Схема тормозной системы прицепа камаз

Тормозная система прицепа и полуприцепов автомобиля КамАЗ

Прицеп (полуприцеп) оборудован рабочим и стояночным тормозами, а также электромагнитным клапаном, который при включении вспомогательного тормоза тягача подает сжатый воздух в тормозные камеры прицепа (полуприцепа).

Тормозные механизмы, установленные на всех колесах прицепа (полуприцепа), унифицированы с тормозными механизмами автомобилей и являются общими для рабочего и стояночного тормозов.

Тормозные механизмы приводятся в действие с помощью тормозных камер, устройство которых аналогично устройству тормозных камер передней оси автомобилей.

Пневмопривод

Принципиальная схема пневмопривода прицепа и полуприцепов автомобиля КамАЗ изображена на рис. 124. Пневмопривод комбинированный, состоит из одно- и двухпроводного приводов тормозных механизмов колес.

Сжатый воздух через соединительные головки 2 типа «Палм» или головку 1 типа Б и магистральные фильтры 3 поступает в соединительную магистраль (при однопроводном приводе) или в питающую магистраль (при двухпроводном приводе). Пройдя через двухмагистральный перепускной клапан-ограничитель 4, сжатый воздух направляется к крану растормаживания 5, а затем к выводу воздухораспределителя 6, который управляет подачей воздуха из баллона 8 в тормозные камеры 11. Воздухораспределитель соединен трубопроводом с электромагнитным клапаном 13, который управляет подачей сжатого воздуха в тормозные камеры прицепа при включении вспомогательного тормоза тягача.

Количество подаваемого в тормозные камеры воздуха регулируется автоматическим регулятором 10 тормозных сил в зависимости от нагрузки прицепа (полуприцепа). Регулятор тормозных сил прицепа унифицирован с регулятором автомобиля.

Для проверки давления в пневмосистеме прицепа, а также для отбора воздуха в различных точках системы установлены клапаны 12 контрольного вывода. В воздушном баллоне имеется кран 7 слива конденсата.

При заполнении тормозной системы тягача сжатый воздух из воздушного баллона 24 (см. рис. 98) контура привода стояночного и запасного тормозов поступает к клапану 31 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, а через одинарный защитный клапан 33 — к клапану 32 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом, откуда через разобщительный кран 34 и соединительную головку 36 — в соединительную магистраль прицепа. Одновременно воздух от клапана 33 подается к разобщительному крану питающей магистрали прицепа. При движении автомобиля КамАЗ в тормозной (управляющей) магистрали прицепа давление отсутствует.

При торможении тягача из вывода клапана 31 сжатый воздух поступает в тормозную (управляющую) магистраль двухпроводного привода тормозов прицепа и к клапану 32, который, срабатывая, выпускает сжатый воздух в атмосферу из соединительной магистрали через атмосферный вывод. При этом замыкаются контакты пневмоэлектрического датчика 13 сигнала торможения.

При однопроводном приводе воздух из баллона 8 (см. рис. 124) через воздухораспределитель 6, электромагнитный клапан 13, автоматический регулятор 10 тормозных сил поступает в тормозные камеры. При оттормаживании тормозные камеры прицепа сообщаются с атмосферой, сжатый воздух из ресивера тягача по соединительной магистрали через двухмагистральный клапан 4 и воздухораспределитель 6 поступает в баллон 8.

При двухпроводном приводе сжатый воздух из баллона 8 тягача по управляющей магистрали поступает в воздухораспределитель 6, который сообщает баллон прицепа через электромагнитный клапан 13, автоматический регулятор тормозных сил 10 с тормозными камерами прицепа, и происходит торможение. Одновременно по питающей магистрали через двухмагистральный клапан 4 и воздухораспределитель 6 сжатый воздух от баллона тягача поступает в баллон прицепа (происходит наполнение баллона). При оттормаживании тормозные камеры и управляющая магистраль прицепа соединяются с атмосферой.

В случае обрыва соединительных шлангов между тягачом и прицепом клапан 33 (см. рис. 98) отключает пневмосистему тягача, сохраняя в ней необходимый для торможения тягача запас сжатого воздуха. При этом прицеп самозатормаживается.

Привод тормозом прицепа комбинированный, двухпроводной и однопроводной. Это значит, что к автомобилю КамАЗ-4310 могут под­соединяться все прицепы, имеющие как тот, так и другой тип пневматического привода тормозов.

При двухпроводном приводе по одному трубопроводу сжатый воздух постоянно подаётся из пневматической системы автомобиля в воздушные баллоны прицепа, по другому трубопроводу производится управление тормозною системой прицепа. При однопроводном приводе один и тот же трубопровод используется для заполнения воздушных баллонов прицепа в промежутках между торможениями и управление тормозами прицепа.

Двухпроводный привод включает в себя кран 30 (см. рис. 145) управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, одинарный защитный клапан 31, два разобщительных крана 34, две соединительные головки 36 типа «Палм», трубопровод.

Клапан управления тормозами прицепа (рис. 159) предназначен для управления тормозной системой прицепа о двухпроводным приводом, а также для включения тормозной системы прицепа с однопроводным приводом; установлен в задней части рамы.

Основными деталями крана являются верхний 5, средний 13 и нижний 15 корпуса, большой и малый верхние поршни с пружинами 10 и 8, средний поршень 12 с впускным клапаном 4 и штоком 14, выпускной клапан 11. К выводу I подсоединяется трубопровод от нижней секции тормозного крана рабочей системы; к выводу II — от ручного тормозного крана, к выводу III — от верхней секции тормозного крана рабочей системы, к выводу IV — от управляющей магистрали прицепе., к выводу V присоединяется трубопровод от воздушных баллонов третьего контура.

В отторможенном состоянии к выводам II и V постоянно подастся сжатый воздух, которых, воздействуя снизу на поршень 12 и сверху на диафрагму 1, удерживает поршень 12. вместе со штоком 11 в нищаем положении, так как площадь диафрагмы больше площади поршня. В верхней части корпуса поршня 6 и 9 под действием пружины 10 находятся в верхнем положении. При этом впускной клапан 4 закрыт, выпускной клапан 11 открыт. Тем самым вывод V соединен с атмосферным выводом У в управляющую магистраль давление воздуха не подается.

Рис. 159. Клапан управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом: а -устройство; б -отторможенное положение; в -положение при торможении рабочей тормозной системой; г -положение при торможении стояночной или запасной тормозной системой; I — вывод к нижней секции тормозного крана; II — вывод к ручному тормозному крану; III — вывод к верхней секции тормозного крана;IV — вывод в магистраль к прицепу, V — вывод, к воздушному баллону; VI — атмосферный вывод; 1 — диафрагма; 2, 8, 10 -пружины; 3 — разгрузочное отверстие; 4 — впускной капан; 5 — верхний корпус; 6 — верхний большой поршень; 7 -регулировочный винт; 9 — верхний малый поршень; 11 — выпускной клапан; 12 — средний поршень; 13 — средний корпус; 14 — шток; 15 — нижний корпус.

При торможении рабочей тормозной системой сжатый воздух: от секций крана подаётся к выводам I и III. Под действием давления воздуха, подведенного к выводу I , диафрагма 1 прогибается и шток 1 вместе со средним поршням 12 и клапаном 4 поднимается вверх. Сжатый воздух, подведенный к выводу IV, перемещает верхние поршни 6 и 3 вниз. В результате -этих перемещений выпускной клапан 11 закрывается, впускной клапан 4 открывается. Сжатый воздух от вывода V проходит в вывод IV и далее в управляюшую магистраль.

Читайте также:  Газель на газу отзывы

При оттормаживании сжатый воздух от выводов I и III, через тормоз­ной кран выходит в атмосферу. Поршни 6 и 9 под действием пружин и сжатого воздуха занимают верхнее положение, шток 4 с поршнем 12 -нижнее положение. Выпускной клапан 11 открывается и сообщает управляющую магистраль с атмосферой.

При подводе сжатого воздуха к выводам I и III порознь перемещаются соответственно шток 14 с поршнем 12 или поршни 5 и 9 вниз. Кран работает также, как при одновременном подводе воздуха к выводам I и III.

При торможении запасным или стояночной тормозными системами, сжатый воздух от вывода III через ручной тормозной кран выводится в атмосферу. Давление в полости над диафрагмой падает, тем самым уменьшается усилия, действующее на шток 14 и поршень 12 сверху. Под действием давления воздуха, подведенного к выводу V, поршень со штоком перемещается вверх, при этом выпускной клапан 11 закрывается, а впускной клапан 4 открываются. Сжатый воздух от вывода V подается через вывод IV в управляющую магистраль. Клапан управления тормозами прицепа, обладает следующим действием. По мере нарастания давления в управляющей магистрали растет давление и в полости между поршнями 9 и 12, при этом поршень 9 перемещается вверх, поршень 12 — вниз. При достижении давления в управляющей магистрали, пропорциональное давлению, подведенному к выводам I и IV (или отведенному от вывода II) впускной клапан 4 закрывается, а выпускной клапан 11 остается закрытым. Давление в управляющей магистрали стабилизируется.

При подводе воздуха к выводу III или одновременно к выводам 1 и IV, давление в выводе IV превышает давление в выводе III на 20. 100 кПа, что обеспечивает опережающее действие тормозов прицепа. Регулировка превышения управления осуществляется винтом 7.

Однопарный защитный клапан 31 (см. рис. 145) служит для предо­хранения пневматического привода тягача от потери сжатого воздуха в случае повреждения в приводе прицепа или в соединительных магистралях. Кроме того, клапан препятствует выходу сжатого воздух на магистрали прицепа в случае нарушения герметичности привода автомобиля-тягача, предотвращая тем самым автоматические торможения прицепа.

Клапан 31 такой же, как и клапан 16, установлен в третьем контуре (см. рис. 153) .

Разобщительный кран 34 (см. рис.145) диафрагменного типа пред­назначен для отключения тормозной системы автомобиля от тормозной системы прицепа. При установке рукоятки крана вдоль корпуса толкатель 5 (рис.160) вместе со штоком 3 находится в нижнем положении и клапан 2 открыт. Сжатый воздух проходит от автомобиля-тягача, к прицепу.

Рис. 160. Разобщительный кран: а — кран закрыт; б — кран открыт; I — вывод к клапану управления тормозами прицепа или к воздушному баллону автомобиля через одинарный защитный клапан; II — вывод в магистраль управления тормозами прицепа или к воздушному баллов прицепа; III — вывод в атмосферу; 1 -пружина; 2 — клапан; 3 — шток с диафрагмой; 4 — возвратная пружина штока; 5 -толкатель с рукояткой.

Если рукоятка крана установлена поперек корпуса, шток с диафрагмой поднимается вверх под действием сжатого воздуха и пружин 4. Клапан 2 закрывается, разобщая выводы I и II. Сжатый воздух из соединительной магистрали выходит в атмосферу через вывод III.

Рис. 161. Соединительная головка типа «Палм»: а — тягача; 6 — прицепа и тягача; 1 — корпус; 2 — уплотнение; 3 — крышка; 4 — фиксатор.

Соединительные головки типа «Палм» (рис.161) предназначены для соединения магистралей двухпроводного пневматического привода тормо­зов прицепа и тягача, Головки бесклапанные, имеют резиновое уплотнение 2 и фиксаторы, которые удерживают их в оцепленном состоянии. Обе головки установлены на задней поперечине рамы. Одна головка окрашена в красный цвет и соединяется трубопроводами через одинарный защитный клапан с Воздушными баллонами третьего контура (питающая магистраль). Вторая головка окрашена в голубой цвет и соединена с краном управления тормозами прицепа при двухпроводном приводе (управляющая магистраль).

Тормозная система прицепа, работающего с автомобилем, состоит из тормозных механизмов по числу колес и пневматического привода, включающего в себя воздушные баллоны, тормозные камеры, разобщитель­ный кран, воздухораспределитель, трубопроводы и шланги.

Рис. 162. Воздухораспределитель прицепа: 1 — нижняя крышка; 2 — корпус; 3, 7 -резиновые манжеты; 4 — резиновое кольцо; 5 -шток; 6 — верхняя крышка; 8, 12 — поршни; 9 -обратный клапан; 10 -стопорное кольцо; 11 -разгрузочный клапан:

Воздухораспределитель (рис.162) служит для управления тормозами прицепа, устанавливается на прицепе и является основным прибором его пневматической тормозной системой. Он состоит из корпуса 2, нижней 1 и верхней 6 крышек, штока 5 с верхним поршнем 8, нижнего поршня 12, обратного 9 и разгрузочного 11 клапанов. К полости А воздухораспредели­теля подводится сжатый воздух от воздушного баллона третьего контура автомобиля-тягача (питающая магистраль), полость Б соединяется с воз­душными баллонами прицепа, полость В — с тормозными камерами прицепа, полость Д — с атмосферой, к полости Г подводится воздух от клапана управления тормозами прицепа при двухпроводном приводе (управляющая магистраль).

Работа двухпроводного привода . В отторможенном состоянии сжа­тый воздух из баллонов 21 (см.рис. 145) третьего контура через одинарный защитный клапан 31, разобщительный кран 34, соединительную головку по шлангу проходит в полость А (см.рис. 162) воздухораспределителя, открывает клапан 9 и через полость Б заполняет воздушные баллоны прицепа. Одновременно сжатый воздух из тех же баллонов 21 (см. рис.145) подается через клапан управления 30, который соединяет управляющую магистраль прицепа, а значит и полость Г (см. рис. 162) воздухораспределителя с атмосферой.

Давлением воздуха в полости А поршень 8 вместе со штоком 5 и поршнем 12 поднят вверх, при этом клапан 11 закрыт. Тормозные камеры прицепа через полости В и Д соединены с атмосферой. Когда разница давления в полостях А и Б станет равной 1О. 2ОкПа клапан 9 закрывается.

При торможении р абочей, стояночной или запасной тормозными системами сжатый воздух из тех же баллонов 21 (см.рис. 145) через клапан управления 30 подается в управляющую магистраль и в полость Г (см. рис. 162) воздухораспределителя. Давлением воздуха на поршень 8 сверху шток с нижним поршнем 12 опускается вниз, при этом сначала клапан 11 утыкается в седло нижней крышки, разобщая полость В от атмосферы, а затем открывается щель между клапаном 11 и поршнем 12 и сжатый воздух из баллонов прицепа через полость В проходит в его тормозные камеры.

По мере возрастания давления воздуха в полости В нижний поршень 12 приподнимается и щель между этим поршнем и клапаном 11 закрывается; между давлением воздуха в полостях Г и В устанавливается равновесие. В этом проявляется следящее действие воздухораспределителя.

При оттормаживании сжатый воздух из полости Г через управляющую магистраль клапана управления тормозами прицепа выходит в атмосферу. Детали воздухораспределителя устанавливаются в положение, которое они занимали до торможения.

Читайте также:  Сколько поколений рав 4

Однопроводный привод тормозов прицепа включает в себя соединительную головку типа «А» 31 (см.рис.140), разобщительный кран 34 клапан управления 35, трубопроводы и шланги.

Рис.163 Соединительные головки типа «А» и «Б»: а — соединительная головка типа «А»; б — соединение головок типа «А» и «Б»: 1 корпус; 2 -пружина; 3 -обратный клапан; 4 -седло клапана; 5 — штифт.

Соединительная головка типа "А" (рис.163) служит для при­соединения одноприводного привода тормозов прицепа, а также для автоматического закрывания магистрали тягача, в случае отсоединения от прицепа (например, при отрыве). Головка типа "А" стыкуется с головной типа "Б" прицепа. Головка имеет клапан 3, который открывается с помощью штифта 5 при соединении с головкой типа "Б". В разъединенном состоянии клапан 3 закрыт под действием пружины 2.

Рис.164. Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом: а — устройство; б — отторможенное положение; в — положение при торможении; I — вывод к тормозную систему прицепа; II — вывод в атмосферу; III — вывод к клапану управления тормозами прицепа с двух проводным приводом; IV- вывод к воздушном баллону; I — следящая камера; 2 — ступенчатый поршень; 3 — рабочая камера; 4 — силовая пружина; 5 — диафрагма;. 6-толкатель; 7 — канал; 8 — выпускной клапан; 9 — впускной клапан; 10 — пружина; 11 — регулировочный винт; 12 — нижний поршень; 13 — соединительная камера.

Клапан управления (рис. 164) тормозами прицепа при однопроводном приводе, предназначен для приведения в действие тормозной системы прицепа при работе тормозных систем тягача, а также для огра­ничения давления в пневматическом приводе прицепа с целью предотвращения саморастормаживания последнего при колебаниях давления в приводе автомобиля-тягача. Клапан состоит из корпуса с верхней и нижней крышками, диафрагмы 5 с толкателем 6, ступенчатого поршня 2, нижнего поршня 12, впускного 9 и выпускного 8 клапанов. Вывод I соединен с магистралью прицепа, вывод II — с атмосферой, вывод III — с клапаном 1 управления тормозами прицепа, с двухпроводным приводом, вывод IV — с воздушными баллонами третьего контура.

При однопроводном приводе к полости А воздухораспределителя (см.рис.162) присоединяется магистраль от клапана управления автомобиля-тягача, полость Г в работе не используется.

Работа однопроводного привода . В отторможенном состоянии полость под диафрагмой 5 клапана управления, (см.рис.164) через вывод III и клапан двухпроводного привода соединена с атмосферой. Под действием пружин 4 диафрагма 5 вместе с толкателем находится в нижнем положении, при этом выпускной клапан 8 закрыт, а впускной 9 открыт. Сжатый воздух из баллонов третьего контура через вывод IV и клапан 9 проходит к выводу I и далее в магистраль к воздухораспределителю прицепа. Когда давление в этой магистрали достигнет 500. 520 кПа, нижний поршень 10, преодолевая усилия пружины отпускается, впускной клапан 9 закрывается. В магистрали прицепа устанавливается давление, несколько ниже, чем в приводе тягачи. При торможении сжатый воздух от клапана двухпроводного привода подается к выводу III и заполняет поршень под диафрагмой. Последняя вместе с толкателем поднимается вверх, впускной клапан 9 закрывается (если он не был закрыт) выпускной клапан 8 открывается. Сжатый воздух из соединительной магистрали прицепа от вывода I через клапан 8, полый шток и вывод II выходит в атмосферу. Падение давления в соединительной магистрали, а значит в полости А воздухораспределителя (см. рис. 162) ведет к тому, что нижний поршень 12 под действием давления в полости Б опускается вниз, полости 3 и Д разобщаются, клапан 11 отходит от поршня 12 и через образовавшуюся щель сжатый воздух из баллонов прицепа проходит в его тормозные камеры.

Воздух из вывода 1 клапана (см. рис. 164) выходит в атмосферу до тех пор, пока давление в полостях под диафрагмой 5 и под поршнем 2 не уравновесится с давлением в полости под поршнем 2 (в следящей камере 1, соединенной каналом 7 с выводом IV). При дальнейшем снижении давления на выводе II поршень 2 опускается и перемещает вниз толкатель 6, который закрывает клапан 8, вследствие чего выпуск воздуха из магистрали прицепа

прекращается. Тем самым торможение прицепа происходит с эффективностью пропорциональной величине подведенного к выводу IV давления сжатого воздуха.

При отторможивании давление под диафрагмой 5 падает, последняя под действием пружины опускается вниз, выпускной клапан 8 закрывается, впускной клапан 9 открывается и сжатый воздух из выхода IV поступает в вывод I и Далее в соединительную магистраль прицепа.

При повышении давления в полости А (см.рис.152) воздухораспре­делителя поршень 8 со штоком 5 нижним поршнем 12 поднимается вверх, кольцевая цепь между клапаном 11 и поршнем 12 закрывается, полость В соединяется с полостью Д и сжатый воздух из тормозных камер прицепа выходит в атмосферу.

Прицеп (полуприцеп) оборудован рабочим и стояночным тормозами, а также электромагнитным клапаном, который при включении вспомо­гательного тормоза тягача подает сжатый воздух в тормозные камеры прицепа (полуприцепа).

Тормозные механизмы, установленные на всех колесах прицепа (полуприцепа), унифицированы с тормозными механизмами автомобилей и являются общими для рабочего и стояночного тормозов.

Тормозные механизмы приводятся в действие с помощью тормозных камер, устройство которых аналогично устройству тормозных камер передней оси автомобилей.

При однопроводном приводе соединительная магистраль присоединена к выводу I. Подавае­мый сжатый воздух отгибает края манжеты 1 поршня 2 и проходит в бал­лон прицепа через вывод IV. Камеры прицепа выводом III соединены с атмосферой через открытый выпускной клапан 5, полую клапанную втулку 6 и атмосферный вывод II.

При падении давления в магистрали (торможение) давление в вы­воде I также уменьшается, и поршень 2, преодолевая сопротивление пружины 9, под действием давления в выводе IV движется вниз. Вместе с ним перемещаются шток 3 и поршень 4. При этом выпускной клапан 5 закрывается, а впускной клапан 7 открывается, и сжатый воздух из баллона прицепа через вывод IV поступает к выводу III к далее к камерам прицепа. Следящее действие осуществляется поршнем 4.

Если давление в соединительной магистрали повышается (происхо­дит оттормаживание), процесс проходит в обратном порядке. Поршни 2 и 4 движутся вверх, впускной клапан 7 закрывается, затем открыва­ется выпускной клапан 5, соединяя вывод III (тормозные камеры) с атмосферным выводом II.

В случае двухпроводного привода питающая магистраль присоеди­нена к выводу I, а управляющая (тормозная) магистраль — к выводу V. Подаваемый по питающей магистрали сжатый воздух через манжету 1 поршня 2 поступает в баллон прицепа через вывод IV.

При торможении сжатый воздух, подаваемый к выводу V, воздей­ствует на поршень 11 и перемещает его вниз. Сжатый воздух из баллона прицепа поступает в тормозные камеры, присоединенные к выводу III, Следящее действие осуществляется в этом случае поршнем II.

Воздухораспределитель имеет встроенный уравнительный клапан 10. При однопроводном приводе, когда давление воздуха, подводимого к выводу I, не превышает 5,2 кгс/см2, клапан 10 не работает. В случае двухпроводного привода при подаче к выводу I сжатого воздуха с номи­нальным давлением 7 кгс/см2 клапан 10 открывается, и давление над поршнем 2 и под ним выравнивается.

Читайте также:  Mercedes e class отзывы

При аварийном падении давления в питающей магистрали клапан 10 сначала остается открытым, и давление в баллоне прицепа также умень­шается. Если давление в магистрали становится ниже 5,3 кгс/см2, то клапан 10 закрывается, и давление в баллоне прицела и над поршнем 2 не изменяется. При дальнейшем понижении давления в магистрали воздухораспределитель тормозит прицеп так же, как и при однопровод­ном приводе.

Рис. 127. Воздухораспределитель КамАЗ:

I — вывод в соединительную или питающую магистраль; II — вывод в атмосферу; III — вывод к тормозным камерам; IV — вывод к воздушному бал дону; V — вывод в управляющую тормозную магистраль;

1 — манжета; 2 — поршень; 3 — шток; 4 — внутренний поршень; 5 — выпускной клапан; 6 — втулка клапана; 7 — впускной клапан; 8 — пружина; 9 — уравновешивающая пружина; 10 — уравнительный клапан; 11 — наружный поршень.

Кран раcтормаживания КамАЗ установлен на воздухораспреде­лителе и предназначен для растормаживания пришла (полуприцепа) в отцепном состоянии.

Сжатый воздух из соединительной магистрали однопроводного привода или питающей магистрали двухпроводного привода подводится к выводу III и далее через вывод II поступает в воздухораспределитель прицепа. Вывод I соединен с баллоном прицепа через возду­хораспределитель.

При сцепке прицепа с тя­гачом и подводе воздуха к вы­воду III шток 1 крана автома­тически занимает рабочее поло­жение.

Во время движения авто­поезда шток 1 крана находится в рабочем положении. Впускной клапан открыт, и сжатый воз­дух от вывода III идет к вы­воду II.

При расцепке прицепа по­ложение крана не меняется, прицеп затормаживается вслед­ствие падения давления в пи­тающей магистрали двухпровод­ного привода или в соедини­тельной магистрали однопроводного привода.

Если необходимо передвинуть отцепленный прицеп, нуж­но вытянуть шток 1 крана до отказа на себя. При этом впуск­ной вывод III закрывается (он сообщен с атмосферой), а полос­ти выводов I и II соединяются, сжатый воздух из баллона при­цепа, подведенный к выводу I, через вывод II поступает в воздухо­распределитель, и прицеп растормаживается.

Рис. 128. Кран растормаживания КамАЗ:

I — вывод к воздушному баллону; II — вывод к воздухораспредели­телю; III — вывод в соединительную или питающую магистраль; 1 — шток.

Стояночный тормоз прицепа предназначен для его затор­маживания при сцепке, расцепке и на стоянке. Привод стояночного тормоза состоит из рычага 1 с рукояткой, троса 4 и двух приводных рычагов 5, воздействующих на тормозные механизмы задних колес. Для затормаживания прицепа необходимо рычаг 1 потянуть на себя до отказа.

Рис. 130. Стояночный поршень прицепа:

1 — рычаг с собачкой; 2 — зубчатый сектор; 3 — ролик; 4 — трос; 5 — при­водной рычаг; 6 — кронштейн; 7 — оттяжная пружина; 8 — тормозная камера.

Стояночный тормоз полуприцепа ручной, с раздельным механическим приводом тормозных механизмов колес передней и задней осей тележки. Он предназначен для затормаживания полуприцепа при сцепке, расцепке и на стоянке. На стоянке необходимо под колеса полу­прицепа подкладывать упоры.

Рис. 131. Стояночный тормоз полуприцепа:

1 — рукоятка; 2 и 10 — силовые передачи; 3 — направляющая трубка; 4 — трос переднего тормоза; 5 — рычаг; 6 — вилка; 7 — тяга; 8 — регулировочный рычаг; 9 — трос заднего тормоза; 11 — уравнитель; 12 — тормозная камера; 13 — разжимной кулак; 14 — тормозные колодки; 15 — приводной валик.

Привод стояночного тормоза состоит из двух передач 2 и 10, урав­нителя 11 и валика 15, тяг 7, троса 9, приводных рычагов, воздействую­щих на тормозные механизмы. Рабочая пара силовой передачи — винт с гайкой.

Рукоятка 1 силовой передачи привода тормозных механизмов перед­ней оси расположена с левой стороны полуприцепа, а рукоятка 10 привода тормозных механизмов задней оси — сзади. При вращении рукояток по часовой стрелке полуприцеп затормаживается. Для умень­шения усилия, необходимого для вращения рукояток, рекомендуется дополнительно затормозить полуприцеп с помощью пневмопривода.

В расторможенном состоя­нии сердечник электромагнитного клапана под действием пружины закрывает впускной клапан 2 электромагнита, соединяющий вывод II и полость А. Полость А через вывод I соединена с атмосферой. Под действием сжатого воздуха, подведенного к выводу II, двухступенчатый поршень 3 прижат к верхнему упору. Под действием пружины втулка 5 находится в нижнем положении. При этом впускной клапан 4 закрыт, выпускной 6 открыт, выводы III к IV сообщаются между собой, а через воздухораспределитель — с атмосферой. Тормозные цилиндры прицепа расторможены.

Когда вспомогательный тормоз тягача включается, цепь электро­магнита 1 замыкается, сжатый воздух из вывода II через открывшийся впускной клапан 2 магнита по каналу поступает в полость А, и двух­ступенчатый поршень 3 перемещается вниз. При этом сначала закрыва­ется выпускной клапан 6, а затем открывается впускной клапан 4, и сжатый воздух из баллона прицепа поступает к выводу III и далее к тормозным камерам прицепа. Одновременно сжатый воздух через канал 7 поступает в полость Б следящего поршня П.

В случае увеличения давления в выводе III выше заданного пор­шень 11, преодолевая усилие пружины 8, перемещается вниз вместе с втулкой 5 до тех пор, пока не начнет закрываться впускной клапан 4. В выводе III устанавливается давление, соответствующее предваритель­ному натяжению пружины 8, которое регулируют болтом 9.

Ряс. 120. Электромагнитный клапан КамАЗ:

I — вывод клапана электромагнита; II — вывод к воздушному баллону, III — вывод к тормозным камерам; IV — вывод к воздухораспределителю;

1 — электромагнит; 2 — впускной клапан электромагнита; 3 — двухступенча­тый поршень; 4 — впускной клапан; 5 — втулка клапана; 6 — выпускной клапан; 7 — канал; 8 — уравновешивающая пружина; 9 — регулировочный болт; 10 — выключатель с размыкающими контактами; 11 — следящий поршень.

Когда вспомогательный тормоз выключается, цепь электромагнита размыкается, сердечник под действием пружины перемещается вправо, закрывает впускное отверстие клапана 2 и открывает свободный проход сжатого воздуха из полости А в атмосферу через вывод 1.

При растормаживании процессы происходят в обратном порядке, и сжатый воздух из тормозных камер прицепа выходит в атмосферу через вывод III, открытый выпускной клапан 6, вывод IV и атмосферный вывод воздухораспределителя.

В случае торможения рабочим тормозом сжатый воздух от воздухо­распределителя поступает к выводу IV, далее через открытый клапан 6 в вывод III проходит к тормозным камерам прицепа.

При оттормаживании сжатый воздух выходит в атмосферу через вывод III, открытый клапан 6, вывод IV и атмосферный вывод воздухораспределителя.

Предотвращает одновременное действие клапана выключатель 10 с размыкающими контактами. Он соединен дроссельным отверстием с полостью В и размыкает цепь электромагнита при подаче воздуха от воздухораспределителя к выводу IV.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *