Устройство лодочного мотора вихрь 30

УСТРОЙСТВО ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ «ВИХРЬ»

Моторы модели «Вихрь» выполнены по одной конструктивной схеме, отличие моторов мощностью 30 л.с. от моторов мощностью 25 л.с. заключается в увеличенном диаметре цилиндров и как следствие этого, блоки цилиндров, блоки головок, глушители, картера в части координат крепления блока цилиндров, поршни имеют соответствущие конструктивные отличия.
На моторах «Вихрь–25Р электрон», «Вхрь-30Р электрон» и «Вхрь-30 электрон» установлена электронная схема зажигания в отличие от маховичного магдино с механическими прерывателями на моторах «Вихрь-М», «Вихрь-30Р» и «Вихрь-30»
Моторы «Вихрь-30», «Вихрь-30 электрон» имеют систему электрозапуска.
Во всём остальном моторы имеют совершенно одинаковую конструкцию.
Моторы состоят из следующих узлов и систем: двигателя с поддоном, дейдвудной трубы, привода гребного винта (редуктора), подвески, топливной системы, системы электрооборудования, системы запуска.

5.1. Двигатель моторов «Вихрь»

Картер двигателя (91) состоит из трёх частей, отлитых из алюминиевого сплава и соединяющихся между собой болтами. Они образуют две кривошипные камеры, в полостях которых вращаются кривошипы коленвала. Коренными опорами коленчатого вала являются шариковые подшипники (100, 102, 88), запрессованные в верхнюю и нижнюю части картера, и игольчатые подшипники (94) в средней части картера.
Для уплотнения кривошипных камер в верхней и нижней части поставлены сальники (86, 101)
Между собой кривошипные камеры разделены лабиринтным кольцом (92), запрессованным в средней части картера.
В средней части картера имеется канал, по которому рабочая смесь из карбюратора поступает в кривошипные камеры. Открытие канала в период впуска и закрытие его в период сжатия осуществляется золотниками (29) – текстолитовыми шайбами с секторными вырезами, которые вращаются совместно с коленчатым валом и прижимаются к картеру пружинными шайбами. Секторные вырезы на шайбах обеспечивают необходимые фазы впуска.
Блок цилиндров (19) изготавливается из алюминиевого сплава с запрессованными чугунными гильзами. В блоке выполнены продувочные каналы для подвода свежей смеси в рабочую полость цилиндров, выхлопные каналы для отвода отработавших газов и водяная рубашка для охлаждения.
Блок головок цилиндров (22) отливается из алюминиевого сплава и шпильками крепится к блоку цилиндров.
В блоке головок выполнены две камеры сгорания специальной формы и два резьбовых отверстия для ввёртывания свечей. Для охлаждения блока головок в нем выполнены водяная рубашка и два водяных канала для охлаждения зоны свечей.
Коленчатый вал двигателя (28) состоит из двух кривошипов, соединенных между собой с помощью торцевых шлиц и стяжного болта с внутренним шестигранником под спецключ. Каждый кривошип неразъемный, состоит из полуоси (с конусом под маховик и с квадратом под торсионный вал) и щеки с торцевыми шлицами.
При монтаже и демонтаже коленчатого вала закрепление необходимо производить по щекам.
Упор в полуоси недопустим, т.к. это приведёт к развороту полуосей и выходу коленчатого вала из строя.
Шатун стальной двутаврового сечения. Верхняя головка шатуна имеет бронзовую втулку под палец поршня. В нижней головке шатуна размещен роликовый подшипник.
Поршень (23) отлит из алюминиевого сплава. В верхней част имеются две канавки под чугунные поршневые кольца (21).
В каждой канавке имеется по одному стальному стопору для фиксации поршневых колец в таком положении, чтобы их замки не находились на одной линии (для лучшего уплотнения) и не совпадали с окнами гильзы во избежании поломки колец.
Поршневой палец (24) плавающего типа, фиксируется в поршне с обоих концов стопорными кольцами.
Поддон (32) отлит из алюминиевого сплава, крепится винтами к картеру двигателя и к блоку цилиндров.
С переднего и заднего торцев поддон имеет ручки для переноски мотора. К специальному кронштейну на поддоне крепится румпель (96) (рукоятка) управления.
В передней части поддона расположены: кнопка «стоп» (89), ручки подсоса карбюратора (87) и тяги реверса (77).

5.2. Дейдвудная труба моторов «Вихрь» (фиг. 3)

Дейдвудная труба (40) является элементом, соединяющим двигатель, редуктор и подвеску. Выполнена из алюминиевого сплава. В кронштейнах дейдвудной трубы запрессованы резиновые амортизаторы для соединения с подвеской. У моторов мощностью 30 л.с. внутри дейдвудной трубы расположен выхлопной насадок (111).

5.3. Привод гребного винта моторов «Вихрь»

Гребной винт (53) приводится во вращение через реверсивный конический редуктор, понижающий обороты винта в отношении 14:24 к оборотам вала двигателя.
Корпус редуктора (52) крепится тремя винтами к нижнему фланцу дейдвудной трубы.
Вращение валу редуктора передаётся с помощью эластичного торсионного вала (37).
Реверс осуществляется перемещением муфты (65) по шлицам вала гребного винта (59) до зацепления с шестернями переднего (69) или заднего (64) хода. Управление реверсом через тягу реверса (36) выведено на поддон.

Фиг . 4. Расположение пробок для залива и слива смазки редуктора

Редуктор выполнен из алюминиевого сплава, состоит из 2 частей: корпуса редуктора (52) и крышки редуктора (68), соединяемых винтами. При работе мотора он находится под водой и должен быть герметичным во избежание утечки масла и попадания воды во внутреннюю полость редуктора, для чего крышка корпуса редуктора (68) ставится на бакелитовом лаке, а уплотнение вала-шестерни (51), тяги реверса и вала гребного винта осуществляется резиновыми кольцами и сальниками.
В верхней части корпуса редуктора крепится водяная помпа (45) коловратного типа с резиновой крыльчаткой (46), сидящей на вертикальном вале- шестерне редуктора.
Помпа засасывает воду через отверстия и канал в корпусе редуктора и падает ее к двигателю.
Конструкция редуктора допускает осевое перемещение вала гребного винта до 2мм и до 2мм перемещение гребного винта по валу, минимальный зазор между стаканом редуктора и винтом – 0,8 мм.
Смазка редуктора осуществляется маслом трансмиссионным (нигролом), заливаемым в полость корпуса редуктора через заливочное отверстие 7 ( фиг . 4) в количестве 100-150 граммов.
Слив отработанного масла осуществляется через сливное отверстие 5 ( фиг .4).
Через отверстие 8 ( фиг . 4) производится пополнение консистентной смазки (ЦИАТИМ-201) в шарикоподшипнике 202.
Гребной винт выполнен из алюминиевого сплава, трехлопастной, с промежуточным резиновым амортизатором, благодаря чему соединение с валом является упругим.
Крутящий момент на винт передается с помощью двух латунных штифтов 4 ( фиг . 4), концы которых входят в пазы втулки амортизатора. Эти штифты, являясь наиболее слабым элементом в передаче от двигателя к винту, срезаются при ударе винта о препятствие и тем самым предохраняют остальные детали мотора от поломки. В осевом перемещении винт фиксируется шплинтом 1 ( фиг . 4), проходящим через кольцевую канавку вала гребного винта.

Наш читатель из Семипалатинска Л. М. Петруненко обратился в редакцию с просьбой напечатать каталог деталей выпускающегося сейчас мотора «Вихрь-30Р», подобный тому, который печатался в №95, 1982 г. по «Нептуну-23», ныне уже снятому с производства. Он пишет: «Как при разборке мотора, так и при выписке запчастей встречаются затруднения: нет иллюстрированного каталога, где все устройство было бы наглядно видно. Завод мне ответил, что прислать каталог не может, так как он и не печатался. Думаю, все лодочники, имеющие «Вихри», поддержат мою просьбу». Подобные письма приходят и на КМПО. Выполняем эти пожелания.

Настоящий каталог составлен на основании заводских неиллюстрированных спецификаций и чертежей.

В каталоге приведены: иллюстрированный перечень узлов и деталей мотора (раздельно по основным узлам), номера (шифры) деталей и узлов, а также количество деталей, входящих в узел. Номер детали или узла соответствует номеру чертежа, по которому изготовляется деталь на заводе-изготовителе.

Номера деталей, соединяемых в узле сваркой и прессованием, в каталоге не приведены. Разборка узлов, помеченных звездочкой — (*), в эксплуатации не разрешается. Деталировка дана для сведения.

Материалы, помещенные в каталоге, необходимы при замене узлов и деталей, а также при заказе и приобретении запчастей.

Цилиндро-поршневая группа двигателя

  • 1 — 3.101-000, картер в сборе (к-во — 1);
  • 2 — 4.100-017/1, шпонка сегментная (1);
  • 3 — 3.100-004/2, прокладка (1);
  • 4 — 3.144-000, поршень со стопорами в сборе (2);
  • 5 — 3.100-009, палец поршневой (2);
  • 6 — 2.100-038, кольцо стопорное (4);
  • 7 — 3.110-002, кольцо поршневое (4);
  • 8 — 3.124-000/2, глушитель в сборе (1); 4.172-004, заглушка (5); 3.124-006, глушитель (1); 3.172-005, футорка (1);
  • 9 — 3003А6-30-16, болт (7);
  • 10 — 8 оке фос ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (15);
  • 11 — 2,000-806, шайба (7);
  • 12 — 3.100-020/2, прокладка (1);
  • 13 — 3.172-000/2-02, блок цилиндров в сборе (1); 3.172-001/2, блок цилиндров (1); 4.173-004, заглушка (1); 3.172-002/2, гильза (2); 3.000-605, шпилька (6); 3.172-005, футорка (7); 2.111-002, футорка (3); 4.000-602, шпилька (4);
  • 14 — 3.143-000/2, прокладка блока головок в сборе (1);
  • 15 — 3.111-000/2, блок головок в сборе (1); 3.111-003, блок головок (1); 4.172-004, заглушка (4);
  • 16 — 2.000-812, шайба (16);
  • 17, 18 — 2.000-702/1, гайка (10);
  • 19 — 3315Л-8. гайка (6);
  • 20 — 2.100-029, шайба регулировочная (3 компл.).
Читайте также:  Тонометр на запястье отзывы врачей

Картер двигателя

  • 1 — 3.103-002, крышка картера верхняя (1); 2.000-G25, шпилька (6);
  • 2 — 6 кд ОСТ 1.33026—80, гайка (12);
  • 3 — 6 окс фос ОСТ 3.11532—74, шайба пружинная (15);
  • 4 — 2.000-806, шайба (28);
  • 5 — 3003А6-20, болт (4);
  • 6 — 60205 ГОСТ 7242—81, подшипник (1);
  • 7 — 2.103-004, втулка(1); 2.114-000, сальник в сборе (1);
  • 8 — 2.115-000, сальник (!);
  • 9 — 2.114-001, пружина сальника (1);
  • 10 — 203 ГОСТ 8338—75, подшипник (1);
  • 11 — 2.101-002, шайба регулировочная (компл.);
  • 12 — 2.101-0001, прокладка (1);
  • 12а — 4.101-004. прокладка (1); 4.105-000, коленчатый вал в сборе (1);
  • 13 — 2.106-001, ось коленчатого вала (1); 2.106-002, щека коленчатого вала (1);
  • 14 — 4.108-000, шатун с пальцем (1); 4.117-000, шатун сборный (1);
  • 15 — 4.106-004, болт стяжной (1);
  • 16 — 2.131-004, шайба пружинная (2);
  • 17 — 3,2 X 50-001 ГОСТ 397—79, шплинт (1);
  • 18 — 2.131-003, шайба пружинная (2);
  • 19 — 6-30 кд ОСТ 1.31103—80, болт (10);
  • 20— 2.131-001, шайба золотниковая верхняя (1);
  • 21 — 2.132-003, кольцо (2);
  • 22 — 3.132-000, картер узловой (1); 3.132-001, картер (1); 2.000-304, штифт (4); 2.000-625, шпилька (6); 2.000-605, шпилька (2); 2.000-647, шпилька (2); 23 — 2.102-002, кольцо (2); 2.142-000, игольчатый подшипник в сборе (2);
  • 24 — 2.142-002, ролик (24);
  • 25 — 2.142-001, сепаратор игольчатого подшипника (1):
  • 26 — 2.102-003, втулка (1):
  • 27 — 2.102-001, кольцо лабиринтное (1);
  • 28 — 2.131-002, шайба золотниковая нижняя (1);
  • 29 — 2.000-301, штифт (2);
  • 30 — 2.108-001, палец кривошипа (1);
  • 31 — 2.107—001, щека коленчатого вала (1), 2-107-002, ось коленчатого вала (1);
  • 32 — 4.101-003-01. "05, шайба регулировочная (компл.);
  • 33 — втулка;
  • 34 — 305 ГОСТ 8338—75, подшипник (1);
  • 35 — 3.104-004, крышка картера нижняя (1); 2.111-002, футорка (4); 2.112-000, сальник в сборе (2);
  • 36 — 4.113-000, сальник (1);
  • 37 — 2 112-001, пружина сальника (1).

Карбюратор

  • 1 — 3.151—000, корпус карбюратора в сборе (1);
  • 2 — 2.154—000, поплавок. (1);
  • 3 — 2.155—000, шток (1);
  • 4 — 2 150—021, прокладка (1);
  • 5 — 2.157—000, крышка поплавковой камеры в сборе; 2.152—001 — игла запорная (1), 2.152—003 — рычаг иглы (1), 2.152—004 — ось рычага (1); 2.158—000 — крышка поплавковой камеры (1);
  • 6 — 31.57А5—14, винт (2);
  • 7 — 5кдО,СТ 1.11532—74, шайба пружинная (2);
  • 8 — 2.150—027, шайба (4);
  • 9 — 3315А—8, гайка (2);
  • 10 — 865Г05 ГОСТ 6402—70, шайба пружинная (2);
  • 11 — 2.150—016, рычаг (1);
  • 12 — 2.150—018, пружина (1);
  • 13 — 2.150—017, винт упорный (1);
  • 14 — 2.150—014, ось воздушной заслонки (1);
  • 15 — 3.150—013, заслонка (1);
  • 16 — 3.150—028, винт (2);
  • 17 — 2.150—015, жиклер воздуха (1);
  • 18 — 3.100—014, прокладка (3);
  • 19 — 2,100—051, прокладка (1);
  • 20 — 2.156—000, клапан в сборе (1);
  • 21 — 2.150—022, втулка (1);
  • 22 — 2.150—023, пружина клапана (1);
  • 23 — 4.150—024, пробка (1);
  • 24 — 2.116—700, трос подсоса в сборе (1); 2.000—807 — шайба (1), 2.116—003 — пружина (1), 2.116—005 — трос (1), 2.116—007, оболочка боуденовская (1), 2.116—008 — ручка подсоса (1), 2.116—009 — наконечник (1), 2.116—010 — обойма (1), 2.116—011 — стержень (1);
  • 25 — 2.150—012, пружина иглы качества (1);
  • 26 — 2.150—011, игла качества (1);
  • 27 — 2.150—010, прокладка (1);
  • 28 — 2.150—009, пробка (1);
  • 29 — 665Г05 по ГОСТ 6402—70, шайба пружинная (2);
  • 30 — 3315А—6, гайка (2);
  • 31 — 2.150—019, пружина возвратная (1);
  • 32 — 2.150—020, шайба упорная (1);
  • 33 — 2.150—008, прокладка штуцера (2);
  • 34 — 4.150—006, корпус жиклера (2);
  • 35 — 2.150—007, жиклер (2);
  • 36 — 2.150—002, прокладка распылителя (1);
  • 37 — 3.150—001, распылитель (1);
  • 38 — 2.150—005, прокладка (1);
  • 39 — 3.150—004, жиклер главный (1);
  • 40 — 4.150—003, корпус жиклера главного (1);
  • 41 — 2.150—026, втулка (2);
  • 42 — 3.150—025, крышка (1);
  • 43 — 3041А5-20, болт (2).

Бензонасос

  • 1 — 2.100—022, прокладка (1);
  • 2 — 2.160—001, крышка бензонасоса (1);
  • 3 — 565Г05 по ГОСТ 6402—70, шайба пружинная (2);
  • 4 — 3041А—5—14, винт (2);
  • 5 —3177А4—12, винт (4);
  • 6 — 2.120—003, мембрана (1);
  • 7 — 2.507—700, клапан (2);
  • 8 — 2.161—001, корпус бензонасоса (1);
  • 9 — 2.120—001, прокладка (1);
  • 10 — 2.120—004, штуцер (1);
  • 11 — 2.100—008, шланг (1);
  • 12 — 2.100— 050, зажим (4);
  • 13 — 2.162—001, винт упора (1);
  • 14 — 2.162—002, серьга упора (1);
  • 15 — 2.160—003, гайка (1);
  • 16 — 2.160—002, крышка фильтра бензонасоса (1);
  • 17 — 2.160—007, прокладка (1);
  • 18 — 2.160—004, сетка (2);
  • 19 — Ш—2420, шланг (1).
  • 1 — 2.505—000, муфта соединительная (1);
  • 2 — 2.504—003, кольцо обжимное (3);
  • 3 — 2.100—007—02, шланг (в сборе 2.504—000) (1);
  • 4 — 2.504—001, ниппель (1);
  • 5 — 2.504—002, кольцо обжимное (2);
  • 6 — 2.100—007—01, шланг — прокачивающая помпа (груша) (1);
  • 7 — 2.506—000, ниппель в сборе (1); 2.506—001, ниппель входной (1), 2.507—700 — клапан (1);
  • 8 — 2.100—007—03, шланг (1);
  • 9 — 2.508—000, заборник (1);
  • 10 — 4.501—000, бак (1);
  • 11 — 2.502—001, винт (1);
  • 12 — 2.502—005, прокладка (1);
  • 13 — 2.503—000, крышка (в сборе 4.502—000) (1);
  • 14 — 2.503—002, замок (1);
  • 15 — 2.502—002, пружина (1);
  • 16 — 2.502—003, шайба (1);
  • 17 — 16×10—001 по ГОСТ 397—79, шплинт (1);
  • 18 — 4.502—004, прокладка (1).

Поддон

  • 1 — 3.125-005, поддон (3.125-701 — поддон в сборе с ручками и колодкой 2 с шайбами и гайками 3—5);
  • 6 — 3301А-4, гайка (5);
  • 7 — 40 КС ФОС ОСТ 1.11532-74, шайба (5);
  • 8 — 2,000-813, шайба (5);
  • 9 — 2.125—005, накладка (1);
  • 10 — 2.100-044, прокладка (1);
  • 11 — 2.138-001, втулка (1);
  • 12 — 4.125-011, обод (1);
  • 13 — 3.100-045/2, прокладка (1);
  • 14 — 4.125-013, заклепка (9);
  • 15 — 2.000-808, шайба (18);
  • 16 — 2.138-002, втулка (1);
  • 17 — 2.000-201, кольцо уплотнительное (2);
  • 18 — 2.100-030, шайба регулировочная (4-й ступени) (компл.);
  • 19 — 3.100-065, кронштейн (1);
  • 20 — 3041А-4-14, болт (1);
  • 21 — 465Г05 ГОСТ 6402-70, шайба (1);
  • 22 — 2.126-000, привод воздушной заслонки (1); 2.126-004, сектор (1); 2.134-000, ось в сборе (1); 3521А-3-18, заклепка (1);
  • 23 — 2.100-006, тяга (1);
  • 24 — 3315А-8, гайка (4);
  • 25 — 3041А4-18-6, шайба (4);
  • 26 — 2.000-802, шайба (4);
  • 27 — 4.125-022, ручка задняя (1):
  • 28 — 2.000-620, болт крепления ручек (4);
  • 29 — 80КС ФОС ОСТ 1.11532-74, шайба (4);
  • 30 — 2.125-026, шестерня (1);
  • 31 — 2.000-300, штифт;
  • 32 — 2X16-001 ГОСТ 397-79, шплинт (4);
  • 33 — 2.126-003, замок (1);
  • 34 — 3041А-5-20-16, болт (2);
  • 35 — 2.000-821, шайба (2);
  • 33 — 2.125-020, планка (1);
  • 37 — 3041А4-14, болт (1);
  • 38 — 2.125-007, упор (1);
  • 39 — 4.129-000, замок в сборе (2);
  • 40 — 3177А4-14, винт (4);
  • 42 — 3041A3-12, винт (4);
  • 43 — 2,165-700. фиксатор в сборе (1), 2.165-004, пластина (1), 2.165-003, пружина (1), БУ5.556Р ГОСТ 3722-60, шарик (1);
  • 44 — 2,000-806, шайба (1);
  • 45 — 665Г05 ГОСТ 6402-70, шайба пружинная (1);
  • 46 — 5.20 ОСТ 131139-80, болт (1);
  • 47 — 2.000-814, шайба (2);
  • 48 — 2.125-008, ось (2);
  • 49 — 565Г05 ГОСТ 6402-70, шайба пружинная (2);
  • 50 — 3315А-5, гайка (2);
  • 51 — 2.000-630, винт (2);
  • 52 — 3177А5-12, винт (2);
  • 53 — 4.125-012, рессора (1); — 2,118-000, румпель в сборе (1);
  • 54 — 2.000-818, шайба (1 компл.);
  • 55 — 2.118-004, шестерня (1);
  • 56 — 2.125-013; кольцо (2);
  • 57 — 2.118-003, валик (1);
  • 58 — 2.118-001, румпель (1);
  • 59 — 2.000-801, шайба (1)
  • 60 — 2.146-000, рукоятка в сборе (1);
  • 61 — 2.118-005, пружина (1);
  • 62 — 2.118-006-01, колпачок (1);
  • 63 — 2.128-000, ручка в сборе (1);
  • 64 — 4.125-003, тяга (1);
  • 65 — 4.125-021, ручка передняя (1);
  • 66 — 4.123-001, штуцер (1).
Читайте также:  Стоит ли ремонтировать стойки

Обтекатель двигателя

  • 1 — 3.010-700сб., обтекатель в сборе; 4.010-001, обтекатель (1);
  • 2 — 4.006-008, крючок (2);
  • 3 — 3177А4-12, винт (6);
  • 4 — 2.000-813, шайба (6);
  • 5 — 465Г05 ГОСТ 6402-70, шайба пружинная (6);
  • 6 — 3301А-4, гайка (6);
  • 7 — 3.010-001, товарный знак (1).

Стартер — 3.402-000

  • 1 — 2.000-710, гайка (1);
  • 2 — 4.401-002, шайба контровочная (1);
  • 3 — 3315А8, гайка (1);
  • 4 — 80КС ФОС ОСТ 1.11532-74, шайба пружинная (1);
  • 5 — 2.000-802, шайба (1);
  • 6 — 3.402-010, корпус стартера (1), 2.404-002, ось (1); 3.404-003Р, корпус (1);
  • 7 — 3016А8-40-16, болт (2);
  • 8 — 2.000-821, шайба (2);
  • 9 — 2.405-001, пружина (1);
  • 10 — 2.403-000, блок (1);
  • 11 — 2.401-003, собачка (2);
  • 12 — 2.401-004, шайба пружинная (1);
  • 13 — 2.401-005, скоба (1);
  • 14 — 4.401-001, болт (1);
  • 15 — 3,2X40-001 ГОСТ 397-79, шплинт (1);
  • 16 — 2.000-813, шайба (2);
  • 17 — 4.408-700сб., ограничитель в сборе (1);
  • 18 — 2.402-004, ручка (1);
  • 19 — 2.401-002, шнур L = 1450 мм (1);
  • 20 — 2.000-801, шайба на ручке 18 (1);
  • 27 — 4.402-004, пластина на ручке 18 (1);

Подвеска мотора

  • 1 — 2.301-001, кронштейн подвески левый (в сборе 2.301-000);
  • 2 — 2.301-003, втулка (2);
  • 3 — 2.306-000, вкладыш амортизатора (2);
  • 4 — 2.300-701, пластина (1);
  • 5 — 2.302-001, кронштейн подвески правый (в сборе — 2.302-00);
  • 6 — 2.000-712, гайка (4);
  • 7 — 8 оке фос ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (8);
  • 8 — 2.000-802, шайба (8);
  • 9 — 2.305.700, ручка в сборе (2); 2.305-002, ручка; 2.305-003, 2.305-004, втулка;
  • 10 — 2.301-002, шайба опорная (2);
  • 11 — 3315А8, гайка (4);
  • 12 — 2.300-004, втулка (2);
  • 13 — 2.300-001 щиток (1);
  • 14 — 2.000-616, шпилька (1);
  • 15 — 8-320СТ 1.31.102-80, болт (4);
  • 16 — 2.000-617, шпилька (1);
  • 17 — 2,5X25-001, ГОСТ 397—79, шплинт (2);
  • 18 — 3335А-10, гайка (2);
  • 19 — 2.300-702, пластина (1);
  • 20 — 2.300-002, амортизатор (2);
  • 21 — 2.310-000, опора амортизатора (2).

Дейдвуд мотора

  • 1 — 3.226-704сб., дейдвуд в сборе с кронштейном и подвеской; 3.201-000сб., в сборе с кронштейном; 3.203-000сб., с опорами; 3.226-703сб., с футорками; 2.226-700, трубка; 3.226-001, дейдвуд; 3.226-002, труба;
  • 2 — 3.000-001, прокладка (1);
  • 3 — 2.203-002, кольцо уплотнительное (1);
  • 4 — 2.203-001, втулка (1);
  • 5 — 2.004-000, валик торсионный (1); 2.002-001, наконечник в сборе (2); 3521 АЗ-19, заклепка (2); 2.001-002, кожух (1); 2.005-001, полоса (2);
  • 6 — 2.201-001, ось (1);
  • 7 — 2.229-000, опора кронштейна верхняя (1);
  • 8 — 2.201-003, прокладка (1);
  • 9 — 2,201-002, шайба (2);
  • 10 — 2.000-003, прокладка (1);
  • 11 — 2.000-001, крышка (1);
  • 12 — 2.000-806, шайба (8);
  • 13 — 6 оке фос, ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (8);
  • 14 — 6-24, ОСТ 1 31 103—80, болт (8);
  • 15 — 2.227-004, рычаг защелки (1); 2.227-000, кронштейн в сборе (1);
  • 16 — 2.227-033, ось рычага (1);
  • 17 — 2.228-701, защелка в сборе (1); 2.209-701, ось защелки (1); 2.225-700, кулачок в сборе (1); 2.228-003, пружина (1); 2.228-004, штифт (4);
  • 18 — 2.227-001, кронштейн (в сборе — 2.227-000);
  • 19 — 2.230-000, опора кронштейна нижняя (1);
  • 20 — 2.111-002, футорка (3);
  • 21 — 2.000-631, болт (6);
  • 22 — 865Г05, ГОСТ 6402—70, шайба пружинная (6);
  • 23 — 2.000-802, шайба (6).

Система зажигания

В скобках даны номера деталей и узлов для моторов с магнето МВ-1—с контактной системой зажигания.

  • 1 — МБ-2, ЦШ 3.195-002 (МВ-1, 8Г3.195-006) — основание магдино; 4.176-000 (4.175-000) — магдино с рычагом;
  • 2 — 2.100-012, пружина (1);
  • 3 — 2,5 X 25-001, ГОСТ 397—79, шплинт (1);
  • 4 — 2.100-011, сегмент (2):
  • 5 — 3177А5-16, винт (2);
  • 6 — 4.121-000 (4.119-700/1), маховик магнето (1); 4.121-004 (4.119-010), маховик (1); 4.119-002, магнит (4); 4.119-006 (4.119-005), башмак (2); 4.119-007, винт (8); 4.119-011, кулачок (1); 4.119-008, кольцо (1);
  • 7 — 3181А6-10, винт (3);
  • 8 — 2.100-037, диск (1);
  • 9 — 2.100-036, гайка (1);
  • 10 — 2.100—035, кольцо стопорное (1);
  • 11 — 3003А-6-16-15 — болт (1);
  • 12 — 665Г05, ГОСТ 6402—70, шайба (3);
  • 13 — 2.000-806 — шайба (5);
  • 14 — 3301A3, гайка (2);
  • 15 — ЗТ65Г029, ГОСТ 6402—70, шайба пружинная (2);
  • 16 — 3301 АЗ, гайка (2);
  • 17 — 2.174-010, накладка (1);
  • 18 — ВБГ-ЗА, блок (2);
  • 19 — ЦШ5.720-001-01 (ТЛМ-8Г4.720-004-1Г) — трансформатор высоковольтный (2);
  • 20 — 3.005-000, 4.003-000 (4.174-700) — кронштейн с агрегатами; 4.002-704 — перемычка;
  • 21 — 3041 АЗ-24 — болт (2);
  • 22 — 3315А-6, гайка (2);
  • 23 — 5К, кнопка «Стоп»; 4.127-000 — кнопка «Стоп» в сборе (1);
  • 24 — Ш-2443, провод L = 0,22 м (2);
  • 25 — 3003А6-24-15, болт (4);
  • 26 — 2.100-021, трубка (2);
  • 27 — 2.147-700, хомутик зажимной (1);
  • 28 — 4.005-000 (4.135-700, 4.135-701), провод высокого напряжения в сборе; провод L = 600 мм ПВВ, ГОСТ 14867—69; 3.135-004, хлорвиниловая трубка;
  • 29 — СИ-12РТ, свеча (2);
  • 30 — А 14 колпачок (1);
  • 31 — 3016А-5-12, болт (2);
  • 32 — 4.175-002, шайба контровочная (1);
  • 33 — 4.175-001, рычаг (1).

Привод гребного винта

  • 1 — 4.205-000 сб., корпус редуктора в сборе; 4.205-001, корпус редуктора (1);
  • 2 — 2.202-019, штифт цилиндрический (2);
  • 3 — 202 ГОСТ 8338—57, подшипник (1); 4.215-000, сальник в сборе (2);
  • 4 — 4.216-700, сальник (1);
  • 5 — 2.112-001, пружина (1);
  • 6 — 2.202-006, пластина (1);
  • 7 — 2.214-000, крыльчатка (1);
  • 8 — 2.213-000, корпус водопомпы (1): 2.213-005, корпус (1); 2.213-003, стакан (1); 2.213-004, пластина (1);
  • 9 — 4 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (2);
  • 10 — 4-34 ОСТ 1.13139—80, болт (2);
  • 11 — 2.213-002, втулка (1);
  • 12 — 2.200-003, втулка резиновая (1);
  • 15 — 3315А5, гайка (1);
  • 16 — 5 кд ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (1);
  • 17 — 2.000-821, шайба (1);
  • 18 — 2.000-007, палец (1);
  • 19 — 2.000-009, втулка (1);
  • 20 — 2.000-008, болт (1);
  • 21 — 2.205-002, втулка (1):
  • 22 — 2.205-003, кольцо уплотнительное (2);
  • 23 — 2.000-802, шайба (3);
  • 24 — 8 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба (3);
  • 25 — 2.000-620, болт (3);
  • 26 — 2.202-018, втулка (1);
  • 27 — 4.202-021 01 . 07, Шайба (1);
  • 28 — 2.202-013, втулка (1); 2.109-000, подшипник (1);
  • 29 — 2.109-001, сепаратор игольчатого подшипника (1);
  • 30 — 2.109-002, ролик игольчатый (20);
  • 30 — 2.109-002, иголка (1);
  • 31 — 2.202-016, 01 . 07 — шайба регулировочная (16 ступеней) (2);
  • 32 — 8106 ГОСТ 6874—54, подшипник (1);
  • 33 — 4.211-700, шестерня коническая, переднего хода (1);
  • 34 — 2.202-028, муфта (1);
  • 35 — 2.202-007, вал (1);
  • 36 — 2.210-700, тяга реверса (1); 2.210-002, тяга (1); 2.221-000, рычаг (1); 3521А-4-13, заклепка (1);
  • 37 — 4.211-701, шестерня коническая заднего хода (1);
  • 38 — 2.212-000, стакан подшипника в сборе (1); 2.212-002, подшипник скольжения (1); 2.218-000, сальник в сборе (1);
  • 39 — 2.219-000, сальник (1);
  • 40 — 2.218-001, пружина сальника (1);
  • 41 — 2.212-001, втулка (1);
  • 42 — 2.212-003, кольцо уплотнительное (1);
  • 43 — 2;212-004 кольцо уплотнительное (1);
  • 44 — 4.202-020 вал-шестерня редуктора (1);
  • 45 — 7204 ГОСТ 333—74, подшипник (1);
  • 46 — 2.202-026 01 . 07, кольцо регулировочное (10 ступеней, 1 компл.);
  • 47 — 2.202-029, пробка (3);
  • 48 — 2.202-010, кольцо уплотнительное (3);
  • 49 — 2.202-015, крышка редуктора (1);
  • 50 — 3041А6-26-18, болт (7);
  • 57 — 6 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (7);
  • 52 — 2.000-809, шайба (7);
  • 53 — 2.202-004, винт (1).
Читайте также:  Почему не заводится двигатель машины

Гребной винт

  • 1 — 2.000-306, штифт (2);
  • 2 — 2.217-701, винт в сборе (1); 2.217-005, винт гребной (1); 2.220-700, демпфер (1); 4.220-002, втулка (1); 2.220-003, демпфер (1);
  • 3 — 5X50-002 ГОСТ 397—79, шплинт (1).
Лодочный мотор «Вихрь»
«Вихрь-М»
«Вихрь-30»
Годы выпуска 1966—2010-е
Страна выпуска СССР/Россия
Заводы КМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь.
Серийность крупносерийное
Тип двигателя Двухтактный карбюраторный
Мощность двигателя 20, 25, 30 л.с.
Часовой расход топлива «Вихрь» = 9 л/ч; «Вихрь-М»/«Вихрь-25» = 9,5 л/ч; «Вихрь-30» = 11,5 л/ч (на максимальных оборотах).
Муфта сцепления кулачковая, встроенная в редуктор
Редуктор конический, реверсивный
Управление дистанционное, румпель;
Топливный бак отдельный, 22 л.
Гребные винты скоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм), скоростной (шаг 282 мм), стандартный (шаг 300 мм);
Система запуска ручной стартер, электростартер;
Масса 45,8 — 49 кг

Лодочный мотор «Вихрь-30Р»
Годы выпуска 1972 — 2010-е
Страна выпуска СССР/Россия
Заводы КМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь.
Серийность крупносерийное
Тип двигателя Двухтактный карбюраторный
Мощность двигателя 30
Часовой расход топлива 11,5 л/ч (на максимальных оборотах);
Муфта сцепления кулачковая, встроенная в редуктор
Редуктор конический, реверсивный;
Управление дистанционное, румпель;
Топливный бак отдельный, 22 л;
Гребные винты штатный (шаг 300мм), скоростной (шаг 282 мм), скоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм);
Система запуска ручной стартер;
Масса 45,8

«Вихрь» — марка подвесных лодочных моторов производства Куйбышевского моторостроительного производственного объединения им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по 2010 год и являвшийся в указанный период самым популярным лодочным мотором в СССР и на постсоветском пространстве.

Содержание

Конструктивные особенности [ править | править код ]

Серийно выпускались три модели: «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л. с. и «Вихрь-30», мощностью 30 л. с. Были изготовлены экспериментальные образцы моторов мощностью 40, 45 и 60 л. с.

Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов.

Двигатель — двухтактный двухцилиндровый карбюраторный двигатель. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка, и у мотора «Вихрь-30» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка. «Вихрь-М» («Вихрь-25») и «Вихрь-30» отличаются незначительно, в основном формой глушителя и устройством выхлопа в дейдвуде, у «Вихрь-30» настроенный выхлоп. Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с текстолитовыми «шайбами».

Рабочий объём мотора «Вихрь» составляет 423 см 3 , «Вихрь-М» = 423 см 3 , «Вихрь-30» = 488 см 3 .

Зажигание рабочей смеси осуществляется от магнето МГ-101 на Вихрь и МВ-1 на Вихрь-25/30 с маховиком, на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.

Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкции мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).

Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером. Предусмотрен также «аварийный» запуск при помощи стартового шнура.

Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.

Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.

Гребной винт трёхлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препятствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.

Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.

Моторы имеют отдельный бензобак, стандартной ёмкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.

Двигатель закрывается кожухом.

Мотор имеет генератор переменного тока (напряжение 12 В, мощность 30 Вт) для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.

Потребительские характеристики [ править | править код ]

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.

Достоинства [ править | править код ]

  • достаточно высокую мощность;
  • невысокую цену мотора: в 1970-х годах «Вихрь» стоил 400 рублей, был дешевле «Нептуна», который стоил 460 рублей, и существенно дешевле импортных моторов аналогичного класса и мощности, которые в тот период стоили около 700—800 долларов США.
  • доступность запасных частей, так как их выпускал не только завод-изготовитель мотора, но и множество других заводов, кооперативов (в 1980-х годах), а позже — различные фирмы в России и Китае. По этому показателю «Вихрь» существенно превосходил все остальные советские моторы. Кроме того «Вихрь» среди моторов аналогичного класса имеет общую невысокую численность деталей, подверженных износу и поломкам.
  • хорошую ремонтопригодность — практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях;

Благодаря указанным достоинствам «Вихрь» получил большую популярность в СССР, а в труднодоступных местах остается популярным и в конце 2010-х годов.

Недостатки [ править | править код ]

Недостатков у моторов «Вихрь» было значительно больше и многие из них не были устранены заводом вплоть до окончания выпуска моторов:

  • слишком большое гидродинамическое сопротивление подводной части, особенно у ранних моторов;
  • довольно высокая шумность (владельцы моторов снижали шумность обшивкой кожуха поролоном с внутренней стороны);
  • неудачное расположение выхлопного патрубка, приводящее к возникновению гидродинамического момента, стремящегося развернуть мотор и создающего статическое усилие на румпеле (6 кг).
  • отсутствие термостата в системе охлаждения, что не позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя в весенний и осенний периоды;
  • нестандартное крепление гребного винта и как следствие — невозможность использования винтов, выпускаемых зарубежными производителями;
  • низкий КПД гребного винта, редуктора (владельцы моторов выполняли полировку винта и корпуса редуктора, что повышало КПД);
  • неоптимальные для большинства лодок параметры штатного гребного винта;
  • в редукторе используются подшипники скольжения, имеющие ограниченный срок службы и уплотнительные манжеты невысокого качества;
  • неудобный механизм реверса, не позволяющий фиксировать муфту сцепления в положении свободного хода, что приводило к авариям или падением человека, запускающего мотор, за борт;
  • невысокая надёжность золотникового устройства;
  • на ранней модели «Вихрь» — тяжёлый тепловой режим верхнего цилиндра;
  • ненадёжное магнето, как контактное, так и электронное;
  • затрудненная регулировка карбюратора.
  • на моторе «Вихрь-30» каналы системы охлаждения имели недостаточное сечение, как следствие, при изношенной помпе мотор периодически перегревается.

Любительские доработки [ править | править код ]

Владельцы моторов часто модернизировали их с целью устранения недостатков или повышения эксплуатационных качеств. В этом плане конструкция мотора предоставляла большие возможности. Помогали владельцам многочисленные публикации в журнале «Катера и яхты», а также книга «Вихрь без секретов», написанная главным конструктором.

Поскольку прототипом мотора «Вихрь» были немецкие моторы Кёниг, которые хорошо зарекомендовали себя в водномоторном спорте конструкция советского мотора также допускала значительную форсировку, чем пользовались как спортсмены, так и водномоторники-любители. Первые, обычно, получали мощность 45-50 л. с. при 8000-8500 об/мин, правда за счёт катастрофического сокращения ресурса (до 30—60 минут). Вторые стремились к компромиссу между мощностью и надежностью и форсировали 20 сильный «Вихрь» примерно до 22-24 л.с., а 30 сильный — до 33-35 л.с. без повышения частоты вращения только за счет совершенствования процесса продувки и тонкой настройки карбюратора и применения самодельных более совершенных систем электронного зажигания. Популярны были и доработки мотора для повышения надежности.

Дополнительная информация [ править | править код ]

На Беломорской биологической станции Зоологического института РАН у мыса Картеш установлен памятник мотору. Табличка на небольшом бетонном обелиске гласит: «Мотору „Вихрь“ — с любовью и ненавистью».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *