Тормозная система с пневмоприводом

Пневматический привод колесных тормозов состоит из компрессора 1, воздушного баллона 7, манометра 6, тормозного крана 21, приводимого в действие педалью 26, тормозных камер 11, регулятора давления 28, предохранительного клапана 5 и трубопроводов 4, 27 и 9 с гибкими шлангами 10.

Привод тормозов колес осуществляется непосредственно тормозными камерами с помощью сжатого воздуха, запас которого содержится в воздушных баллонах.

Тормозная камера 11 состоит из корпуса с крышкой, между которыми зажата гибкая резино-тканевая диафрагма 17. Диафрагма опирается на шайбу, закрепленную на штоке 13. Шайба вместе с диафрагмой отжимается в исходное левое положение пружинами 12.

Шток диафрагмы соединен с рычагом 16 разжимного кулака. Тормозная камера через отверстие в крышке камеры, гибкий шланг 10 и трубопровод 9 соединяется с тормозным краном.

Тормозной кран служит для управления тормозами. В корпусе тормозного крана установлена гибкая металлическая диафрагма 20. Под диафрагмой размещается коромысло 19, посредством которого диафрагма воздействует своим штоком на впускной 25 и атмосферный 18 клапаны. Корпус крана закрыт крышкой, в которой установлен свободно толкатель 23, опирающийся через пружину 22 на диафрагму. Рычаг 24 установлен на оси. Рычаг коротким концом через регулировочный болт может воздействовать на толкатель 23.

Пневматический привод тормозов работает следующим образом.

При нажатии на педаль 26 ножного тормоза рычаг 24 поворачивается вокруг оси и через регулировочный болт нажимает на толкатель 23. Толкатель воздействует через пружину 22 на диафрагму 20 и прогибает ее вниз.

Коромысло 19 под воздействием диафрагмы перемещается вниз и приводит в действие клапаны. Атмосферный клапан 18 закрывается, а впускной 25 открывается и сообщает внутреннюю полость крана под диафрагмой с воздушным баллоном.

При этом сжатый воздух из баллона поступает через кран в тормозную камеру 11. В тормозной камере создается давление, под воздействием которого диафрагма 17, сжимая пружины 12, смещается вправо и через шток 13 и соединенный, с ним рычаг 16 поворачивает разжимной кулак. Разжимной кулак, поворачиваясь, раздвигает колодки, которые прижимаются к тормозному барабану, происходит торможение колеса.

Рис. Схема пневматического привода тормозов: 1 — компрессор; 2 — поршни компрессора; 3 — воздушный фильтр; 4, 9 и 27- трубопроводы; 5 — предохранительный клапан; 6 — манометр; 7 — воздушный баллон; 8 — кран для выпуска конденсатора; 10 — гибкий соединительный шланг; 11 — тормозная камера; 12 — пружина; 13 — шток диафрагмы; 14 — тормозные колодки; 15 — разжимной кулак; 16 — рычаг разжимного кулака; 17 — диафрагма; 18 — атмосферный клапан; 19 — коромысло; 20 — диафрагма тормозного крана; 21 — тормозной кран; 22 — пружина; 23 — толкатель; 24 — рычаг; 25 — впускной клапан; 26 — педаль ножного тормоза; 28 — регулятор давления

Тормозной кран является одновременно редуктором, поддерживающим определенное давление воздуха в тормозных камерах при торможении. Когда давление воздуха в полости под диафрагмой станет больше необходимой для нормального торможения величины, диафрагма, сжимая пружину. 22, приподнимется и впускной клапан прикроется, поступление воздуха из баллона прекратится.

Когда педаль тормоза отпущена, диафрагма тормозного крана поднимается и прекращается воздействие коромысла 19 на клапаны.

Под действием пружин впускной клапан 25 закроется, а атмосферный 18 — откроется. Полость тормозного крана разобщится с воздушным баллоном и сообщится с атмосферой.

Находящийся в тормозной камере сжатый воздух начнет выходить через тормозной кран в атмосферу.

Давление в тормозной камере резко снижается и диафрагма, возвращаясь под действием пружин 12 в первоначальное положение, повернет разжимной кулак в обратном направлении. Тормозные колодки под действием стяжной пружины отойдут от тормозного барабана, и торможение колес прекратится.

Необходимый для работы тормозного привода сжатый воздух нагнетается в баллоны пневматической системы автомобиля компрессором.

Компрессор представляет собой двухцилиндровый поршневой насос, устанавливаемый на кронштейне, прикрепленном к головке блока цилиндров двигателя.

Поршни 12, установленные в цилиндрах компрессора, через шатуны 15 соединены с коленчатым валом 17. Коленчатый вал компрессора приводится во вращение от коленчатого вала двигателя ременной передачей.

При вращении коленчатого вала поршни поочередно перемещаются вниз, создавая в цилиндрах разрежение. Когда поршень подойдет к нижней мертвой точке, он откроет впускные окна 13 в стенке цилиндра, соединив тем самым полость цилиндра с атмосферой, через воздушный фильтр 3 атмосферный воздух заполнит цилиндр.

При движении вверх поршень перекрывает впускные окна и сжимает воздух.

Рис. Компрессор: 1 — головка блока цилиндров компрессора; 2 — диафрагма; 3 — грибок; 4 — коромысло; 5 — спиральная пружина; 6 — разгрузочная камера; 7 — перепускная камера; 5 — регулировочный болт перепускного клапана; 9 — перепускной клапан; 10 — регулировочный болт нагнетательного клапана; 11 — нагнетательный клапан; 12— поршень; 13 — впускное окно; 14 — палец поршня; 15 — шатун; 16 — шарикоподшипник; 17 — коленчатый вал; 18 — блок цилиндров компрессора

Сжатый в цилиндрах воздух через нагнетательные клапаны 11 поступает по трубопроводу в воздушный баллон. Детали компрессора смазываются маслом, подаваемым из системы смазки двигателя по трубопроводу в торец коленчатого вала компрессора.

К шатунным подшипникам масло подводится по каналам, просверленным в коленчатом валу, а к поршневым пальцам — через каналы в шатунах.

Стенки цилиндров и коренные подшипники смазываются разбрызгиванием. Стекающее с деталей масло собирается в нижней части картера компрессора и по трубопроводу стекает в картер двигателя.

Головка 1 блока цилиндров компрессора охлаждается жидкостью, поступающей по трубопроводу из системы охлаждения двигателя.

Компрессор снабжен разгрузочным устройством, размещенным в головке блока его цилиндров, которое обеспечивает холостой ход компрессора при повышении давления в пневматической системе выше необходимого и регулирует количество и давление нагнетаемого в систему воздуха. В разгрузочной камере 6 помещена диафрагма 2, на которую опирается грибок 3. На стержень грибка в свою очередь опирается коромысло 4, которое своим вильчатым концом может воздействовать на два перепускных клапана, открывая их. При этом цилиндры компрессора сообщаются между собой.

Полость разгрузочной камеры под диафрагмой соединена трубопроводом с регулятором давления. Регулятор давления состоит из корпуса 9, шариковых клапанов 8 и пружины 3. Совместная работа разгрузочного устройства и регулятора давления заключается в следующем. Для обеспечения нормальной работы тормозов давление воздуха в системе пневматического привода должно поддержираться в пределах 6—7 кг/см2, что осуществляется с помощью регулятора давления и разгрузочного устройства компрессора.

Когда давление в пневматической системе станет выше 7 кг/см2, шариковые клапаны 8 регулятора давления, сжимая через шток 5 пружину 3, приподнимутся, открывая отверстие в нижнем гнезде и перекрывая отверстие в верхнем гнезде клапанов.

При этом воздух из баллона направится к компрессору, поступая в полость под диафрагмой 2 разгрузочного устройства. В разгрузочной камере 6 создается давление, под действием которого диафрагма 2 прогибается вверх и приподнимает грибок 3. Грибок своим стержнем воздействует через коромысло 4 на стержни перепускных клапанов. Клапаны открываются и сообщают между собой цилиндры. Воздух при сжатии переходит из одного цилиндра в другой. В результате давление в цилиндре оказывается недостаточным, чтобы открыть нагнетательный клапан, и воздух не подается в пневматическую систему автомобиля.

Рис. Регулятор давления: 1 — кожух; 2 — регулировочный колпак; 3 — пружина регулятора; 4 — упорный шарик пружины; 5 — шток клапана; 6 — гайка регулировочного колпака; 7 — седло регулятора; 8 — шариковые клапаны; 9 — корпус; 10 — фильтр; 11 — штуцер; 12 — канал

Когда давление в системе станет меньше 6 кг/см2, под действием пружины 3 регулятора давления шариковые клапаны 8 опустятся вниз, перекроют отверстие в нижнем гнезде и откроют — в верхнем. Поступление воздуха из баллона к компрессору прекратится, а находящийся в разгрузочной камере воздух через канал 12 в регуляторе давления выйдет в атмосферу.

Читайте также:  Прерывистая разметка на дороге

Давление в разгрузочной камере снизится до атмосферного, и перепускные клапаны под действием пружин закроются. Компрессор начнет нагнетать воздух в баллоны.

Для предохранения от чрезмерного давления воздуха в случае неисправности регулятора давления в пневматической системе имеется предохранительный клапан. Он отрегулирован так, что при достижении давления воздуха в системе 9—10 кг/см2 шарик 6 приподнимается, сжимая пружину 4, и воздух из пневматической системы через отверстие в корпусе клапана выходит в атмосферу.

Рис. Предохранительный клапан: 1 — регулировочный винт; 2 — контргайка; 3 — стержень клапана; 4 — пружина; 5 — корпус; 6 — шарик клапана

Давление в пневматической системе контролируется манометром, установленным на приборном щитке в кабине автомобиля.

Современный коммерческий транспорт оборудуется пневматическими тормозными системами. Принцип действия пневматических систем основан на применении энергии сжатого воздуха. Использовать воздух в качестве рабочего газа – отличное техническое решение. Это основная особенность данного вида тормозных систем и главное отличие от других, применяемых на практике. Пневматические тормозные системы укомплектованы множеством элементов управления и исполнения. Сложные по устройству, они используют общий принцип действия и имеют схематичное сходство.

Общий принцип действия тормозной пневмосистемы.

Упрощенно принцип действия можно описать так. воздушный насос – компрессор который имеет привод от двигателя накачивает в систему воздух из атмосферы. Благодаря регулятору давления, в системе создается и поддерживается предусмотренное характеристиками давление воздуха. Запас воздуха, сжатого компрессором, накапливается в специальных баллонах – ресиверах, крепящихся к раме транспортного средства. При надавливании педали тормоза водителем, воздух из ресиверов по трубкам и шлангам заполняет тормозные камеры. Своими штоками камеры приводят в действие механизмы тормозных колодок. Тормозные колодки передают энергию сжатого воздуха тормозным барабанам (дискам) колес. Движение транспорта замедляется. При отпускании водителем педали тормоза, воздух из тормозных камер возвращается в атмосферу. Механические детали системы с помощью встроенных пружин принимают исходное положение. Машина вновь набирает скорость.

Описание основных составных частей тормозной пневмосистемы.

Тормозная пневмосистема грузового автомобиля включает в себя:

  • рабочую тормозную систему,
  • стояночную тормозную систему,
  • антиблокировочную систему,
  • систему контроля и сигнализации.

Если грузовик оборудован прицепом, в общую схему добавляется тормозная система прицепа.

Описание основных рабочих элементов тормозной пневмосистемы.

  1. Компрессор. Воздушный насос. накачивает воздух в пневмостистему.
  2. Регулятор давления. Поддерживает в системе заданное рабочее давление и ограничивает поступление избытка воздуха.
  3. Осушитель воздуха. Задерживает влагу и другие примеси во избежание попадания их в механизмы системы.
  4. Четырехконтурный защитный клапан. Распределяет воздух по независимым контурам, и предотвращает утечку воздуха в случае обрыва одного из них.
  5. Ресиверы контуров. Специальные баллоны для накопления запаса сжатого воздуха.
  6. Ножной тормозной кран. Предназначен для управления рабочей тормозной системой.
  7. Тормозные камеры. преобразуют давление воздуха в механический процесс торможения.
  8. Ручной тормозной кран. Обеспечивает управление стояночной тормозной системой.
  9. Энергоаккумуляторы. Выполняют роль исполнительных механизмов и затормаживают автомобиль на время стоянки, а также в движении, когда давление в пневмосистеме упадет ниже допустимого.
  10. Детали антиблокировочной системы. Контролируют процесс равномерного торможения колесами.
  11. Манометр. Прибор на панели перед водителем с показаниями давления в системе.
  12. Контрольный, аварийный сигнализаторы. Индикаторные лампы на панели.

Общая схема работы тормозной пневмосистемы.

При запуске двигателя одновременно включается в работу компрессор. Он забирает атмосферный воздухи подает его в систему до момента достижения рабочего давления. Давление в системе определяет и ограничивает регулятор давления. Избыток воздуха направляется через выпускной клапан обратно в атмосферу. После регулятора давления воздух прогоняется через осушитель воздуха. Это устройство необходимо для фильтрации различных примесей и удержания паров атмосферной влаги. Сухой воздух обеспечивает безаварийную работу системы, особенно в морозное время. В большинстве систем регулятор давления и осушитель воздуха объединены в общий узел, оснащенный небольшим отдельным ресивером. Ресивер помогает осушителю выполнять функцию регенерации.

После осушителя воздух распределяется четырехконтурным защитным клапаном:

  • в два независимых контура рабочей тормозной системы, оборудованных раздельными ресиверами;
  • в контур стояночной и аварийной систем, оснащенный самостоятельным ресивером (через этот контур также происходит питание системы торможения прицепа);
  • в контур питания дополнительных потребителей воздуха (пневмоподвески и других).
    Кроме разделения потока воздуха клапан обеспечивает:

  • последовательное заполнение контуров сжатым воздухом.
  • при падении в каком-либо давления ниже допустимого – герметичность в остальных.

Водитель осуществляет управление главным тормозным краном через педаль тормоза. Через полости тормозного крана воздух под давлением нагнетается в тормозные камеры передних колес, через управляющие элементы – тормозные камеры задних колес. Камеры штоками воздействуют на механизмы разведения (сжатия) тормозных колодок. Автомобиль тормозит.

В контуре стояночной и аварийной тормозных систем воздух из ресивера подается на ручной тормозной кран, который управляет подачей воздуха в энергоаккумуляторы, которые устанавливаются как правило на задние колеса. Посредствам ручного тормозного крана сбрасывается давление из такого аккумулятора. В результате, пружина воздействует на испонительные механизмы. Она принудительно давит на шток тормозной камеры, обеспечивая безопасную постановку грузового автомобиля на стоянку. Энергоаккумуляторы помогают избежать аварии во время движения. Когда давление системы упадет ниже допустимого, они тормозят машину.

Еще из ресивера контура стояночной и аварийной тормозных систем подается питание на кран управления тормозами прицепа. Пневматические системы автомобиля и прицепа соеденяются с помощью питающих соединительных головок. Управляющие сигналы в систему торможения прицепа параллельно поступают от тормозных систем автомобиля: рабочей, стояночной, аварийной.

При соединении тормозной системы прицепа с основной тормозной системой грузовика подключаются отдельно:

  • питающая магистраль исполнительных механизмов,
  • управляющая магистраль.

Если на прицепе стоят тормозные камеры, оснащенные энергоаккумуляторами, дополнительно собирается цепь управления секциями энергоаккумуляторов. По питающей магистрали сжатый воздух, минуя тормозной кран прицепа, наполняет ресивер прицепа. По управляющей магистрали пневмосигнал подается в цепь управления тормозным краном прицепа. В зависимости от расположения осей, прицепы оснащаются одним или двумя регуляторами тормозных сил. Эти устройства позволяют корректировать выходной сигнал с тормозного крана, исходя из загрузки прицепа. Отрегулированный сигнал поступает в антиблокировочную систему прицепа.

Антиблокировочные системы грузовика и прицепа контролируют процесс равномерного торможения колесами. Их работу обеспечивают:

  • датчики угловой скорости колес,
  • электромагнитные клапаны – модуляторы,
  • электронный блок управления,
  • сигнальные лампы.

Система контроля и сигнализации – это манометр, показывающий водителю давление в пневмосистеме (иногда два, по числу контуров рабочей системы), и индикаторные лампы разного цвета, через датчики, контролирующие работу системы и сигнализирующие о ее состоянии.

Тормозная пневмосистема грузового автомобиля технически сложный механизм. Тяжелая габаритная машина должна надежно и предсказуемо вести себя на любой дороге. Знание устройства, принципа действия составных частей и элементов тормозной системы поможет в правильном уходе за ней. В благодарность – тормоза не подведут водителя в экстремальной ситуации.

Пневматический привод в рабочих тормозных системах применяют на грузовых автомобилях средней и большей грузоподъемности, а также на автобусах средней и большей вместимости.

По сравнению с гидравлическим пневматический привод имеет ряд преимуществ. Это возможность создания больших разжимных сил на колодках при малом усилии на тормозную педаль, удобство привода тормозных систем прицепов, отсутствие затрат на приобретение дорогостоящих тормозных жидкостей.

Недостатками пневматического привода являются:

  • • большее время срабатывания;
  • • большие габаритные размеры и масса приборов пневмопривода по сравнению с гидроприводом;
  • • сложность конструкции приборов многоконтурного привода;
  • • дополнительные затраты мощности двигателя на привод компрессора.

Одноконтурный пневматический привод прост по конструкции, но современные требования к безопасности движения исключают его использование на автомобилях из-за низкой надежности. Применение нескольких независимых контуров в пневматическом приводе позволяет сохранять работоспособность тормозной системы при местном повреждении одного из контуров.

Пневматический тормозной привод современного автомобиля — многоконтурный и помимо двух обязательных контуров рабочей тормозной системы имеет несколько независимых контуров других тормозных систем. Так, тормозной привод автомобиля КамАЗ-4310 (рис. 21.8) имеет шесть независимых контуров: контур питания потребителей сжатым воздухом, контур привода тормозных механизмов передних колес, контур привода тормозных механизмов задних колес, контур привода стояночной тормозной системы, контур привода вспомогательной тормозной системы, контур аварийного растормаживания стояночной тормозной системы. Кроме того, имеется целый ряд приборов, обеспечивающих работу привода тормозных механизмов прицепа и осуществляющих контроль состояния элементов тормозного привода. Аналогичной тормозной системой оснащаются автомобили марок «ЗИЛ», «КрАЗ» и др.

Читайте также:  Мерседес с квадратными фарами

Все приборы пневматического тормозного привода делятся на следующие группы: питающие, приборы управления, регулирующие, исполнительные.

Питающие приборы подготавливают энергоноситель (воздух) к работе и распределяют его по рабочим контурам.

К приборам управления относятся тормозные краны всех систем (рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной), а также клапаны управления тормозными механизмами прицепа.

Рис. 21.8. Схема пневматического тормозного привода автомобиля КамАЗ-4310: / — тормозная камера передних тормозных механизмов; 2 — клапан контрольного вывода; 3 — двухстрелочный манометр; 4 — кран аварийного растормаживания; 5 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 6 — кран управления стояночной тормозной системой; 7 — пневматический цилиндр привода рычага остановки двигателя; 8, 33 — пневматические цилиндры привода механизма вспомогательной тормозной системы; 9 — предохранитель от замерзания; 10 — вывод к потребителям сжатого воздуха; 11 — конденсационный ресивер; 12 — ресиверы контура стояночной тормозной системы; 13 — датчик включения стояночной тормозной системы; 14 — пружинный энергоаккумулятор; 15 — тормозная камера задних тормозных механизмов; 16 — одинарный защитный клапан; 17 — датчик включения сигнала торможения; 18 — клапан управления тормозной системой прицепа с однопроводным приводом; 19 — разобщительный кран; 20 — соединительная головка; 21 — питающая магистраль двухпроводного привода прицепа; 22 — соединительная магистраль однопроводного привода прицепа; 23 — управляющая магистраль двухпроводного привода прицепа; 24 — клапан управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом; 25 — двухмагистральный перепускной клапан; 26 — ускорительный клапан; 27 — датчики падения давления; 28 — кран слива конденсата; 29 — ресиверы контура привода задних колес; 30 — ресивер контура привода передних колес; 31 — тройной защитный клапан; 32 — двухсекционный тормозной кран; 34 — регулятор давления; 35 — пнев-моэлектрический датчик электромагнитного клапана прицепа; 36 — компрессор

К регулирующим приборам относятся регуляторы тормозных сил, ускорительные клапаны, клапаны быстрого растормаживания.

К исполнительным приборам относятся тормозные камеры, пружинные аккумуляторы.

Рассмотрим устройство приборов и работу питающего контура и контуров рабочей тормозной системы автомобиля марки «КамАЗ». Питающий контур подает сжатый воздух в ресиверы всех контуров с помощью компрессора 36, который работает совместно с регулятором давления 34. Сжатый воздух через предохранитель 9 от замерзания поступает в конденсационный ресивер //, а из него в блок защитных клапанов. Блок состоит из тройного защитного клапана 31 и одинарного защитного клапана 16. Защитные клапаны распределяют сжатый воздух по контурам и обеспечивают отключение неисправного контура при нарушении его герметичности с целью сохранения запаса сжатого воздуха в других контурах. В питающем контуре может также устанавливаться водоотделитель, предназначенный для выделения конденсата из сжатого воздуха и его автоматического удаления в окружающую среду при срабатывании регулятора давления.

Компрессор (рис. 21.9) двухцилиндровый, имеет шестеренный привод. Картер 1 компрессора отлит из чугуна. К нему с помощью шпилек 25 крепится блок цилиндров 13 и головка блока цилиндров 11. В картере на двух шариковых подшипниках 6, 18 устанавливается стальной коленчатый вал 7. В торец коленчатого вала через уплотнитель 3 подводится масло для смазывания шатунных вкладышей 23 под давлением.

Рис. 21.9. Компрессор: 1 — картер; 2 — зубчатое колесо привода; 3 — уплотнитель; 4 — пружина уплотнителя; 5 — шпонка; 6, 18 — подшипники; 7 — коленчатый вал; 8 — шатун; 9 — поршень; 10 — палец поршня; И — головка блока цилиндров; 12 — прокладка головки блока цилиндров; 13 — блок цилиндров; 14 — угольник подвода охлаждающей жидкости; 15 — отражательная пластина; 16 — прокладка; 17 — задняя крышка картера; 19 — нижняя крышка картера; 20 — корпус клапана; 21 — болт крепления крышки шатуна; 22 — гайка; 23 — вкладыш шатуна; 24 — крышка нижней головки шатуна; 25 — шпилька

В блоке цилиндров находятся поршни 9 с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом. Поршни соединены с шатунами 8 плавающими пальцами 10, которые удерживаются в бобышках заглушками. Нижняя головка шатуна разъемная, ее крышка 24 крепится к шатуну болтами 21 с гайками 22. В центральных частях двух камер сжатия, выполненных в головке блока цилиндров, находятся пластинчатые нагнетательные клапаны. В цилиндры воздух поступает через впускные клапаны, расположенные сбоку в камерах сжатия.

Охлаждающая жидкость поступает в рубашку охлаждения, выполненную в блоке цилиндров, через угольник 14, а отводится из головки 11 блока цилиндров во всасывающую полость жидкостного насоса двигателя.

Регулятор давления (рис. 21.10) автоматически поддерживает давление в пневмосистеме. При возрастании давления до 700—750 кПа регулятор сообщает пневмосистему с окружающей средой, и подача воздуха прекращается, а при падении давления до 620—650 кПа вновь сжатый воздух поступает в пневмосистему.

При давлении в системе менее 700 кПа воздух из компрессора поступает в вывод 3 регулятора, проходит через фильтр 4 в кольцевой

Рис. 21.10. Регулятор давления: 1, 3, 8, 12 — выводы; 2 — разгрузочный клапан; 4 — фильтр; 5 — пробка; 6 — выпускной клапан; 7 — уравновешивающая пружина; 9 — следящий поршень; 10, 15 — каналы; 11 — кольцевой канал; 13 — обратный клапан; 14 — впускной клапан; 16 — разгрузочный поршень; 17 — седло разгрузочного клапана; 18 — клапан для накачки

шин; 19 — колпачок; В, Г — полости

канал 11 и через обратный клапан 13 в пневмосистему. Часть воздуха одновременно через канал 10 поступает в полость Г под поршень 9, уравновешенный пружиной 7. Выпускной клапан 6, соединяющий полость В над разгрузочным поршнем 16 с окружающей средой через вывод 8, открыт, а впускной клапан 14, через который сжатый воздух поступает в полость В под действием своей пружины, закрыт, так же как и разгрузочный клапан 2

При повышении давления в пневмосистеме, а следовательно, и в полости Г до 700—750 кПа поршень 9 поднимается, преодолевая сопротивление пружины 7. Выпускной клапан 6 закрывается, впускной клапан 14 открывается, и воздух из полости Г поступает в полость В. При этом разгрузочный поршень 16 перемещается вниз и открывает разгрузочный клапан 2, а сжатый воздух через вывод 1 выходит в окружающую среду. Поскольку давление в кольцевом канале 11 падает, то обратный клапан 13 закрывается.

Как только давление в пневмосистеме и полости Г снизится до 620—650 кПа, поршень 9 под действием пружины 7 переместится вниз, впускной клапан 14 закроется, выпускной клапан 6 откроется и полость В через вывод ? соединится с окружающей средой. Под действием своей пружины поршень 16 поднимется вверх, разгрузочный клапан 2 закроется, и компрессор вновь будет нагнетать воздух в пневмосистему.

В случае выхода из строя регулятора давление в выводе 12 возрастет и разгрузочный клапан 2 сработает как предохранительный, открывшись при давлении 1000—1350 кПа, преодолевая при этом суммарное сопротивление своей пружины и пружины разгрузочного поршня 16.

Для подсоединения специальных устройств в регуляторе имеется канал, закрытый пробкой 5. Колпачком 19 закрыт клапан, служащий для накачивания шин. После навинчивания штуцера шланга шток клапана 18 утапливается, при этом открывается выход сжатого воздуха в шланг и одновременно преграждается проход воздуха в пневмосистему.

Предохранитель от замерзания (рис. 21.11) предназначен для защиты трубопроводов и приборов пневматического тормозного привода от замерзания конденсата при эксплуатации в холодное время года. Предохранитель испарительного типа. Рабочая жидкость — этиловый спирт. Основными частями предохранителя являются: стакан 2, корпус 7 с воздушным каналом и жиклером 4, шток 6, поршень 8, фитиль 3 из гигроскопичного материала, надетый на пружину /.

Читайте также:  Тойота венза 2019 в новом кузове

Стакан 2 (200 или 1000 см 3 ) служит резервуаром для рабочей жидкости. Жиклер 4 предназначен для выравнивания давления в воздушном канале корпуса 7 и стакане 2

Для включения предохранителя шток 6 с помощью рукоятки выводится в верхнее положение. При этом поршень 8 с уплотнителем выводится из своего нижнего гнезда, запирающий штифт 5 упирается в корпус 7, а растягивающаяся пружина 1 выводит фитиль 3 в воздушный канал корпуса. Сжатый воздух от компрессора, поступающий в воздуш-

Рис. 21.11. Предохранитель от замерзания: / — пружина фитиля; 2 — стакан; 3 — фитиль; 4 — жиклер; 5 — запирающий штифт; 6 — шток с рукояткой; 7 — корпус; 8 — поршень с уплотнительным кольцом; 9 — щуп

ный канал, уносит с фитиля частицы спирта в пневмосистему. Одновременно часть воздуха, проникая в стакан 2 через зазор между штоком 6 и корпусом 7, а также через жиклер 4, протекает над поверхностью спирта, и воздух насыщается его парами. В обоих случаях спирт поглощает из воздуха влагу.

Для выключения предохранителя шток 6 опускается в крайнее нижнее положение, фитиль 3 утапливается, уплотнитель разобщает резервуар с пневмосистемой, и испарение спирта прекращается.

Тройной защитный клапан (рис. 21.12, а) служит для разделения магистрали от компрессора на три автономных контура. Он служит также для автоматического отключения поврежденного контура с целью сохранения давления в исправных контурах.

Сжатый воздух, поступающий в тройной защитный клапан из питающей магистрали в полости Ли Б, при достижении заданного давления открытия, устанавливаемого усилием пружин 6, открывает клапаны 3 и поступает через выводы в два основных контура рабочей тормозной системы. Одновременно сжатый воздух, воздействуя на мембрану 5, поднимает их. После открытия обратных клапанов 7 сжатый воздух поступает также в полость В и открывает клапан 3, поднимая мембрану 5, после чего проходит в дополнительный контур.

При разгерметизации одного из контуров происходит падение давления в этом контуре, а также в соответствующей полости на входе в кла-

Рис. 21.12. Защитные клапаны: а — тройной защитный клапан; б — одинарный защитный клапан; I — корпус; 2 — крышка; 3 — клапан; 4 — направляющая пружины; 5 — мембрана; 6 — пружина; 7— обратный клапан; 8 — регулировочный винт; 9 — направляющая; А, Б, В —

пан. Вследствие этого клапан 3 исправного основного контура и обратный клапан 7дополнительного контура закрываются, предотвращая падение давления в этих контурах. Сжатый воздух от компрессора будет пополнять основной контур и через обратный клапан /дополнительный контур при расходовании воздуха в них. В поврежденный контур воздух не поступает, так как, чтобы открыть клапан этого контура, потребуется большее давление воздуха, чем для открытия клапанов исправных контуров. При достижении давления воздуха на входе в клапан выше заданного уровня клапан неисправного контура открывается, и избыток воздуха выходит через него в окружающую среду. Дальнейшее наполнение сжатым воздухом исправных контуров будет происходить только после падения давления в этих контурах вследствие расхода воздуха. Таким образом, в исправных контурах будет поддерживаться давление, соответствующее давлению открытия клапана неисправного контура.

При отказе в работе дополнительного контура давление падает в двух основных контурах и на входе в клапан. Это происходит до тех пор, пока не закроется клапан дополнительного контура. При дальнейшем поступлении сжатого воздуха в тройной защитный клапан в основных контурах будет поддерживаться давление на уровне давления открытия клапана дополнительного контура.

При выходе из строя питающей магистрали, подводящей воздух в тройной защитный клапан, клапаны 3 основных контуров закрываются, предотвращая тем самым падение давления во всех трех контурах.

Одинарный защитный клапан (рис. 21.12, б) служит для соединения двух контуров тормозной системы и обеспечения их независимой работы. Поступающий из питающей магистрали воздух может пройти во второй контур только при достижении определенного давления на входе в клапан. Тогда мембрана 5, поджатая пружиной 6, приподнимется и воздух через открывшийся обратный клапан 7 пройдет в выходной канал. Таким образом, даже полный обрыв второго контура не приведет к снижению давления в питающем контуре.

При падении давления в питающем контуре ниже нормы пружина 6 возвратит мембрану 5 на место, а закрывшийся обратный клапан 7 предотвратит выход воздуха из второго контура.

Контур привода тормозных механизмов передних колес (см. рис. 21.8) обеспечивается сжатым воздухом от тройного защитного клапана 31 и ресивера 30. При торможении сжатый воздух из ресивера через нижнюю секцию тормозного крана 32 подается в тормозные камеры 7 передних колес. Для контроля за давлением в этом контуре имеется датчик падения давления 27, зуммер и контрольная лампа. Зуммер является общим для всех контуров, он подает звуковой сигнал при падении давления в контурах привода ниже допустимого предела.

Двухсекционный тормозной кран (рис. 21.13) является управляющим прибором обоих контуров привода рабочей тормозной системы автомобиля и прицепа. Управление краном осуществляется механическим приводом с помощью системы рычагов и тяг от тормозной педали. Кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно.

При нажатии на тормозную педаль силовое воздействие передается через систему рычагов и тяг привода на рычаг 14 крана. Рычаг через толкатель 11, тарелку 16 и упругий элемент вдавит на следящий поршень 7. Перемещаясь вниз, поршень 7 сначала закрывает выпускное отверстие клапана 5 верхней секции тормозного крана, а затем отрывает клапан от седла в верхнем корпусе, открывая проход сжатому воздуху через ввод 19 и вывод 6 к исполнительным механизмам контура привода тормозных механизмов задней тележки. Давление на выводе 6 повышается до тех пор, пока сила нажатия на рычаг 14 не уравновесится усилием, создаваемым этим давлением на поршень 7 снизу. Таким образом осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана. Одновременно с повышением давления на выводе 6 сжатый воздух через отверстие а попадает в полость А над большим поршнем 4 нижней секции тормозного крана. Перемещаясь вниз, большой поршень закрывает выпускное отверстие клапана 24 нижней секции и отрывает его от седла в нижнем корпусе 7. Сжатый воздух через ввод 23 поступает к выводу 2 и далее в исполнительные механизмы контура привода передних колес.

Одновременно с повышением давления на выводе 2 повышается давление под поршнями 4 и 22, в результате чего уравновешивается сила, действующая на поршень 4 сверху. Вследствие этого на выводе 2 также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана. Таким образом осуществляется следящее действие в нижней секции тормозного крана.

Рис. 21.13. Двухсекционный тормозной кран: а — чертеж; б — внешний вид; в — схема; / — нижний корпус; 2 — вывод к тормозным камерам передних колее; 3 — пружина малого поршня; 4 — большой поршень; 5 — клапан верхней секции; 6 — вывод к тормозным камерам задних колес; 7 — следящий поршень; 8 — упругий элемент; 9 — верхний корпус; 10 — корпус рычага; 11 — толкатель; 12 — ролик; 13 — защитный чехол; 14 — рычаг; 15 — упорный винт рычага; 16 — тарелка; 17 — шпилька; 18 — пружина следящего поршня; /9, 23 — вводы от ресиверов; 20 — пружина клапана; 21, 26 — тарелка пружины; 22 — малый поршень; 24 — клапан нижней секции; 25 — толкатель малого поршня; 27 — корпус атмосферного клапана;

28 — атмосферный клапан; а — отверстие; А — полость

уП К тормозным камерам — задних — В колес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *