Убедиться в безопасности маневра пдд

Сколько помню себя на автоправовых конференциях в иннете, столько помню споры о том кто виноват: поворачивающий налево и не убедившийся, что по встречке его никто не обгоняет или выехавший в нарушение п.9.2 ПДД на встречку и обгоняющий поворачивающего. Сколько себя помню — результат дискуссий был один — виноват поворачивающий. Подобный вывод подтверждался и правоприменительной практикой. И вот в последнее время встретился и прямопротивоположный результат суда, и коллеги имеющие и отстаивающие прямопротивоположное мнение. Может быть попробуем пообсуждать этот вопрос?

Итак ситуация. Автомобиль А стоит в левом крайнем ряду с включенным сигналом левого поворота. По встречной полосе в попутном направлении движется автомобиль Б. А не уступая дороги Б начинает выполнять левый поворот и автомобили сталкиваются. Место столкновения на стороне встречного движения.

Кто что нарушил. Упускаем общие пункты ПДД, такие как 3.1.

Автомобиль А. В нарушение п.8.1 не убедился в безопасности выполняемого маневра. ДОлжен был он убедиться в отсутствии ТС обгоняющих его по встречке, в то время как, согласно ПДД там не должно быть ТС? Думается, что ДА. В ПДД имеется п.8.5, предписывающий автомобилям выполнять поворот налево из крайнего левого ряда. Т.е. ПДД предполагают, что правее поворачивающего налево автомобиля никого нет. Имеется еще п.8.8 обязывающий уступить ТС автомобилям встречного направления. И всё равно ПДД предписывает убедиться в безопасности маневра. А когда маневр поворота налево будет безопасен? Если левее автомобиля НИКТО не движется ни во встречном, ни в попутном направлении. Следовательно автомобиль А обязан убедиться в том, что на полосе встречного движения не движутся автомобили ни навстречу, ни в попутном направлении.
Кроме того, автомобиль А имеет возможность увидеть момент опасности до выполнения маневра поворота и тем самым предотвратить ДТП.
Автомобиль Б. В нарушение п.9.2 выехал на сторону встречного движения. Нарушения п.11.2 ПДД я здесь не вижу, потому что, во-первых, автомобиль Б совершает не обгон, а объезд, т.к. не совершал выезда из занимаемого ряда, а во-вторых, автомобиль А не начал маневр поворота к моменту появления автомобиля Б на встречке.
Момент опасности для автомобиля Б возник в тот момент, когда автомобиль А начал поворачивать налево и для избежания ДТП обязан был в соответствии с п.10.1 снизить скорость вплоть до полной остановки, т.е. тормозить "в пол". Предполагаем, что он так и поступил.

Какое нарушение находится в причинно-следственной связи с ДТП? Мне думается, что нарушение п.8.1 ПДД. Потому как, автомобиль А мог (обязан был) увидеть момент опасности и предотвратить ДТП, в то время как автомобиль Б такой возможности не имел. Взгляд в зеркало при каждом изменении направления движения (будь то поворот налево/направо или просто изменял рядность) должен быть доведен у водителя до автоматизма, должен быть на уровне рефлекса, должен быть в крови у водителя. И если такого рефлекса у водителя нет, то он рано или поздно все равно допустит ДТП из-за несоблюдения п.8.1 ПДД.

21 января 2015 г. г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Чернышевой Е.А., при секретаре Болдыревой Н.Ю., рассмотрев жалобу правонарушителя Барсамова А.И. на постановление старшего инспектора ИАЗ ОБДПС ГИБДД №1 УМВД России по АО Миронова М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования’ target=’_blank’>12.14. ч.3 КоАП РФ,

Согласно протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 25 минут на в нарушение требований 11.1, 11.2 Правил дорожного движения РФ Барсамов А.И. управлял автомобилем ГАЗ 322132, регистрационный номер Е 759ЕТ/ 30 регион прежде чем начать обгон не убедился в безопасности своего маневра для движения, в результате чего совершил столкновение с автомобилем «Лада Ларгус», регистрационный номер А620КХ/30 регион, под управлением Вотяковой Г.Г., которая двигалась впереди той же полосы, подала сигнал поворота налево, приступила к выполнению маневра, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования’ target=’_blank’>12.14 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении водителя Барсамова А.И. было вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности за нарушение п. 11.1 и 11.2 Правил дорожного движения по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования’ target=’_blank’>12.14 ч.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размер 500 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением Барсамов А.И. подал жалобу на постановление старшего инспектора ИАЗ ОБДПС ГИБДД №1 УМВД России по АО о привлечении к административной ответственности по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования’ target=’_blank’>12.14 ч.3 КоАП РФ, в которой просит постановление отменить и производство прекратить.

В судебном заседании заявитель Барсамов А.И. и его представитель доводы, изложенные в жалобе поддержали в полном объеме, просили постановление отменить, поскольку в действиях водителя Барсамова А.И. отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку вторым водителем были нарушены правила дорожного движения, а именно п. 8.1 ПДД, при выполнении маневра водитель должен был убедиться в безопасности и не создавать помеху движущимся в попутном направлении транспортным средствам.

Представитель Вотяковой Г.Г., действующий на основании доверенности Мастепанов В.А., в судебном заседании поддержал вынесенное постановление и суду пояснил, что в действиях его доверительницы, управлявшей автомобилем «Лада Ларгус» отсутствует состав какого либо административного правонарушения, поскольку она действовала при совершении поворота согласно правил дорожного движения. Просил постановление старшего инспектора ИАЗ ОБДПС ГИБДД №1 УМВД России по АО оставить без изменения, а жалобу Барсамова А.И., без удовлетворения.

Допрошенный в судебном заседании старший инспектор ИАЗ ОБДПС ГИБДД №1 УМВД России по АО Миронов М.В. суду пояснил, что рассмотрев материал об административном правонарушении и ввиду отсутствия в действиях водителя Вотяковой Г.Г. нарушения правил дорожного движения, принял решение о привлечении к ответственности водителя Барсамова А.И., который не убедился в безопасности совершения им маневра обгона.

Суд, выслушав участников судебного заседания, свидетелей, эксперта, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии со ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.11. Оценка доказательств’ target=’_blank’>26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.2. Доказательства’ target=’_blank’>26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами.

Читайте также:  Телевизор на крышу автомобиля

В силу требований ст. Раздел I. Общие положения > Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность > Статья 2.1. Административное правонарушение’ target=’_blank’>2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Статьей Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования’ target=’_blank’>12.14 ч.3 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Из материалов дела следует, что постановлением старшим инспектором ИАЗ ОБДПС ГИБДД №1 УМВД России по АО Мироновым М.В. от 18.11.2015., Барсамов А.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования’ target=’_blank’>12.14 ч.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере500 рублей.

Постановление вынесено старшим инспектором ИАЗ ОБДПС ГИБДД №1 УМВД России по АО Мироновым М.В. по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 25 минут на в нарушение требований 11.1, 11.2 Правил дорожного движения РФ Барсамов А.И. управлял автомобилем ГАЗ 322132, регистрационный номер Е 759ЕТ/ 30 регион прежде чем начать обгон не убедился в безопасности своего маневра для движения, в результате чего совершил столкновение с автомобилем «Лада Ларгус», регистрационный номер А620КХ/30 регион, под управлением Вотяковой Г.Г., которая двигалась впереди той же полосы, подала сигнал поворота налево.

При рассмотрении жалобы был опрошен инспектор ДПС Шрамков Р.Р., который суду пояснил, что 24.10.2015 прибыл на место дорожно-транспортного происшествия, составил схему дорожно-транспортного происшествия, с которой водители согласились. Однако один водитель был доставлен в больницу, поэтому данный материал был передан для проведения административного расследования. При выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии он не указал пункт правил дорожного движения, который был нарушен водителем Барсамовым А.И., поскольку он совершал обгон в незапрещенном месте.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Блажкова Л.А. суду прояснила, что находилась в автомобиле Газель, в салоне. Автомобиль двигался в потоке машин, она сидела по ходу движения и когда автомобиль «Газель» стал обгонять впереди стоящие автомобили ему наперерез выехала автомобиль «Лада Ларгус», водитель Газели пытался уйти от удара, однако произошло столкновение.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Хаметов Р.Н. суду пояснил, что водитель Барксамов А.И.. согласно представленной схемы дорожно-транспортного происшествия совершал разрешенный в данном месте маневр обгона. Водитель «Лада Ларгус» не убедившись в безопасности маневра поворота выехала для совершения поворота налево.

По ч.3 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования’ target=’_blank’>12.14 КоАП РФ квалифицируются действия водителей, связанные с невыполнением требований Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков’ target=’_blank’>12.13 КоАП РФ (невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков) и ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами’ target=’_blank’>12.17 КоАП РФ (непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами). Случаи, когда водитель должен уступить дорогу другим транспортным средствам, определены в п. п. 8.3, 8.4, 8.8, 8.9 Правил дорожного движения.

Субъектами рассматриваемых правонарушений являются водители транспортных средств, а их действия характеризуются умышленной формой вины.

Пунктом 8.1 Правил дорожного движения Российской Федерации установлено, перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

В соответствии с пунктом 8.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Пунктом 8.5 Правил дорожного движения Российской Федерации предусмотрено, что перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Из протокола об административном правонарушении следует, что водителю Барсамову А.И. вменено нарушение требований п.11.1 и п.11.2 Правил дорожного движения.

Согласно пункту 11.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия; транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево; следующее за ним транспортное средство начало обгон; по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу (пункт 11.2 Правил дорожного движения Российской Федерации).

Таким образом, по настоящему делу, с учетом установленных обстоятельств, одними из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению, являются наличие или отсутствие нарушений Барсамовым А.И. Правил дорожного движения Российской Федерации при совершении маневра — обгона в момент указанного дорожно-транспортного происшествия, а именно были ли Барсамовым А.И. соблюдены приведенные выше условия, при которых он вправе был приступить к совершению обгона, допускалось ли Правилами дорожного движения производство обгона в указанном месте.

Как было установлено в судебном заседании Барсамов А.И. стал совершать обгон стоящих впереди транспортных средств по полосе встречного движения, при отсутствии транспортных средств, движущихся ему навстречу, при отсутствии запрещающих знаков и отсутствия сплошной полосы разметки.

Из объяснений водителя Вотяковой Г.П. следует, что за ней в потоке машин стоял автомобиль «ЗИЛ», и пропустив встречные транспортные средства она стала совершать маневр поворота. Следовательно позади стоящий грузовой автомобиль ограничивал ей обзор при повороте налево, она не убедилась в безопасности своего маневра.

В силу требований ч. 1 и 2 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях > Статья 1.5. Презумпция невиновности’ target=’_blank’>1.5 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Читайте также:  Хорошие чехлы на сиденья автомобиля

В данном случае суд приходит к выводу о том, что доказательства виновности водителя Барсамова А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования’ target=’_blank’>12.14 КоАП РФ не нашли своего подтверждения и оснований для привлечения его к административной ответственности в данном случае не имеется, поскольку транспортное средство Вотяковой Г.П. не имело право преимущественного проезда, поскольку транспортные средства обоих водителей двигались в попутном направлении и обязаны были соблюдать Правила дорожного движения.

Постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД№1УМВД России по АО о привлечении Барсамова А.И. к административной ответственности по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования’ target=’_blank’>12.14 ч.3 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд в течении десяти дней с момента получения копии решения.

Решение вынесено в совещательной комнате.

На момент опубликования решение не вступило в законную силу

Маневрирование – это совокупность большинства действий, выполняемых автомобилем на дороге и сопровождаемых переменой направления его движения. Сюда относят: начало следования, остановку, повороты, развороты, обгоны, объезды, опережения, задний ход, перемещение на соседнюю попутную полосу. О каждом из них следует предупреждать других водителей включением поворотника или жестом.

Правила выполнения маневров регламентированы п.8 ПДД, но они есть также в разделах 11, 12, 13, 14. А за их невыполнение могут наказать как минимум по ст.12.14 КоАП штрафами в 500-1500 р.

Читайте в этой статье

Что можно считать маневрированием

Маневрирование – это изменение траектории движения машины, а также его начало и завершение. Каждое действие выполняется по определенным правилам, большинство из которых записаны в п.8 ПДД. Значение имеет и то, где осуществляются маневры:

  • на обычном отрезке дороги;
  • на перекрестке,
  • на прилегающей территории,
  • на узком участке;
  • в зоне с полосой разгона или торможения.

Начало движения

Начало движения – первый маневр, который приходится выполнять машине, трогаясь с места, даже когда она следует дальше по прямой. Поэтому оно должно осуществляться в соответствии с условиями:

  • Заранее подать сигнал рукой или поворотником. Ведь начать двигаться может только прежде стоявший автомобиль, а в покое он находится на обочине, парковке, другом месте, не являющемся проезжей частью. Оттуда нужно выезжать, поворачивая. Конечно, машина останавливается и на светофоре, а потом может следовать прямо. Но здесь подавать сигнал не нужно, так как это не начало, а продолжение движения.
  • Не создавать опасности для других участников. Это значит, нужно пропустить тех, кто уже едет по дороге, а также пешеходов, если они переходят проезжую часть, или все происходит во дворе дома, жилой зоне. При этом движущиеся автомобили могут поворачивать, разворачиваться, им все равно следует уступать.
  • Прежде, чем тронуться с места, водитель должен убедиться, что его сигнал верно понят другими автомобилистами и пешеходами. Если он осознает, что его машину не видят, следует подождать.

Прилегающие территории

О маневрировании на прилегающей территории и при перемещении на нее с дороги общего пользования пункт 8 ПДД гласит:

Кроме того, если прилегающая территория – это двор дома, пешеходы там имеют преимущество, могут идти, где едут автомобили, и им всегда следует уступать. Еще нельзя использовать участок для сквозного проезда и двигаться со скоростью более 20 км/ч.

Перестроение

Перестроение означает смену полосы на параллельно идущую в том же направлении, это бывает нужно для выполнения:

  • обгона;
  • опережения;
  • поворота или разворота;
  • начала либо завершения движения.

Оно выполняется по установленным правилам:

  • перед началом действия следует включать поворотник или сигналить о намерении рукой;
  • выполняющий перестроение автомобиль обязан пропустить тех, кто едет прямо, не меняя ряд;
  • если две машины одновременно пытаются осуществить маневр, уступает тот, для кого оппонент является помехой справа.

Полосы торможения и разгона

Значения полос торможения и разгона заключены в их названиях. Эти участки отделяются от других рядов разметкой 1.8, их можно видеть рядом с перекрестками, остановками, зонами для разворота и на автомагистралях. Как правильно ехать там, где они есть:

  • Для поворота, разворота или остановки необходимо переместиться на полосу торможения и только там замедлять ход, чтобы выполнить нужный маневр. Так автомобиль оставит свободным ряд для машин, которые поедут дальше.
  • Для въезда на дорогу через полосу разгона нужно попасть на нее, потом набрать скорость в конце этого участка и вписаться в общее движение. При этом нельзя мешать тем, кто уже следует по дороге в любом ряду, то есть нужно их пропускать.

Маневр: определение в ПДД

Определение и описание термина «маневр» в ПДД отсутствует, но в п.8 перечислено все, что к нему относится:

  • повороты и развороты;
  • перестроения;
  • обгон и опережение;
  • объезд препятствия;
  • начало движения и остановка;
  • езда на задней передаче.

Там же приведены основные правила, в соответствии с которыми должны осуществляться маневренные действия:

  • как предупредить о намерении окружающих;
  • где можно и нельзя их выполнять;
  • кому и когда уступать.

Нормы поведения

Помимо правил, прописанных в ПДД, при выполнении маневров важно иметь в виду и другие обязательные моменты, пренебрежение которыми может привести к аварии:

  • маневрировать нужно только тогда, когда это реально необходимо, то есть, например, не менять без нужды полосу, не опережать другие ТС;
  • не стоит устраивать на дороге соревнование, мешая обгонять или опережать себя;
  • следует понимать, что другой водитель может ошибаться, не видеть сигнала, нарушить правила, и маневрировать с оглядкой на это, то есть смотреть в зеркало заднего вида.

Выполнение этих норм поможет избежать аварии при неверных действиях автомобилистов или пешеходов, хотя бы с помощью экстренного торможения.

Сигналы, подаваемые рукой

При отсутствии поворотников или неисправности сигналы об изменении направления движения подаются рукой:

  • Если нужно повернуть влево или развернуться, используют левую. Ее вытягивают в соответствующую сторону, согнув в локте и направив кисть вверх.
  • При необходимости повернуть вправо используется правая рука. Жест аналогичен предыдущему случаю, но направлен в соответствующую сторону.
  • Если нужно сбавить скорость и остановиться, левую руку водитель поднимает, не сгибая в локте. При движении на машине с правым рулем жест выполняют правой.

Выбор полосы для поворота (разворота)

Чтобы повернуть, необходимо заранее переместить транспорт на крайнюю полосу, соответствующую направлению измененного движения, от этого зависит безопасность маневра. Для отправления вправо правильным будет правый ряд. Для левого поворота – левый, как и для разворота. Но здесь тоже есть свои нюансы:

  • Если на полосах есть знаки 5.15.1, 5.15.2, ехать нужно так, как указывают стрелки на них. То есть здесь п. 8.5 не работает. Аналогично следует поступать и при наличии разметки 1.8, отделяющей полосы торможения или разгона.
  • Разворот на перекрестке, если он разрешен, во всех случаях выполняется с крайнего левого ряда. Правило работает даже при наличии знаков, регламентирующих движение по полосам.
  • Если поворот выполняется для перемещения на перекресток с круговым движением, можно перед ним занимать любой ряд. Но покидать участок разрешается только с крайнего правого.
  • При повороте, который ведет с дороги на прилегающую территорию, нужно занимать соответствующую крайнюю полосу. Ведь там не бывает символов 5.15.1 и 5.15.2, разметки 1.8.
  • Перед поворотом в любую сторону и разворотом мало переместиться на нужный ряд. Необходимо и там занять такое положение, чтобы другое ТС не оказалось на той же полосе, но правее. А если нужно свернуть влево, развернуться, то и левее никого не должно быть в этот момент.
Читайте также:  Летняя резина китайского производства

Если поворот выполняется на перекрестке, то завершение маневра должно быть на своей полосе, нельзя делать это на встречной.

Смотрите в этом видео о правилах выполнения разворота:

Поворот налево (разворот) на дороге с трамвайными путями

По поводу левого поворота и разворота, если рядом есть трамвайные рельсы, в п. 8.5 сказано следующее:

На практике это работает так:

  • если на участке есть знаки 5.15.1 или 5.15.2, маневр осуществляется в соответствии с их требованиями, то есть не с трамвайных путей;
  • при отсутствии дорожных символов левый поворот и разворот выполняют, предварительно переместившись на рельсы;
  • обязательно нужно уступать дорогу попутному трамваю.

Разворот и движение задним ходом

Разворот и езда задним ходом – это смена траектории следования на противоположную, но разными способами. Каждое действие имеет свои особенности, первое выполняется следующим образом:

  • с включением левого поворотника;
  • с перемещением заранее на крайний левый ряд или в такое же положение на однополосной дороге;
  • обязательно вне перекрестка уступая проезд всем встречным, попутным авто, следующим прямо, а также трамваям.

Иногда можно развернуться из крайнего правого положения ТС, но это не повлечет за собой наказания, только если дорога узкая. При том же обстоятельстве разрешено использовать прилегающую территорию:

  • Если она находится справа, нужно проследовать мимо въезда, остановившись на середине этого отрезка. Затем включить задний ход, забраться на прилегающий участок задом и повернуть налево. Все прочие правила разворота должны быть соблюдены.
  • Если примыкающая зона расположена слева, нужно сначала повернуть туда, используя обычный способ движения. После этого включают задний ход и выезжают в сторону, противоположную той, в которую нужно ехать. Затем поворачивают влево, после чего можно ехать прямо. Все это делается без создания помех встречным и попутным машинам, пешеходам.

Места, где запрещен разворот

Разворачиваться нельзя в местах, перечисленных в п.8.11 ПДД:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Кроме того, нельзя выполнять маневр под знаками:

  • 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4, если они стоят на перекрестке. Разворачиваться запрещено на первом пересечении проезжих частей.
  • 5.15.1, 5.15.2, если там нет стрелки, указывающей влево. Они запрещают маневр на всем перекрестке.
  • 3.19, если он стоит на перекрестке или вне его. В первом случае запрет тоже касается всего участка, а не только ближайшего пересечения.
  • 4.1.1, 5.1, 5.3, 5.5, 5.11, если они находятся вне перекрестка. Здесь запрет разворачиваться абсолютный.

Не позволяет осуществить маневр и разметка 1.8, 1.1, 1.3, 1.9, а также 1.11, если ее непрерывная составляющая находится ближе к ТС, чем пунктирная. Ведь пересечение сплошных линий – серьезное нарушение.

Движение задним ходом

Езда на задней передаче – опасный маневр, он регламентирован п. 8.12 ПДД:

Правило работает и в случае, когда задний ход включают, чтобы развернуться. Нельзя использовать этот способ езды на перекрестках (пересечение с въездом на прилегающую территорию не считается) и там, где по ПДД недопустим разворот. Зато позволяется следовать задним ходом по отрезку с односторонним движением, если для этого есть серьезная причина.

Маневрирование в ограниченном пространстве

Маневрирование на проезжей части в ограниченном пространстве регламентируется пунктами 8.7 и 8.8 ПДД:

  • повороты, развороты могут выполняться не из крайнего положения, если это не помешает другим ТС и не создаст угрозы общему движению;
  • предыдущее положение распространяется и на отрезок, где слева есть попутные трамвайные рельсы, находящиеся на одной плоскости с автодорогой.

В связи с особенностью узкого участка водителя могут наказать за то, что он выполнил на нем обгон или остановился, загородив проезд. Ведь оба действия в этом случае опасны.

Другие особые случаи

На дороге есть зоны и помимо узких участков, где требуется особое внимание:

  • Трамвайные пути. Даже если они свободны, лучше их не занимать, а ехать по ряду для автомобилей.
  • Пешеходные переходы и остановки. Это места большого скопления пешеходов, поэтому многие маневры там запрещены.

Например, около «зебры» нельзя обгонять и разворачиваться, следовать задним ходом. А рядом с остановкой запрещается парковать ТС и менять траекторию движения на противоположную.

  • Участки со светофором. На перекрестке с ним запрещено обгонять, часто затруднен разворот, даже если не запрещен. Важно понимать, когда можно завершить начатый маневр, а когда следует пропускать другие машины.
  • Туннели, автомагистрали, мосты, путепроводы, эстакады. Это опасные места, где запрещены почти все действия, относящиеся к маневрированию.

Что будет, если не убедился в безопасности маневра и нарушил ПДД

Если водитель не убедился в безопасности выполняемого маневра, как диктуют ПДД, он рискует стать виновником аварии, а при удачном стечении обстоятельств его могут оштрафовать или лишить ВУ. Мера наказания зависит от вида совершенного нарушения, но чаще всего применяется ст.12.14 КоАП:

  • за незажженный поворотник – штраф 500 р.;
  • за выполнение поворота или разворота не из крайнего положения – 1500 р.;
  • за то, что развернулся или поехал задним ходом там, где нельзя, – 500 р.;
  • за игнорирование приоритета других автомобилей или трамвая при выполнении маневра – 500 р.

А здесь подробнее о том, как избежать ДТП при перестроении.

Умения трогаться с места, тормозить, ехать прямо недостаточно для того, чтобы быть водителем. Очень важно не просто научиться маневрировать, но знать, где это делается, как выполнить поворот, разворот, обгон максимально безопасно. Применение навыков необходимо не ради получения прав, а чтобы добраться на авто до нужного места, сохранив его, здоровье и жизнь.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о правилах маневрирования на дороге:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:

Это быстро и бесплатно !

Довольно часто на перекрестке водители лихачат, поэтому для обгона выполняют маневры. В результате ДТП на перекрестке — одни из самых распространенных. Кто виноват при аварии при перестроении в левый или правый ряд, при обоюдном и взаимном перестроении, помехе справа? Какие штрафы за перестроение и нарушение разметки?

Как, согласно ПДД, правильно сделать поворот налево. Что важно учитывать при повороте на перекрестке, со светофором, с разделительной полосой, на главной. Можно ли свернуть налево, выехав с правой полосы. Как выполнить поворот с крайней правой. Какой поворот опаснее — правый или левый.

Как правильно сделать упражнения на автодроме, чтобы сдать экзамен с первого раза. На что обратить внимание при получении категории С, В. Как сдать гараж, правильно выполнить маневры, специальные фигуры на площадке.

Что включают правила разворота, где можно и нельзя разворачиваться. Как правильно разворачиваться на светофоре, перекрестках, в целом на дороге. Как правильно сдать разворот на экзамене. Как найти место для разворота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *