Смотровая яма на даче своими руками

Смотровая яма в гараже является не просто полезной, а необходимой.

Она очень поможет при проведении профилактики или ремонта автомобиля.

Особенно она пригодится на даче, там вы сможете спокойно в одиночестве поколдовать над своим железным конем, вместе со смотровой ямой, вы можете сделать и ворота для дачи или загородного дома.

В общем, обойтись без нее часто бывает весьма сложно. Как и любую, даже самую простую стройку, строительство ямы нужно начать с разметки, то есть, определения ее будущих очертаний.

Это важно, потому что яму иногда делают в построенном или действующем гараже, что затрудняет проведение работ.

Смотровая яма своими руками

Разметка котлована выполняется исходя из определенного уклона его грунта, при этом размеры ямы должны быть удобными. При этом при парковке, водитель не должен бояться, что при неверном движении машина просто провалится в яму, для этого нужно предпринять некоторые меры.

Ширина рабочего пространства ямы должна быть 70 сантиметров, можно делать немного больше. Дину ямы нужно делать по своему вкусу, но если она будет меньше 2 метров, это будет неоправданная работа.

Нарисуйте на полу гаража прямоугольник, его также можно обозначить при помощи колышков, добавьте по его сторонам толщину стен и сделайте запас на уклон земли. Если у вас плотный суглинок его величина должна быть около 30 сантиметров.

Глубину ямы также определяйте по своему вкусу, чтобы не работать стоя на цыпочках или согнувшись дугой. От макушки головы до днища машины должно быть примерно 30 сантиметров, при этом лучше немного перекопать, чем не докопать.

Выкапывать яму вообще достаточно трудно, особенно если вы копаете вручную, так как придется выкопать около 9 кубометров земли, если же вам трудно делать это самому можно нанять землекопа.

Часть грунта нужно оставить около гаража или внутри его, этой землей можно будет засыпать пазухи после сооружения стен, остальную землю нужно вывести. Объем взрыхленной земли будет на 25% больше котлована.

Выровняйте земляной пол котлована и уплотните его щебнем, его нужно насыпать равномерным слоем , толщиной примерно в полтора крупных куска, после чего, трамбовкой вбейте щебень в грунт.

Смотровая яма будет удобнее, если в стенах сделать ниши для инструмента, материалов и запчастей, места под них нужно предусмотреть еще во время земляных работ. Стены ямы делаются из кирпича или монолитного бетона.

Оба варианта имеют преимущества и недостатки, но лучше, если стены будут бетонными. Стоимость этого материала даже дешевле, особенно если делать бетон самостоятельно. В этом случае, закладные детали можно качественно и прочно закрепить и само сооружение будет более надежным. Сделайте бетонный пол по грунту, уплотненному щебнем.

Его толщина должна быть около 7 сантиметров. Армируйте его проволочной сеткой, толщина арматуры должна быть около 5 миллиметров. Для приготовления кубометра бетона нужно 300 килограммов цемента, 680 килограммов песка 1210 килограммов щебня и 210 литров воды.

Если замешиваете вручную, то воды нужно больше. Если вы добавили много воды, то и цемента должно быть больше. Подробнее узнать о самостоятельном изготовлении бетона можно посетив строительный форум на нашем сайте. Вы получите вполне прочный бетон.

Толщина стен должна быть примерно 15 сантиметров. Стены бетонируйте послойно ярусами высотой до 40 сантиметров. Ярусы нужно уплотнять штыкованием, для этого потребуется узкая лопата. Если массив более толстый, то потребуется глубинный вибратор, а высота яруса должна быть уже 50 сантиметров.

Опалубкой могут быть листы ОСП толщиной немного более сантиметра, далее ОСП обязательно пригодится в гараже При сооружении стен ямы, многие не делают армирование, но оно нужно.

При установке опалубки, нужно сразу устроить стеновые ниши. Для армирования потолка нужны будут 2 – 3 стержня арматуры диаметром около сантиметра, чтобы они не двигались, скрепите их проволокой.

В последнем ярусе нужно сделать наклонные цилиндрические «стаканы» для светильников. По периметру ямы должна быть закладная деталь, сварите ее из уголков, ее анкера нужно выполнить из арматуры, той же, что использовалась для армирования ниш. Анкеры должны быть длиной полметра.

Если при установке детали анкер не помещается, согните его. Обрамление поможет укрепить угол стены, будет хорошей обоймой для укладки настила перекрытия, также это страховочный перебрик, который не даст колесам автомобиля соскользнуть в яму. Чтобы бетон не разрушился при перемещении опалубки, дайте ему 3 дня на то, чтобы схватиться.

После того, как закончите последний ярус и до того как делать обратную засыпку нужно подождать неделю. Обратную засыпку нужно делать суглинком двадцатисантиметровыми слоями, каждый слой нужно тщательно трамбовать.

Засыпку можно выполнять смесью гравия и щебня, но это достаточно дорого и не особо нужно для легковой машины. Как только сделаете засыпку, можно сразу не бетонировать, а подсыпать щебнем до нужной вам высоты.

За пару недель, вы машиной утрамбуете грунт около пазух, после чего можно бетонировать пол, тогда он точно не просядет. Как видите, смотровая яма своими руками, это не так трудно.

Недостаточно просто сделать яму, она должна быть обустроенной, проложите провода для освещения и установите розетки и светильники и сделайте настил ямы. Настил нужно делать из широких досок, их можно сбить в несколько щитов, но не нужно, чтобы они были слишком тяжелыми и большими. Провода лучше убрать в гофрорукав, хорошо если он будет стальным. Выключатели и розетки должны быть влагозащищенными.

Если у вас высоко находятся грунтовые воды, смотровая яма будет часто заливаться, поэтому ее нужно хорошо гидроизолировать. Гидроизоляция должна быть комплексной, первым рубежом обороны должен быть барьер из рулонных материалов. Уложите под бетон гидроизоляционную пленку, чтобы ее края заходили на стены на 20 сантиметров.

Читайте также:  Износостойкая краска для пластика

При бетонировании стен последовательно укладывайте слои изоляции. Делайте укладку внахлест на 15 сантиметров. Если есть опасность подтопления, сделайте обратную засыпку, используя жирную глину, ее нужно утрамбовать слоями по 20 сантиметров.

В бетон нужно добавить гидрофобизирующие добавки, это нужно сделать при его приготовлению. Делать смотровую яму нужно обязательно вместе с напарником. Если у вас есть участок для строительства дома и вы планируете его обустроить и жить, то без смотровой ямы будет очень сложно обойтись.

Автолюбители «со стажем», которые самостоятельно занимаются починкой своей машины, знают, насколько необходимо иметь в собственном гараже смотровую яму. Это нехитрое углубление в полу позволяет осматривать и, по необходимости, ремонтировать нижнюю часть автомобиля, выхлопную трубу, глушитель, коробку передач, двигатель и другие труднодоступные места. Если есть яма, не нужно платить за несложную процедуру замены масла в автосервисе.
Однако, существование в гараже такого сооружения неизбежно приводит к появлению повышенной влажности. Поэтому, если размеры помещения позволяют, рекомендуется делать его в стороне от места, на котором обычно стоит автомобиль. Иначе скапливающиеся над ямой водяные пары будут конденсироваться на днище автомобиля и приведут к его быстрой коррозии.
Идеально, когда о строительстве смотровой ямы задумываются до постройки гаража. Но в уже существующем гараже оборудовать её можно, хотя придётся столкнуться с рядом ограничений. Сделать эту работу своими руками не так уж сложно, главное, знать как! При выполнении работ желательно изучить строительные нормативы и точно соблюдать строительные технологии. Тогда результаты труда будут радовать владельца долгие годы и удастся избежать печальных последствий.

Шаг первый: определение габаритов

Работы по обустройству смотровой ямы для гаража начинают с её проектирования и расчёта габаритов. Результаты этих работ имеет смысл зафиксировать на бумаге в виде плана гаража и чертежа ямы. Необходимо хорошо продумать, где она будет расположена, как будет въезжать в гараж машина. Требуемые размеры смотровой ямы зависят от ширины и длины автомобиля, размера гаража, а также роста владельца. Важно правильно сделать расчёты, иначе допущенные ошибки обойдутся потом слишком дорого.

    Ширину ямы выбирают так, чтобы она была сантиметров на 20 меньше расстояния между колёсами машины, но достаточной, чтобы человеку внутри было просторно работать. При этом, не стоит жёстко ориентироваться на размеры конкретного «железного коня», ведь владелец может со временем купить себе другой автомобиль.

Стандартной является ширина 75–80 см. Если яма нужна одновременно для легковой и грузовой машины, то итоговую ширину усредняют, несмотря на то, что легковой машине будет заезжать сложнее;

Разрез ямы, на котором видно ее устройство

  • Длина сооружения определяется из личных предпочтений владельца и размеров гаража. Минимальное её значение равно длине автомобиля + 1 метр. Менее 2 м длиной делать яму не имеет смысла. Следует также учесть место для ступенек или приставной лестницы;
  • Глубина ямы должна быть такой, чтобы хозяин автомобиля, работая в ней, мог свободно дотянуться до любого механизма, не нагибаясь и не стоя на цыпочках. Хотя лучше выкопать яму чуть глубже необходимого, чем наоборот. Лишние сантиметры можно убрать за счет толщины пола. Оптимальная глубина равна росту владельца + 15–20 см.
  • К полученным размерам следует прибавить необходимые припуски с каждой стороны для последующих работ по отделке, гидроизоляции и утеплению. Размеры припусков для стен из кирпича — 12 см, для бетона — по 20 см с каждой стороны. Припуск на пол составляет 20 см. Если предполагается гидроизоляция или утепление ямы, припуски необходимо увеличить.

    Если уровень грунтовых вод выше 2,5 м, то яма будет затоплена

    Обязательно нужно выяснить, как глубоко располагаются грунтовые воды в почве. Эта информация указывается в отчёте о проведении исследований перед строительством гаража. Уровень залегания грунтовых вод на местности, где располагается гараж, играет очень важную роль. Если он выше 2,5 м, то в уже построенном гараже делать смотровую яму нельзя, т. к. она будет затоплена. В строящемся гараже придется сделать дренажную систему, отводящую излишки воды в канализацию. Если грунтовые воды лежат глубже, никаких противопоказаний к строительству нет.

    В нишах можно расположить необходимый для ремонта инструмент

    Удобно, когда в стенках смотровой ямы сделаны небольшие ниши. Там обычно располагают необходимый для ремонта автомобиля инструмент. Места под ниши, их размеры следует обдумать заранее и начертить на плане. Глубину ниш обычно делают 15–20 см, длина и ширина определяются по усмотрению хозяина.

    Шаг второй: планирование и выполнение этапов строительства

    После работ «на бумаге» приходит очередь работ «на местности». Этапы строительства смотровой ямы следующие:

    1. Разметка. На отведённом под яму месте гаража мелом или маркером наносят разметку с учётом рассчитанных припусков, после чего демонтируют существующий пол. Не рекомендуется делать смотровую яму близко к стене гаража. Расстояние до стены должно быть не менее 1 м;
    2. Подготовка котлована. Несомненно, это самый трудный этап, но для его выполнения можно нанять рабочих. Вынуть придется около 8–9 кубометров земли. Длительность процесса зависит как от возможностей рабочего, так и от свойств грунта. Копать нужно штыковой лопатой, иногда киркой, начиная с дальнего конца будущей ямы. Могут потребоваться распорки из досок, чтобы грунт со стен не осыпался.

    Рыхлая земля занимает на 20–25% больше пространства, поэтому это нужно учесть при её вывозе.

    Часть земли необходимо оставить для засыпки пазух. Внутри выкопанного котлована получившиеся стены и пол нужно выровнять ручной трамбовкой как можно тщательнее.После того как поверхности готовы, дно засыпают слоем гравия толщиной 10 см, хорошо утрамбовывают. Сверху насыпают 5 см песка, затем снова утрамбовывают. Если грунт влажный, то для гидроизоляции насыпают 5 см глины, закрывают таким же слоем гравия. Поверхность застилают полиэтиленовой пленкой, после чего армируют металлической сеткой;
    Стены и пол смотровой ямы своими руками. Подготовленное таким образом дно котлована заливают слоем бетонного раствора толщиной 7–8 см, оставляют сохнуть на несколько дней. После застывания бетона можно переходить к армированию стен сеткой.Для заливки стен бетонной смесью необходима опалубка, которую обычно делают из листов ОСП. Потом из них можно изготовить полки под инструменты. Опалубку устанавливают ярусами по 30–40 см, соединяя элементы распорками. Одновременно с этим укладывают двумя слоями металлическую сетку. Кроме того, используют закладные детали, которые прочно фиксируются в бетоне. Особое внимание стоит уделить армированию мест под ниши.

    Пространство между опалубкой и краями котлована заливают раствором.В последний слой бетона закладывают металлический уголок, выступающий над поверхностью на 10 см. Такая окантовка нужна, чтобы, въезжая в гараж, видеть, где находится яма.Впоследствии на него укладываются доски, закрывающие смотровую яму.

    Опалубку снимают через 2 недели после заливки стен, после чего дают бетону затвердеть ещё на протяжении месяца. Только так может быть гарантирована прочность стен.Когда бетон застынет, переходят к обратной засыпке грунта, а затем к внутренней отделке смотровой ямы. Обратную засыпку пазух проводят глиной или суглинком, которые хорошо защищают яму от проникновения воды. Насыпают слой за слоем по 15–20 см, хорошо утрамбовывают. Вместо глины можно использовать исходный грунт, но его нужно особенно тщательно утрамбовывать. Для финишной отделки стен и пола в последнее время используют керамическую плитку. Другой вариант — оштукатурить стены белой гипсовой штукатуркой.

    Читайте также:  Volkswagen проверить комплектацию по vin

    Шаг третий: гидроизоляция и утепление

    Описанная выше процедура подготовки котлована применима, когда гараж находится в местности с достаточно сухим грунтом. Если почва влажная, то существует риск подтопления и постоянной сырости внутри ямы. В такой ситуации нужны дополнительные меры гидроизоляции дна сооружения.

    Для этого перед заливкой бетона на пол укладывают слои специальных материалов, препятствующих проникновению влаги. Края куска материала должны по краям заходить на стены на 15–20 см.

    Чаще всего используются:

    • Материалы, основу которых составляет битум (долговечны, недороги, просты в укладке);
    • Полимерные мембраны (прочны, долговечны, хорошо совместимы с другими материалами);
    • Проникающая гидроизоляция (высокая степень защиты от влаги, устойчива к колебаниям температуры);
    • Жидкая резина (очень высокая степень защиты, но обрабатываемая поверхность не должна иметь повреждений).

    Для дополнительной защиты от влаги бетонный раствор готовят с использованием специальных добавок.

    Чтобы не замёрзнуть, ремонтируя автомобиль зимой, смотровую яму лучше утеплить. Так можно дополнительно сэкономить на электроэнергии, расходуемой на отопление гаража. Утепление должно быть предусмотрено еще на этапе определения габаритов котлована. Среди современных утеплителей лучшим считается пенополистирол. Он обладает следующими свойствами:

    • Не гниёт;
    • Не горит;
    • Не пропускает влагу;
    • Хорошо крепится к бетонным поверхностям с помощью клея;
    • Дёшево стоит;
    • Безопасен для здоровья.

    Для стен обычно рекомендуют использовать пенополистирол марки ПСБ-С-25, для пола — ПСБ-С-35. Материал укладывают слоем толщиной 50 мм. Для фиксации используют клей на цементной основе или крепление на «парашюты».

    Шаг четвертый: дополнительное обустройство

    Для того чтобы внутри смотровой ямы было комфортно трудиться, нужно выполнить ряд дополнительных работ:

    Для осмотра автомобиля необходимо достаточное освещение

        1. Освещение. Естественно, необходимо достаточное количество света, чтобы проводить осмотр автомобиля. Для этого можно использовать либо переносной светильник, либо проложить провода внутри стены и установить стационарный осветительный прибор. Рекомендуемое напряжение для смотровой ямы не должно превышать 36 В. Если все же используется стандартное напряжение 220 В, электрические провода нужно укладывать в гибкий шланг из стали. Розетки и выключатели следует выбирать во влагозащищённом исполнении УР5 Х по ГОСТ 17677-82Е и ГОСТ 14254-80;
        2. На фото настил из крепких досок сверху предотвратит падение в яму

        Перекрытие. Настил из крепких досок сверху смотровой ямы предохранит владельца гаража от падения в неё, а днище автомобиля от конденсата. Оптимальная толщина досок — 40 мм. По сравнению с более тонкими, такие доски не треснут, если на них случайно наедет автомобиль. Из них можно соорудить несколько удобных щитов. Не стоит только делать их слишком тяжёлыми;

      1. Вентиляция. Несмотря на все меры защиты от влаги, воздух в смотровой яме может быть сырым и затхлым, поэтому нелишним будет оборудовать вентиляцию. Для этого под землёй прокладывается гибкий воздуховод, который выводится на 20–25 см выше поверхности земли. От засорения воздуховод можно защитить специальной крышечкой;
      2. Металлическая лестница более компактна
      3. Лестница. Чтобы внутрь было удобно спускаться, необходимо сделать прочную лестницу сбоку. Обычно её выкладывают из кирпича или бетона, либо сваривают из металлических труб или бруса. Второй вариант более компактен, подойдёт наилучшим образом, если длина ямы небольшая;

      4. Упоры для автомобиля. Даже если гараж не находится на видимом уклоне, установить упоры под колеса необходимо. Это вопрос безопасности;
      5. Инструмент. В нишах смотровой ямы желательно разместить наборы гаечных ключей, растворители, ветошь, ёмкость для смены моторного масла, а также другие инструменты и приспособления. Пусть всё будет под рукой в нужный момент.
      6. Нелишним будет наличие огнетушителя, ведь придётся работать с горючими веществами.

        Важные детали при обустройстве смотровой ямы

        Выполняя работы по обустройству смотровой ямы для гаража, нельзя забывать о мерах собственной безопасности:

        1. Проводя земляные работы в слабых, неустойчивых грунтах, начиная с глубины 1 м, устанавливайте распорки и укрепления из досок. То, что грунт осыпается, обычно становится видно сразу;
        2. Используйте средства защиты: перчатки, рукавицы, прочные ботинки, защитные очки, особенно при работе с болгаркой или перфоратором;
        3. Работайте вдвоём с помощником. Это намного легче, быстрее и безопаснее.

        Такие правила помогут справиться с работой без ущерба Вашему здоровью.

        Видео

        Посмотрите видео о строительстве смотровой ямы в гараже своими руками.

        Помните, решить, обустраивать смотровую яму в гараже или нет, желательно еще до начала строительства гаража. Это позволит выполнить все необходимые рекомендации по обустройству гидроизоляции и дренажным работам. Построенная по всем правилам смотровая яма сохранить автомобиль от нежелательного влияния влаги.

        Читайте также:  Продажа автомобилей с пробегом в Москве

        Какие размеры вашей ямы сколько пошло кирпича расходного материала подробнее.

        Добавить комментарий Отменить ответ

        Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

        Расскажу вам в двух словах как строил смотровую яму у себя в гараже.
        Началось всё с закупки материалов: кирпич красный, цемент, гидроизоляция, +чуть попозже грузовик песка, гофра для проводки, провод электрический. Кирпич нашёл по объявке в 2 раза дешевле чем он продаётся в магазине (у человека были не пригодившиеся остатки от строительства дома), гидроизоляцию тоже купил у него чуть дешевле рыночной стоимости. Песок вначале возил в прицепе на папином Пассате, но так как ещё было необходимо стяжку заливать, то песка реально было нужно много, решил сохранить своё время (да и машину было жалко) заказал грузовую машину песка.
        Разметил примерные размеры ямы которую нужно выкопать, включил музычку, чтоб было веселей и стал копать… Следует заметить что гараж построен на месте обветшавшего 100 летнего деревянного дома, фундамент которого был выложен из бута (больших и не очень камней) не скреплённых между собой практически ни чем, какой-то известью что ли, цемент наверное раньше был в дефиците… И камней этих достал из ямы много. Копать реально было тяжело. Когда землеройные работы практически подошли к концу, выбрался наружу немного отдохнуть, вернулся через 15 минут и вот те на… сирпризик 🙁 одна из стен моей ямы, видимо из-за вышеупомянутых камней, находящихся у самого верха ямы обвалилась. Может на фото не очень видно, но когда я убрал осыпавшийся песок- яма у меня получилась в 1.5 раза больше чем предполагалось копать изначально. Будь я в это время в яме- думаю ноги вполне мог поломать, а если бы был в положении присядя (камень например выковыривал руками), то и закопать бы могло. А если бы ещё поддон с кирпичами с землёй в яму упала- то вообще пипец. Но пронесло… Спасибо Всевышнему!
        Поставил опалубку по размерам необходимой мне смотровой ямы(далее С.Я.) 80-240 см. кажется. уложил гидроизоляцию, арматуру, залил фундамент. В середине (пол С.Я.) не заливал, чтоб не ошибиться с нужной мне высотой С.Я.
        Родственник любезно согласился выложить стены из кирпича. Спасибо тебе большое, Анатолий! Кирпич обязательно красный т.к. бытует мнение, что силикатный, находясь в среде повышенной влажности (земля всё таки), разрушается, а красный- это по сути глина. В кладке были сделаны углубления для полочек 2 шт. и для ламп 2 шт. подвел к ним проводку в гофре. Освещение в С.Я. будет от ламп на 36 В. Безопасность превыше всего! Так же была уложена пластиковая труба 15 см в диаметре с внешней стороны кирпичной стены.Один её конец выведен на уровне пола смотровой ямы, другой пока на уровне пола гаража у самой стены. Возможно выведу его на улицу. В теории воздух по этой трубе поступает из улицы к полу С.Я., движется по яме(заложенной щитами) и выходит в другом конце С.Я через отверстие в щите. Далее воздух движется по гаражу и через вент.трубу закреплённую у потолка гаража выходит наружу. Вначале я думал возвести стены в пол кирпича, обкрутить их гидроизоляцией и засыпать свободное место песком. Но, увидев у одного из моих знакомых С.Я. построенную по такой технологии, отказался. ВНИМАНИЕ! Вес грунта, автомобиля, давление замерзающей зимой воды, находящейся в земле, выдавили во внутрь стены С.Я. в центре она стала на 20 см. уже! Если не предпринять никаких мер- думаю лет через пару они вообще обрушатся.
        Было принято решение рядом с кирпичом залить 10-15 см железобетона. Опалубкой служила гидроизоляция и фанера. Заливал бетон между изоляцией и кирпичом, одновременно с другой стороны гидроизоляции имеющееся пустое место засыпал песком, извлекал фанеру, где получалось. Песок утрамбовывал, поливал водой чтоб не просел потом.
        Стены С.Я. получились на 10 см.ниже уровня пола, это расстояние необходимо для того чтобы положить свареный уголок, на который будут укладываться деревянные щиты, когда С.Я. не используется. При помощи лазерного уровня выставил свареный уголок на 1.5см выше уровня пола. Укрепил уголок бетоном. Небольшой уклон пола будет от С.Я. к стенам гаража. Это нужно для того чтобы вода с автомобиля не текла в яму, не намокали деревянные доски закрывающие яму. Если будет необходимо, в будущем пропилю болгаркой в полу канавки и вода по ним будет течь в нужное мне место. Выставил по уровню металлические трубы в качестве маячков по которым буду заливать пол.
        На следующий день по маячкам, которые были укреплены бетоном залил пол в гараже. Армировал бетон сеткой-рябицей, металлической проволокой (в общем всем, что сумел насобирать по округе:).
        Когда стяжка пола моего гаража застыла, залез в С.Я. и опытным путём вычислил необходимую мне высоту С.Я. Насыпал подушку из песка, пролил её водой, уложил гидроизоляцию, залил стяжку пола в яме.
        Готово!
        Яма получилось очень сухой. Нет и намёка на сырость.

        Смета в бел. руб:
        -кирпич 840 шт- 1.830.000 руб (с рук по "сладкой" цене: 0.5 рыночной)
        -гидроизоляция 2 рулона бикрост технониколь. 781.550 руб
        -машина песка 10 тонн 650.000 руб
        -трубы пластиковые(для вентиляции) 235.000 руб.
        -цемент 43 мешка по 25 кг — 1.542.000 руб. (цемент остался, подъезд ещё залил)
        -прокат прицепа 120 тыс. (кирпич возил:)
        -кабель под проводку 15 м. 49.500 руб
        -известь 1 мешок 82.000 руб (для пластичности раствора)
        -гофра для кабеля 9 м. 24.300 руб.
        -круг отрезной 10.000 руб.
        -перчатки рабочие 21.500 руб
        Так как бел. рубль постоянно "болеет" 🙂 думаю более понятным будет итог выраженный в денюшках США:
        ИТОГО: 375 $

        Оцените статью
        Добавить комментарий

        Adblock
        detector