- Статистика по РФ
- Заключение
- Содержание
- История [ править | править код ]
- Классификация ДТП [ править | править код ]
- Основные поражающие факторы при ДТП [ править | править код ]
- Факторы риска [ править | править код ]
- Кривая Соломона [ править | править код ]
- ДТП в России [ править | править код ]
- ДТП в Европе [ править | править код ]
- Оказание помощи пострадавшим [ править | править код ]
Статистика смертей в дтп в мире
Рейтинг был составлен с учетом количества смертей на 100 000 граждан, проживающих в стране. Так он наиболее объективно отражает существующую реальность. Наибольшее же количество смертей было зафиксировано Китае и Индии, где в автокатастрофах погибло 261 367 человек и 207 551 человек соответственно. Но учитывая общее количество населения в странах, показатель смертности составил всего 18,8 смертей на 100 000 граждан в Китае и 16,6 смертей на 100 000 — в Индии. Согласно тому же докладу ВОЗ в следующих странах наиболее низкий процент смертей на дорогах:
- Швеция — 2,8 смертей на 100 000 граждан.
- Великобритания — 2,9 смертей на 100 000 граждан.
- Голландия — 3,4 смерти на 100 000 граждан.
- Испания — 3,7 смертей на 100 000 граждан.
- Норвегия — 3,8 смертей на 100 000 граждан.
Если брать по континентам, то наиболее высокий уровень смертности в автокатастрофах в Африке, где на 100 000 граждан приходится более 25 смертей на дороге. Самый низкий уровень смертности — в Европе, где на дорогах гибнут всего 9,3 человека из 100 000. Всемирная организация здравоохранения считает, что такой низкой смертности удалось достигнуть в первую очередь за счет приведения в норму законодательной базы, регулирующей безопасность дорожного движения, и качественного контроля со стороны властей за соблюдением данных законов.
Количество погибших в России
На момент опубликования доклада Всемирной организации здравоохранения в России насчитывалось 18,9 смертей в ДТП на 100 000 граждан. Это в два раза больше, чем средний уровень по Европе. Для сравнения, в Беларуси на дорогах гибнут 13,7 граждан из 100 000, Украине — 13,5 граждан из 100 000. Но благодаря принятой программе снижения смертности в ДТП ситуация в России изменилась в лучшую сторону, что показывают данные, представленные в таблице ниже.
Год | Количество ДТП | Количество погибших | Количество пострадавших |
---|---|---|---|
2013 | 204068 | 27025 | 258437 |
2014 | 199720 | 26963 | 251785 |
2015 | 184000 | 23114 | 231197 |
2016 | 173694 | 20308 | 221140 |
2017 | 152852 | 17185 | 194266 |
Данные по каждому году предоставлены за 12 месяцев с января по декабрь, без учета декабря 2017 года. Анализируя таблицу, становится ясно, что программа ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» уже дала свой результат. С 18,9 смертей на 100 000 граждан, показатель был снижен до 13,2 смертей на 100 000 человек.
Заключение
Опираясь на информацию, предоставленную Всемирной организацией здравоохранения, можно сделать вывод, что на количество ДТП и количество смертей на дорогах влияют такие факторы, как уровень экономического развития страны и уровень доходов населения — чем выше оба показателя, тем выше качество приобретаемых населением автомобилей и выше уровень безопасности, создаваемый государством на дорогах; возраст водителей — чаще всего на дорогах гибнут молодые люди, которые склонны выбирать агрессивный стиль вождения; уровень контроля государства за соблюдением правил дорожного движения. В России же, в последние 5 лет наблюдается положительная динамика: уровень смертности на дорогах был снижен примерно на 30%. Учитывая, что реализация программы по снижению смертности в ДТП рассчитана до конца 2020 года, россиянам стоит ждать еще большего улучшения ситуации со снижением количества смертельных аварий на дорогах.
Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб [1] . Экономический ущерб от ДТП может доходить до 1—3 % валового национального продукта (ВНП) [2] ; в России ежегодно в ДТП погибают около 20000 человек, ущерб от всех ДТП составляет около 2,5 % ВНП России, [3] за 5 лет ущерб российской экономике составил 5,5 триллиона рублей [4] , что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период [5] .
Содержание
История [ править | править код ]
Паровая телега Кюньо, дальний предок автомобиля, потеряла управление и врезалась в стену (водитель уцелел). Первый известный наезд дорожного механического транспортного средства на кого-то со смертельным исходом — британская учёная Мэри Уорд, которая в 1869 году выпала из паромобиля прямо под колесо. Также зафиксирован взрыв паромобильного котла с жертвами, случившийся аж в 1834, что тоже, по нашим ПДД, считается ДТП.
Эти случаи, по-видимому, были статистикой, а не чем-то выдающимся — с 1865 действовал Локомотивный акт в самой жёсткой редакции: ограничения скорости 2 мили в час в городе и 4 за городом, а при езде с прицепом впереди должен идти человек с красным флагом. Некто Джон Лиминг оценил, что за период 1863—1870 в Британии было 470 транспортных смертей в год на 1 млн человек: 76 на железной дороге, 143 на дорогах и 251 на водном транспорте (для сравнения 1963 год — 325 = 10 + 278 + 37).
В 1920-е годы в США появилась концепция ОСАГО — страхования ущерба чужому имуществу в ДТП [6] .
Бела Барени с 1920-х годов стал отцом пассивной безопасности — мер по снижению тяжести случившихся ДТП [7] . Первый «мерседес», построенный по его принципам, вышел в 1959 году.
В 1965 году вышла книга Ральфа Нейдера «Опасен на любой скорости», обратившая внимание на недостаточную активную и пассивную безопасность тогдашних американских автомобилей, плохую организацию движения.
В 1997 году Швеция начала смелую программу по искоренению смертельных ДТП, и за 20 лет сумела снизить и без того хорошие результаты вдвое, до 30 убитых на миллион (Россия — около 150).
Генеральная Ассамблея ООН в октябре 2005 года предложила государствам-членам ООН и международному сообществу объявить ежегодный Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий [8] .
В мае 2016 случилось первое смертельное ДТП с беспилотным автомобилем, где достоверно известно, что автопилот был включён — во Флориде Tesla Model S въехала в тягач, поворачивавший налево [9] [10] . В Китае в январе 2016 было похожее ДТП, но Tesla так и не признала, что автопилот работал [9] .
Классификация ДТП [ править | править код ]
- столкновение
- опрокидывание
- наезд на стоящее транспортное средство
- наезд на препятствие
- наезд на пешехода
- наезд на велосипедиста
- наезд на животное
- происшествия с перевозимым грузом
- иные виды ДТП (происшествия, не относящиеся к указанным выше видам)
Основные поражающие факторы при ДТП [ править | править код ]
- динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой транспортного средства
- травмирование обломками и частями транспортных средств
- синдром длительного сдавления при зажатии пострадавших частями транспортных средств
- воздействие высокой температуры и выделяющихся газов в случае возникновения пожара
- воздействие опасных веществ при участии спецтранспорта, перевозящего опасные грузы
Факторы риска [ править | править код ]
К факторам риска относят:
- нарушение правил дорожного движения, в том числе:
- алкогольное опьянение; [2]
- наркотическое опьянение;
- превышение допустимой скорости движения;
- неиспользование ремней безопасности; [2]
- неиспользование специальных детских удерживающих средств;
- использование неисправного транспортного средства.
Исследования показали, что водители, которые во время езды слушают музыку, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП, так как становятся невнимательными.
Скорость, км/ч | Вероятность смертельного исхода |
---|---|
32 | 5% |
48 | 45% |
64 | 85% |
Кривая Соломона [ править | править код ]
В 1964 г. Дэвид Соломон исследовал зависимость частоты столкновений автомобиля от отличия его скорости от средней скорости потока и представил результаты в графической форме [12] .
В 1968 г. Джули Сирилло провела аналогичное исследование и получила близкие результаты [13] . Двумя возможными проблемами в исследованиях Соломона и Сирилло было то, что:
-
использованные ими отчёты полиции, водителей и свидетелей — были неточны и ненадёжны,
Данные Соломона и Сирилло в целом были подтверждены в последующей работе в 1970 г., использовавшей автоматизированную обработку данных [15] , но при этом было обнаружено, что аварии с участием поворачивающих автомобилей составляли 44 % от всех аварий, и их исключение резко снижало роль факторов, приводящих к U-образности кривой Соломона [16] .
В 1991 г. Вилдес, Рамбольд, и Лининг анализируя отчёты 707 водителей в Австралии, не обнаружили связи между движением ниже скорости потока и увеличением частоты аварий [17] .
ДТП в России [ править | править код ]
Год | Кол-во ДТП | Погибло | Ранено |
---|---|---|---|
2000 | 157495 | 29 594 | 179 401 |
2001 | 164401 | 30 916 | 187 790 |
2002 | 184 360 | 33 243 | 215 678 |
2003 | 204 267 | 35 602 | 243 919 |
2004 | 208 558 | 34 506 | 251 386 |
2005 | 223 342 | 33 957 | 274 864 |
2006 | 229 140 | 32 724 | 285 362 |
2007 | 233 809 | 33 308 | 292 206 |
2008 | 218 322 | 29 936 | 270 883 |
2009 | 203 603 | 26 084 | 257 034 |
2010 | 199 431 | 26 567 | 250 635 |
2011 | 199 868 | 27 953 | 251 849 |
2012 | 203 597 | 27 991 | 258 617 |
2013 | 204 068 | 27 025 | 258 437 |
2014 | 199 720 | 26 963 | 251 785 |
2015 | 184 000 | 23 114 | 231 197 |
2016 | 173 700 | 20 308 | 221 140 |
2017 | 169 432 | 19 088 | 215 374 |
2018 | 168 099 | 18 214 | 214 853 |
Всего | 3 729 212 | 537 093 | 4 612 410 |
|
По данным ГИБДД, в 2012 году в России произошло около 200 тысяч ДТП, в которых погибло почти 28 тысяч человек и получило ранения 250 тысяч. 23 сентября 2009 года глава МВД Рашид Нургалиев заявил, что «как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего „человеческий фактор“ рассматривается в качестве ключевого направления» [22] .
Процентные показатели ДТП в России за 2010 год по данным ГИБДД: [ источник не указан 1408 дней ]
- из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств — 85 % (в том числе находившимися в состоянии опьянения). Из них:
- 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.
- 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.
- 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.
Сумма долей больше 100 %, так как в некоторых ДТП задействованы более одной причины.
ДТП в Европе [ править | править код ]
Оказание помощи пострадавшим [ править | править код ]
Во многих странах неоказание помощи пострадавшему в ДТП ведёт к ответственности водителей. При большом количестве свидетелей ДТП, возникает психологический эффект — «эффект свидетеля» — препятствующий оказанию помощи.
Во многих странах, в том числе и в России, различными нормативными и правовыми актами устанавливаются перечни лиц, обязанных оказать помощь. Среди них: медицинские сотрудники, спасатели, инструкторы медицинской специальной подготовки и др. Причём они обязаны оказать помощь, даже если находятся не на дежурстве. В уголовном законодательстве большинства стран предусмотрена ответственность за неоказание помощи такими лицами.
«>