Шлицы карданного вала камаз

Автомобили марки КамАЗ весьма популярны в России. Эти машины любят за их высокую ремонтопригодность и дешевизну обслуживания. Техника отлично выдерживает суровые сибирские морозы. Все автомобили марки КамАЗ имеют задний привод с конфигурацией 6 х 4. Ввиду этого на грузовике обязательно используется карданный вал. КамАЗ имеет несколько таких элементов в конструкции. Для чего нужна данная деталь, как она обслуживается и как работает? Обо всем этом и не только читайте в нашей сегодняшней статье.

Описание

Итак, что это такое? Карданный вал являет собой составную часть трансмиссии автомобиля КамАЗ. Карданные валы на эти авто производят на Гродненском заводе. Механизм призван передавать энергию вращения от вторичного вала КПП на редуктор переднего или заднего моста. Как мы уже отметили ранее, КамАЗ имеет колесную формулу 6 х 4 (если рассматривать большинство моделей). Ввиду этого в конструкции имеется и вал карданный межосевой. КамАЗы с колесной формулой 4 х 2 (например, седельный тягач модели 5490) таковым элементом не оснащаются.

Отметим, что в конструкции данного грузовика присутствует не один и не два таких элемента. Карданный вал может быть:

  • Основным. Призван работать в качестве опоры для приводов ведущих колес. Может состоять из нескольких частей, как в случае с колесной формулой 6 х 4. Также его при необходимости удлиняют и крепят на подвесном подшипнике. Последний не дает валу смещаться в сторону при вращении.
  • Вспомогательным. Такой механизм используется для подсобных узлов. В качестве примера можно выделить рулевой карданный вал КамАЗа. Здесь тоже имеется редуктор и крестовины. Однако энергия от вращения руля здесь передается на колеса не напрямую, а посредством специальных тяг. Также в этом процессе задействуется гидравлический усилитель.

Отметим, что оба типа элементов способны выдерживать колоссальные нагрузки. Данный параметр особо важен в коммерческом транспорте. Поэтому изготавливается карданный вал КамАЗа из высокопрочных марок стали.

Еще одно свойство данного элемента – высокая ремонтопригодность. Что это значит? Элемент не обязательно менять на новый. Можно произвести ремонт карданного вала КамАЗа. Восстановленный механизм будет абсолютно пригоден к эксплуатации. В устройстве нет сложных деталей, поэтому при отсутствии механических деформаций оно прослужит еще очень долго. Есть живые примеры, когда карданный вал КамАЗа без замены эксплуатировался 400-600 тысяч километров.

Устройство

Как мы уже сказали ранее, данный механизм может состоять из нескольких секций. Все зависит от его типа и длины транспортного средства. В таком случае вал на месте излома крепится подвесным к раме. Это позволяет сэкономить место и увеличить клиренс. Сам карданный вал КамАЗа состоит из пустотелой стальной трубы, к которой присоединяются крестовые наконечники. Кроме этого, в конструкции обязательно присутствуют:

  • карданные шарниры;
  • эластичная муфта;
  • промежуточный и основной вал;
  • опора с подшипником;
  • соединительные элементы (различные болты и гайки).

Эластичная муфта выполнена из плотной резины и содержит в себе несколько отверстий с металлическими втулками. Именно сюда закрепляется конец карданного вала. Элемент может выходить из строя в случае, если крутящий момент передавался рывками и со значительными перепадами. Для чего он нужен? Эластичная муфта призвана гасить колебания и вибрации. Чтобы ее не рвало, внутри резины есть армирующие нитки. Муфта при помощи нескольких фланцев крепит передний кардан с коробкой переключения передач. Совмещаются оба механизма посредством центрирующего кольца и втулки. Первая деталь находится на валу трансмиссии, а вторая расположена во фланце карданного вала. Передний вал дополнительно оснащен шлицевыми наконечниками спереди. Сзади можно увидеть вилки карданных шарниров. Но это еще не все тонкости конструкции.

Если длина автомобиля большая, карданный вал КамАЗа разделяется на две части, что соединяются при помощи шарнира. В качестве промежуточной опоры выступает подшипник шарикового типа. Он закрепляется внутри резиновой подушки. Последняя позволяет смягчить вибрации, что будут передаваться на раму при вращении вала. Карданный шарнир изготовлен из двух вилок. Они соединяются между собой крестовиной. На ее шипах имеются игольчатые подшипники – именно они и обеспечивают вращение элемента. Данные подшипники смазываются при сборке и закрываются уплотнительными кольцами.

Почему нельзя применить вместо крестовин ШРУСы, ведь максимальный угол передачи крутящего момента у первых всего 25-30 градусов? ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) менее ремонтопригодный и сильно подвержен воздействиям влаги. Если порвется его пыльник, шарнир придет в негодность. В этом плане крестовины для карданного вала более надежны и просты в обслуживании. Также вал на ШРУСах значительно увеличивает стоимость самого автомобиля.

Как работает?

Принцип действия КВ весьма простой. Он входит в зацепление одновременно с двумя деталями – валом коробки передач и редуктором заднего моста. Когда автомобиль приводится в движение, вращается хвостовик КПП. Вместе с ним энергия крутящего момента идет на вал, а далее – на редуктор. Затем данная сила заставляет двигать колеса посредством полуосей. Если у КамАЗа два ведущих моста, они жестко соединены еще одним карданом. Энергия на второй мост автоматически передается от первого, поскольку вал жестко скреплен с механизмами. Таким образом, главная задача данного элемента – это передача крутящего момента от коробки на исполнительные механизмы. В данном случае это мост и полуоси. Если говорить о рулевой системе, то здесь вал взаимодействует с рулевой колонкой и червячным редуктором (расположен он между ними). Принцип работы элемента все тот же. Единственное, в конструкции нет подвесного – только крестовины.

Обратите внимание: если превысить угол искривления вала (с крестовинами это не более 20 градусов), потеряется опора механизма, в результате чего элемент разбалансируются. Вибрации будут переходить на раму и другие узлы автомобиля. Резиновая подушка не в состоянии гасить такие нагрузки, а подшипник будет постепенно разбиваться даже при наличии смазки.

Характеристики

Рассмотрим вал седельного тягача КамАЗ-5410. Он имеет следующие характеристики:

  • Минимальная длина – 638 миллиметров.
  • Вес карданного вала КамАЗа 5410 – 30 килограмм.
  • Осевой ход – 165 миллиметров.
  • Используемая крестовина – «евро» со стопорными кольцами.
  • Размер крестовины – 50 на 135 миллиметров.

Какой имеет карданный вал КамАЗа размеры фланца? В нем просверлены четыре отверстия по 16 миллиметров. Размер по центрам противоположных отверстий фланца – 140 миллиметров. На данный момент стоимость основного карданного вала для грузовика КамАЗ 5410 составляет 11 тысяч рублей. Несколько иные характеристики у самосвала модели 55111. Здесь карданный вал имеет длину в 786 миллиметров и весит 40,9 килограмма. Размеры отверстий на присоединительном фланце – 15 на 150 миллиметров. Что примечательно, крестовина карданного вала самосвала КамАЗ такого же типа, как на тягаче – «евро» со стопорными кольцами. Стоимость элемента – от 11 до 15 тысяч рублей.

Полезно знать: максимальный передаваемый крутящий момент карданного вала КамАЗа составляет 12,5 тысяч Нм.

О неисправностях

Несмотря на простоту конструкции, данный механизм может терять работоспособность. Это происходит по нескольким причинам:

  • износ подшипников;
  • повреждение сальников;
  • деформация карданного вала;
  • повреждение защитного чехла шарнира;
  • ослабление крепежных механизмов.

Что часто выходит из строя?

В основном, выходят из строя подшипники подвесного и крестовин. Это происходит из-за отсутствия смазки или излишних вибраций. Также отметим, что смазка со временем может засыхать. Поэтому нужно использовать специализированные продукты, которые не теряют своей вязкости долгое время. При бережной эксплуатации шарниры могут прослужить минимум до 200 тысяч километров.

Что касается труб, то они при отсутствии механических повреждений могут служить десятилетиями без замены. Карданный вал КамАЗа весьма прочный. Дабы не производить ремонт элемента, регулярно следите за состоянием защитных чехлов шарниров. Это касается и подвесного подшипника.

Читайте также:  Как запускать дизельный двигатель зимой

Когда вал может выходить из строя чаще положенного?

Данный элемент выходит из строя при:

  • пробуксовке в грязи;
  • эксплуатации по снежным дорогам с глубокой колеей;
  • неправильном выборе скоростей, из-за чего на вал воздействует сильнейший удар.

Ремонт и обслуживание

Данная операция заключается в снятии вала и смазке крестовин, а также шлицевых соединений. Рекомендуется для этого использовать "Литол-24". Это густое масло, которое не засыхает продолжительное время. Закачивается продукт в шлицевые соединения посредством пресс-масленок.

Как демонтируется карданный вал КамАЗа?

Сначала нужно подготовить следующий набор инструментов:

  • торцевые ключи;
  • отвертки;
  • молоток;
  • щетку по металлу;
  • медную или алюминиевую наставку.

Работы лучше производить при наличии эстакады или смотровой ямы. Сначала необходимо произвести метки, где вал крепится к муфте. Так мы исключим возможный дисбаланс при последующей установке. На втором этапе следует открутить гайки, что соединяют вал с хвостовиком заднего моста. Часто они прикипают, и их приходится выбивать молотком.

Обратите внимание: если на болтах слизанная резьба, повторной установке они не подлежат. Следует приобрести новые болты, изготовленные из закаленной стали. Дальше извлекаются фиксаторы и стопорные кольца. Последние должны находиться сверху. Затем при помощи оправки и молотка выбиваем чашку. Далее чистим проушины, смазываем канавки для стопорных колец.

Монтируется на место карданный вал таким же образом. Чтобы правильно установить крестовину, нужно снять чашки, противоположные друг другу, и заправить элемент в проушину. После этого сдвигаем деталь в сторону, надевая одновременно чашку. Помните, что при сборке нужно проверять целостность соединительных болтов. Если они повреждены, их следует заменить на новые.

О балансировке

Один из важнейших этапов ремонта – это балансировка. Производитель отмечает, что допустимый дисбаланс карданного вала КамАЗа составляет 123 грамма на сантиметр. На деле это можно ощутить по вибрациям на скорости от 60 и более километров в час. Балансировать карданный вал лучше на специализированном оборудовании. Это стенд, работающий по принципу балансировки колес автомобиля. После замеров мастер определяет дисбаланс и наваривает специальные грузики. И так до тех пор, пока отклонения полностью не будут устранены.

В заключение

Итак, мы выяснили, что такое карданный вал и для чего он установлен на автомобиле КамАЗ. Это неотъемлемый элемент трансмиссии, поскольку через него передается вся энергия крутящего момента на задние мосты. Конструкция его, как мы уже убедились, весьма простая. Но чтобы вал прослужил действительно долго, его нужно периодически обслуживать – смазывать и балансировать.

Даже небольшие дефекты элементов кaрдана ставят под угрозу выполнение им основной задачи – передачи крутящего момента между несоосными узлами (КПП, РК, редуктор ГП) с минимальными потерями. Помимо этого использование поврежденного вала может привести (и приводит) к нарушению работы, а затем и повреждению деталей коробки передач, раздатки и главной пары редуктора. В некоторых случаях повреждение настолько велико, что единственный выход замена кардана в сборе. Но часто возможен и ремонт карданных валов, заключающийся либо в замене отдельных деталей, либо в восстановлении элементов.

Признаки поломки и очередность работ

Регулярный осмотр передачи в 80 % случаев помогает выявить начинающиеся проблемы и не допустить их развития. Но иногда грязь и смазка не позволяют увидеть дефекты, и они начинают проявлять себя уже в дороге – стук, вибрации, увеличившийся шум, все это причины посмотреть на карданную передачу внимательнее. Бывает и так, что, обнаружив явную проблему, мы забываем осмотреть остальные детали, а ведь проблемы с одной составляющей при игнорировании обязательно приводят к повреждению других.

Если разложить процесс ремонта кaрданов на технологические этапы, то получим примерно следующее:

  1. — очистка передачи от грязи и масел;
  2. — осмотр КАЖДОЙ детали кaрдана;
  3. — определение проблемы и степени ее тяжести;
  4. — сам ремонт согласно ситуации.

Не забывайте, что перед разборкой карданной передачи необходимо проверить наличие меток, отмечающих взаимное расположение деталей, если их нет, следует острым резцом сделать такие метки самостоятельно!

Как уже сказано ремонт может заключаться либо в восстановлении отдельных элементов, либо в их замене, либо в полной замене кaрданной передачи. Попробуем выделить основные проблемы…

Подавляющее большинство кaрданов грузовиков в своей основе имеют тонкостенную трубу – «тело». Проблемы с трубой могут быть самыми разными – погнутость, скрученность, вмятины, дыры и трещины.

  • Погнутый кардан можно выправить на специальном прессе, причем исправление должно вестись до того момента, когда изгиб станет меньше 0.8 мм
  • При скручивании трубы больше 3 градусов единственный способ ремонта – замена. Если ее и получится выправить, то уже нарушенное «ребро» прочности даст слабину в любой момент
  • Менять трубу следует и в том случае, если на ней более 4 глубоких вмятин и (или) дыр, небольшие одиночные повреждения выправляются и залатываются. Небольшие трещины можно заваривать, но во всех названных случаях ремонт кaрданных вaлов должен заканчиваться испытаниями на соответствие стандарту и сопровождаться тщательной балансировкой

Две характерных проблемы вилок (это касается и вилки фланца) – погнутость щек и износ проушин. Первая задача решается выправкой на прессе, при небольшом износе возможно использование дополнительных проставок и наваривания. Как и в предыдущем случае, такой ремонт должен заканчиваться динамической балансировкой. Существенный износ проушин не устраняется – вилку придется менять.

Крестовины и их подшипники

При трещинах и надломах шипов крестовины единственный вариант – замена. То же касается случаев износа торцевой части шипа больше 0.2 мм. Небольшой износ внешних поверхностей может быть устранен посредством воздушно-плазменной наплавкой и дальнейшей шлифовкой до необходимого размера. Не допускается отклонение шипа от плоскости больше 0.3 мм.

Опора и подвесной подшипник

При наличии промежуточной опоры она тоже записывается к деталям передачи, поэтому, говоря про ремонт кардaнных валов обойти стороной ее нельзя. Трещины самой опоры без проблем устраняются сваркой, а вот при износившейся подушке или ее отслоении от металла опору нужно менять. Разбитый подвесной тоже только меняется.

Шлицевые соединения

Особенность шлицевого соединения в том, что при небольшой высоте шлицов им приходится выдерживать всю основную нагрузку вращения. До недавнего времени повреждения шлицевого считались невосстанавливаемыми – либо менялся кaрдан в сборе, либо менялись шлицевые части. Второй вариант достаточно долог и труден – с трубы срезается шлицевое, приваривается новое, и… начинаются вопросы балансировки.

В последние годы все чаще стали поговаривать о ремонте шлицевого соединения путем закачки специальных металлополимеров. Насколько эффективен этот способ, судить не будем, и скажем так – если мастер, который предлагает вам подобный тип ремонта, заслуживает доверия и дает гарантию, можете попробовать.

В принципе, это касается любого варианта ремонта, а уж если речь идет о самостоятельном восстановлении, тогда проверьте, насколько вы уверены в своих силах и сравните расходы – возможно, купить новый кaрдан или отдельные комплектующие будет более удачным решением. Тем более что в нашем интернет-магазине цены не кусаются, а купленная деталь может быть отправлена через перевозчиков в любой регион России.

В зависимости от колесной формулы автомобилей КамАЗ: 4×2, 6×4, 4×4, 6×6, 8×8, карданные передачи состоят, соответственно из одного, двух, трех, четырех и пяти карданных валов.

В зависимости от места установки карданного вала, передаваемого крутящего момента, устанавливаются карданные валы определенной размерности. Имеются три базовых размерности карданных валов: 53205-2201011-10 для передачи крутящего момента до 7848 н-м (800 кгс-м), 53205-2205011-10 для передачи крутящего момента до 11772 н-м (1200 кгс-м) и 6520-2205011-до 16677 н-м (1700 кгс-м).

Для длиннобазовых автомобилей, в основном с колесной формулой 4×2, применяются сочленённые трехшарнирные карданные валы с промежуточной опорой, состоящие из двух валов: одношарнирного промежуточного и двухшарнирного карданного вала привода заднего моста с изменяемой длиной.

Читайте также:  Самые крутые диски на авто

1 Схемы карданных передач

1. Автомобиль 4×2

1 -карданный вал привода заднего моста

2. Автомобиль 6×4

1 -карданный вал привода среднего моста; 2-карданный вал привода заднего моста

3. Автомобиль 4×4

1 — коробка передач; 2 — основной карданный вал; 3 — коробка раздаточная; 4 -карданный вал привода заднего моста; 5 — задний мост; 6 — карданный вал привода переднего моста; 7 — передний мост

4. Автомобиль 6×6

1- коробка передач; 2 — основной карданный вал; 3 — коробка раздаточная; 4 -карданный вал привода среднего моста; 5 — средний мост; 6 — карданный вал привода заднего моста; 7 — задний мост; 8 — карданный вал привода переднего моста; 9 — передний мост

5. Аавтомобиль 8×8

1 — коробка передач; 2 — вал промежуточный с опорой; 3 — опора промежуточная; 4 — вал промежуточный; 5 -коробка раздаточная; 6 — карданный вал привода среднего моста; 7 — средний мост; 8 — карданный вал привода заднего моста; 9 -задний мост; 10 — карданный вал привода переднего второго моста; 11 — мост передний второй; 12 — карданный вал привода переднего моста; 13 — передний мост

6. Длиннобазовый автомобиль

1 — карданный вал промежуточный одношарнирный; 2 — промежуточная опора; 3 — карданный вал привода заднего моста двухшарнирный

Таблица 53. Таблица применяемости карданных валов по моделям автомобилей на 1.12.2002 года

Таблица 54. Карданные валы с промежуточной опорой

Таблица 55 Таблица применяемости карданных валов по моделям автомобилей Мустанг

2 Техническое описание

С 1.01.2002 года на автомобилях КамАЗ применяются карданные валы новой конструкции, по своим техническим характеристикам соответствующие лучшим зарубежным аналогам. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном техническом обслуживании ресурс карданных валов составляет не менее 500 тыс. км. пробега автомобиля.

Карданные валы новой конструкции не взаимозаменяемы с карданными валами старой конструкции. Однако при необходимости на автомобилях карданные валы старой конструкции можно заменить на новые, но при этом необходимо заменить также фланцы агрегатов: коробки передач, ведущих мостов, раздаточной коробки

2.1 Карданный вал привода среднего моста серии 53205-2205011-10

Вилка-фланец поз.23 на торцевой поверхности имеет шлицы взаимно пересекающиеся под углом 70°, которые передают крутящий момент, разгружая, тем самым, болты крепления фланцев. Данное соединение выполнено по международному стандарту ISO-12667.

Рис. 410 Карданный вал привода среднего моста

1 — гайка самоконтрящаяся М14х1,5 (251648); 2,6 — пластина балансировочная; 3 — проволока; 4 — петля. 5 — вилка приварная; 7 — труба; 8 -заглушка; 9 — прессмаслёнка; 10 — скребок; 11 — кольцо уплотнительное; 12 -шайба; 13 — обойма; 14 — труба телескопического уплотнения; 15 — втулка шлицевая; 16 — вилка скользящая; 17 — пресс масленка; 18 — уплотнение; 19 — кольцо стопорное; 20 — крестовина; 21 — подкладка полиамидная; 22 -подшипник; 23 — вилка-фланец; 24 — болт М14х1,5 (1/14220/31); 25 — кольцо уплотнительное; 26 — металлическая шайба

Подшипник крестовины поз.22, его обозначение 804707АС10, усиленный, не взаимозаменяем со старым подшипником (804707К8С10). Он имеет компактное встроенное уплотнение, на донышке подшипника установлена пластмассовая полиамидная шайба 21, которая воспринимает осевые силы от шипа крестовины, и, вследствие малого коэффициента трения с металлом, уменьшает износ торцов шипов крестовины.

Крестовина 20 имеет полости соединенные сверлениями, которые при сборке заполняются смазкой № 158, кроме того, смазка закладывается в подшипники крестовин 9. 11 г. В эксплуатации смазка может пополняться через прессмасленку 9. Полость подшипника защищена уплотнением 18.

Подшипники крестовины в проушинах вилок закрепляются стопорными кольцами 19, которыми также регулируется осевой зазор вдоль шипов крестовины в пределах 0,01. 0,05 мм.

Для регулировки предусмотрен набор стопорных колец различной толщины (Таблица 56)

Следует отметить, что от точности регулировки зависит величина неустранимого дисбаланса. Чем меньше зазор, тем величина дисбаланса меньше, и наоборот. При регулировке замеры производятся микрометром. По окончании регулировки вилки шарниров при вращении их вокруг шипов крестовин в обоих направлениях должны плавно поворачиваться моментом не более 4,9 Нм (0,5 кгс-м).

Телескопическое шлицевое соединение состоит из вилки скользящей 16, выполненной заодно со шлицевым валом, и шлицевой втулки 15,сваренной с трубой и вилкой приварной 5. Шлицевая втулка по внутренним шлицам и наружному диаметру покрыта полиамидным покрытием (полиамид 11) с толщиной слоя 0,2. 0,3 мм. Полиамидное покрытие износостойкое и имеет малый коэффициент трения по стали, поэтому при осевых перемещениях в шлицевом соединении сила трения значительно меньше чем, в традиционных конструкциях, таким образом, менее нагружены осевыми силами соединяемые агрегаты: коробка передач, ведущие мосты, раздаточная коробка.

Шлицевое соединение имеет телескопическое уплотнение, которое состоит из трубы 14, приваренной к скользящей вилке, в развальцованной части которой находятся: кольцо уплотнительное войлочное 11, скребок 10, две шайбы 12, обойма 13. После сборки обойма раскернивается в четырёх противоположных местах.

С 1.01.03 уплотнение заменяется на более усовершенствованное (вариант 2), состоящее из двухкромочного уплотнения 25 из витура и двух металлических шайб 26, после сборки торец трубы раскернивается.

На трубах приварены петли 4, которые служат для соединения карданного вала при транспортировке проволокой 3 диаметром 3. 4 мм.

Карданные валы после сборки динамически балансируют при частоте вращения 2000 об/мин. Балансировка осуществляется приваркой пластин балансировочных 2,6.

Для отметки взаимного расположения сбалансированного комплекта на трубах карданного вала выбиты стрелки, которые обязательно нужно совмещать при повторных сборках.

При установке карданных валов на автомобиль болты крепления 24 и самоконтрящиеся гайки 1 затянуть моментом 186. 206 Нм (19. 21 кгс-м).

2.2 Карданный вал привода заднего моста 53205-2205011-10

По устройству аналогичен карданному валу привода среднего моста, отличается от него меньшей размерностью деталей.

При установке карданных валов на автомобиль болты крепления 3 и самоконтрящиеся гайки 2 закрутить моментом 117,5. 132,5 н-м (12. 13,5 кгс-м).

Рис. 411 Карданный вал привода заднего моста 1 — карданный вал в сборе; 2 — гайка самоконтрящаяся М 12×1,25 (251647); 3 — болт М 12×1,25 (1/55401/31)

Карданный вал промежуточный с опорой. Карданный вал с промежуточной опорой имеет один шарнир и применяется в комплекте с двухшарнирным валом, балансируются они в комплекте.

Шарнир карданного вала аналогичен конструкции, карданному валу 53205-2205011-10.

К трубе карданного вала 1 с одного конца приварена вилка, с другого вал шлицевой. На шлицевой вал установлен подшипник шариковый 6-311А поз. 17, фланец с пылеотражателем 9, которые закреплены гайкой 10. Гайка затягивается моментом 196. 238 Н-м (20. 26 кгс-м) и контрится отгибанием пояска гайки в паз вала.

На подшипник одета обойма подшипника 14, на обойму резиновая подушка 16, подшипник с двух сторон защищен крышками 8 с манжетами 2 и 12. Крышки соединены болтами со стопорными шайбами и гайками, которые затягиваются моментом 21,5. 24,5 Н-м (2. 2,5 кгс-м). В полость подшипника при сборке закладывается 60. 80 г. смазки Литол 24. Левая манжета имеет обозначение 864176 поз.2, правая 864180 поз.12, которые отличаются друг от друга наклонной насечкой на рабочей кромке, которая направлена в разные стороны. Поэтому менять местами их нельзя.

Рис. 412 Промежуточный карданный вал с промопорой

1 — труба карданного вала; 2 — манжета (864176); 3 — гайка М8; 4 — пластина; 5 — кронштейн; 6 — болт М16х1,5 (853025); 7 — гайка М16х1,5 (251649); 8 — крышка; 9 — фланец с пылеотражателем; 10 — гайка М39х2 (870510); 11 — пружина тарельчатая (141701243); 12 — манжета (864180); 13 — пробка; 14 — обойма подшипника; 15 — хомут; 16 — подушка; 17 — подшипник (6-311А); 18 — масленка; 19 — уплотнение подшипника; 20 — кольцо стопорное; 21 — крестовина с подшипниками в сборе

Резиновую подушку охватывает штампованный хомут 15, сверху накладывается пластина 4. Пластина развальцовывается за края хомута, при этом должна быть обеспечена возможность осевого перемещения опоры. Опора прикрепляется к специальному кронштейну 5, закрепленному на поперечине рамы. Болты крепления M16 и самоконтрящиеся гайки затягиваются моментом 280. 330 Н-м (28,5. 30 кгс-м).

Читайте также:  Что можно подарить водителю

Комплект для балансировки трёх шарнирного карданного вала с промежуточной опорой.

Рис. 413 Трех шарнирный карданный вал с промопорой

1 — карданный вал промежуточный; 2 — карданный вал привода заднего моста; Г — поверхности крепления промо-поры при балансировке; Е — метки сбалансировнного комплекта

2.3 Карданный вал основной 43114-2202011

Устанавливается на полноприводных автомобилях КамАЗ 43114, 43118, 53228, 65111, 4326, соединяет фланцы коробки передач и первичного вала раздаточной коробки. Вал с измененяемой длиной, укороченный без трубы. Вилки поз.1 и крестовины в сборе с подшипниками и стопорными кольцами поз.4 унифицированы с валом 53205-2205011-10. Имеется телескопическое уплотнение, которое также унифицировано с карданным валом 53205-2205011-10.

Балансировка карданного вала производится установкой балансировочных пластин 5, закреплённых болтами 6. Момент затяжки этих болтов 31,4. ..35,3 Н-м (3,2. 3,6 кгс-м). Дисбаланс с любой установки должен быть не более 120 г-см при частоте вращения не менее 2000 об/мин.

При сборке карданного вала шлицы смазать смазкой Литол-24.

Рис. 414 Карданный вал основной 43114-2202011

1 — вилка фланец; 2 — крестовина карданного вала; 3 — вал карданный; 4 — кольцо стопорное; 5 — пластина балансировочное; 6 — болт М8 (1/60430/21); 7 — подшипник; 8 — уплотнение подшипника; 9 — труба уплотнение; 10 — уплотнение; 11 — масленка; 12 — вилка скользящая

В расточке вилки скользящей 12 запрессована заглушка, изолирующая шлицевое соединение от грязи.

2.4 Карданный вал основной 65111-2202011

На автомобиле КамАЗ 65111 в комплектации с десятиступенчатой коробкой передач расстояние между фланцем коробки передач и фланцем первичного вала раздаточной коробки значительно меньше, чем при применении пятиступенчатой коробки передач. Для этой комплектации автомобиля применяется укороченный карданный вал с изменяемой длиной. Его конструктивная особенность в том, что шлицы увеличены в радиальном размере до величины, превышающей размеры крестовины, в результате чего крестовины сближены до минимального размера.

Крестовины карданного вала в сборе с подшипниками, уплотнением 7 и стопорными кольцами 9 унифицированы с крестовинами карданного вала 53205-2201011-10, вместо маслёнок установлены заглушки.

Вилка скользящая 2 на наружном диаметре имеет шлицы, на которых установлены вилка 1 с обоймой, имеющей внутренние шлицы. Шлицевое соединение позволяет перемещаться фланцам друг относительно друга на 30 мм, максимально допустимый угол в шарнире 10°.

На вилку скользящую напрессовано кольцо 3 являющееся рабочей поверхностью уплотнения. Уплотнение состоит из резинового кольца 11 и двух колец 12, закрепленных стопорным кольцом 10. Полость шлицевого соединения изолирована от внешней среды двумя заглушками 12, которые приварены по местам соединения. Во фланцах выполнены четыре резьбовых отверстия М 14×1,5 для соединения с фланцами коробки передач и раздаточной коробки. Болты 4 с шайбами устанавливаются со стороны коробки и раздаточной коробки и затягиваются моментом 186. ..206 Н-м (19. ..21 кгс-м).

Рис. 415 Карданный вал основной 65111-2202011

1 — вал карданный; 2 — вилка скользящая; 3 — кольцо; 4 — болт М14х1,5; 5 — шайба стопорная; 6 — вилка фланцев; 7 -уплотнение подшипника; 8 — подшипник (804707АС10); 9 — кольцо стопорное; 10 — кольцо стопорное; 11 — кольцо уплотнительное; 12 — шайба защитная

Особенности сборки. Шарниры собираются так же как и в обычных карданных валах, 53205-2201011, после чего на вилку 2 напрессовывается кольцо 3, далее соединяются вилки с наружными и внутренними шлицами, при этом проушины вилок должны лежать в одной плоскости, что достигается совмещением меток А и Б. Затем устанавливаются детали уплотнения: кольцо 12 внутреннее, уплотнительное кольцо 11, кольцо 12 наружное, стопорное кольцо 10.

3 Техническое обслуживание и ремонт

Как уже отмечалось, при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании ресурс карданных валов составит не менее 500 тыс. км. пробега автомобиля. Техническое обслуживание во время эксплуатации сводится к пополнению смазки в крестовинах, смазке щлицевого соединения через прессмаслёнку и проверке моментов затяжки болтов крепления фланцев. Периодичность смазки: при ТО-2 в крестовинах, и при сезонном техническом обслуживании в шлицевом соединении. Крестовины смазывать до появления свежей смазки из-под кромки уплотнения хотя бы одного подшипника, в шлицевое соединение сделать 10. 15 «качков» шприца или 30.. .40 г. из нагнетателя.

При СТО проверить наличие зазоров в шлицевом соединенении карданных валов и в крестовинах. Ощутимый зазор не допускается. Снимать и разбирать карданные валы необходимо только в случае неисправности для замены деталей. Шлицевое соединение ремонту не подлежит, при значительных износах карданный вал необходимо заменить на новый.

Возможна замена крестовин в сборе с подшипниками. В запасные части крестовины поступают в сборе с подшипниками и прессмаслёнками и имеют обозначение: 53205-2205025-10 для карданного вала среднего моста и 53205-2201025-10 для карданного вала заднего моста.

Таблица 57 Моменты затяжки резьбовых соединений карданных валов

Перед рассоединением шлицевого соединения необходимо убедиться в сохранности меток на трубах карданных валов, если метки не обнаружены нанести новые ударным способом или краской, с тем, чтобы в дальнейшем, при сборке, их совместить.

Для разборки шарниров необходим пресс усилием до 2т., т.к. подшипники в проушинах запрессованы с натягом. Перед разборкой рекомендуется выдержать шарнир в дизельном топливе или керосине до 30 мин. Выпрессовывать подшипники крестовин ударным способом запрещается. После разборки шлицевое соединение промыть, а крестовины с подшипниками заменить на новые.

Сборку шарниров производить в следующей последовательности: перед сборкой в полость каждого подшипника заложить смазку № 158 в количетсве 11. 13 г., затем на крестовину установить торцевые уплотнения. Завести крестовину в проушины вилки, запрессовать один из подшипников в проушину вилки на прессе, плавно поднимая усилие запрессовки. При сборке не применять ударный метод, это приведет к разрушению полиамидной шайбы на донышке подшипника. В канавку вилки установить стопорное кольцо, желательно среднего размера, из набора колец. Перевернуть крестовину и, воздействуя прессом на шип крестовины через отверстие в проушине, переместить подшипник до упора в поставленное стопорное кольцо. Затем запрессовать второй подшипник до упора в торец шипа крестовины, замерить размер «Б» от торца подшипника до буртика канавки, при этом точность замера должна быть не менее 0,01 мкм. Подобрать размер стопорного кольца из набора, обеспечив зазор между стопорным кольцом и буртиком канавки 0,01.. .0,05мм. Возможен метод замера зазора набором щупов, толщиной от 1,97 до 2,11мм через каждые 0,005 мкм.

При отсутствии возможности точного замера названного зазора можно устанавливать стопорные кольца методом подбора, начиная с наибольшей толщины, последовательно переходя к меньшему размеру. Вслед за непроходным, следующее по размеру проходное кольцо должно войти в канавку под действием сил упругости.

Таким же способом собираются следующие два шипа крестовины.

После сборки вилки шарниров при вращении их вокруг шипов крестовин в обоих направлениях вручную должны плавно поворачиваться. Момент поворота должен быть не более 5 Н-м (0,5 кгс-м).

Заменить уплотнение шлицевого соединения, предварительно раскернив обойму.

Перед соединением шлицы карданного вала смазать смазкой Литол 24. При соединении совместить метки выбитые на трубах карданного вала.

Внимание! Неправильное соединение шлицевого соединения, при котором вилки карданного вала окажутся развернутыми, приводит к значительному неравномерному вращению ведомых валов соединяемых агрегатов, что приводит к резонансному явлению и разрушению деталей, например, в коробке передач могут разрушиться синхронизаторы 2. 3 передачи.

После замены деталей валы необходимо динамически отбалансировать при 2000 об/мин. не менее. Допустимый дисбаланс для вала привода среднего моста 50 г-см., для карданного вала заднего моста 35 г-см.

При любой установке карданного вала допустимый дисбаланс должен быть не больше величин, указанных в Таблица 58.

Таблица 58 Допустимый дисбаланс

После балансировки нанести метки на трубах карданных валов друг против друга для отметки сбалансированного комплекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *