Угарный газ в машине

Процесс отравления окисью углерода исстари в народе называли угоранием, отсюда и произошло бытовое название этого газа – угарный. Угарный газ, или окись углерода (СО), – продукт неполного сгорания различных видов топлива, не имеющий ни цвета, ни запаха, обладающий выраженным отравляющим действием.

В последнее время в связи с увеличением количества автомашин личного пользования ежегодно в холодное время года все чаще констатируются отравления водителей в закрытых гаражах или помещениях с плохой вентиляцией, где находятся автомобили с включенными двигателями, либо людей, которые пытаются погреться в салоне, находясь в ожидании. Засыпают и больше не просыпаются.

Выхлопные газы автомобилей содержат в среднем 6,3% СО. В кабинах автомашин концентрация СО может достигать 0,05 мг на 1 л воздуха и более. Для сравнения, на улицах городов в зависимости от загруженности их транспортом – от 0,004 до 0,21 мг/л, а вблизи автомашин – 1,5-7,1 мг/л. Опасность отравления СО в гаражах велика, если не соблюдать меры предосторожности (вентиляции). Так, мотор мощностью 20 л может выделить до 28 л СО в минуту, создав через 5 мин смертельную концентрацию газа в воздухе.

Как действует угарный газ на организм человека?

Окись углерода связывается с гемоглобином эритроцитов в 200 раз легче, чем с кислородом, поэтому вступает в конкуренцию за связывание (присоединяется к гемоглобину вместо кислорода), образуя карбоксигемоглобин (HbCO) вместо оксигемоглобина (HbO2), за счет чего нарушает передачу кислорода клеткам организма. Резкое уменьшение количества оксигемоглобина ведет к ухудшению снабжения кислородом тканей и развитию кислородной недостаточности (гипоксии). Угарный газ также включается в окислительные реакции, нарушая биохимическое равновесие в тканях.

Степень отравления напрямую связана с двумя основными показателями: концентрацией СО в атмосферном воздухе и длительностью вдыхания СО.

При токсическом действии окиси углерода больше всего страдает нервная система, как наиболее чувствительная к гипоксии. Характерным последствием интоксикации является амнезия (потеря памяти). Помимо нарушения памяти поражаются и органы дыхания.

Симптомы. Отравление угарным газом

Выделяют три степени тяжести отравления СО: легкая, средняя и тяжелая.

При содержании 0,08 % СО во вдыхаемом воздухе человек чувствует головную боль и удушье.

Симптомы легкого отравления:

головная боль, стук в висках, головокружение;

боли в груди, тахикардия (учащенное сердцебиение);

зрительные и слуховые галлюцинации (человек видит и слышит несуществующие предметы, звуки).

При повышении концентрации СО до 0,32 % возникает паралич и потеря сознания (смерть наступает через 30 минут).

Симптомы отравления средней тяжести:

двигательный паралич при сохраненном сознании.

При концентрации выше 1,2 % сознание теряется после 2-3 вдохов, человек умирает менее чем через 3 минуты.

Симптомы отравления тяжелой степени:

непроизвольное отхождение мочи и кала;

расширение зрачков с ослабленной реакцией на свет;

резкий цианоз (посинение) слизистых оболочек и кожи лица.

При тяжелой степени отравления смерть обычно наступает на месте происшествия в результате остановки дыхания и остановки сердечной деятельности.

Первая помощь при отравлении угарным газом:

вынести или вывести пострадавшего на свежий воздух;

уложить на спину, снять стесняющие дыхание предметы одежды;

растереть энергичными движениями тело пострадавшего;

вызвать рвоту, если пострадавший не потерял сознания;

напоить горячим крепким чаем или кофе, полезно также щелочное питье (1 столовая ложка питьевой соды на 1 литр воды);

при потере сознания поднести вату, смоченную нашатырным спиртом, но на расстоянии не ближе 1 см от кончика носа, чтобы избежать спазма дыхательных путей;

при отсутствии дыхания у пострадавшего, необходимо начать проведение искусственного дыхания способом «изо рта в рот» либо «изо рта в нос», а при отсутствии пульса – и наружный массаж сердца. Продолжайте сердечно-легочную реанимацию до прибытия скорой медицинской помощи или до прихода пострадавшего в сознание.

Лучше не допустить

Есть несколько простых правил, которые помогут не допустить отравления угарным газом и его тяжелых последствий.

При починке автомобиля в гараже необходимо:

держать дверь гаража открытой;

периодически выключать двигатель;

проветривать помещение, чаще выходить на свежий воздух;

ни в коем случае не оставаться на ночь в гараже;

не спать в автомобиле с работающим двигателем;

отрегулировать двигатель так, чтобы угарного газа в выхлопных газах было минимальное количество;

не заниматься починкой автомобиля в алкогольном опьянении.

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев отравления происходят по вине самих пострадавших. Пребывание в закрытом гараже, где находится автомобиль с работающим двигателем, или длительный отдых (сон) в салоне авто с включенным обогревателем и мотором, даже если машина находится на открытом воздухе, могут закончиться очень плачевно. Особенно важно соблюдение мер предосторожности по профилактике отравлений угарным газом в зимнее время года.

Выхлопная система в вашей машине может быть опасной.

Отравление окисью углерода является серьезным риском для человека. Особенно когда источник монооксида углерода попадает в замкнутое пространство. Например, когда выхлопные газы попадают в жилое помещение, гараж или внутрь автомобиля. В случае попадания в организм человека предельно допустимых значений монооксида углерода человек может в течение нескольких минут получить серьезное отравление выхлопными газами. Это грозит тяжелыми последствиями или даже летальным исходом. Именно угарный газ становится ежегодно виновником гибели тысячи водителей.

Читайте также:  Номера регионов на номерах

Главная проблема заключается в том, что окись углерода не имеет запаха и она бесцветна. В итоге, когда вы начнете ощущать последствия отравления, уже может быть поздно.

Но как же тогда защитить себя от отравления угарным газом? Так как вы не можете видеть и ощущать запах угарного газа, лучший способ избежать случайного отравления — предотвратить его воздействие на организм.

Снижение риска отравления угарным газом в автомобиле

Помните, что угроза воздействия угарного газа на организм водителя и пассажиров очень высока и реальна. Поэтому каждый владелец машины обязан принимать простые меры предосторожности, которые позволяют снизить риск отравления угарным газом почти до нуля.

Дело в том, что риск отравиться угарным газом в машине зависит от исправной выхлопной системы.

Но если вы панически все-таки боитесь угарного газа в автомобиле, несмотря на исправную выхлопную систему, то советуем вам в таком случае приобрести переносной детектор окиси углерода, которые снизит риск отравления выхлопными газами до минимальных значений.

Также вот что еще вы еще должны сделать:

  1. 1. Регулярно проверяйте и ремонтируйте выхлопную систему.
  • Утечки в выхлопной системе могут привести к тому, что угарный газ попадет в салон вашего автомобиля.
  • Особенно опасны утечки выхлопной системы между двигателем и каталитическим нейтрализатором.
  1. 2. Регулярно проверяйте выхлопную систему машины, убедившись, что двигатель автомобиля работает исправно и в процессе сгорания топлива уровень вредных веществ в выхлопе соответствует экологическим нормам.
  • Концентрация монооксида углерода в выхлопе современных автомобилей относительно низка.
  • Если двигатель работает неправильно, то тогда выхлопная система также работает неправильно, в результате чего уровень окиси углерода может резко увеличиться.
  1. 3. Избегайте вождения автомобиля с отверстиями в полу или багажнике, а также с открытым багажником или открытой дверью.
  • Любые отверстия в нижней части вашего автомобиля могут привести к засасыванию выхлопных газов в ваш автомобиль.
  • Это особенно опасно, если выхлопная система имеет какие-либо утечки, или вы стоите в пробке.

  1. 4. Избегайте запуска двигателя внутри гаража или любого другого закрытого пространства.
  • Даже если в закрытом помещении есть окна, которые будут открыты, окись углерода внутри транспортного средства работающего в замкнутом пространстве, вероятно, достигнет опасных уровней.
  • Даже если дверь гаража открыта, концентрация монооксида углерода внутри гаража может достигать опасных уровней.
  1. 5. Никогда не запускайте двигатель, если автомобиль частично покрыт снегом.
  • Если выхлопная труба частично заблокирована, выхлоп может быть перенаправлен под автомобилем и войти в салон. Особенно если есть не герметичность выхлопной системы.
  1. 6. Установите в машине детектор окиси углерода на 12 вольт или с питанием от батареек.
  • Поскольку вы не можете видеть или ощущать запах угарного газа, единственным способом быть в абсолютной безопасности, может являться установка детектора.

Почему отравление окисью углерода настолько опасно?

Когда вам, например не хватает воздуха, и вы задыхаетесь, то, как правило, мы начинаем глубоко и учащенно дышать. В итоге в легкие попадает больше кислорода, который связывается с красными кровяными клетками и затем переносится по всему организму. После чего в кровь попадает углекислый газ, а затем выходит из организма при выдохе. В результате клетки крови, освободившись от углекислого газа, снова готовы при вдохе принимать кислород.

Главная опасность оксида углерода это то, что он может связываться с красными кровяными клетками точно также как кислород.

Самое плохое, что гемоглобин в нашей крови может привлечь в 200 раз больше монооксида углерода, чем кислорода. В итоге при большой концентрации угарного газа в воздухе, наши клетки крови из-за оксида углерода могут полностью потерять способность переносить кислород в ткани нашего тела.

То есть, монооксид углерода, попав в организм, не оставит свободных клеток крови для переноса кислорода. В результате человек начнет сначала испытывать нехватку кислорода.

Когда это случается, то первые симптомы могут быть в виде тошноты и головной боли. Но при серьезном отравлении (например, при большой концентрации угарного газа в воздухе или при длительном воздействии) начинаются разрушаться ткани организма в связи с резкой нехваткой кислорода.

Если концентрация оксида углерода слишком высока, то возникает бессознательное состояние.

То есть при сильных отравлениях первый симптом может быть потеря сознания.

Как угарный газ попадает в ваш автомобиль?

Двигатели внутреннего сгорания работают, превращая потенциальную энергию, содержащуюся в дизельном топливе или бензине, в кинетическую энергию. Когда двигатели внутреннего сгорания начали массово применяться в автопромышленности, мир перевернулся и сделал огромный шаг вперед в будущее, благодаря своим плюсам по сравнению с паровыми силовыми агрегатами.

К сожалению, все двигатели внутреннего сгорания, помимо многих плюсов, имеют огромный минус, связанный с большим количеством побочных продуктов, которые выбрасываются в виде выхлопных газов при сгорании топлива.

Некоторые компоненты, содержащиеся в выхлопе, являются инертными. Например, азот или безвредный пар. Но некоторые вещества в выхлопных газах автомобиля, такие как монооксид углерода, углеводороды и оксид азота могут быть очень вредными для здоровья человека.

Так что, несмотря на то, что большинство соединений в выхлопных газах безвредны, в выхлопной трубе любой машины присутствуют ядовитые вещества, которые попадают в окружающую природу и представляют большую опасность для людей.

При нормальных условиях эксплуатации машины и при условии, что выхлопная система находится в рабочем состоянии, монооксид углерода, выходящий из выхлопной трубы, быстро рассеивается до безопасного для людей уровня. Но когда выхлопная система имеет поломки, или в днище машины есть дыры, а также при работе автомобиля в замкнутом помещении, уровень концентрации угарного газа внутри салона может быстро достигнуть критических значений, что очень опасно для человека.

Читайте также:  Пошаговая инструкция по продаже автомобиля

Как контроль выбросов системы выхлопных газов влияет на отравление угарным газом?

В современных автомобилях и грузовиках уровень окиси углерода, производимый двигателями намного выше, чем на самом деле поступает в атмосферу. Это уменьшение вредных веществ в выхлопных газах достигается за счет системы контроля за выбросами, который был введен в автопромышленности в 1970-х годах и с тех пор постоянно усовершенствуется. Вот почему более старые машины выпускают в атмосферу больше монооксида углерода, чем любая современная новая машина, проданная в наши дни.

В чем же заключается этот контроль? Все очень просто. Начиная с 70-х годов прошлого века во всем мире ужесточаются экологические нормы, которые должны соблюдать автопроизводители. Соответственно с каждым годом все автомобильные компании стараются снизить уровень вредных веществ в выхлопной системе, чтобы соответствовать строгим нормам, которые постоянно ужесточаются. Иначе автопроизводители лишатся права продавать свою продукцию на многих авторынках мира.

Чтобы сделать автомобиль экологически чистым, автопроизводители используют различные системы контроля за уровнем выбросов с помощью электроники.

Например, если система управления за выбросами в современном автомобиле перестает работать правильно, то компьютер, как правило, обнаружит неисправность и даст знать об этом водителю, активировав на панели приборов значок "Чек двигателя".

Вот почему так важна компьютерная диагностика в случае появления "Чека двигателя", даже если мотор машины работает исправно.

Стоит отметить, что если система контроля выбросов работает некорректно, то ваш автомобиль может выбрасывать в атмосферу высокие концентрации окиси углерода. Чтобы этого не происходило, все современные автомобили оснащаются каталитическим нейтрализатором, который может уменьшать количество монооксида углерода, углеводородов и окиси азота в выхлопе на 90 процентов.

Вот почему так опасны утечки выхлопных газов из системы. Особенно если утечка происходит в элементе выхлопной системы, расположенном до катализатора выхлопных газов. В этом случае существует огромный риск, что угарный газ и другие вредные вещества в большом количестве могут проникать в салон автомобиля, в результате чего за короткий срок концентрация окиси углерода в салоне может достигать опасных значений.

Почему в закрытых пространствах окись углерода может быть настолько смертоносной?

Окись углерода, как мы сказали, очень ядовита.

Для человека, который находится не более 1 часа на воздухе содержащий угарный газ, концентрация оксида углерода до 50 мг/л считается безопасной.

При нахождении на воздухе в течение 30 минут безопасная концентрация угарного газа может составлять до 100 мг/л.

При нахождении на воздухе в течение 15 минут концентрация оксида углерода может составлять до 200 мг/л.

Соответственно концентрация угарного газа в воздухе более 50 мг/л опасна для человека при его длительном нахождении в таком месте, где оксид углерода превышает безопасную норму. В результате угарный газ может нанести серьезный вред и даже гибель человека, если человек будет долго дышать воздухом, в котором большое количество угарного газа.

Например, при концентрации в воздухе оксида углерода в 200 мг/л у здорового взрослого человека могут проявиться симптомы, такие как головокружение и тошнота уже через 2 часа.

При концентрации в 400 мл/л взрослый здоровый человек будет находиться в смертельно опасности примерно через 3 часа после начала воздействия угарного газа в этой концентрации.

А концентрация оксида углерода в 1600 мг/л вызовет у человека первые симптомы отравления уже через несколько минут. Эта концентрация также может убить в течение часа.

В зависимости от состояния двигателя и того, насколько хорошо настроена система выхлопных газов, концентрация монооксида углерода, присутствующего в газах сгорания топлива, обычно составляет от 30 000 до 100 000 мг/л.

В отсутствии работающего каталитического нейтрализатора, массивная концентрация монооксида углерода может накапливаться очень быстро.

Также стоит отметить, что катализатор не может нейтрализовать полностью на все 100% угарный газ в выхлопной системе. Поэтому, несмотря на то, что каталитический нейтрализатор резко сокращает количество монооксида углерода, все равно существует риск отравления угарным газом. Просто для отравления с работающим катализатором понадобится больше времени.

Вот почему нежелательно длительно включать в гараже двигатель, поскольку это приведет к накоплению в воздухе помещения опасной концентрации угарного газа даже при работающем исправном катализаторе. Помните, что даже прогрев двигателя в закрытом гараже может быть опасным для здоровья человека.

Так, согласно исследованию Университета штата Айова, США, запуск двигателя автомобиля в гараже с открытой дверью вызывает резкий рост концентрации угарного газа в воздухе. Например, во время эксперимента специалисты установили, что работающий автомобиль в гараже с открытой дверью привел к тому, что уровень концентрации оксида углерода в салоне машины в течение нескольких минут достиг значения в 500 мг/л.

Эта концентрация вредных веществ в воздухе, достигнутая всего за несколько минут, может нанести серьезный вред человеку за 10 часов. Вы представляете, какой уровень угарного газа будет в гараже и в салоне, если дать поработать автомобилю всего 10 минут.

Как обнаружить угарный газ в вашем автомобиле

Несмотря на то, что в современных автомобилях используются новейшие технологии позволяющие предотвратить выброс большой концентрации вредных веществ в атмосферу, а также позволяет предупреждать водителей об неисправностях, связанных с поломкой выхлопной системы, все равно существует риск отравления угарным газом.

Поэтому, если вы хотите снизить риск до минимума, то советуем приобрести специальный детектор оксида углерода, который своевременно может предупредить вас об опасной концентрации угарного газа в машине.

Большинство детекторов оксида углерода предназначены для домашнего или офисного использования. Но есть также и детекторы для автомобилей. В чем же разница? В способе питания. Например, как правило, домашние детекторы питаются от розетки 220 Вольт, когда как автомобильные приборы могут работать от 12-вольтовой автомобильной розетки или на автономных аккумуляторах.

Читайте также:  Инструкция по настройке магнитолы пионер

Также домашние или офисные детекторы оксида углерода не могут обрабатывать колебания температуры и влажности, которые постоянно присутствуют в салоне автомобиля из-за уличных перепадов температуры.

Так что не советуем вам использовать домашние детекторы угарного газа. Лучше приобретите специальный детектор предназначенный для использования в машине.

Каждую зиму мы читаем страшные новости о том, как люди погибают в машине, отравившись угарным газом. Почему так случается и как не отравиться самому?

Угарный газ – это окись углерода СО, один из продуктов сгорания углеводородного топлива, в том числе бензина и дизтоплива. СО может убить человека за несколько минут, и страшно то, что газ не имеет ни цвета, ни запаха – потерпевший до последнего момента не понимает, что происходит. Между тем, наличие в воздухе лишь 0,1% окиси углерода через час приводит к гибели человека. В каких случаях опасность грозит автомобилисту?

Тихая смерть

Головная боль, головокружение, тошнота, слабость – это признаки отравления угарным газом. На беду, они “созвучны” с симптомами обычной усталости или недомогания из-за простуды, поэтому большинство потерпевших вплоть до потери сознания не понимали, что погибают. И даже если помощь подоспела вроде бы как вовремя, и отравившийся жив, просто вынести его на чистый воздух бывает мало – требуется немедленное оказание медицинской помощи.

Даже в тоннеле можно надышаться угарным газом – к счастью, лишь до головной боли, а не до более серьезных последствий.

Дело в том, что газ СО нарушает состав крови, причем так, что она теряет способность переносить кислород по организму. Наступает кислородное голодание мозга, после которого недалеко и до летального исхода.
Газ СО, повторимся, безцветный и ничем не пахнет, он не ощущается человеком. Поскольку СО легче воздуха, он начинает заполнять помещения и салон автомобиля сверху, то есть приоткрытые дверные стекла снижают его концентрацию в автомобиле.

К слову, угарный газ СО часто путают с углекислым СО2, и эта ошибка бывает роковой. Углекислый СО2 не токсичен для человека, к тому же он тяжелее воздуха и накапливается в помещениях снизу.

При неисправных уплотнениях багажника в некоторых режимах движения газы из выхлопной трубы могут попадать в салон.

Откуда СО в автомобиле

Источник угарного газа в машине – выхлопная система. Вынесенная назад выхлопная труба должна отводить все газы на безопасное расстояние от автомобиля, но при некотором стечении обстоятельств они попадают в салон:

  • Негерметичная выхлопная система. Даже во время движения выхлопные газы могут попадать в салон: через щели дверных уплотнителей, отверстия в перегородке между моторным отсеком и салоном, через заборник системы отопления-вентиляции.
  • Работа двигателя, даже кратковременная, в замкнутом пространстве – гараже, боксе, под навесом в углу двора.
  • Задувание ветром при работе двигателя на стоянке. Если автомобиль расположен кормой или бортом к ветру, выхлопные газы может задувать в салон через воздухозаборник отопителя или неплотные резинки дверей.
  • Подсос выхлопа в салон при перевозке объемного багажа с открытой крышкой или дверью багажника. Парадокс, но в такой ситуации отравиться можно именно при открытом с одной стороны салоне – за счет аэродинамики.
  • Попадание в салон чужих выхлопных газов от рядом стоящего автомобиля, например, во время ночевки на придорожной парковке.
  • У современных автомобилей содержание СО в выхлопе меньше, а у старых моделей, особенно с карбюраторной системой питания, процент СО выше. Увеличивает его содержание в выхлопных газах неправильная регулировка двигателя, когда топливная смесь в цилиндрах двигателя чрезмерно обогащена.

Если приходится часто заводить машину в гараже, стоит оборудовать помещение системой для отвода выхлопных газов.

Как не отравиться

Чтобы не надышаться угарным газом, нужно помнить несколько простых правил.

  • Следить за уплотнителями кузова, особенно – за резинками крышки багажника, и особенно – в хэтчбеках и универсалах.
  • Не оставаться в гараже при работающем двигателе. При крайней необходимости – устроить систему отвода газов от выхлопной трубы по шлангу при условии абсолютной исправности системы выхлопа автомобиля.
  • При ночевке в машине желательно периодически прогревать салон и глушить мотор на время сна.
  • При длительном пребывании в машине с работающим двигателем ориентировать автомобиль выхлопной трубой по ветру, чтобы газы сразу уносились в сторону от авто.
  • Обзавестись газоанализатором, который поднимет тревогу при превышении в машине или в гараже допустимого уровня СО.

Газоанализатор, подающий тревогу при превышении безопасного уровня СО в помещении (салоне авто), стоит в принципе вполне реальных денег.

Рекомендация Авто24

Вы думаете, как люди угорают в машине – а ведь зачастую в самой безобидной ситуации. Поэтому если где-то рядом долго работает двигатель (не важно, ваш или чужой), прислушивайтесь к вашим ощущениям, при возникновении головной боли и сонливости немедленно примите меры, чтобы выяснить причину. Особенно, если на те же симптомы жалуются и ваши пассажиры. Для часто ночующих в пути лучше купить отопитель-автономку, а тем, кто работает в гараже, нужно устроить надежную вытяжную систему. И конечно, совсем несложно обеспечить надлежащее состояние всех уплотнителей кузова вашей машины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *