Правила автобусных перевозок пассажиров

Содержание
  1. 112-е Постановление Правительства РФ
  2. Права и обязанности людей в общественном транспорте
  3. Регламент для людей и багажа в автомобильном транспорте
  4. В городском общественном транспорте
  5. Высадка и посадка
  6. Кузов грузового автомобиля
  7. Легковое такси
  8. Маршрутное такси
  9. Обязательные требования
  10. К автобусу городского маршрута
  11. К водителям
  12. К людям и багажу
  13. Документы
  14. Особенности перевозок автобусом
  15. По городу
  16. Пригородным
  17. Заказным и регулярным
  18. Экскурсионным
  19. Служебным
  20. Вахтовым
  21. Между городами
  22. Между странами
  23. В зимнее время
  24. Что будет за нарушение правил
  25. Водителю и организации
  26. Пассажиру
  27. Полезное видео
  28. Нормативные документы, регулирующие перевозку пассажиров
  29. Требования к автобусу
  30. Права и обязанности водителя
  31. Необходимая документация
  32. Права и обязанности пассажира
  33. Все о билетах
  34. Посадка и высадка
  35. Особенности перевозок пассажиров по городским маршрутам
  36. Междугороднее сообщение
  37. Пригородные автобусы
  38. Автобусы по заказу
  39. Автобусы экскурсионного назначения
  40. Перевозки в зимнее время
  41. Перевозки вахтового типа
  42. Служебный транспорт
  43. Возможные штрафы за нарушения
  44. Требования к городским маршрутам
  45. Оплата проезда
  46. Условия и порядок проезда пассажира
  47. Перевозка багажа

В последние почти десять лет действуют Правила перевозки пассажиров в городском наземном электрическом и в автомобильном транспорте.

В них прописаны правила обустройства автобусных остановок, автовокзалов, автостанций, где искать забытые вещи, что должно быть на передней панели в такси, на что можно рассчитывать, будучи пассажиром такого транспорта.

112-е Постановление Правительства РФ

Многие положения в отношениях дорожного движения можно определить в Федеральном законе 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» и в Федеральном законе 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Но прежде всего перевозка – это оказываемая услуга пассажиру. Значит, нужно опираться на Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.

Права и обязанности людей в общественном транспорте

В число прав пассажира входит всего лишь 6 пунктов:

  1. Вовремя и безопасно быть довезенным до пункта назначения.
  2. Бесплатно провезти с собой ребенка в возрасте младше 7 лет.
  3. Получить полную информацию по маршруту передвижения и на каких условиях это осуществляется.
  4. При аварии и получении вреда в дороге пассажир имеет право на его возмещение.
  5. Бесплатный провоз багажа на одно место, в соответствии с требованиями к нему.
  6. Писать претензии и защищать свои права в суде.

Обязанностей гораздо больше. Пассажир должен приобрести, предъявить по требованию и сохранить до места назначения проездной билет (или документ, подтверждающий льготный проезд) на себя и багаж сверх установленной нормы.

Люди обязаны выйти, достигнув адреса своего прибытия, в противном случае возвращение к месту назначения после конечной остановки необходимо оплатить вновь как за следующий рейс. В салоне люди не должны сорить и портить чужое имущество. Во время поездки люди должны продвигаться по салону, не перекрывая вход и выход другим и не мешая дверям закрываться.

В целях своей безопасности люди обязаны держаться за поручни, а найденные вещи, оставленные кем-то другим, необходимо сдать водителю или кондуктору.

Регламент для людей и багажа в автомобильном транспорте

В городском общественном транспорте

Осуществлять деятельность по перевозке людей (код ОКВЭД — 60.21) может физическое или юридическое лицо, получившее специальное разрешение на этот вид деятельности.

Правила в городском общественном транспорте также расписывают права и обязанности всех людей, находящихся в транспортном средстве:

Движение может осуществляться по маршруту, согласованному с уполномоченными на это органами (регулярно или по необходимости в целях разгрузки направления), и вне схемы. Ограничения во втором случае могут налагаться лишь дорожной разметкой, знаками и светофорами.

Высадка и посадка

Эти действия прописаны в пп. 11-18 Правил перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте.

Каждый стояночный пункт должен оснащаться остановкой, кроме мест по требованию. Просить остановить автобус можно только заранее. В таких местах обязательно наличие надписи «По требованию».

Об остановках пассажиры предупреждаются заранее, несмотря на обязательное их оснащение указателями (наименованием места). На остановках должна быть размещена информация обо всех маршрутах, куда она включена, и их конечных пунктах.

Кузов грузового автомобиля

Регламент прописан в Правилах дорожного движения и в Основных положениях ПДД.

Так, перевозить людей в кузове может водитель с кат. C, но не более 8 человек, с кат. D – от 16 чел. При этом стаж у водителя не может быть меньше 3 лет (ПДД п. 22.1).

Кузов должен быть специально оборудован зафиксированными сиденьями на установленной нормами высоте. Также иметь борта с дополнительной фиксацией и натянутый тент с освещением под ним. Должна быть система связи с водителем, а на заднем борту – лестница, чтобы упростить размещение пассажиров.

Важно! Перевозка детей строго запрещена.

Без специального оснащения в кузове могут находиться лишь люди, сопровождающие груз или получающие его.

Легковое такси

Перевозка в легковом такси осуществляется при наличии разрешения на данный вид деятельности, а именно договора фрахтования. Маршрут определяет заказчик, если согласования по нему не было, то водитель обязан построить самый короткий путь.

Оплата проезда осуществляется пассажиром таксисту в соответствии с установленными тарифами, на основании показаний таксометра.

В поездке может быть отказано, если на перевозку в данный момент уже есть другой заказ. Если поездка не может быть до конца пути следования, то не пройденный остаток дороги не должен оплачиваться.

Багаж принимается в количестве по договоренности между водителем и пассажиром. Но шофер может отказать в приеме габаритных вещей, если они не отвечают общим требованиям багажа.

Маршрутное такси

Регламентируется Постановлением Правительства РФ № 112 от 14. 02.2009 г. и Федеральным законом 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Вместительность у маршрутки – как у индивидуального транспорта (по количеству сидячих мест и грузовместимости), но движение организуется по принципу массового перевоза людей (с согласованием маршрута, придерживаясь всех городских остановок на пути).

На осуществление перевоза людей с багажом получается лицензия. Маршрут согласовывается с администрацией города. Право на проезд дает оплаченный билет. Ребенок до 7 лет может проехать бесплатно при условии незанятия им свободного места. Пассажир обладает абсолютно теми же правами и обязанностями на проезд и провоз багажа, будь он в городском транспорте.

Обязательные требования

К автобусу городского маршрута

Автобусом принято считать закрытое транспортное средство, имеющее двигатель и оборудованное сиденьями на 8 и более человек (место водителя при этом не учитывается).

По норме закона РФ «О безопасности дорожного движения» любые автотранспортные средства, вне зависимости от страны производителя, должны иметь сертификат соответствия от уполномоченного министерства, органа.

Автобус городского маршрута, осуществляющий регулярные рейсы, в соответствии с п. 29 Правил перевозки должен быть оборудован указателями номера маршрута, табличками «Вход» (п. 35). Обязательное требование к перевозчику – указать свое полное наименование на лобовом стекле и на борту у входа.

В салоне автобуса в прямом доступе должна быть размещена информация об организации и шофере, об органе, их контролирующем, указываться стоимость билета. Если тикеты продаются с привязкой к месту, то сиденья должны быть пронумерованы.

Также необходимо разместить все указатели, позволяющие быстро сориентироваться на случай аварии. Где кнопка связи с водителем, пожарный огнетушитель, запасной выход и пр. (п. 37).

К водителям

Надежность шофера, которую обязаны предоставить физические и юридические лица, осуществляющие поездку в соответствии с «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, должна вытекать из предъявленных к нему требований:

  • подтвержденная документально квалификация и водительский стаж (не менее 3 лет);
  • прохождение стажировки и аттестационных занятий, повышающих мастерство;
  • обязательное медицинское освидетельствование водителя или кандидата в шоферы;
  • прохождение водителем обязательных предрейсовых осмотров (и после рейса);
  • соблюдение установленных норм по занятости и отдыху.

К людям и багажу

За сохранность ручной клади отвечает пассажир. Бесплатно можно провести одно место, общий объем которого не превышает 120 кв. см, с парой зачехленных лыж, коляской или детскими санками (статья 22 Федерального закона 259-ФЗ).

Багаж должен быть упакован, бьющиеся предметы обрешечены или находиться в жесткой таре. Багаж не должен источать неприятный запах, содержать опасные вещества, способные загрязнить как транспортное средство, так и окружающих людей.

Можно перевозить животных и птиц, если клетки имеют глухое дно, а размеры укладываются в установленные нормы багажа.

Риск от порчи продуктов питания остается за пассажиром, желающим сдать их в багаж.

Допускается перевоз за плату двух багажных мест общим объемом по 80 кв. см каждое. На принятые к перевозке вещи должна выписываться квитанция.

Документы

При остановке автобуса у водителя по первому требованию должны быть:

  • копия лицензии на организацию перевозок пассажиров и багажа на имя работодателя – она размещается в салоне автобуса;
  • у водителя лично – удостоверение с наличием категории D;
  • страховой полис ОСАГО, не имеющий ограничений по сроку;
  • распечатанный путевой лист на заявленный маршрут;
  • временный медосмотр, предрейсовый и тот, что водитель прошел при трудоустройстве (и далее – каждый год);
  • непросроченный техосмотр автобуса;
  • свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;
  • технический паспорт транспортного средства.

При отсутствии любого из указанных документов может наступить административная ответственность с назначением наказания в виде штрафа.

Особенности перевозок автобусом

Прежде всего, безопасность. Поэтому водитель и должен быть стрессоустойчив, внимателен, иметь высокую степень профессионализма и мастерства.

Читайте также:  Таблица давления в шинах по размеру

Количество мест должно соответствовать предполагаемому числу перевозимых людей с учетом обустроенных стоячих мест.

Автобус должен быть оснащен:

  • пожарным оборудованием;
  • медицинскими препаратами для оказания первой помощи в аварийной ситуации;
  • треугольником знака остановки на случай аварии;
  • обеспечивающими безопасность ремнями;
  • противоскользящим покрытием пола.

По городу

Автобус, осуществляющий деятельность в черте города, должен обязательно:

  • следовать по оформленному расписанию, согласованному с администрацией города;
  • соблюдать остановки, персонал должен озвучивать их;
  • в них допускается стоячее положение пассажиров, если внутреннее устройство позволяет проехать стоя в должной мере безопасно (автобус оснащен поручнями, держателями);
  • отклонений от маршрута по городу быть не может.

Пригородным

Автобус, осуществляющий пассажирскую перевозку в пригородные районы, должен обязательно:

  • следовать по расписанию, согласованному с администрацией города;
  • стоячее положение в них также допускается на тех же условиях, что и в автобусах с городскими маршрутами.

Заказным и регулярным

Перевозка осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ст. 29 Федерального закона 259-ФЗ). Маршрут, а также объем и качество ручной клади и багажа прописываются в нем.

На борту транспорта обязательно размещение таблички «Заказной».

Дополнительное условие по обязательным документам к предъявлению водителем в случае остановки и их проверки – наличие тендерной бумаги в рамках утвержденного маршрута.

Экскурсионным

В автобусах, осуществляющих перевозку по таким маршрутам, также должны быть документы по тендеру. Маршруты и схемы должны согласовываться с техническими возможностями транспортного средства и учитывать необходимый режим труда и отдыха водителя.

Автобус должен также соответствовать трассе и климату местности. Отклонение от маршрута и остановки по требованию недопустимы.

Поездки осуществляются исключительно в светлое время суток. На непригодных для безопасной перевозки участках движение прекращается. Если путь дальний, водителей должно быть два.

Служебным

Служебные поездки осуществляются с целью выполнения работниками организации их непосредственных должностных обязанностей.

Перевозимые люди в служебном транспорте не имеют статус пассажиров, подобные правам в отношениях договора по оказанию услуг по перевозке.

Так могут доставляться сотрудники к рабочему месту, служащие органов управления в сторонние организации в целях исполнения своей деятельности (юриста – в суд, бухгалтера – в банк и пр.). За такие перевозки плата с них не взимается.

Вахтовым

Перевозить население вахтовым методом можно только по количеству сидячих мест. Транспорт должен быть укомплектован пожарным оборудованием, медицинской аптечкой для оказания первой помощи.

Особые требования предъявляются и к водителям транспорта. Вахтовые перевозки осуществляют доставку работников предприятия в труднодоступные места. Зачастую трасса пересечена участками бездорожья, и прочими экстремальными условиями. Поэтому шофер должен иметь опыт, квалификацию и большой водительский стаж.

Между городами

В автобусах, осуществляющих междугороднюю поездку:

  • стоячее положение допускается, если расстояние между пунктами отправления и назначения не превышает 70 км;
  • отклонение от маршрута допускается только по согласованию с организацией работодателя;
  • багаж должен располагаться в строго отведенных для него местах (над сиденьями и в багажном отделении);
  • при длительности маршрута более 500 км рейс должен осуществляться двумя водителями.

Между странами

При осуществлении перевозки международного сообщения в число обязательных документов к предъявлению при остановке и их проверке входят:

  • полис «Зеленая карта»;
  • международный договор (чаще всего копия) по автострахованию страны посещения;
  • документация по тендеру.

Также существует дополнительное обязательное требование к оснащению автобусов на международные рейсы:

  • должна присутствовать туалетная комната,
  • рейсы осуществляются двумя водителями.

В зимнее время

Дополнительными требованиями к оснащению автобуса, осуществляющего перевозку людей, являются:

  • исправность печного оборудования, способного обеспечить полную видимость следования из салона автобуса;
  • обязательная замена шин на зимнюю модификацию.

Что будет за нарушение правил

Водителю и организации

Нарушение ПДД водителем приводит к штрафу или возмещению вреда здоровью пассажира в результате аварии.

В обоих случаях ответственность несет организация или физическое лицо, совершавшее перевозку и являвшееся собственником транспортного средства. Об этом говорит норма Кодекса об административных правонарушениях РФ (ст. 2.6.1).

Весь понесенный ущерб в регрессном порядке организация или физическое лицо может в общем или судебном решении отнести на водителя в рамках статьи 238 Трудового кодекса.

Если Правила перевозки людей нарушаются водителем, он также несет административную ответственность, но персональную. За каждого непристегнутого пассажира может быть назначен штраф шоферу.

Пассажиру

Пассажир также попадает под административную ответственность как за несоблюдение ПДД, так и за нарушения правил перевозки пассажиров и багажа.

В обоих случаях могут наступить последствия в виде наложенного административного штрафа. Безбилетный проезд ст. 11.18 КоАП РФ — штраф, при этом не освобождает от необходимости оплатить проезд.

Полезное видео

Главная » Транспортные средства » Правила перевозки пассажиров в автобусах

Нормативные документы, регулирующие перевозку пассажиров

Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.

А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.

Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам;
  • постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила);
  • ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).

Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.

Поскольку жизнь не стоит на месте, то указанные нормативные акты постоянно изменяются, в них вносятся поправки и дополнения. Кроме того, каждый регион страны вправе принять свои нормативные акты в дополнение к существующим законам Федерального уровня.

Например, на рассмотрении Госдумы находится законопроект №985164-6, который касается изменений содержания статьи 3.1 Устава.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДТП с участием автобуса.

Требования к автобусу

Для того чтобы автобус был допущен к эксплуатации по перевозке пассажиров, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • пребывать в собственности перевозчика или другом законном владении, как того требует часть 2 статьи 34.1. ФЗ № 220;
  • согласно пункту 29 Правил, на лобовом стекле, на заднем окне и правой стороне кузова автобуса в обязательном порядке должен быть размещен указатель маршрута, который можно прочитать на определенном расстоянии;
  • на указателе, который размещается на лобовом стекле, должно содержаться название как пункта отправления, так и пункта назначения;
  • на указателе, который располагается на правой стороне кузова, обязательно указывается название начального пункта, основные промежуточные пункты остановок, конечный пункт назначения;
  • согласно пункту 31 Правил, указатель, размещенный на лобовом стекле, должен быть не выше 14 см;
  • согласно пункту 36 Правил, на ветровом стекле или по правой стороне кузова автобуса размещается краткая или полная информация о перевозчике.

Важно! В салоне автобуса, как предусмотрено пунктом 37 Правил, должна размещаться следующая информация:

  • полное наименование, адрес места нахождения, контактные номера телефонов перевозчика;
  • фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора. Если водителей несколько, сведения указываются о каждом, кто управляет транспортным средством;
  • название, адрес нахождения, контактные телефоны государственного органа, который осуществляет контроль за данным маршрутом перевозки;
  • в доступном для пассажиров месте – номера с обозначением мест для сидения. Данное требование не относится к автобусам, в которых не предусмотрены конкретные номера для сидения пассажиров;
  • стоимость проезда до конечного и промежуточных пунктов назначения и цена провоза багажа;
  • таблички с местами, предназначенными для людей с детьми, а также инвалидов или имеющих ограниченные физические возможности;
  • указатели, где расположены огнетушители, установлены кнопки для экстренной остановки автобуса, места аварийных выходов;
  • в доступном месте должна располагаться отдельная табличка с выпиской или полным текстом Правил пользования транспортным средством.

Автобус перед отправлением в рейс должен быть осмотрен специалистами перевозчика на соответствие его требованиям безопасности, которые предусмотрены ФЗ от 10.12.95 года “О безопасности…”.

Кроме того, транспортное средство, как того требует подпункт “б” пункта 1 части 1 статьи 15 ФЗ № 170 от 01.06.11 года “О техническом…”, должно иметь действующий срок прохождения техосмотра, который проводится каждые полгода.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Права и обязанности водителя

Пункт 1 части 1 статьи 34.1. ФЗ № 220 требует, чтобы к управлению автобусом был допущен только водитель, который состоит в трудовых отношениях с перевозчиком в виде юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При этом сведения о таком водителе должны содержаться в реестре маршрутов пассажирских перевозок. В период подготовки к маршруту и выезду в рейс водитель должен соблюдать обязанности, которые регламентируются инструкцией конкретного перевозчика.

Учтите! Они заключаются в следующем:

  • пройти предрейсовый медосмотр;
  • проверить внешнее и внутренне состояние автобуса;
  • заправлен ли автобус, в каком состоянии находятся шины;
  • наличие и исправность зеркал заднего вида;
  • работоспособность аварийных выходов;
  • во время движения соблюдать установленный график прибытия к пунктам назначения;
  • иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также водительское удостоверение, которые предъявлять по требованию дорожной Полиции;
  • во время движения находиться в форменной одежде для водителя, если она предусмотрена перевозчиком;
  • при остановке автобуса более чем на 5 минут выключать двигатель;
  • выбирать скорость движения в зависимости от состояния дорожного полотна и погодных условий, с тем чтобы обеспечить безопасность движения;
  • нести другие обязанности.
Читайте также:  Есть ли алкоголь в балтике 0

Необходимая документация

Водители, которые работают на пассажирских автобусах по городским маршрутам, должны при себе иметь:

  • сведения о наличии в компании-перевозчика соответствующей лицензии;
  • водительское удостоверение с соответствующей категорией, например D, D, DE, D1;
  • открытый страховой полис ОСАГО с неограниченным сроком действия;
  • путевой лист на осуществление пассажирских перевозок по конкретному городскому маршруту в течение дня;
  • отметку о прохождении медосмотра перед выездом на маршрут;
  • диагностическая карта о проведении ежедневного технического осмотра автобуса перед выездом на маршрут;
  • оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства с указанием присвоенных госномеров;
  • технический паспорт на автобус.

Если при проверке будет выявлено, что каких-то документов у водителя нет, то сотрудник дорожной Полиции может составить протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого к водителю или к перевозчику будет применен солидный штраф.

Чтобы такого не произошло, весь комплект документов должен находиться у водителя.

Права и обязанности пассажира

Что касается пассажиров, которые пользуются общественным транспортом, они имеют следующие права:

  • без ограничений приобретать билеты на поездку любым маршрутом регулярных перевозок независимо от перевозчика;
  • знакомиться с расписанием движения автобуса не только в любом остановочном пункте, но и у водителя, осуществляющего перевозку по маршруту (п. 7 Правил);
  • садиться в автобус и высаживаться из него в любом остановочном пункте, которые предусмотрены расписанием (пункт 11 Правил);
  • потребовать остановить автобус на любом участке движения, предварительного уведомив об этом водителя или кондуктора (пункт 12 Правил);
  • при наличии билета на проезд безвозмездно пользоваться залами ожидания, туалетами, которые расположены внутри зданий автовокзалов или автостанций (пункт 21 Правил);
  • перевозить ручную кладь независимо от вида ее упаковки (п. 54 Правил);
  • сдавать багаж водителю для размещения его в специальном отсеке автобуса;
  • провозить с собой в городских и пригородных автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 7 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава);
  • перевозить с собой в междугородних автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 5 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава).

Запомните! Пассажир обязан:

  • приобрести билет в кассе автовокзала или автостанции на проезд по маршруту, который следует хранить при себе до окончания поездки;
  • предъявить билет для проверки по требованию кондуктора или контролера;
  • при поездке с ребенком, который имеет право на бесплатный проезд, иметь при себе документ, который удостоверяет его возраст (часть 3 статьи 21 Устава);
  • во время поездки соблюдать внутренние правила, которые установлены перевозчиком.

Все о билетах

Согласно пункту 42 Правил, проезд пассажиров осуществляется на основании приобретенных билетов. В нем должны содержаться обязательные реквизиты, которые указаны в Приложении № 1 к Правилам.

Реализуемые в кассах билеты могут быть как именными, так и неименными. Именные применяются в тех случаях, когда требуется передача данных о пассажирах в АИС персональных данных (пункт 47 Правил).

Именные билеты продают пассажирам на основании документа, с помощью которого можно идентифицировать его личность.

Пункты по продаже билетов на автобусы зависят от вида сообщения:

Вид сообщения Где можно купить билет
Городское или пригородное У кондуктора, водителя автобуса, в кассе автовокзала, автостанции, в специализированной точке продажи билетов
Междугороднее В кассе междугороднего автовокзала

В определенных случаях пассажиру может быть отказано в продаже билета.

Внимание! Это такие случаи:

  • все билеты на сидячие места проданы, а по условиям перевозки перевозить можно только сидячих пассажиров;
  • проданное количество билетов превысило конструктивную вместимость автобуса.

Посадка и высадка

При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.

Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью — «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».

Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.

Контроль за оплатой проезда в течение маршрута движения осуществляет кондуктор или водитель. Если это возложено на водителя, то посадка и высадка пассажиров осуществляется через переднюю дверь и только после полной остановки движения автобуса.

Посмотрите видео. Новые правила пассажирских перевозок:

Особенности перевозок пассажиров по городским маршрутам

Каждый вид осуществляемых перевозок пассажиров характеризуется своими особенностями. Так, в пределах черты населенного пункта посадка и высадка осуществляется только на оборудованных для этого площадках.

Однако в маршруте движения может быть предусмотрена одна или несколько остановок по требованию. Согласно ст. ст. 14 и 17 ФЗ № 220, при оплате проезда могут применяться регулируемые и нерегулируемые тарифы.

Междугороднее сообщение

Междугородние перевозки регулируются Уставом. Так, согласно части 4 статьи 4 данного нормативного акта, к междугородним относятся перевозки, которые осуществляются между населенными пунктами, расстояние между которыми составляет более 50 км.

Для работы на таких маршрутах автобусы должны иметь мягкую подвеску и быть оснащены мягкими сиденьями и климатическими установками.

Важно! Междугородняя перевозка пассажиров осуществляется:

  • без пересадок в другой автобус (сквозной метод);
  • с пересадками в другой автобус (участковый метод).

Пригородные автобусы

К пригородным маршрутам относятся автобусные перевозки между населенными пунктами, которые расположены друг от друга на расстоянии до 50 км.

Пригородные маршруты характеризуются следующими особенностями:

  • при предварительной продаже билетов подлежит взиманию комиссия;
  • билеты продаются без указания мест для сидения;
  • при утере билета его стоимость не компенсируется.

Автобусы по заказу

Часть 2 статьи 27 Устава предусматривает возможность осуществления перевозки пассажиров по договору фрахтования. Это так называемые «нерегулярные перевозки».

Маршрут движения на основании такого договора определяется заказчиком. Если перевозчик не предоставит автобус в оговоренное договором время и место, то он обязан уплатить штрафные санкции.

Их размер определяется частью 2 статьи 34 Устава и рассчитывается исходя из оплаты стоимости пассажироместа. В абсолютном выражении составляет 20 процентов от суммы договора.

Автобусы экскурсионного назначения

Перевозчик может использовать имеющиеся в парке автобусы не только для регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, но и для экскурсий. При этом никаких конструкционных изменений в транспортное средство вносить не требуется.

Водитель должен соответствовать таким же требованиям, как и при задействовании его для перевозки пассажиров по маршруту. Тем более, что пассажиры экскурсионного автобуса представлены организованной группой граждан.

Все условия и особенности экскурсионной поездки оговариваются в договоре, заключаемом в письменной форме.

Учтите! В нем должны содержаться сведения:

  • о конечном пункте назначения;
  • о маршруте передвижения;
  • о времени и месте остановок;
  • о количестве экскурсантов, которые будут принимать участие в поездке;
  • о лице, ответственном за перевозку пассажиров;
  • о времени использования автобуса в экскурсионной поездке.

Если автобус предоставляется для экскурсионных поездок на регулярной основе, то данное обстоятельство должно быть отражено в договоре. Кроме того, некоторые особенности условий договора также должны быть отражены.

Например:

  • автобус должен быть подан на посадку экскурсантов не позже чем за 15 минут до начала поездки по оговоренному маршруту;
  • начало движения – не ранее 6 часов утра;
  • окончание движения – не позже 22 часов вечера;
  • экскурсовод или сопровождающее лицо должны иметь пофамильный список всех участников экскурсии.

Перевозки в зимнее время

Если перевозка пассажиров осуществляется в зимнее время, то отключать отопление салона автобуса полностью запрещено. При неисправной системе отопления автобус в рейс не может быть выпущен. Если стекла окон автобуса обледеневают, то это может явиться основанием для подачи жалоб со стороны пассажиров на перевозчика.

Для недопущения дорожно-транспортных происшествий на автобус должны быть установлены шины с шипами. Летняя резина должна быть снята. При несоблюдении данного требования водитель будет оштрафован.

Перед началом движения водитель обязан проверить, в каком техническом состоянии находится автобус, а также насколько плотно происходит закрывание дверей и окон. Отопительное устройство, которым оборудован автобус, не должно выделять токсичных веществ. А его место расположения должно исключить контакт с пассажирами транспортного средства.

Перевозки вахтового типа

Перевозки пассажиров могут осуществляться вахтовым методом, который применяется:

  • для доставки рабочих и служащих предприятия, организации или учреждения от их места их проживания к месту работы и обратно. При этом в свободное время автобус в течение рабочего для может быть использован для служебных поездок. Ярким примером является школьный автобус, который собирает учащихся по месту их жительства и отвозит к зданию школы, или задействование автобуса в сельской местности, где существует большой интервал в движении транспорта;
  • для доставки смен рабочих на строительные объекты, в шахты, на нефтяные разработки.

Вахтовый автобус должен иметь достаточно места для размещения багажа, а также инструментов, необходимых для работы, иметь складные лестницы для посадки и высадки рабочих.

Читайте также:  Как прозвонить диод мультиметром не выпаивая

Запомните! По своим конструктивным особенностям автобус вахтового типа должен иметь возможность:

  • преодолевать труднодоступные участки движения;
  • устанавливать профессиональное оборудование.

Это является важным для работников нефтяной и энергетической промышленности. Как показывает практика, вахтовые автобусы – это дешевый и незаменимый транспорт.

Служебный транспорт

Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе купить для своего служебного использования автобус. Данным транспортом его собственник будет распоряжаться самостоятельно.

По указанию собственника, оформленного документально, автобус может использоваться:

  • для командировок сотрудников;
  • для служебных поездок;
  • для доставки работников и служащих от места жительства к работе и обратно;
  • для выездов на корпоративы.

Несмотря на то, что автобус используется в служебных целях, его эксплуатация должна обеспечивать безопасность при осуществлении перевозки.

Возможные штрафы за нарушения

Каждый автобус, который задействован при перевозке пассажиров, доложен быть оборудован тахографом. В случае отсутствия прибора, незаконной корректировки его показаний, несоответствия прибора к виновному должностному лицу, согласно статье 11.23 КоАП, применяется штраф размером от 5000 до 10000 рублей.

Если в работе водителя будет нарушен режима его труда и отдыха, наказание составит от 1000 до 3000 рублей. За грубые нарушения правил перевозки пассажиров перевозчик может быть лишен лицензии на такой вид деятельности.

Посмотрите видео. ФЗ №386. Автобусные перевозки пассажиров строго по лицензии:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Вторая часть Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНЫ
Первым заместителем
Министра транспорта РФ
А. П. НАСОНОВЫМ
29 сентября 1997 года

Требования к городским маршрутам

К городским маршрутам относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта).

12. Маршруты должны обеспечивать транспортную связь жилых и промышленных районов города, связь с предприятиями культурно — бытового и спортивно — оздоровительного назначения, вокзалами, аэропортами, станциями, платформами, пристанями и т.п.

13. В соответствии со спецификой обслуживания населения маршруты могут иметь несколько режимов работы:

  • маршруты постоянные, действующие в течение установленного периода суток, всех дней недели, месяцев;
  • маршруты дополнительные, действующие в ограниченные периоды суток, как правило, в часы "пик";
  • маршруты сезонные, организуемые в период функционирования зон отдыха, спортивно — оздоровительных комплексов, ярмарок и т.п.;
  • специальные маршруты, действующие на договорной основе;
  • маршруты временные, вводимые при возникновении непредвиденных ситуаций на улично — дорожной сети, закрытии отдельных участков, транспортных узлов и площадей.

14. Маршруты проходят по улично — дорожной сети города, включающей магистрали федерального и местного значения, улицы и проезды, дорожные сооружения при соблюдении требований эксплуатации:

  • по содержанию, ремонту и уборке дорожного полотна, бортового камня, отбойного бруса и спецсооружений с сохранением установленных габаритов и радиусов поворотов;
  • по размещению и содержанию остановочных пунктов;
  • по освещению трассы маршрута;
  • по наличию и содержанию системы сигнализации и средств связи, дорожных знаков и дорожной разметки;
  • по своевременной подрезке зеленых насаждений, расположенных вдоль трасс маршрутов.

15. Маршруты по режимам движения подразделяются на:

  • обычные маршруты со всеми остановками (со средней длиной перегона 0,4 — 0,6 км);
  • полуэкспрессные маршруты, имеющие остановочные пункты в крупных пассажирообразующих и пересадочных узлах с длиной перегона от 1,0 до 2,5 км;
  • экспрессные маршруты, имеющие минимальное количество промежуточных остановочных пунктов, связывающие крупные пассажирообразующие пункты с вокзалами, аэропортами, пристанями и т.п.;
  • маршруты экскурсионные.

16. Остановочные пункты маршрутов размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров, при соблюдении правил дорожного движения и правил технической эксплуатации таких пунктов.

17. Остановочный пункт должен быть оснащен:

  • остановочным указателем с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, наименовании данного пункта, конечных пунктов маршрута, интервалах движения по периодам суток, а при интервалах движения свыше 30 мин. — времени прохождения подвижного состава через этот пункт. В случае работы маршрута только в отдельные периоды дня на остановочном указателе приводится соответствующая информация;
  • посадочной площадкой, ограниченной бортовым камнем со стороны проезжей части;
  • павильоном (при наличии места на уличной сети) для ожидающих транспорт пассажиров.

18. Создание новых маршрутов производится организациями пассажирского транспорта по согласованию с органами местного самоуправления.

Оплата проезда

19. Уровень тарифов на перевозки пассажиров и провоз багажа устанавливается органами местного самоуправления, а также исполнительной власти.

20. Пассажир обязан иметь проездной документ (билет) установленной формы или иной документ, подтверждающий его право на проезд.

21. Предварительная продажа проездных билетов производится в кассах автовокзалов, автостанций, специально созданных пунктах продажи, а также через организации торговли, водителями или кондукторами пассажирского транспорта.

22. Уведомление населения о предстоящем изменении тарифов на пассажирские перевозки должно осуществляться через средства массовой информации не позднее 15 суток до введения новых тарифов.

Условия и порядок проезда пассажира

23. Посадка и высадка пассажиров может осуществляться только на остановочных пунктах. При наличии на маршруте остановок "по требованию" пассажир должен заблаговременно известить водителя о необходимости остановки транспортного средства. При нахождении пассажиров на этом остановочном пункте водитель обязан остановить транспортное средство.

24. Пассажир при поездке обязан хранить приобретенный проездной документ в течение всего времени поездки и предъявить его или документ, подтверждающий право на проезд, по первому требованию лиц, специально уполномоченных на проведение контроля.

25. Водитель (кондуктор) обязан при посадке пассажиров периодически напоминать о необходимости оплаты проезда.

26. Посадка и высадка пассажиров производится в следующей последовательности:

  • в автобусах, имеющих одну дверь, — сначала высадка, а затем посадка;
  • в автобусах, имеющих две двери, — высадка пассажиров через обе двери, а посадка через заднюю дверь;
  • в автобусах, имеющих три двери, — высадка через все двери, а посадка через заднюю и среднюю двери.

27. Правом посадки через переднюю дверь автобуса пользуются пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, инвалиды и престарелые граждане.

28. Пассажир, у которого имеется месячный или единый проездной билет либо другой документ, подтверждающий право на проезд, обязан предъявить его при посадке в автобус.

29. На городских и пригородных маршрутах пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет включительно, если он не занимает отдельного места.
При следовании с пассажиром нескольких детей в возрасте до 7 лет включительно на каждого ребенка, кроме одного, приобретаются проездные билеты.

30. Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан в салоне автобуса отводится 6 — 12 передних мест в зависимости от его вместимости. Иные пассажиры, занимающие эти места, должны освободить их для указанных лиц.

31. Водитель обязан отправлять автобус от остановки только с закрытыми дверями после полного окончания высадки и посадки пассажиров, четко и правильно объявлять остановки, а при изменении маршрута следования объявлять об этом на каждом остановочном пункте. Переполнение салона автобуса сверх установленной общей вместимости, установленной для конкретного типа автобуса, не допускается.

32. В случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью, аварией и т.п. выданные пассажирам проездные документы действительны для проезда в другом автобусе этого же маршрута. Пересадка пассажиров в другой подвижной состав производится водителем снятого с маршрута автобуса.

33. При поездке в автобусе запрещается: проезд пассажиров в нетрезвом состоянии, курение пассажиров и водителя в салоне автобуса, открывание окон без разрешения водителя, провоз запрещенных к перевозке вещей, указанных в п. 37 настоящих Правил.

Перевозка багажа

34. Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно — одно место ручного багажа размером до 60 см х 40 см х 20 см, в том числе мелких животных и птиц в клетках, одну пару лыж (детские санки), детскую коляску. Провоз одного места багажа размером более 60 см х 40 см х 20 см, но не более 100 см х 50 см х 30 см производится за плату в соответствии с тарифом.

35. Упаковка и перевозка багажа должны полностью исключать возможность причинения какого-либо ущерба пассажирам и транспортному средству.

36. Стоимость провоза багажа устанавливается в том же порядке, что и стоимость проезда пассажира.

37. Запрещается перевозить:

  • огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, зловонные вещества;
  • огнестрельное оружие без чехлов;
  • предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров;
  • предметы и вещи габаритом более 100 см х 50 см х 30 см или весом одного места свыше 60 кг.

Опубликовано 20 июля 2005

Ключевые слова: пассажирские перевозки, правила пассажирских перевозок, лицензирование пассажирских перевозок, лицензия пассажирских перевозок, правила перевозок пассажиров

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector