Усилитель звука в автомобиль

Какие бывают усилители мощности

В автомобильных системах среднего и высокого класса для достижения высокого качества звучания, большей громкости, а также для подключения сабвуфера становится недостаточно мощности встроенного усилителя автомагнитолы. Для решение этой проблемы предназначены автомобильные усилители мощности. Рассмотрим основные виды автомобильных усилителей мощности, их характеристики, а также принципы на которых надо основываться их выбирая.

Усилители бывают 1-канальные (моноблоки), 2-х канальные, 3-х канальные, 4-х канальные, 5-ти канальные, 6-ти канальные. Так же усилители делятся на класс AB (аналоговые, с высоким качеством усиления и не высоким КПД и соответственно мощностью) и D (цифровые, высокий КПД, большая мощность, низкое качество).

1-канальные усилители (моноблоки) используются в автомобильных системах как правило для сабвуферов. Слово моноблок при выборе усилителя для сабвуфера обозначает только то, что усилитель может работать на низкоомную нагрузку (1-2 Ом), если сабвуфер рассчитан на 4-8 Ом, то искать моноблок для него не принципиально, будет достаточно и 2-х канального усилителя, подключенного мостовой схемой. Моноблоки в основном все идут класса D, т.к. рассчитаны на подключения сабвуфера в автомобиле, а для саба самое главное хорошая мощность, а не качество звука. Также имеют развитый кроссовер в низкочастотном диапазоне и выносной регулятор громкости, что очень удобно при подключении к штатной автомагнитоле, в которой нет встроенной регулировки громкости сабвуфера.

2-х канальные усилители мощности используются как для пары динамиков, так и для подключения сабвуфера используя мостовое соединение, либо по катушке/сабвуферу на канал усилителя, если позволяет мощность.

3-х канальные усилители сейчас используюся очень редко, т.к. все современные 4-х канальные усилители имеют возможность мостового подключения и работы в режиме 2 каналов на акустику + 1 на сабвуфер. Но все же они есть.

4-х канальные усилители — самые распространенные автомобильные усилители мощности. Могут быть использованы как для 4-х динамиков, так для 2-х динамиков и сабвуфера, а также и для 2-х сабвуферов. Наиболее часто продаваемые и устанавливаемые усилители.

5-ти канальные усилители используются в автомобильной системе для усиления 4-х динамиков и сабвуфера. Как правило служат удешевленной альтернативой для более качественной компоновки системы, когда ставится отдельно усилитель для акустики и отдельно для сабвуфера. Также экономит место.

6-ти канальные усилители мощности используются и распространены крайне редко за своей не востребованностью. Редкая автозвуковая система в них нуждается.

Термины и обозначения которые нужно знать и использовать выбирая усилитель

Одна из основных характеристик всех автомобильных усилителей мощности. Бывает номинальная (RMS) и максимальная (PMPO). Также как правило на всех усилителях есть цифра на корпусе. То что указано на корпусе усилителя как правило из области фантастики — это общая максимальная мощность всех каналов с искажениями, верить этой цифре нельзя, т.к. это не что иное, как рекламный ход производителя для завлеченная покупателя. В паспорте или на коробке в характеристиках указана номинальная мощность — мощность которой следует верить, если она указана с должным КНИ ( 8 лет Метки: автозвук , усилитель мощности

Зачем нужен автомобильный усилитель звука?

Сегодня многие автомобили оснащаются аудиосистемой еще на заводе. Большинству автолюбителей возможностей штатной аудиосистемы вполне достаточно, и, если вы не испытываете дискомфорта от качества звучания штатной магнитолы, и у вас никогда не возникало желания выкрутить регулятор громкости на максимум, то усилитель вам не нужен. Но если качество стандартного звука вас не устраивает, или если вам хочется поставить в машину сабвуфер и «зажигать» на «тусовках» и «фестах», то без усилителя звука не обойтись.

Какой выбрать?

Усилитель по своим характеристикам обязательно должен соответствовать подключаемым к нему динамикам. Несоответствие мощностей и сопротивления динамиков возможностям усилителя могут привести к выходу из строя усилителя или заметному снижению качества звучания. Входное сопротивление динамиков ни в коем случае не должно быть ниже поддерживаемого усилителем.

Прежде чем перейти к подбору усилителя по характеристикам, следует подготовиться к тому, что покупка выйдет дорогостоящей: усилители относятся к тем видам техники, в которых дорогая модель может быть плохой, но дешевая модель хорошей быть не может. Даже суммарная стоимость одних комплектующих (качественные разъемы, тяжелый алюминиевый радиатор, силовые полупроводниковые приборы) уже тянет на немаленькую сумму. И, чтобы не потратить зря деньги, настоятельно рекомендуется обратить внимание на проверенных производителей аудиотехники, таких как Alpine и Hertz. Либо на более бюджетные, но пока еще качественные модели от Swat, JBL, Pioner, Kenwood, Sony и т.д.

Характеристики усилителей.

Класс усилителя. Несмотря на большое количество типов усилителей (A, B, C, D, AB) сейчас наибольшее распространение имеют AB и D классы.

AB – обладают хорошим качеством выходного сигнала, но низким КПД (наилучший показатель — 65%, обычно намного меньше). Из низкого КПД проистекают и другие недостатки этого класса: невысокая выходная мощность (на 100 Вт потребленной мощности на выходе будет только 50) и большие размеры (

50% мощности выделяется в виде тепла на мощных транзисторах выходного каскада и это тепло необходимо рассеять с помощью радиаторов).

В усилителях класса D мощные транзисторы не используются. При одной с AB-классом потребляемой мощности такой усилитель будет иметь большую выходную мощность и намного меньшие габариты. КПД усилителей D-класса доходит до 95%. К сожалению, при одной мощности с усилителем AB-класса, самый дешевый усилитель D-класса будет стоить заметно больше и выдавать при этом менее качественный звук. Зато усилители D-класса бывают очень мощными при небольших размерах: с помощью такого усилителя можно будет подключить к автомобильной аудиосистеме самый мощный сабвуфер.

Количество каналов. Это, проще говоря, количество выходов, к каждому из которых можно подсоединить по динамику.

Хотя можно и к двум каналам подсоединить один более мощный динамик по «мостовой схеме», и к одному каналу подсоединить два динамика, посчитав суммарное сопротивление по соответствующей формуле.

Одноканальные усилители (моноблоки) обычно предназначены для подключения сабвуфера к имеющейся аудиосистеме. Соответственно, при выборе такого усилителя важны те параметры, которые пригодятся при подключении сабвуфера. Наличие фильтра высоких частот в моноблоке не обязательно (нет смысла подключать к нему высокочастотные «пищалки»), а вот наличие НЧ-фильтра практически обязательно. Диапазон воспроизводимых частот в таких усилителях обычно смещен вниз, и максимальная частота редко превышает 250 Гц. Для подключения мощных сабвуферов желательно наличие в усилителе фильтра сверхнизких частот (subsonic) для «срезания» неслышимых ухом, но вредных и для оборудования и для организма человека частот ниже 20 Гц. Регулировка уровня баса также будет нелишней, особенно если её нет в штатной магнитоле.

Двухканальные усилители – более универсальный вариант. Могут использоваться как для подключения двух колонок, так и для подключения одной мощной колонки (сабвуфера) по мостовой схеме. Усиление в них производится уже во всем слышимом диапазоне: 20-20000 Гц. Соответственно, обычно оснащены как НЧ, так и ВЧ-фильтрами.

Читайте также:  Где взять бланки европротокола при дтп

Трехканальные усилители предназначены для подключения двух колонок и сабвуфера. Такие усилители зачастую имеют дополнительные возможности для работы с сабвуфером, вроде subsonic фильтра или регулировки баса.

Четырехканальные – наиболее универсальный вариант, чаще всего использующийся для построения аудиосистемы целиком. Представляет собой два двухканальных усилителя, объединенных в одном корпусе. Чаще всего каждый усилитель имеет свой кроссовер (комплект раздельных фильтров), что позволяет использовать усилитель как для подключения четырех динамиков, так и для подключения двух динамиков и сабвуфера. Впрочем, в некоторых моделях для снижения цены одна пара каналов предназначена для воспроизведения высоких частот, другая – низких (обычно обозначены как «front» – «передняя» – для ВЧ и «rear» – «задняя» – для НЧ). Соответственно, ВЧ-фильтра, к примеру, на задней паре может не оказаться.

Пятиканальные предназначены для подключения четырех колонок и сабвуфера.

Номинальная выходная мощность. Один из важнейших показателей усилителя. Производители это понимают и нередко пытаются ввести покупателя в заблуждение, указывая на корпусе усилителя числа, либо относящиеся к пиковой мощности, либо к потребляемой, либо вообще не имеющие никакого отношения к реальной мощности устройства.

Номинальная выходная мощность (RMS) – это мощность, с которой усилитель может работать продолжительное время (минимум 1 час). Пиковая мощность – мощность, которую усилитель может выдавать кратковременно, длительная работа с такой мощностью усилитель гарантированно повредит.

Выходная мощность усилителя обратно пропорциональна внутреннему сопротивлению подключенных динамиков: при увеличении сопротивления динамиков вдвое, мощность также падает вдвое. Поэтому номинальная мощность приводится обязательно с упоминанием внутреннего сопротивления (импеданса) подключенных динамиков.

Если к одному каналу подключается сразу два динамика, их сопротивление меняется — для последовательного подключения складывается, для параллельного считается по формуле (R1*R2)/(R1+R2).

Если вы собираетесь использовать пару каналов для включения сабвуфера в мостовом режиме, убедитесь, позволяет ли усилитель такое подключение и выясните, каково минимальное сопротивление динамика при таком подключении.

Минимальная и максимальная воспроизводимая частота обычно охватывает весь слышимый диапазон – от 20 до 20000 Гц. Превышение этих пределов в обе стороны встречается, но практического смысла не имеет. Скорее, диапазон в 10-50000 Гц указывается на шкале амплитудно-частотной характеристики некоторых усилителей, как свидетельство того, что в слышимом диапазоне (20 Гц-20 кГц) АЧХ ровная и усиление сигнала производится независимо от частоты. В моноблоках, предназначенных исключительно для подключения сабвуферов, максимальная частота часто урезана до 250-300 Гц. Это нормально, более высокие частоты сабвуферу воспроизводить незачем.

Для ценителей качества большое значение имеют такие показатели, как коэффициент гармонических искажений и соотношение сигнал-шум.

Гармоническое искажение – это привносимый в сигнал гармонический шум (периодический сигнал отличающейся от самого сигнала частоты). Высокий уровень гармонических искажений проявляется пропаданием чистоты звука, звук становится глухим, шипящим, что особенно хорошо заметно на высоких частотах. Коэффициент гармонических искажений – это отношение амплитуды вносимых гармоник к амплитуде полезного сигнала. Для качественного звучания необходимо, чтобы он был не более 1% на всех частотах. Для Hi-Fi техники принято иметь коэффициент гармонических искажений в районе 0,5-0,7%, а топовые Hi-End модели могут похвастаться показателем в сотые и тысячные доли процента, хотя большого смысла в этом нет: гармоники амплитудой менее 0,5% сигнала человеческих ухом неразличимы.

Кроме гармоничного шума, усилитель привносит в сигнал еще и шум случайный, источником которого служит множество факторов: тепловой шум, низкая разрядность АЦП, паразитные связи, самовозбуждение и т.д. Уровень такого шума, вносимого усилителем, характеризуется соотношением сигнал/шум. Параметр этот, грубо говоря, показывает, насколько сильный будет шум при нулевом сигнале на входе усилителя. Параметр этот не должен быть ниже 75 дБ, а для высококачественной техники – не ниже 95 дБ.

Чувствительностью называется та величина входного сигнала, при которой усилитель еще способен выдать сигнал номинальной мощности. Автомобильные усилители часто оснащают регулятором чувствительности («gain», «input level», «input sensitivity»), чтобы их сопряжение с разномастными аудиосистемами не вызвало проблем. Если вы собираетесь подключать усилитель на выход предусилителя аудиосистемы, на выход другого усилителя или отдельного кроссовера, убедитесь, что выбранный усилитель имеет регулируемую чувствительность и что выходной сигнал предыдущего устройства в цепочке находится в пределах чувствительности усилителя.

Проверьте, какие защиты включил производитель в выбранный вами усилитель. Считается хорошим тоном наличие защит от короткого замыкания и от перегрузки.

Также обратите внимание на размеры выбранного усилителя. Мощные АВ-усилители могут иметь довольно большие размеры и лучше сразу предусмотреть для них место в машине – защищенное от брызг и пыли с улицы, но со свободным доступом воздуха для охлаждения радиатора.

Возможности штатных или самостоятельно устанавливаемых в автомобиль головных устройств (или, проще говоря, магнитол) достаточно ограничены, и в первую очередь – неумолимыми законами физики: даже не при номинальных 12 вольтах, а реальных 14-14,5 В при работающем генераторе на 4-омную нагрузку источник отдаст не более 52 Вт электрической мощности постоянного тока. А как тогда «раскачать» сабвуфер или тыловую акустику? Усилительный каскад придется запитывать через мощный преобразователь напряжения, а это и габариты, и нагрев (а КПД у усилителей и импульсных преобразователей отнюдь не стопроцентный) – в торпеду, встроив в магнитолу, такое устройство уже не засунуть. Есть и еще один нюанс: чем ближе отдаваемая усилительным каскадом мощность к максимальной, тем больше искажений в сигнале. Поэтому требовательные к качеству звука слушатели используют усилители даже на тех мощностях, что, по идее, обеспечила бы и сама «голова»: работая на «правильном» участке частотной характеристики, усилитель обеспечит минимум искажений, имея одновременно запас для отработки пиков громкости.

Так что в любой более-менее серьезной звуковой инсталляции усилитель – это вещь из разряда must have. А вот какой усилитель лучше выбрать из множества моделей, представленных в магазинах? Попробуем разобраться.

Рейтинг лучших усилителей в машину

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие одноканальные автомобильные усилители 1 Audison SR 1Dk 9.8 / 10 34 500
2 Focal FPX 1.1000 9.7 / 10 30 890
3 Kicx AR 1.350 9.6 / 10 8 170
4 JBL GX-A3001 9.1 / 10 6 280
Лучшие двухканальные усилители в машину 1 Focal FPX 2.750 9.7 / 10 30 890
2 Pioneer GM-A5702 9.5 / 10 7 470
3 Alpine PMX-T320 9.0 / 10 6 320
Лучшие четырехканальные усилители в машину 1 Kicx QS 4.160М Black Edition 9.8 / 10 11 890
2 Infinity REF-704A 9.6 / 10 9 010
3 Pioneer GM-D8604 9.0 / 10 9 990

Лучшие одноканальные автомобильные усилители

Тем не менее, его разработчики добились отличного для класса D КНИ 0,108/0,644% на 4- и 2-омной нагрузке соответственно. Соотношение сигнал-шум тоже в рамках допустимого, если мы говорим о качестве звука, а не покупаем сабвуферный усилитель только для вибромассажа спины очередными «шедеврами» электронной музыки.

Читайте также:  Правила дорожного движения реверсивное движение

Удобное решение – то, что все регуляторы выведены на плоскость сверху, поэтому после закрепления усилителя в багажнике останутся легко доступными. Достаточно снять пластиковую защитную крышку, чтобы получить доступ к настройкам. Радует, что предусмотрена возможность и каскадного соединения через линейные входы-выходы, и входы высокого уровня. Предусмотрена также работа с внешним регулятором громкости.

  • Высокая мощность при нормальном качестве звучания
  • Обилие регулировок
  • Высокоуровневые входы
  • Удобство настройки
  • Разве что цена

Схема оконечных каскадов изначально выполнена мостовой, то есть к выходам смело можно подключать однокатушечный «саб», рассчитывая получить максимальную мощность, не все одноканальники это могут (у них пара выходов рассчитана на строго на двухкатушечные динамики или подключение двух сабвуферов).

Набор настроек – классический: частоты среза, чувствительность, усиление баса, поворот фазы. Подключение – только «тюльпанами» линейных входов, предусмотрены и выходы для каскадного соединения усилителей сабвуфера и тыла.

Что же однозначно отнесем в плюсы класса D – так это габариты и вес усилителя: он в сравнении с «чисто аналоговыми» одноканальниками AB и тем более А гораздо меньше, легче и уж тем более не превращается в «печку» при длительной работе на высокой мощности.

  • Высокая выходная мощность, в то же время хорошее качество звучания
  • Поддержка 1-омных динамиков
  • Малый нагрев
  • Нет высокоуровневого входа

Набор функций здесь традиционен для одноканальных усилителей, которые используются с сабвуферами: регулировка чувствительности входа, поворота фазы в диапазоне от 0 до 180 градусов, частоты среза low pass-фильтра, подъема НЧ. Есть возможность подключения внешнего пульта управления.

В подключении этот усилитель удобен тем, что не требует от головного устройства наличия сабвуферного выхода – он имеет стандартные «тюльпаны» линейных входов, внутри суммируя сигналы обоих каналов. Стоп, а если я захочу и на тылы подключить усилитель, а единственная пара «тюльпанов» уже занята? Все просто – здесь есть не только линейные входы, но и линейные выходы, так что к Kicx AR 1.350 можно подключать и еще один усилитель в цепочку безо всяких ухищрений.

  • Качество звука
  • Достаточный набор настроек
  • Нет высокоуровневого входа

Мощность усилительного каскада, работающего в классе AB, составляет 200 Вт для 4-омной нагрузки или 300 Вт для 2-омной. Усилитель имеет неплохое соотношение сигнал-шум, благо и большинство шумов далеко выходят за полосу частот, отыгрываемую сабвуферными динамиками. Если Ваша магнитола не имеет линейных выходов – не переживайте, вход высокого уровня предусмотрен.

Настроек у этой модели немного – чувствительность, частота среза и усиление баса. В принципе, для большинства случаев больше-то и не надо, но иметь хотя бы «про запас» регулятор фазы было бы не лишним.

  • Небольшие габариты
  • Высокоуровневый вход
  • Ограниченная выходная мощность
  • Нет регулятора фазы

Лучшие двухканальные усилители в машину

750 Вт для этого усилителя – суммарная мощность двух каналов на 2-омной нагрузке. Оба независимых канала можно включать и в режиме моста, так что усилитель можно использовать и для двух фронтальных каналов, и одного сабвуферного (хотя зачем, если за те же деньги есть специально «заточенный» FPX 1.1000?). Соответственно, и органы управления у него схожи с FPX 1.1000, за исключением добавленного переключателя AЧX – можно вырезать низкие частоты, если в системе есть отдельный сабвуферный усилитель, или, наоборот, оставить только их, если именно этот усилитель в мостовом подключении работает на «саб». Если же Вы просто подключаете сюда акустику без сабвуфера, то фильтр можно полностью отключить и передать на нее весь частотный диапазон без изменений.

  • Низкий коэффициент искажений при высокой мощности и одновременно – экономичности и компактных размерах.
  • Возможность использования с сабвуфером, тыловой акустикой, каскадного включения с сабвуферным усилителем
  • Все так же нет входа высокого уровня

Как и подобает «двухканальнику», предусмотрена и работа в мостовом режиме на сабвуферный динамик: для этого предусмотрен отключаемый фильтр низких частот, настраиваемый в диапазоне от 40 до 500 Гц. Усиление баса – без плавной настройки, трехпозиционным переключателем, регулировка усиления плавная, а регулятора фазы нет. Проще говоря, перед нами усилитель для достаточно мощных, но все же любительских инсталляций, когда владельцу машины обилие регулировок и не требуется, а вот возможность подключения к силовым выходам «головы» (например, если оставляется штатная магнитола) как раз кстати.

Отметим, что нелинейные искажения минимальны в области средних мощностей – то есть именно там, где в основном и будет использоваться усилитель. На 4-омных динамиках искажения ожидаемо меньше. Бас-бустер работает и в одноканальном, и в двухканальном режиме работы, что тоже в плюс – можно поднять низы на задних «блинах», и не устанавливая сабвуфер, если качество динамиков и прочность полки позволяют. Однако подъем НЧ в двухканальном режиме меньше, чем в одноканальном – до 3 дБ, на сабвуфер же усилитель способен выдать и 12-децибельный буст.

  • Простота подключения и настройки
  • Сбалансированное звучание в обоих режимах
  • Комфортный тепловой режим, у усилителя нет проблем с перегревом
  • Нет регулировки фазы
  • Ступенчатая регулировка подъема НЧ

Подключать усилитель можно и к линейным выходам, и непосредственно к оконечнику магнитолы – входы высокого уровня также предусмотрены. Регулировок, увы, минимум: режим работы фильтра (ФНЧ/ФВЧ/выключен), поднятие низких частот трехпозиционным переключателем, чувствительность. Так что усилитель, как ни крути, в первую очередь рассчитан на нетребовательных к сложности и мощности акустики пользователей, которым не нужны лишние «навороты», возиться с настройками желания нет, а магнитола, вполне вероятно, штатная, без линейных выходов. Зато он довольно недорог, неплохо звучит и легко подключается – так почему бы и нет?

  • Качество звука
  • Простота установки и настройки
  • Невелика мощность
  • Минимум настроек

Лучшие четырехканальные усилители в машину

Корпус у усилителя простоват внешне, даже нарочито груб. Тем не менее, они имеет отличные характеристики и по уровню искажений, и по разделению каналов. Входных «тюльпанов» — 4 штуки, причем входы разделены на две группы, в каждой из которых все настройки задаются индивидуально – самое то для подключения фронтальной и тыловой акустики на один усилитель. Любая пара каналов может работать и в мостовом подключении – вот Вам и усилитель 2.1 на фронт и сабвуфер. Наличие линейных выходов позволит применить усилитель на все четыре канала, подключив сабвуферный усилитель в каскад.

Для каждой группы каналов (А и B) предусмотрена настройка чувствительности, фильтра сабсоника (0-50 Гц), есть ФВЧ, причем двухрежимный. В одном варианте частота среза регулируется в диапазоне 50-500 Гц, в другом – от 500 Гц до 5 кГц. Точно такие же два режима есть и у ФНЧ, для каждой группы можно по выбору активировать любой из фильтров – это уже пригодится при сборке компонентной акустики, где за средние/высокие частоты будет отвечать один канал усиления, а за низкие – другой.

  • Гибкость режимов работы: четыре канала, 2+1, 2 канала компонентной акустики
  • Низкий уровень искажений
  • Нет регулировки фазы
Читайте также:  Toyota land cruiser 150

Одна из них – это возможность подключения напрямую к силовым выходам магнитолы, хотя отдельных высокоуровневых входов здесь нет. Берем из комплекта переходники с клеммников на «тюльпаны», вставляем их в линейные входы и просто перещелкиваем Input Level с Lo (линейный вход) на Hi1 или Hi2 (высокоуровневые входы с разной чувствительностью). В Hi2 дополнительно снижается входное сопротивление на случай, если штатное ГУ отказывается работать, «не видя» нагрузку на выходе своего усилителя. Просто и удобно, и отдельное спасибо за наличие в комплекте переходников.

Входные каналы жестко прописаны как фронтальные и тыловые, но на самом деле их набор настроек идентичен – можно раздельно настраивать чувствительность, частоту среза ФВЧ или ФНЧ, выбираемых произвольно. Однако полоса у фильтров фиксированная – от 32 до 320 Гц, то есть такого удобства в работе с компонентной акустикой, как у Kicx, нет. Есть и суммированные выходы для подключения усилителя сабвуфера в каскад.

Еще одна особенность – это дополнительный линейный вход Halosonic, предназначенный для фирменной «хармановской» системы активного шумоподавления: дорожный шум сюда подается в противофазе, и динамики тем самым глушат звуки окружающей среды.

  • Качественное звучание, причем реальный запас мощности даже выше заявленного
  • Поддержка системы активного шумоподавления Harman Halosonic
  • Удобство сопряжения с ГУ без линейных выходов
  • Очень неудобная замена предохранителей (потребуются отвертка и щипцы)

Подключение простое и понятное – разъемы линейных входов расположены по центру, а регуляторы каждой пары разнесены к краям, не перепутаешь. Любая пара каналов может работать в мосту (подключение в формате 2.1), но учтите одну особенность, плохо заметную из-за неразборчивой маркировки: полярность на колодке не чередуется, как обычно (плюс-минус-плюс-минус), а симметрична (плюс-минус-минус-плюс).

Набор регулировок в каждой паре минимален – усиление, выбор режима кроссовера ФВЧ/линейный/ФНЧ), полоса срезания фильтра. Также можно найти переключатель Input Select: в положении 2CH задействована только одна пара линейных входов, и на каждую пару каналов динамик подключается в мост, либо собирается схема 2+1, в режиме 4CH, соответственно, работают все входы. Допускается подключение к линейным входам как к входам высокого уровня, отдельных переключателей режима работы нет.

  • Компактность при неплохой мощности
  • Возможность подключения к ГУ без линейных выходов
  • Резкий рост КНИ в определенных точках кривой может давать о себе знать на пиках громкости

Какой усилитель в машину лучше выбрать?

Начнем с его назначения. Если Вам нужен именно усилитель на сабвуфер, то вариантов два – либо одноканальный усилитель, либо двухканальный в мостовом подключении. В чем разница? Двухканальный усилитель универсальнее – его можно будет, сняв сабвуфер, переключить на широкополосную акустику, или, покупая более мощный «саб», подключить в каскад с новым сабвуферным усилителем. Именно поэтому на двухканальных усилителях предусматривается переключение фильтров, позволяющее либо отсекать все средние и высокие частоты, когда усилитель подключен к сабвуферу, либо вырезать НЧ, если он работает с фронтальной акустикой в паре с «сабом», или оставить спектр сигнала неизменным, когда сабвуфера в машине нет, и фронтальная акустика «играет» во всей полосе частот.

Если же Вы хотите добавить мощности и на фронтальную акустику, и на тыловую, то понадобятся уже 4 канала. Причем, подключив два канала в мост, Вы при желании получите усилитель 2.1 на сабвуфер и фронтальную акустику. Отметим, что на компонентной акустике использование отдельных каналов на разных полосах частот также часто практикуется, поэтому четырехканальные усилители, бывает, используют и только на фронтальной или тыловой акустике. Если же подключать и фронт, и тыл, да еще и полос частот в установленной акустике много… В общем, и 8 каналов на автомобильных усилителях никого не удивляют.

Качество звука усилителя во многом определяется классом работы его оконечных каскадов. Самым «чистым» (и то с оговорками) считается столь любимый аудиофилами класс А, но и КПД в нем минимален – а, значит, усилитель будет нагружать аккумулятор и генератор, большую часть израсходованных ватт отдав на разогрев багажника. Поэтому в автомобильной акустике если уж и говорить о «чистом аналоге», то в классе AB – звук у качественных усилителей практически не страдает, а вот КПД уже выше. Что же касается часто называемых «цифровыми» усилителей класса D, то у них КПД доходит до 90%, они компактны, минимально нагружают источники тока, мало нагреваются. Но и добиться хорошего звука от них сложнее и дороже. Поэтому в первую очередь актуальны они для сабвуферов – именно там мощности максимальны, а вот узкая полоса пропускания замаскирует многие огрехи, свойственные классу D. Широкополосные же усилители класса D с хорошим качеством звука на всех частотах пока что гораздо дороже сопоставимых по звучанию «аналоговых».

Естественно, обратите внимание на набор регулировок и входов-выходов: если на штатной магнитоле нет линейных выходов, а менять Вы ее не собираетесь, то однозначно потребуется усилитель с высокоуровневыми входами. Наличие на усилителе «тюльпанов» и на вход, и на выход позволит легко собрать каскадную схему – например, если на сабвуфер нужно отдать большую мощность, а широкополосную акустику только «приподнять», то двухканальный усилитель тыла можно будет подключить к линейным выходам сабвуферного усилителя, а уже его – к линейным выходам «головы». Наличие плавных регулировок частот среза, усиления НЧ и фазы позволит максимально точно подогнать звучание под свой вкус.

Говорить о мощности усилителя нельзя без отрыва от коэффициента искажений и чувствительности акустики. Чувствительные динамики обеспечат ту же громкость при меньшей мощности, подводимой усилителем, по сравнению с «тупыми». Поскольку с ростом мощности на выходе у усилителей неизбежно растут и искажения, звук в результате на менее чувствительных динамиках с тем же усилителем будет хуже. Чтобы сохранить качество, придется уже применить более мощный усилитель, который будет работать на более комфортном для уха участке кривой КНИ. Так что лучше купить более чувствительные динамики и усилитель попроще, чем пытаться «раскачать» низкочувствительные лишними ваттами.

И последнее, не по значению, а только по порядку. Никаких пластиковых «ушек» крепления, особенно на тяжелых усилителях большой мощности: сколько бы их ни попадалось автору установленными в клиентских машинах или принесенными в ремонт, у всех были трещины или вовсе отломанные крепления. Такой усилитель рано или поздно отправится «гулять» по багажнику, особенно зимой, когда пластик становится хрупким.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *