Признаки неисправности троса сцепления

При интенсивной эксплуатации автомобиля могут возникнуть различные неисправности сцепления. Различают неисправности собственно сцепления и неисправности привода сцепления. К неисправностям сцепления относятся:

износ и повреждения накладок ведомого диска;
деформация ведомого диска;
замасливание накладок ведомого диска;
износ шлицев ведомого диска;
износ или поломка демпферных пружин;
поломка или ослабление диафрагменной пружины;
износ или поломка подшипника выключения сцепления;
износ поверхности маховика;
износ поверхности нажимного диска;
заедание вилки выключения сцепления.

Привод сцепления в зависимости от вида может иметь следующие неисправности:

а) механический привод

заедание, удлинение или повреждение троса;
повреждение рычажной системы;
б) гидравлический привод

засорение гидропривода;
нарушение герметичности системы (подтекание рабочей жидкости, наличие воздуха в системе);
неисправность рабочего цилиндра (повреждение манжеты).

Износ и поломка конструктивных элементов сцепления происходят, в основном, из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля: трогание с места на высоких оборотах, нога на педали сцепления во время движения.

Одной из причин поломки или износа может стать предельный срок эксплуатации элементов сцепления. В большей степени это касается ведомого диска сцепления, имеющего ограниченный ресурс. При соблюдении правил эксплуатации данный элемент исправно служит свыше 100 тыс.км пробега. У «гонщиков» сцепление редко доживает до 50 тыс.км.

Причиной поломки сцепления может стать и низкое качество комплектующих. При покупке запасных частей предпочтение следует отдавать оригинальным деталям.

Замасливание фрикционных накладок ведомого диска происходит при попадании на них масла вследствие износа или повреждения сальников двигателя или коробки передач.

Неисправности сцепления хорошо диагностируются по внешним признакам. Вместе с тем, один внешний признак может соответствовать нескольким неисправностям сцепления. Поэтому конкретные неисправности сцепления устанавливаются, как правило, при его разборке.

Внешними признаками неисправностей сцепления являются:

неполное выключение (сцепление «ведет»);
неполное включение (сцепление «буксует»);
рывки при работе сцепления;
вибрация при включении сцепления;
шум при выключении сцепления.

Неполное выключение сопровождается затрудненным включением передач на работающем двигателе, шумом, треском при переключении передач, увеличением свободного хода педали сцепления.

«Пробуксовка» сцепления характеризуется запахом от горения фрикционных накладок ведомого диска, недостаточной динамикой автомобиля, перегревом двигателя, повышенным расходом топлива.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности сцепления:

деформация ведомого диска;
износ шлицев ведомого диска;
износ или повреждение накладок ведомого диска;
поломка или ослабление диафрагменной пружины;
неисправность рабочего цилиндра;
засорение гидропривода;
нарушение герметичности привода;
заедание, удлинение или повреждение троса;
повреждение рычажной системы

износ или повреждение накладок ведомого диска;
замасливание ведомого диска;
поломка или ослабление диафрагменной пружины;
износ рабочей поверхности маховика;
засорение гидропривода;
неисправность рабочего цилиндра;
заедание троса;
заедание вилки выключения сцепления

рывки при работе сцепления:

износ или повреждение накладок ведомого диска;
замасливание ведомого диска;
заедание ступицы ведомого диска на шлицах;
деформация диафрагменной пружины;
износ или поломка демпферных пружин;
коробление нажимного диска;
ослабление опор крепления двигателя

вибрация при включении сцепления:

износ шлицев ведомого диска;
деформация ведомого диска;
замасливание ведомого диска;
деформация диафрагменной пружины;
ослабление опор крепления двигателя

шум при выключении сцепления:

износ или повреждение подшипника выключения сцепления

Неисправности сцепления автомобиля внешне выражаются в его пробуксовке, работе рывками, шумом или гулом, вибрацией при включении, неполном включении. Необходимо различать неисправности непосредственно сцепления, а также привода сцепления или самой коробки. Привод бывает механический и гидравлический, и у каждого из них есть свои конструктивные особенности и неполадки.

Само сцепление состоит из корзины и ведомого диска (дисков). Ресурс всего комплекта зависит от нескольких параметров — качества изготовления и марки сцепления, его технических характеристик, а также условий эксплуатации машины, и в частности, узла сцепления. Обычно на стандартной легковой машине до пробега в 100 тысяч километров со сцеплением не должно возникать никаких проблем.

Таблица неисправностей сцепления

Признаки Причины
Сцепление «ведет» (не расходятся диски) Варианты:
  • признак деформации ведомого диска;
  • износ шлицев ведомого диска;
  • износ или повреждение накладок ведомого диска;
  • поломка или ослабление диафрагменной пружины.
Буксует сцепление Свидетельствует про:
  • износ или повреждение накладок ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;
  • поломка или ослабление диафрагменной пружины;
  • износ рабочей поверхности маховика;
  • засорение гидропривода;
  • неисправность рабочего цилиндра;
  • заедание троса;
  • заедание вилки выключения сцепления.
Рывки автомобиля при работе сцепления (при трогании машины с места и при переключении скоростей в движении) Возможные варианты поломки:
  • износ или повреждение накладок ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;
  • заедание ступицы ведомого диска на шлицах;
  • деформация диафрагменной пружины;
  • износ или поломка демпферных пружин;
  • коробление нажимного диска;
  • ослабление опор крепления двигателя.
Вибрация при включении сцепления Может быть:
  • износ шлицев ведомого диска;
  • деформация ведомого диска;
  • замасливание ведомого диска;
  • деформация диафрагменной пружины;
  • ослабление опор крепления двигателя.
Шум при выключении сцепления Износ или повреждения выжимного подшипника включения/выключения сцепления.
Сцепление не выключается Случается при:
  • повреждении троса (механический привод);
  • разгерметизации системы или попадании воздуха в систему (гидравлический привод);
  • вышел из строя датчик, управляющего или исполнительного механизма (электронный привод).
После выжима сцепления педаль остается в полу Бывает когда:
  • соскакивает возвратная пружина педали или вилки включения;
  • подклинивает выжимной подшипник.

Главные неисправности сцепления

Неисправности сцепления следует разделить на две категории — неисправности непосредственно сцепления и неисправности привода сцепления. Так, к проблемам самого сцепления относят:

  • износ и повреждения накладок ведомого диска;
  • деформация ведомого диска;
  • замасливание накладок ведомого диска;
  • износ шлицев ведомого диска;
  • износ или поломка демпферных пружин;
  • поломка или ослабление диафрагменной пружины;
  • износ или поломка выжимного подшипника сцепления;
  • износ поверхности маховика;
  • износ поверхности нажимного диска;
  • заедание вилки выключения сцепления.
Читайте также:  Какой производитель фар лучше

Что касается привода сцепления, то его поломки зависит от того, каков его тип — механический или гидравлический. Так, к неисправностям механического привода сцепления относится:

  • повреждение приводной рычажной системы;
  • повреждение, заедание, удлинение и даже обрыв приводного троса.

Что касается гидравлического привода, то тут возможны следующие поломки:

  • засорение гидропривода, его патрубков и магистралей;
  • нарушение герметичности системы (выражается в том, что начинает подтекать рабочая жидкость, а также завоздушивание системы);
  • неисправность рабочего цилиндра (обычно из-за повреждения рабочей манжеты).

Перечисленные возможные неисправности сцепления являются характерными, но не единственными. О причинах их возникновения написано ниже.

Признаки неисправности сцепления

Признаки неисправного сцепления зависят от того, какими именно неисправностями они были вызваны.

  • Неполное выключение сцепления. Попросту говоря сцепление «ведет». В такой ситуации после отжимания приводной педали ведущий и ведомый диски не размыкаются полностью, и немного соприкасаются между собой. В таком случае при попытке переключить передачу раздается хруст кареток синхронизаторов. Это очень неприятная поломка, которая может привести к быстрому выходу из строя коробки передач.
  • Пробуксовка дисков. То есть, его неполное включение. Такая возможная неисправность сцепления приводит к тому, что поверхности ведомого и ведущего дисков неплотно прилегают друг к другу, из-за чего проскальзывают между собой. Признаком пробуксовки сцепления является наличие запаха горелых фрикционных накладок ведомого диска. Запах напоминает горелую резину. Чаще всего такой эффект проявляется при подъеме на крутую гору или резком старте. Еще один признак пробуксовки сцепления возникает если при увеличении оборотов двигателя происходит лишь ускорение коленчатого вала, в то время как ускорения машины не происходит. То есть, на коробку передач передается лишь небольшая часть мощности от двигателя.
  • Возникновение вибраций и/или посторонних звуков при включении или выключении сцепления.
  • Рывки при работе сцепления. Они могут появляться как во время трогания машины с места, так и в процессе езды при переключении передач на понижение или повышение.

Вибрации и рывки сцепления сами по себе являются признаками неисправности. Поэтому при их возникновении необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и устранить проблему, так ее решение будет дешевле.

Как проверить сцепление

Если при эксплуатации машины имеется хотя бы один из перечисленных выше признаков неисправности сцепления, то необходимо выполнить дальнейшую проверку отдельных элементов этого узла. Проверить сцепление на машине с МКПП без снятия можно на 3 основных неисправности.

«Ведет» или «не ведет»

Чтобы проверить, не «ведет» ли сцепление, необходимо запустить двигатель на холостых оборотах, выжать сцепление и включить первую или заднюю передачи. Если при этом приходится прикладывать значительные физические усилия или в процессе были слышны хруст или просто «нездоровые» звуки — значит, ведомый диск не полностью отходит от маховика. Точно в этом убедиться можно лишь демонтировав сцепление для дополнительной диагностики.

Еще один способ как можно проверить ведет ли сцепление заключается в том, что при езде с нагрузкой (грузом или в гору) будет слышен запах паленой резины. Это подгорают фрикционы на сцеплении. Нужно выполнять его демонтаж и осмотр.

Буксует ли сцепление

Для проверки сцепления на пробуксовку можно воспользоваться ручным тормозом. В частности, на ровной поверхности поставить машину на «ручник», выжать сцепление и включить третью или четвертую передачу. После этого попытаться плавно тронуться с места на первой передаче.

Если двигатель не справился с задачей и заглох — значит, сцепление в порядке. Если же при этом двигатель не глохнет и машина стоит на месте — значит, сцепление буксует. Ну и конечно при проверке нужно следить за тем, чтобы в процессе работы сцепления оно не издавало посторонних шумящих звуков и вибраций.

Проверка износа сцепления

Довольно просто можно проверить и степень износа ведомого диска и понять что сцепление надо менять. В частности, нужно:

  1. Запустить двигатель и включить первую передачу.
  2. Не подгазовывая, попытавшись тронуться с места проверить состояние диска сцепления.
  • если сцепление «хватает» в самом начале — значит, диск и сцепление в целом в отличном состоянии;
  • если «схватывание» происходит где-то посередине — диск изношен на 40…50% или сцепление требует дополнительной настройки;
  • если сцепление хватает лишь в конце хода педали — значит, диск критически износился и требует замены. Либо же просто необходимо выполнить регулировку сцепления с помощью соответствующих регулировочных гаек.

Причины неисправности сцепления

Чаще всего автолюбители сталкиваются с неисправностью, когда сцепление пробуксовывает или недовыжимается. Причинами пробуксовки могут быть следующие факторы:

  • Естественный износ ведущего и/или ведомого дисков. Такая ситуация возникает при длительном пробеге автомобиля даже в условиях нормальной эксплуатации узла сцепления. В частности, имеется сильный износ фрикционных накладок ведомого диска, а также износ рабочих поверхностей корзины и маховика.
  • «Сжигание» сцепления. «Сжечь» сцепление можно, например, частыми резкими стартами с «педалью в пол». Аналогично это может произойти при длительных перегрузках машины и двигателя. Например, при длительной езде с большим грузом и/или в гору. Еще одна ситуация — частая езда «в раскачку» по бездорожью или по снежным сугробам.«Поджечь» сцепление можно и в случае, если в процессе езды не отжимать его педаль до конца, пытаясь таким образом избежать резких рывков и дерганий. На самом деле так делать нельзя.
  • Проблемы с выжимным подшипником. В этом случае он будет значительно изнашивать («грызть») нажимные лепестки корзины.
  • Вибрации машины во время трогания ее с места (изредка и во время переключения скоростей между собой) возникают из-за ослабленных демпферных пружин ведомого диска сцепления. Другой вариант — расслоение (коробление) фрикционных накладок. В свою очередь причинами выхода из строя указанных элементов может быть грубое обращение со сцеплением. Например, частые старты с пробуксовкой, езда с перегруженным прицепом и/или в гору, длительная езда в натяг в условиях бездорожья.
Читайте также:  Как вывести гелевую ручку с больничного листа

Перечисленные выше причины являются типовыми и наиболее распространенными. Однако есть и так называемые «экзотические» причины, которые встречаются не часто, но могут доставить много неприятностей автовладельцам по части их локализации.

  • В большинстве случаев в сцеплении изнашивается ведомый диск, именно поэтому его меняют чаще. Однако при пробуксовывании сцепления необходимо диагностировать также состояние корзины сцепления и маховика. Со временем они тоже выходят из строя.
  • При частых перегревах корзина сцепления утрачивает свои фрикционные свойства. Внешне такая корзина выглядит слегка посиневшей (на рабочей поверхности диска). Поэтому это косвенный признак того, что сцепление либо уже работает не на 100%, либо скоро частично выйдет из строя.
  • Сцепление частично может выйти из строя из-за того, что на его диск попало моторное масло, вытекшее из-под заднего сальника коленчатого вала. Поэтому если мотор имеет течь моторного масла, то поломку нужно диагностировать и ремонтировать как можно быстрее, поскольку это может также сказаться на работе сцепление. Попадая на его диск, оно, во-первых, способствует проскальзыванию сцепления, а во-вторых, может там подгорать.
  • Механическая поломка ведомого диска сцепления. Она может проявится при попытке отпустить сцепление в движении даже на нейтральной скорости. Из коробки передач появляются очень неприятные звуки, а передача не отключается. Проблема заключается в том, что иногда диск рассыпается в своей центральной части (где расположены шлицы). Естественно, что в таком случае переключение скоростей невозможно. Возникнуть подобная ситуация может при значительной и долговременной нагрузке на сцепление (например, буксировка очень тяжелого прицепа, долгая езда с пробуксовкой и подобных частых больших нагрузках).

Устранения неисправности сцепления

Неисправности сцепления и способы их устранения зависят от их характера и места локализации. Остановимся на этом подробно.

Неисправности корзины сцепления

Поломка элементов корзины сцепления может выражаться в следующем:

  • Шум при нажатии на педаль сцепления. Однако этот признак может указывать и на неполадки с выжимным подшипником, а также с ведомым диском. Но нужно проверить на предмет износа упругие пластины (так называемые «лепестки») корзины сцепления. При их значительном износе ремонт невозможен, а только замена всего узла.
  • Деформация или поломка диафрагменной пружины нажимного диска. Нужно выполнить ее ревизию и при необходимости замену.
  • Коробление нажимного диска. Зачастую помогает просто чистка. Если нет — скорее всего, придется менять корзину целиком.

Неисправность диска сцепления

Проблемы с ведомым диском сцепления выражаются, в том, что сцепление «ведет» или «буксует». В первом случае для ремонта необходимо выполнить следующие операции:

  • Проверить коробление ведомого диска. Если значение торцевого коробления равно или больше 0,5 мм, то накладка на диске постоянно будет цепляться за корзину, что и будет приводить к ситуации, когда оно будет постоянно «вести». В данном случае можно либо избавиться от коробления механическим путем, таким образом, чтобы не было торцевого биения, либо же поменять ведомый диск на новый.
  • Проверить заклинивание ступицы ведомого диска (то есть, перекос) на шлицах первичного вала коробки передач. Избавиться от проблемы можно механической чисткой поверхности. После этого допускается нанести на очищенную поверхность смазку ЛСЦ15. Если чистка не помогла — придется менять ведомый диск, в худшем случае — первичный вал.
  • Попадание масла на ведомый диск приводит к пробуксовыванию сцепления. Обычно это случалось со старыми автомобилями, у которых слабо держат сальники, и из двигателя на диск может просочиться моторное масло. Для устранения необходимо выполнить ревизию сальников и устранить причину утечки.
  • Износ фрикционной накладки. На старых дисках ее можно было заменить на новую. Однако в настоящее время автовладельцы обычно меняют ведомый диск целиком.
  • Шум при нажатии на педаль сцепления. При значительном износе демпферных пружин ведомого диска возможен скрежет, лязг, исходящий из узла сцепления.

Неисправность выжимного подшипника

Выжимной подшипник сцепления: принцип действия, симптомы неисправности

Выжимной подшипник сцепления в коробке передач задействуется при разъединении ведомого диска от ведущего. Узнав принцип работы можно понять признаки и причины неисправности, а также проверить самостоятельно
Подробнее

Диагностировать неисправность выжимного подшипника сцепления достаточно просто. Нужно лишь прислушаться к его работе на холостом ходу двигателя. Если на нейтрали выжать педаль сцепления до упора и при этом из коробки передач станет доноситься неприятный лязгающий звук — выжимной подшипник вышел из строя.

Обратите внимание, что с его заменой желательно не затягивать. В противном случае из строя может выйти вся корзина сцепления и ее придется менять целиком на новую, что значительно дороже.

Неисправности главного цилиндра сцепления

Одним из следствий неисправности главного цилиндра сцепления (на машинах, где используется гидравлическая система) является пробуксовка сцепления. В частности, это происходит потому что значительно засорилось компенсационное отверстие. Для восстановления работоспособности необходимо выполнить ревизию цилиндра, демонтировать и вымыть его и отверстие. Также желательно убедиться в целом в работоспособности цилиндра. Загоняем машину на смотровую яму, попросим помощника чтобы он понажимал на педаль сцепления. Во время нажатия при рабочей системе снизу будет видно, как шток главного цилиндра толкает вилку системы сцепления.

Также если будет плохо работать шток главного цилиндра сцепления, то педаль после ее нажатия может очень медленно возвращаться или вовсе не возвращаться в исходное положение. Это может быть вызвано длительным простоем машины на свежем воздухе, загустевшим маслом, повреждением зеркала поверхности цилиндра. Правда, причиной тому может быть и вышедший из строя выжимной подшипник. Соответственно, для устранения неполадки необходимо демонтировать и выполнить ревизию главному цилиндру. При необходимости надо его почистить, смазать и желательно поменять масло.

Еще одна поломка, связанная с главным цилиндром в гидравлической системе сцепления заключается в том, что сцепление выключается при резком нажатии на приводную педаль. Причины этого и методы устранения:

  • Низкий уровень рабочей жидкости в системе сцепления. Выход — долить жидкость или заменить ее на новую (при ее загрязнении или по регламенту).
  • Разгерметизация системы. В этом случае снижается давление в системе, что приводит к ненормальному режиму ее работы.
  • Повреждение элементов. Чаще всего — рабочей манжеты, но возможно и зеркала главного цилиндра сцепления. Нужно выполнить их ревизию, ремонт или замену.
Читайте также:  Как правильно настроить зеркало-видеорегистратор

Неисправности педали сцепления

Причины некорректной работы педали сцепления зависят от того, какое именно используется сцепление — механическое, гидравлическое или электронное.

В случае, если на машине имеется гидравлическое сцепление и при этом у нее «мягкая» педаль, то возможен вариант завоздушивания системы (пропала герметичность системы). В этом случае нужно прокачать сцепление (выгнать воздух), заменив тормозную жидкость.

На механическом сцеплении зачастую причиной того, что педаль проваливается «в пол» является то, что протерлась вилка сцепления, после чего она обычно надевается на шарнир. Ремонтируется такая поломка обычно наваркой детали или просто регулировкой.

Неисправности датчика

Датчик устанавливается на электронную педаль в соответствующей системе сцепления. Он сообщает блоку управления о положении указанной педали. Электронная система имеет преимущества, заключающиеся в том, что блок управления в соответствии с положением педали корректирует обороты двигателя и регулирует угол опережения зажигания. Благодаря этому переключение происходит при оптимальных условиях. В том числе это способствует снижению расхода топлива.

Соответственно, при частичном выходе датчика из строя происходят рывки при переключении передач, при трогании машины с места, увеличивается расход топлива, начинают «плавать» обороты двигателя. Как правило, при выходе датчика положения педали сцепления на приборной панели активируется сигнальная лампа Check Engine. Для расшифровки ошибки нужно дополнительно подключить диагностический прибор. Причинами выхода датчика из строя может быть:

  • поломка самого датчика;
  • замыкание или обрыв сигнальной и/или силовой цепи датчика;
  • разрегулировка педали сцепления.

Как правило, проблемы возникают с самим датчиком, поэтому чаще всего его меняют на новый. Реже — возникают проблемы с проводкой или с ЭБУ.

Неисправности тросика сцепления

Педаль с приводным тросиком — удел старых систем сцепления, которые можно регулировать механически. В частности, с помощью регулировки троса можно контролировать в том числе ход приводной педали. Информация о размере хода можно найти в справочной информации к конкретному автомобилю.

Также из-за неправильной регулировки троса возможно пробуксовывание сцепления. Это будет в случае, если трос сильно натянут и по этой причине ведомый диск неплотно прилегает к ведущему диску.

Основные же проблемы с тросом — его обрыв или растягивание, реже — закусывание. В первом случае трос подлежит замене на новый, во втором — регулировка его натяжения в соответствии со свободным ходом педали и техническим требованиям к конкретной машине. Регулировка выполняется при помощи специальной имеющейся на «рубашке» регулировочной гайки.

Неисправности электронного привода

К неисправностям электронного привода стоит отнести:

  • неисправность датчика положения педали сцепления или других датчиков, принимающих участие в работе соответствующей системы (зависит от конструкции отдельного автомобиля);
  • выход из строя приводного электромотора (исполнительного механизма);
  • замыкание или обрыв цепи датчика/датчиков, электромотора и прочих элементов системы;
  • износ и/или разрегулировка педали сцепления.

Перед выполнением ремонтных работ нужно провести дополнительную диагностику. По статистике чаще всего возникают проблемы с датчиком положения и разрегулировкой педали. Это происходит из-за проблем с внутренними контактами в указанных механизмах.

Рекомендации в заключении

Чтобы избежать всех главных неисправностей сцепления достаточно правильной эксплуатации автомобиля. Конечно, изредка элементы сцепления выходят из строя банально из-за износа (ведь ничто не вечно) или заводского брака. Однако по статистике причинами поломки чаще всего становится именно неправильное обращение с МКПП.

Предназначение системы сцепления — переключать передачи безопасно для двигателя. Существует несколько компонентов сцепления, таких как трос сцепления, который гарантирует его нормальную работу. Трос отсоединяет диски сцепления при нажатии педали сцепления, позволяя плавно переключать передачи. Если трос сцепления растянулся или порвался, то он не будет выполнять свою функцию и в такой ситуации педаль сцепления проваливается. Неисправности троса сцепления можно определить по различным признакам.

Основные признаки неисправности троса сцепления

Тугая педаль сцепления

При неисправном тросе сцепления педаль может заедать. Создается ощущение, что она идет очень туго и сопротивляется нажатию. Если надавить слишком сильно, как правило, трос сцепления обрывается, а педаль падает на пол. Если это случилось и педаль сцепления провалилась, то она уже не вернется в нормальное положение, и тросик сцепления нужно заменить.

Соскальзывание

Если сцепление часто соскальзывает, это также может указывать на неисправность троса сцепления. Обычно «соскальзыванием» называют ситуацию, когда передача переключается в другую позицию. Например, автомобиль может начать движение, даже если он стоит на нейтральной передаче, потому что сцепление работает само по себе. Соскальзывание, как правило, происходит, когда двигатель перегружен, например в таких случаях, как движение на подъем или ускорение.

Нет переключения

Когда трос сцепления порван или растянулся, это может проявляться точно так же, как и другие неисправности сцепления, в особенности, когда наблюдается полный отказ сцепления и педаль провалена. Сцепление не срабатывает, и это приводит к тому, что двигатель работает стационарно, хотя передача включена.

Другие симптомы

Протечка является характерным признаком неисправного троса сцепления. Чтобы ее обнаружить, нужно внимательно осмотреть трос. Протечки могут происходить, если трос порван или отсоединился. В последнем случае достаточно просто его поставить на место. Также, если трос сцепления не воздействует должным образом на диски сцепления, машина часто дергается вперед или идет рывками.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector