Тестер для проверки емкости аккумулятора

Копеечный приборчик, который удобнее мультиметра и вполне подойдет в качестве утилитарного подарка.

Зачем проверять батарейки

Есть три причины, по которым еще работающая батарейка может оказаться в утиле:

1. «Померла» лишь одна бракованная батарейка в связке, из-за которой создается впечатление, что «выдохся» весь комплект.
Такое не редкость, особенно когда покупаются дешевые батарейки. Вставляешь в устройство комплект из четырех, оно какое-то время работает, потом батарейки как будто садятся. Но при проверке выясняется, что на самом деле «померла» лишь одна из-за заводского брака, а остальные выработали свой ресурс процентов на 15%.

2. Прожорливое устройство не расходует энергию батареек до конца.
Еще есть случаи, когда батарейки используются в весьма прожорливом электронном устройстве, которое может использовать их не до конца. Конкретный пример – игрушка Furby. Она начинает сбоить, когда в батарейках остается еще треть запаса энергии.
Соответственно, эти батарейки можно использовать в каком-то другом месте, которое не столь требовательно к остаточному ресурсу.

Почему так происходит?

По мере уменьшения заряда батарейки у нее уменьшается напряжение. Пальчиковая батарейка с полным зарядом дает напряжение около 1,55 В, а севшей можно считать батарейку, напряжение которой упало до 0,9 В.

Вот так выглядят графики разряда солевых и щелочных (алкалиновых) батареек:

Взято отсюда.

По моим наблюдениям большинство устройств перестанут работать или будут работать неудовлетворительно, когда напряжение опускается до 1,1 В.

3. Слегка окислившиеся контакты создают впечатление севшей батарейки.
Вы достаете как бы севшую батарейку, но при проверке оказывается, что она еще вполне рабочая. Причина, чаще всего, кроется в слегка окислившихся контактах, на которых увеличивается сопротивление, соответственно, начинает падать напряжение и ток.

Тестер батареек BT-168D

Это самый дешевый приборчик на Aliexpress. Ценник с доставкой в РФ начинается от 180 руб., но при редкой удаче можно найти и за

Почему нельзя взять там же еще более дешевые вольтметры? С ними всплывет один нюанс – минимальным напряжением для измерения значатся 2,5 вольта или более (если идет речь о моделях без внутреннего источника питания). На более низких напряжениях они просто не включаются. Поэтому лучше сразу обратить внимание на специализированные варианты.

Я собрал в табличку некоторые характеристики приборчика, часть из которых получил в ходе его проверки:

Типы проверяемых батареек

— практически все 1,5-вольтовые элементы, начиная от «таблеток» и заканчивая «бочонками» LR20

— 9-вольтовые «кроны» (6LR61 / 6F22)

Минимальное напряжение для включения 1,5-вольтового входа

Минимальное напряжение для включения 9-вольтового входа

Максимальная длина 1,5-вольтового элемента

Касательно стартовых напряжений, если при подключении батарейки приборчик не включился, значит напряжение на нем ниже 0,55 В для полуторавольтовых элементов или 6 В для «Крон».

Замеряет напряжение он относительно точно, но есть нюанс, связанный с преуменьшением показаний реального напряжения на пальчиковых батарейках на 0,05 В. Скорее всего это связано с тем, что приборчик сам питается от нее и в момент измерения создает нагрузку, которая, похоже, не скорректирована.

Но если отбросить тему с корректировкой, то показания будут вполне точны.

На обратной стороне памятка.

В общем и целом я с ней согласен. По моим длительным наблюдениям севшей можно считать полуторавольтовую батарейку, если она выдает менее 1,1 В. Большинство электронных устройств уже не хотят работать с такими источниками, а ЖК-экраны всевозможных часов и термометров становятся блеклыми.

Из недостатков тестера – свободно скользящая лапка контакта, которой прижимается батарейка. Хорошо бы ее подпружинить, чтобы при измерении не приходилось все время поджимать ее руками. Впрочем, некоторые умельцы фиксят этот «баг» самостоятельно:

Найти такой тестер на Ali можно, например, тут. И поскольку у многих тут в хозяйстве есть полноценные мультиметры, подобная «игрушка» может быть неплохим подарком кому-то из родственников.

Аккумуляторные батареи имеют свой ресурс, по истечении которого их приходится менять. Причём неважно, где они устанавливаются — в автомобилях или источниках бесперебойного питания. Ёмкость прекращает соответствовать паспортной, случаются перебои в работе, необходимое напряжение выдаётся далеко не всегда. В таких случаях, чтобы понять причину выхода из строя и принять решение по замене, лучше воспользоваться тестером для проверки аккумуляторов.

Виды тестирующего оборудования

Чтобы выбрать правильный прибор для определения исправности батареи, нужно сначала убедиться в том, какие именно причины приводят к сбоям в её работе. Среди типовых неисправностей элементов питания различных устройств можно выделить такие:

  • Быстрая зарядка и разрядка.
  • Отсутствие возможности начать зарядку.
  • Утечка тока.
  • Обрыв цепей питания или повреждение пластин, погружённых в электролит.
  • Недостаточная плотность электролитической жидкости.

Оптимальный выбор для определения большинства этих неисправностей — универсальный аккумуляторный тестер, который покрывает большинство нужд автолюбителя. Но некоторые параметры, например, плотность электролита, не могут быть измерены электронными приборами, для этого используется другое, гидростатическое оборудование. Поэтому все возможные устройства для измерения могут быть такими:

Читайте также:  Какое масло заливается в раздатку

  • Бытовые и промышленные мультиметры

    Выбирая прибор для конкретной задачи, нужно определиться с его типом. Мультиметры, например, бывают как аналоговые, так и цифровые. Способ измерения при этом не меняется, все различия состоят исключительно в дисплее, на котором отображаются результаты.

    Аналоговые мультиметры — это измерители со стрелкой, которая движется по нарисованной на заднем фоне шкале. В зависимости от положения переключателя, который находится сразу под дисплеем, выбирается одна из шкал, а по ней уже получают нужные показатели.

    На сегодняшний день такие устройства малопригодны для повседневного использования, так как точность выдаваемых результатов сравнительно низка. Поэтому даже если в хозяйстве есть аналоговый мультиметр, лучше заменить его цифровым.

    Электронный подвид делает работу с ним намного легче. Вместо стрелок и шкал, на экран просто выводится значение выбранной переключателем величины. При этом можно определить её значение до десятых или даже сотых, что повышает точность и даёт намного более правильное представление о проблеме.

    Каждый мультиметр обладает дополнительными функциями, которые помогают в быту и ремонте приборов:

    • «Пищалка». На самом деле, это просто измеритель разницы сопротивления, но используется он для обнаружения электрических цепей и контуров, находящихся в состоянии короткого замыкания. При этом раздаётся писк, который и дал этой функции разговорное название.
    • Термопара — специальные провода, которые можно подключать к некоторым моделям. Показывают текущую температуру на той поверхности, к которой приложены.

    Такие возможности помогают специалисту или любителю быстро узнать причину поломки или странного поведения устройства.

    Самыми популярными моделями мультиметров в кругу радиолюбителей и автомобилистов считаются:

    • DT-832 и его более современная модификация DT-838. Это недорогие и функциональные устройства, которые иногда имеют довольно высокую погрешность при измерениях. Но именно они остаются незаменимыми в бытовом использовании или в ситуациях, когда более серьёзного оборудования нет под рукой.
    • Kemot KT30 — в качестве питания использует уже не пальчиковые батарейки, а полноценные девятивольтовые аккумуляторы типа «Крона». Имеет низкий порог измерений, такую же цену, как у предыдущей модели, но может похвастаться высокой точностью — погрешность при его использовании не превышает 1,2%.
    • UNI-T UT 60 C — более профессиональное устройство. Имеет встроенный чип памяти для хранения некоторого количества результатов последних измерений. Очень прочный корпус, стойкий к любым внешним воздействиям. Есть подсветка дисплея для работы в темноте.
    • Fluke 28-II — ультимативное устройство любого профессионала. Дорог, надёжен, точен. Способен работать в любых температурных условиях, как холодных, так и жарких. Имеет встроенные возможности осциллографа начального уровня.

    Конечно, для повседневной работы слишком дорогие устройства не нужны, их вполне может заменить более дешёвый аналог. Но если приходится часто бывать в не самых благоприятных погодных условиях, стоит обратить внимание на те приборы, которые не боятся влияния стихии.

    Ареометры для электролита

    Насыщенность ионами металлов от электродов и свободными электронами сильно влияет на работоспособность автомобильной батареи. Чтобы её измерить, достаточно использовать ареометр. Его действие основано на гидростатическом законе, который постулирует, что чем больше плотность жидкости, тем сильнее она пытается вытолкнуть плавающий в ней объект на поверхность.

    В качестве резервуара для забора такой жидкости служит колба с заборной пипеткой с одной стороны и грушей, создающей отрицательное давление, с другой.

    Измерительный же элемент — это цилиндрический стеклянный поплавок, который снабжён нарисованной на нём шкалой. По ней и проводятся измерения таким образом:

    • Собирается прибор, измеритель помещается внутрь, надевается груша.
    • Пипетка погружается в электролит.
    • Грушей набирается достаточное количество жидкости.

    При этом плавучая часть под воздействием небольшого грузила в нижней её части погружается в жидкость. По шкале, которая на неё нанесена, можно узнать степень разряженности батареи в процентном соотношении. Если поплавок погружён слишком низко, такой аккумулятор считается совершенно непригодным для работы. В нём могут быть оборваны контакты или слишком окислены электроды.

    Так как в качестве электролита выступают кислоты, при работе стоит озаботиться собственной безопасностью — надеть резиновые толстые перчатки, очки и по возможности полотняный грубый фартук. Дыхательные пути защищаются респиратором. Это помогает избежать вредного влияния паров кислот на лёгкие и носоглотку. Поэтому эксплуатировать этот прибор для тестирования аккумуляторных батарей стоит в хорошо вентилируемом помещении.

    Нагрузочные вилки

    Представляют собой сочетание нагрузочного сопротивления и вольтметра в самой простой конфигурации.

    Более продвинутые модели могут комплектоваться амперметром, измерителем ёмкости и даже насадками для проверки ESR у конденсаторов.

    Конструктивно выглядят как металлический корпус прямоугольной формы с ручкой-держателем и проводом большой площади поперечного сечения с зажимом на конце. В корпусе находятся:

    • Нагрузочные спирали.
    • Цилиндрический стержень, выходящий наружу.
    • Циферблат вольтметра, в основном, аналоговый — со шкалой и движущейся стрелкой.
    Читайте также:  Корм для кастрированных котов список

    Контакты вольтметра соединены со стержнем (минус) и проводом (плюс). Использовать нагрузочную вилку в качестве тестера АКБ просто. Проверка проходит в два этапа:

    1. Замеры напряжения клемм без участия нагрузки от спиралей. Он проводится только через 5−7 часов после того, как машина была полностью заглушена или через такой же промежуток после окончания подзарядки. К плюсовому контакту подключается клемма, к минусовому нужно коснуться стержнем. Полученные в результате замеров показатели напряжения записываются.
    2. Испытание при поданной нагрузке. После её подачи нужно проделать такие же манипуляции, но при этом не держать цепь сомкнутой более пяти секунд. Кроме того, есть вероятность проскакивания искры между контактами, поэтому не стоит переживать на этот счёт.

    Показатели на втором этапе не должны сильно отличаться от паспортных данных аккумулятора. Если они разнятся с ней в меньшую сторону, такую батарею можно смело заменять.

    Универсальные приборы и измерители ёмкости

    Это инструменты для определения одной из важнейших характеристик, которая напрямую влияет на дальнейшее использование батареи. У любого аккумулятора есть паспортная ёмкость, которая измеряется в ампер-часах.

    Со временем её значение падает и держать уровень заряда такое устройство привычное время не может. При этом появляются проблемы с использованием того средства, которое питается от источника тока.

    Паспортная ёмкость всегда известна, она сообщается производителем и наносится на наклейку, которая цепляется к боковой стенке. Поэтому, чтобы найти её текущую величину, нужно воспользоваться одним из таких приборов:

    • Кулон — тестер для проверки аккумуляторных батарей отечественного производства. Все измерения сохраняются в постоянной памяти прибора. Умеет не только показывать ёмкость, но и выдаваемое источником тока напряжение. При работе посылает короткий импульс, а на основании скорости получения ответа выдаёт показания.
    • Fluke — самый универсальный прибор. Измеряет напряжение, силу тока, внутреннее сопротивление элементов и ёмкость. Может применяться для температурных замеров.
    • Skat-T Auto — хороший девайс для использования в работе с двенадцативольтовыми батареями. Имеет ограничения по ёмкости батареи, не будет работать с теми моделями, которые вмещают более 120 ампер-часов. Все измерения проводит в пятнадцатисекундный срок.

    Стоит помнить, что каждая из этих моделей имеет разные диапазоны измерений. Нужно внимательно их выбирать перед использованием, так как неверно указанный порядок величин может негативно отразиться на полученных результатах.

    Техника безопасности

    Так как работы ведутся с электрическим оборудованием, работающим с высокими показателями силы тока, стоит учитывать негативные влияния на организм человека. Электрический ток может причинять несколько видов увечий. Среди них:

    • Термические ожоги.
    • Мышечные судороги.
    • Отказ внутренних органов.

    Поэтому при работе с приборами, которые подразумевают подключение клемм и замеры с пропусканием тока через них, нужно соблюдать правила безопасной эксплуатации. Позаботиться о защите рук, заземлении, сухости земли, на которой стоит человек. Лучше всего использовать обувь с прорезиненой подошвой и не допускать её намокания.

    Заземлиться можно с помощью тонкого провода или куска проволоки, подсоединённого одним концом к прибору, а другим — к батарее или другой внешней металлической конструкции.

    При работе с аккумуляторами нельзя допускать их перегрева. Некоторые щелочные металлы легко воспламеняются и долго горят даже на открытом воздухе. Поэтому стоит всегда держать в пределах досягаемости порошковые огнетушители.

    Если батарея вскрывается для забора электролита, лучше делать это в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не насытить воздух внутри него парами соляной кислоты. Так можно уберечься от сильных ожогов органов дыхательной системы.

    Проверка емкости (одной из основных характеристик аккумуляторных батарей) производится с помощью различных измерителей, наиболее простым и распространённым из которых является мультиметр. О том, как определить емкость акб при помощи мультиметра (многофункционального измерителя), компьютерных программ и мобильных приложений, будет рассказано в этой статье.

    Виды аккумуляторных батарей

    В зависимости от конструкции использованных при производстве материалов, наиболее распространёнными видами перезаряжаемых батарей являются:

    • Свинцово-кислотные – используются в автомобилях, мотоциклах, мопедах, скутерах. Также их применяют в ИБП (бесперебойниках), используют для накопления энергии, вырабатываемой ветрогенераторами, солнечными батареями.
    • Литий-ионные – небольшие по размерам, долговечные и надежные, они применяются в мобильных телефонах, аппаратуре для фото,- и видеосъемки, строительном инструменте, электромобилях.
    • Никель-кадмиевые и никель-металлогибридные – надежные, долговечные, такие перезаряжаемые батареи в последнее время постепенно вытесняются более компактными, менее чувствительными к условиям окружающей среды литий-ионными аналогами.

    Можно ли проверить емкость аккумулятора мультиметром и как это сделать? Очень многих интересует, как проверить емкость аккумулятора мультиметром, а также, можно ли производить такие измерения вообще. Ответ на два данных вопроса утвердительный – функциональных возможностей, а также точности данного измерителя хватает для проведения подобных операций. О том, как это делается, будет более подробно рассказано ниже.

    Какие параметры можно проверить

    При помощи данного измерителя электрических характеристик можно узнать емкость аккумулятора, напряжение (разность потенциалов) между его полюсами, внутреннее сопротивление, ток утечки.

    Как измерить напряжение

    Измерение значения данной характеристики на перезаряжаемом источнике питания при помощи мультиметра производится следующим образом:

    1. Измеритель переключается на диапазон замеров постоянного напряжения до 20 В;
    2. Наконечники щупов прикладываются к одноименным полюсам (выводам) питания;
    3. Спустя несколько секунд, текущее значение напряжения акб высвечивается на дисплее.

    На заметку. Если на дисплее рядом с цифрами высвечивается знак « — » то это означает, что при подключении зажимов или наконечников щупов произошла «переполюсовка»: щупы приложены не к одноименным, а к разноименным полюсам (минусовой черный щуп приложен к плюсовому полюсу, красный плюсовой – к минусовому. Особой опасности данная ситуация не несет, но для нормальной работы измерителя ее лучше избегать и следить за соблюдением полярности подключения щупов.

    Читайте также:  Какое масло лучше лить в мотор

    Как измерить ёмкость

    Узнать емкость батареи можно следующим образом:

    • Батарею полностью заряжают, после чего подключают к ней нагрузку с заранее известным током потребления, например, лампу накаливания;
    • Засекают время, в течение которого нагрузка будет нормально работать;
    • Одновременно с этим к полюсам подключают щупы (зажимы) мультиметра, переключая его в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В. Данная операция необходима для того, чтобы следить за уровнем падения разности потенциалов, отключая нагрузку в тот момент, когда питание будет иметь минимально допустимое значение данной характеристики.
    • Фактическое значение характеристики находят, делая простой расчет: умножая ток, потребляемый нагрузкой, на время ее нормальной работы от полностью заряженной батареи. Полученный результат выражается в Амперчасах (А*час, Ah).

    Помимо мультиметра, измеряется емкость перезаряжаемых элементов с помощью такого приспособления, как тестер.

    Как проверить внутреннее сопротивление

    Для проверки внутреннего сопротивления батареи производят следующие манипуляции:

    • К батарее подключают нагрузку: лампочку, моторчик или какой-либо инструмент;
    • Дают нагрузке поработать 5-10 секунд;
    • Замеряют напряжение питания (U1);
    • Отключают нагрузку;
    • Повторно замеряют напряжение на полюсах батареи (U2);
    • Находят разницу между двумя значениями U1 и U2, после чего делят ее на номинальную заявленную производителем питания разность потенциалов, затем переводят полученный результат в проценты. Если в процентном выражении полученное на основании расчетов значение меньше 0,4%, значит, внутреннее сопротивление нормальное.

    Элементы с превышающим данное значение показателем считаются непригодными и даже опасными для дальнейшего использования.

    Как проверить ток утечки

    Ток утечки – опасное, нежелательное явление для любого перезаряжаемого питания. Проверка его наличия на автомобильном источнике питания производится следующим образом:

    • Выключают зажигание;
    • Отключают все работающие при выключенном зажигании потребители: магнитолу, охранную систему;
    • Отсоединяют минусовую клемму источника питания;
    • Переводят мультиметр в режим измерения постоянного тока силой до 10А;
    • При помощи зажимов крокодильчиков подключают плюсовой щуп мультиметра к одноимённому полюсу;
    • Минусовый щуп подключают к снятой с полюса батареи минусовой клемме;
    • Признаком наличия тока утечки будет изменяющееся число на дисплее измерителя: чем больше отображаемое на нем значение, тем выше ток утечки и самопроизвольный разряд элемента в нерабочем режиме.

    В батареях, в которых тока утечки нет, на экране измерителя будут три нуля, разделенные одной точкой.

    Как проверить заряд аккумулятора мультиметром и не повредить хрупкую электронную «начинку» устройства? Для того чтобы при проверке различных характеристик акб при помощи мультиметра не повредить его внутреннюю начинку, необходимо устанавливать правильный диапазон измерений. Так, например, при замере разности потенциалов между полюсами у 12-ти вольтовой акб прибор устанавливают в диапазон измерения постоянного напряжения до 20 В.

    На заметку. Измерения значений различных характеристик с использованием многофункционального измерителя производятся, начиная с самого высокого диапазона. Это необходимо для того, чтобы не сжечь внутреннюю начинку измерителя и не получить электротравму.

    Проверка различных видов аккумуляторов

    Для того чтобы измерить емкость аккумулятора, не обязательно пользоваться мультиметром – померить значение данной характеристики можно с помощью программ и приспособлений.

    Проверка емкости АКБ ноутбука

    Для того чтобы проверить емкость аккумуляторной батареи ноутбука, необходимо воспользоваться специальными утилитами: Battery Care, Aida (для операционных систем семейства Windows), coconutBattery (для ОС Mac OS), которые показывают фактическое и заявленное производителем значение данной характеристики.

    Также заряд батареи ноутбука можно проверить при помощи командной строки, в которой необходимо ввести powercfg energy и нажать кнопку Enter. В результате таких действий система, спустя примерно минуту, выдаст адрес подробного отчета о состоянии источника энергии и всей системы энергоснабжения компьютера.

    Проверка емкости АКБ телефона

    Замерить емкость батареи мобильника можно при помощи специальных программ или USB-тестера.

    Так объем аккумулятора телефона на ОС Android можно узнать при помощи таких программ, как Nova Battery Tester, Battery HD Pro, Power Battery. Данные программы позволяют быстро и с высокой точностью получить актуальную информацию о состоянии батарейки, спрогнозировать продолжительность ее нормального функционирования, необходимость замены. Особенно важно это при использовании батареек низкого качества, склонных к самопроизвольному разбуханию и протеканию.

    Проверка емкости АКБ шуруповерта

    Определение емкости акб шуруповерта производится замером времени работы полностью заряженного питания на инструменте. Если полученное значение меньше указанного на корпусе питания, то значит один или несколько внутренних его элементов пришли в негодность.

    Проверка емкости автомобильного аккумулятора

    Измерение емкости автомобильного аккумулятора производится по описанному выше алгоритму с подключением нагрузки. В качестве нагрузки используют мощные лампы, магнитолы, автомобильные компрессоры для подкачки колес.

    Измерение ёмкости аккумуляторов 18650

    Емкость акб данного типа замеряют при помощи тестера или способом подключения нагрузки. Вычисляют значение данной характеристики у аккумулятора 18650 по тому же принципу, что и у автомобильной акб.

    Таким образом, зная, как измерить емкость аккумулятора, можно контролировать данную важную характеристику и своевременно менять акб при снижении ее значения ниже предельно допустимого уровня. Не имея понятия о том, как узнать емкость, можно долго эксплуатировать акб с низким значением данной характеристики, что отрицательно отразится на самом оборудовании, которое работает от такого элемента.

    Видео

    «>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *