Условия безопасного управления транспортным средством

Режим движения, выбираемый водителем на дороге, является результатом переработки огромного количества поступающей к нему информации. Отсюда следует, что чем больше опыт у водителя, чем больше развиты у него навыки, чем более подготовлен он к маршруту движения тем безопаснее режим движения в конечном итоге он выбирает, тем больше потенциальная возможность поездки без дорожно-транспортного происшествия. Движения автомобилей в городах с интенсивными транспортными и пешеходными потоками имеет свои особенности:

  • Рядность движения
  • Небольшие расстояния между автомобилями
  • Обилие технических средств регулирования
  • Пешеходных переходах
  • Перекрестках
  • Наличие непрерывного встречного потока автомобилей

В этих условиях особое значение приобретает выполнение такой последовательности действий:

Необходимо правильно определять и выдерживать дистанцию между автомобилями и интервалы между рядами.

При выборе безопасной дистанции между автомобилями необходимо учитывать:

  • Состояние дорожных покрытий
  • Видимость
  • Атмосферные условия
  • Состояние протекторов шин
  • Скорость движения
  • Реакцию водителя, которая может меняться в зависимости от различных ситуаций

В городских условиях безопасной считают дистанцию, равную половине скорости движения. При скорости движения 60 км/ч дистанция должна составлять не менее 30 м. На крутых подъемах и спусках дистанция между автомобилями должна быть увеличена в два-три раза.

Также необходимо соблюдать интервал не только между встречными автомобилями, но и между, но и между автомобилями и тратуарами, обочинами, пешеходами. Чем выше скорость, тем больше интервал. В любом случае интервал должен быть не менее одного метра. Особенно тщательно нужно выбирать интервал при разъезде, в условиях плохой видимости, при обгоне велосипедистов и мотоциклистов. Лобовые и боковые столкновения транспортных средств часто вызываются тем, что водители оставляют слишком малые расстояние между бортами автомобилей.

Проезжая пешеходные переходы, водитель должен проявлять повышенную осторожность и быть готовым вовремя остановить автомобиль. Такие же предосторожности нужно соблюдать, двигаясь мимо остановок общественного транспорта. Основная мера безопасности – заблаговременное снижение скорости движения, готовность к немедленным действия при появлении пешеходов в непосредственной близости от автомобиля.

Дорожные условия могут быть разнообразны: прямые участки дорог и повороты с изменяющимися радиусами, спуски и подъемы, различные ширина и состояния проезжей части, изменение дальности видимости и условий обзора. Все это оказывает значительное влияние на режим движения. Для принятие правильного решения при выборе скорости движения водителю необходимо иметь соответствующие знания и навыки в оценке в дорожных условиях. Особенно важно водителю уметь оценивать сцепные качества дорожного покрытия, а так же знать причины его повышенной скользкости. Это поможет правильно определить величину тормозного пути, а следовательно, выбрать безопасную скорость движения.

Опасность на дороге, имеющей хорошие сцепные качества, могут создать отдельные, зачастую небольшие участки гладкого дорожного покрытия, образующегося в результате его износа и шлифовки колесами автомобилей. Такие участки бывают в местах, где часто меняется режим движения автомобилей, совершаются разгоны и торможения: перед перекрестками и пешеходными переходами, непосредственно на них и за ними, на поворотах, перед подъемами и спусками, в зонах остановок общественных транспортных средств, перед участками с ограниченной видимостью и непосредственно на них. На дорогах также могут быть участки, которые наиболее часто подвергаются загрязнению и увлажнению. Это примыкания или пересечения с дорогами, не имеющими твердого покрытия, участки дорог с грунтовыми обочинами.

Что касается технического состояния транспортных средств. В обязательном порядке наши автомобили должны проходить ежедневное техническое обслуживание, ТО 1, ТО 2.

Как известно, перед каждым поворотом водитель должен притормозить. Однако не все знают, что заканчивать торможение следует до начала поворота. Если вы будете тормозить на повороте, то это заметно снизит боковую устойчивость машины, что даже может стать причиной опрокидывания. Не следует также забывать, что торможение на повороте вызывает повышенный износ деталей ходовой части и рулевого управления, а также колесной резины.

При выполнении поворота траектория транспортного средства должна иметь максимальную крутизну в его начале. По мере прохождения поворота автомобиль постепенно выравнивается.

Перед выбоиной, ямой, выступом или другим аналогичным препятствием на дороге следует снизить скорость заранее, а уже перед самым наездом на препятствии – отпустить педаль тормоза. Таким образом вы сможете минимизировать силу удара. Иногда в подобной ситуации целесообразно выжимать сцепление.

Подъемы и спуски на скользкой дороге рекомендуется проезжать на одной скорости, но не в коем случае не накатом, периодически притормаживая (как это часто делают неопытные водители при езде на спуске), а на пониженной передаче. Без крайней необходимости не следует переключать передачи, увеличивать подачу топлива и делать резкие движения рулевым колесом.

Не все водители знают, что очень опасной дорога становится в первые минуты после начала дождя. Дело в том, что вода смешивается с еще не смытой с проезжей части дорожной пылью и грязью, образуя жидкую кашицу. В это время нужно соблюдать особую осторожность: не делать резких движений (ускоряться, тормозить, изменять направление движения), повороты проходить на небольшой скорости и держать повышенную дистанцию от следующих спереди транспортных средств.

На мокрой дороге нужно быть особенно осторожным. В любом случае в сильный ливень не рекомендуется ехать со скоростью более 60 километров в час (исключением являются автомагистрали, но не всегда). Не соблюдение этой рекомендации приводит к аквапланированию.

Водители знают: одним из самых сложных и опасных маневров на дороге является обгон. Напомню, что в действующей редакции Правил дорожного движения обгоном считается опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (не обязательно на полосу встречного движения). Значительная часть дорожно-транспортных происшествий при выполнении обгона происходит не со встречными, а попутными автомобилями. Чаще всего это обусловлено тем, что автомобили движутся на высоких скоростях без соблюдения дистанции.

Отдавайте себя отчет в том, что водитель обгоняемого вами автомобиля может не видеть вас и в любой момент взять левее, например, для объезда препятствия (выбоины и др.) на дороге, не подав при этом соответствующего сигнала указателем поворота.

По окончании обгона возвращаться на свою полосу можно, только когда транспортное средство, которое вы обгоняли, видно в зеркало, а расстояние до него составляет порядком 20 метров.

При обгоне велосипедистов сохраняйте боковой интервал с ними не менее 1 метра. По своему менталитету велосипедист – тот же пешеход, но передвигается он быстрее. Запрещается перед велосипедистом делать неожиданные движения, а после обгона резво тормозить. С другой стороны, от велосипедиста это вполне ожидаемо (в частности, он может в любой момент потерять равновесие и упасть под колеса автомобиля).

Если в дороге вас застал сильный туман, дождь или снегопад, помните: включение обычных фар только снизит видимость, поскольку может образоваться своего рода «световая стена». В данном случае было бы целесообразно погасить все световые приборы, но это запрещено Правилами дорожного движения, поскольку транспортное средство станет плохо заметным для других участников движения.

В данной ситуации проще водителям, автомобили которых снабжены противотуманными фарами. Если туман не очень сильный (в дальнем свете фар видимость составляет не менее 100 метров), то включите фары дальнего света вместе с противотуманными фарами. Не забывайте при наличии встречных транспортных средств переходить на ближний свет, а «противотуманки» выключать. При попадании в средний туман или сильный дождь включите противотуманные фары и фары ближнего света. Если же туман очень густой либо вы попали в сильный снегопад, то включайте только противотуманные фары.

Когда видимость на дороге не более 10 метров, двигаться можно со скоростью не более 5 километров в час. В противном случае вы подвергаете опасности не только себя, но и других участников дорожного движения.

Одними из самых аварийноопасных мест на дороге являются нерегулируемые перекрестки. Дорожно-транспортные происшествия на них обычно происходят по причине нарушения правил маневрирования, несоблюдения безопасной дистанции, а также потому, что кто-то из водителей своевременно не заметил знаки дорожного движения.

Управляя автомобилем, всегда учитывайте вероятность того, что любой другой участник дорожного движения может проигнорировать Правила дорожного движения либо допустить ошибку, которая приведет к возникновению опасной ситуации. ВНИМАНИЕ.

На дороге старайтесь держаться подальше от военных машин. Нередко такими машинами управляют молодые солдаты, недавно получившие права. Следует ли говорить, насколько опасен крупногабаритный «Урал», за рулем которого сидит неопытный водитель!

Будьте внимательны даже, когда имеете преимущество (едете на зеленый свет, находитесь на главной дороге), чтобы успеть среагировать на возможное нарушение ПДД другими участниками движения.

Стоящее на обочине транспортное средство всегда является объектом повышенной опасности. В частности, из-за припаркованного автобуса или грузовика в любой момент на дорогу может выбежать пешеход. Обращайте внимание на просвет между днищем кузова стоящего автомобиля и проезжей частью. Так вы заметите прохожего или его ноги, что будет сигналом к принятию соответствующих мер предосторожности. Ожидайте неприятности от пешеходов, которые идут близко к проезжей части, например по самому краю тротуара или бордюру. Во-первых, человек может оступиться и упасть на проезжую часть. Во-вторых, есть вероятность, что он начнет переходить дорогу. В-третьих, возможно, это слабовидящий или слабослышащий человек, не подозревающий об опасности.

Соблюдайте особую осторожность, если видите, что возле проезжей части играют дети. Непредсказуемостью отличаются и пешеходы в состоянии опьянения.

Следует учитывать, что при температуре окружающего воздуха больше 28 градусов у подавляющего большинства людей заметно снижаются водительские способности. Кроме того, вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие повышают следующие факторы:

  • курение во время движения (если очень нужно, то остановитесь на обочине и покурите);
  • прием водителем определенных лекарственных препаратов;
  • плохое самочувствие, усталость водителя;
  • тугой руль, мягкая тормозная педаль;
  • скользкая дорога;
  • движение в условиях ограниченной видимости;
  • недостаточная контрастность и освещенность потенциального источника опасности;
  • управление транспортным средством в состоянии сильного волнения или возбуждения;

Наибольшей усталости организм человека достигает, как правило в дневное время примерно с 15:30 до 19:00 и в ночное время с 2:00 до 6:00.

Вообще специалисты выделяют три степени водительского утомления:

  • легкая степень распознается при наступлении зевоты и тяжести век;
  • средняя степень характеризуется резью в глазах, сухостью во рту, появлению тех или иных фантазий. При этом по телу может проходить теплая волна и создается ложное впечатление, что другие транспортные средства движутся очень медленно;
  • при сильной степени утомления голова начинает клониться вперед, руки сползают с руля, в глазах появляется рябь, человек покрывается потом, а самое главное – создается впечатление, что все это происходит не с ним.
Читайте также:  Возместить ущерб по каско

Для снятия легкого утомления достаточно умыться холодной водой, немного передохнуть либо выпить крепкого чая. От среднего и сильного утомления помогает избавиться лишь сон.

ВНИМАНИЕ

Одним из самых опасных состояний водитель является так называемый «сон с открытыми глазами», наступающий в результате переутомления. Со стороны создается впечатление, что человек не спит и управляет машиной, в реальности же он находится в полной «отключке».

Каждый водитель перед поездкой должен себя настроить, что управление автомобилем – это в первую очередь сложная работа, а не приятное времяпрепровождение, которое сопровождается слушанием музыки или разговорами с пассажирами.

Как известно, в пределах населенных пунктов Правила дорожного движения разрешают двигается со скоростью не более 60 километров в час, за пределами населенного пункта – не более 90 километров в час (если иное не регламентировано дорожными знаками). Для безопасной езды в городе необходимо соблюдать дистанцию между транспортными средствами не менее 20 метров, за городом – не менее 40 метров (при условии, что дорога сухая и чистая, без гололеда и т.п.).

Неоправданно большую дистанцию держать также не рекомендуется. Во-первых, это будет провоцировать других водителей на обгон и перестроение, а у пешеходов может возникнуть соблазн перебежать проезжую часть именно перед вашим автомобилем.

Учтите, что при движении 60 километров в час автомобиль каждую секунду преодолевает расстояние 17,7 метра, а при движении со скоростью 90 километров в час – 24,5 метра. Однако тормозной путь при скорости 90 километров в час в два раза больше тормозного пути, чем при скорости 60 километров в час (несоответствие объясняется более высокой силой инерции, а также другими факторами).

В случае встречного разъезда с другими транспортными средствами в условиях плохой видимости старайтесь держаться как можно ближе к правому краю проезжей части. Встречный автомобиль может перевозить плохо обозначенный и поэтому почти невидимый крупногабаритный груз, выступающий по бокам. Если навстречу движется транспортное средство, у которого горит одна фара, — помните, что это не обязательно мотоцикл, возможно, это машина у которой одна фара не работает.

Неопытные водители совершают одну и ту же ошибку при движении накатом: отпустив педаль газа, они продолжают держать выжатой педаль сцепления и едут так до следующего включения передачи. Этого делать нельзя. Двигаясь накатом, необходимо ставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпускать педаль сцепления. В противном случае высока вероятность, что сцепление «сгорит» (выжимной подшипник не рассчитан на такой режим работы).

Категорически запрещается включать заднюю передачу, если автомобиль еще не остановился и движется вперед – иначе можно быстро вывести из строя коробку передач.

Пользоваться зеркалами заднего вида следует в среднем каждые 5 секунд, поскольку водитель должен контролировать ситуацию не только спереди, но и по бокам и сзади своего автомобиля. Обязательно нужно посмотреть в зеркало заднего вида перед началом движения, перестроением, поворотом, обгоном, торможением.

Большинство современных автомобилей оснащено противоугонными устройствами, находящимися в рулевой колонке и блокирующими рулевое управление (устанавливаются заводом-изготовителем). На таких транспортных средствах категорически запрещается включать зажигание во время движения (иногда это делают на старых автомобилях для экономии топлива при движении на спуске). В противном случае руль может заблокироваться прямо во время движения, что приводит к катастрофическим последствиям.

Выполняя левый поворот на перекрестке, старайтесь держаться как можно дальше от его центра, что позволяет снизить вероятность столкновения при возникновении опасной ситуации.

В плотном транспортном потоке старайтесь двигаться со скоростью этого потока, избегая перестроений и иных маневров без особой необходимости. Не следует обгонять шеренгу стоящих в пробке автомобилей, особенно по полосе встречного движения (при появлении встречного транспортного средства у вас не будет места для возврата на свою полосу). Если есть выбор, то рекомендуется ехать по знакомому маршруту, пусть даже он немного длиннее.

Учтите, что у автопоезда при повороте прицеп всегда смещается ближе к центру поворота.

При неожиданном попадании на небольшой участок дороги, покрытый льдом, проезжайте его на такой же скорости (разумеется, если позволяет текущая дорожная ситуация). Многие новички в такой ситуации теряются и нажимают педаль тормоза либо пытаются объехать этот участок дороги, что в итоге приводит к заносу.

Если вы монотонно едете по скоростной трассе, то время от времени поглядывайте на спидометр. Дело в том, что при подобной езде человек склонен преуменьшать реальную скорость движения: кажется, что двигаешься со скоростью 90 километров в час, а на спидометре – уже 110 километров в час.

Сегодня стали модными зеркала заднего вида сферической формы. Они намного увеличивают обзор, но имеют серьезный недостаток: в них расстояние до отражающегося объекта кажется больше чем есть на самом деле.

В теории безопасности движения особое значение имеют понятия «остановочный путь», «время реакции водителя» и «тормозной путь».

Основы безопасности дорожного движения

Остановочный путь — путь, пройденный транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

Время реакции водителя — время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее избежанию.

Тормозной путь — путь, пройденный транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.

Остановочный путь включает в себя путь, пройденный за время реакции водителя, и тормозной путь. Следовательно, на величину остановочного пути влияют и действия водителя, и поведение транспортного средства.

Если водитель заметил опасность на своем пути заранее и затормозил вовремя, то ему всегда хватит остановочного пути, чтобы избежать ДТП.

Но когда остановочный путь превышает расстояние до препятствия, избежать аварии за счет торможения становится невозможно.

Поэтому очень важно так наблюдать за дорогой, чтобы все опасности находились под контролем, и ни одна из них не застала водителя врасплох.

Однако добиться этого удается не всегда. В темное время суток, в условиях недостаточной видимости опасные объекты могут появиться в поле зрения слишком поздно.

Бывает и так, что водителя подводит собственное зрение — при определенных условиях глаза человека ошибочно оценивают расстояние до объектов или скорость их перемещения.

Такой обман зрения называется оптической иллюзией. Вы должны знать, в каких случаях зрение предоставляет водителю неверную информацию.

Условия Проблема Опасность Совет
Движение в поле, степи, пустыне Искажается восприятие собственной скорости Реальная скорость вашего автомобиля значительно выше, чем вам кажется Чаще сверяться со спидометром и принудительно снижать скорость
Недостаточная видимость
(воздух непрозрачен)
Искажаются расстояния до предметов Любые предметы и объекты находятся ближе, чем вам кажется Дополнительно увеличить дистанцию, начинать торможение раньше, чем обычно
Недостаточная освещенность(сумерки, ночь, пасмурная погода) Искажается восприятие скорости встречного автомобиля Встречный автомобиль приближается быстрее, чем вы ожидаете Соблюдать осторожность при обгоне, оставлять запас расстояния при выезде на встречную полосу

Время реакции водителя

Считается, что у среднестатистического водителя время реакции находится в диапазоне от 0,5 до 1,5 секунды. Это время увеличивается, если водитель находится в состоянии опьянения, утомления или болезни, отвлекается от управления, разговаривает по мобильному телефону и т.д.

Вместе с замедлением реакции происходит увеличение остановочного пути и повышается риск совершения ДТП.

Так, замедление реакции водителя на 1 секунду приведет к тому, что автомобиль, движущийся со скоростью 90 км/ч, при возникновении опасности проедет лишние 25 метров, прежде чем водитель нажмет на педаль тормоза.

Впоследствии этих метров может не хватить для предотвращения ДТП.

Особую опасность представляет утомление водителя. Оно наступает незаметно и зачастую заканчивается тем, что водитель засыпает за рулем. В дальних поездках при первых признаках сонливости нужно остановиться и найти возможность поспать как минимум 30-40 минут.

Тормозной путь автомобиля

Величина тормозного пути зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются:

  • Скорость движения;
  • Техническое состояние тормозной системы;
  • Состояние проезжей части дороги;
  • Масса транспортного средства.

Основные правила выбора безопасной скорости мы рассматривали в 10-м разделе нашего курса. Если вы затрудняетесь с ее определением, можно ориентироваться на среднюю скорость транспортного потока, в котором вы движетесь. Движение значительно быстрее или значительно медленнее транспортного потока создает серьезные опасности на дороге.

Большое влияние на величину тормозного пути оказывает состояние проезжей части. Если на скользкой дороге нажать на тормозную педаль слишком сильно, то может возникнуть ситуация, когда вращающиеся колеса остановились, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед.

Такое движение, при котором ТС не катится, а скользит, называется юзом. Движение юзом приводит не к уменьшению, а к возрастанию тормозного пути, поэтому его нужно избегать.

Важно знать!
Наиболее эффективным является торможение на грани блокировки колес. Оно требует умелого пользования педалью тормоза. На скользкой дороге, чтобы не допустить юза, нужно многократно и очень часто нажимать и отпускать тормозную педаль, не давая колесам заблокироваться.

Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС), то она сама выполняет эту работу за водителя. В таком случае, ему остаётся только держать тормозную педаль в нажатом положении до полной остановки автомобиля.

Наличие АБС улучшает управляемость и снижает вероятность заноса, однако эта система не может гарантировать предотвращения ДТП при неосторожных действиях водителя. То же самое можно сказать об использовании качественных зимних шин в холодное время года.

Тормозной путь связан с массой автомобиля следующим образом. Независимо от загрузки, торможение обеспечивают четыре колесных тормозных механизма. При увеличении массы нагрузка на них возрастает, тормоза быстро нагреваются, отчего сила трения уменьшается, а тормозной путь — увеличивается.

Особенно заметно это бывает на крутых или затяжных спусках. Во избежание отказа тормозов при длительном движении под уклон, нельзя постоянно использовать педаль тормоза для снижения скорости.

Чтобы скорость на спуске оставалась стабильной, каждый водитель должен владеть приемом, который называется «торможение двигателем». Если, не выключая передачу, отпустить педаль газа, то двигатель, работающий на малых оборотах, не позволит колесам разгоняться.

Если на крутом спуске этого оказалось недостаточно, то нужно перевести рычаг коробки передач на пониженную передачу — скорость автомобиля снизится и в дальнейшем будет поддерживаться постоянной.

Когда автомобиль находится не на спуске, а на подъеме, у начинающего водителя могут возникнуть трудности при трогании с места. Поскольку тормозная педаль в этот момент не нажата, автомобиль может покатиться назад.

Чтобы не допустить отката, вы можете заранее задействовать рычаг стояночного тормоза, а в момент начала движения отпустить его свободной рукой.

Помимо нагрева, тормозная система не любит сырости. Если при проезде через глубокую лужу в тормозные механизмы попала вода, нужно просушить их, несколько раз активно притормозив на свободном участке дороги. Тепло, которое выделится при торможении, будет способствовать испарению влаги.

Важно знать!
В процессе движения водитель должен стараться избегать резких торможений, поскольку они могут привести к наезду сзади. Перед любым торможением нужно знать, что происходит позади вашего автомобиля. Для этого существуют зеркала заднего вида. Если позади идущее транспортное средство находится на близком расстоянии, чтобы не спровоцировать ДТП, нужно начинать торможение раньше,чем вы привыкли, и нажимать на педаль тормоза более плавно. Если впереди есть свободное пространство, в такой ситуации лучше всего воспользоваться торможением двигателем, вообще не прикасаясь к тормозной педали.

Дорожные условия и движение автомобиля

Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.

Читайте также:  Причины замены рулевой тяги
Тормозной путь легкового автомобиля
на асфальте на льду
30 км/ч 6 метров 17 метров
60 км/ч 23 метра 69 метров
90 км/ч 52 метра 156 метров

Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.

При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.

Важно знать!
При наезде на скользкую поверхность только одной стороной автомобиля (например, правыми колесами) любое торможение и резкий поворот руля может привести к заносу.

В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь. Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу.

Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.

Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.

Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.

Для повышения устойчивости рекомендуется снизить скорость, перейти на пониженную передачу, а при необходимости — выровнять траекторию при помощи руля.

Вывод автомобиля из заноса

Занос — это процесс, при котором задняя часть автомобиля отклоняется от основной траектории вправо или влево. При сильном заносе не исключено вращение автомобиля на проезжей части и выбрасывание его за пределы дороги.

Занос автомобиля на скользкой дороге может быть вызван одной из трех причин:

  • Резким торможением;
  • Резким разгоном с пробуксовкой колес;
  • Резким поворотом руля на слишком большой скорости, которая не соответствует состоянию дороги.

Важно знать!
Для выхода из заноса необходимо в первую очередь устранить причину, по которой он возник — прекратить торможение, ослабить нажатие на педаль газа, либо повернуть руль в обратную сторону.

После того как причина заноса устранена, водителю остаётся только восстановить правильную траекторию. На разных типах автомобилей это делается по-разному.

Однако в любом случае основным действием является поворот руля в сторону заноса. Чтобы быстро повернуть руль на достаточный угол, держать его нужно немного выше середины рулевого колеса.

Важно знать!
Во время заноса можно пользоваться только рулем и педалью газа. Ни в коем случае не следует нажимать педали тормоза и сцепления.

На заднеприводных автомобилях (грузовики, а также легковые автомобили Mercedes, BMW) необходимо плавно сбросить газ и как следует повернуть руль в сторону заноса. Когда траектория начнет восстанавливаться — повернуть руль обратно на меньший угол.

На переднеприводных автомобилях (большинство моделей легковых автомобилей) нужно задать рулем нужное вам направление движения передних колес и плавно прибавить газ, чтобы отклонившаяся в сторону задняя ось не пыталась «обогнать» передние колеса.

На полноприводных автомобилях (джипы, внедорожники) нужно поворачивать руль, как на переднеприводном автомобиле, и пытаться найти такое промежуточное положение педали газа, при котором траектория начнет восстанавливаться.

Опрокидывание автомобиля

Как правило, автомобиль опрокидывается при движении по дуге. В это время на него действует центробежная сила, величина которой зависит от скорости движения и радиуса поворота.

Необходимо знать, что величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости. Это значит, что с увеличением скорости движения в два раза центробежная сила возрастает в четыре раза.

По этой причине автомобиль не опрокидывается при поворотах на малой скорости, когда центробежная сила не играет существенной роли — на перекрестках, во дворах и т.д.

Но там, где дорога описывает плавную дугу, водители продолжают двигаться достаточно быстро, из-за чего центробежная сила существенно возрастает и становится опасной.

Поэтому вы должны выбирать и поддерживать на закруглении дороги такую скорость, которая не приведет к опрокидыванию. В этом вам помогают дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости» 3.24.

Важно знать!
Проходить закругление дороги нужно с постоянной скоростью или с небольшим ускорением. Торможение на повороте, когда автомобиль движется с повернутыми колесами, создает условия для возникновения заноса. Поэтому каждый раз водитель должен снижать скорость до безопасной величины в конце прямолинейного участка перед поворотом.

Риск опрокидывания зависит также от того, какую траекторию поворота выберет водитель при проезде закругления. Чем более плавной является дуга, по которой он движется, тем меньше величина центробежной силы.

В пределах полосы движения или своей половины проезжей части всегда можно сместиться немного влево или немного вправо. Чтобы не опрокинуться на критической скорости нужно еще до начала поворота направить свой автомобиль к внешнему краю закругления дороги.

Иначе говоря, если дорога уходит вправо, отклоняться нужно влево, и наоборот.

Существует и третья причина, от которой зависит вероятность опрокидывания при прочих равных условиях.

Дело в том, что любые предметы с высоко расположенным центром тяжести падают очень легко, а предметы, у которых центр тяжести смещен вниз, отличаются хорошей устойчивостью.

В этом отношении порожний автомобиль всегда устойчивее, чем груженый или перевозящий пассажиров, потому что и груз, и пассажиры размещаются выше уровня колес, а значит, общий центр тяжести у такого автомобиля поднимается вверх.

Поэтому для снижения риска опрокидывания важно соблюдать два правила:

  • При загрузке автомобиля тяжелый багаж следует размещать как можно ниже;
  • На груженом автомобиле нужно проходить закругления дороги с большей осторожностью и сильнее снижать скорость перед поворотом.

Экономия топлива

При движении по одному и тому же маршруту на двух одинаковых автомобилях разные водители израсходуют разное количество топлива. Искусство экономичной езды состоит из множества секретов. Вот несколько простых правил:

  • Поддерживайте свой автомобиль в исправном состоянии;
  • Заправляйтесь качественным топливом;
  • Используйте первую передачу только при трогании с места и на очень крутых подъемах;
  • Не затягивайте переключение передач при разгоне. Последняя по счету передача — самая экономичная;
  • Для плавного снижения скорости не пользуйтесь педалью тормоза, применяйте торможение двигателем;
  • Старайтесь избегать лишних торможений и остановок.

Важно знать!
Резкое нажатие на педаль газа всегда приводит к излишнему расходу топлива и приносит вред вашему автомобилю.
Любое торможение превращает полезную энергию, предназначенную для движения автомобиля, в бесполезную энергию, которая препятствует этому движению. Особенно много энергии теряется при резком торможении.

Основы безопасного вождения автомобиля

Чтобы хорошо водить машину, надо водить ее регулярно — поддерживать навыки. Помимо навыков безопасного вождения нужна еще и готовность не задумываясь реагировать на те или иные чрезвычайные дорожные ситуации. Чтобы ее развить, надо представлять себе разные происшествия и репетировать свои действия в них. Можно делать это, сидя дома на диване и крутя воображаемый руль. Никакой водитель не соблюдает ВСЕ предписанные ему правила, особенно если торопится или отвлекается на разговор с пассажиром. Поэтому для безопасности придерживайтесь на дороге правила трех «Д»: «Дай дураку дорогу». (Для пешеходов оно тоже полезно.) Приемы безопасного вождения автомобиля надо знать не только водителю, но и тому, кто может оказаться лишь в роли пассажира, — не для того, чтобы раздражать водителя своими советами, а чтобы адекватно оценивать водителей, услугами которых ему случится пользоваться, и чтобы правильно планировать поездки. Встречаются психически нормальные индивидуумы, не способные к вождению автомобиля — вследствие склонности чрезмерно сосредоточивать внимание на отдельных деталях дорожного движения (и неспособности воспринимать дорожную ситуацию в целом) или вследствие закрепившегося в подсознании страха. Если вы обнаружили, что относитесь к такой категории, надо либо отказаться от попытки освоить автомобиль, либо очень долго тренироваться в комфортных условиях.

Оглавление:

Выбор автомобиля

Существует довольно много пунктов, отвечающих за эффективность безопасного вождения. Очень важно, чтобы расположение руля в автомобиле соответствовало принятому в стране направлению движения. Красный или оранжевый автомобиль лучше заметен днем, белый — ночью. Для заметного автомобиля меньше вероятность того, что кто-нибудь в него врежется или выскочит ему под колеса. Оригинальное внешнее оформление машины нежелательно, поскольку отвлекает других водителей от управления. Лучше управляется автомобиль с приводом на передние колеса. Длинный капот — защита при столкновении. Жесткий верх — защита при переворачивании. Высокие подголовники на передних креслах при резком торможении и столкновении защищают сидящих на них людей от ушибов пассажирами и предметами, находящимися в задней части салона, а также предохраняют от травм в случае вдавливания крыши автомобиля. Считается, что одновременное использование подголовников и ремней безопасности уменьшает вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три раза, а при опрокидывании — в пять раз. Желательно, чтобы передние кресла сдвигались и раскладывались так, чтобы можно было ночевать в салоне лежа.

Подготовка к выезду

Перед выездом проверьте исправность и комплектность автомобиля. Разместите багаж в салоне, учитывая возможное столкновение и переворачивание. При столкновении или резком торможении пассажиры и вещи, находящиеся на задних сидениях, перемещаются вперед и могут травмировать сидящих впереди. К примеру, аптечка, свободно лежащая у заднего стекла, превращается при столкновении в снаряд, который может разбить водителю голову. Подумайте, что будете делать, если автомобиль сломается на полпути: летом вам, возможно, понадобится много питьевой воды, зимой — теплой одежды. На случай, если машина застрянет в луже, полезно иметь в салоне пару резиновых сапог. Если вас мучит какая-нибудь проблема, не следует садиться за руль, пока не разберетесь с ней и не сможете уделять достаточное внимание дороге. Даже в ближнюю поездку лучше брать надежного попутчика: малоразговорчивого, предусмотрительного и физически крепкого. Все эти действия помогут вам серьёзно повысить эффективность безопасного вождения автомобиля в целом.

Действия в нормальных ситуациях

Движение

Двигайтесь так, чтобы вокруг вашего автомобиля было больше свободного места. Держитесь от автомобилей, идущих впереди и позади вас, как минимум, на 2-секундной, а лучше на 4-секундной дистанции. Это необходимо для того, чтобы тормозить без столкновения. Управляя положением автомобиля в пределах полосы движения, ориентируйтесь не на обочину и не на разметку слева, а на воображаемую точку впереди, в которую вы хотите через несколько секунд попасть.

Читайте также:  Как выглядит чип иммобилайзера

Руление

Нормальное положение рук на руле — «без пятнадцати три», то есть следует держаться за него справа и слева, а не внизу или вверху. Большие пальцы должны обхватывать руль и находиться с его внутренней стороны. Когда правой рукой переключаете передачу, держите руль левой рукой в его верхнем секторе — на случай экстренного манёвра. При крутом повороте применяйте скоростное руление с перекрёстной сменой рук. Если поворачиваете на большой скорости, максимально увеличивайте радиус поворота: в этом случае меньше возможность заноса. Чтобы увеличить радиус, начинайте и заканчивайте поворот по возможности ближе к той стороне полосы движения, которая противоположна повороту, а середину поворота лучше проезжать ближе к стороне дороги, в которую поворачиваете. Правда, если встречные машины проезжают поворот одновременно с вами, указанный манёвр может привести к столкновению. Помните об этом, когда будете практиковать безопасное вождение автомобиля.

Обгон

Не следует совершать обгон на закруглении узкой дороги, поворачивающей вправо: обгоняемый автомобиль может загораживать от вас встречную машину. При совершении обгона может обнаружиться, что впереди обгоняемой машины движется еще одна машина и дистанция между ними слишком мала, чтобы туда втиснуться, и что обогнать сразу две машины мешает встречно идущий транспорт, а место на полосе, с которой вы ушли чтобы сделать обгон, уже занято другой машиной. Чтобы не оказаться в такой ситуации, никогда не идите на обгон, если вас слишком подпирают сзади: надо всегда иметь место для отступления. Надо быть также готовым к тому, что обгоняемый автомобиль может резко отклониться влево для объезда какого-нибудь препятствия — это также надо учитывать при вождении автомобиля.

Торможение

Торможение — основная реакция на всякое дорожное происшествие (кроме разве что обстрела из придорожных кустов). При резком торможении надо опасаться блокировки колес (полного их обездвиживания), поскольку в этом случае колеса начинают скользить по дороге, тормозной путь увеличивается почти наполовину, и возможен занос. Если колеса заблокировались, надо на мгновение отпустить тормоз, потом снова нажать. Способ быстрого торможения при безопасном вождении автомобиля: сильно нажимать на педаль несколько раз, стараясь при этом не доводить до блокировки колес. Способ плавного торможения: постепенно вдавить педаль, потом отпускать по мере снижения скорости (поскольку медленно вращающиеся колеса блокируются при несильном нажатии на тормоз). При резком торможении не надо давить на педаль сцепления, так как вращение колес двигателем препятствует их блокировке. При резком торможении вас прижмет к рулевому колесу. Не противодействуйте этому упиранием ноги в тормоз. Лучше застегивайте ремень безопасности потуже. Не тормозите на повороте: возможен занос. Сбрасывайте скорость при подходе к повороту заранее.Наблюдение за дорогой

Вот некоторые неочевидные рекомендации для действительно эффективного безопасного вождения автомобиля:

  • Не задерживайте взгляда длительное время на каком-нибудь одном объекте, поскольку будет опасность упустить что-то существенное в другом месте. Для перевода и фиксации взгляда из крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 секунды, и за это время вы при скорости 60 км/ч проедете около 17 метров.
  • Ни о чем не задумывайтесь. Не решайте за рулем проблем. Не возите интересных собеседников. Не слушайте звукозаписи и радио (во-первых, чтобы не отвлекаться, во-вторых, чтобы лучше слышать происходящее вокруг). Ваше сознание должно быть в основном ориентировано на восприятие обстановки.
  • Наблюдайте не только за дорогой, но и за пространством возле нее. Опасное развитие событий может начаться вне проезжей части.
  • Несколько раз в минуту проверяйте обстановку сзади беглым взглядом в зеркало заднего вида.
  • Заглядывайте как можно дальше вперед — минимум на 12 секунд хода. При скорости 60 км/ч вам потребуется 3..6 секунд на торможение, столько же — встречному водителю.

Учет физиологических факторов

Не садитесь за руль в скверном настроении или в большом возбуждении — половина погибших водителей управляла автомобилем именно в таком состоянии. Первые два часа вождения — период «врабатывания» — самые опасные. Через каждый час останавливайтесь на 5-минутный отдых: пройдитесь, разомнитесь. После принятия большой дозы алкоголя заметное снижение скорости психических реакций имеет место в течение трех суток. Та что о действительно безопасном вождении автомообиля после распития спиртных напитков не может быть и речи.

Езда в особых условиях

Езда ночью

Основные проблемы безопасного вождения автомобиля при ночной езде — плохая видимость и возможность заснуть за рулем. Учитывайте, что после долгого смотрения телевизора острота зрения остается пониженной в течение 1..2 часов. Для повышения остроты зрения поешьте сладкого, выпейте кофе. Всякий раз перед переключением на ближний свет старайтесь рассмотреть видимые пределы дороги. Не смотрите на встречный автомобиль. Пусть он будет на периферии вашего зрения. В случае ослепления плавно снизьте скорость и остановитесь на краю дороги. Можно получить ослепление от двигающегося сзади автомобиля через зеркало заднего вида. Если идущее ночью навстречу транспортное средство светит одной фарой, это может быть не мотоцикл, а автомобиль, у которого левая фара неисправна, поэтому надо держаться правее. Не выключайте фары в утренних сумерках: в это время надо быть особенно заметным для других водителей, поскольку те, кто ведет машину с ночи, уже устали, а те, кто выехал утром, еще не вполне проснулись.

Езда зимой

При езде в зимнее время периодически проверяйте работу тормозов. Если тормозные колодки намокли и скользят, просушите их несколькими несильными нажатиями на педаль тормоза. Не пользуйтесь стояночным тормозом, так как тормозные колодки могут примерзнуть. Лучше включите первую передачу. Чаще пополняйте бензобак: в полупустом баке на стенках может образоваться лед, который в дальнейшем может отколоться и перекрыть отверстия для забора топлива. Имейте солидный аварийный запас одежды, еды, сухого спирта и снаряжения для пешего зимнего путешествия. Снежный ураган даже в густонаселенной местности может создать трудную ситуацию для водителей. Если спать при работающем двигателе, используя его в качестве печки, просачивание выхлопных газов в салон может привести к отравлению. Если помнить об этом, то безопасное вождение автомобиля зимой не будет представлять для вас никаких проблем.

Езда в горах

Из-за разрежения воздуха необходимо уже на высоте 2000 метров отрегулировать зажигание, установленное на равнине, в сторону более раннего генерирования искры. Постоянное легкое торможение на спуске может привести к возгоранию тормозов и закипанию тормозной жидкости. Тормозите двигателем, то есть при выключенном двигателе не жмите на педаль сцепления. В дождь и при таянии снега возможны оползни и сели. Не задерживайтесь вблизи ручьев и оврагов, а также в местах, где видны следы прошлых перемещений горной породы. Погода в горах может меняться очень быстро. Особенно опасны туманы (они появляются при резком понижении температуры). Даже в короткие поездки собирайтесь с аварийным запасом. Эти простые принципы обеспечат вам безопасное вождение даже в сильно гористых местностях.

Объезд внезапного препятствия

С идущего впереди грузовика может на повороте или на ухабе свалиться груз. В сильный ветер на дорогу перед вами может упасть сломанное дерево или большая ветвь. Стоящий на обочине пешеход может вдруг решить, что ему надо пересечь дорогу как раз перед вашим автомобилем. Первая реакция при появлении препятствия — нажать на тормоз. Но это бесполезно, если расстояние до препятствия меньше тормозного пути. Кроме того, возможен занос. Расстояние, необходимое для объезда небольшого препятствия при безопасном вождении в два раза короче тормозного пути, поэтому пробуйте объехать препятствие, одновременно умеренно притормаживая. Если в автомобиле установлены «подушки безопасности«, резкое торможение нежелательно еще и потому, что от раздувшейся «подушки» может получиться больше травм, чем было бы при ее отсутствии. Известны случаи гибели детей из-за таких «подушек».

Движение по скользкой дороге

Дорога становится скользкой не только в гололед. Такой же ее могут сделать мокрые опавшие листья. Только что начавшийся или очень слабый дождь тоже уменьшает сцепление колес с дорожным покрытием: он превращает дорожную пыль в густую грязь, которая действует как смазка. В туман при температуре около 0 градусов по Цельсию может образоваться корка мокрого (и потому скользкого) льда на прежде сухом дорожном покрытии — за счет осаждения воды из воздуха. Основные опасности на скользкой дороге — удлинение тормозного пути и занос (боковое скольжение). Средства против того и другого — малая скорость, новые протекторы, а также, в крайнем случае, надеваемые поверх протекторов цепи. При заносе во время безопасного вождения автомобиля, передние колеса всегда поворачивайте в направлении, в котором надо двигаться: например, если вас разворачивает капотом вправо, крутите руль влево. При этом не жмите на тормоз и на сцепление. Подача топлива должна быть умеренная.

Преодоление выступов и ям

Не берите препятствия с разгона, поскольку при этом могут лопнуть рессоры. Заранее притормозите, а перед самым препятствием дайте газ. Передние рессоры распрямятся, и вам будет чем встречать удар.

Преодоление водной преграды

Даже небольшая лужа опасна тем, что может скрывать яму или острый предмет. При движении в автомобиле по мелкой воде уровень воды должен быть не выше середины колеса. Не въезжайте в воду с разгону, поскольку поднятая волна зальет двигатель. В воде не прекращайте давить на газ — чтобы вода не заполнила глушитель.

Преодоление водной преграды по льду

Толщины льда в 15 см достаточно для переправы автомобиля массой 2 т. Каждая дополнительная тонна веса требует дополнительных 5 см льда. Двигайтесь по льду с открытой дверцей, высадив пассажиров. При треске льда и появлении на нем воды не прыгайте сразу из машины, а попробуйте увеличить скорость. Эти простые правила безопасного вождения помогут вам сохранить контроль над своим автомобилем в подобных неблагоприятных условиях.

Движение на переезде

Если двигатель заглох на железнодорожном переезде, а толкать автомобиль некому, выезжайте на стартере при включенной первой передаче. Если стартер не работает, включите первую передачу и двигайте автомобиль вращением заводной рукоятки.

Как видите, принципы безопасного вождения автомобиля довольно просты и доступны практически любому. Главное — нужно не только помнить о них, но и быть готовыми их применять. А это достигается только длительными и упорными тренировками. Но ради собственной безопасности можно даже и на это пойти, не так ли?
Во второй части мы поговорим о ситуациях, которые будут реально подвергать вашу жизнь и безопасность угрозе, а также о способах поведения в них и их предотвращении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *