При сухой погоде тормозной путь автомобиля 23м

Разделы: Физика

  1. Отработать математические понятия, применяемые в формулах движения: скорость, время, пройденный путь;
  2. Совершенствовать навыки перевода единиц, применяемых в формулах на движение.
  3. Научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни.
  4. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
  5. Повторить с учащимися элементарные «Правила дорожного движения».

Оборудование: плакаты «Дорожные знаки», правила дорожного движения, стенгазетами с соответствующей тематикой (кабинет оформляется за неделю до урока), презентация Power Point «Дорожные знаки».

Ход урока

I. Разбор задач (коллективная поисковая работа)

Задача № 1. Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со скоростью 54 км/ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12м? Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя скорость пешехода— 1,5м/с.

1). 54 км/ч=54000 м/3600 с =15 м/с

2)12 м:15м/с = 0,8 с — время обгона автомобилем автобуса.

3) 15м*0,8=1,2м — путь, проделанный пешеходом.

Ответ: Люди, вышедшие из передней двери и начавшие переход спереди автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же направлении.

Задача № 2. При ограничении скорости 40 км/ч автомобиль двигался со скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость?

Ответ: Водитель превысил скорость на 25 %, это очень опасно для уличного движения.

Задача № 3. На расстоянии 40 км от пешехода движется автомобиль со скоростью 36 км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 м? Скорость пешехода 1,5м/с.

2) 40м:10 м/с = 4с — время, которое потребуется автомобилю, чтобы поравняться с пешеходом.

3) 1,5 м/с*4с-6м – путь, который может за это время пройти пешеход.

Ответ: Анализируя, можно сделать вывод, что пешеход успевает пересечь дорогу. Но пешеходу следует помнить о том, что при переходе дороги могут возникнуть помехи его движению: он может поскользнуться, споткнуться, столкнуться со встречным пешеходом и т.п., следовательно, в этой ситуации безопаснее пропустить автомобиль.

Задача № 4. Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?

Задача № 5. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал ученик нашей школы? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с).

Задача № 6. Какие Дорожные знаки есть в районе нашей школы? Объясните их предназначение. (Приложение 1)

II. Самостоятельная работа (по вариантам)

Решить две задачи и к каждой задаче написать соответствующее правило дорожного движения,

1. Ученик переходит дорогу по зеленому сигналу светофора со скоростью 1,2 м/с. Ширина дороги — 15м. С двух сторон к переходу, не снижая скорости, приближаются два автомобиля со скоростью 36км/ч. Светофор горит 10с. В момент включения светофора расстояние от автомобилей до перехода составляло 100 м. Оцените ситуацию. Как должен поступить ученик?

1) 36 км/ч =36000м/3600с= 10 м/с

2) 100 м: 10 м/с =10 с — потребуется автомобилям, чтобы поравняться с пешеходным переходом.

3) 1,2 м/с * 10 с =12м — путь, который может пройти пешеход.

Ответ: Ученик не успевает пересечь дорогу, он должен переждать на осевой линии или на островке безопасности.

2. Выразите скорость 25 м/с в км/ч. Не будет ли эта скорость выше разрешенной в городе?

1) 25 м/с=25 м/с*3600/1000м=90 км/ч.

2) 90 км/ч >60 км/ч.

Ответ: Скорость будет выше разрешенной.

1. Ширина проезжей части дороги 9 м. Скорость движения школьников 0,9 м/с. Успеют ли они все перейти пешеходный переход по зеленому сигналу светофора, если длина колонны школьников 18 м, сигнал горит 20 с? Как должны идти дети?

1) 18м+9м=27м—путь, который должен пройти последний школьник.

2) 27м :0,9 м/с = 30 с — потребуется времени, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги.

Ответ: Не успеют. Дети в колонне должны идти с флажком. Транспорт обязан пропустить колонну.

2. Автомобиль движется так, что каждые 200 м проходит за 10 с. Нарушает ли водитель «Правила дорожного движения», если на обочине стоит знак ограничения скорости до 40 км/ч?

2) 20 м/с =20 м/с*3600с/1000= 72 км/ч — скорость автомобиля

3) 72 км/ч > 40 км/ч

Ответ: Водитель нарушил правила.

(после самостоятельной работы, учащиеся говорят ответ и зачитывают выводы правила, которые они записали к каждой задаче).

III. Домашнее задание

1. Задача: При сухой погоде тормозной путь автомобиля — 23м, а при гололеде он увеличивается до 69 м. Какую часть тормозной путь до гололеда составляет от тормозного пути во время гололеда? Во сколько раз увеличился тормозной путь? Как это можно учитывать водителю, пешеходу?

1) 23:69=23/69 =1/3 часть

Ответ: Водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать торможение дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофору

2. Нарисовать маршрут дороги от дома до школы. На нем указать расположение всех встречающихся дорожных знаков. Объяснить их предназначение.

3. Можно дать дополнительные задачи, в зависимости от подготовки класса и степени усвоения материала. (Приложение 2)

Дополнительный материал к уроку

Как родились ПДД?

Пока человек ходил по земле, все было просто и ясно. Но стоило ему оседлать коня и сесть на облучок повозки, все сразу осложнилось. Одни, следуя в экипажах, ни за что не хотели уступать дорогу другим. Доставалось и пешеходам: то их собьет с ног быстро несущийся экипаж, то лихой кучер огреет зазевавшегося прохожего. Так появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дороге.

Прообразом современных ПДД стали указы царствующих особ строго соблюдать правила езды и хождения. Так, царица Анна Иоанновна пыталась навести порядок строгими мерами. В 1730 году она издала указ: «Извозчикам и прочим всяким чинов людям ездить со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу».

Скоро правила дополнились новыми положениями: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны», «на мостах через реки карет не обгонять». Еще позже появились указы, позволяющие ездить только по мостовым, а не по тротуарам. А в 1812 году в Москве уже действовали самые настоящие правила, ограничивающие скорость передвижения и указывающие место остановки экипажей.

Когда на дорогах появились первые автомобили, на них поначалу ополчились все: и власти, и обыватели, и церковь, увидевшая в них победу науки над религией. Например, в Риме запрещалось ездить на автомобиле после 9 часов вечера. В Германии при встрече с лошадью надо было не только не остановиться, но и заглушить двигатель, чтобы «не пугать несчастных животных». В Англии «механическими повозками» должны были управлять, по крайней мере, 3 персоны. В городах перед механической повозкой должен был бежать человек с красным флагом, чтобы предупреждать тем самым об опасности. Сейчас и представить себе трудно, как это перед каждым движущимся автомобилем пустить пешехода, чтобы он бежал и подавал какой-либо сигнал.

Читайте также:  Перерасход и экономия топлива

Про дорогу и улицу

Слова «улица» и «дорога» — не «родственники» но, тем не менее, имеют немало общего. Значения этих слов в современном русском языке являются смежными: улица — это пространство между двумя рядами домов в населенном пункте. Дорога — это пространство для проезда или перехода. В городах улицы широкие, и дороги «исчезают» в проезжих частях (для транспорта) и тротуарах (для пешеходов). А в небольших деревнях (есть ведь и такие, где всего лишь одна улица!) улица, особенно если она узкая, может совпадать с дорогой. Поэтому эти слова нередко выступают как синонимы.

Такое их употребление мы видим в диалектах русского языка и в отдельных славянских языках. Так, слово «улица» обозначает в некоторых диалектах дорогу, а слово «дорога» — улицу. В верхнелужицком языке «groha» значит и «дорога», и «улица». В чешском языке «ulica» — это не только «улочка», «переулок», но и «проход». Французское слово «rue» — улица сходно по происхождению c латинским ruga — «дорога»; итальянское «strada» означает «дорога, улица», польское «alega» — это «аллея, улица».

Как же выглядят «метрики» наших слов?

Слово «улица» было создано с помощью суффикса -иц- на базе существительного «-ула-», родственного слову «улей». Слово «дорога» произошло от праславянского «dorga», означавшего очищенное в лесу, пустое пространство. Оно было образовано с помощью суффикса -г- и основы -дор-.

Как видим, слова «улица» и «дорога» хотя и не из одной семьи, но тем не менее близкие лексические товарищи, товарищи по одному значению и дальнейшей языковой судьбе.

По материалам книги Н.М. Шанского «В мире слов»

Кто придумал светофор?

Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зеленый цвет, а что — красный. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись в нем с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил — дежурил специальный полицейский.

Вскоре устройство оснастили газовым фонарем, чтобы изменения цветов были видны и в темное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека.

Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее — в Чикаго и Нью-Йорке. Светофоры были, на сей раз электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два сигнала — красный и зеленый. Желтый цвет появился только в 1918 году.

В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка. С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление. Так, в 1955 году в столице на Садовом кольце появилась первая «зеленая волна», состоящая из пяти светофоров: автомобиль, попадавший на первом светофоре на зеленый свет, беспрепятственно проезжал все остальные.

Организация движения была проблемой задолго до появления автомобилей. Юлий Цезарь был, вероятно, первым правителем в истории, который ввел правила дорожного движения. Он, например, принял закон, по которому женщины не имели права управлять колесницами в Риме.

С возникновением автомобилей появились первые регулировщики, которые стояли на дорогах и рукой показывали направление движения. Потом им выдали сигнальные фонари. Но они не могли решить всех проблем.

В 1927 году два человека запатентовали «автоматического регулировщика». Один из светофоров, изобретенный Гарри Хау из Йельского университета, был установлен в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, в апреле 1928 года.

Этот механизм работал так: машина, подъезжая к такому указателю, давала сигнал в сигнальную будку, и оттуда исходила команда включить для подъехавшей машины разрешающий сигнал. Этот тип светофора, но только теперь уже с применением светового сигнала, существует и в наши дни.

Чарльз Адлер в 1928 году также изобрел регулятор дорожного движения, в котором использовался микрофон для подачи сигнала в сигнальную будку. Водитель, видя красный свет, дул в рожок. Микрофон передавал звук в сигнальную будку, оттуда поступал ответный сигнал сменить цвет светофора. В наши дни существуют разные виды дорожных регуляторов, которые тоже реагируют на звук для переключения светофора.

Безопасность дорожного движения

На втором сиденье мотоцикла можно перевозить пассажира только с 12 лет. Через сколько месяцев вы сможете покататься (допустим, мальчику 10 лет и 4 месяца)?

3) 24-4=20 (месяцев)

Ширина проезжей части дороги 15метров. Зелёный сигнал светофора горит 20 секунд. С какой скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?

15 метров:20 секунд=0,75метровсекунд

Мотоциклист едет со скоростью 95километровчас, а скорость велосипедиста на 76 километровчас меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться?

1) 95-76=19 (километровчас)

Ответ: легче остановиться велосипедисту: чем меньше скорость, тем короче тормозной путь.

На расстоянии 15метров от пешеходного перехода одновременно затормозили два автомобиля. Тормозной путь первого составил 12метров, второго на 4метра больше. Кто из водителей нарушил правила и почему?

2) 12метров 15метров

3) 16метров 15метров

Ответ: правила нарушил второй водитель, так как остановился на пешеходном переходе.

При стоящем ограничителе скорости 40километровчас автомобиль двигался со скоростью 50километровчас. На сколько процентов он превысил скорость?

1) 50-40=10 (километровчас)

Школьник из пункта А в пункт В может попасть двумя путями. Из пункта А в пункт В через пункт С и по прямой АВ. Измерить углы между линиями, по которым он может двигаться. Какой путь будет правильным, если школьник движется по перекрёстку?

ВАС=45 , АВС=45 , АСВ=90

Ответ: безопасный путь соответствует ломаной линии АСВ.

Ваня сосчитал, что по дороге в одну сторону прошло машин в два раза больше, чем в другую. Сколько транспортных единиц прошло в каждую сторону, если Ваня сосчитал их всего 99? Как при таком потоке безопасно пересечь дорогу?

Читайте также:  Ручные лебедки какие лучше

1) 99:3=33 (транспортных единиц)

2) 33*2=66 (транспортных единиц)

Ответ: только по светофору или по пешеходному мосту (переходу).

Ширина кузова автомобиля 2,5метров, длина 4метра, высота борта 60сантиметров. Найти объём кузова. Можно ли перевезти на этом автомобиле груз большего объёма? Какие существуют ограничения размеров перевозимого груза? Как безопасно перевозить груз, длина которого больше длины кузова?

2) 2,5*4*0,6=6 (кубических метров)

Ответ: можно. Есть знак ограничения габаритов (под мостами, арками). На конце груза – сигнальный фонарь.

При сухой погоде тормозной путь автомобиля 23метра, а при гололёде он увеличивается до 69метров. Во сколько раз увеличился тормозной путь? Как это нужно учитывать водителю, пешеходу?

Ответ: водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать тормозной путь дальше от пешеходной дорожки, перекрёстка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофора.

1.Тормозной путь автомобиля меняется в зависимости от состояния проезжей части дороги. Во сколько раз изменится тормозной путь в каждом случае? Как это должен учитывать водитель? Пешеход?

Водитель должен снижать скорость в дождь и снег и начинать тормозить на большем расстоянии от светофора. Пешеход должен быть предельно внимателен и переходить дорогу только по зелёному сигналу светофора.

2.В 1970 году в Магнитогорске в личном пользовании было 3,09 тысяч транспортных единиц. К 1990году эта цифра возросла до 32,2 тысяч единиц. Во сколько раз возросло количество транспортных единиц в личном пользовании за тот период?

Ответ: больше, чем в 10 раз.

3.Школьники пересекают перекрёсток. Чему равен их путь, если они находились в пункте А, в пункте В? Ширина дороги – 7метров. Сколько времени дети будут находиться на проезжей части дороги, если скорость их движения 1метрсекунда?

1) Из пункта А: 7метров+7метров=14метров

2) Из пункта В: 7метров

Другой вариант решения:

Можно ли, двигаясь с той же скоростью, попасть в школу из пункта А быстрее?

Ответ: если нарушить правила и идти из пункта А по прямой в школу, то время нахождения по проезжей части сократится, но школьники будут подвергать в большей мере свою жизнь опасности.

4.Сколько времени потребуется Пете, чтобы догнать товарищей, если он бежит со скоростью 1,3метрасекунду, а ширина дороги 6,5метра? Успеет ли он безопасно перебежать дорогу, если с момента его вступления на пешеходный переход зелёный сигнал светофора будет гореть 6секунд?

2) 5секунд 6секунд

5.Школьник начинает двигаться по пешеходному переходу и из-за ограниченного обзора не видит дальний автомобиль в течение 1,2секунд. Что произойдёт, если школьник будет переходить дорогу со скоростью 5метровсекунду; переходить дорогу со скоростью 1,2метровсекунды, если ширина проезжей части дороги 8метров? Какой вариант перехода в данном случае является безопасным?

2) 6метров 8метров – мальчик не успеет перейти дорогу и попадёт под автомобиль.

1,2метровсекунду*1,2секунд=1,44метров – мальчик заметит автомобиль и успеет остановиться.

Ответ: школьник должен остановиться на середине дороги.

6.Во время снегопада остановочный путь автомобиля равен 70метров, а в сухую погоду – 23метра. Во сколько раз увеличивается остановочный путь при изменении погодных условий? Как это должен учитывать пешеход?

Ответ: соблюдать правила дорожного движения. Не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Переходить дорогу только по зелёному сигналу светофора.

7.Сколько времени нужно человеку, чтобы, выйдя из автобуса, пересечь дорогу со скоростью 1,5метрасекунду? Длина автобуса 9метров. Ширина проезжей части дороги 8метров. Расстояние от автобусной остановки до пешеходного перехода 21метр. Какой вариант перехода будет наиболее безопасным? Почему?

1) 8метров:1,5метрасекунду=5,3секунды – первый вариант перехода

2) 9метров+8метров=17метров; 17метров:1,5метровсекунду=11,3секунду – второй вариант перехода

3) 9метров+21метр+8метров=38метров; 38метров:1,5метровсекунду=25,3секунды – третий вариант перехода.

Ответ: наиболее безопасным является третий вариант. При этом пешеход проигрывает во времени, но не подвергает свою жизнь опасности.

8.Зелёный сигнал светофора горит 15секунд. С какой скоростью нужно двигаться, чтобы перейти дорогу и вернуться обратно, если ширина дороги 9метров?

1) 9метров*2=18метров – необходимо пройти человеку

9.Выразить скорость 25метровсекунду в километрахчас. Не будет ли эта скорость выше, чем на указателе?

2) 90километровчас 60километровчас

Ответ: скорость будет выше, чем на указателе.

10.Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со скоростью 54километрачас, чтобы обогнать стоящий автобус длиной 12метров? Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя скорость пешехода 1,5метрасекунду.

Ответ: люди, вышедшие из передней двери и начав переход, могут попасть под колёса автомобиля, идущего в том же направлении/

1.К охраняемому железнодорожному переезду движется автомобиль со скоростью 18километровчас. По железнодорожному пути движется поезд со скоростью 90километровчас. Успеет ли автомобиль пересечь железнодорожное полотно, если водитель заметил состав, находясь на расстоянии 180метров от переезда? Расстояние от переезда до состава 600метров.

1) 180метров:18метровсекунд=10секунд (потребуется автомобилю, чтобы достичь переезда)

3) 600метров:25метровсекунду=24секунды (нужно поезду, чтобы достичь переезда)

4) 24секунды 10секунд

Ответ: успеет достичь переезда, но пересекать железнодорожный путь нельзя. Это очень опасно.

2.Серёжа со скоростью 40 метровминуту направился к школе, отстоящей от дома на расстоянии 1,2. Одновременно, вслед за ним, по тому же пути со скоростью 70метровминуту идёт в школу Володя. Через сколько минут Володя догонит Серёжу, если Володе пришлось дважды дожидаться на перекрёстках разрешающего сигнала светофора? Время переключения светофора – 30 секунд. Есть ли смысл перебегать на «красный свет», пытаясь сэкономить время?

Пусть хчасов – время, которое нужно Володе, чтобы догнать Серёжу, не останавливаясь на перекрёстках; 40х(метров) – путь, который прошёл Серёжа; 70х(метров) – путь, который прошёл Володя;

Ответ: 8 минут потребуется Володе, чтобы догнать Серёжу. Не имеет смысла подвергать свою жизнь опасности из-за одной минуты.

3.Ученику нужно пересечь перекрёсток, чтобы из пункта А попасть в пункт В. Ширина дороги 15 метров. Найти кратчайший безопасный путь для ученика.

АСВ: 15 метров+15 метров=30 метров – кратчайший безопасный путь;

АВ: 15 +15 =225+225=450 21 метр – данный кратчайший не является безопасным.

4.На расстоянии 40 метров от пешехода движется автомобиль со скоростью 36километровчас. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 метров? Скорость пешехода 1,5 метровсекунду.

1) 36 километровчас=10 метровсекунду

2) 40 метров:10 метровсекунду=4 секунды – время, которое потребуется автомобилю, чтобы поравняться с пешеходом;

3) 1,5метровсекунду*4 секунды=6 метров – путь, который может за это время пройти пешеход.

Ответ: пешеход успеет пересечь дорогу. Однако могут возникнуть помехи движению, человек может подскользнуться, споткнуться, столкнуться со встречным пешеходом. Безопаснее пропустить автомобиль.

5.Велосипедист решил обогнать стоящий автобус. Безопасным ли будет манёвр, если по встречной полосе идёт транспорт со скоростью 90 километровчас. Длина автобуса 6 метров. На момент обгона расстояние между велосипедистом и движущимся транспортом составляло 200 метров. Скорость велосипедиста 18 километровчас.

Читайте также:  Замена свечей на двигателе

1) 90 километровчас=25 метровсекунду

2) 18 километровчас=5 метровсекунду

3) 200 метров:25 метровсекунду=8 секунд – потребуется транспорту, чтобы поравнятся со стоящим автобусом

4) 6 метров:5 метровсекунду=1,2 – нужно велосипедисту, чтобы обогнать автобус

5) 1,2секунды 8секунд

Ответ: можно обгонять.

6.На рисунке дан график зависимости остановочного пути от скорости движения. Определить по графику, с какой максимальной скоростью может ехать автомобиль, чтобы затормозить у пешеходного перехода. На момент начала торможения расстояние от автомобиля до пешехода составляло 50 метров. Асфальт сухой.

По графику: =76 километровчас

Изменится ли этот ответ, если пройдёт дождь?

Да. 62 километрачас.

7.Ученик переходи дорогу по «зелёному» сигналу светофора, двигаясь со скоростью 1,2 метрасекунду. Ширина дороги 15метров. С двух сторон к переходу, не снижая скорости, приближаются два автомобиля со скоростями 36 километровчас. Светофор горит 10 секунд. В момент включения светофора расстояние от автомобилей до перехода составляло 100 метров. Оцените ситуацию. Как поступит ученик?

1) 36 километровчас=36000метров:3600секунд=10метровсекунду

2) 100метров:10метровсекунду=10секунд – потребуется автомобилям, чтобы поравняться с пешеходным переходом.

4) 15метров 12мтров.

Ответ: ученик не успеет пересечь дорогу. Он должен переходить по осевой линии или на островке безопасности.

8.Пользуясь рисунком (про тормозной путь), построить график зависимости тормозного пути от скорости движения автомобиля. Как это должен учитывать пешеход, переходя улицу там, где нет светофора? Тормозной путь в зависимости от скорости движения.

Выбранный для просмотра документ Остановочный путь автомобиля.docx

Беляева Ирина Даниловна

преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Привольненской СОШ,

п. Привольный Багаевского р-на Ростовской обл.

План конспект урока ОБЖ 5 класс

Тема урока: Остановочный путь автомобиля.

Тип урока. Комбинированный.

Образовательные: Рассмотреть составные части остановочного пути автомобиля, изучить факторы, влияющие на длину тормозного пути автомобиля.

Развивающие: Продолжить формирование личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за своё поведение на дороге.

Оборудование и материалы к уроку: игрушечные машины различного размера, ковровая дорожка, мультимедийная доска, проектор, презентация, набор дорожных знаков, ватман, фломастеры, ножницы, набор картинок (различные транспортные средства), клей.

Главная проблема урока.

Убедиться, что длина остановочного пути автомобиля зависит от различных условий.

Доказать необходимость соблюдения ПДД для сохранения жизни учащихся.

Соревнования на дальность проезда машин. Совместное формулирование темы и проблемы урока.

Изучение нового материала. Презентация. Решение расчётных задач.

Распределение на группы.

Изготовление и защита мини – проектов

Этапы и виды деятельности учеников

с примерной разбивкой времени по минутам.

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Игровые задания, обсуждение результатов соревнований.

Урок начинается с соревнования: чья машинка дальше проедет после толчка.

Соревнования проводятся дважды, вначале на полу, а затем на ковровой дорожке. Машинки все разные.

Дети делают вывод, что длина проезда зависти от силы толчка (скорости движения автомобиля), размера (массы) машины и состояния дорожного покрытия.

Презентация по теме, решение расчётных задач.

Формирование мыслительных операций, ответы

учителя, работа в парах,

решение расчётных задач.

Задачи решают ученики попарно, а результаты обсуждаются всеми.

Просмотр и обсуждение слайдов. Слайды: пешеходы – жертвы ДТП, устройство тормозной системы автомобиля, составные части остановочного пути автомобиля.

Решение задач на определение пути, который проедет автомобиль при различных условиях.

Произведя расчёты, дети могут оценить расстояние, которое проедет автомобиль после нажатия на тормоз при различных условиях.

Распределение на группы.

Данный этап урока заменяет динамическую паузу. Распределение на группы, подготовка столов для работы.

Небольшая перестановка мебели в классе: столы сдвигаются попарно, на них ставятся таблички с указанием группы знаков (запрещающие, предписывающие, предупреждающие). Учащиеся по очереди подходят к столу учителя, берут знак из коробки, определяют принадлежность его к определённой группе и занимают место за соответствующим столом.

Учащиеся распределяются на группы.

Овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, распределение работы между членами коллектива

Оформление мини-проекта, используя раздаточный материал, коллективное проектирование.

Учащиеся изготавливают проект в виде рисунка, аппликации или схемы.

проекта, закрепление полученных знаний.

Выступление одного или нескольких членов группы по защите проекта.

Защита подготовленных проектов

Развитие творческой деятельности, умения слушать собеседника и задавать вопросы; умение излагать свое мнение и доказывать свою точку зрения

Подведение итогов урока

Рефлексия по поводу проделанной работы

Ученики высказываются по поводу того, был ли полезен для них данный урок, и продолжают фразу: Переходя дорогу, я буду помнить, что……

Развитие умения проводить рефлексию своей деятельности.

Осмысление домашнего задания.

Придумать эксперимент, стихотворение, рисунок и т.д. доказывающий малышам, что автомобиль не может сразу остановиться. Учитывать различные условия.

Развитие креативных способностей учащихся.

Формы контроля и оценки результатов урока.

Контроль усвоения и оценку результатов урока производит учитель, ориентируясь на своё объективное мнение.

Дополнительные материалы к уроку.

Примеры задач (остальные аналогичные, но с другими данными)

Автомобиль «Лада — Калина» движется со скоростью 70 км/ч по сухой шоссейной дороге. На проезжую часть выехал велосипедист. Водитель увидел препятствие. Определите остановочный путь автомобиля, если:

S1 = 19,44 м (время реакции водителя 1 с),

S = S 1 + S 2 + S 3= 19,44 + 6,41 + 24,2 50 м

Ответ: остановочный путь равен примерно 50 м.

Во время снегопада остановочный путь автомобиля равен 69 м, а в сухую погоду – 23 м. Во сколько раз увеличивается остановочный путь при изменении погодных условий? Как это должен учитывать пешеход?

Ответ: пешеход должен соблюдать правила дорожного движения. Не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Переходить дорогу только по зеленому сигналу светофора.

Груженый автомобиль «МАЗ-500» движется со скоростью 50 км/ч, и его фактический тормозной путь составляет примерно 27 м. У того же автомобиля при скорости 20 км/ч фактический тормозной путь равен 4 м. Сравните скорости и тормозные пути. Как это должны учитывать пешеходы?

1) 50 : 20 = 2,5 (раза)

2) 27 : 4 = 6,75 (раза)

Ответ: при увеличении скорости в 2,5 раза тормозной путь увеличивается в 6,75 раза, а это больше чем 2,5. Пешеходы должны помнить, что чем быстрее движется автомобиль, тем на большем расстоянии от него нужно переходить дорогу.

Рекомендуемые ученикам материалы ( адреса в сети Интернет): ddd gazeta.ru ; perekrestok.ucoz.com ; tvoyrebenok.ru ; http://schoolofsafety.ucoz.ru

Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку.

Алексеев, Ю. Г. Люди и автомобили. — М., 1990.

Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.

Емелъянчик, В. К., Капитонова, М. Е. Ваши шансы избежатьбеды,- СПб.: КАРО, 2002.

Якупов, А. М, Загребин, Б. А. и др. Сборник задач по основам безопасности дорожного движения. 4—9 кл. — Тула: Тульский полиграфист, 2000.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector