Затяжка головки блока цилиндров зил 130

ПРОВЕРКА КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

На двигателе устанавливаются головки 7 (см. рис. 1) цилиндров из алюминиевого сплава со сталеасбестовыми прокладками между головками и блоком. Головки цилиндров всегда должны быть закреплены с определенным моментом затяжки болтов.

При неполной или неправильной затяжке болтов головок цилиндров нарушается герметичность камеры сгорания и возможен прорыв газов в тех местах прокладки, где она слабо зажата.

При этом в двигателе появляются перебои в работе, неустойчивая работа на малых оборотах, а также ухудшается пуск после остановки двигателя. Кроме того, при повреждении прокладки жидкость системы охлаждения, попадая в цилиндры, вызывает коррозию зеркала цилиндров. Указанные причины ведут к потере мощности или прекращению работы двигателя.

Каждая головка цилиндров крепится к блоку двигателя 17-ю болтами. Подтягивать болты следует на холодном двигателе в последовательности, указанной цифрами на рис. 4, а, в два приема — предварительно и окончательно.

Подтягивать окончательно необходимо динамометрическим ключом, позволяющим контролировать момент затяжки, как показано на рис. 4, б. Момент затяжки должен составлять
7—9 кГм.

Если динамометрического ключа нет, то можно подтягивать обычным ключом одной рукой без рывков.

Необходимо иметь в виду, что головки цилиндров из алюминиевого сплава при прогреве двигателя расширяются, а следовательно, и затяжка болтов блока увеличивается; при охлаждении двигателя происходит обратное явление. Поэтому при температуре двигателя плюс 20—25°С момент затяжки болтов должен быть ближе к верхнему пределу 9 кГм, а при температуре двигателя ниже минус 5°С момент затяжки болтов должен быть ближе к нижнему пределу 7 кГм.

При полном прогреве двигателя затяжка головки цилиндров автоматически возрастает до необходимого предела.

Следует обращать внимание на то, что четыре болта крепления оси коромысел являются также и болтами крепления головки цилиндров, их тоже следует подтягивать. Если головки подтянулись, надо проверить возможное изменение зазоров между клапанами и коромыслами.

При смене прокладок необходимо ирочищать все отверстия рубашки охлаждения в головках и в блоке цилиндров.

Рис. 4. Затягивания болтов головки цилиндров: а — порядок затягивания болтов; б — способ проверки затяжки
болтов;
1—17 — цифры, показывающие последовательность затягивания болтов

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Базовые детали двигателя ЗИЛ-130

Двигатель ЗИЛ-130 — V-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, с жидкостным охлаждением. Подвеска двигателя, его продольный и поперечный разрезы показаны на рис. 10—11.

Блок цилиндров двигателя — чугунный, со вставными мокрыми гильзами из серого чугуна, с
кислотоупорной вставкой в верхней части.

Для уплотнения верхней части гильзы бурт гильзы зажат между блоком и головкой блока с асбостальной прокладкой, нижняя часть уплотнена двумя резиновыми кольцами.

Головки блока цилиндров ЗИЛ-130 — из алюминиевого сплава, со вставными седлами и направляющими клапанов. Между блоком и головками установлены прокладки из асбостального полотна. Каждая головка блока прикреплена к блоку цилиндров семнадцатью болтами.

Рис. 10. Двигатель ЗИЛ-130 — продольный разрез

1 — шкив коленчатого вала; 2 — храповик; 3 — блок цилиндров; 4 — указатель установки момента зажигания; 5 — датчик ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала; 6 — валик привода датчика ограничителя; 7 — поджимная пружина валика; 8 — распорное кольцо; 9 — упорный фланец; 10 — передняя крышка блока; 11 — водяной насос; 12 — шкив водяного насоса; 13 — ремень привода генератора; 14 — ремень привода насоса гидроусилителя; 15 — ремень привода компрессора; 16 — пробка; 17 — масленка; 18 — рым-болт, 19 — воздушный фильтр маслоналивной горловины; 20 —топливный насос, 21 — штанга насоса; 22 — фильтр тонкой очистки топлива; 23 — трубка вентиляции картера; 24 — центробежный фильтр очистки масла (центрифуга); 25 — датчик указателя температуры воды; 26 — распределительный вал; 27 — вкладыш коренного подшипника; 28 — сальник заднего коренного подшипника; 29 — сцепление, 30 — коленчатый вал, 31 — упорная шайба; 32 — зубчатое колесо распределительного вала

Отверстия в блоке цилиндров под болты цинкуются. Следует помнить, что четыре болта крепления оси коромысел являются также и болтами крепления головки блока цилиндров и входят в указанные выше семнадцать болтов.

Болты крепления головок к блоку необходимо затягивать специальным динамометрическим ключом, позволяющим контролировать момент затяжки, так как алюминиевая головка блока при нагреве увеличивается в высоту больше, чем стальные болты, крепящие ее.

При прогреве двигателя затяжка головок блока увеличивается, при охлаждении — уменьшается, поэтому болты крепления головок должны быть затянуты на холодном двигателе.

Рис. 11. Двигатель ЗИЛ-130 — поперечный разрез

1—масляный насос; 2— блок цилиндров; 3 — поршень; 4— прокладка головки блока; 5 — выпускной газопровод; 6 — крышка головки блока; 7 — коромысло; 8 — головка блока; 9 — штанга коромысла; 10 — центробежный фильтр очистки масла; 11 — карбюратор; 12 — привод распределителя зажигания; 13 — впускной трубопровод; 14 — распределитель зажигания; 15 — указатель уровня масла; 16 — свеча; 17 — щиток свечей; 18 — толкатель; 19 — щиток стартера; 20 — стартер; 21 — масленый поддон; 22 — маслоприемник

Момент затяжки должен составлять 90—110 Нм (9—11 кг/см), причем при температуре двигателя около 0° С момент затяжки болтов должен быть ближе к нижнему пределу 90 Нм (9 кг/см), а при температуре от + 20 до + 25° С — ближе к верхнему пределу 110 Нм (11 кг/см).

Запрещается подтягивать болты крепления головок блока цилиндров двс ЗИЛ-130 при температуре двигателя ниже 0° С. В этом случае следует предварительно прогреть двигатель, а затем подтягивать болты.

Одновременно с подтягиванием болтов крепления головок блока необходимо подтягивать болты крепления выпускных газопроводов. После подтягивания болтов крепления головок блока цилиндров необходимо проверить и, если нужно, отрегулировать зазоры в клапанном механизме.

Рис. 12. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров ЗИЛ-130

Для обеспечения полного прилегания плоскостей головок к блоку цилиндра ЗИЛ-130 надо соблюдать порядок затяжки болтов, указанный на рис. 12. Затягивать болты головок блока цилиндров надо равномерно в два приема. Сначала затянуть все болты, а затем дополнительно болты 1, 2, 3, 4 и 5.

При смене прокладок надо очистить от отложений все водяные отверстия в головках блока и блоке цилиндров, а также камеры сгорания. Прокладку крышки головки цилиндров следует устанавливать рифленой поверхностью к крышке головки цилиндров.

Гайки крепления крышки головки нужно затягивать равномерно; момент затяжки должен быть равен 5—6 Нм (0,5—0,6 кг/см). Поршни выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом.

Окончательно поршень подбирают к гильзе, проверяя усилие, необходимое для протаскивания ленты-щупа толщиной 0,08 мм, шириной 10 мм и длиной 200 мм между стенкой цилиндра и поршнем, перевернутым и утопленным в цилиндр. Усилие на щупе должно быть в пределах 20—35 Н (2,0—3,5 кгс).

Поршневые пальцы ЗИЛ-130 — плавающие, фиксируются в поршне двумя стопорными кольцами. Пальцы изготовляют с высокой точностью и подбирают к поршням и шатунам, сортируя на четыре группы по наружному диаметру.

Обозначение группы наносят краской на поршне — на внутренней поверхности (на одной из бобышек), на шатуне — на наружной цилиндрической поверхности малой головки, на пальце — на внутренней поверхности.

При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одной группы. Во избежание задиров на сопряженных поверхностях сборка пальца с поршнем должна проводиться при нагреве поршня до температуры 55° С.

Нагревать поршни надо только в жидком и чистом масле. Поршневые кольца устанавливают по четыре на каждом поршне: три компрессионных и одно маслосъемное. Два верхних компрессионных кольца хромированы по наружной цилиндрической поверхности.

Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца выполнена конической; большее основание конуса обращено вниз.

Компрессионные кольца устанавливают так, чтобы выточка на внутренней цилиндрической поверхности колец была обращена вверх. Маслосъемное кольцо состоит из двух
плоских стальных колец и двух расширителей — осевого и радиального.

Читайте также:  Как работает метка сигнализации

При установке поршня в цилиндр двигателя ЗИЛ-130 плоские кольцевые диски нужно устанавливать так, чтобы их замки были расположены под углом 180° один к другому. При этом замки осевого и радиального расширителей должны быть расположены (каждый) под углом 120° к ним.

Поршневые кольца в свободном состоянии имеют сложную форму, позволяющую обеспечить наиболее выгодное распределение давления кольца на стенку гильзы, что увеличивает срок службы кольца. При установке колец на поршень их стыки (замки) должны быть расположены под углом 90° один к другому.

Конструкция и технология изготовления поршневых колец двигателей ЗИЛ-130 при своевременном техническом обслуживании автомобиля обеспечивают работу двигателя до его капитального ремонта без смены колец. Преждевременная необоснованная смена поршневых колец приводит к сокращению ресурса двигателя.

Прежде чем принять решение о замене поршневых колец или сдаче двигателя в капитальный ремонт, надо устранить все внешние течи масла, промыть фильтр системы вентиляции картера, а также очистить от отложений трубку и клапан и следить за расходом масла на угар.

Для повышения срока службы двигателя следует применять рекомендуемые руководством сорта топлива и моторного масла, своевременно промывать фильтрующие элементы воздушного фильтра и фильтра вентиляции картера, а также очищать трубку, клапан вентиляции картера, центробежный маслоочиститель.

Шатуны ЗИЛ-130 — стальные, двутаврового сечения. В нижней головке шатуна установлены сталеалюминиевые тонкостенные вкладыши. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка.

Вкладыши изготовлены с высокой точностью и при установке не требуют шабрения, подпиливания стыков или применения прокладок. Эти операции при тонкостенных вкладышах не допускаются.

При установке на двигатель поршня в сборе с шатуном стрелка на днище должна быть всегда обращена в сторону переднего конца коленчатого вала.

В комплекте поршень — шатун в сборе, предназначенном для левой группы цилиндров, метка на стержне шатуна и стрелка на днище поршня должны быть обращены в одну сторону, а в комплекте для правой группы цилиндров — в разные стороны.

Затягивать гайки болтов шатуна необходимо динамометрическим ключом; момент затяжки равен 56—62 Нм (5,6—6,2 кг/см). Проверять и в случае необходимости подтягивать гайки болтов шатуна необходимо каждый раз при снятии поддона картера.

Сборка поршневой группы ЗИЛ-130

Сборку поршневой группы ЗИЛ-130 выполняют на стенде. Перед сборкой предварительно подсобранные комплекты поршней по гильзам цилиндров разбивают по группам, пользуясь маркировкой (цветом краски), нанесенной на одной из бобышек поршня.

К каждой группе поршней подбирают поршневые пальцы и шатуны, которые имеют ту же маркировку (цвет краски), что и поршень.

Поршни перед сборкой устанавливают в ванну с жидким чистым маслом и нагревают до температуры 55°С. Предварительно подобранные пальцы и малые головки шатунов протирают и смазывают маслом.

Поршневой палец вставляют во втулку, нижнюю головку шатуна надевают на оправку, а поршень устанавливают на плиту относительно втулки приспособления.

Поршень и шатун ЗИЛ-130 ориентируют посредством оправки. Последнюю вставляют в отверстия бобышек поршня, малой головки шатуна и втулки.

При включении насоса гидравлического силового цилиндра усилие от поршня через шток и толкающий палец передается на поршневой палец. После запрессовки поршневого пальца в канавки бобышек щипцами вставляют стопорные кольца.

Перед установкой в канавки поршней проверяют геометрические параметры каждого поршневого кольца, которые должны соответствовать установочным данным. Кроме того, все поршневые кольца проверяют на просвет в приспособлении.

При величине зазора в замке кольца менее допустимой величины стыки колец припиливают. После припиловки стыков кольцо повторно проверяют на просвет. Подобранные поршневые кольца устанавливают в канавки поршней.

Коленвал и маховик двигателя ЗИЛ-130

Коленвал ЗИЛ-130 — стальной, с закаленными шейками, пятиопорный, с каналами для смазывания и полостями для очистки масла. Полости закрыты пробками с внутренним шестигранником под ключ. Момент затяжки пробок должен составлять не менее 30 Нм (3 кг/см).

Пробка может выступать из вала не более чем на высоту фаски. Полости следует очищать после 100 000 км пробега, при замене шатунных и коренных вкладышей, а также при ремонте двигателя.

Диаметр коренной шейки 74,5 мм, а шатунной 65,5 мм. Вкладыши коренных подшипников — сталеалюминиевые, толщиной 2,5 мм, взаимозаменяемые на всех опорах, кроме задней.

Болты крышек коренных подшипников нужно затягивать динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть равен 110—113 Нм (11—13 кг/см). Проверять и в случае необходимости затягивать болты крышек коренных подшипников надо каждый раз при снятии масляного поддона.

При изнашивании вкладышей шатунных или коренных подшипников обязательно одновременно заменять обе половины вкладышей. На передней коренной шейке в проточке блока цилиндров устанавливают две сталеалюминиевые упорные шайбы в виде двух полуколец, предохраняющие вал от осевых перемещений.

Коленчатый вал ЗИЛ-130 динамически сбалансирован в сборе с маховиком и сцеплением. Момент затяжки болтов крепления маховика на фланце коленвала должен быть равен 140—150 Нм (14—15 к/гсм).

Шатунные и коренные шейки вала закалены нагревом т. в. ч. на глубину 3—6,5 мм. Твердость закаленного слоя — HRC 52-62.

Одной из причин задиров шатунных шеек может быть недостаточная подача масла к шатунным шейкам из-за засорения продуктами износа сепаративной полости, а также потеря натяга вкладыша. Чаще задир наблюдается по третьему кривошипу.

Шатунные шейки изнашиваются сравнительно равномерно на величину 0,015—0,018 мм. Максимальный износ шатунных шеек достигает 0,102 мм, шероховатость поверхности шеек соответствует 96 классу.

Коренные шейки коленвала двигателя ЗИЛ-130 изнашиваются неравномерно на величину 0,04—0,08 мм; наибольший износ имеет четвертая шейка, а наименьший — пятая.

Максимальный износ коренных шеек достигает 0,17 мм. Наиболее серьезным дефектом коренных шеек являются кольцевые риски. При ремонте вала необходимо вскрывать сепаративные полости в шатунных шейках (выворачивать обе пробки) для тщательной их очистки.

Наиболее теплонапряженным является подшипник четвертой коренной опоры. Максимальная температура при нагрузке 144 л. с. и зазоре 0,08 мм (температура масла в картере двигателя 70° С) достигает 106° С.

Большое влияние на температуру подшипников оказывает увеличение зазора в диапазоне 0,08—0,175 мм. Если в указанном диапазоне зазоров температура подшипников понижается на 66,5%, то последующее увеличение зазора до 0,27 мм вызывает понижение температуры лишь на 8,5%.

При увеличении диаметрального зазора в коренных подшипниках двигателя ЗИЛ-130 наблюдается интенсивное падение давления масла в системе.

Наиболее резкое падение давления происходит при увеличении зазора до 0,2 мм. При последующем увеличении зазора до 0,375 мм давление понижается всего лишь на 0,6 кГ/см2 при п = 1000 об/мин.

Лимитирующим узлом двигателя ЗИЛ-130 является центрифуга, так как при достижении зазора до 0,168 мм (при температуре масла в картере 70° С) или 0,156 мм (при температуре масла в картере 85° С) эффективность работы центрифуги резко снижается.

Следовательно, предельным в коренных подшипниках, при котором дальнейшая эксплуатация двигателя недопустима, является зазор, равный 0,17—0,19 мм.

Маховик ЗИЛ-130 — чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера, прикреплен к фланцу заднего конца коленчатого вала шестью болтами. При сборке маховика с коленчатым валом надо иметь в виду, что одно из отверстий крепления маховика смещено на 2°.

При креплении маховика к фланцу коленчатого вала следует равномерно затягивать гайки. Необходимо следить за тщательностью шплинтовки болтов крепления маховика. Шплинт должен плотно облегать торец болта.

Распредвал двигателя ЗИЛ-130

Распределительный вал ЗИЛ-130 — стальной, с закаленными кулачками и шестерней привода распределителя зажигания, приводится во вращение парой зубчатых колес. Распределительный вал установлен на пяти опорах, снабженных втулками из биметаллической ленты.

Для правильной взаимной установки зубчатых колес коленчатого вала и распределительного вала нужно поставить их так, чтобы метки находились на одной прямой, соединяющей центры.

Для проверки нужно снять шкив распредвала ЗИЛ-130 и крышку распределительных шестерен, установить индикатор к торцу проверяемого вала и определить осевой зазор, перемещая вал при помощи воротка.

Величина нормального осевого зазора распределительного вала должна быть в пределах
0,08—0,208 мм, а коленчатого вала — 0,075—0,245 мм.

Нормальный осевой зазор распределительного вала восстанавливают, заменяя упорный фланец или уменьшая высоту распорного кольца. Нормальный осевой зазор коленчатого вала восстанавливают, заменяя упорные шайбы.

Распределительный вал ЗИЛ-130 изготовлен из стали 45 (ГОСТ 1050—60). Кулачки, эксцентрик, опорные шейки и зубья шестерни закалены т. в. ч. на глубину 2—5 мм. Твердость кулачков и эксцентрика — HRC 56—62, опорных шеек — HRC 54—62 и зубьев шестерни — HRC 40—56.

Читайте также:  Как установить парковочный радар

Перед механической обработкой проверяют прогиб распределительного вала; биение промежуточных опорных шеек по отношению к крайним допускается не более 0,05 мм. При большем биении шеек распределительный вал правят под прессом.

Центровые фаски вала исправляют на токарно-винторезном станке. Допустимое биение опорных шеек после исправления центровых фасок — не более 0,05 мм. Сколы металла на торцовых поверхностях вершин кулачков величиной менее 3 мм зачищают корундовым кругом.

Поврежденную резьбу прогоняют плашкой; забоины и заусенцы на шестерне привода масляного насоса зачищают. Изношенные шейки распредвала ЗИЛ-130 шлифуют до одного из ремонтных размеров.

После шлифования шейки полируют абразивной лентой. Овальность и конусность шеек должны
быть не более 0,01 мм.

Биение промежуточных опорных шеек по отношению крайних допускается до 0,025 мм. При необходимости опорные шейки распределительного вала, вышедшие из ремонтных размеров, можно восстанавливать хромированием или осталиванием.

Масляные каналы в опорных шейках закрывают свинцовыми пробками и зачищают их заподлицо с наружной поверхностью шеек. Смонтированные распределительные валы ЗИЛ-130 на подвеске завешивают в ванну для электролитического обезжиривания.

Опорные шейки после хромирования или осталивания до необходимого размера шлифуют до номинального или ремонтного размера на таком же оборудовании и по таким же режимам, как и при шлифовании шеек под ремонтные размеры. Изношенные по высоте впускные и выпускные кулачки шлифуют.

Профиль кулачков шлифуют «как чисто» до получения разности размера между цилиндрической частью и высотой кулачка не менее 5,8 мм и размера цилиндрической части не менее 34 мм. Изношенную шейку распределительной шестерни восстанавливают хромированием или осталиванием.

Двигатель ЗИЛ-130 V-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, с жидкостным охлаждением. Поперечный и продольный разрезы двигателя и его подвеска показаны на рисунках ниже.

Рис. Подвеска двигателя ЗИЛ: 1 — защитный колпак верхних подушек передней опоры двигателя; 2 — болт передней опоры; 3 — кронштейн передней опоры; 4 — болт крепления двигателя; 5 — крышка распределительных шестерен; 6 — верхняя подушка передней опоры; 7 — нижняя подушка передней опоры: 8 — шайба; 9 — рессорная втулка подушек; 10 — поперечина рамы №1; 11 — лапа картера сцепления; 12 — болт задней опоры; 13 — болт крепления задней опоры; 14 — крышка задней опоры; 15 — кронштейн задней опоры; 16 — башмак задней опоры; 17 — подушка задней опоры; 18 — регулировочная прокладка

Рис. Поперечный разрез двигателя: 1 — масляный насос; 2 — блок цилиндров; 3 — поршень; 4 — прокладка головки блока; 5 — выпускной газопровод; 6 — крышка головки блока; 7 — коромысло; 8 — головка блока; 9 — штанга коромысла; 10 — фильтр очистки масла (полнопоточная центрифуга); 11 — карбюратор; 12 — корпус привода распределителя; 13 — впускной газопровод; 14 — распределитель зажигания; 15 — маслоуказатель; 16 — свеча; 17 — щиток свечей; 18 — толкатель; 19 — щиток стартера; 20 — стартер; 21 — масляный картер; 22 — маслоприемник

Рис. Продольный разрез двигателя ЗИЛ-130: 1 — шкив коленчатого вале; 2 — храповик; 3 — блок цилиндров; 4 — указатель установки зажигания; 5 — датчик ограничителя максимальной частоты вращения; 6 — валик привода датчика ограничителя; 7 — поджимная пружина валика; 8 — распорное кольцо; 9 — упорный фланец; 10 — передняя крышка блока; 11 — водяной насос; 12 — шкив водяного насоса; 13 — ремень привода генератора; 14 — ремень привода насоса гидроусилителя; 15 — ремень привода компрессора; 16 — пробка; 17 — масленка; 18 — рым; 19 — воздушный фильтр вентиляции картера в масляной горловине; 20 — топливный насос; 21 — штанга насоса; 22 — фильтр тонкой очистки топлива; 23 — труба вентиляции картера; 24 — фильтр очистки масла (полнопоточная центрифуга); 25 — датчик указателя температуры воды в системе охлаждения двигателя; 26 — распределительный вал; 27 — вкладыш коренного подшипника; 28 — сальник заднего коренного подшипника; 29 — сцепление; 30 — коленчатый вал; 31 — упорная шайба; 32 — шестерня распределительного вала

Периодически необходимо проверять затяжку гаек болтов передней и задней подвесок двигателя.

Момент затяжки гаек болтов 12 задней опоры должен быть равен 20—25 кгс*м, а гаек болтов 2 и 4 передней и задней 13 опоры 8—10 кгс*м.

Между кронштейном передней опоры и передней поперечиной рамы установлены круглые резиновые подушки. Задние опоры двигателя имеют клинообразные подушки.

Через 50 000 км пробега, совмещая с очередным техническим обслуживанием, надо снять регулировочные прокладки 18.

Конструкция двигателя ЗИЛ-130 и уход за ним

Блок цилиндров двигателя чугунный, со вставными мокрыми гильзами из серого чугуна с кислотоупорной вставкой в верхней части. Уплотнение верхней части гильзы осуществляется зажимом бурта гильзы между блоком и головкой блока через асбостальную прокладку, а нижней части — двумя резиновыми кольцами.

С апреля 1970 г. на двигателях для предупреждения образования трещин вокруг двух средних рядов отверстий в блоке при перетяжке болтов крепления головок в указанные отверстия введены цековки длиной 7 мм и увеличена длина болтов с 136 мм до 145 мм. В блоках, не имеющих цековок в резьбовых отверстиях, можно использовать как короткие, так и удлиненные болты. При поставке блоков с цековками в качестве запасных частей завод прилагает к блоку 10 болтов длиной 145 мм. При установке коротких болтов в блоки с цековками возможно вырывание резьбы блока из-за недостаточной длины болта.

Для устранения попадания воды из системы охлаждения двигателя внутрь резьбовых отверстий под болты двух средних рядов крепления головок к блоку, проводится промазка невысыхающей уплотнительной пастой У-20А (УН—3572—54) прокладки головки с двух сторон вокруг отверстий под указанные выше болты и резьбы десяти болтов.

Головка блока цилиндров из алюминиевого сплава со вставными седлами и направляющими клапанов. Между блоком и головками установлены прокладки из асбостального полотна. Каждая головка блока прикреплена к блоку цилиндров 17 болтами.

Следует помнить, что четыре болта крепления оси коромысел являются также и болтами крепления головки блока цилиндров и входят в указанное выше число 17.

Болты крепления головок к блоку необходимо затягивать специальным динамометрическим ключом, позволяющим контролировать момент затяжки, так как алюминиевая головка блока при нагреве увеличивается в высоту больше, чем стальные болты, крепящие ее. При прогреве двигателя затяжка головки блока увеличивается, при охлаждении — уменьшается, поэтому болты крепления головок блока должны быть затянуты на холодном двигателе; момент затяжки должен составлять 7—9 кгс*м, причем при температуре двигателя около 0° С момент затяжки болтов должен быть ближе к нижнему пределу (7 кгс*м), а при температуре плюс 20 до +25°С — ближе к верхнему пределу (9 кгс*м). Запрещается подтягивать болты крепления головки блока цилиндров при температуре двигателя ниже 0° С. В этом случае следует предварительно прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости плюс (5-10)° С, а затем производить подтяжку.

Одновременно с подтяжкой болтов крепления головок блока необходимо подтягивать болты крепления выпускных газопроводов.

После подтягивания болтов крепления головок блока цилиндров необходимо проверить и, если нужно, произвести регулировку зазоров в клапанном механизме.

Для обеспечения полного прилегания плоскостей головок и блока надо соблюдать порядок затяжки болтов, указанный на рисунке ниже. Затягивать болты головки блока цилиндров надо равномерно в два приема. После затягивания всех болтов дополнительно затянуть болты 1, 2, 3, 4 и 5. При смене прокладок надо прочистить все водяные отверстия в головках блока и блока цилиндров, а также камеры сгорания от нагара.

Рис. Порядок затягивания болтов крепления блока цилиндров головки

Прокладку крышки головки цилиндров следует устанавливать рифленой поверхностью к крышке головки цилиндров.

Гайки крепления крышки головки нужно затягивать равномерно; момент затяжки 0,5—0,6 кгс*м. Поршни выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом.

Окончательно поршень подбирают к гильзе, проверяя усилие, необходимое для протаскивания ленты-щупа толщиной 0,08 мм шириной 10 мм и длиной 200 мм между стенкой цилиндра и. поршнем со стороны, противоположной разрезу юбки поршня. Усилие на щупе должно быть в пределах 3,5—4,5 кгс.

Читайте также:  Уаз буханка или соболь 4х4 что лучше

Поршневые пальцы плавающие. Палец фиксируется в поршне двумя стопорными кольцами. Пальцы изготовляют с высокой точностью и подбирают к поршням и шатунам, сортируя на четыре группы по наружному диаметру.

Обозначение группы наносят краской: на поршне — на внутренней поверхности (на одной из бобышек), на шатуне — на наружной цилиндрической поверхности малой головки, на пальце — на внутренней поверхности. При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одноименной группы. Во избежание задиров на сопряженных поверхностях сборка пальца с поршнем должна производиться только при нагреве поршня до температуры 55° С. Нагревать поршни надо только в жидком и чистом масле.

Поршневые кольца устанавливают по четыре на каждом поршне: три компрессионных и одно маслосъемное. Два верхних компрессионных кольца хромированы по наружной цилиндрической поверхности. Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца выполнена конической; большее основание конуса обращено вниз. Компрессионные кольца устанавливают так, чтобы выточка на внутренней цилиндрической поверхности колец была обращена вверх, как это указано на рисунке. Маслосъемное кольцо составное из двух плоских стальных колец и двух расширителей — осевого и радиального.

Рис. Поршень с шатуном автомобиля ЗИЛ: 1 — кольцевой диск маслосъемного кольца; 2 — осевой расширитель; 3 — радиальный расширитель; 4 — нижнее и среднее компрессионные кольца; 5 — верхнее компрессионное кольцо; 6 — стопорное кольцо; 7 — поршневой палец; 8 — стрелка на днище поршня; 9 — поршень; 10 — шатун; 11 — метка на стержне шатуна; 12 — бобышка на крышке шатуна

При установке поршня в цилиндр двигателя плоские кольцевые диски 1 нужно устанавливать так, чтобы их замки были расположены под углом 180° один к другому. При этом замки осевого расширителя 2 и радиального расширителя 3 должны быть расположены под углом 120° к ним (каждый).

Для увеличения срока службы поршневые кольца в свободном состоянии имеют сложную форму, вследствие чего после установки кольца в цилиндр обеспечивается наиболее выгодное распределение давления кольца на стенку гильзы.

При установке колец на поршень их стыки (замки) следует устанавливать под углом 90° один к другому.

Шатуны стальные, двутаврового сечения. В нижней головке шатуна установлены сталеалюминиевые тонкостенные вкладыши.

В верхнюю головку шатуна запрессована свертная бронзовая втулка.

Вкладыши изготовлены с большой точностью и при установке не требуют шабровки, подпиливания стыков или установки прокладок. Эти операции при тонкостенных вкладышах не допускаются.

Рис. Коленчатый вал ЗИЛ: 1 — коленчатый вал: 2 — пробка; 3 — центробежная ловушка для очистки масла

При установке на двигатель поршня в сборе с шатуном стрелка на днище должна быть всегда обращена в сторону переднего конца коленчатого вала.

В комплекте поршень — шатун в сборе, предназначенном для левой группы цилиндров, метка 11 на стержне шатуна и стрелка 8 на днище поршня должны быть обращены в одну сторону, а в комплекте для правой группы цилиндров — в разные стороны.

Затягивать гайки болтов шатуна необходимо динамометрическим ключом; момент затяжки 7—8 кгс*м. После затяжки гайки следует тщательно зашплинтовать. Если при указанном моменте отверстие в болте и прорезь в гайке не совпали, разрешается дополнительно повернуть гайку до совпадения отверстия с ближайшей прорезью; при этом момент затяжки не должен превышать 11,5 кгс*м. Проверять и в случае необходимости подтягивать гайки болтов шатуна надо каждый раз при снятии картера.

Коленчатый вал стальной, с закаленными шейками, пятиопорный с каналами для смазки и центробежными ловушками для очистки масла.

Грязесборники следует очищать посте 100 000 км пробега, при замене шатунных и коренных вкладышей, а также при ремонте двигателя.

Диаметр коренной шейки 74,5 мм, а шатунной 65,5 мм. Вкладыши коренных подшипников сталеалюминиевые, толщиной 2,5 мм, взаимозаменяемые на каждой опоре, кроме задней.

Болты крышек коренных подшипников нужно затягивать динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть равен 11—13 кгс*м. Проверять и в случае необходимости затягивать болты крышек коренных подшипников надо каждый раз при снятии масляного картера. При износе шатунных или коренных вкладышей обязательна одновременная замена обеих половин вкладышей. Коленчатый вал сбалансирован динамически в сборе с маховиком и сцеплением. Момент затяжки болтов крепления маховика на фланце коленчатого вала должен быть равен 14—15 кгс*м.

Маховик чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера, прикреплен к фланцу заднего конца коленчатого вала шестью болтами.

При сборке маховика с коленчатым валом следует иметь в виду, что одно из отверстий крепления маховика смещено на 2°.

При креплении маховика к фланцу коленчатого вала следует равномерно затягивать гайки.

Необходимо следить за тщательностью шплинтовки болтов крепления маховика. Шплинт должен плотно облегать торец болта.

Распределительный вал стальной с закаленными кулачками и шестерней привода распределителя зажигания, приводится во вращение двумя шестернями. Распределительный вал лежит на пяти опорах, снабженных втулками из биметаллической ленты.

Для правильной взаимной установки шестерен нужно поставить шестерню коленчатого вала и шестерню распределительного вала так, чтобы метки находились на одной прямой, соединяющей центры этих шестерен.

Рис. Положение меток на шестернях при установке фаз газораспределения

Клапаны верхние, расположены в головке блока цилиндров в один ряд, наклонно к оси цилиндров, приводятся в движение от распределительного вала при помощи штанг, толкателей и коромысел.

Клапаны изготовлены из жаростойкой стали; угол рабочей фаски седла впускного клапана 30°, выпускного — 45°; стержень выпускного клапана имеет сверление, заполненное натрием, а тарелка — жаростойкую наплавку посадочной фаски.

Выпускные клапаны для повышения срока их службы принудительно проворачиваются во время работы двигателя специальным механизмом. Механизм вращения выпускного клапана показан на последнем рисунке.

При появлении стуков в клапанном механизме необходимо проверить и, если требуется, отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны быть в пределах 0,25—0,3 мм (для впускных и выпускных клапанов). Регулировка зазоров в клапанном механизме осуществляется на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, установленным в коротком плече коромысла.

Для регулировки зазора в клапанном механизме нужно установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в.м.т.) такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно располагаться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимального числа оборотов.

В этом положении регулируют зазор у следующих клапанов:

  • впускного и выпускного 1-го цилиндра
  • выпускного 2-го цилиндра
  • впускного 3-го цилиндра
  • выпускного 4-го цилиндра
  • выпускного 5-го цилиндра
  • впускного 7-го цилиндра
  • впускного 8-го цилиндра

Зазоры у остальных клапанов регулируют после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).

Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма — обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.

Рис. Выпускной клапан и механизм вращения: 1 — выпускной клапан; 2 — неподвижный корпус; 3 — шарик; 4 — упорная шайба; 5 — замочное кольцо; 6 — пружина клапана; 7 — тарелка пружины клапана; 8 — сухарь клапана; 9 — дисковая пружина механизма вращения; 10 — возвратная пружина механизма вращения; 11 — натриевое наполнение; 12 — жаропрочная наплавка рабочей фаски клапана; 13 — заглушка

При любой разборке двигателя, прошедшего более 70 000 км, необходимо, проверять состояние пружин 10 (см. рис.) и шариков механизма вращения выпускного клапана.

При обнаружении на витках пружины следов износа пружину необходимо повернуть изношенным участком вниз. При сборке механизма вращения клапана надо обратить внимание на правильность установки шариков и пружин. При правильной сборке пружины должны быть расположены позади шариков относительно выбранного направления вращения.

Толкатели клапанов стальные пустотелые. Для повышения надежности пары кулачок—толкатель на торец толкателя наплавлен специальный чугун. В нижней части толкателя предусмотрены отверстия для слива масла, попадающего в толкатель.

Газопровод. Впускной газопровод из алюминиевого сплава общий для обоих рядов цилиндров, расположен между головками блока и снабжен водяной рубашкой для подогрева смеси. Момент затяжки гаек крепления впускного газопровода к головке блока цилиндров должен быть в пределах 1,5—2 кгс*м. Гайки нужно затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест. Выпускные газопроводы чугунные, по одному с каждой стороны блока.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector