группу входят все остальные мотоциклисты. Группа подразделяется на две подгруппы:
  • 2.1. Super-Production — общие требования к технической части.
  • 2.2. Marathon — в отличие от остальных, запрещает заменять ключевые компоненты мотоцикла, в частности двигатель, раму, вилку и другие, во время соревнований. До 2009 года группа Marathon к тому же не допускал модификаций основных узлов мотоцикла. [4]
Читайте также:  Не закрывается машина с брелка сигнализации starline

Квадроциклы [ править | править код ]

До 2009 квадроциклы формально относились к классу мотоциклов, но затем получили собственный равноправный зачёт. На данный момент (2017 год) они разделены на две подгруппы [3] :

  • 3.1 — одноцилиндровые квадроциклы с приводом на два колеса и объёмом двигателя до 750 cc
  • 3.2 — одноцилиндровые и двухцилиндровые квадроциклы с полным приводом и объёмом двигателя до 900 cc

Автомобили — T1, T2 и Open [ править | править код ]

К классу «Автомобилей» допускают транспортные средства массой менее 3500 кг, которые подразделяются на несколько категорий или групп [5] .

  • Т1 — модифицированные и усовершенствованные внедорожники [5] .
  • Т2 — серийные модели внедорожников [5] .
  • Open — включает прочие автомобильные транспортные средства с массой до 3500 кг, например такие как SCORE International[5] .

Первоначально автомобили европейских автомобильных марок, таких как Renault 4, Land Rover, Range Rover, Mercedes-Benz G, Volkswagen Iltis и Pinzgauer, а также японские — Toyota Land Cruiser, доминировали в ралли. Mitsubishi Pajero и Mitsubishi Montero являются наиболее успешными моделями за всю историю ралли, в том числе на протяжении 7 лет подряд в период 2001—2007 гг. Другие производители также представляли к ралли свои модифицированные серийные модели: Citroen, Peugeot (405 T16 и 205 T16) и Porsche.

Mercedes Benz M, BMW X5 и BMW X3, Hummer H1 и Hummer H3 также были представлены среди участвующих моделей, но не появляются на позициях лидеров.

Грузовики — T4 и T5 [ править | править код ]

Класс «Грузовиков» представлен транспортными средствами массой более 3500 кг [5] . Он разделен на две группы: Т4 и Т5.

  • Т4 — принимают участие в гонке [5] .
  • Т4-1 — включает серийные заводские модели [5] .
  • Т4-2 — включает модифицированные и усовершенствованные модели [5] .
  • Т4-3 — «быстрые технички». Включает модифицированные и усовершенствованные модели, основное назначение которых не победа в гонке, а поддержка «своих» машин запчастями и ремонтом [5] .
  • Т5 — грузовики этого класса не принимают участие в гонке и являются автомобилями технической поддержки соревнующихся команд [5] .
  • В гонках принимают участие грузовики следующих марок: DAF, GINAF, Hino, IVECO, КАМАЗ, LIAZ, MAN, МАЗ [6] , Mercedes-Benz, Renault Kerax, Scania, Tatra, и Unimog. В 1980-х годах, сильная конкуренция между DAF и Mercedes-Benz привела к появлению транспортных средств, которые были оснащены двумя двигателями общей мощностью более 1000 л. с. После 2000 года в зачете грузовиков лидируют КАМАЗ и Tatra.

    В настоящее время, учитывая тот факт, что автодороги на участках проведения «Ралли Дакар» преимущественно являются условным понятием, каждый участник ралли обеспечивается навигационным устройством ERTF Unik II и прибором мониторинга IriTrack. Устройство IriTrack представляет собой GPS-трекер с обратной связью через сеть Iridium, совмещённый со спутниковым телефоном системы Iridium, и используется для постоянного отслеживания положения участника, а также для связи с экипажем в случае чрезвычайной ситуации для организации помощи. Устройство Unik II используется для контроля прохождения дистанции и для навигации при прохождении спецучастков. Однако возможности навигации ограничены показом направления на следующую навигационную точку (в случае нахождения автомобиля участника в радиусе видимости следующей точки). Координаты точек участникам не показываются. Но если участник заблудился, он может ввести специальный код разблокировки и увидеть следующую или сразу все остальные точки маршрута, что может позволить ему сориентироваться. За каждую «открытую» таким кодом точку на участника накладывается временна́я пенализация. Накануне каждого этапа участники получают легенду — ориентировочную схему движения с важнейшими ориентирами и контрольными пунктами. Навигация осуществляется только по «легенде», в случае использования устройства GPS экипаж снимается с гонки.

    Трасса ралли «Дакар» прокладывается по дорогам общего пользования (не всегда автомобильным) без применения специальных мер по ограничению передвижения автотранспорта. Этапы проходят ежедневно. Дистанция каждого этапа (дорожные секции в сочетании со скоростным участком) — 700—900 км. Маршруты этапов пролегают через пески, барханы, дюны. Покрытие дорог разнообразное и включает в себя песок, камни, солончаки, твердый каменистый грунт и т. п. Время проведения совпадает с периодом, когда в пустынях нередко случаются песчаные бури или идет дождь, что усложняет прохождение трассы.

    Трасса каждого этапа состоит из скоростного участка и одной или двух дорожных секций (называются «лиазонами»), представляющих собой отрезок трассы от места отдыха до места старта или от финиша до места отдыха или старта следующего этапа.

    Скоростной участок является отрезком трассы, на котором и происходит соревнование участников. На каждом таком участке имеется несколько контрольных точек — специальных мест на трассе, в которых участники должны обязательно получить отметку судей. Обычно некоторые контрольные пункты совмещены с пунктами дозаправки (только для категорий Moto и Quad). Также на некоторых этапах устанавливаются секретные контрольные пункты, о расположении которых участники не имеют информации. Такие контрольные пункты обеспечивают соблюдение маршрута участниками ралли.

    Поделиться

    На проходящем сейчас ралли-рейде "Дакар" — интрига! Сможет ли вернувшаяся на марафон команда Peugeot тряхнуть стариной и прервать-таки в этом году 4-летнюю серию побед коллектива X-Raid на Mini? А пока идет гонка, АвтоВести вспомнили других "доминаторов" в истории этого легендарного ралли.

    На проходящем сейчас в Южной Америке ралли-рейде "Дакар" — интрига! Сможет ли вернувшаяся в 2015 году на марафон команда Peugeot тряхнуть стариной и в этот раз наконец-то прервать 4-летнюю серию побед коллектива X-Raid на Mini? На момент выхода этого материала Стефан Петерансель и Сириль Депре, выступающие на заднеприводных багги Peugeot 2008 DKR, шли в легковом зачете на первом и втором местах, соответственно. Так что все шансы есть!

    А пока идет гонка, АвтоВести вспомнили других известных "доминаторов" в истории этого легендарного ралли, которые штамповали победы пачками. И начнем с тех, кто, собственно, и придумал ралли-рейд "Дакар".

    Число побед: 4 (1987-1990 гг.)

    Эра доминирования французских марок на марафоне "Дакар" началась… с запрета в 1986 году раллийной группы В, где выступали настоящие колесные демоны. В то время там как раз громила соперников легендарная центральномоторная полноприводная Peugeot 205 Turbo 16 (верхнее фото), на счету которой с 1984 по 1986 годы было 16 побед и два чемпионских титула. Да и как не побеждать, если в весящую менее 1 тонны двухдверку был впряжен 1,8-литровый турбомотор, выдающий, в зависимости от эволюции и давления наддува, 350-550 "коней" и под 500 Нм тяги?! А какие легендарные люди пилотировали этих монстров! Ари Ватанен, Юха Канккунен, Тимо Салонен…

    Ари Ватанен прославит Peugeot 405 T16 (на фото) еще и в американской горной гонке "Пайкс Пик", поставив там в 1988 году рекордное время восхождения. Про это французы даже снимут знаменитую короткометражку Climb Dance.

    Когда в 1986 году группу В из-за массы аварий прикрыли, в спортивном отделении Peugeot (им тогда рулил Жан Тодт, будущий босс формульной Ferrari) здраво рассудили, что нечего пропадать добру. И спешно перековали раллийную 205 T16 в ралли-рейдовый прототип с дефорсированным до 380 л.с. мотором, который обеспечивал разгон до 200 км/час менее, чем за 10 секунд. Да так удачно перековали, что Ватанен сходу выиграл на этой машине "Дакар" 1987 года, а через год золотого бедуина завоевал и Юха Канккунен!

    В том же 1988 году на смену прославленной 205-й модели появится более продвинутый рейдовый прототип 405 T16. Там уже будет 1,9-литровый турбомотор в 400 "сил", который обеспечивал максимальную скорость в 230 км/час. Эта машина выиграет "Дакар" еще дважды (в 1989 и 1990 годах), и оба раза за рулем будет Ари Ватанен. А потом Peugeot надолго уйдет из ралли-рейдов в кольцевые гонки и классическое ралли. Но доминирование французов в легковом зачете рейда "Дакар" не прекратится…

    Число побед: 4 (1991, 1994—1996 гг.)

    …Потому что с 1990 года знамя подхватит заводская команда Citroen cо своим не менее знаменитым прототипом ZX Rallye Raid. В нем использовались многие наработки от предшественника, и даже его цвет на первых порах тоже был желтый. Но позже ситроеновских ралли-рейдовых монстров начнут красить в характерный кровавый цвет, за который они и получат прозвище "Красные дьяволы".

    На каждом переднем колесе Citroen ZX Rallye Raid было по два амортизатора, а на каждом заднем – уже по три! После этого уже как-то не удивляет максимальная скорость в 205 км/час, которую прототип мог развивать, в том числе, и на бездорожье…

    Характер у машин был и впрямь бесовский. За счет применения легких сплавов и композитных материалов, пустой ZX Rallye Raid весил всего 1450 кг. И оснащался 2,5-литровой бензиновой "четверкой" с турбонаддувом, которая в разное время своей эволюции и настроек, выдавала 300-330 л.с. и до 590 Нм крутящего момента. В системе постоянного полного привода применялись три самоблокирующихся дифференциала, а в механческой КПП уже в те годы было семь (!) ступеней, так что Porsche 911 и Chevrolet Corvette тут давно не первые.

    Читайте также:  Сколько времени заряжать электромобиль

    За время своих выступлений с 1990 по 1997 годы Citroen ZX Rallye Raid пять раз брали мировой кубок по ралли-рейдам и завоевали в общей сложности 36 побед в 42 гонках. "Дакар" же покорился "Красным дьяволам" четыре раза: в 1991 году его выиграл Ари Ватанен, а победы в 1994-1996 годах записал на свой счет знаменитый француз Пьер Лартиг.

    Число побед: 4 (1980, 2009-2011 гг.)

    Компания из Вольфсбурга тоже успела сверкнуть на легендарном ралли-рейде, положив начало эре "немцев". В 2003 году Volkswagen выставил на "Дакаре" два заднеприводных багги Tarek. Готовя машины для гонки, в Volkswagen решили делать ставку не на привычные бензиновые движки, как у большинства соперников, а на дизельные моторы: они выдавали больше крутящего момента, (особенно на "низах", что бесценно в песках) и ели меньше топлива, что позволяло уменьшить топливные баки и облегчить машину. Ралли-рейдовый Tarek весил всего около 1,2 тонны и оснащался форсированным 1,9-литровым турбодизелем (218 л.с. и 390 Нм). И в первой же гонке ставка на дизели сыграла: "Тареки" объехали всех в моноприводном классе и заняли 6 и 8 места в общем зачете. Но основную славу команде Volkswagen Motorsport на дакаровском марафоне принесла совсем другая машина…

    За свою историю дизельный ралли-рейдовый Volkswagen Race Touareg пережил три эволюции. В 2006 году появился Race Touareg 2 (верхнее фото), оснащенный двухступенчатым турбонаддувом и развивающий 285 "сил" и 600 Нм. А к сезону 2010-2011 годов был подготовлен Race Touareg 3 (на фото), 2,5-литровый турбодизель которого форсировали до 310 л.с.ание!

    В 2004 году на знаменитом ралли-рейде дебютировала первая генерация полноприводного прототипа Volkswagen Race Touareg. Правда, с серийным "Туарегом" там было мало общего: стальная пространственная рама, карбоновые кузовные панели, независимые подвески со сдвоенными рычагами и двумя амортизаторами на каждое колесо, постоянный полный привод с тремя блокируемыми дифференциалами… Пятицилиндровый турбодизель объемом 2,3 литра был раскручен до 231 л.с. И свои 450 Нм он передавал через 3-дисковое керамическое сцепление на 6-ступенчатую секвентальную КПП X-Trac. Весил Race Touareg 1,75 т и вваливал по бездорожью так, что в первой же дакаровской гонке Ютта Кляйншмидт выиграла один из этапов.

    К "Дакару" 2005 года появился доработанный Race Touareg уже с 2,5-литровым турбодизелем, форсированным до 260 л.с. и 500 Нм. И в том же году Ютта Кляйншмидт привезла молодой команде первый дакаровский подиум, заняв третье место в общем зачете – ровно 25 лет спустя после того, как швед Фредди Коттулински выиграл "Дакар" на переделанном серийном Volkswagen Iltis. Первую же победу команде в 2009 году привезет Жиниэль де Виллерс. Причем это была еще и первая победа дизельной легковой машины за всю историю гонки! Но самыми ударными для команды стали 2010 и 2011 годы, когда два раза кряду ралли-рейдовые "Туареги" занимали весь пьедестал! В 2010 году первым был знаменитый испанский раллист Карлос Сайнс, а в 2011 году победу праздновал катарец Нассер Аль-Аттия. Увы, 2011 год стал последним, когда Volkswagen Motorsport гонялась на "Дакаре" — с 2012 года заводская команда переключилась на классическое ралли, ралли-кросс и "кольцо". А на марафоне началась серия побед команды X-Raid и ее Mini Countryman.

    Число побед: 12 (1985, 1992-1993, 1997-1998, 2001-2007 гг.)

    Переплюнуть французов (и всех скопом, кто был потом) по числу побед на "Дакаре" смогли в Mitsubishi. Еще на заре развития знаменитого ралли-рейда японцы смекнули, что это отличный маркетинговый инструмент для продвижения новых моделей. В 1982 году Mitsubishi как раз представили первое поколение внедорожника Pajero, и идея засунуть его на "Дакар" так и витала в воздухе. Долго не тянули: в 1983 году фактически серийный Pajero дебютирует на марафоне, в 1984 году приезжает третьим в "абсолюте", а уже в 1985 году "брильянтовые" отметили первую победу.

    С 1998 по 2008 года Mitsubishi наплодит столько ралли-рейдовых Pajero/Montero Evolution, что в них сам черт ногу сломит. Сначала была модель V55W, которая, кстати, выпускалась и в гражданской версии. А с 2003 года пошли модели MPR 10 (на фото), 11, 13 и 14.

    Но дальше на марафоне началась эра заводских спортпрототипов, с которыми фактически серийный "Поджарый" тягаться уже не мог. Пришлось ковать новое оружие победы. Так на свет появились знаменитые прототипы Pajero Proto Dakar с 4-цилиндровыми турбомоторами по 350-370 л.с. и максимальной скоростью за 200 км/час, которые смогли навязывать борьбу "Красным дьяволам" Citroen. На "Дакаре" прототипы Pajero дебютировали в 1991 году, сразу заняв 2, 3 и 4 места. Кстати, вторым тогда стал Пьер Лартиг, тогда еще не перешедший в Citroen. Который в 1992 году Mitsubishi "умоют" по полной программе, заняв весь подиум!

    Еще одно первое место Pajero Proto возьмет на "Дакаре" 1993 года, но это будут его, по сути, последние победы. В 1996 году категорию прототипов Т3 запретят – и "Дакар" 1997 года Mitsubishi встретит уже на новых моделях категории Т2 (доработанные серийные автомобили). И встретит успешно, сразу заняв места с первого по четвертое, да еще и повторив этот же результат в 1998 году. Вообще, именно за рулем Mitsubishi Кенджиро Шинозука станет первым японцем, выигравшим "Дакар" (1997 год). А в 2001 году легендарный супермарафон впервые в своей истории покорится женщине – немецкой пилотессе Ютте Кляйншмидт. С 2001 по 2007 годы у Mitsubishi вообще будет парад побед: команда выиграет семь "Дакаров" подряд, и этот рекорд марафона не побит до сих пор! Более того, на гонке 2002 года все первые 10 мест заняли гонщики на автомобилях Mitsubishi! Но в 2009 году наступил оглушительный провал. Команда подготовила к ралли-рейду четыре новых внедорожника Racing Lancer с дизелями, но до финиша смог дойти только один. И после такого фиаско в компании решили свернуть ралли-рейдовую программу. За 26 лет выступлений Mitsubishi выиграла 12 "Дакаров", но оказалось, что и это – не предел…

    Число побед: 13 (1996, 2000, 2002-2006, 2009-2011, 2013-2015 гг.)

    Хотя достижения Mitsubishi и выглядят круто, абсолютным рекордсменом "Дакара" по числу побед до сих пор остается наша команда "КамАЗ-Мастер". Ведь камские гоночные мустанги выигрывали в дакаровском грузовом зачете аж 13 раз! Когда в 1990 году "КамАЗы" впервые выехали на этот марафон, иностранные соперники на более легких и подготовленных машинах только скептически ухмылялись. Что эти русские тут забыли и на что они вообще надеются?! Тогда все три гоночных "КамАЗа" с экспериментальным дизелем V10 сошли из-за поломок мотора. Но все "хи-хи" резко утихли, когда в гонке 1991 года (ее еще прозвали "Дьявольской") челнинцы, заменившие дизель V10 на более надежный камазовский V8, заняли второе и третье места в зачете грузовиков. Причем российская команда стала единственной, которая финишировала полным составом, не потеряв ни одного грузовика! Хотя из 109 стартовавших в Париже грузовиков к Розовому озеру доехали только 44. И уже тогда стало ясно, что на дакаровском небосводе загорается новая звезда…

    КамАЗ-4326 VK. Как говорится, без комментариев.

    Первая победа на знаменитом марафоне пришла к челнинской команде ровно 20 лет назад – юбилей! И завоевал ее Виктор Московских на "КамАЗ-49252" (верхнее фото), на котором команда гонялась с 1994 по 2003 годы. Центральномоторный монстр оснащался битурбированным дизелем ЯМЗ V8 (17,2 л, 750 л.с.), который разгонял 11-тонный грузовик до 100 км/час за 16 секунд и 180 км/час по твердому покрытию! На каждом 25-дюймовом колесе стояли по два гидропневматических амортизатора от гусеничной боевой машины десанта (БМД), за счет чего гоночный "КамАЗ" просто не тормозил там, где соперники снижали ход и теряли время. Но такая суперподвеска, позволявшая бесчинствовать на бездорожье и побеждать в гонках, была беспощадна к экипажу. Прославленный Пьер Лартиг как-то проехался на таком "боевом" грузовике, и потом долго приходил в себя, не понимая, как эти русские выносят такую адскую тряску. Были истории и похлеще. На ралли-рейде "Оптик 2000 Тунис 2001" испанцы Рафаэль Тибо и Пепе Мартинес выступали как раз на "КамАЗ-49252", взятом в аренду. Но экипажу пришлось сойти после того, как у штурмана от тряски случилось кровоизлияние в мозг, закончившееся госпиталем. Пилот отделался легко: ему всего лишь пришлось поносить шейный корсет.

    Главными же "колесницами победы" для команды стали новые грузовики "КамАЗ-4911 Extreme" (на нем челнинцы начали выступать в 2002 году) и его развитие в виде модели "КамАЗ-4326" VK (пошел с 2007 года). После ряда модернизаций и изменений в дакаровском техрегламенте, машины расстались со среднемоторной компоновкой и 25-дюймовыми шинами, стали мягче на ходу. Но тот же КамАЗ-4911 Extreme с 850-сильным дизелем, сохранивший сдвоенные амортизаторы от БМД, все равно успел заработать прозвище "летающий грузовик" за свои внедорожные возможности. Первое дакаровское "золото" "КамАЗ-4911 Extreme" взял в 2003 году. И вместе с моделью "КамАЗ-4326 VK" он помог команде поставить еще один рекорд: пилот Владимир Чагин (прозвище – "Царь") семь (!) раз побеждал на "Дакаре" на этих грузовиках. За всю историю этого ралли-рейда столько ни в автомобильных, ни в грузовых зачетах не выигрывал ни один пилот. И хотя в 2001 году Чагин повесил шлем на гвоздь, его рекорд не побит до сих пор! Ближайший преследователь – только Стефан Петерансель. Он шесть раз выигрывал "Дакар" на мотоцикле, но на четырех колесах у него пока только пять побед. И сейчас он, возможно, едет к шестой…

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector