Регулировка клапанов д 180

На тракторе с гидромеханической трансмиссией (рис. 21) проверить:

– размер 31 мм между крышкой гидротрансформатора и полумуфтой, соединенной с карданом;

– зазор между прилегающими плоскостями передней опоры и кожуха шестерен распределения А (от 1 до 4 мм);

– разность размеров С и D (от 3 до 5 мм).

Если хотя бы один из размеров не соответствует и несоответствие не удается устранить установкой или снятием регулировочных прокладок, необходимо снять дизель с трактора и заварить отверстия под болты в лонжеронах.

Установить двигатель вновь на лонжероны. Перемещением дизеля вперед или назад выставить размер 31мм, зазор А, разность размеров С и D.

Закрепить в этом положении дизель на лонжеронах струбцинами и просверлить восемь отверстий в лонжеронах под болты крепления дизеля.

Развернуть отверстия под призонные болты в опорах дизеля совместно с отверстиями в лонжеронах.

Закрепить дизель восемью болтами.

На тракторе с механической трансмиссией (рис. 22, 23) проверить:

– размер 31 мм между сдвинутой вперед до упора муфтой включения и тормозком муфты, установленной на фланце верхнего вала коробки передач;

– зазор между прилегающими плоскостями передней опоры и кожуха шестерен распределения А (от 1 до 4 мм);

Рис. 8.2. Установка, центрирование дизеля трактора с механической трансмиссией:

1 – дизель; 2 – муфта включения; 3 – муфта соединительная; 4 – болты; 5 – прокладка; 6 – планка; А – зазор между прилегающими плоскостями передней опоры и кожуха шестерен распределения от 1 до 4 мм

– соосность коленчатого вала дизеля и верхнего вала коробки передач (рис. 23) (смещение осей не более 0,3 мм, перекос не более 0,7 мм)

При проверке пользоваться жестким приспособлением 3 (рис. 23), которое закрепить на фланце 4 верхнего вала коробки передач при отсоединенной муфте 5.

Выставить болтами размеры А и В в верхней точке маховика от 1 до 1,5 мм, сделать метку и, проворачивая маховик и фланец с приспособлением, замерить размеры А и В в последующих трех положениях, через каждые 90°. Разность замеров в четырех диаметрально расположенных точках размера А допускается не более 0,6 мм, размера В– не более 0,7 мм. Регулировать прокладками, установленными под опоры дизеля. Максимальная толщина набора прокладок под каждой опорой дизеля не более 18 мм. При установке набора прокладок толщиной более 10 мм – использовать толстые прокладки с приваркой нижних к лонжеронам.

Рис. 8.3. Схема центрирования дизеля трактора с механической трансмиссией:

1 – маховик; 2 – муфта сцепления; 3 –приспособление; 4 – фланец вала КП; 5 – муфта соединительная; 6 – муфта включения; А – размер для определения смещения осей: разность замеров размера А не более 0,6 мм; В– размер для определения перекоса осей: разность замеров размера В не более 0,7 мм

Если хотя бы один из размеров не соответствует и несоответствие не удается устранить установкой или снятием регулировочных прокладок, необходимо снять дизель с трактора и заварить отверстия под болты в лонжеронах.

Установить двигатель вновь на лонжероны. Установкой прокладок под опоры дизеля выставить зазор между прилегающими плоскостями передней опоры и кожуха шестерен распределения А (от 1 до 4 мм); размер 31мм; размеры А, В (рис. 8.3).

Закрепить в этом положении дизель на лонжеронах струбцинами и просверлить восемь отверстий в лонжеронах под болты крепления дизеля.

Развернуть отверстия под призонные болты в опорах дизеля совместно с отверстиями в лонжеронах.

Закрепить дизель восемью болтами.

Регулирование натяжения ремней. При нагрузке 40 Н (4 кгс), приложенной к середине ветви, прогиб ремней привода вентилятора и генератора должен быть равен от 13 до 17 мм. Натяжение ремней привода вентилятора регулируется поворотом рычага ролика с помощью регулировочного винта (рис.8.4), а ремня привода генератора – поворотом генератора на кронштейне.

Рис. 8.4. Регулирование натяжения ремней вентилятора и генератора:

1 – ремень привода вентилятора; 2– роликнатяжения ремней; 3 – рычаг ролика; 4 – кронштейн генератора; 5 – генератор; 6 – болт крепления; 7 – планка; 8 – ремень привода генератора; 9 – регулировочный винт; 10 – шкив вентилятора; 11 – шкив коленчатого вала; А, В – прогиб ремня

При регулировании механизмов систем газораспределения и топливной необходимо проворачивать коленчатый вал дизеля.

На дизеле с ЭССП для ручного проворачивания использовать рукоятку (из ЗИПа) и храповик на носке коленчатого вала.

На дизеле с пусковым двигателем использовать рукоятку (из ЗИПа) и механизм проворачивания коленчатого вала пускового двигателя. Ввести в зацепление шестерню механизма включения с зубчатым венцом маховика. Включить замедленную передачу редуктора пускового двигателя

Центрирование дизеля Д-180

При установке дизеля Д-180 на раму трактора (бульдозера) Т-170 для его центрирования необходимо выполнить следующие операции.

Выдержать размер 31+2 между раздвинутыми до упора муфтой выключения 6 (рис. 16) и тормозком муфты 5.

Рис 16. Схема центрирования двигателя Д-180 бульдозера Т-170

Проверить положение оси коленчатого вала относительно оси верхнего вала коробки передач Т-170 (смещение осей не более 0,3 мм, перенос не более 0,7 мм).

При проверке пользоваться жестким приспособлением, которое следует закрепить на фланце верхнего вала КПП трактора Т-170 при отсоединенной муфте 5.

Выставить болтами размеры А и В в верхней точке маховика 1-1,5 мм, сделать метку и проворачивая маховик и фланец с приспособлением, замерить размеры А и В в последующих трех положениях через каждые 90°.

Разность замеров в четырех точках размера А допускается не более 0,6 мм, размера В — не более 0,7 мм. Регулировать прокладками, установленными под опоры дизеля Д-180.

Максимальная толщина набора прокладок под каждой опорой дизеля не более 18 мм. При толщине набора прокладок более 10 мм применять прокладки толщиной 10 им с приваркой прокладок к лонжеронам.

Проверять центрирование дизеля размер 31+2 мм необходимо также при замене КПП или муфты сцепления трактора Т-170.

Регулировка зазоров в механизме газораспределения двигателя Д-180 бульдозера Т-170

Регулировать зазоры на прогретом дизеле.

Перед регулированием подтянуть гайки крепления головок цилиндров (момент затяжки больших гаек 300-400 Нм (30-40 кг/см), малых 180-240 Км (18-24 кг/см), а также гайки крепления стоек валиков коромысел, момент 160-200 Нм (16-20 кг/см).

Проверка и регулирование зазоров производится в следующей после­довательности:

Установить рычаг декомпрессора в нижнее положение (для дизеля с ЭССП — в положение по часовой стрелке (вправо) до упора) и провернуть коленчатый вал дизеля Д-180, установив по меткам на маховике поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку, соответствующую концу такта сжатия.

Установить рычаг декомпрессора в исходное положение и щупом проверить зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапан в первом, втором, третьем и шестом клапанах (нормальный зазор 0,25-033 мм).

Читайте также:  Сколько ампер в аккумуляторе мотоцикла

При необходимости регулирования зазора, следует ослабить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана (рис. 17) и отверткой установить регулировочный винт в такое положение, при котором щуп 0,3 мм будет плотно входить в зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана.

Затянуть контргайку и вновь проверить зазор.

Рис.17

Проверить зазор между коромыслом и наконечником штанги декомпрессора у первого и третьего клапана дизеля Д-180 бульдозера Т-170.

Зазор должен быть не менее 0,5 мм, а при включении декомпрессора ход клапана должен быть 0,7-2,5 мм.

Регулирование зазора производится вращением наконечника штанги при ослабленной контргайке.

После регулирования затянуть контргайку и вновь проверить зазор и ход клапана.

Ход клапана измеряется индикатором. При отсутствии индикатора следует, установив рычаг декомпрессора в нижнее положение (для дизеля с ЭССП — в положение по часовой стрелке (вправо) до упора, поднять ломиком короткое плечо коромысла до упора клапана в поршень.

В этом положении зазор между коромыслом и наконечником штанги декомпрессора двигателя Д-180 бульдозера Т-170 должен быть не менее 0,5 мм.

Провернуть коленчатый вал на один оборот и отрегулировать зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана а четвертом, пятом, седьмом и восьмом клапанах и зазор между коромыслом и наконечником штанги декомпрессора у пятого и седьмого.

Регулировка топливного насоса двигателя Д-180

Топливный насос Д-180, регулятор и форсунка представляют собой отрегулированные на заводе механизмы топливной аппаратуры, поэтому разбирать и регулировать их должны квалифицированные механики в специально оборудованных мастерских.

Проверка угла опережения подачи топлива. Отсоединить от насоса трубки высокого давления и навернуть моментоскоп на секцию первого цилиндра.

Снять среднюю панель и верхнюю крышку кожуха муфты сцепления Т-170 для наблюдения за делениями на наружной цилиндрической поверхности маховика и указателем на кожухе маховика муфты сцепления.

Установить рычаг декомпрессора в нижнем положении (для дизеля с ЭССП — в положение по часовой стрелке (вправо) до упора) и с помощью рукоятки для проворачивания коленчатого вала пускового двигателя прокрутить коленчатый вал дизеля Д-180 до полного удаления пузырьков воздуха из трубки моментоскопа (на тракторе с ЭССП для прокручивания коленчатого вала дизеля служит рукоятка, находящаяся в ЗИП).

Снятие с дизеля Д-180 топливного насоса с регулятором и их установка

Закрыть проходной кран топливного бака.

Отсоединить топливопроводы высокого давления от секций топливного насоса, трубку подвода топлива к топпивоподкачивающему насосу, трубки подвода и отвода топлива от фильтра тонкой очистки топлива и топливопровода от топливоподкачивающего насоса, тягу рычага управления подачей топлива.

Закрыть отверстия у отсоединенных трубок и штуцеров предохранительными пробками.

Отвернуть болты крепления корпуса регулятора к болту дизеля и к кожуху шестерен распределения.

Подвесить топливный насос подъемником.

Потянуть на себя насос, снять корпус регулятора с установочных штифтов, передвинуть насос влево и снять его с дизеля.

Для правильной установки топливного насоса двигателя Д-180 снять крышку смотрового люка на кожухе распределительных шестерен. Проворачивать коленчатый вал дизеля до появления в люке кожуха зуба с меткой «С» малой шестерни распределительного вала.

Поставить шестерню привода валика регулятора так, чтобы впадина зуба с меткой «С» совпала при установке насоса с зубом с меткой «С» малой шестерни распределительного вала. Остальные операции сборки имеют обратный порядок.

Регулировка форсунок дизеля Д-180 бульдозера Т-170

Форсунки Д-180 подлежат проверке на давление начала впрыскивания и качество распыла топлива.

Для этого форсунку снять с дизеля Д-180, очистить от грязи и установить на специальном стенде.

У правильно отрегулированной форсунки двигателя Д-180 бульдозера Т-170 давление начала впрыскивания топлива должно быть: 21 МПа (21 кгс/см2). Если через проверяемую форсунку топливо подается раньше (позже) необходимо отрегулировать ее, отвернуть колпачок, ослабить контргайку регулировочного винта и, вращая его специальной отверткой, отрегулировать затяжку пружины.

При завинчивании регулировочного винта давление начала впрыскивания увеличивается, а при отвинчивании — уменьшается. Закончив регулирование, затянуть контргайку и установить колпачок.

Качество распыла топлива следует проверять при частоте 60-80 впрыскиваний в минуту.

Начало и конец впрыска должны быть четкими, топливо должно подаваться из всех пяти отверстий мелкораспыленное до туманообразного состояния.

Если топливо выходит из промытой и очищенной от нагара форсунки в виде струи, или в массе туманообразного топлива наблюдаются сгущения, подтекания, образование капель на носке распылителя, то форсунка к работе не пригодна и должна быть заменена.

Допускается производить проверку и регулировку форсунок Д-180 по эталонной форсунке.

Для этого через тройник подсоединить к секции топливного насоса проверяемую и эталонную форсунки. (При этом остальные форсунки Д-180 должны быть отсоединены от секций насоса).

Установить рычаг управления подачей топлива в положение максимальной подачи и, прокручивая коленчатый вал дизеля пусковым двигателем, прокачать топливо через форсунку (на тракторе с ЭССП коленчатый вал прокручивая рукояткой из ЗИП).

Правильно отрегулированная форсунка должна впрыскивать топливо одновременно с эталонной.

Регулировка приводов управления двигателем Д-180

Привод рычага управления подачей топлива Д-180

— отсоединить тягу от рычага

— установить рычаг управления подачей топлива в положение «Вверх до упора», а рычаг назад до упора;

— отрегулировать длину тяги до совмещения отверстий в вилке тяги и рычаге и затем, укоротив тягу на (5±2 мм), подсоединить ее к рычагу.

Проверить фиксацию рычага управления подачей топлива Д-180 в положении максимальной частоты вращения (положение рычага «Верх до упора»).

При нажатии на педаль до упора рычаг не должен перемещаться.

При необходимости отрегулировать тормозок акселератора винтом, вворачивая его до минимального усилия, достаточного для удержания рычага.

Регулировка привода педали управления подачей топлива дизеля Д-180:

— отсоединить пружину от зацепа и тягу от рычага;

— передвинуть тягу вперед и установить наружный рычаг регулятора топливного насоса в положение минимальной частоты вращения;

— установить педаль вниз до упора;

— при установленных положениях рычага регулятора и педали подсоединить тягу. Если при этом размер от пола до крайней точки педали меньше 170 мм регулировку повторить, подсоединив тягу к отверстию. Подсоединить пружину.

Через 240 ч работы проверяют и регулируют зазор между коромыслом и торцом стержня клапана, а также между штангой декомпрессора и коромыслами всасывающих клапанов.

Проверка и регулировка клапанного и декомпрессионного механизмов двигателей КДМ -100, 6КДМ-50, Д-108 производятся на прогретом двигателе.

Перед проверкой зазоров в клапанном механизме и механизме декомпрессора следует произвести затяжку гаек крепления головки цилиндров в последовательности, указанной нз рис. 52.

Чтобы подтянуть гайки, снимают капот двигателя трактора и колпаки головок цилиндров. Четыре гайки, расположенные под стойкой валика коромысла, нужно подтягивать специальным ключом. Большие гайки крепления головки цилиндров затягивают ключом с плечом равным 1000 мм, а малые с плечом — 500 мм. При этом следует соблюдать порядок, указанный на рис. 52, и затягивать гайки в два-три приема.

Читайте также:  Регистрация авто из белоруссии в россии

После затяжки гаек производят проверку и регулировку клапанного механизма и механизма декомпрессора.

Для проверки и регулировки зазоров, кроме снятых колпаков клапанного механизма, нужно снять поддон воздухоочистителя и крышку люка кожуха маховика. Затем нужно включить в зацепление с маховиком двигателя пусковую шестерню механизма включения и установить рычаг редуктора в положение прямой передачи (ускоренной). После этого следует включить муфту сцепления пускового двигателя и убедиться в том, что краник пускового бачка закрыт и зажигание выключено. Провертывая коленчатый вал основного двигателя заводной рукояткой пускового (или за лопасть вентилятора), надо установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее концу хода сжатия. Для этого требуется совместить метку «в. м. т. 1—4 цил.» на маховике с указателем, прикрепленным к кожуху маховика. При этом обе штанги толкателя первого цилиндра должны находиться в крайнем нижнем положении, а штанга впускного клапана четвертого цилиндра подняться вверх. Затем следует поставить рычаг декомпрессора в положение «Рабочее» и проверить щупом зазор между стержнем клапана и коромыслом первого цилиндра. На прогретом двигателе зазор у впускного и выпускного клапанов должен быть равен 0,25—0,33 мм. Щуп толщиной 0,3 мм должен быть слегка зажат между коромыслом и стержнем клапана. Если зазор будет больше или меньше указанного, нужно отпустить контргайку и отрегулировать его, отвинчивая или завинчивая регулировочный винт в коромысле. После этого необходимо затянуть контргайку 9 и вторично проверить зазор между коромыслом и стержнем клапана. Затем требуется проверить щупом зазор между наконечником штанги декомпрессора и коромыслом 12 и в случае необходимости отрегулировать его в пределах: для двигателя КДМ -100 от 0,5 до 0,6 мм; для двигателя Д-108 от 0,5 до 1 мм. Отклонения недопустимы во избежание удара поршня о клапаны.

Рис. 1. Схема затяжки гаек крепления головки цилиндров двигателей КДМ -100 и Д-108:
1—14 — порядок затяжки гаек

Рис. 2. Клапанно-распределительный механизм и механизм декомпрессора двигателей КДМ -100 и Д-108:
а — поперечный разрез; б — регулировка зазора между стержнем (стаканом) клапана и бойком коромысла; в — регулировка зазора между коромыслом и наконечником штанги декомпрессора; 1— распределительный вал; 2— толкатель; 3— пружинное кольцо; 4 — кронштейн толкателей; 5 —штанга толкателя; 6 — штанга декомпрессора; 7 — основание колпака, 8 — пробковая прокладка; 9 — контргайка; 10 — регулировочный винт; 11 — колпак; 12 — коромысло; 13 — наружная пружина; 14 — втулка клапана; 15 — всасывающий клапан

Зазор между коромыслами и наконечниками штанг декомпрессора надо регулировать при рабочем (верхнем) положении рычага декомпрессора. Для регулировки необходимо отпустить контргайку и, отвертывая или навертывая наконечник штанги, довести зазор у двигателя Д-108 до 0,5—1 мм, добившись открытия клапанов при декомпрессии в пределах 0,7—2,5 мм. После затяжки контргайки нужно вторично проверить этот зазор.

Размер зазоров определяют щупом, величину открытия клапанов— индикатором со стойкой. Стойку закрепляют на шпильке крепления стоек валика коромысел, а ножку индикатора устанавливают на тарелку пружины клапана. Если нет индикатора, то проверяют, поднимается ли клапан при переводе рычага механизма декомпрессора из положения «Рабочее» в положение «Пуск» и есть ли при этом зазор между поршнем в в. м. т. и открытым клапаном. Для этого рычаг механизма декомпрессора устанавливают в положение «Пуск», поднимают ломиком короткое плечо коромысла до упора клапана в поршень, стоящий в в. м. т., и замеряют зазор между коромыслом и наконечником штанги декомпрессора, который должен быть не менее 0,3 мм.

Зазоры в клапанах и в механизме декомпрессора для остальных цилиндров регулируют в таком же порядке. Для этого, отрегулировав зазоры в первом цилиндре, повертывают коленчатый вал двигателя на 180° до совмещения метки на маховике «в. м. т. 2— 3 цил.» с указателем, прикрепленным к кожуху маховика.

После окончания регулировки, повертывая коленчатый вал в том же направлении, следует проверить зазоры и затяжку контргаек.

Если по каким-либо причинам зазоры клапанов были отрегулированы на холодном или слабо прогретом двигателе, то после достаточного прогрева двигателя необходимо повторно отрегулировать их.

После окончания регулировки зазоров клапанов всех цилиндров нужно поставить на место колпаки клапанного механизма и крышку люка кожуха маховика и закрепить их.

Регулировка клапанов пусковых двигателей (П-46, П-23). Регулировку зазора между клапаном и регулировочным винтом пускового двигателя производят в следующем порядке: прогревают пусковой двигатель до температуры 60—70° С; очищают и снимают крышки люков механизма распределения, смотрового люка и корпуса муфты сцепления пускового двигателя; вывертывают запальную свечу первого цилиндра и выключают зажигание; вращают пусковой рукояткой коленчатый вал при выключенной муфте сцепления до совпадения метки «в. м. т.» на маховике с риской на стенке люка корпуса муфты сцепления, при этом толкатели должны находиться в крайнем нижнем положении.

Величина зазора между головкой регулировочного винта и торцом стержня клапана должна быть равна 0,2 мм (у впускного и выпускного клапанов), а щуп слегка зажат.

Для регулировки зазора необходимо отвернуть контргайку регулировочного винта и, вращая его, установить требуемый зазор. Затем повернуть коленчатый вал на 70—80° и в той же последовательности отрегулировать величину зазоров в клапанах второго цилиндра.

После окончания регулировки установить снятые крышки.

Рис. 3. Регулировка зазоров клапанов пускового двигателя:
1 — щуп; 2— зазор (0,2 мм)

Регулировка зазоров клапанов двигателей СМД -14. Регулировать зазоры удобнее всего, начиная с клапанов первого цилиндра и продолжая по порядку работы цилиндров двигателя (1•—3— 4—2). В каждом цилиндре зазоры нужно проверять и регулировать при положении поршня данного цилиндра, соответствующем концу такта сжатия. В это время оба клапана должны быть закрыты.

Рекомендуется регулировать зазоры в таком порядке. Включают декомпрессор и, вращая коленчатый вал при помощи храповика, устанавливают его в такое положение, при котором оба клапана первого цилиндра будут закрыты. Затем по установочной шпильке на картере маховика довертывают коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра оказался в в. м. т. Это положение соответствует концу такта сжатия в первом цилиндре (толкатели обоих клапанов находятся примерно на середине затылочной части кулачков).

Выключают декомпрессор, проверяют щупом зазоры между стержнем клапана и коромыслом и, если потребуется, регулируют их, ослабив контргайку регулировочного винта. Удерживая винт от проворачивания отверткой, устанавливают нужный зазор по щупу. Затем нужно законтрить регулировочный винт и вновь проверить зазор.

Читайте также:  Как заделать пластиковую трещину

После этого повертывают коленчатый вал на 180° и в той же последовательности проверяют и регулируют зазоры обоих клапанов третьего цилиндра.

Таким же образом через следующие 180° регулируют зазоры в клапанах четвертого цилиндра, а затем второго.

Одновременно с проверкой зазоров в механизме газораспределения проверяют зазоры между валиком декомпрессора и коромыслами. При этом декомпрессор должен быть выключен, а клапан закрыт. Допустимый зазор должен, быть не менее 0,5 мм.

Рис. 4. Регулировка зазоров клапанов двигателей СМД -14

Рис. 5. Проверка зазора между валиком декомпрессора и коромыслом двигателя СМД -14

По мере износа седел и фасок клапанов зазор постепенно уменьшается и клапан не будет полностью закрываться. В этом случае необходимо подпилить лыски на валике декомпрессора.

Проверка и регулировка зазоров клапанов двигателя Д-54 (Д-54А) трактора ДТ-54 (ДТ-54А). Работа производится в следующем порядке.

Пускают дизельный двигатель, подогрев его, чтобы температура воды была не меньше 75° С и останавливают его.

Открывают левый люк капота над дизелем, очищают от грязи крышки колпака головки цилиндров и снимают их.

Проверяют затяжку гаек шпилек головки цилиндров и при необходимости подтягивают их в последовательности, показанной на рис. 57, устраняющей возможность коробления головки и обеспечивающей плотное прилегание к блоку. Проверяют затяжку гаек шпилек стоек клапанных коромысел и при необходимости подтягивают их.

Включают компрессию, установив рычаг декомпрессионного механизма против надписи «Прогрев 1».

Наблюдая за коромыслами клапанов первого цилиндра, медленно вращают коленчатый вал до тех пор, пока оба клапана (выпускной, а затем впускной) откроются и закроются.

Вывинчивают установочную шпильку из кожуха маховика и вставляют ее в отверстие кожуха ненарезанной частью. Нажимая на установочную шпильку, медленно поворачивают коленчатый вал до тех пор, пока шпилька не войдет в углубление на маховике. При этом поршень первого цилиндра окажется в в. м. т. в конце такта сжатия.

Включают компрессию во всех четырех цилиндрах, установив рычагдекомпрессионного механизма против надписи «Работа». (Попытки проверить и регулировать зазоры, когда рычаг декомпрессионного механизма стоит в другом положении, приводят к неправильным результатам).

Рис. 6. Регулировка зазора между клапаном и коромыслом двигателя Д-54А:
1 — контргайка; 2 — регулировочный винт; 3 — отвертка; 4 — гаечный ключ; 5 — щуп; 6 — боек коромысла

Рис. 7. Схема последовательности проверки и подтяжки гаек шпилек головки блока цилиндров двигателя Д-54

Замеряют щупом зазор между стержнем клапана и бойком коромысла так, чтобы щуп проходил через зазор от небольшого усилия руки. Нормальный зазор у прогретого дизеля должен быть равен 0,25 мм для впускного клапана и 0,30 мм для выпускного клапана; у холодного дизеля нормальный зазор должен быть равен соответственно 0,30 и 0,35 мм.

Если зазор не соответствует указанной величине, отпускают контргайку регулировочного винта на коромысле, удерживая винт отверткой. Завертывая или отвертывая винт и удерживая контргайку ключом, устанавливают нормальный зазор между стержнем клапана и бойком коромысла при помощи щупа. Затягивают контргайку и снова замеряют зазор. После проверки и регулировки зазора в обоих клапанах первого цилиндра вынимают установочную шпильку из кожуха маховика и ввертывают ее резьбовой частью в отверстие кожуха.

Затем нужно проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанах третьего, четвертого и второго цилиндров, каждый раз поворачивая коленчатый вал на полоборота.

После проверки и регулировки зазоров клапанов устанавливают крышки колпака головки цилиндров и закрывают левый люк капота над дизелем.

Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами и декомпрессионного механизма двигателя трактора «Беларусь». Для проверки и регулировки клапанов необходимо прогреть двигатель, чтобы температура воды была не менее 75° С и остановить.

Снимают капот и рукоятку декомпрессионного механизма с фланцем. Очищают от грязи крышку головки цилиндров и снимают ее. Проверяют затяжку гаек шпилек головки цилиндров и при необходимости подтягивают их в последовательности (рис. 59), устраняющей возможность коробления головки. Проверяют затяжку гаек шпилек крепления стоек валиков коромысел, при необходимости подтягивают гайки и болты.

Выключают компрессию, повернув декомпресионные валики при помощи отвертки, вставленной в паз на конце одного из валиков, настолько, чтобы декомпрессионные болты заняли вертикальное положение. Наблюдая за коромыслами клапанов первого цилиндра, медленно проворачивают коленчатый вал за рукоятку до тех пор, пока выпускной, а затем впускной клапаны откроются и закроются. Вывертывают установочный болт из картера маховика и вставляют его ненарезанной частью в резьбовое отверстие картера. Нажимая на болт, медленно поворачивают коленчатый вал, пока болт не войдет в углубление на маховике. При этом поршень первого цилиндра не будет доходить до в. м. т. во время такта сжатия на 15° по углу поворота вала.

Включают компрессию во все четырех цилиндрах, повернув Декомпрессионные краники до горизонтального положения деком-прессионных болтов.

Замеряют зазор между бойком коромысла и стержнем клапана при помощи щупа так, чтобы щуп проходил от небольшого усилия руки. Нормальный зазор у прогретого дизеля должен быть равен 0,25 мм для впускного и выпускного клапанов.

Если зазор не соответствует указанной величине, необходимо отпустить контргайку регулировочного винта на коромысле, удерживая винт отверткой. Завертывая или отвертывая винт, устанавливают нормальный зазор между бойком коромысла и стаканом пружины или стержнем клапана при помощи щупа. Затягивают контргайку и снова замеряют зазор.

Рис. 8. Схема последовательной проверки и подтяжки гаек шпилек головок цилиндров двигателя трактора «Беларусь» МТЗ -5М
1 — декомпрессионный болт; 2 — контргайка декомпрессионного болта; 3 — декомпрессионный валик; 4 — коромысло; 5 — клапан

После проверки и регулировки зазора у обоих клапанов первого цилиндра регулируют величину их открытия при помощи обоих декомпрессионных болтов. Для этого, выключив компрессию, отпускают контргайку декомпрессионного болта и вывертывают его до упора головкой в валик.

Рис. 9. Регулировка открытия клапана при помощи декомпрессора:

Рис. 10. Регулировка зазора между клапаном и коромыслом двигателя Д-40 трактора «Беларусь» МТЗ -5М:
1 — коромысло; 2 — клапан; 3 — контргайка регулировочного винта; 4 — регулировочный винт

Затягивать контргайку необходимо, не нарушая регулировки. Неточная установка болта может привести к ненормальному открытию клапана, удару его о поршень и к аварии.

Вынимают установочный болт из картера маховика и ввертывают его резьбовой частью в отверстие картера.

После регулировки первого цилиндра нужно проверить и при необходимости отрегулировать зазоры у клапанов и величину их открытия в третьем, четвертом и втором цилиндрах, каждый раз поворачивая коленчатый вал на полоборота. По окончании работы нужно установить крышку головки цилиндров, рукоятку декомпрессионного механизма с фланцем и капот.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector