Требуется кузовной ремонт автомобиля

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля, даже после небольшого ДТП или других повреждающих факторов, бывает достаточно высока. Но ведь, кажется, что в проведении этих работ нет ничего особо сложного. Если есть желание, время и соответствующие ресурсы, то ремонт кузова авто своими руками выполнить вполне под силу. Разберём технологию поэтапно.

Дефектовка

В первую очередь нужно определиться с объёмом производимых работ, а для этого автомобиль необходимо вымыть и тщательно осмотреть.

Геометрия

Сначала нужно удостовериться в целостности пространственной геометрии кузова.

Контроль производится по измерению расстояний между контрольными точками. Если же информации по непосредственным точкам нет, то можно ориентироваться на видимую силовую структуру. Расстояния между элементами крепления подвески, силового агрегата должны быть симметричными.

Если геометрия пострадала, то восстановление кузова автомобиля своими руками возможно, но крайне затруднительно. Дело в том, что для этой цели нужно специальное оборудование, практически целый стенд, позволяющий вытягивать кузов в произвольном направлении. Это оборудование недешёвое.

Можно конечно попытаться использовать подручные средства, такие как различные растяжки и домкраты, но качественно выполнить восстановление кузова автомобиля такими средствами довольно затруднительно.

Потому, если нет возможности использовать соответствующий стенд, то приобретать его, смысла нет – ремонт в сервисе выйдет дешевле.

Коррозия

Следует внимательно отнестись к пятнам ржавчины. Сквозная коррозия также не должна «пройти мимо». Если на краске лишь ржавое пятно, то это ещё не означает, что основа насквозь не прогнила – под краской металла может уже и не быть. Все эти места необходимо проверить (простейший способ – постукивание, по звуку станет понятно).

Мелкие вмятины

Зачастую начинают ремонт кузова авто только из-за наличия множества мелких повреждений. Хотя контроль остальных пунктов это не отменяет.

С другой стороны, если деформации небольшие, без вытягивания металла и разрывов, да ещё и там, где нет рёбер жёсткости, то их можно исправить, не прибегая к последующей покраске. Это достигается восстановлением исходной формы механическим путём с сохранением лакокрасочного слоя, но это сложная и длительная работа.

Когда же требуется сварка или замена детали, то без покраски уже не обойтись. Зато можно действовать более простыми методами, а результат также позволит обойтись без шпатлёвки. Хотя если это не принципиально – то можно и ещё упростить процедуру, но уже ближе к покраске.

Ремонт

Если ремонт кузова автомобиля требует восстановления геометрии, то по выше обозначенным причинам сделать его самостоятельно довольно затруднительно. Процесс, если вкратце, состоит из вытягивания в трёх мерном пространстве заранее определённой точки кузова. Для этого необходимо не только «вычислить» эту точку геометрически, но и предугадать поведение кузова при вытяжке, а тут требуется опыт.

Потому рассмотрим более простой и более часто требующийся вид ремонта.

Замена элементов обвеса и сварочные работы

Сначала производим замену элементов обвеса, которые проще и дешевле именно заменить, нежели восстанавливать. Это могут быть двери, капот, крылья, крышка багажника и пр.

Далее устраняем последствия проявления коррозии. Сквозные дефекты вырезаются полностью до «живого металла», куда затем приваривается свежий материал. Где коррозия не достигла такого размаха – просто очищаем поверхность до металла.

Выправление небольших вмятин

Кузовной ремонт кузова автомобиля, практически никогда не обходится без работ по устранению деформаций в виде вмятин. Причём, чаще всего, это именно вмятины, т.к. сам корпус машины выпуклый, и внешние воздействия чрезмерной силы создают деформации именно в виде вмятин вовнутрь.

Совсем небольшие дефекты (неглубокие вмятины, на ровной поверхности) исправить проще всего. Их даже называют «хлопуны», из-за характерного поведения при восстановлении – достаточно нагреть или механически воздействовать с обратной стороны, они с характерным хлопком возвращаются в исходное состояние.

Ремонт уже более серьёзных повреждений требует полного снятия лакокрасочного покрытия. Для этой цели удобно использовать шлифовальную машинку, с соответствующей насадкой. Главное не перегревать металл (не доводить до посинения), иначе у него меняются свойства.

Другое дело, когда по периметру вмятины вытянулся металл достаточно сильно (глубокая вмятина). Здесь необходимо «провести» его обратно, чтобы он вернулся к первоначальному виду. Т.е. воздействовать, необходимо начиная с периметра, плавно выводя поверхность к первоначальному виду. Для этой цели потребуется небольшая наковальня и резиновая киянка (или деревянный молоток). Железным молотком пользоваться нежелательно, поскольку он сам производит деформации жести.

Наковальня прикладывается к внешнему краю вмятины, а изнутри, воспользовавшись киянкой, металл возвращают на его «законное» место.

Восстановление сильных деформаций

Когда металл вытянут слишком сильно, предыдущим методом выправить его будет довольно затруднительно. Но также потребуется удалить лакокрасочное покрытие. Кроме того, кузовной ремонт автомобиля такого типа потребует наличия промышленного фена и/или аппарата точечной сварки с различными графитовыми электродами.

Сам процесс аналогичен предыдущему – необходимо выправлять вмятину от периметра, приближаясь к центру. Только уже используется не киянка и наковальня, а точечный нагрев металла, а затем уже механическое воздействие. В процессе нагрева он становится более пластичен и податлив. Степень нагрева подбирается опытным путём.

Если использовать промышленный фен – то тут сложностей не ожидается. Однако когда применяется точечная сварка – необходимо внимание, иначе можно прожечь металл насквозь. Форма электрода зависит от формы самой вмятины – круглые удобно исправлять круглым электродом, а длинные – широким.

Другие методы

Для восстановления формы необходимо добраться до детали с другой стороны, но это может быть либо невозможно, либо слишком трудозатратно. В этом случае можно попробовать выправить вмятину полностью снаружи.

Читайте также:  Прицеп 750 кг какая категория

Для этого приваривают (точнее прихватывают) сварочный электрод к тому месту поверхности металла, которое необходимо вытянуть в данный момент. Далее, воспользовавшись либо специальной оснасткой, либо обратным молотком вытягивают металл. После чего электрод отламывается, а поверхность в месте сварки шлифуется. Это достаточно простой и эффективный метод восстановления формы, если производится ремонт кузова автомобиля своими руками, ведь из дорогого оборудования требуется только сварочный аппарат. Обратный молоток же можно даже изготовить самостоятельно.

Ещё один метод восстановления – это напайка металла во вмятину. В этом варианте деформация не исправляется, просто в образовавшуюся «яму» напаивают специальный припой. Этим методом поверхность можно вывести практически идеально, да так, что специализированный прибор по измерению расстояния до металла (толщину краски) не покажет следов ремонта.

Для напайки потребуется припой, флюс (с кислотой) и нагреватель (мощный паяльник). Поверхность тщательно очищается, после чего производится лужение (наносится небольшой слой припоя). Далее постепенно наплавляется весь необходимый объём, главное чтобы его было достаточно. По окончании пайки, поверхность необходимо тщательно промыть, т.к. флюс химически активен, что может привести к появлению коррозии.

Конечно, так поверхность идеальной не сделать – потребуется соответствующая механическая обработка. Далее, механически стачиваются излишки, до получения правильной формы. После производится полировка, по результатам которой уже и получается идеальная поверхность.

Ремонт и восстановление кузова автомобиля таким методом произвести в гаражных условиях очень просто. При этом даже не придётся что-либо разбирать. Правда покраска всё равно потребуется. Мелкие неровности можно и просто выровнять шпатлёвкой, можно и крупные, но это ненадёжно. Однако это уже тема другой статьи.

Статья об основных видах кузовных работ автомобиля – инструменты, порядок работы, советы и рекомендации. В конце статьи – видео о важном секрете кузовного ремонта.

Быстрое обнаружение проблемы влияет как на скорость её выполнения, так и на существенную экономию денег. Малейшая царапина или безобидный скол делают металл кузова беззащитным перед коррозией, которая способна нарушить целостность поверхности в течение года.

Разновидности и причины повреждений автомобиля

Категории неисправностей:

  • механические;
  • коррозионные;
  • разрушение антикоррозионной поверхности.

Механические повреждения возникают в результате аварий и езде по просёлочным дорогам. От степени полученных неисправностей зависит и сложность ремонта. Конечно, если транспортное средство не проще продать на запчасти.

В результате автокатастроф происходит нарушение геометрических параметров автомобиля, возвратом которых в исходное заводское состояние занимаются СТО, сервисные центры и автомастерские. Причём повреждённые элементы могут быть заменены, если их невозможно восстановить.

Классификация кузовных работ авто

Реставрация кузовных элементов автомобиля делится на две основные категории: локальная (мелкая) и сложная (капитальная).
Также выделяют подкатегории. Например, внешний ремонт и работы средней сложности. Первый подразумевает нанесение лакокрасочных покрытий (ЛКП) и выполнение аэрографии, а во втором случае проведение восстановительных работ с возможностью замены отдельных деталей.

Реконструкция кузова не всегда может быть выполнена своими руками, так как при обширных повреждениях требуется диагностика и специализированные инструменты.

Виды кузовного ремонта:

    Восстановление геометрии. Возврат геометрических параметров кузова к заводским. При необходимости осуществляется замена деталей с использованием резки и сварки металла.

Лакокрасочные работы. Покраска кузова производится после его ремонта и обработки.

Избирательная (локальная) покраска. Красятся повреждённые или заменённые детали. При этом тщательное внимание уделяется оттенкам краски, дабы не возникал цветовой дисбаланс.

Абразивная полировка. Применяется, если ЛКП имеет повреждения в виде неглубоких царапин и некритичных дефектов. Используются абразивные пасты различной зернистости. Читайте статью — Полировка машины своими руками.

Локальные антикоррозийные работы. Поражённые части зачищаются до поверхности металла. Для этих целей используются преобразователи ржавчины.

Выравнивание вмятин без повреждения ЛКП. Удаление проблемных участков выполняется по технологии "Dellen ohne Lackieren", не требующей покраски. Читайте статью — Как выправить вмятину без покраски.

Реставрация переднего и заднего бампера.

Восстановление порогов. Работы подразумевают восстановление мест для домкрата.

Работа на стапеле. Устройство, предназначенное для восстановления формы кузова после аварий.

  • Рихтовка.
  • Специализированное оборудование и соблюдение технологии процесса являются главными факторами при выполнении качественных работ по восстановлению кузова.

    Восстановление ЛКП техники

    Некритичные повреждения поверхности кузова ТС в целях экономии времени и средств можно устранить своими руками. В первую очередь, это связано с предотвращением коррозионных проявлений.

    Перед началом работы следует запастись необходимыми материалами:

    • грунтовкой и краской;
    • наждачной бумагой;
    • растворителем;
    • шпатлёвкой.

    Если повреждение свежее, то достаточным будет очистить его от грязи и пыли, а затем протереть ветошью, смоченной растворителем. Высохшая поверхность грунтуется при помощи тонкой кисти или поролоновой губки.
    После высыхания грунтовки наносится краска – методом распыления или с помощью кисточки. Если подобран верный оттенок, то реставрированная область не будет выделяться на поверхности кузова.

    Шпатлевание (при необходимости) осуществляется в несколько слоёв. При этом каждый слой шлифуется и обезжиривается. Финишным этапом является нанесение грунтовки и окрашивание поверхности.

    Ремонт днища машины

    Большинство днищ автомобилей производители обрабатывают специальными мастиками, способными бороться с коррозией на протяжении многих лет. Эффективность мастик сводится к нулю при нарушении целостности защитного слоя.

    Езда по дорогам не лучшего качества (просёлочные, лесные, с выбоинами на асфальтных покрытиях и т. д.) приводит к повреждениям днищ ТС. В этом случае необходимо своевременно защитить оголившийся металл, так как под воздействием коррозии в полу автомобиля уже через год появятся дополнительные (нежелательные) источники вентиляции.

    Восстановление защитного слоя днища авто вполне можно произвести своими руками. Это несложный процесс, но неудобный. Обязательно наличие средств для защиты глаз – маска или очки.

    Материалами для проведения ремонтных работ являются:

    • наждачная бумага;
    • растворитель;
    • грунтовка;
    • битумная мастика.

    Сначала с повреждённых участков днища удаляются грязь и ржавчина. Далее применяется растворитель, удаляющий оставшиеся загрязнения. Проблемные участки грунтуются и, после высыхания, обрабатываются мастикой.

    Читайте также:  Подогрев двигателя 16 клапанов

    Удаление вмятин

    Когда вмятина имеет открытый характер (сколы, отслоения), то при правильном подходе можно обойтись без помощи профессионалов.

    Сначала необходимо выровнять повреждённую поверхность. При помощи подходящего инструмента (отвёртка, монтировка, рукоять молотка) с внутренней стороны кузовной детали применяют дозированную силу. Во избежание царапин используют резиновые наконечники.

    Зачистка, шпатлевание, грунтовка и окраска выполняются после того, как рабочая поверхность будет максимально выровнена.

    Внутренние полости кузова – профилактика и ремонт

    Автомобильный каркас – это в первую очередь металл, способный исправно служить не один десяток лет, но он беззащитен перед коррозией. Внутри машины достаточно труднодоступных мест, но самыми уязвимыми считаются следующие:

    • ниши дверей и крышки багажника;
    • пороги;
    • лонжероны.

    В профилактических мерах применяют антикоррозийные средства — «Мовиль» или ему подобные. При применении густой мастики необходимо развести её с растворителем. Если используются баллончики с защитными компонентами, то достаточно подобрать подходящую насадку.

    Антикоррозионная обработка производится без разбора деталей кузова. Для её точного выполнения необходимо обращаться к руководству по ТО автомобиля, в котором обычно имеется схема по проведению антикоррозионных работ скрытых полостей и способов доступа к ним.

    Капитальный ремонт

    Когда структура кузова имеет критические повреждения или требуется полная замена деталей, производится капитальный ремонт. Подобные процедуры требуются после автокатастроф или стихийных бедствий.

    При этом самостоятельное выравнивание геометрии кузова и дальнейший ремонт невозможны без специализированных инструментов и подходящих условий. Именно в подобных случаях актуально обращение к специалистам.

    Оборудование, требуемое для реконструкции кузова в сервисных центрах:

    • подъёмник;
    • стапель (применяется при восстановлении геометрических параметров автомобильного кузова с использованием электронных высокотехнологических измерительных систем);
    • сварочный аппарат;
    • домкрат;
    • споттер (для выполнения рихтовки);
    • пневмоинструмент;
    • слесарный инструмент;
    • инвентарь для проведения жестяных работ.

    Также используются стойки, цепи, захваты, верстак, наковальни и другие средства для проведения ремонтных работ.

    Беспокрасочное выправление вмятин

    Данный способ удаления неровностей на поверхности кузовных элементов в настоящее время обрёл высокую популярность. Подобные методы по душе любому автовладельцу, так как в процессе эксплуатации ТС часто возникновение "обидных" дефектов на поверхности деталей кузова. Такие повреждения могут возникнуть в результате намеренного или ненамеренного воздействия рук и ног, из-за града, неудачной парковки и прочих факторов.

    Главным достоинством такой реставрации является высокое качество выполненной работы.

    Советский автопром для такого ремонта не годится в силу мягкого кузовного покрытия. Своими руками подобное восстановление лучше не производить, так как без должного навыка и наличия необходимых инструментов избавиться от вмятин без нарушения ЛКП практически невозможно.

    Ремонт бампера

    В целях удобства обычно бампер снимается и определяется состав элемента.

    Ход работ:

    • неровности удаляются путём нагрева;
    • царапины со сколами шпаклюются и шлифуются;
    • при разломах используется термосварка;
    • изделие окрашивается стандартными методами.

    Полировка и рихтовка

    Полировка бывает двух видов – защитная и абразивная. Первая заключается в нанесении на поверхность кузова воскосодержащих компонентов, а вторая – в нанесении абразивных паст на ЛКП, предварительно очищенное от тонкого слоя заводской краски.
    В обоих случаях полировка служит для устранения мелких царапин на кузовных элементах и приводит внешний вид машины до заводского состояния.

    При проведении рихтовочного ремонта используются наковальни соответствующей конфигурации. В силу изменения физических свойств металла при работе с ним необходимо наличие не только специальных молотков, но и верная "ударная расстановка" – удары слабые, но частые. Если рабочая поверхность изделия имеет складки, то восстановление начинается с них, с движением к центру дефекта. При этом необходимо проверять на ощупь реставрируемый металл после нескольких ударов подряд.

    Заключение

    Кузовной ремонт ТС можно выполнить своими руками, если:

    • повреждения не критического уровня;
    • присутствуют необходимый инвентарь и средства для восстановления;
    • владелец обладает должными навыками.

    Когда речь идёт о комплексном ремонте или автовладелец имеет завышенные требования, а также при отсутствии мест для реставрации (гараж, придомовая территория и т. д.), следует обращаться в специализированные ремонтные центры.

    Коррозия – главный враг автомобиля и его владельца. Ржавчина способна погубить машину любого производителя. Первую антикоррозийную обработку необходимо проводить в сервисных центрах. Причём в российских условиях это обязательно даже в тех случаях, когда авто только сошло с заводского конвейера.

    При должном подходе и внимательном отношении, машина способна прослужить своему владельцу не один десяток лет.

    Видео о секрете кузовного ремонта:

    Как быть, если ремонт нужен, а денег в данный момент на него нет. Предлагаем вам профессиональный взгляд на проблему и полезные советы для каждого автомобилиста. На вопросы отвечают специалисты сети малярно-кузовных мастерских «Терравто».

    — Какие работы входят в кузовной ремонт? Почему не каждый автосервис включает «кузовню» в перечень своих услуг?

    — Кузовной ремонт включает в себя большой спектр работ: от устранения мелких царапин и вмятин до замены частей кузова и выправления его геометрии. Практика показывает, что чаще всего автомобилисты обращаются к нам для ликвидации именно небольших повреждений. Согласитесь, гораздо экономичнее выправить вмятину и покрасить часть элемента, чем пустить деталь под замену или перекрашивать ее целиком.

    Кузовной ремонт — работа кропотливая, высокопрофессиональная, требующая особых помещений и специального оборудования. Это одна из причин, почему не каждый атвосервис может позволить себе настоящий малярно-кузовной цех. Например, для восстановления геометрии кузова машины применяется очень дорогое оборудование, без которого нет гарантий хорошего результата. Основные узлы, отвечающие за геометрию кузова автомобиля, сделаны из многослойного металла с большим количеством внутренних полостей и усилителей. Без специального оборудования восстановить их изначальное положение практически невозможно.

    — Если повреждения серьезные, есть ли смысл тратить деньги на кузовной ремонт или лучше сразу задуматься о покупке нового автомобиля. Ведь помимо солидной стоимости работ и материалов автовладельцев часто волнует вопрос безопасности – возможно ли действительно восстановить геометрию кузова?

    Читайте также:  Как оплатить исполнительный сбор судебным приставам

    — Значение имеет степень повреждения автомобиля. Возможность восстановления должен оценить грамотный мастер кузовного участка. В большинстве случаев мы можем помочь с восстановлением кузова до первоначального состояния. Это недешево, но всегда гораздо меньше стоимости новой машины.

    Важно отметить, что геометрия кузова может быть нарушена даже в результате незначительного ДТП. Распространено заблуждение, что к таким последствиям приводит только серьезное деформирование кузовных деталей. На самом деле геометрия кузова автомобиля может быть нарушена даже в результате попадания колеса в глубокую яму или открытый канализационный люк. Каковы же последствия? Автомобиль становится плохо управляемым, резко повышается износ резины, элементы подвески могут начать стучать или скрипеть, увеличивается расход бензина.

    Именно поэтому мы рекомендуем проводить диагностику и выправление геометрии кузова не только после катастрофических ДТП, но при малейшем подозрении. Наши мастера имеют огромный опыт в диагностике таких нарушений и могут дать вам соответствующие рекомендации.

    Деформация силовых и несущих элементов требует серьезного ремонта с применением рамных стендов с гидравлическим тяговым устройством и контрольно-измерительной аппаратурой, а также большого профессионального опыта. Для восстановления геометрии кузова в наших цехах используется стапель Blackhawk Korek. На этом агрегате мы по контрольным точкам корректируем форму любых деталей кузова. Контрольные точки для каждой модели машины – свои. Мы работаем со всеми автомобилями иностранного и отечественного производства.

    — Какие технологии применяются сегодня для устранения мелких повреждений? Как производится ремонт скрытых полостей?

    — Небольшие вмятины возможно исправить несколькими способами. Поверхность выправляют изнутри, если есть доступ ко внутренней стороне поврежденной детали. Однако разборка узла для ликвидации царапины или вмятины зачастую влечет за собой массу сложностей. Это затраты времени и сил, кроме того, не исключено повреждение лакокрасочного покрытия. Поэтому чаще всего мы используем современные технологии, не требующие доступа к поверхности детали с внутренней стороны: споттер.

    Споттер – это специальный сварочный агрегат, обеспечивающий контактную сварку при температуре, не превышающей температуру плавления свариваемых металлов. Споттер позволяет приварить к узлу автомобиля крепежный элемент, за который и вытягивают деформированную поверхность. Споттер практически незаменим для выправления крупных деталей кузова. Этот метод позволяет избежать покупки дорогостоящих оригинальных новых деталей.

    — Как производится ремонт лакокрасочного покрытия?

    — При окраске элементов автомобиля следует учитывать несколько важных моментов.
    Во-первых, мастера должны подобрать цвет настолько точно, чтобы он совершенно не отличался от остального покрытия вашей машины. Дополнительные сложности создаются постоянным увеличением цветовой гаммы у автопроизводителей и покрытиями с особыми эффектами. Поэтому для подбора эмали требуется оборудование и опыт.

    Подбор автоэмалей производится с помощью компьютерной программы, портативного анализатора цвета, а также образцов краски по каждой марке автомобилей. Для точного подбора необходим код краски автомобиля или какая-либо окрашенная в данный цвет деталь. Имея эти данные, колорист создает краску непосредственно для вашего автомобиля. Из приготовленной краски создается тестовое напыление, позволяющее провести сравнительный анализ цвета и убедиться в его точном соответствии. Наши колористы проходят специальное обучение и являются мастерами своего дела.

    Во-вторых, для того чтобы окраска была стойкой и качественной она должна производиться в специальной окрасочно-сушильной камере, где поддерживается стабильная температура и давление, работает cистема циркуляции воздуха, обеспечивающая отвод паров растворителя, и существует система многоуровневых фильтров. Именно в таких цехах производится окраска металлических и пластиковых деталей кузова в автоцентрах «Терравто».

    — Как выбрать «правильный» малярно-кузовной цех, чтобы и стоимость была нормальная, и работы были проведены качественно?

    — Как бы банально это ни звучало: не доверяйте кузовной ремонт автомобилей дилетантам, обращайтесь к профессионалам. Оцените степень оснащенности автосервиса, уточните, на каком оборудовании будет производиться ремонт, проверьте лицензии и сертификаты. Узнайте, сколько времени мастерская работает на рынке, или хотя бы каков опыт мастеров в ней.

    В малярно-кузовных цехах «Терравто» накоплен огромный опыт по работе не только с мелкими повреждениями, но и с заменой целых кузовов, восстановлением геометрии автомобиля, сложными и нестандартными случаями. А ведь от качества таких работ зависит поведение автомобиля на дороге, его динамические качества и безопасность.
    Очень важен наметанный глаз мастера на стадии оценки повреждений, в процессе диагностики. На МКЦ «Терравто» работают именно такие люди. Наши цеха соответствуют самым высоким стандартам. Здесь стоит современное высокоточное оборудование. Мы осуществляем кузовной ремонт автомобилей широкого модельного ряда и любой степени сложности.

    — Что важно для клиентов помимо технического оснащения и профессионализма мастеров?

    — Большое значение для наших клиентов имеют дополнительные услуги. Например, возможность эвакуации автомобиля на ремонт в автоцентр, ремонт в кредит.

    Эти услуги позволяют клиенту быстро решить проблемы с поврежденным автомобилем даже при отсутствии необходимого количества денег в данный момент. Ведь зачастую, как назло, приходится ремонтировать автомобиль, когда он очень нужен, а специально откладывать на такой случай некую сумму вряд ли кто-то будет.
    Выручает ремонт в кредит. Мы работаем по удобной программе с «Ренессанс Кредит».* Кстати, по данной программе можно не только сделать ремонт, но и установить дополнительное оборудование в наших автоцентрах.

    — Сколько должны стоить кузовные и малярные работы? На какие цифры ориентироваться?

    — В стоимость ремонта кузовной части автомобиля входят стоимость работ, запчастей и материалов. В хорошем автосервисе вам всегда дадут совет, как сделать ремонт максимально качественно и выгодно. Предложение слишком низких цен должно насторожить вас. Но и переплачивать, безусловно, нет смысла.

    СПРАВКА: Сеть малярно-кузовных мастерских «Терравто» тел. (812) 363-2-363.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *