Техосмотр маломерных судов 2018

Новый год несет не только череду волшебных праздников, но и зачастую важные изменения в законодательстве и укладе жизни. Поэтому справив наступление очередного года и отдыхая от рабочих будней, не будет лишним проверить есть ли значимые поправки в законодательстве, которые касаются важных аспектов вашей жизни. Сегодня мы предлагаем рассмотреть новые правила ГИМС для маломерных судов 2019 и узнать, поменялось ли в них что-то в отношении регистрации плавательных средств, получении прав и ответственности судоводителей при управлении водным транспортом.

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2019 — правовая база

Весной 2018 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, т.к. действующий регламент толкуется неоднозначно.

Однако, с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2019 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Однако, не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов, которые, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2018 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2019 года.

Регистрация маломерных судов по правилам ГИМС 2019

Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.

По нормам, которые ввели правила водного движения маломерных судов от 2018 года, обязательной регистрации в госинспекции подлежат судна, соответствующие следующим параметрам.

  1. Следует регистрировать маломерные суда, используемые с моторами мощностью более 8 кВт (до 10,8 л.с.).
  2. Регистрации подлежат судна, полная масса которых превышает норму в 200 кг.

И если по первому пункту все предельно ясно, то по второму возникают вопросы и разночтения. Например, что считать за полный и максимально разрешенный вес лодки? Некоторые инспекции производят расчет по следующей схеме:

  • масса данной лодки+ вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак

Таким образом, в норму на 200 кг укладываются большинство лодок малых и средних габаритов. Но, центральный аппарат ГИМС рекомендует проводить замер массы лодки и мотора исходя из требований ГОСТа Р ИСО-8666-2012. Согласно этому документу, за массу моторного судна берется вес лодки не с фактически установленным мотором, а с максимально возможным по техническим параметрам двигателем. Так, например, если вы используете лодку при мощности мотора на 5 л.с. и весом 27 кг, а в паспорте судна указан двигатель до 10 л.с., то инспекция будет учитывать вес самого тяжелого мотора в 10 л.с.!

Конечно, такое положение вещей вызывает множество споров и разногласий, поэтому порядок регистрации в новом проекте правил управления маломерным судном 2019 обязательно должны подкорректировать. Но вот какими будут эти изменения и с какого года они начнут действовать пока достоверно неизвестно.

К слову заметим, что по новым правилам регистрировать лодку можно в любом отделении ГИМС, а не обязательно в том, где судно регистрировалось ранее. При этом заявителю предоставят результат оформления услуги (документы о регистрации/обоснованный отказ/постановление о приостановлении оформлении документов) в срок не более 3 рабочих дней.

Обязанности судоводителя

Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018-2019, судоводители обязаны:

  1. Знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства.
  2. Перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна.
  3. При перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
  4. Обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.).
  5. Выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.

Бортовой номер маломерного судна

Важные изменения претерпели в 2018 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.

Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов:

  • 2 буквы;
  • 4 цифры;
  • Цифровое обозначение региона России;
  • Буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.

При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.

Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была на удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5-2 см.

В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.

Читайте также:  Автомобили на которых не гнет клапана

Неисправности, запрещающие эксплуатацию маломерок

Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2019 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей.

  1. Сквозные пробоины корпуса.
  2. Разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие.
  3. Повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля.
  4. Отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива.
  5. Повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора.
  6. Отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней.
  7. Несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.

Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т.е. на судоводителя и владельца плавательного средства.

Управление маломерными судами – есть ли изменения в правилах ГИМС 2019

Как отмечалось выше, редакция правил ГИМС 2018, по которой выдвигает государственная инспекция требования к маломерным судам пока действительна и для 2019 года. Касается это и раздела выдачи удостоверения судоводителя. Еще раз пройдемся по основным моментам получения прав на лодку, и отметим, кому они нужны, как их оформить и во сколько это обойдется.

Права на управление маломерными судами

Прежде чем говорить о получении документов, обратимся еще раз к термину «маломерные судна» и порядку регистрации.

Так, маломерное судно – это плавательное средство, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей, перевозимых на борту, составляет не более 12 человек. При этом, маломерные суда подлежат обязательной регистрации в ГИМС, если на них используются моторы мощностью выше 10, 88 л.с. или масса укомплектованного судна превышает 200 кг.

Тем судовладельцам, чьи лодки и катера не подходят под данные требования, обращаться в госинспекцию не требуется. А вот если плавсредство необходимо вносить в государственный реестр маломерных судов, то и судоводитель должен обладать официальными документами, подтверждающими право на управление водным транспортом. Выдают морские права также в ГИМС, только для их получения необходимо пройти через несколько этапов.

Сдача экзаменов и порядок получения прав

Получить права на управление маломерным судном могут все граждане России, достигшие возраста 18 лет и годные по состоянию здоровья. При этом, прежде чем подтвердить свою квалификацию судоводителя на экзамене в ГИМС, претендентам на получение прав необходимо пройти обучение в специальной школе.

Занятия по подготовке водителей маломерных судов проводят автономные организации, получившие аккредитацию и лицензию на данный вид деятельности. Формат обучения поделен на 2 части: наработка теоретических знаний и применение их на практике. Весь курс рассчитан примерно на 1 месяц занятий, после чего ученики обычно сдают выпускной экзамен и получают официальное свидетельство о прохождении курсов судоводителей маломерных судов. Стоимость такого обучения зависит от расценок школы, но в среднем цена варьируется в пределах 10-20 тысяч рублей.

Здесь стоит заметить, что теоретически существует возможность получения прав в ГИМС экстерном. Для этого необходимо обратиться к главному инспектору отделения ГИМС по месту жительства, и подать соответствующее заявление. В таком случае, претендент обязуется самостоятельно изучить азы теории и практики, и явиться в назначенный день для прохождения экзамена на получение судоводительских прав. Однако заметим, что на практике данное решение почти не применяют: и ГИМС не всегда соглашается на такую процедуру, и ученики без помощи школы редко способны успешно выдержать госэкзамен.

По завершению обучения выпускники судоходных школ отправляются в ГИМС, где подают заявление на оформление судоводительского удостоверения. Для этого при себе необходимо иметь следующий пакет документов:

  • Паспорт РФ;
  • Фотографии 3х4 в количестве 2 шт. (цветные или ч/б);
  • Медицинскую справку, подтверждающую допуск к управлению водным транспортом по состоянию здоровья (обычно оформляется во время обучения в школе);
  • Сертификат о прохождении курсов судовождения.

Инспектор регистрирует подачу заявления, проверяет соответствие документов и назначает даты теоретического экзамена и выхода на воду для оценивания практических навыков. При условии успешной сдачи обеих частей, документы претендента направляются в отдел выдачи судоводительских прав государственного образца. Ученикам же останется выполнить последнее требование ГИМС – оплатить госпошлину на выдачу удостоверения судоводителя. На 2019 год ее размер составляет 1300 рублей.

Квитанцию об оплате пошлины следует зарегистрировать у инспектора ГИМС, после чего останется только ждать выписки документов. Обычно процедура оформления, регистрации и выдачи судоводительских прав занимает 7-10 дней. При этом сроки действия удостоверений судоводителя, выданные ГИМС, рассчитаны на 10 лет с момента выдачи.

Если же в 2019 году у вас истекает срок действия судоходных прав, то вам надлежит обратиться в отделение госинспекции маломерных судов по месту жительства для переоформления удостоверения. При этом также потребуется оплатить госпошлину, но ее размер составит уже всего 650 рублей.

Штрафы ГИМС для маломерных судов в 2019 году

Правонарушения, совершаемые владельцами маломерных судов, влекут за собой наложение санкций, предусмотренных Административным кодексом Российской Федерации. Законодательных положений предусмотрено много, но мы выделим лишь основные из них.

Читайте также:  Регулировка угла схождения передних колес

Административные проступки

Отсутствие на судне документов, требуемых для проверки инспекторами ГИМС, влечет за собой получение предупреждения или оформление штрафа в размере 100 рублей. Поэтому всегда возите с собой водительские права, судовой билет и свидетельство о праве собственности (или доверенность).

Штрафом в размере от 300 до 500 рублей караются мелкие правонарушения, в числе которых:

  • Опасное маневрирование;
  • Превышение скорости;
  • Несоблюдение правил плавания;
  • Игнорирование навигационных знаков;
  • Остановка в запрещенных для стоянки местах;
  • Невыполнение требований по использованию звуковых и световых сигналов.

Далее ставка штрафных санкций повышается от 500 до 1000 рублей. К этой категории относятся такие нарушения, как необоснованное отсутствие технического освидетельствование и неправильное нанесение бортовых номеров. В пределах этих же сумм карается управление маломерным судном без регистрации, отсутствие судоводительских прав, переоборудование лодки или катера без полученного разрешения от надзорных органов ГИМС МЧС.

Также в размере от 500 до 1000 рублей накладывается штраф на судоводителей, перевозивших на борту число пассажиров, превышающее установленную норму. Еще здесь стоит отметить такие правонарушения, как игнорирование границ акваторий разрешенного судовождения и закрытых для плавания районов. И, наконец, до 1 тысячи рублей придется заплатить в случае, если при проверке инспекторы выяснят, что используемое плавсредство имеет запрещенные правилами судоходства неисправности.

Более строго карается передача управления судном лицу, не имеющему судоводительских прав. Такой проступок облагается штрафом до 2000 тысяч рублей. К слову, во столько же оценивается управление водным транспортом с просроченным удостоверением судоводителя.

Экологические правонарушения

Законодательством запрещена эксплуатация маломерных суден, в выбросах которых содержится повышенное количество вредных веществ, равно как и использование плавсредств, производящих слишком сильный шум (нормы показателей приведены в профильном Госстандарте РФ). За нарушение подобного рода инспектор ГИМС вправе выписать протокол на уплату штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей.

При этом, если установлен факт того, что судовладелец знал о нарушениях своим судном экологических норм и продолжал его эксплуатацию, то к выписанному штрафу добавляются дополнительные санкции. Их размер варьируется от 100 до 300 рублей.

Отстранение от управления маломерным судном

Ранее такую жесткую санкцию инспекторы применяли только в отношении лиц, управляющих судном в состоянии опьянения. Но штрафы ГИМС для маломерных судов 2019 года ужесточились, и теперь отстранение также может применяться при:

  • Выявлении факта управления незарегистрированным судном;
  • Отсутствии у рулевого сертификата судоводителя или судового билета;
  • Передаче управления судна лицу, не имеющему прав ГИМС.

При этом судно отправляется на госстоянку, а на владельца составляется протокол. В течение 2 месяцев проводится судебное разбирательство, и, зависимости от тяжести правонарушения, суд может установить штрафные санкции вплоть до лишения судоводительских прав на срок до 2 лет.


Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ, минимальным набором средств безопасности [МОТОРНЫЕ СУДА]

Моторные маломерные суда длиной до 6 метров

Индивидуальные спасательные средства (обязательное оснащение):

1. Индивидуальные средства безопасности – по числу находящихся людей на борту (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)
2. Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров

Спасательное оборудование (обязательное оснащение):

3. Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло) – 2 шт.
4. Огнетушитель (моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе)
5. Один черпак или ручной насос (при отсутствии оборудования для откачки воды)
6. Звукосигнальное устройство (допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа)

Средства безопасности при ЧС (обязательное оснащение):

7. Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета (наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега)

Моторные маломерные суда длиной от 6 до 12 метров

Индивидуальные спасательные средства (обязательное оснащение):

1. Индивидуальные средства безопасности – по числу находящихся людей на борту (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)
2. Спасательный круг или кольцо с линем длиной не менее 15 метров

Спасательное оборудование (обязательное оснащение):

3. Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) (согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001)
4. Огнетушитель
5. Один черпак или ручной насос (при отсутствии оборудования для откачки воды)
6. Звукосигнальное устройство (допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа)

Средства безопасности при ЧС (обязательное оснащение):

7. Ракеты сигнала бедствия красного цвета — 3 шт. (наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега)

Моторные маломерные суда длиной свыше 12 метров

Индивидуальные спасательные средства (обязательное оснащение):

1. Индивидуальные средства безопасности – по числу находящихся людей на борту (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)
2. Спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров – 2 шт.

Спасательное оборудование (обязательное оснащение):

3. Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) (согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001)
4. Огнетушитель (моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе)
5. Оборудование для откачки воды из трюма
6. Ведро на 10 литров
7. Звукосигнальное устройство (допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа)

Читайте также:  Приора начинает троить при разгоне

Средства безопасности при ЧС (обязательное оснащение):

8. Ракеты сигнала бедствия красного цвета — 3 шт. (наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега)

Рекомендуемое дополнительное оборудование (не является обязательным):

а) Пиротехнические сигналы бедствия
б) Аптечка для оказания первой медицинской помощи
в) Ремонтный комплект
г) Один спасательный круг с 15-ти метровым линем
д) Два одеяла
е) Одно сигнальное полотно (флаг — отмашка)
ж) Приспособление для поднятия человека на борт
З) Багор
и) Система связи
к) Магнитный компас
л) Навигационная аппаратура ГЛОНАС

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

Приказами министра по чрезвычайным ситуациям (рег. № 2967 , 2968 , 2969 от 6.02.2018 г.) утверждены правила регистрации, техосмотра маломерных судов, а также пользования ими и базами (сооружениями) для их стоянок.

К маломерным судам, на которые распространяются требования утвержденных документов, относятся:

  • самоходные суда с основным двигателем мощностью менее 55 кВт (75 л.с.) и допустимой пассажировместимостью не более 12 человек;
  • суда с подвесными моторами независимо от их мощности и количества;
  • водный мотоцикл (гидроцикл);
  • несамоходное судно грузоподъемностью не более 80 т;
  • надувные безмоторные гребные лодки.

Регистрация маломерных судов

Регистрация всех видов маломерных судов осуществляется путем внесения соответствующих отметок в регистрационную книгу (далее – судовая книга). Моторные и гребные судна регистрируются в отдельных книгах, им выдается билет маломерного судна.

Управление маломерными судами разрешается лицам, имеющим свидетельство на право управления маломерными судами. Эксплуатация незарегистрированных маломерных судов запрещается.

Маломерное судно независимо от его технического состояния должно быть зарегистрировано в течение 1-го месяца со дня приобретения. Регистрация осуществляется в соответствующих территориальных управлениях МЧС по заявлению заинтересованных лиц. При регистрации маломерному судну присваивается бортовой номер, который должен быть нанесен на борт судна с двух сторон несмываемой контрастной краской.

При смене собственника, изменении его адреса или переоборудовании судна оно подлежит перерегистрации с присвоением нового бортового номера и выдачей нового билета, а также внесением соответствующей записи в судовую книгу.

При невозможности восстановления или непригодности к эксплуатации маломерное судно снимается с регистрации.

За регистрацию (перерегистрацию) маломерных судов вносится плата в следующих размерах:

За регистрацию (перерегистрацию) маломерного судна с подвесным и стационарным двигателем и выдачу билета маломерного судна

За регистрацию (перерегистрацию) гребных и парусных судов всех видов, в том числе надувных видов

За выдачу дубликата билета маломерного судна

Денежные средства, внесенные за регистрацию (перерегистрацию) маломерных судов, поступают во внебюджетный фонд МЧС.

Техосмотр маломерных судов

Зарегистрированное судно должно ежегодно проходить техосмотр на предмет пригодности к эксплуатации с проставлением соответствующего штампа. Техосмотр осуществляется территориальными главными инспекторами Инспекции по маломерным судам МЧС. Запрещается эксплуатация маломерных судов, не отвечающих требованиям безопасности.

Технический надзор за маломерными судами включает в себя:

  • предварительный техосмотр (до регистрации), в ходе которого проверяются основные параметры судна: грузоподъемность, пассажировместимость, номер двигателя, разрешенная мощность, разрешенная площадь паруса, место плавания, допустимая высота волны, наличие спасательных и противопожарных средств, сигнальных средств и навигационных приборов, высота бортов и др. По итогам техосмотра составляется акт в 2-х экземплярах, один из которых передается владельцу судна.
  • годовой техосмотр, который проводится с 1 марта по 30 июня в специально оборудованных пунктах. В его ходе проверяются отсутствие изменений в основных элементах, техническое состояние и наличие соответствующих приборов и средств. При помощи специальных средств и методов проверяются состояние материала соответствующего судна (резиновый материал, алюминий, пластик, дерево и т.д.), прочность корпуса, его лакокрасочное покрытие, водонепроницаемость, состояние буксировочных приборов и другие параметры. При выявлении неисправностей или других недостатков, препятствующих эксплуатации, судно признается непригодным, о чем составляется соответствующий акт, где указываются все недостатки.
  • специальный техосмотр – проводится после ремонта, переоборудования или аварии судна.

За проведение техосмотра взимается плата:

Техосмотр маломерного судна с подвесным и стационарным двигателем

Техосмотр гребных и парусных судов всех видов, в том числе надувных видов

Техосмотр маломерного судна после ремонта, переоборудования, после аварии

Денежные средства, внесенные за техосмотр маломерных судов, поступают во внебюджетный фонд МЧС.

Пользование маломерными судами

Для стоянок маломерных судов на водной и прилегающей к ней береговой территории создаются специально оборудованные места – базы (сооружения). На водных бассейнах эксплуатация маломерных судов разрешается с момента открытия до момента закрытия навигации после окончания селевого и паводкового периода. Скорость маломерных судов не должна превышать 30 км/ч в границах населенных пунктов, остановок, портов, а в районе пляжей и массового отдыха людей – не более 10 км/ч.

Документом также установлены требования по размещению стоянок маломерных судов по отношению к населенным пунктам, гидротехническим сооружениям, местам массового отдыха людей, а также порядок проведения массовых мероприятий, соревнований с участием маломерных судов, в том числе правила безопасности эксплуатации маломерных судов.

Документы опубликованы в Национальной базе данных законодательства на государственном языке и вступают в силу 8.03.2018 г.


С полным текстом данных документов, с комментариями и ссылками на связанные с ними другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе « Законодательство Республики Узбекистан ».

Анвар Иркаходжаев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *