Размер тормозного башмака ржд

Содержание
  1. Содержание
  2. Тормозной башмак [ править | править код ]
  3. Применение [ править | править код ]
  4. Принцип работы [ править | править код ]
  5. Виды тормозных башмаков [ править | править код ]
  6. Упор тормозной стационарный [ править | править код ]
  7. Сбрасывающий башмак (колесосбрасыватель) [ править | править код ]
  8. Башмак накатной [ править | править код ]
  9. 1 Область применения
  10. 2 Нормативные ссылки
  11. 3 Термины и определения
  12. 4 Типы и основные размеры
  13. Рисунок 1 — Башмак и чека в сборе с тормозной колодкой
  14. Рисунок 2 — Башмак — тип 1/Исполнение 1/
  15. Рисунок 3 — Башмак — тип 1/Исполнение 2/
  16. Рисунок 4 — Башмак — тип 1/Исполнение 3/
  17. Рисунок 5 — Башмак типа 2 — Исполнение 1
  18. Рисунок 6 — Башмак типа 2 — Исполнение 2
  19. Рисунок 7 — Башмак типа 3 — Исполнение 1
  20. Рисунок 8 — Башмак типа 3 — Исполнение 2
  21. Рисунок 9 — Башмак секционный типа 4
  22. Рисунок 10 — Башмак типа 5
  23. Рисунок 11 — Чека типа 1
  24. Рисунок 12 — Чека типа 2
  25. Рисунок 13 — Чека типа 3
  26. Рисунок 14 — Чека типа 4
  27. 5 Технические требования
  28. 5.1 Общие требования
  29. 5.2 Требования к конструкции

1. Тормозные башмаки, находящиеся на балансе структурных подразделений Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», применяемые для обеспечения безопасности перевозочного процесса, а также тормозные башмаки, ожидающие ремонта или исключения из инвентаря (утилизации), тормозные башмаки запаса и используемые в качестве натурных образцов на объектах технической учебы, являются инвентарем строгого учета.

На железнодорожных станциях (далее — станция) учет тормозных башмаков, с момента их поступления до исключения из инвентаря (утилизации), ведется в книге инвентаря строгого учета (далее — Книга), по форме установленной приложением № 1 к настоящим Правилам. Книга прошивается, нумеруется и заверяется печатью (штемпелем) соответствующего подразделения дирекции управления движением (далее — дирекция), а также личной подписью его первого руководителя (или лица, исполняющего его обязанности).

Места хранения тормозных башмаков, находящихся в эксплуатации определяются техническо-распорядительными актами (далее — ТРА) станций, а для тормозных башмаков запаса и исключенных из эксплуатации (до их утилизации), устанавливаются распоряжениями начальников центров организации работы железнодорожных станций (далее — центр).

Выдача (передача) каждого тормозного башмака регистрируется в Книге и удостоверяется подписью работника, получившего тормозной башмак. Образец заполнения Книги приведен в приложении № 1 к настоящим Правилам.

На станциях, имеющих более одной сортировочной системы, а также с которых производится передача тормозных башмаков на другие станции, допускается ведение нескольких Книг, их количество определяется распоряжением начальника дирекции, с указанием территорий (подразделений) для каких они действуют.

2. Распоряжениями начальников центров назначаются работники, ответственные за хранение (до ввода и после изъятия из эксплуатации), учет и выдачу (передачу) тормозных башмаков, а также работники, обеспечивающие их маркировку (клеймение) в соответствии с инвентарными описями, окраску, изъятие неисправных тормозных башмаков из работы и отправку их в ремонт или перемещение на хранение до передачи их для исключения из инвентаря (утилизации).

Контроль за правильностью хранения, учета и выдачи (передачи), а также за правильностью применения тормозных башмаков на станциях осуществляют начальники станций (или лица, исполняющие их обязанности).

На станциях внеклассных, первого и второго класса функции по осуществлению контроля за правильностью хранения, учета и выдачи (передачи), а также за правильностью применения тормозных башмаков могут делегироваться заместителю начальника станции или главному инженеру в соответствии с распределением обязанностей между руководителями станции.

3. Каждый эксплуатируемый тормозной башмак должен иметь маркировку (клеймение), которая наносится специальными клеймами на верхнюю горизонтальную поверхность полоза тормозного башмака на расстоянии не более 70 мм от опорной колодки.

Эксплуатация неисправных, немаркированных (не клейменных) тормозных башмаков или с неясной маркировкой (клеймом), а также не соответствующих установленным геометрическим параметрам —

4. Рекомендуемые формы маркировки (клеймения) тормозных башмаков, применяемых для обеспечения безопасности перевозочного процесса и используемых в качестве натурных образцов на объектах технической учебы:

4.1. для тормозных башмаков, применяемых для закрепления железнодорожного подвижного состава, и охранных, производится:

а) на станциях с одним парком железнодорожных путей (далее — путь) и разъездах — с использованием пятизначного кода станции по единой сетевой разметке (далее — ЕСР) и через знак «-» (дефис) трехзначного инвентарного номера тормозного башмака, начиная с единицы (пример: 001 и т.д.);

б) на станциях, имеющих два и более парков путей или маневровых районов, в зависимости от объемов работы и местных условий, отдельно по каждому парку (маневровому району) — с использованием пятизначного кода станции по ЕСР, через знак «-» (дефис) номера или буквенного индекса парка

(маневрового района) (могут применяться начальные буквы наименования парка) и через знак «-» (дефис) трехзначного инвентарного номера тормозного башмака (при необходимости номер тормозного башмака для конкретного пути), начиная с единицы (пример: 001 и т.д.);

в) на станциях, имеющих более одной сортировочной системы — с использованием пятизначного кода станции по ЕСР, через знак «-» (дефис) индекса сортировочной системы «Н» (нечетная) или «Ч» (четная), или другого условного обозначения соответствующей системы, через знак «-» (дефис) номера или буквенного индекса парка (могут применяться начальные буквы наименования парка) и через знак «-» (дефис) трехзначного инвентарного номера тормозного башмака, начиная с единицы (пример: 001 и т.д.);

4.2. для тормозных башмаков, применяемых для торможения вагонов на станциях, производится с использованием пятизначного кода станции по ЕСР, через знак «-» (дефис) индекса сортировочной системы «Н» (нечетная) или «Ч» (четная), или другого условного обозначения соответствующей

системы (для станций, имеющих более одной сортировочной системы), через знак «-» (дефис) буквенного индекса «Г» (горка или полугорка) или «В» (вытяжка) и через знак «-» (дефис) номера пучка (пути), за которым закреплены тормозные башмаки (пример: 1, . 99, . 999).

При необходимости разрешается тормозные башмаки, применяемые для торможения вагонов на одних путях (пучках), использовать на других путях (пучках).

Допускается маркировка (клеймение) тормозных башмаков без применения знака «-» (дефис), если маркировка (клеймо) наносится в несколько строк.

5. Тормозные башмаки, применяемые для закрепления подвижного состава или в качестве охранных, в том числе выделяемые для указанных целей на сортировочных (сортировочно-отправочных) путях, должны быть окрашены в красный цвет и иметь три поперечные полосы на верхней горизонтальной плоскости и обоих бортах полоза, а также инвентарный номер на боковой или торцевой поверхности корпуса опорной колодки, которые наносятся белой краской (пример: 1, . 99, . 999). Окраска выполняется стойкой к внешним воздействиям краской.

Тормозные башмаки, применяемые для торможения вагонов при расформировании составов поездов или групп вагонов на станциях, не окрашиваются, поперечные полосы на них не наносятся.

6. Места хранения, количество тормозных башмаков, которое должно находиться в эксплуатации, их инвентарные номера (для тормозных башмаков, применяемых для торможения вагонов, инвентарные номера не указываются) и должности работников, ответственных за их сохранность на станциях, определяются ТРА станций.

В местах хранения тормозных башмаков вывешиваются инвентарные описи с указанием количества тормозных башмаков, которые должны находиться в эксплуатации, их инвентарных номеров (для тормозных башмаков, применяемых для торможения вагонов, инвентарные номера не указываются), а также должности и фамилии работников, ответственных за их сохранность. Как правило, инвентарные описи должны располагаться в материале стойком к внешним воздействиям (в файле, ламинате и т.д.),

7. Работники, ответственные за сохранность тормозных башмаков, во время дежурства ведут номерной учет тормозных башмаков (пример: 1-12, 15) в журнале учета тормозных башмаков, применяемых для закрепления железнодорожного подвижного состава (далее — Журнал), форма которого приведена в приложении № 3 к настоящим Правилам. Согласно местным условиям, функции по номерному учету тормозных башмаков могут делегироваться другому работнику станции, участвующему в перевозочном процессе. Данный порядок устанавливается распоряжением начальника станции (или лица, исполняющего его обязанности).

Тормозные башмаки, не находящиеся в работе (не применяемые при закреплении железнодорожного подвижного состава, охранные и т.д.) должны храниться в (на) специально оборудованных стеллажах, в ящиках, размещаемых на территории станции в местах постоянного применения тормозных башмаков или в служебных помещениях работников станций. При хранении тормозных башмаков в служебных помещениях, инвентарные описи вывешиваются в непосредственной близости от мест их хранения на видном месте. При хранении тормозных башмаков в (на) специально оборудованных стеллажах, в ящиках, инвентарные описи крепятся непосредственно к стеллажу, ящику.

Места расположения инвентарных описей тормозных башмаков, применяемые для торможения вагонов, определяются местными условиями. Данные места устанавливаются распоряжениями начальников станций (или лиц, исполняющих их обязанности).

Тормозные башмаки, выделенные для замены неисправных тормозных башмаков, применяемых для торможения вагонов, а также изъятые из работы неисправные тормозные башмаки, до передачи их в места постоянного хранения, должны храниться отдельно, в специально выделенных стеллажах, ящиках или служебных помещениях.

Читайте также:  Электрокорректор фар лада калина

Обустройство стеллажей, ящиков и служебных помещений, выделенных для хранения тормозных башмаков, должно обеспечивать исключение несанкционированного изъятия тормозных башмаков посторонними лицами с мест хранения.

Выписки из ТРА станций, касающиеся норм закрепления и размещения тормозных башмаков, должны находиться в служебных помещениях работников станций, ответственных за сохранность тормозных башмаков, которые заверяются подписью начальника станции (или лица, исполняющего его обязанности) и печатью (штемпелем) станции.

Работники станций, на которых возложены функции по закреплению железнодорожного подвижного состава, при нахождении на путях, должен иметь при себе «Памятку о нормах закрепления железнодорожного подвижного состава на путях железнодорожной станции» (далее — Памятка), форма которой приведена в приложении № 7.

Ответственным за достоверное и своевременное внесение соответствующих сведений в Памятку является начальник станции (или лицо, исполняющее его обязанности). Начальник станции своим распоряжением

устанавливает порядок выдачи и применения Памяток.

8. Работник, сдающий дежурство, лично проверяет наличие и исправность тормозных башмаков, правильность их маркировки (клеймения) и фактическое место их нахождения, делает соответствующую запись в Журнале о фактическом месте нахождения тормозных башмаков, их состоянии, количестве с указанием инвентарных номеров (пример: 1-12, 15).

Данная запись заверяется подписью работника, сдающего дежурство.

Записи о закреплении железнодорожного подвижного состава, сделанные в Журнале, и не имеющие соответствующих записей об уборке тормозных башмаков из-под железнодорожного подвижного состава, и при этом они остались на момент приема-сдачи дежурства, должны переноситься вновь, в записи последующего дежурства. При этом, напротив предыдущей записи, должна быть сделана отметка — «перенесено».

Работник, принимающий дежурство, ответственный за сохранность тормозных башмаков, обязан лично проверить наличие и исправность тормозных башмаков, правильность их маркировки (клеймения) и фактическое место нахождения на соответствие ТРА станции (выписке).

Результаты проверки сверить с записями сделанными работником, сдавшего дежурство, в Журнале и заверить запись подписью. При выявлении несоответствий, работник, принимающий дежурство, делает об этом запись в Журнале и сообщает руководителю смены (станции). Порядок передачи таких сообщений определяется распоряжением начальника станции (или лица, исполняющего его обязанности).

Для сортировочных (сортировочно-отправочных) путей запись о нахождении, наличии и состоянии тормозных башмаков, применяемых для торможения вагонов, оформляется в журнале учета тормозных башмаков, применяемых для торможения вагонов на сортировочных (сортировочно- отправочных) путях станции (далее — Журнал), работником указанным в ТРА станции. Форма Журнала приведена в приложении № 4 к настоящим Правилам.

Работник, ответственный за сохранность тормозных башмаков, установленных под железнодорожным подвижным составом и охранных, а также находящихся в ящиках и на стеллажах, в служебных помещениях, обеспечивает контроль за их наличием и исправным состоянием, порядком установленным ТРА станции.

9. Тормозные башмаки, пришедшие в негодность в процессе эксплуатации, изымаются с рабочего места для дальнейшего их ремонта или исключения из инвентаря (утилизации).

9.1. В случае изъятия тормозного башмака для восстановления окраски или маркировки (клеймения), изъятия из эксплуатации тормозного башмака пришедшего в негодность, а также при утере тормозного башмака, работник, ответственный за его сохранность делает соответствующую отметку в Журнале на рабочем месте. При сдаче и приеме дежурства сменный работник обязан указать номер тормозного башмака сданного в ремонт, на утилизацию или утерянного. Данная запись дублируется работниками при приеме-сдаче дежурства до момента возвращения (замены или ввода нового) тормозного башмака.

Допускается изымать из эксплуатации тормозной башмак для восстановления окраски или маркировки (клеймения) на срок не более пяти суток.

9.2. По факту изъятия из эксплуатации пришедшего в негодность тормозного башмака начальником станции (или лицом, исполняющим его обязанности), заместителем начальника станции или главным инженером, при делегировании им функций согласно пункту 2 настоящих Правил, совместно с работником, ответственным за сохранность тормозных башмаков, составляется акт, а также напротив номера каждого изъятого тормозного башмака в графе № 9 «Примечание» Книги делается соответствующая запись. Форма акта приведена в приложении № 5 к настоящим Правилам.

Взамен изъятого из эксплуатации (для утилизации) или утерянного тормозного башмака в течение пяти суток выдается новый тормозной башмак с соответствующей маркировкой (клеймом).

При исключении тормозных башмаков из инвентаря составляется акт с указанием их количества, который подписывается начальником станции (или лицом, исполняющим его обязанности) и работником, ответственным за хранение (до ввода и после изъятия из эксплуатации), учет и выдачу (передачу) тормозных башмаков из мест их постоянного хранения. Маркировку (клеймение) тормозных башмаков, исключенных из инвентаря, забивают или перечеркивают механическим способом.

10. При утере тормозного башмака с территории станции начальник станции (или лицо, исполняющее его обязанности) в течение одного часа с момента выявления данного факта уведомляет об этом подразделение ведомственной охраны железнодорожного транспорта России и правоохранительные органы, а также в суточный срок направляет в Центральную дирекцию управления движением, дирекцию, аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, центр, в подразделения, расположенные в границах железной дороги, на которых используются тормозные башмаки, в соответствующее подразделение ведомственной охраны железнодорожного транспорта России и в правоохранительные органы информационную телеграмму для проведения оперативно-розыскных мероприятий по поиску утерянного тормозного башмака.

При утере тормозного башмака составляется акт (в двух экземплярах) с указанием маркировки (клеймения), даты, времени и места его утери, который подписывается работником, непосредственно ответственным за

сохранность утерянного тормозного башмака, а также руководителем соответствующей смены (диспетчером маневровым станции, дежурным по станции), на участке которого допущена утеря (при его наличии на станции).

Первый экземпляр акта передается начальнику станции (или лицу, исполняющему его обязанности) для расследования и принятия мер к виновным. Второй экземпляр акта и материал расследования направляются начальнику дирекции.

По истечении одних суток с момента направления информационной телеграммы в графе № 9 «Примечание» Книги начальником станции делается соответствующая запись об утере тормозного башмака — «утерян», с указанием даты, номера акта и информационной телеграммы. Взамен

утерянного тормозного башмака выдается новый тормозной башмак с соответствующей маркировкой (клеймением).

12. В случае обнаружения исправного, ранее утерянного тормозного башмака, взамен которого был выдан новый тормозной башмак с соответствующей маркировкой (клеймом), информация об обнаруженном

тормозном башмаке вносится в Книгу с заполнением граф 1, 3 и 4. В графе 3 записывается дата обнаружения тормозного башмака, в графе 4 — «возвращен», маркировка (клеймо) забивается механическим способом.

Обнаруженный исправный тормозной башмак вводится в эксплуатацию установленным порядком с обязательным заполнением соответствующих граф Книги.

В случае обнаружения неисправного, ранее утерянного тормозного башмака, взамен которого был выдан новый тормозной башмак с соответствующей маркировкой (клеймом), информация об обнаруженном

тормозном башмаке вносится в Книгу с заполнением граф 1, 3 и 4. В графе 3 записывается дата обнаружения тормозного башмака, в графе 4 — «возвращен». Обнаруженный неисправный тормозной башмак исключается из инвентаря в порядке, установленном пунктом 9.2 настоящих Правил.

При обнаружении «чужого» тормозного башмака начальник станции (или лицо, исполняющее его обязанности) в суточный срок направляет в дирекцию, аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, центр, в причастное подразделение (при наличии маркировки (клейма)) или в подразделения (при отсутствии маркировки (клейма)), расположенные в границах железной дороги, на которых используются тормозные башмаки, информационную телеграмму об обнаруженном тормозном башмаке.

При обнаружении «чужого» тормозного башмака составляется акт с его описанием, датой, временем и местом его обнаружения, который подписывается начальником станции (или лицом, исполняющим его

обязанности), а также работником, обнаружившим данный тормозной башмак. Данный тормозной башмак должен храниться на станции не менее трех месяцев с момента его обнаружения. По истечении указанного срока тормозной башмак исключается из инвентаря, при этом на него составляется отдельный акт с указанием что он «чужой», акт подписывается начальником станции (или лицом, исполняющим его обязанности) и работником, ответственным за хранение (до ввода и после изъятия из эксплуатации), учет и выдачу (передачу) тормозных башмаков. Маркировка (клеймение) тормозного башмака забивается или перечеркивается механическим способом.

В случае передачи «чужого» тормозного башмака подразделению, к которому он приписан (согласно маркировки (клеймения)), составляется акт по форме рекомендуемой приложение № 6 к настоящим Правилам. Акт составляется в двух экземплярах: первый хранится в делах станции передачи тормозного башмака, второй экземпляр передается представителю подразделения, который прибыл за тормозным башмаком.

14. Начальник станции не реже одного раза в квартал проводит проверки наличия и исправности тормозных башмаков (находящихся в эксплуатации, неисправных, запаса), соответствия их маркировки (клеймения) инвентарным описям, правильности учета, выдачи (передачи) и хранения. Проверяются стеллажи, ящики и служебные помещения, выделенные для хранения тормозных башмаков, на предмет сохранности и невозможности несанкционированного изъятия тормозных башмаков посторонними лицами.

Читайте также:  Куда крутить руль при движении задним ходом

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8703 — | 7126 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тормозной башмак — приспособление для уменьшения скорости или остановки движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также закрепления стоящего подвижного состава от самопроизвольного и несанкционированного движения (ухода) [1] [2] [3] . Башмаки являются инвентарём особого учёта, имеют номера и хранятся строго в отведённых местах.

Содержание

Тормозной башмак [ править | править код ]

Применение [ править | править код ]

Тормозной башмак используется в качестве тормозного средства на сортировочных (горочных) путях сортировочных станций (парков) и для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях. При торможении [4] отцепов при сортировке вагонов для укладки тормозных башмаков используется специальная вилка [5] , с помощью которой обеспечивается безопасность и удобство работы при затормаживании любой тележки отцепа. Выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка [6] [7] . Тормозные башмаки укладывают на тормозных позициях: в начале горочных путей (для регулирования скорости), перед стрелочными переводами разветвления горочных путей на пути сортировочного парка (для регулирования скорости) и на путях сортировочного парка (для полной остановки при формировании составов) [8] . При механизации горок тормозные башмаки на первых двух тормозных позициях заменяют вагонными замедлителями.

При закреплении подвижного состава башмаки укладывают под его колёса и продвигают подвижной состав для накатывания его колес на плоскую часть (полоз) башмака (иначе башмаки могут быть случайно изъяты или украдены). В случае невозможности укладывания башмаков с накатом, укладывают башмак с устройством закрепления его на рельсе, который не позволяет убрать башмак без специального ключа.

Принцип работы [ править | править код ]

Тормозной эффект основан на замене трения качения вагона трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу. Скольжение вагона на тормозном башмаке называют юзом. Длина юза зависит от:

  • состояния поверхностей трения пар «башмак — рельс» и «рельс — колесо вагона»
  • массы вагона
  • осевой нагрузки вагона
  • скорости входа вагонов на башмак
  • погодных условий.

Виды тормозных башмаков [ править | править код ]

У тормозного башмака различают следующие основные части: полоз, накладка, борт, ручка.

Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки. Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.

Также могут быть тормозные башмаки с фиксаторами на рельсы (скобами), двухсторонние тормозные башмаки.

Двубортный тормозной башмак, вид снизу

Двубортный тормозной башмак, вид сбоку сверху (Германия)

Стойка с тормозными башмаками закрытыми на замок

Спаренные однобортные тормозные башмаки (Чехия)

Тормозной башмак установленный со скобой без наката (Россия)

Скоба для закрепления тормозного башмака, для установки и снятия необходим ключ

Тормозной башмак с встроенным механизмом закрепления на рельсе и ключ от него (Германия)

Двухсторонний тормозной башмак под колесом вагона (Германия)

Перекатывание колеса через тормозной башмак

Упор тормозной стационарный [ править | править код ]

Механизм, применяемый взамен тормозных башмаков в местах постоянного закрепления подвижного состава, обычно в парках отправления. Управление упором происходит дистанционно с помощью привода, похожего на стрелочный. Имеет условное обозначение УТС-380.

Упор тормозной стационарный УТС-380

Упор тормозной стационарный в открытом положении

Упор тормозной стационарный в закрытом положении

Сбрасывающий башмак (колесосбрасыватель) [ править | править код ]

Сбрасывающий башмак (колесосбрасыватель, колесосбрасывающий башмак [9] ) применяется для заграждения пути путём сброса состава с рельсов в случае неконтролируемого ухода. В основном устанавливается в тупиках или выездах с подъездных путей на пути общего пользования [10] . Башмак крепится к рельсу, состоит из: резьбового крепления, остряка для сброса, язычка для подъёма колеса на остряк. Бывают ручные и с электроприводом с дистанционным управлением.

КСБ-Р преимущественно устанавливают на прямых участках путей, или в кривых радиусом более 300 м. Пути не должны быть централизованы. Обычно их применяют на железнодорожных путях необщего пользования и промышленных железнодорожных путях. Как правило, их устанавливают в местах стоянки вагонов, на грузовых фронтах, в местах очистки, ремонта вагонов и локомотивов. Реже возле не оборудованных сигнализацией автомобильных переездов, перед выходом со станции или раздельного пункта [11] .

К обслуживанию (колесосбрасывателя с ручным приводом) КСБ-Р допускаются работники станций и работники дистанций пути (ПЧ), ознакомленные с руководством по эксплуатации на башмак сбрасываюший с ручным приводом (колёсосбрасыватель) типа КСБ-Р [12] . У каждого предохранительного устройства типа КСБ-Р, должен быть технический паспорт, в котором указаны основные технические параметры [13] .

Сбрасывающий башмак ручной переносной КСБ-Р (Россия)

Сбрасывающий башмак стационарный с дистанционным электроприводом КСБ-Э (Россия)

Сбрасывающий башмак (США)

Сбрасывающий башмак двухсторонний (Австрия)

Сбрасывающий башмак в открытом для проезда положении (Чехия)

Сбрасывающий башмак (Финляндия)

Башмак накатной [ править | править код ]

Переносное устройство для подъёма подвижного состава сошедшего с рельсов обратно на путь. Существуют двух видов: «лягушка» и «горбушка» («ракушка»). Лягушка применяется при более сложных сходах, чем горбушка.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШМАКИ И ЧЕКИ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Brake block holder and key for railway rolling stock. General specifications

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 55819-2013 с ГОСТ 34075-2017 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

ОКС 45.060
ОКП 31 8445

Дата введения 2014-09-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт вагоностроения" (ОАО "НИИ вагоностроения")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1753-ст

4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на башмаки и чеки тормозных колодок (далее — башмаки, чеки и колодки соответственно) для локомотивов, грузовых вагонов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, моторвагонного (далее — МВПС) и специального самоходного и несамоходного подвижного состава (далее — СПС) и устанавливает общие технические условия к ним.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53192-2008 Конструкции стальные сварные грузовых вагонов. Технические требования

ГОСТ Р 53464-2009 Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку

ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия

ГОСТ 3212-92 Комплекты модельные. Уклоны формовочные, стержневые знаки, допуски размеров

ГОСТ 4543-71 Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия

ГОСТ 7505-89 Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски

ГОСТ 8479-70 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия

Читайте также:  Какой ресурс у двигателя хендай солярис

ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Методы измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9013-59 (ИСО 6508-86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 14959-79 Прокат из рессорно-пружинной углеродистой и легированной стали. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 19281-89 (ИСО 4950-2-81, ИСО 4950-3-81, ИСО 4951-79, ИСО 4995-78, ИСО 4996-78, ИСО 5952-83) Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 21357-87 Отливки из хладостойкой и износостойкой стали. Общие технические условия

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 26802-86 Материалы антифрикционные порошковые на основе железа. Марки

ГОСТ 28840-90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 башмак: Элемент тормозной рычажной передачи, предназначенный для установки колодки на траверсе или на триангеле.

3.2 башмак неповоротный: Башмак, установленный на триангеле или траверсе с посадкой, не допускающей свободного вращения.

3.3 башмак поворотный: Башмак, установленный на траверсе с посадкой, допускающей свободное вращение.

3.4 башмак секционный: Башмак, предназначенный для крепления двух или более колодок.

3.5 заказчик: Предприятие, организация или объединение, по заявке и договору с которым осуществляются разработки, и/или поставка локомотивов, вагонов и других единиц подвижного состава.

3.6 колодка: Элемент тормозной рычажной передачи подвижного состава, предназначенный для создания тормозной силы в результате прижатия колодки к поверхности катания колеса колесной пары.

3.7 чека: Элемент тормозной рычажной передачи, предназначенный для крепления колодки в башмаке.

4 Типы и основные размеры

4.1 Общий вид башмака и чеки в сборе с колодкой приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Башмак и чека в сборе с тормозной колодкой

1 — башмак; 2 — чека; 3 — колодка

Рисунок 1 — Башмак и чека в сборе с тормозной колодкой

4.2 Типы и основные размеры башмаков и чек и их соответствие должны соответствовать таблице 1 и рисункам 2-14.

Наименование и область применения башмака

Наименование и область применения чеки

Башмак неповоротный тормозной колодки для грузовых вагонов, СПС

Чека тормозной колодки для грузовых и пассажирских вагонов, МВПС, СПС

Башмак поворотный тормозной колодки для пассажирских, грузовых вагонов, МВПС, СПС

Башмак тормозной колодки для локомотивов, СПС

Чека тормозной колодки для локомотивов, СПС

Башмак секционный тормозных колодок для локомотивов

Чека тормозной колодки для локомотивов

Башмак тормозных колодок СПС, для тележки с диаметром колеса 710 мм

Чека тормозной колодки для грузовых и пассажирских вагонов, МВПС, СПС

По согласованию с заказчиком допускается применение башмаков и чек тормозной колодки других типов, разработанных с учетом требований разделов 5 и 6 настоящего стандарта.

4.3 Примеры условного обозначения:

Башмак тормозной колодки для грузового вагона типа 1, исполнение 2:

Башмак 1-2 ГОСТ Р 55819-2013 .

Башмак тормозной колодки для пассажирского или грузового вагона типа 2, исполнение 1:

Башмак 2-1 ГОСТ Р 55819-2013 .

Башмак тормозной колодки для локомотива типа 3, исполнение 2:

Башмак 3-2 ГОСТ Р 55819-2013.

Чека тормозной колодки для локомотива типа 2, исполнение 3:

Чека 2-3 ГОСТ Р 55819-2013.

Рисунок 2 — Башмак — тип 1/Исполнение 1/

Рисунок 2 — Башмак — тип 1/Исполнение 1/

Рисунок 3 — Башмак — тип 1/Исполнение 2/

Рисунок 3 — Башмак — тип 1/Исполнение 2/

Рисунок 4 — Башмак — тип 1/Исполнение 3/

Рисунок 4 — Башмак — тип 1/Исполнение 3/

Рисунок 5 — Башмак типа 2 — Исполнение 1

1 — башмак; 2 — втулка

Рисунок 5 — Башмак типа 2 — Исполнение 1

Рисунок 6 — Башмак типа 2 — Исполнение 2

1 — башмак; 2 — втулка

Рисунок 6 — Башмак типа 2 — Исполнение 2

Рисунок 7 — Башмак типа 3 — Исполнение 1

* Необходимость и размеры отверстия определяются конструкцией подвески башмака.

1 — башмак; 2 — втулка

Рисунок 7 — Башмак типа 3 — Исполнение 1

Рисунок 8 — Башмак типа 3 — Исполнение 2

* Необходимость и размеры отверстия определяются конструкцией подвески башмака.

1 — башмак; 2 — втулка

Рисунок 8 — Башмак типа 3 — Исполнение 2

Рисунок 9 — Башмак секционный типа 4

1 — башмак; 2 — втулка

Рисунок 9 — Башмак секционный типа 4

Рисунок 10 — Башмак типа 5

Рисунок 10 — Башмак типа 5

Рисунок 11 — Чека типа 1

* Размер для справки.

Рисунок 11 — Чека типа 1

Рисунок 12 — Чека типа 2

* Размер для справки.

Рисунок 12 — Чека типа 2

Рисунок 13 — Чека типа 3

Рисунок 13 — Чека типа 3

Рисунок 14 — Чека типа 4

* Размеры для справки.

Рисунок 14 — Чека типа 4

5 Технические требования

5.1 Общие требования

Башмаки и чеки изготавливают в исполнении УХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150.

5.2 Требования к конструкции

5.2.1 Требования к конструкции башмака

5.2.1.1 Точность отливки башмаков типа 1 и 5 (см. рисунки 2-4 и 10) — 11т-0-0-11т, не ниже — по ГОСТ Р 53464.

Точность отливки башмаков типа 2-4 (см. рисунки 5-9) — 10-0-0-10, не ниже — по ГОСТ Р 53464.

Точность отливки втулки 7-0-0-7, не ниже — по ГОСТ Р 53464.

5.2.1.2 Формовочные уклоны башмака — по ГОСТ 3212.

Отливки башмаков следует подвергать термической обработке — нормализации или нормализации с отпуском по ГОСТ 977.

5.2.1.3 Конструкция башмака типа 3 и 4 (см. рисунки 7-9) в сборе с втулкой должна выдерживать действие статической нагрузки 127,5 кН (13 тс).

Конструкция башмака типа 1 и 5 (см. рисунки 2-4 и 10) — без втулок — должна выдерживать действие статической нагрузки 60,45 кН (6,16 тс).

5.2.1.4 Усилие натяга втулок (см. рисунки 7 и 8) при посадке в отверстие башмака должно обеспечивать неподвижность втулки при усилии распрессовки не менее 15,7 кН (1,6 тс).

5.2.1.5 Конструкции башмака типа 3 (см. рисунки 7-8) и чеки должны обеспечивать соединение с колодкой под действием усилия от 150 до 200 Н (от 15,3 до 20,4 кгс), приложенного к головке чеки.

5.2.1.6 Поверхность сопряжения башмака тип 1-5 (см. рисунки 2-10) с колодкой должна обеспечивать плотное прилегание к колодке после соединения чекой.

5.2.1.7 Разность размеров с обеих сторон башмака типа 3 (см. рисунки 7 и 8) — не более 3 мм, размеров — не более 2 мм.

Разность размеров с обеих сторон башмака типа 4 (см. рисунок 9) не более 1 мм.

5.2.2 Требования к конструкции чеки

5.2.2.1 Чека изготавливается методом горячей штамповки с последующей ковкой или горячей прокатки по Гр.II ГОСТ 8479.

Допускаемые отклонения размеров чеки не ниже класса точности — Т4, исходный индекс поковки — 11 по ГОСТ 7505, при пламенном нагреве — по классу точности Т5, исходный индекс — 13 по ГОСТ 7505.

5.2.2.2 Чека должна подвергаться термообработке. Твердость после термообработки должна быть от 260 до 321 НВ по ГОСТ 9012 или от 27 до 35 HRC включ. по ГОСТ 9013.

5.2.2.3 Допускается технологический уклон — неперпендикулярность торцовой поверхности головки чеки (исполнение 2) (см. рисунок 11) к поверхности головки чеки в пределах 10°.

5.2.2.4 Требования к дефектам чеки по ГОСТ 8479.

5.2.3 Номинальные размеры втулок должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector