Схема гидроусилителя руля камаз

Масса грузового автомобиля, достигает пятнадцати тон, сложно представить, как среднестатистический человек управлял бы такой “глыбой”, если бы не гидроусилитель руля КамАЗ 4310. По этой причине, подобным механизмом, снабжаются транспортные средства, выпущенные на Камском заводе.

Большинство пользователей привыкло к такому факту, и воспринимает как “должное” рулевой усилитель. Однако не стоит забывать, что механизм требует ухода и внимания, поскольку законы физики воздействуют и на него. Залог безотказной работы, гидравлическая составляющая. Устранение аварийных ситуаций, связанных с попаданием воздуха в контур, главная проблема, влияющая на правильность работы агрегата.

Соблюдение правил и требований облегчит эксплуатацию грузовика, минимизирует прикладываемое усилие к рулевому колесу, снизит утомляемость, обезопасит движение на дороге.

Целесообразность применения

Главная цель применения гидроусилителя руля, снизить напор, создаваемый на колесе управления автомобилем. Благодаря воздействию, пользователю проще управлять автомобилем, как результат, утомляемость наступает не так быстро. Важно и то, что в случае возникновения аварийной, или форс-мажорной ситуации, водитель проще и быстрей отреагирует на изменения, скорректировав поведение автомобиля и выполнив манёвр.

Кроме того, усилитель руля участвует в пассивной безопасности. Так, увеличение скорости сопровождается ростом сопротивления на колесе управления. Это делает возможным держать заданную траекторию, не отклоняясь курса (что чревато аварийной ситуацией). Поломка изделия не приводит к полной потере контроля, это лишний раз свидетельствует о безопасности агрегата. Преждевременные волнения не уместны, поскольку выход из строя случается редко, а вот совместная эксплуатация усилителя и автомобиля принесёт массу положительных моментов.

Усилитель КамАЗ (Артикул 4310-3400020-03):

Компоненты гидроусилителя

Конструкция усилителя рулевого управления включает в себя детали и узлы, объединённые в один механизм с общим замкнутым контуром.

Главные компоненты усилителя:

Назначение узла, направлять гидравлическое масло, используемое как рабочее тело, в патрубки и пустоты контура.

Узел предназначен для преобразования напора жидкости в механическую работу. Делается это посредством вытеснителя и штоков, прикреплённых к ним.

Материал используется как рабочее тело. Происходит это за счет свойств жидкости, таких как текучесть и не сжимаемость. Масло передаёт усилие насоса гидравлическому цилиндру. Кроме того, используется как консервант, а так же смазывает трущиеся детали, уменьшая силу трения.

Помпа усилителя КамАЗ-4310:

  • Насос гидравлического усилителя руля.

Назначение узла, поддержка нужного напора для функционирования механизма, а так же создание циркуляции жидкости в контуре, что влияет на охлаждение. Кроме того, постоянное движение и напор очищает рабочее тело, прогоняя через фильтрующие элементы, а так же уплотняет детали и узлы.

  • Соединители (патрубки, магистрали, пустоты).

Патрубки, магистрали, пустоты создают цельный механизм, объединённый одним контуром.

Получает сигналы датчиков, обрабатывает, анализирует, и реагирует на полученную информацию. Таким образом, контроллер управляет усилителем.

ГУР КамАЗ 4310 устройство и регулировка

Что бы разобраться, как функционирует усилитель, рассмотрим схематическое изображение работы механизма. На рисунке видно, что движение транспортного средства KamAZ – 4310 в прямолинейном положении заставляет шнек (15), и устройство, переориентирующее поток (20) придерживаться средины. Такая позиция образует единое соединение элементов: подающий и отводящий каналы (26, 32 соответственно), пустоты (7) и (25) гидравлической камеры. Одновременно, смазка беспрепятственно циркулирует, проделывая путь от помпы посредством вентиля управления (19) опять попадает в ёмкость гидравлического контура (31).

Поворот руля (1), см. схему провоцирует вращение винта (15). Выведение колёс (12) из положения равновесия вызывает сопротивление со стороны поршня рейки (8), который контролировал прямолинейное движение. Появившееся усилие стремится переместить шнек по оси в сторону поворота, этому препятствуют центрирующие пружинные элементы (23). Превышение усилием пружинной силы, перемещает шнек, двигая за собой устройство переориентации потока. Следствием проводимых действий становится то, что пустота камеры, сообщающаяся с нагнетательным каналом, отсоединяется от сливного канала и наоборот. Закачиваемая помпой в пустоту канала жидкость, воздействует на реечный клапан (8), образуя напор на секторальный механизм (6) сошки. Проворачивать колёса становится проще.

Сошка усилителя КамАЗ-4310:

Напор в пустотах ГУР КамАЗ 4310 3400020 03 стабилизируется, выравниваясь до уровня противодействия повороту колёс. Одновременно растёт сжатие полости реактивных вытеснителей (22). Противодействие растёт равнозначно напору в рабочей камере, соответственно усилие золотникового клапана по возврату в среднее положение увеличивается, передавая информацию рулевому колесу. Взаимодействие помогает пользователю лучше понимать и чувствовать дорогу.

Фиксация руля в вывернутой позе, без дальнейшего проворачивания, в соответствии с работой пружинных элементов и напора в пустотах, сдвигает золотниковый клапан в равновесное положение, но не доводит до конца. Пропускающая смазку в обратный канал щель, удерживает положение колёс.

Совершая прямое перемещение и наехав на камень, вал сошки, поворачивается, перемещая реечный клапан гидравлического усилителя (Артикул: 4310-3400020-01). Так как пользователь держит руль, шнек не вращается, и не может переместиться по оси вместе с золотниковым клапаном. Действие соединит пустоту камеры с помповым каналом нагнетания и разорвёт связь с обратным каналом. Давление канала увеличится и уравновесит удар.

Схема ГУР КамАЗ 4310:

Эксплуатационные показатели

Конструктивно, механизм управляющий движением транспорта включает: устройство, меняющее движение вала под углом, устройства, распределяющее усилие жидкости осевого типа, интегрированной силовой камеры. Касательно применяемого передающего механизма, используется: «шнек – шар», «гайка – вытеснитель», зубчатая четверть круга с конической рейкой.

Параметры усилителя (3400020):

Показатель Разъяснение
Усилие на переднюю пару колёс, (т) 5,5
Импульс кручения выходного вала усилителя, напор 9МПа, (Нм) 4000
Возможный нагрев смазки усилителя, (°С) 90
Отношение зубьев усилителя ведомых и ведущих 21,7 к 1
Сальник вала сошки ГУР КамАЗ 4310 размер, (мм) 57,2*76*8
Вентиль усилителя, ограничивающий напор, (МПа) 8-9
Проходимость распределяющего устройства усилителя, (дм 3 /мин) 15
Выворот сошки усилителя, (град.) 86
Канавка усилителя, направленность левая
Масса усилителя, (кг) 47,2

Сальник сошки усилителя КамАЗ:

Причины и признаки неисправностей

Гидравлический усилитель надёжен и ломается крайне редко. Часто поломки связаны с нарушением условий эксплуатации, или по причине использования автомобиля в холоде. Последнее сопровождается тем, что течёт сальник сошки ГУР КамАЗ 4310. Причина выхода из строя сальников, увеличение густоты масла, как следствие, рост напора в контуре. Положительный момент в том, что если усилитель сломается неожиданно, это не отразится на безопасности, водитель почувствует рост усилия на руле.

Кроме того, надо не допускать засорения механизма, поскольку пыль и грязь часто попадают внутрь узла. Такое явление приводит к неисправности, происходит это по причине повышенного износа и трения внутри усилителя, поскольку пыль и грязь выступают в роли абразива.

Прокачка гидроусилителя КамАЗ 4310

При неполадках в усилителе, следует как можно быстрей принять меры по выявлению и устранению. Эксплуатация проблемного изделия, в конце концов, приведёт к полной замене агрегата. Чтобы не потерять усилитель, надо беречь устройство и регулировка ГУР КамАЗ 4310, наряду с прокачкой, обязательные процедуры.

Начинать работу надо с сопутствующих агрегатов усилителя, к таким относится помпа. Помните, что детали, вышедшие из строя, в таких агрегатах не восстанавливаются, поскольку изготовлены с соблюдением строгих норм допусков и посадок. Процедура проводится на машине при демонтированной рулевой теги и выключенном моторе.

Сначала выполняют манипуляции:

  • Уменьшают дисбаланс колёс, регулируют силу воздействия воздуха на покрышку;
  • Проверяют уровень смазки руля и ступиц колёс;
  • Регулируют подшипник колёс;
  • Проверяют работу гасителей колебания, корректность постановки ведущих колёс.

Обнаружение в усилителе воздушных пузырьков, повод к проведению процедуры прокачки.

Проверка уровня жидкости в усилителе:

  • Вывесить автомобиль 4320, что бы колёса изделия не касались поверхности земли. Для этого используют подставки, которые подкладывают под балки машины.
  • Демонтировать заглушку горловины бачка расширения усилителя;
  • Снять накладку с выпускного вентиля усилителя, вместо этого установить на него резиновую трубку. Свободный конец трубки опустить в ёмкость со смазкой;
  • Открыть вентиль перепуска усилителя на пол оборота;
  • Выкрутить руль влево до стопора, залить жидкость в ёмкость расширения;

Прокачка усилителя КамАЗ:

  • Завести мотор, после долить в расширитель усилителя смазки, проконтролировать, что бы уровень соответствовал метке. Контролировать, выход воздуха, при отсутствии, закрыть клапан;
    Выкрутить руль вправо, затем в обратную сторону. Проконтролировать, что бы руль оставался на месте, открыть клапан перепуска усилителя на 1/2. Проследить, не идёт ли воздух в ёмкости, при отсутствии, закрутить вентиль;
  • Прокачать усилитель руля столько раз, сколько надо для прекращения выхода воздуха из свободного конца трубки;
  • Если из свободного конца выходит чистая смазка, заглушить двигатель. Снять трубки, вернуть на место колпачки и заглушки, проконтролировать уровень смазки в расширителе усилителя, если надо, долить.
Читайте также:  Lancer evo 9 технические характеристики

Гидроусилитель рулевого управления, или же ГУР — просто необходимость для большегрузных и тяжелых авто. И если на легковых машинах многие обходятся без этого помощника, то попробуйте повернуть руль "Камаза" без него. Сегодня мы все узнаем про ГУР "Камаз": устройство механизмов, принцип работы, а также поговорим о типичных неисправностях и о ремонте.

Задачи, которые решает ГУР

Основная цель усилителя рулевого управления в том, чтобы максимально облегчить усилие, которое необходимо для поворота руля в случае выполнения различных маневров на небольших скоростях.

Устройство

Какое имеет ГУР "Камаз" устройство? Механизм состоит из распределителя, гидроцилиндра, гидравлической жидкости, насоса, а также из соединителей и блока электронного управления.

Распределитель необходим для направления потоков гидравлических жидкостей в полости системы. Гидроцилиндр решает задачи преобразования гидравлического давления в механическую работу штоков и поршней. Жидкость не только передает усилия от насоса на гидроцилиндр, но и смазывает трущиеся узлы и детали. Насос его призван постоянно поддерживать необходимое давление. Также он способствует циркуляции жидкостей. Соединитель или трубка ГУРа "Камаза" служит для объединения между собой всех элементов этой конструкции. И наконец, электронный блок. Он направляет и регулирует работу усилителя.

Устройство типичного ГУРа

Какое имеет ГУР ("Камаз") устройство? Зачастую исполнительные механизмы представлены в едином корпусе с рулевой системой. Такой усилитель можно назвать интегральным. В качестве гидравлической жидкости применяются различные масла типа ATF. Такие обычно льют в FRGG.

Как он работает? У ГУР "Камаза" схема работы очень проста. При вращении рулевого колеса роторный или же аксиально-поршневой насос, который приводится в действие при помощи ремня коленвала, начнет качать масло из бачка, а затем будет нагнетать гидравлическую жидкость под достаточно высоким давлением в распределитель золотникового типа. Последний отслеживает усилие, которое прилагается к рулевому колесу и оказывает помощь в повороте колес. Для этого применяют специальное следящее устройство. Часто таким элементом в типичных системах выступает торсион. Он встраивается в разрез рулевых валов.

Если автомобиль стоит или же двигается по прямой траектории, тогда усилия на валу рулевой системы нет. Соответственно, торсион открыт, а клапаны распределителя перекрыты. Масло в этом случае сбрасывается в бачок. Когда фиксируется поворот руля, торсион закручивается. Золотник освобождает каналы, а рабочая жидкость направляется к исполнительному устройству.

Если система оснащена реечным механизмом, тогда жидкость подается непосредственно в корпус рейки. Когда руль повернут до упора, тогда в дело включаются предохранительные клапаны, которые вовремя сбрасывают давление и защищают механические узлы от возможных повреждений.

ГУР "Камаз-5320"

Устройство его практически ничем не отличается от стандартного усилителя. Здесь тоже присутствуют распределитель, редуктор, а также гидравлический цилиндр, встроенный в рулевую.

Работа этого узла возможна лишь при постоянном движении рабочей жидкости. Так обеспечивается низкая нагрузка на насос. Давление в системе составляет 8000 кПа. Силовой цилиндр интегрирован в картер рулевого механизма. В качестве управляющего клапана используется золотниковый клапан, оснащенный системой реактивных плунжеров и центрирующими пружинами. Они создают ощущения сил сопротивления в момент поворота колес.

ГУР "Камаз-4310"

Этот узел здесь практически полностью такой же, как и в модели 5320. Принцип работы ГУР "Камаз-4310", устройство и конструкция этого узла практически ничем не отличаются. Основное отличие лишь в усилении некоторых частей, а также в измененном креплении рулевой сошки. Здесь болты, шплинты и другие крепежные детали теперь заменены на гайки со стопорными шайбами.

Гидравлический насос

Насос ГУР монтируется в развале блока цилиндров.

Устройство

Какое имеет устройство насос ГУР "Камаз"? Этот узел состоит из деталей корпуса, статора и ротора, который оснащен лопастями. Также в конструкции применен вал с подшипниками и шестерней для привода. Кроме насоса, в конструкции имеется распределительный диск, а также перепускные и предохранительные клапаны. Еще имеется бачок, фильтр и коллектор.

Детали корпуса, статор, а также крышка соединены и скреплены при помощи четырех болтов. Корпус имеет полость, куда попадает всасываемое масло. В торце его можно найти два отверстия овальной формы. По ним гидравлическая жидкость подается на ротор. В крышке имеется специальная расточка для распределительного диска, отверстия для клапанов, а также канал. Снизу в крышке есть отверстие для калибровки.

Ротор смонтирован в статоре при помощи шлицов. В пазах его размещены лопасти. Вал может вращаться при помощи шариковых подшипников. Жидкость направляется к лопастям с помощью распределительного диска. С помощью пружины диск плотно прижимается к статору и к ротору. Затем перепускной клапан ограничивает работу насоса, а предохранительный элемент сдерживает давление, которое создается при помощи насоса.

Есть и специальный бачок для жидкости. Он закреплен на корпусе насоса. В бачке имеется специальный сетчатый фильтр. Здесь можно найти и заливной фильтр, а также предохранительный клапан.

Как работает насос?

Когда лопасти ротора вращаются, то при воздействии инерции они прижимаются к статору. В лопасти, которые совпадают с отверстиями в корпусе, а также распределительным диском, подается жидкость. Затем она закачивается при помощи лопастей в более узкую часть между ротором и статором. Когда рабочие полости совпадут с отверстиями в диске, жидкость выйдет через отверстия за диск. А оттуда под высоким давлением уйдет по нижнему клапану в систему. Масло из полости за диском попадает на лопасти ротора и еще сильнее прижимает их к поверхности статора.

Закачка и всасывание работают в один момент сразу в двух местах. Когда частота оборотов ротора увеличивается, то масло из полости за диском не проходит через калибровочное отверстие. Так растет давление, открывает перепускной клапан. Немного жидкости через коллектор попадает опять во всасывающую полость. Так производительность механизма уменьшается.

О самых характерных поломках, которые присущи ГУРу

Нужно сказать, что неисправности ГУР "Камаза" случаются нечасто. При качественной эксплуатации и своевременном ТО этого узла можно забыть даже о частых регулировках. Однако, пусть и нечасто, можно прочитать о проблемах с усилителем.

Если бы не русская зима, тогда ГУР бы работал все время эксплуатации грузовика. Однако зимние морозы, ужасные дороги часто ведут к слишком раннему износу механизмов ГУРа. Обычно все поломки можно разделить на проблемы с механической частью и гидравлические неисправности.

И механические, и гидравлические проблемы могут появиться в любой части узла. Как и любая гидравлическая система, усилитель не терпит холода. Особенно он не любит слишком резких изменений. Тот же насос нагнетает довольно сильное давление. Следовательно, если вдруг повысится вязкость рабочего масла, то может выдавить сальники.

К тому же не всегда удается соблюдать хотя бы самые простые правила безопасного использования. Часто водители оставляют машины с вывернутыми колесами в большие морозы. После того как будет запущен мотор, давление будет расти лишь с одной стороны. В итоге выдавит сальник. Также мало кто по регламенту заменяет гидравлическую жидкость. А она со временем может загустеть. Это приводит к излишнему давлению.

Но это зима, а что летом? А здесь проблемы появляются преимущественно из-за пыли или грязи. Достаточно лишь совсем небольшой разгерметизации системы, и вскоре потребуется ремонт ГУР "Камаза". Так, при разгерметизации изнашиваются штоки и втулки. Первые сразу ржавеют и увеличивают износ вторых. Через пару сотен километров зазоры между штоком и втулкой станут больше допустимых. Так, рулевая рейка будет стучать.

Соблюдайте чистоту и уровень рабочей жидкости

Чтобы не было проблем с усилителем руля, нужно соблюдать чистоту. Грязная гидравлическая жидкость способна значительно ускорить износ насоса и уплотнителей в механике рулевой рейки грузового автомобиля.

Необходимо стараться смотреть за уровнем масла в бачке. Если уровень ниже, насос будет работать в режиме преждевременного износа.

Признаки типовых неисправностей элемента

Если при движении нужно постоянно выравнивать автомобиль при помощи руля, то необходимо проверить наличие свободного хода рулевого колеса. Если он выше, чем нужно, следует отрегулировать ход. Также нужно убедиться и проверить, не износились ли части винтовой пары.

В случае попадания воздуха в гидравлику в бачке можно увидеть вспененную и мутную жидкость. В этом случае нужно промыть и прокачать системы. Также подлежит замене фильтр. Кроме этого, одна из типичных неисправностей — прокладка коллектора, которая может износиться.

Ремонт и регулировки

Ремонтные работы сводятся к замене изношенных деталей или узлов. Все запчасти для усилителя производятся и есть в схемах сборочных единиц. Восстановлению детали не подлежат.

Для регулировок необходимо иметь специальный инструмент – динамометр, а для проверки давления понадобится манометр.

Итак, мы выяснили, какое имеет ГУР "Камаз" устройство, неисправности, конструкцию и принцип работы.

(097) 056-05-93, (099) 429-92-85, (093) 651-44-42

Магазин

Ремонт

Ремонт ГУР КАМАЗ, Ремонт рулевой колонки КАМАЗ, Ремонт гидроусилителя руля КАМАЗ

Ремонт ГУР КАМАЗ, Ремонт рулевой колонки КАМАЗ, Ремонт гидроусилителя руля КАМАЗ (097)056-05-93

Читайте также:  Spn 790 fmi 5 ошибка

Г идроусилитель руля (ГУР) автомобиля КАМАЗ – гидравлическая система, входящая в состав рулевого механизма. Функции ГУР включают снижение прилагаемых водителем усилий управления транспортным средством, а также смягчение ударов на неровной дороге и контроль движения при повреждении шин автомобиля.

Схема ГУР КАМАЗ включает комплекс элементов с определенными функциями:

  • распределитель служит для направления потока жидкости в полости системы;
  • насос ГУР КАМАЗ поддерживает циркуляцию жидкости и требуемое давление;
  • гидроцилиндр необходим для преобразования давления жидкости в работу поршня и штока;
  • рабочая жидкость в резервуаре служит для смазки пар трения и передает давление от насоса к гидроцилиндру;
  • соединительные шланги объединяют элементы насоса, распределителя и гидроцилиндра;
  • электронный блок используется для регуляции работы гидроусилителя.

Проверка и регулировка ГУР КАМАЗ должна проводиться при неработающем двигателе и отключенной продольной рулевой тяге. При этом выполняются следующие действия:

  • проверка балансировки колес, давления воздуха в колесах, наличие смазки в системах рулевого управления;
  • осмотр рулевых тяг и подшипников колесных ступиц, проверка работы амортизаторов;
  • проверка уровня масла в резервуаре насоса – в системе не должно быть воздуха, утечек масла, загрязнений и осадка на бачке и фильтре насоса;
  • измерение усилия на рулевом колесе.

Устройство ГУР КАМАЗ включает элементы, сконструированные для переноса значительных нагрузок, поэтому система гидроусилителя достаточно надежна при условии периодического технического обслуживания и нормальном режиме эксплуатации.

Возможные неисправности ГУР КАМАЗ:

  • тяжелый поворот рулевого колеса при разворотах в левую или правую сторону;
  • тяжелый разворот механизма рулевого управления при быстром повороте рулевого колеса;
  • задержка рулевого колеса на обратном ходу;
  • трудность управления при прямолинейном движении;
  • вращающиеся колебания или удары на рулевом колесе;
  • значительный шум при работе насоса;
  • потери гидравлического масла.

Ремонт ГУР выполняется после проведения диагностики, особое внимание при этом уделяется давлению в рулевой системе при крайних положениях руля, притоку жидкости и максимальному давлению, получаемому насосом. Изношенные и вышедшие из строя детали гидроусилителя подлежат замене на новые. Для проведения ремонтных работ гидроусилитель снимается с автомобиля. Ремонт механизма может проводиться при частичной или полной разборке, которая должна выполняться на ремонтных предприятиях или в специализированных мастерских.

Проводя замену масла, необходимо знать о том, как прокачать ГУР на КАМАЗе для устранения воздуха из системы. Прокачка включает выполнение следующих действий:

  • отвернуть перепускной клапан рулевого управляющего механизма;
  • повернуть влево рулевое колесо до сжатия центрирующих пружин;
  • залить масло в насос;
  • при работе силового агрегата на минимальной частоте вращения доливать масло, пока не прекратится выделение из шланга пузырьков воздуха;
  • завернуть перепускной клапан;
  • рулевое колесо повернуть вправо до сжатия центрирующих пружин, вернуть в левое расположение, открутить перепускной клапан, а после выделения пузырьков закрутить его;
  • повторять предыдущую операцию, пока из перепускного клапана не будет выходить масло без примеси воздуха.

Схема работы гидроусилителя рулевого управления ГУР КАМАЗ 4310

1 — колесо рулевое; 2 — пружина предо-хранительного клапана фильтра гидросистемы; 3 — фильтр; 4 — насос гидроусилителя руля; 5 — клапан перепускной; 6 — вал сошки с зубчатым сектором; 7 — полость задняя гидроусилителя; 8 — поршень-рейка; 9 — сошка; 10 — тяга продольная; 11 -Тяга поперечная; 12 — колесо переднее автомобиля; 13 – пробка магнитная; 14 — гайка шариковая; 15 — винт; 16 — картер рулевого механизма; 17 — клапан обратный; 18 — клапан предохранительный рулевого механизма; 19 — клапан управления гидроусилителем; 20 — золотник; 21 — подшипник упорный; 22 — плунжер реактивный; 23 — пружина центрирующая; 24 — редуктор угловой; 25 — полость передняя гидроусилителя; 26 — линия нагнетания; 27 — вал карданный; 28 — радиатор; 29 — колонка рулевая; 30 — фильтр заливочный; 31 — бачок насоса (гидроусилителя); 32 -линия слива; 33 — пружина перепускного клапана; 34 — клапан предохранительный насоса; 35 — клапан перепускной; А и В — дросселирующие отверстия; I — движение прямо или нейтраль; II — поворот направо; III — поворот налево.

Сборочная схему гидроусилителя руля ГУР КАМАЗ 4310

1) 853354 Болт М8-6gх30
2) 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
3) 4310-3401079 Крышка передняя
4) 864201 Кольцо уплотнительное
4) 864201 Кольцо уплотнительное
5) 853512 Гайка М25х1,5-6Н
6) 5320-3401373 Шайба пружинная
7) 1/21647/21 Гайка М10х1,25-6Н
8) 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
9) 864650 Подшипник упорный
9) 864650 Подшипник упорный
10) 4310-3400020 Механизм рулевого управления в сборе
11) 4310-3401710 Редуктор угловой в сборе
12) 4310-3401090 Сошка рулевого управления
13) 853631 Шайба
14) 853567 Гайка
15) 64707 Шарик-заглушка
16) 1/13069/21 Болт М10х1,25-6gх30
17) 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
18) 251648 Гайка М14х1,5-6Н ОСТ 37.001.197-75
19) 4310-3401083 Крышка боковая
20) 4310-3401029 Манжета уплотнительная
21) 864206 Кольцо уплотнительное
22) 864203 Кольцо уплотнительное редуктора руля
23) 5320-3401791 Втулка
24) 864204 Кольцо уплотнительное
25) 862803 Кольцо упорное
26) 5320-3401140 Шайба регулировочная
26) 5320-3401141 Шайба регулировочная (453471205)
26) 5320-3401142 Шайба регулировочная
26) 5320-3401144 Шайба
27) 5320-3401163 Винт регулировочный
28) 5320-3401176 Шайба упорная
29) 4310-3401065 Вал сошки
30) 4310-3401029-10 Манжета уплотнительная вала сошки
31) 4310-3401789 Шайба упорная уплотнительной манжеты вала сошки
32) 4310-3401015 Картер механизма рулевого управления
33) 864207 Кольцо уплотнительное рулевого механизма
33) 864207 Кольцо уплотнительное рулевого механизма
34) 5320-3401371 Клапан перепускной
35) 5320-3401377 Колпачок клапана
36) 4310-3401529 Крышка задняя картера рулевого управления
37) 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
38) 1/13069/21 Болт М10х1,25-6gх30
39) 4310-3401076 Втулка картера
40) 864190 Манжета вала сошки в сборе
41) 864194 Кольцо упорное
42) 4310-3401030 Манжета наружная сальника сошки вала в сборе
43) 864707 Шарик-заглушка
44) 2101-2401046 Пробка магнитная в сборе
45) 4310-3401417 Винт установочный
46) 4310-3401411 Рейка-поршень
47) 5320-3401038 Гайка шариковая
48) 864707 Шарик-заглушка
49) 5320-3401179 Желоб шариковой гайки
50) 4310-3401415 Кольцо уплотнительное рейки-поршня
51) 864208 Кольцо распорное

Схема устройства ГУР КАМАЗ 5320, Схема рулевой колонки КАМАЗ-5320

1 — крышка передняя; 2 — клапан управления гидроусилителем; 3. 28 — кольца стопорные; 4 — втулка плавающая; 5, 7 — кольца уплотнительные; 6, 8 — кольца распорные; 9 — винт установочный; 10 — вал сошки; 11 — клапан перепускной; 12 — колпачок защитный; 13 — крышка задняя; 14 — картер рулевого механизма; 15 — поршень; 16 — пробка сливная магнитная; 17 — винт; 18 — гайка шариковая; 19 — желоб; 20 — шарик; 21 — редуктор угловой; 22 — роликоподшипник упорный; 23 — шайба пружинная; 24, 26 — гайки; 25 — винт регулировочный; 27 — крышка боковая; 29 — шайба регулировочная; 30 — шайба упорная.

ГУР КАМАЗ-5320: УСТРОЙСТВО, РЕМОНТ, СХЕМА

Рулевой механизм (рис. 1) закрепляют в тисках и устанавливают вал 10 сошки в среднее положение. Отвернув гайку и болты с шайбами крепления боковой крышки 27, снимают боковую крышку в сборе с валом 10 сошки. Придерживая вал 10, вывертывают винт 25, снимают крышку 27 и извлекают из нее манжету и уплотнительные кольца. Специальными пассатижами И-801.23.000 снимают стопорное кольцо 28, а затем — шайбы 29, 30 и уплотнительное кольцо.

Рис. 1. Рулевой механизм с встроенным гидроусилителем:
1 — крышка передняя; 2 — клапан управления гидроусилителем; 3. 28 — кольца стопорные; 4 — втулка плавающая; 5, 7 — кольца уплотнительные; 6, 8 — кольца распорные; 9 — винт установочный; 10 — вал сошки; 11 — клапан перепускной; 12 — колпачок защитный; 13 — крышка задняя; 14 — картер рулевого механизма; 15 — поршень; 16 — пробка сливная магнитная; 17 — винт; 18 — гайка шариковая; 19 — желоб; 20 — шарик; 21 — редуктор угловой; 22 — роликоподшипник упорный; 23 — шайба пружинная; 24, 26 — гайки; 25 — винт регулировочный; 27 — крышка боковая; 29 — шайба регулировочная; 30 — шайба упорная

Вывернув и сняв болты с шайбами крепления передней крышки 1, снимают крышку и уплотнительное кольцо. Затем следует зафиксировать от поворота вал ведущей шестерни углового редуктора во избежание высыпания шариков 20 из шариковой гайки 18 и заклинивания винта 17, а также поломки усов шайбы 23 и повреждения резьбы винта 17 при отвертывании гайки 24. Отвернув гайку 24, снимают шайбу 23 и первый подшипник 22, вывертывают и снимают болты и гайки с шайбами крепления клапана 2 управления гидроусилителя. При этом необходимо предохранить от выпадания реактивные плунжеры 8 (рис. 2) клапана управления.

Рис 2. Клапан управления гидроусилителем рулевого управления:
1 — плунжер; 2. 6 —- пружины; 3, 11 — клапаны предохранительные; 4 — винт регулировочный; 5 — клапан обратный; 7 — золотник; 8 — плунжер реактивный; 9 — корпус клапана; 10 — кольцо уплотнительное

С винта 17 (см. рис. 1) снимают клапан 2 управления в сборе и второй подшипник 22. Из каналов высокого давления редуктора 21 извлекают уплотнительные кольца. Вывернув и сняв болты и гайки с шайбами крепления углового редуктора 21, снимают угловой редуктор в сборе с винтом 17 и поршнем-рейкой 15.

Читайте также:  Ремень брт как отличить подделку

Рис. 3. Приспособление для выпрессовки шариковой гайки и вывертывания установочных винтов

Из углового редуктора, сняв распорное кольцо, вынимают винт 17 с поршнем-рейкой 15 и устанавливают их в тиски. С помощью приспособления, изображенного на рис. 3, вывертывают установочные винты 9 (см. рис. 7.6) и выпрессовывают шариковую гайку 18, а затем вывертывают из поршня 15 винт 17, удерживая от выпадения желобки 19. Вынув желобки 19 и вывертывая винт 17, высыпают шарики 20 (всего 31 шарик) в тару, куда укладывают также винт и шариковую гайку, поместив их и тару одинаковыми метками во избежание разукомплектования. Затем снимают плавающую втулку 4, уплотнительное 5 и стопорное 3 кольца.

Из картера 14 вывертывают сливную пробку 16 и перепускной клапан 11 в сборе, извлекают упорное кольцо, манжеты и выпрессовывают втулку. Вывернув болты с шайбами крепления задней крышки 13, снимают заднюю крышку с уплотнительным кольцом.

Рис. 4. Редуктор угловой:
1 — шествия ведущая; 2 — манжета; 3 — крышка корпуса; 4 — корпус ведущей шестерни; 5, 7, 10 — шарикоподшипники; 6 — прокладки регулировочные; 8. 15, 19 — кольца уплотнительные; 9 — кольцо стопорное; 11 — шестерня ведомая; 12 — крышка упорная; 13 — корпус редуктора; 14 — втулка распорная; 16 — гайка крепления подшипников; 17 — шайба; 18 — кольцо упорное; 20 — колпачок защитный

Закрепив угловой редуктор в тисках, вывертывают болты с шайбами крепления крышки 3 корпуса ведущей шестерни (рис. 4), снимают защитный колпачок 20 и крышку 3. Вынув уплотнительное 19 и упорное 18 кольца, шайбу 17 и манжету 2, снимают ведущую шестерню 1 с корпусом 4 в сборе.

Отвернув гайку 16, снимают уплотнительное кольцо 15 и вынимают из корпуса 4 шестерню 1 с подшипником 5. Из корпуса 4 выпрессовывают второй подшипник. С вала шестерни съемником спрессовывают подшипник 5.

Рис. 5. Ключ для отвертывания упорной крышки.

Вывернув упорную крышку 12 с помощью специального ключа (рис. 5), снимают уплотнительное кольцо 8 (см. рис. 4), выпрессовывают ведомую шестерню 11 в сборе с подшипниками и снимают упорное кольцо. С помощью съемника спрессовывают подшипники 7 и 10 с вала шестерни. Ведущую 1 и ведомую 11 шестерни не разукомплектовывают.

Из корпуса 9 (см. рис. 2) клапана управления извлекают реактивные плунжеры 1, 8, обратный клапан 5, реактивные пружины 2, 6 и золотник 7 клапана управления. Реактивные плунжеры и золотник подобраны к отверстиям в корпусе клапана и не разукомплектовываются, для чего их необходимо пометить. Отвернув гайку, вывертывают регулировочный винт 4 так, чтобы не выпали игла и пружина, после чего вынимают эти детали и снимают уплотнительное кольцо 10. Обратный клапан 5 разбирают, если это необходимо для очистки или замены деталей. Разогнув и вынув шплинт, извлекают шарик.

Снятые детали рулевого механизма моют, обдувают сжатым воздухом и дефектуют.

Игольчатые подшипники бракуют при видимом износе игл и наличии ямок — следов от вдавливания игл на рабочих поверхностях колец.

Шарикоподшипники бракуют при затрудненном поворачивании колец и при осевом зазоре, определяемом щупом, более 0,3 мм.

Картер рулевого механизма бракуют при наличии трещин, обломов, заметном короблении, при износе отверстий под поршень-рейку до диаметра более 105,05 мм и втулки до диаметра более 58,04 мм. Отдельные задиры на зеркале цилиндра устраняют механической обработкой.

Поршень-рейку бракуют при наличии трещин, обломов, выкрашивании или раковинах на рабочих поверхностях зубьев, при износе поршня по наружному диаметру до размера менее 104 мм и канавки до диаметра менее 93,45 мм. Изношенную или сорванную резьбу восстанавливают.

Вал сошки бракуют при наличии трещин, обломов, выкрашивании, раковинах на рабочих поверхностях зубьев или их заметном износе, при износе, срезе или скручивании шлицев, износе вала по наружному диаметру до размера менее 57,92 мм и канавки под уплотнительное кольцо до ширины более 1,85 мм.

Рис. 6. Винт рулевого управления

Винт рулевого управления бракуют при наличии трещин или обломов, вмятин от шариков и задиров на поверхности А (рис. 6), а также при износе: шлицев по ширине — до размера b менее 5,95 мм; канавки для уплотнительного кольца — до ширины С более 2,5 мм; шейки — до наружного диаметра d менее 29,9 мм; канавки — до ширины а более 5,5 мм.

Изношенную или сорванную резьбу В восстанавливают.

Корпус углового редуктора бракуют при наличии трещин и обломов, при износе отверстия под подшипник ведущей шестерни до диаметра более 80,05 мм. Изношенную или сорванную резьбу восстанавливают.

Шестерню ведущую бракуют при наличии трещин, обломов, выкрашивании, раковинах на рабочих поверхностях зубьев или их заметном износе, при износе или скручивании шлицев, износе шеек вала по наружному диаметру до размера большей шейки менее 25,0 мм и меньшей — 21,97 мм.

Шестерню ведомую бракуют при наличии трещин, обломов, выкрашивании, раковинах или заметном износе на рабочих поверхностях зубьев, при износе вала по наружному диаметру до размера менее 50,007 мм и износе впадин шлицев до ширины более 6,08 мм.

Гайку упорную бракуют при наличии трещин и обломов, выкрашивании и рисках на поверхности, при ширине канавки более 2,3 мм. При износе или срыве более одной нитки резьбы резьбу восстанавливают.

Втулку плавающую бракуют при наличии трещин, обломов, заметном износе или выкрашивании рабочих поверхностей, износе отверстия до диаметра более 30,043 мм.

Рис. 7. Корпус клапана управления гидроусилителем 220

Корпус клапана управления гидроусилителем бракуют при наличии трещин и обломов, рисках и задирах на поверхностях A, С (рис. 7), при разрушении кромок В. При забоинах или овальности поверхности Н заменяют седло клапана. При износе или срыве резьб F, D, Е резьбу восстанавливают.

Золотник клапана управления гидроусилителем бракуют при наличии трещин и обломов, рисках и задирах на наружной поверхности.

Иглу предохранительного клапана бракуют при обломах или погнутости иглы, вкрапливании инородных частиц или неравномерном износе конусной поверхности.

При сборке рулевого механизма в корпус обратного клапана 5 (см. рис. 2) вкладывают шарик и устанавливают шплинт. Концы шплинта загибают в кольцевую канавку корпуса заподлицо с наружной поверхностью. Не допускаются выступание отогнутых концов шплинта и его повторное использование.

В корпус 9 клапана управления вставляют золотник 7 проточкой в сторону углового редуктора. Перемещение золотника должно быть плавным, без заеданий. В глухие отверстия клапана управления устанавливают пружины 2, плунжеры 1 и обратный клапан 5. В сквозные отверстия вставляют по два плунжера 8 с пружинами 6. Плунжеры должны быть установлены фасками наружу согласно меткам, сделанным при разборке, и перемещаться плавно, без заеданий.

На регулировочный винт 4 надевают уплотнительное кольцо 10. Вложив в гнездо корпуса клапана иглу и пружину, ввертывают регулировочный винт и навертывают гайку.

На ведомую шестерню 11 (см. рис. 4) напрессовывают подшипник 7, устанавливают втулку 14, напрессовывают подшипник 10 проточкой на наружной обойме наружу и устанавливают в проточку упорное кольцо. Ведомую шестерню в сборе устанавливают в корпус редуктора. На упорную крышку 12 устанавливают уплотнительное кольцо 8, ввертывают крышку в корпус редуктора до упора и стопорят ее, вдавив кромку буртика корпуса редуктора в прорезь крышки. В корпус 4 ведущей шестерни запрессовывают подшипник 5. На шестерню 1 напрессовывают второй подшипник 5, запрессовывают их в корпус 4 и устанавливают уплотнительное кольцо 15. Завернув гайку 16, проверяют легкость вращения шестерни и отсутствие ее осевого перемещения, после чего вдавливают буртик гайки в паз вала шестерни. В крышку 3 корпуса ведущей шестерни запрессовывают манжету 2, устанавливают шайбу 17 и упорное кольцо 18.

На верхний фланец корпуса 13 редуктора устанавливают прокладки 6, ведущую шестерню 1 в сборе, крышку 3 корпуса ведущей шестерни в сборе, регулируют зацепление шестерен 1 и 11.

Боковой зазор в зацеплении шестерен регулируют подбором прокладок 6, при этом допускается устанавливать прокладки толщиной 0,05 мм не менее трех штук. Боковой зазор между любой парой зубьев должен быть не более 0,1 мм. Пятно контакта должно находиться в средней части зуба. Момент поворота ведущей шестерни не должен превышать 49 Н*см (5 кгс*см). Отрегулировав зацепление шестерен, закрепляют крышку 3 болтами с шайбами, устанавливают уплотнительное кольцо 19 и защитный колпачок 20.

Запрессовав в картер 14 (см. рис. 1) втулку и манжеты, устанавливают упорное кольцо. Установив в картер с противоположной стороны шайбу, запрессовывают манжету и вкладывают в проточку крышки 13 уплотнительное кольцо. На винт 17 устанавливают стопорное 6 и уплотнительное 5 кольца, втулку 4, стопорное кольцо 3 и шариковую гайку 18. Втулку устанавливают плоской стороной к шлицам винта, шариковую гайку — фаской в сторону винтовой канавки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *