Узлы системы смазки двигателя

Назначение системы смазки заключается в снижении трения сопряженных деталей двигателя. Кроме того система смазки выполняет и побочные функции — понижает температуру деталей двигателя, удаляет продукты износа и нагара, защищает детали двигателя от коррозии.

Общее устройство

В систему смазки двигателя входят:

  • поддон картера с маслозаборником
  • масляный насос
  • масляный радиатор
  • масляный фильтр
  • соединительные магистрали и каналы

Рис. Схема системы смазки двигателя: 1 — масляный поддон; 2 — датчик уровня и температуры масла; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — масляный радиатор; 6 — масляный фильтр; 7 — перепускной клапан; 8 — обратный клапан; 9 — датчик давления масла; 10 — коленчатый вал; 11 — форсунки; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 — распределительный вал впускных клапанов; 14 — вакуумный насос; 15 — турбонагнетатель; 16 — стекание масла; 17 — сетчатый фильтр; 18 — дроссель.

Предназначением поддона картера двигателя является хранения масла. Проконтролировать уровень масла в поддоне можно используя щуп, а также датчик уровня и температуры масла.

Масляный насос служит для закачки масла в систему. В действие он приводится коленчатым, распределительным или дополнительным приводным валом. Самыми распространенными являются масляные насосы шестеренного типа.

Рис. Односекционный шестеренный масляный насос со встроенным редукционным клапаном:
1 — впускная полость; 2 — нагнетательная полость; 3 — редукционный клапан

От продуктов нагара и износа масло очищается масляным фильтром. Очищение моторного масла достигается фильтрующим элементом, замену которого рекомендуется производить одновременно с заменой масла.

Охлаждение и нагрев моторного масла производит масляный радиатор. Через масляный радиатор пропускается охлаждающая жидкость, которая нагревает масло в холодном двигателе и охлаждает его, когда двигатель горячий. Масло в двигателе должно иметь температуру выше 100°С чтобы из него выпаривалась остаточная вода, но его температура не должна превосходить границу в диапазоне от от 138°С до 148°С.

Давление масла в системе контролируют датчики установленные в масляной магистрали. Датчик направляет сигнал к лампе на приборной панели. Также информация о давлении может поступать в систему управления двигателем. При снижении давления сверх нормы, система управления должна остановить двигатель.

Современные двигатели могут иметь датчики уровня и температуры масла. Поступающая от них информация также отображается на приборной панели.

Постоянное рабочее давление в системе смазки поддерживается с помощью одного или нескольких редукционных (перепускных) клапанов, которые устанавливают в масляных насосе и фильтре.

Принцип действия системы смазки двигателя

Самой распространенной системой смазки двигателей в настоящее время является комбинированная. В такой системе одни детали смазываются под давлением, а другие – самотеком или разбрызгиванием.

Двигатель смазывается циклически. После его запуска, масло закачивается в систему масляным насосом. Насос создает необходимое давление и подает масло в масляный фильтр, в котором происходит его очистка от механических примесей. Далее масло по каналам подается к:

  • шатунным шейкам коленчатого вала
  • коренным шейкам коленчатого вала
  • опорам распределительного вала
  • верхней опоре шатуна для смазки поршневого пальца

К рабочей поверхности цилиндра масло поступает из отверстий в нижней опоре шатуна или от специальных форсунок.

Другие части двигателя смазываются разбрызгиванием, т.е. часть масла вытекающего из зазоров в соединениях разбрызгивается подвижными частями КШМ и ГРМ. При разбрызгивании масла создается масляный туман, который при оседании смазывает детали двигателя.

Масло стекает в поддон картера двигателя под действием силы тяжести, после чего цикл смазки повторяется.

Также в некоторых автомобилях применяется система смазки с сухим картером. В такой системе основной запас масла содержится в автономном масляном баке, откуда подается в главную масляную магистраль двигателя нагнетающей секцией масляного насоса. Такие системы обеспечивают бесперебойный подвод масла к трущимся деталям двигателя на длительных крутых подъемах, спусках и при кренах без какого-либо масляного голодания и утечек масла через сальники коленчатого вала. Кроме того, применение системы с сухим картером позволяет уменьшить высоту двигателя, снизить расход масла и сохранять его физико-химические свойства в течение более длительного периода благодаря возможности удаления из масла картерных газов.

Рис. Типичная схема смазочной системы двигателя с сухим картером:
1 — масляная центрифуга; 2 — двигатель; 3 — полнопоточный фильтр грубой очистки; 4 — масляный радиатор; 5 — перепускной клапан; 6 — масляный бак; 7 — змеевик для подогрева масла; 8 — предпусковой маслозакачивающий насос; 9 — маслопрцемный сетчатый фильтр; 10, 11 — нагнетающая и откачивающая секции основного масляного насоса

Видео: Система смазки двигателя

Устройство системы смазки двигателей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51А, ЗИЛ-157К, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-151, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150, ЯАЗ-М-206Б

Ознакомиться с особенностями устройства двигателей отечественных автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ И ЯАЗ можно в следующей записи.

Система смазки двигателя ВАЗ

Система смазки двигателя ВАЗ — комбинированная, т.е. смазывание происходит одновременно двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. При температуре масла 85 °С и частоте вращения коленвала 5600 мин-1, давление в системе смазки составляет от 3,5 до 4,5 кгс/см2. При минимальной частоте вращения коленчатого вала (от 850 до 900 мин-1) минимальное давление должно составлять не менее 0,5 кгс/см2. Вместимость системы смазки, включая масло в масляном фильтре, составляет 3,75 л.

Рис. Схема системы смазки двигателя ВАЗ:
1 — масляный насос; 2 — масляный картер: 3 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 4 — горизонтальный канал для подачи масла от фильтра в масляную магистраль; 5 — канал для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6 — канал в шейке коленчатого вала; 7 — передний сальник коленчатого вала; 8 — канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 9 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10 — валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 11 — канал для стока масла; 12 — канал в кулачке распределительного вала; 13 — магистральный канал в распределительном валу; 14 — канал в опорной шейке коленчатого вала; 15 — кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 16 — крышка маслоналивной горловины; 17 — наклонный канал с головке цилиндров; 18 — вертикальный канал в блоке цилиндров; 19 — масляная магистраль; 20 — датчики давления и контрольной лампы давление масла; 21 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 22 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 23 — указатель уровня масла; 24 — масляный фильтр; 25 — перепускной клапан масляного фильтра; 26 — противодренажный клапан

Подробней система смазки двигателя ВАЗ рассмотрена нами в следующей статье.

Читайте также:  Допуск с3 в моторном масле

Система смазки в двигателе необходима для уменьшения силы трения между его подвижными деталями. Дополнительно она выполняет функции охлаждения основных узлов, повышает срок их службы, защищает от коррозии, а также очищает от загрязнений (продуктов износа и нагара). Рабочей жидкостью (смазочным материалом) при этом выступает моторное масло, которое может подаваться под давлением, разбрызгиванием или самотеком. Это определяет вид, конструкцию и принцип работы системы.

Устройство системы смазки автомобильного двигателя

Главной задачей системы смазки является обеспечение масляной пленки на соприкасающихся подвижных деталях автомобильного двигателя. Это позволяет снизить потери мощности и износ силового агрегата. Помимо этого, масло, подаваемое системой, используется в гидрокомпенсаторах, гидронатяжителях и в механизмах регулирования фаз газораспределения. В общем устройстве автомобиля смазочная система интегрирована в конструкцию двигателя и состоит из следующих элементов:

  • Заливная горловина — через нее выполняется заливка или доливка масла.
  • Поддон картера — представляет собой нижнюю часть корпуса двигателя, наполненную маслом. Для правильной работы двигателя количество рабочей жидкости в поддоне должно быть на определенном уровне, что измеряется при помощи различных датчиков и приспособлений (щупа). В поддоне скапливаются не только излишки масла, стекающие из механизмов двигателя, но и загрязнения, образующиеся в процессе работы. Также на поддоне расположено сливное отверстие и пробка в виде болта с шайбой. При замене масла пробку необходимо заменить вместе с шайбой.
  • Маслозаборник — представляет собой конструкцию из патрубка, идущего от поддона к насосу, и фильтра грубой очистки.
  • Масляный насос — всасывает смазку при помощи маслозаборника из поддона и подает ее в систему. Он запускается и отключается одновременно с двигателем. В качестве привода может выступать коленвал, распредвал или вспомогательный приводной вал. Как правило, в автомобилях для перекачки масла применяются два типа насосов: шестеренчатые (более популярные) и роторные.
  • Масляный фильтр. Устанавливается на входе в насос и предназначен для очистки рабочей жидкости от стружки и нагара. Бывают двух типов — разборные (при загрязнении фильтра меняется лишь фильтрующий элемент) и неразборные (меняется весь фильтр).
  • Масляный радиатор. Поскольку рабочая жидкость в системе смазки также осуществляет охлаждение, для снижения ее собственной температуры она проходит через радиатор. Последний, в свою очередь, охлаждается жидкостью системы охлаждения.
  • Магистрали и каналы — по ним движется масло от одного узла к другому.
  • Масляные форсунки. Используются для подачи масла на стенки цилиндров и поршни.
  • Датчики давления, температуры и уровня масла — подают сигналы на электронный блок управления двигателем, передавая данные о состоянии системы смазки и режиме работы двигателя.
  • Клапаны (перепускные и редукционные). Позволяют автоматизировать контроль давления масла и управлять его подачей в систему. Такие клапаны монтируются вблизи ведущих элементов системы (насоса, основных узлов двигателя, фильтра).

В некоторых моделях двигателей датчики и радиатор могут отсутствовать. При этом охлаждение масла происходит непосредственно в поддоне картера.

Принцип работы и виды систем смазки

Все смазочные системы разделяют на две основные группы: с «сухим» и с «мокрым» картером. Последняя более популярна, благодаря простоте реализации. С другой стороны конструкции с «мокрым» картером склонны к таким проблемам, как вспенивание и расплескивание моторного масла , приводящее к перепадам уровня. В этом случае его подача в систему может быть нестабильной.

Системы смазки с «сухим» и «мокрым» картером

Отличительной чертой «сухих» систем является наличие отдельного бака, в котором хранится моторное масло. Моторное масло после поступления в двигатель стекает в поддон, но не накапливается в нем, а перекачивается назад в бак дополнительным насосом. Картер в таком случае всегда остается сухим.

Эта конструкция сложнее и дороже в изготовлении, однако, позволяет уменьшить высоту двигателя и обеспечивает надежную смазку при движении автомобиля по наклонным поверхностям. Это определило сферу применения систем с «сухим» картером — преимущественно в автомобилях высокой проходимости и спецтехнике.

Принципиально масло может подаваться к основным узлам двигателя тремя способами:

  • Под давлением. Масло подается принудительно ко всем узлам двигателя при помощи насоса.
  • Разбрызгиванием или самотеком. Подача выполняется под действием центробежной силы вращающихся деталей двигателя. При этом масло разделяется на мелкие частички, внешне похожие на масляный туман. Благодаря этому смазка заполняет все пространство между деталями мотора и оседает на их поверхности.
  • Частично под давлением и частично самотеком (комбинированный метод). В этом случае масло к наиболее важным узлам осуществляется под давлением, а для всей остальной конструкции разбрызгиванием.

В современном автомобилестроении практически всегда применяют комбинированный способ, поскольку он позволяет более экономно расходовать смазочные материалы и при этом гарантирует своевременную смазку основных деталей.

Как работает комбинированная система смазки с мокрым картером

Процесс смазки двигателя представляет собой повторяющийся цикл. Он состоит из следующих этапов:

  • В момент запуска двигателя приводится в действие масляный насос.
  • Маслозаборник начинает всасывать масло из поддона картера, выполняя грубую очистку.
  • На входе в насос масло проходит через масляный фильтр, где выполняется тонкая очистка.
  • Из насоса по магистралям масло подается на такие узлы двигателя как подшипники (вкладыши) коленвала, опоры распредвала, поршневые кольца, а также на рабочую поверхность цилиндров. Для этого в системе могут быть установлены специальные форсунки или просто выполнены отверстия в блоке.
  • Излишки масла, подаваемой на основные узлы, стекают через специальные зазоры на кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Их движущиеся элементы выполняют разбрызгивание рабочей жидкости, что обеспечивает ее попадание на остальные детали двигателя.
  • Масло стекает обратно в поддон картера, смывая с деталей мотора металлическую стружку, нагар и другие загрязнения.
  • После этого цикл повторяется.

Давление масла в системе может находиться в пределах от 0,2 МПа до 1,6 МПа.

Уровень масла и его значение

Для разных типов двигателей требуется различный объем масла в системе. В конструкциях с «мокрым» картером минимальное и максимальное значение уровня рабочей жидкости определяется при помощи специального щупа, который расположен на блоке цилиндров. Он имеет две метки «min» и «max».

Проверку уровня масла в системе выполняют на заглушенном двигателе после того, как он проработал некоторое время. В этом случае оно достаточно прогревается и стекает в поддон. Щуп вытаскивают, протирают тряпкой (ветошью) и погружают обратно в поддон. Далее достают повторно и проверяют уровень. Если масло, попавшее при этом на щуп, выходит за пределы максимального или минимального значения необходима доливка или слив масла. Также этот способ позволяет определить состояние и степень загрязнения.

В зависимости от вида и мощности мотора объем масла в системе смазки может быть от 3,5 до 7,5 литров.

Отличия систем смазки бензинового и дизельного двигателя

Особых конструктивных различий в смазочных системах бензинового и дизельного моторов нет. Однако, поскольку работа дизельного двигателя связана с более высокими температурами, основным отличием является используемое моторное масло. Базовая основа дизельного масла аналогична используемой в бензиновых моторных маслах, но имеет другой пакет присадок, которые позволяют обеспечить ей следующие функции:

  • Высокую моющую способность — дизельные двигатели склонны к обильному образованию сажи, а потому требуют интенсивной очистки.
  • Устойчивость к окислению — из-за высокой степени сжатия, в картер дизеля могут проникать отработавшие газы, что приводит к окислению моторного масла и более быстрой выработке его ресурса.
Читайте также:  Дополнительные фары на крышу

Масло, используемое в смазочной системе, может быть синтетическим, минеральным или полусинтетическим. В зависимости от того, какой тип используется, определяют сроки его замены.

Максимально долго служат синтетическое и полусинтетическое масло, которые при нормальных условиях эксплуатации не требуют обновления до 10-15 тысяч километров пробега.

Минеральные масла служат около 5 тысяч километров пробега.

Система смазки является неотъемлемой частью любого двигателя, обеспечивающей его работоспособность. Очень важно проводить своевременный техосмотр, контролировать уровень и состояние масла.

Маслозаливная горловинау некоторых двигателейимеет фильтр для забора воздуха в систему вентиляции картера.

Масляный поддон является резервуаром для масла. Он закрывает двигатель снизу, и в нем масло охлаждается. Масляный поддон стальной, штампованный. Внутри поддона имеется специальная перегородка, уменьшающая колебания масла при движении автомобиля. Поддон крепится к нижнему торцу блока цилиндров (к картеру) через уплотнительную прокладку, изготовленную из пробкорезиновой смеси. Он имеет резьбовое отверстие с пробкой, предназначенное для слива масла.

Маслоизмерительная линейка (рис. 2).

Для контроля за уровнем масла имеется указатель (щуп), вставленный в специальную трубку. Повышение уровня масла выше метки «П» и понижении его ниже отметки «О» не допускается. Могут быть метки мин и макс. Для контроля за давлением масла на щитке приборов имеются манометр и контрольная лампочка. При понижении давления в системе лампочка загорается. В этом случае необходимо остановить двигатель для выяснения причин.

Рис. 2. Проверка уровня масла

Масляный насос служит для подачи масла под давлением к трущимся поверхностям механизмов двигателя. Наибольшее распространение получили шестеренные насосы (рис.3) благодаря простоте их устройства и надежности в работе. В корпусе 3 насоса помещены ведущее 7 и ведомое 2 зубчатые колеса. Между торцами зубьев с обоих зубчатых колес и стенками корпуса предусматривают минимальный зазор. При работе двигателя зубчатые колеса насоса вращаются в направлениях, показанных стрелками. Масло поступает через входное отверстие 6, заполняет впадины между зубьями и переносится вдоль стенок корпуса в полость нагнетания. При вхождении зубьев во впадины масло выдавливается из них и нагнетается через выходное отверстие. При повышении давления сверх допустимого шарик отходит от седла и часть масла перепускается в полость всасывания, а давление в магистрали уменьшается. Давление, ограничиваемое редукционным клапаном, зависит от силы сжатия пружины 5.

Рис. 3. Схема шестеренного масляного насоса

1 – нагнетательный канал; 2 – ведомая шестерня; 3 – корпус; 4 – клапан редукционный;

5 – пружина; 6 – входное отверстие; 7 – ведомая шестерня

Односекционный насос состоит из маслоприемника 4 (см. рис. 4), корпуса 3, крышки и двух шестерен 1, 2. В корпусе выполнены два цилиндрических колодца для установки шестерен. Ведущая шестерня 1 насоса крепится шпонкой на валу, который опирается на втулки, запрессованные в корпусе и крышке насоса. Ведомая шестерня 2, находясь в зацеплении с ведущей, свободно вращается на пальце, запрессованном в корпусе. Вращаясь в разные стороны, шестерни перегоняют зубьями масло от входной полости А к нагнетательной Б по внутренним стенкам корпуса 3.

Рис. 4. Схема односекционного насоса:

1, 2 – шестерни; 3 – корпус; 4 – маслоприемник входной полости; А – к нагнетательной;

Б— по внутренним сторонам корпуса 3

Масляный насос другого типа (рис. 5) имеет две шестерни внутреннего зацепления. Он состоит из корпуса 1, крышки 7, ведущей 3 и ведомой 2 шестерен, маслоприемника 8 и редукционного клапана 4. Корпус насоса отлит из чугуна. Он имеет две полости (всасывания и нагнетания), которые разделены между собой выступом 9. Ведущая и ведомая шестерни изготовлены из спеченного материала и размещены внутри корпуса. Ведущая шестерня 3 установлена на переднем конце коленчатого вала 10, который уплотняется в крышке насоса манжетой 6. К корпусу прикреплены маслоприемник с фильтрующей сеткой и крышка. Крышка 7 насоса отлита из алюминиевого сплава. В ней размещен редукционный клапан 4, давление срабатывания которого обеспечивается пружиной 5.

При вращении шестерен масло через маслоприемник поступает во всасывающую полость насоса. Оно заполняет впадины между зубьями шестерен, переносится в полость нагнетания и под давлением направляется в приемный канал блока цилиндров. Редукционный клапан срабатывает при возрастании давления выше допустимого и перепускает часть масла из нагнетательной полости насоса во всасывающую. Подача насоса равна 34 л/мин при частоте вращения ведущей шестерни 6000 об/мин, а создаваемое давление — 0,5 МПа.

Рис. 5. Масляный насос с шестернями внутреннего зацепления:

1 – корпус; 2, 3 – шестерни; 4 – клапан; 5 – пружина; 6 – манжета; 7 – крышка;

8 – маслоприемник; 9 – выступ; 10 — вал

Фильтр центробежной очистки масла двигателя ЗМЗ (рис. 6) масло поступает от насоса через пустотелую ось 1 ротора. Из пространства под колпаком 5 масло проходит через фильтрующую сетку 7 и жиклеры 2 в полость корпуса фильтра, откуда стекает в поддон картера. Действием реакции струй масла, выбрасываемых из двух жиклеров, пластмассовый ротор 4 приводится в быстрое вращательное движение. При этом тяжелые частицы грязи и осадков отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака 5 и оседают на них.

Рис. 6. Фильтр центробежной очистки масла двигателя 3M3:

1— ось ротора; 2 – жиклер; 3 – поддон; 4 – ротор; 5 — колпак ротора; 6 — кожух фильтра;

7 — фильтрующая сетка; 8 — гайка крепления колпака; 9 — гайка крепления ротора;

10 — гайка-барашек крепления кожуха

Преимущество фильтра центробежной очистки состоит в том, что он в первую очередь задерживает тяжелые примеси. Кроме того, работу фильтра можно легко и надежно проверить прослушиванием вращения ротора после остановки двигателя. Может гудеть до 2 мин. Колпак ротора вращается с оборотами 5000 – 6000 об/мин.

Читайте также:  Сбил пешехода вне пешеходного

Масляные фильтры служат для очистки масла от твердых частиц продуктов изнашивания трущихся деталей, нагара и т.п. Загрязненное масло вызывает усиленное изнашивание деталей и засоряет магистрали.

Рис. 7. Щелевой фильтр с бумажным фильтрующим элементом:

1— бумажный фильтрующий элемент; 2 – корпус; 3 – впускной канал; 4 – выпускной канал; 5 – крышка; 6 – трубка; 7 – перепускной клапан; 8 – пружина; 9 — болт

Масляные фильтры в зависимости от принципа действия разделяются на щелевые и центробежные. В щелевых фильтрах размеры задерживающихся частиц определяются величиной отверстий (щелей), через которые проходит масло. В центробежных фильтрах твердые частицы удаляются из масла под действием центробежных сил. В зависимости от размеров задерживаемых частиц фильтры разделяются на фильтры грубой (задерживаются частицы до 40 мкм) и тонкой (задерживаются частицы до 1 — 2 мкм) очистки. Фильтры тонкой очистки имеют большое сопротивление.

Щелевой фильтр с бумажным фильтрующим элементом показан на рис. 7. Корпус 2 фильтра прикреплен к крышке 5 болтом 9. В корпусе помещен бумажный фильтрующий элемент 1. Шариковый перепускной клапан 7 установлен в крышке фильтра. Масло от насоса поступает в фильтр через канал 3, попадает в корпус и проходит через фильтрующий элемент 1 и по трубке 6 отводится в выпускной канал 4.

При засорении фильтрующего элемента открывается редукционный клапан и масло, минуя фильтрующий элемент, отводится в выпускной канал. Примеры подобных фильтров показаны на рис. 8.

Рис. 8. Полнопоточные масляные фильтры двигателей:

1 – колпачковая гайка; 2 – крышка фильтра; 3 – фильтрующий элемент; 4 и 8 – датчики указателя давления масла; 5 – пробка сливного отверстия; 6 – центральный стержень;

7 – корпус фильтра; 9 – перепускной клапан; 10 – уплотнительные прокладки; 11 – обратный клапан; 12 – впускные отверстия; 13 – выпускное отверстие

Масляный радиатор двигателя автомобиля (рис. 9) состоит из двух бачков 1, соединенных между собой латунными или алюминиевыми трубками 4, к которым припаяны поперечные пластины для увеличения площади охлаждения. Радиатор установлен в кронштейны 3 и с помощью болтов 2 крепится на раме автомобиля перед радиатором системы охлаждения. Работает радиатор так. Масло из двигателя поступает через открытый кран 6 по трубопроводу 5 в масляный радиатор, где проходит по трубкам и отдает им тепло. Охлажденное масло по маслопроводу 8 и трубке 7 сливается в поддон картера двигателя.

Рис. 9. Масляный радиатор:

1 – бачки; 2 – болт; 3 – кронштейн; 4 – трубки;

5 – трубопровод; 6 – кран включения радиатора; 7 – трубка; 8 – маслопровод


Вентиляция картера (на примере ВАЗ 21-08). В процессе работы двигателя в его картер прорываются газы, называемые картерными. Картерные газы состоят из горючей смеси, а также продуктов полного и частичного сгорания. Количество газов, прорывающихся в картер, увеличивается с возрастанием нагрузки двигателя, а также по мере изнашивания цилиндров, поршней и поршневых колец. Содержащиеся в картерных газах пары топлива разжижают масло и ухудшают его смазочные свойства, а водяные пары вызывают вспенивание масла и появление эмульсии, затрудняющей поступление масла к трущимся поверхностям. Другие компоненты отработавших газов образуют в масле смолистые вещества и кислоты. Кислоты вызывают коррозию трущихся поверхностей. Кроме того, картерные газы повышают давление в картере, что приводит к выдавливанию масла через сальники. Картерные газы токсичны. Для удаления картерных газов служит система вентиляции картера. Схема системы вентиляции картера карбюраторного двигателя показана на рис. 10. Картерные газы поступают по вытяжному шлангу 1 в корпус маслоотделителя 7. Капли масла оседают на сетке 6 и стекают в поддон картера. Из корпуса маслоотделителя картерные газы могут отсасываться двумя способами. На режиме холостого хода картерные газы по шлангу 2 поступают через калиброванное отверстие штуцера в полость за дроссельной заслонкой первичной камеры карбюратора 3. Калиброванное отверстие ограничивает количество отсасываемых газов, и этим практически не снижается разрежение за дроссельной заслонкой. На рабочих режимах картерные газы, кроме того, отсасываются через шланг 5 в воздушный фильтр 4, где они, смешиваясь с очищенным в фильтре воздухом, поступают в карбюратор. Сетка 6 маслоотделителя служит пламегасителем — не допускает прорыва пламени в картер в случае вспышки смеси в карбюраторе.

Рис.10. Схема вентиляции двигателя ВАЗ-2108:

1 – вытяжной шланг; 2, 5 – шланг; 3 – карбюратор;

4 – воздушный фильтр; 6 – сетка; 7 – корпус маслоотделителя

Схема смазочной системы V-образного двигателя.

При работе двигателя масляный насос нагнетает масло по каналу 11 (рис. 11) в центробежный маслоочиститель — фильтр 5. Далее оно поступает в магистраль 7, расположенную в правой части блок — картера, и по сверлениям в катере к опорам коленчатого и распределительного валов. От коренных подшипников по сверлениям коленчатого вала масло попадает в шатунные подшипники и, выходя из них, разбрызгивается с внешней стороны на стенки цилиндров, образуя масляный туман.

От второй шейки распределительного вала масло нагнетается в пустотелую ось 3 коромысел правого ряда цилиндров пульсирующим потоком в момент совпадения проточек А на шейке вала с каналом 4. Из оси коромысел масло поступает к деталям распределительного механизма. К распределительному механизму левого ряда цилиндров масло подводится через четвертую шейку по каналу В, когда с ним совпадает сверление Б в этой шейке.

Под давлением смазываются упорный фланец распределительного вала через первую шейку, детали привода масляного насоса и распределителя зажигания.

В летнее время для охлаждения масла включают радиатор 1 с помощью крана 14. Клапан 13 предотвращает падение давления в масляной магистрали из-за излишнего поступления масла в радиатор. В случае падения давления масла ниже допустимого значения на щитке приборов загорается сигнальная лампа.

Рис.11. Смазочная система V-образного двигателя 3M3-53:

1 — масляный радиатор; 2 — трубка; 3 — ось коромысел; 4 и 11 — каналы; 5 — фильтр со сменным фильтрующим элементом; 6 — распределительный вал; 7 — масляная магистраль;

8 — масляный насос; 9 и 13 — редукционный и радиатор­ный клапаны: 10 — маслоприемник;

12 — поддон картера; 14 — кран радиатора; А — проточки; Б — сверление; В — канал

Контрольные вопросы

1. Назначение системы смазки

2. Устройство и работа принципиальной системы смазки

3. Назначение устройство и работа узлов системы смазки:

4. Назначение, устройство и работа вентиляции картера

5. Работа системы охлаждения двигателя ЗМЗ (путь масла)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8990 — | 7235 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *