Устройство делителя камаз 5320

Для увеличения возможностей стандартных коробок переключения передач в конструкциях камских автомобилей часто используются дополнительные устройства – демультипликатор или делитель КамАЗ. Информацию о демультипликаторах вы тоже можете найти на нашем сайте, а сейчас поговорим о делителе…

По своей сути, это механический редуктор, та же коробка передач, но обычно лишь с двумя передачами – прямой и повышающей. В его конструкции присутствуют:

— пара цилиндрических шестерен;
— пара валов (промежуточный и ведущий);
— синхронизатор;
— механизм переключения.

Вал первичный делителя передач

Вал промежуточный делителя передач


1 15.1770214-10 Вал промежуточный делителя передач
2 15.1770216-10 Шестерня промежуточного вала делителя

Устанавливается делитель передач КамАЗ после сцепления, но перед основной коробкой. Таким образом, количество передач доходящих до карданного вала остается неизменным, меняется лишь передаточное число на входе коробки переключения передач и как следствие увеличивается доступный диапазон передаточных чисел коробки без изменения ее собственной конструкции.

Конечно же, процесс управления КПП с делителем КамАЗ более сложен, чем для обычной коробки, но вовсе не потому, что требуются навыки переключении делителя. Для управления им используется переключатель крана управления, имеющий всего две позиции, и чтобы «щелкать» вверх-вниз особой хитрости не нужно. Гораздо важнее научится правильно подбирать сочетания передач делителя и основной коробки в зависимости от конкретики ситуации.

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич

Впрочем, оно того стоит, так как подобные навыки принесут гораздо больше пользы чем хлопот. Практически сразу после появления делителя на КамАЗах, а это было фактически одновременно с появлением марки как таковой, ведь первым был делитель КамАЗ 5320, водители смогли оценить преимущества данного устройства. Снижение расхода топлива, увеличение общей средней скорости движения в рейсе, большая сохранность двигателя, сцепления и трансмиссии вследствие щадящего режима работы – это только основные преимущества, которые дарит машине и ее владельцу делитель.

В магазине компании «СпецМаш» найдется любая нужная вам коробка КамАЗ ЗИЛ с делителем в сборе, а также запчасти для КПП и делителей. На все узлы и комплектующие, реализуемые в нашем магазине, предоставляется официальная гарантия производителя. А еще, вас может заинтересовать тот факт, что наши коробки имеют повышенный ресурс эксплуатации, что подтверждается заключением, полученным после испытаний деталей в МАДИ .

Схема делителя КамАЗ


3 14.1701039 Крышка подшипника первичного вала в сборе
5 14.1701306 Пробка сливная с магнитом в сборе
7 15.1770030 Картер делителя передач со втулками в сборе
9 152.1770040 Вал первичный делителя передач в сборе
11 152.1770160 Синхронизатор делителя передач в сборе
13 15.1770210-01 Вал промежуточный делителя передач в сборе
19 15.1771010 Механизм переключения делителя передач в сборе
21 15.1771110 Валик вилки механизма переключения с рычагом в сборе
25 15.1772100 Клапан редукционный управления механизмом в сборе
27 53205-3506040 Трубка подвода воздуха
40 740.1012085-10 Кольцо уплотнительное
43 14.1601018 Крышка картера сцепления
45 14.1601022 Крышка смотрового люка сцепления нижняя
47 14.1601030 Крышка картера сцепления верхняя
49 14.1601240 Крышка сальника вала выключения сцепления
51 14.1601242 Кольцо уплотнительное сальника
52 14.1601244 Кольцо сальника ГОСТ 6308-71
53 14.1701035 Прокладка регулировочная
55 14.1701036 Прокладка регулировочная
57 14.1701042 Прокладка крышки первичного вала
59 14.1701350 Рым-болт
61 14.1702029 Сухарь вилки переключения второй и третьей передач
63 15.1770036 Крышка люка картера делителя передач
65 15.1770038 Крышка люка картера делителя передач
67 15.1770236 Кольцо упорное переднего подшипника
69 15.1770238 Шайба упорная
71 15.1770239 Планка стопорная
73 15.1770244 Крышка переднего подшипника промежуточного вала
75 15.1770246 Кольцо уплотнительное крышки подшипника
77 15.1770248 Прокладка крышки переднего подшипника промежуточного вала
81 15.1771026 Прокладка корпуса механизма переключения
83 15.1771062 Фиксатор штока механизма переключения
85 15.1771064 Пружина фиксатора штока
87 15.1771094 Вилка механизма переключения делителя передач
88 15.1772026 Прокладка корпуса воздухораспределителя
111 864009 Масленка 2.3.45 Ц6хр. ГОСТ 19853-74
113 4612735494 Подшипник шариковый радиальный однорядный с канавкой на наружном кольце 70-50409АК
117 1/09026/21 Болт М6-6gх25
119 1/60432/21 Болт М8-6gх16
127 1/13069/21 Болт М10х1,25-6gх30
128 1/59709/21 Болт М10х1,25-6gх35
133 1/55404/33 Болт М12х1,25-6gх30
137 1/61015/11 Гайка М12х1,25-6Н
138 1/07913/11 Гайка низкая М14х1,5-6Н
141 1/26386/01 Шайба плоская 10,6х18х2
143 1/05164/73 Шайба 6 пружинная
145 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
146 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
149 1/35301/21 Шпилька М12х1,25х18х30
150 1/18004/31 Шпилька М16х1,5х22х35
151 1/18006/31 Шпилька картера М16х1,5х22х45
152 1/03389/26 Штифт цилиндрический 10х25
153 1/04830/16 Штифт 12х35
153 1/04830/16 Штифт 12х35
154 1/01592/06 Заглушка 28
155 853066 Болт М10х1,25-6gх75
156 861002 Угольник ввертный
157 861026 Шайба
158 864221 Кольцо уплотнительное толкателя
165 870812 Шпонка сегментная 5х10х25
167 870833 Заглушка 43
169 870851 Шайба замковая 10
171 870855 Шайба специальная 10,5
173 870856 Шайба замковая 12,3

Назначение коробки передач автомобиля КамАЗ — 5320

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента по величине и направлению, передачи крутящего момента от сцепления на карданный вал привода раздаточной коробки, длительного отключения работающего двигателя от трансмиссии и отбора мощности на дополнительное оборудование.

Коробка передач механическая, пятиступенчатая, трехходовая с синхронизаторами на 2 и 3, 4 и 5 передачах.

Управление коробкой — дистанционное, с механическим приводом. В делителе передачи переключаются посредством пневматического привода.

Передаточные числа передач: первой — 7,82; второй — 4,03; третьей — 2,50; четвертой — 1,53; прямой — 1,0; заднего хода — 7,38.

Смазка (8,5 л) комбинированная (под давлением смазываются подшипники шестерен вторичного вала, разбрызгиванием— подшипники валов и зубья шестерен).

Применяемое масло: ТСп-15к (до — 30°С), ТМ5-12РК (до — 50°С), заменитель — смесь масла ТСп-15к с 10. 15% топлива А, 3 (до — 45 СС).

Коробка передач прикреплена к картеру сцепления восемью шпильками, но четыре с каждой стороны. Верхние шпильки ввернуты в картер сцепления, нижние — в картер коробки передач.

Она состоит из следующих основных узлов: картера, верхней крышки с механизмом переключения передач, первичного вала в сборе, вторичного вала в сборе, промежуточного вала в сборе, блока шестерен заднего хода.

Управление коробкой передач осуществляется с помощью дистанционного привода.

Устройство коробки передач автомобиля КамАЗ — 5320

Коробка передач КПП Камаз-5320 пятиступенчатая (рис.1) состоит из следующих основных узлов: картера 34 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 1, ведомый 35 и промежуточный 33 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 14 заднего хода; верхней крышки 18 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер 38 сцепления.

Подшипники валов КПП Камаз-5320 закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 2 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления.

Читайте также:  Масло api sg cd что значит

Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты 39. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку.

Внутренняя полость большего диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце крышки препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а значит способствуют повышению избыточного давления масла в полости нагнетания.

В верхней части крышки коробки передач Камаз-5320 имеется отверстие для подвода смазки из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.

Крышка заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипник ведомого вала [ 11 ].

Рисунок 1 — Коробка передач Камаз-5320

1 — вал ведущий; 2 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 3, 23 — прокладки регулировочные; 4 — шток рычага; 5 — кольцо защитное; 6 — крышка опоры рычага; 7 — сухарь опоры рычага; 8 — кольцо уплотнительное; 9 — опора штока; 10 — пружина; 11 — опора рычага переключения передач; 12 — ось блока шестерен заднего хода: 13, 31-шайбы упорные; 14 — блок шестерен заднего хода; 15 — роликоподшипник: 16 — болт со штифтом; 17 — шайба стопорная; 18 — крышка верхняя; 19, 32, 36 — прокладки уплотнительные; 20 — крышка заднего подшипника ведомого вала; 21 — кольцо стопорное; 22 — шарикоподшипник задний ведомого вала: 24 — червяк привода спидометра; 25, 39 — манжеты уплотнительные; 26 — гайка крепления фланца; 27 — фланец крепления карданного вала; 28 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 29 — крышка подшипника; 30 — роликоподшипник сферический: 33 — вал промежуточный; 34- картер коробки передач; 35- вал ведомый; 37 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 — картер сцепления; 40 — вилка выключения сцепления; 41-вал вилки выключения сцепления; 42 — муфта выключения сцепления [ 11 ].

В задней части крышки коробки Камаз-5320 установлена манжета с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка. В нижней части крышки в специальной расточке помещен валик, выполненный заодно с шестерней червячной пары привода спидометра. На выступающем конце валика, имеющем лыску, установлена ведущая шестерня цилиндрической пары спидометра.

Ведомая цилиндрическая шестерня установлена на валике привода спидометра, который вращается в расточке фланца датчика привода спидометра. Полость сменных шестерен изолирована от масляной ванны коробки передач, а шестерни смазываются консистентной смазкой, закладываемой при сборке.

От вытекания смазка удерживается маслосгонной резьбой, выполненной на валике, и манжетой. Для обеспечения правильности показания спидометра числа зубьев сменных цилиндрических шестерен подбираются в зависимости от передаточного числа главной передачи.

В приливах правой стенки картера коробки передач Камаз-5320 выполнена расточка, в которую запрессована ось блока шестерен заднего хода.

Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой, привернутой болты, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки [ 10 ].

Рисунок 2 — Коробка передач КПП Камаз-5320 (Вид сзади)

1 — рычаг переключения передач; 2 — штифт уплотнительный; 3 — винт установочный; 4 — рычаг вала вилки выключения сцепления; 5 — крышка люка отбора мощности; 6 — прокладка уплотнительная; 7 — пробка с указателем уровня масла; 8 — пробка сливная с магнитом; 9 — пробка сливная; 10 — шестерня привода спидометра; 11 — втулка шестерни; 12 — шестерня ведущая привода датчика спидометра; 13 — шестерня ведомая привода датчика спидометра; 14 — валик привода спидометра; 15 — манжета уплотнительная; 16 — фланец датчика спидометра

Масло в коробку передач КПП Камаз-5320 заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом.

В нижней части картера в бобышки ввернуты сливные пробки и в пробку вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле.

С двух сторон картера КПП Камаз-5320 имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323-66 [1].

Допустимый отбор мощности по 22064,97 Вт (30 л. с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

Во внутренней полости картера в передней части левой стенки КПП Камаз-5320 отлит маслонакопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.

В верхней правой части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.

Шестерни коробки передач Камаз-5320 скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума [ 11 ].

Делитель передач обеспечивает плавное выравнивание окружных скоростей и безударное включение высшей и низшей передач (рис.16).

Делитель передач механический, ускоряющий с пневматическим приводом включения низшей и высшей передач.

Рис. 16. Делитель передач (СЛАЙД № 31 )

Делитель состоит из картера, отлитого заодно с картером сцепления, первичного вала с шестерней, синхронизатором и подшипниками, промежуточного вала с шестерней и подшипником и механизма переключения передач (рис.17).

Рис. 17. Устройство делителя передач: (СЛАЙД № 32 ) 1 — прокладки регулировочные; 2 — вал первичный; 3 — кольцо маслонагнетающее; 4 — шарикоподшипник; 5 — крышка задняя подшипника первичного вала; 6 — крышка люка; 7 — синхронизатор делителя в сборе; 8 — шестерня первичного вала; 9 — подшипники шестерни первичного вала; 10 — шестерня промежуточного вала; 11 — вал промежуточный; 12 — подшипник; 13 — валик вилки; 14 — вилка; 15 — сухарь вилки; 16 — рычаг вилки.

Первичный вал установлен на двух шариковых подшипниках.

Передний подшипник первичного вала с сальниковым устройством установлен в расточке маховика двигателя, задний подшипник — в гнезде перегородки картера делителя.

Осевые усилия, возникающие при работе делителя, воспринимаются задним подшипником первичного вала делителя.

При направлении усилия в сторону сцепления усилие передним торцом шестерни передается на шайбу и далее на внутреннее кольцо подшипника, через шарики, наружное кольцо подшипника — на крышку и через болты ее крепления — на картер делителя передач. При направлении усилия в сторону первичного вала коробки передач усилие задним торцом шестерни передается на торец зубчатой муфты вала и далее через вал, гайку крепления, маслонагнетающее кольцо — на внутреннее кольцо подшипника и через шарики, наружное кольцо подшипника, стопорное кольцо подшипника — на картер делителя передач.

Для принудительной смазки переднего подшипника первичного вала коробки передач и подшипников шестерен вторичного вала коробки передач на первичном валу делителя установлено специальное маслонагнетающее устройство, представляющее собой маслонагнетающее кольцо.

Читайте также:  Корм для кастрированных котят

Необходимый уровень масла в картере делителя поддерживается за счет сообщения между собой через два отверстия в стенках картеров делителя и основной коробки передач.

Для обеспечения плавного выравнивания окружных скоростей и безударного включения высшей и низшей передач делителя на первичном валу установлен синхронизатор инерционного типа с конусными фрикционными кольцами. Синхронизатор делителя по принципу действия не отличается от синхронизаторов основной коробки, но конструктивно выполнен по-другому, с синхронизатором четвертой и пятой передач унифицированы фрикционные кольца, пружины и шарики фиксаторов.

Синхронизатор делителя (рис. 18) состоит из каретки, двух одинаковых фрикционных колец, шести блокирующих пальцев и шести пальцев фиксаторов.

Рис. 18. Синхронизатор делителя передач: (СЛАЙД № 33 )

1 — кольцо фрикционное; 2 — палец фиксатора; 3 — блокирующий палец;

4 — каретка синхронизатора; 5 — пружина фиксатора; 6 — шарик

Каретка синхронизатора на наружном диаметре имеет канавку, в которую входят сухари вилки переключения передач. Внутреннее отверстие каретки шлицованное, состоящее из трех зубчатых венцов. Крайние зубчатые венцы имеют меньшую толщину зуба, чем средний, что при переключении передач в комплексе с зубчатыми венцами первичного вала делителя предохраняет от самовыключения делителя на ходу автомобиля, образуя так называемый «замок».

Работа синхронизатора делителя заключается в следующем. (СЛАЙД № 34 )

При включении, например, третьей передачи каретка синхронизатора под действием вилки переключения передач стремится сдвинуться влево. При соприкосновении конуса фрикционного кольца с конусом шестерни третьей передачи под действием сил трения шестерня увлекает за собой фрикционное кольцо с блокирующими пальцами, поворачивая их относительно каретки. Фаски отверстий каретки упираются в фаски блокирующих пальцев и дальнейшее перемещение каретки до полного выравнивания окружных скоростей прекращается.

Когда исчезнут сила инерции и момент трения, блокирующие пальцы займут безразличное положение относительно отверстий в каретке и каретка получит возможность под действием вилки переключения передач продвинуться в осевом направлении. При этом шарики фиксаторов утапливаются и каретка по большим диаметрам блокирующих пальцев передвигается в сторону третьей передачи. Зубчатый венец каретки бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни третьей передачи.

Промежуточный вал делителя 11 (см. рис. 17) установлен на сферическом роликовом подшипнике 12, помещенном в гнезде перегородки картера делителя. Задней опорой вала 11 является гладкая поверхность промежуточного вала основной коробки передач.

Промежуточные валы делителя и основной коробки передач соосны и соединены между собой при помощи шлицев.

Шестерня 10 привода промежуточного вала делителя косозубая, напрессована до упора в торец вала 11.

На переднюю шейку вала 11 напрессован до упора в бурт вала сферический роликовый подшипник 12. От осевых перемещений на валу подшипник 12 зафиксирован упорной шайбой, привернутой к валу 11 двумя болтами.

Наружное кольцо подшипника, помещенное в стакане подшипника, от осевых перемещений удерживается буртом стакана. В канавку стакана установлено уплотнительное кольцо, а между торцом стакана и перегородкой — уплотнительная прокладка. Подшипник закрыт крышкой.

Осевые усилия воспринимаются сферическим роликовым подшипником 12. При направлении усилия в сторону сцепления усилие торцом шестерни 10 передается на внутреннее кольцо подшипника 12 и далее через ролики, наружное кольцо подшипника на торец крышки и через болты ее крепления — на картер.

При направлении усилия в сторону промежуточного вала коробки передач усилие торцом шестерни 10 передается на вал делителя 11 и далее через вал 11, упорную шайбу на внутреннее кольцо подшипника 12 и через ролики, наружное кольцо подшипника, стакан подшипника — на картер.

Механизм переключения передач делителя предназначен для обеспечения включения требуемой передачи на ходу автомобиля и состоит из вилки 14 (см. рис. 17) с сухарями 15, валика 13 вилки 14, на конце которого установлен рычаг 16, и пневматического цилиндра с корпусом механизма переключения передач.

Валик 13 вилки 14 установлен в отверстиях картера. В средней части на валик 13 на сегментной шпонке установлена вилка 14 с сухарями 15. Вилка 14 закреплена двумя стяжными болтами. Для обеспечения монтажа и доступа к механизму переключения на картере делителя имеется люк, закрытый крышкой. На наружном конце валика 13 на сегментной шпонке установлен рычаг 16, соединенный с поршнем силового цилиндра. Рычаг 16 закреплен стяжным болтом.

Рычаг 16 установлен в верхней части корпуса 1 механизма переключения передач (рис. 19). Корпус 1 отлит из алюминиевого сплава, установлен на левой стороне картера делителя и крепится к нему на пяти шпильках. В нижней части корпуса на одной оси расточены большое отверстие под пневматический цилиндр, в котором установлен поршень 7 со штоком, и малое — для установки штока поршня 7.

На штоке поршня 7 выполнены пазы, в которые входит рычаг валика переключения передач делителя, расположенный в верхней части корпуса 1. Расточка корпуса под пневматический цилиндр закрыта крышкой 8. В нижней части корпуса выполнены каналы для подвода воздуха в полости пневмоцилиндра от воздухораспределителя 1. В торцы верхней части корпуса механизма переключения передач ввернуты с двух сторон установочные болты 6.

Рис. 19. Механизм переключения передач делителя с воздухораспределителем: (СЛАЙД № 35 )

1 — корпус воздухораспределителя; 2 — золотник воздухораспределителя; 3 — цилиндр; 4 — поршень; 5 — корпус механизма переключения передач делителя; 6 — установочный болт; 7 — поршень со штоком; 8 — крышка; 9 — сапун; 10 — уплотнительная прокладка

Кран управления делителем предназначен для подвода воздуха в одну из полостей воздухораспределителя в зависимости от включаемой передачи. Он установлен на торце блока цилиндров двигателя и состоит из корпуса 5 (рис. 21) с крышкой 3 и золотника 1 с гнездами. В корпус 5 запрессовываются гнезда золотника, а затем устанавливается золотник 1. Золотник 1 имеет два пояска с уплотнительными кольцами и внутреннее осевое отверстие. В боковой части корпуса 5 и гнездах золотника выполнено три отверстия: центральное (впускное) для подвода воздуха от пневматической системы и два для подвода воздуха к полостям воздухораспределителя.

Рис. 20. Пневматический привод управления делителем: (СЛАЙД № 36 )

1 — редукционный клапан; 2 — клапан включения делителя; 3 — переключатель крана; 4 — кран управления делителем; 5 — пневматический цилиндр; 6 – воздухораспределитель

В нижней части корпуса 5 имеется отверстие, закрываемое фильтром для выпуска воздуха в атмосферу. Золотник 1 в корпусе может занимать два положения. Когда золотник 1 находится в верхнем положении (низшая передача в делителе), воздух поступает от впускного отверстия через подводное отверстие в заднюю полость воздухораспределителя 6 (см. рис 20). Передняя полость воздухораспределителя 6 при этом соединена с атмосферой через выпускное отверстие в корпусе крана 4.

При нижнем расположении золотника (высшая передача) воздух поступает в переднюю полость воздухораспределителя 6, а задняя полость воздухораспределителя 6 при этом соединена через радиальное отверстие и осевой канал в золотнике и выпускное отверстие в корпусе крана 4 с атмосферой.

Читайте также:  Варка боковых порезов шин

Рис. 21. Кран управления делителем передач: (СЛАЙД № 37 )

1 — трос крана с золотником; 2 — болт; 3 — крышка корпуса крана; 4 — прокладка уплотнительная; 5 — корпус крана; 6 — гайка соединительная

Клапан включения делителя 2 (см. рис.20) предназначен для подачи воздуха через редукционный клапан 1 и воздухораспределитель 6 к пневматическому цилиндру 5 при нажатии водителем на педаль сцепления. Клапан установлен на передней панели в кабине автомобиля. Усилие от педали сцепления передается на клапан 10 через толкатель 11. По конструкции клапан включения аналогичен крану управления вспомогательной тормозной системы, и его устройство описано ниже.

Редукционный клапан давления 9 предназначен для исключения перегрузки деталей синхронизатора при переключении передач путем ограничения давления в пневматическом цилиндре до 3,95-4,45 кгс/см 2 . Он установлен на левой стороне картера делителя.

Редукционный клапан (рис. 22) состоит из корпуса 6 с крышкой 10, впускного клапана 4 с пружиной 2, штока 5 впускного клапана и мембраны 8 с пружиной 11.

Рис. 22. Редукционный клапан: (СЛАЙД № 38 )

1 — корпус пружины; 2 — пружина впускного клапана; 3 — прокладка; 4 — клапан впускной; 5 — шток впускного клапана; 6 — корпус; 7 — гайка накидная; 8 — мембрана; 9 — шайба; 10 — крышка корпуса; 11 — пружина уравновешивающая; 12 – пробка

При давлении воздуха менее 4,45 кгс/см 2 мембрана 8, зажатая между корпусом 6 и крышкой 10, под действием пружины 11 воздействует через шток 5 на впускной клапан 4, перемещает его влево и, сжимая пружину 2 клапана 4, отрывает его от седла, выполненного в корпусе 6. Воздух свободно проходит от клапана включения 2 (см. рис. 20-3.29) через открытый впускной клапан к воздухораспределителю 6. Одновременно воздух через канал в корпусе 6 (см. рис. 22-3.31) поступает в полость под мембраной 8.

При повышении давления на входе в редукционный клапан свыше 4,45 кгс/см 2 воздух, преодолевая усилие пружины 11 мембраны 8, перемещает ее вправо. Вследствие этого уменьшается воздействие со стороны мембраны 8 на шток 5 впускного клапана 4, который под воздействием пружины 2 перемещается также вправо и садится на седло, перекрывая тем самым подвод воздуха воздухораспределителю.

От редукционного клапана сжатый воздух подводится к золотниковой полости воздухораспределителя.

Воздухораспределитель предназначен для подвода воздуха полости в одну из полостей пневматического цилиндра в зависимости от включаемой передачи.

Рис. 23. Воздухораспределитель: (СЛАЙД № 39 )

1 — корпус; 2 — золотник; 3 — поршень; 4 — цилиндр; 5 — гнездо золотника

Воздухораспределитель состоит (рис. 23) из корпуса 1 с золотником 2 и двух 4 цилиндров с поршнями 3. В корпус запрессовываются гнезда 5 золотника, а затем устанавливается золотник 2. Золотник имеет два пояска с уплотнительными кольцами. В нижней части корпуса 1 и гнездах 5 золотника выполнено впускное отверстие для подвода воздуха от редукционного клапана, а в верхней части — два канала для подвода воздуха к полостям пневмоцилиндра. Золотник 2 в корпусе 1 может занимать два положения.

Когда золотник 2 находится в левом положении, воздух поступает от впускного отверстия через левый канал в переднюю полость пневмоцилиндра. При правом расположении золотника воздух поступает в заднюю полость пневмоцилиндра. Для управления положением золотника 2 он имеет с двух сторон удлиненные торцы, которые упираются в пневматические поршни 3. Поршни 3 установлены в цилиндры 4, закрепленные на торцах корпуса. Надпоршневые полости цилиндров соединены трубопроводами с краном управления делителя.

Переключение передач в делителе увеличивает вдвое число передач, позволяет получить передаточные числа, близкие к среднему значению двух соседних передач основной пятиступенчатой коробки передач, и изменяет скорость и величину тяги автомобиля приблизительно в 1,22 раза. (СЛАЙД № 40 )

Каждому положению рычага переключения передач основной коробки соответствуют передачи в зависимости от положения переключателя крана управления делителя. Так, при том же положении рычага переключения передач основной коробки верхнему положению переключателя крана управления делителем соответствует быстрая по скорости, но меньшая по тяге передача коробки передач; нижнему положению переключателя крана — меньшая по скорости, но большая по тяге передача коробки передач.

Правильное и умелое использование водителем передач делителя позволяет увеличить среднюю скорость движения автомобиля, уменьшить частоту пользования рычагом переключения основной коробки передач, уменьшить расход топлива и обеспечить оптимальный режим работы двигателя.

Переключение передач в коробках передач производится: (СЛАЙД № 41 )

— в основной коробке — перемещением рычага переключения передач;

— в делителе — перемещением переключателя крана управления, установленного на рычаге переключения передач. Верхнему положению переключателя соответствует высшая передача в делителе. Нижнему положению переключателя соответствует низшая (прямая) передача в делителе.

Управление коробкой передач с делителем. (СЛАЙД № 42, 43 )

Переключение передач в делителе производится следующим образом:

1. Переключатель крана управления делителем перевести в крайнее положение, соответствующее высшей или низшей передаче.

2. Педаль сцепления выжать до упора и выдержать ее до полного включения передачи в делителе (ориентировочно 1,0 с).

3. Плавно отпустить педаль сцепления.

Перемещение переключателя крана управления в положение выбранной передачи можно производить заранее. После этого в нужный момент достаточно выжать педаль сцепления до упора, чтобы осуществить переключение на выбранную передачу (рис. 24).

Рис. 24. Схемы положений рычага переключения передач для автомобилей Камаз и Урал (СЛАЙД № 44)

При трогании с места передача в делителе выбирается в зависимости от дорожных условий и загруженности автомобиля.

Разгон автомобиля до скорости 30-40 км/ч достаточно производить лишь переключением передач в основной коробке, не производя переключения передач в делителе.

Разгон на скоростях, больших 40 км/ч, целесообразно производить с использованием обеих передач делителя.

Переключение передач при разгоне, требующее одновременного переключения передач в основной коробке и в делителе, в случае движения на «высшей передаче» в делителе производится в следующей последовательности:

— перевести переключатель крана управления делителя в нижнее положение («низшая передача»);

— выжать педаль сцепления и включить следующую, более высшую, передачу в основной коробке передач;

— плавно отпустить педаль сцепления.

Переключение передач при увеличении дорожного сопротивления, требующее одновременного переключения передач в основной коробке и в делителе, в случае движения на «низшей передаче» в делителе, производится в следующей последовательности:

— перевести переключатель крана управления делителя в верхнее положение («высшая передача»);

— выжать педаль сцепления и включить следующую, более низшую, передачу в основной коробке передач;

— плавно отпустить педаль сцепления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9343 — | 7417 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *