Замена масляного насоса камаз

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1.5.

РЕМОНТ МАСЛЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740

Общая трудоемкость — 43,0 чел. мин.

Исполнитель-слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда

Оборудование, приборы, инструмент

Приспособление для разборки-сборки масляного насоса по типу 9694Р-28 (ЯМЗ); стенд для испытания масляного насоса мод. 470.238; приспособление для разборки-сборки узлов масляного насоса по типу 9621Р-04 (ЯМЗ); верстак слесарный; рукоятка динамометрическая 131М; ключ динамометрический ПИМ-1754; набор щупов № 2; секундомер СМ-60 ГОСТ 5072-72; штангенциркуль ШЦ-1-125 ГОСТ 166-80; тиски слесарные; пресс ручной ОКС-761-2; пистолет воздушный С-417; ванна для мойки деталей ОМ-1316; пинцет ГОСТ 21241-77; головки сменные 13,24 мм ГОСТ 25604-83; ключ с присоединительным квадратом ГОСТ 25601-83; отвертки слесарно-монтажные 4,0 мм, 6,5 мм, 8,0 мм, 10,0 мм ГОСТ 17199-71; ключ гаечный кольцевой 24 мм ГОСТ 2906-80; молоток слесарный стальной ГОСТ 2310-77; зубило слесарное ГОСТ 7211-86; ключ специальный с квадратной головкой а=12 мм; ключ с шестигранной головкой а=10 мм; специальные пассатижи для снятия и установки пружинных стопорных колец И-801.23.000; технологические пластины 15×15, t=1,0 мм, t= 1,2 мм; технологическое кольцо (Д =18-0,05 мм, t=1 мм); съемник шестерни привода масляного насоса И-801.01.000;

— оправка для выпрессовки (запрессовки) втулки валика корпуса нагнетающей секции масляного насоса (Д=18-°-05 мм, L=100 мм);

— оправка для выпрессовки установочных втулок из корпуса нагнетающей секции масляного насоса (Д=6 мм, L=100. мм);

— оправка для выпрессовки (запрессовки) втулки валика корпуса радиаторной секции масляного насоса (Д=18 мм, L=100 мм);

— оправка для выпрессовки (запрессовки) втулки из шестерни нагнетающей секции масляного насоса (Д= 18-0’" мм, L= 100 мм);

— оправка для выпрессовки (запрессовки) втулки шестерни радиаторной секции масляного насоса (Д= 18 мм, L=100 мм);

— оправка для запрессовки установочных штифтов в корпус нагнетающей секции (Днао= 16 мм,

Двн = 16 мм, LHep = 100M, Ibh = 4+0’2 мм); р

— оправка для запрессовки установочных втулок в корпус нагнетающей секции (Д. =20 мм, ДдМ =11 мм, L= 100 мм, 1вн=8+0’2мм);

— оправка для запрессовки ведущего валика в ведущую шестерню (Д., =30 мм, Д. = 18мм,

L = 100mm, lBH=59+0’z мм). р

— масленка ГОСТ 7327-57;

— оправка для напрессовки ведущей шестерни радиаторной секции масляного насоса на валик ведущей шестерни (Днар=35 мм, Д_н = 18 мм, L=50 мм);

— оправка для запрессовки оси в сборе с шестерней в корпус радиаторной Секции масляного насоса (Днар = 30 мм, Д,н = 18 мм, Lh = 47+0,2);

— оправка для напрессовки шестерни привода масляного насоса на валик (Д =35 мм, Двн=18мм, Двн=18 мм, L=50 мм).

Выколотка бронзовая Д=20 мм.

РАЗБОРКА МАСЛЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740

Трудоемкость — 8,0 чел. мин.
1. Установить масляный насос в сборе на приспособление для разборки. (Верстак слесарный,
приспособление).

2*. Отогнуть усы замковых шайб 18 (Рис. 1) и отвернуть болты 15 крепления переднего фланца трубки 17 подводящей клапана системы смазки в сборе к масляному насосу 2, отсоединить трубку 17 и снять прокладку 16. (Головка сменная 13 мм, ключ с п. к., зубило, отвертка 10,0 мм).

3*. Отогнуть усы замковых шайб 18 и отвернуть болты 15 крепления всасывающей трубки 14 к масляному насосу, снять трубку 14 в сборе и прокладку 6 трубки. (Головка сменная 13 мм, ключ с п. к., молоток, зубило, отвертка 10,0 мм).

4. Снять шестерню 1 (Рис. 2) привода масляного насоса с помощью съемника (Рис. 3). (Съемник шестерни).

5. Выпрессовать шпонку 2 (Рис. 2) ведомой шестерни 1 привода насоса из ведущего валика 31. (Молоток’, зубило).

6. Отвернуть пробку 20 предохранительного клапана радиаторной секции, снять прокладку 19 пробки, вынуть регулировочные шайбы 18, пружину 17 и клапан 16 предохранительной радиаторной секции. (Ключ гаечный кольцевой 24 мм, пинцет, отвертка 4,0 мм).

7. Отвернуть пробку 23 предохранительного клапана нагнетающей секции, снять прокладку 25, пробки, вынуть регулировочные шайбы 26, пружину 28 и клапан 34 предохранительный нагнетающей секции. (Ключ гаечный кольцевой 24 мм, пинцет, отвертка 0,4 мм).

8. Вывернуть пробку 21 клапана системы смазки, вынуть регулировочные шайбы 24, пружину 21 и клапан 22 системы смазки. (Ключ специальный).

9. Вывернуть пробку 4 масляного клапана радиаторной секции. (Ключ с шестигранной головкой 10 мм).

10. Отогнуть усы замковых шайб 14 и 38 отвернуть стяжные болты 15 и 36 масляного насоса с шайбами 14 и 38. На двигателях с № 163856 выпуска с 15.02.80 г. замковые шайбы заменены пружинными. (Головка сменная 13 мм, отвертка 6,5 мм, молоток, зубило, ключ с п. к.).

11. Снять корпус 13 радиаторной секции со втулками 29 и 10 в сборе и проставку 9. (Отвертка 8,0 мм).

12. Вынуть ведущую шестерню 30 радиаторной секции. (Отвертка 8,0).

13. Вынуть упорное пружинное кольцо из выточки корпуса радиаторной секции. В автомобилях последних выпусков упорное кольцо анулировано. (Специальные пасстижи И-801.23.000).

14. Выпрессовать шпонку 32 ведущей шестерни 30 радиаторной секции из валика 31 ведущей шестерни. (Молоток, зубило, отвертка 8,0 мм).

15. Выпрессовать ось 11 ведомых шестерен в сборе с шестерней 12 ведомой радиаторной секции из корпуса 13 радиаторной секции. (Выколотка бронзовая, молоток).

16. Вынуть шестерню 7 ведомую из корпуса 3 нагнетающей секции.

17. Вынуть ведущий валик 31 в сборе с ведущей шестерней 33 из корпуса 3 нагнетающей секции.

18. Снять корпус 3 нагнетающей секции с приспособления для разборки и сборки масляного насоса. (Приспособление).

19. Установить ведущий валик 31 в сборе с ведущей шестерней 33 в приспособление и выпрессовать ведущий валик 31 из ведущей шестерни 33. (Пресс ручной ОКС-761-2, технологические пластины).

20. Выпрессовать шпонку ведущей шестерни нагнетающей секции из валика. (Молоток, зубило).

21. Устаночить корпус 3 нагнетающей секции в приспособление для разборки, сборки узлов насоса и выпрессовать втулку 37 валика из корпуса нагнетающей секции насоса. Работу выполнять при необходимости замены втулки валика. (Приспособление, пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка).

22. Выпрессовать установочные втулки 6 из корпуса 3 нагнетающей секции. Работу выполнять при необходимости замены установочных втулок. (Пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка).

23. Снять корпус 3 нагнетающей секции с приспособления. (Приспособление).

24. Вынуть из корпуса нагнетающей секции установочные штифты 5. Работу выполнять при необходимости замены установочных штифтов. (Тиски слесарные).

25. Установить корпус 13 радиаторной секции в приспособление для разборки, сборки узлов насоса и выпрессовать втулку 29 валика из корпуса радиаторной секции. Работу выполнять при необходимости замены втулки валика. (Приспособление, пресс ручной ОКС-761-2, оправка).

Читайте также:  Подключение монтажного блока ваз 2114

26. Снять корпус 13 радиаторной секции с приспособления. (Приспособление).

27. Установить ведомую шестерню 7 нагнетающей секции на приспособление и выпрессовать втулки 8 из шестерни 7. Работу выполнять при необходимости замены втулок шестерни. (Приспособление, пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка).

28. Снять ведомую шестерню 7 нагнетающей секции с приспособления. (Приспособление).

29. Установить ведомую шестерню 12 радиаторной секции на приспособление и выпрессовать втулки 10 из шестерни. Работу выполнять при необходимости замены втулки шестерни. (Приспособление, пресс ручной мод. ОКС-761-2, оправка).

30. Снять ведомую шестерню 12 радиаторной секции с приспособления. (Приспособление).
— На двигателях выпуска с 15.02.80 г. с № 163856 замковые шайбы заменены плоскими.

Рис. 1. Масляный насос в сборе:
1 — ведущая шестерня привода масляного насоса; 2 — насос масляный с шестерней в сборе; 3, 9,18 — шайба замковая; 4, 5 — болт крепления масляного насоса к блоку; 6 — прокладка фланца всасывающей трубки; 7 — прокладка заднего фланца трубки клапана;8 — передний фланец трубки клапана; 10 — болт крепления заднего фланца трубки клапана к блоку; 11 — болт крепления кронштейна трубки к блоку; 12 — крючок крепления сетки заборника; 13 — сетка заборника с ободком в сборе; 14 — трубка всасывающая масляного насоса в сборе; 15 — болт крепления трубки к насосу; 16 — прокладка переднего фланца трубки клапана; 17 — трубка подводящая клапана системы смазки в сборе

МОЙКА ДЕТАЛЕЙ МАСЛЯНОГО НАСОСА

Трудоемкость — 4,0 чел. мин.

31. Промыть все детали масляного насоса в керосине и обдуть сжатым воздухом. Детали разобранного насоса не обезличивать. (Ванна, пистолет для обдува деталей сжатым воздухом С-417).

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ МАСЛЯНОГО НАСОСА

32. Продефектовать детали масляного насоса. Дефектовку производить согласно карты № 1.6. дефектовки.

Для разборки, сборки и проверки масляного насоса двигателя КамАЗ:

  • слейте масло из картера, выверните болты крепления и снимите картер;
  • снимите всасывающую трубку 1 (рис. 98) с фланцем, кронштейном и чашкой в сборе и трубку подводящую клапана системы смазывания;
  • выверните болты крепления насоса 3, снимите масляный насос;
  • снимите шестерню 4 масляного насоса съемником И80 1.02.000 (рис. 99), для этого болты 3 вверните до упора их в шестерню 5, винт 1 уприте в торец вала. Вращая рукоятку, вверните винт в траверсу до полного снятия шестерни;
  • выверните болты крепления нагнетающей и радиаторной секций масляного насоса и разберите его;
  • замерьте радиальный и торцовый зазоры нагнетающей и радиаторной секций, зазоры в зацеплении зубьев шестерен в радиаторной и нагнетающей секциях, между ведущим валом и отверстием в корпусе, между осью и шестерней. При необходимости замените изношенные детали;
  • при сборке масляного насоса не допускайте повторное использование отгибных шайб. После сборки насоса валик должен проворачиваться от руки плавно, без заеданий;
  • испытайте масляный насос с использованием моторного масла М10Г2К при температуре 80. 85°С. При вращении вала с частотой 2750. 2800 мин-1 и разрежении на всасывании 11,99. 14,67 кПa (90. 110 мм рт. ст.) производительность нагнетающей секции должна быть не менее 82 l/мин (при давлении на выходе из насоса 343,2. 392,3 кПa (3,5. 4 кгс/см2) и радиаторной секции — не менее 27 l/мин (при давлении на выходе из насоса 686,5. 735,3 кПa (7. 7,5 кгс/см2);
  • проверьте клапаны насоса на давление начала открытия, которое зафиксируйте по началу вытекания струи масла нз отверстия за клапаном. Регулирование считается правильным (при использовании не более трех регулировочных шайб), если давление начала открытия 834. 932 кПa (8,5. 9,5 кгс/см2) у предохранительных клапанов нагнетающей и радиаторной секции, 392. 441 кПa (4. 4,5 кгс/см2) — у клапана системы смазывания.

При несоответствии давления начала открытия клапанов требуемым величинам, замените пружины клапанов.

Рис. 98. Вид двигателя КамАЗ снизу со снятым масляным картером: 1 — трубка всасывающая; 2 — трубка подводящая клапана системы смазывания; 3 — насос масляный; 4 — шестерня ведомая привода масляного насоса

Рис. 99. Снятие ведомой шестерни привода масляного насоса съемником И801.02.000: 1 — винт; 2 — рукоятка; 3 — болт; 4 — траверса; 5 — шестерня

Для разборки, сборки и проверки работы центробежного фильтра:

  • выверните болты и снимите фильтр с двигателя;
  • отверните гайку крепления колпака фильтра и снимите колпак;
  • поверните ротор вокруг оси так, чтобы стопорные пальцы вошли в отверстие ротора;
  • отворачивая гайку крепления колпака ротора, снимите колпак и промойте его;
  • отверните гайку крепления ротора на оси, снимите ротор, после чего снимите упорный подшипник.

Замерьте диаметры оси и втулок ротора, изношенные детали замените. Ротор заменяйте комплектно с колпаком.

При сборке фильтра упорный подшипник установите так, чтобы кольцо с большим внутренним диаметром было снизу. Метки на колпаке ротора и роторе совместите.

После сборки ротор фильтра должен вращаться на оси легко, без заеданий, частота вращения его должна быть не менее 5000мин-1 при перепаде давления в фильтре не более 490 кПa (5 кгс/см2) и давления на выходе до 98 кПa (1 кгс/см2);

  • проверьте клапаны (фильтра на давление начала открытия, момент которого зафиксируйте по началу вытекания струи масла из отверстий за клапанами. Регулирование считается правильным (при использовании не более трех регулировочных шайб), если давление начала открытия 588. 637 кПa (6. 6,5 кгс/см2) — у перепускного клапана, 49. 69 кПa (0,5. 0,7 кгс/см2) у сливного клапана.

При других величинах давления начала открытия замените пружины клапанов.

Для разборки, сборки и проверки работы полнопоточного фильтра очистки масла:

  • выверните сливные пробки на колпаках и слейте масло из фильтра; выверните болты крепления и снимите фильтр; снимите колпаки с фильтроэлементами; выверните резьбовые втулки на корпусе.

При наличии в корпусе трещин, сколов, сквозных раковин и других дефектов замените корпус;

  • собранный фильтр проверьте на герметичность, для этого через впускное отверстие подведите воздух под давлением не менее 490 кПa (5 кгс/см2) и опустите фильтр в воду, температура которой должна быть не ниже 60 °С.

Если негерметичность в соединениях между колпаками и корпусом невозможно устранить подтяжкой болтов, замените прокладки колпаков;

  • проверьте давление начала открытия перепускного клапана и срабатывания сигнализатора засоренности фильтра. Работу датчика светового сигнализатора проверяйте в электроцепи с напряжением: 12 и 24 В. Момент открытия клапана зафиксируйте по началу вытекания струи масла из отверстия за клапаном. Регулирование считается правильным (при использовании не более трех регулировочных шайб), если давление начала открытия клапана 245. 294 кПa (2,5. 3 кгс/см2), давление срабатывания сигнализатора (загорания контрольной лампочки) равно или меньше давления открытия перепускного клапана, но не ниже 196 кПa (2 кгс/см2). Если величина давления начала открытия не соответствует требуемой, замените пружину клапана.

Размеры деталей и допустимый износ, mm

Насос масляный
Диаметр шестерен нагнетающей и радиаторной секции 42,850. 42,875
Допустимый диаметр шестерен 42,8
Радиальный зазор между зубьями шестерен и стенкой корпуса 0,063. 0,100
Допустимый радиальный зазор 0,14
Высота шестерен нагнетающей секции 34,915. 34,950
Допустимая высота шестерен нагнетающей секции 34,9
Торцовый зазор между шестернями и корпусом в нагнетающей секции 0,050. 0,124
Допустимый торцовый зазор в нагнетающей секции 0,16
Высота шестерен радиаторной секции 13,925. 13,955
Допустимая высота шестерен радиаторной секции 13,91
Торцовый зазор между шестернями и корпусом в радиаторной секции 0,045. 0,102
Допустимый торцовый зазор в радиаторной секции 0,13
Окружной зазор в зацеплении зубьев шестерен 0,085. 0,265
Диаметр опорных шеек ведущего вала 15,988. 16,000
Допустимый диаметр ведущего вала 15,98
Диаметр втулок в корпусе насоса под опорные шейки вала 16,03. 16,06
Допустимый диаметр втулок 16,07
Диаметр оси ведомых шестерен 15,988. 16,000
Допустимый диаметр оси 15,98
Диаметр втулки ведомых шестерен 16,03. 16,06
Допустимый диаметр втулки ведомых шестерен 16,08
Читайте также:  Грунтовка для днища автомобиля
Фильтр центробежный масляный
Диаметр Номинальный Предельно допустимый
оси ротора:
верхней шейки 14,967. 14,984 14,96
нижней шейки 29,93 .. . 29,96 29,92
втулка ротора внутренний:
верхней 15,00. 15,019 15,03
нижней 30,00. 30,023 30,04
Зазор между осью и втулкой ротора:
верхней 0,016. 0,052 0,07
нижней 0,04. 0,093 0,12

Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)

О работоспособности отечественных грузовиков КАМАЗ ходят легенды. На трассах ралли-марафона «Париж — Дакар» именно команды КАМАЗа на протяжении многих лет занимают призовые места. Машина очень неприхотлива в уходе и работает буквально на износ. Однако опытные водители хорошо знают, что эти качества КАМАЗа рано или поздно могут обернуться поломкой в пути. Поэтому необходимо постоянно следить за всеми важными системами и узлами автомобиля, особенно это касается устройства масляного насоса.

Где находится масляный насос на КАМАЗ

Система смазки двигателя играет огромную роль в работоспособности мотора. На автомобилях КАМАЗ система смазки представлена несколькими элементами:

  • поддон мотора;
  • маслозаборник;
  • масляный насос;
  • фильтры очистки смазочной жидкости;
  • радиатор;
  • патрубок для заливки масла;
  • указатель уровня масла;
  • сапун;
  • измерительные датчики;
  • различные шланги и патрубки для подачи масла.

Если говорить о насосе, то его основная задача — создавать необходимое давление в системе. Именно масляный насос подаёт смазочную жидкость к трущимся механизмам двигателя. Этим самым существенно снижается износ деталей мотора. Смазка в необходимых дозах считается одним из обязательных условий работы силового агрегата на любом транспортном средстве.

Металлическое устройство насоса позволяет максимально долго перегонять масло по системе в бесперебойном режиме

Масляный насос двигателя КАМАЗ монтируется на нижней плоскости блока цилиндров. С таким расположением связаны некоторые неудобства для замены насоса.

Симптомы неисправности масляного насоса КАМАЗ

Первое, на что должен обращать внимание опытный водитель грузового автомобиля КАМАЗ, это показания приборов в салоне. Как правило, при повышенном или пониженном давлении масла они сразу же дают знать о некоторых неполадках в смазочной системе.

Однако нельзя ориентироваться только на показания датчиков. Например, глухой стук в зоне поддона мотора может свидетельствовать о том, что провернулись вкладыши на насосе или заела шестерёнка. Или проблемы с запуском двигателя тоже могут косвенно указывать на неполадки в работе насоса.

Стрелка давления масла отображается текущее давление в системе смазки

В целом симптоматика неисправностей масляного насоса на КАМАЗ может быть следующей:

  • отсутствие давления масла в системе;
  • чрезмерно высокое давление или, наоборот, очень слабое, недостаточное для смазки двигателя;
  • течь масла из-под насоса.

Проверка на стенде

Заметив хотя бы один из этих симптомов, необходимо диагностировать работоспособность масляного насоса. Проще всего это сделать на специальном стенде. В зависимости от модели, стенд может быть подключён как в установленному на КАМАЗе насосу, так и снятому с машины.

Основная задача стенда — измерить давление в нижней и верхней частях насоса, а также то давление масла, которое имеется при открытии перепускного клапана. К тому же все модели стендов быстро определяют общую производительность масляного насоса. После этой проверки можно судить о работоспособности устройства и его оставшемся ресурсе.

Сложные приборы стенда позволяют с высокой долей точности выявить все неполадки в работе насосного оборудования

Какие причины могут вызвать неисправности масляного насоса

На самом деле, поводов для выхода из строя насоса существует множество. Если водитель полноценно ухаживал за системой смазки, то насос будет работать в штатном режиме до своего планового износа. Однако не всегда грузовые автомобили обслуживаются с рекомендациями производителя, поэтому рано или поздно насос может выйти из строя, и виной тому служат следующие причины:

  • отсутствие масла в поддоне картера мотора — насос работает вхолостую и перегорает;
  • поломка или заедание шестерёнок в насосе, из-за чего устройство не может дальше работать и создавать нужное давление;
  • перегрев мотора КАМАЗа, из-за чего возникает сильное разжижение масла — насос не может перекачивать жидкость ниже установленного уровня вязкости;
  • заметный износ клапанов или подшипников, из-за чего устройство перестаёт выполнять свои функции;
  • использование низкокачественного масла быстро приводит к засорению всей системы, первым это «чувствует» именно масляный насос;
  • при слабой затяжке болтов крепления ГБЦ охлаждающая жидкость может попасть в систему смазки: насос очень чувствителен к качеству масла;
  • сильно засорились маслофильтры, из-за чего мощности насоса не хватает для штатной работы смазочной системы.

Чтобы минимизировать риски выхода из строя насоса КАМАЗ, нужно следить за состоянием всей смазочной системы и заливать только оригинальные масла. К тому же, как и любой другой автоагрегат, масляный насос тоже имеет свой ресурс. Поэтому, чтобы избежать возможных поломок в пути, лучше всего заранее произвести его замену, если срок службы старого уж подходит к концу.

Подавляющее количество владельцев автомобилей КАМАЗ заливают в двигатели оригинальные масла ZIC, так как уверены в их высоком качестве

Замена масляного насоса КАМАЗ своими руками

Весь процесс замены масляного насоса на автомобиле КАМАЗ можно разделить на три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Демонтаж старого насоса.
  3. Установка нового.

Каждый этап состоит из нескольких действий, выполнять которые необходимо в строгой последовательности. Важно заранее подготовить помещение для работы, инструменты и новый масляный насос.

Инструменты для работы

Чтобы быстро и легко снять и установить новый масляный насос, потребуются:

  • стандартный набор рожковых ключей;
  • специальный съёмник для шестерёнок;
  • отвёртка с плоским тонким лезвием;
  • отвёртка с крестообразным лезвием.

Обычно в гараже у каждого водителя легкового или грузового авто есть такой чемодан с набором всех необходимых инструментов для самостоятельного ремонта машины

И также необходимо заранее запастись ветошью и ёмкостью для слива масла.

Подготовительный этап

После того как были собраны все необходимые инструменты, потребуется выполнить ряд действий, от которых зависит безопасность и удобство операции:

  1. Загнать КАМАЗ на яму.
  2. Снять провод с клеммы «минус» на АКБ.
  3. Убедиться, что автомобиль полностью остыл.
  4. Слить масло из картера (вытащить заглушку и подставить под слив таз).
  5. Открутить болты фиксации картера мотора — только сняв саму защиту, можно будет добраться до насоса.
  6. Снять картер и отложить его в сторону.
  7. Рекомендуется сразу же очистить защитный кожух от грязи.
Читайте также:  Неисправности рено меган 2

Смотровая яма нужна для общего удобства работы, так как придётся подлезать под машину во время замены насоса

Процедура снятия насоса с КАМАЗ

Первым делом после снятия картера водитель увидит доступ к всасывающей трубке насоса. Вместе с ней к насосу подсоединены фланец, кронштейн крепления и чашка. Однако «голыми руками» насос демонтировать не удастся:

  1. Взять специальный съёмник для шестерёнок.
  2. Снять им шестерню масляного насоса: сначала до упора ввернуть шестерню так, чтобы основной винт упёрся в торец вала. После начинать вращение рукоятки съёмника, чтобы выкрутить шестерёнку.
  3. Далее вывернуть болты крепления секций радиатора и нагнетания. Это верхняя и нижняя части насоса.
  4. Отсоединить от масляного насоса все магистрали. Из-под шлангов возможно незначительное подтекание масла, поэтому лучше всего сразу заблокировать отверстия в них ветошью.
  5. Выкрутить три болта фиксации насоса.
  6. Снять насос.
  7. Удалить с места посадки остатки от прокладок.

Видео: порядок демонтажных работ

Процесс установки нового насоса

Перед тем как устанавливать новый масляный насос водители обычно тщательно очищают место его посадки от грязи. Да и стыки шлангов не помешает протереть чистой тканью, так как именно на стыках шланга и штуцера обычно скапливается самое большое количество пыли вперемешку с маслом. Из-за грязи в ближайшем будущем могут возникнуть проблемы, так как жидкость в системе смазки всегда должна быть чистой.

Видео: порядок монтажа масляного насоса

Поэтому после очистки гнезда посадки на нижней плоскости блока цилиндров, можно с «лёгким сердцем» приступать к установке нового масляного насоса:

  1. Залить в корпус насоса небольшое количество используемого масла.
  2. Провернуть шестерню, чтобы смазка сразу же могла проникнуть ко всем деталям насоса — так устройство быстрее включится в работу.
  3. На место посадки установить регулировочную прокладку.
  4. Далее установить прокладку трубки клапанного механизма.
  5. Тремя болтами наживить насос на блок цилиндров, но пока не затягивать.
  6. Наживить трубку клапана двумя болтами.
  7. Кронштейн трубопровода на всос наживить на блок цилиндров одним болтом.
  8. После этого разрешается до упора затянуть все болтовые соединения.
  9. Обязательно проверить зазор зубчатых колёс. В идеальном виде зазор должен составлять от 0,15 до 0,35 мм. Если его нет, придётся открутить насос и подложить под него ещё одну прокладку.
  10. Подключить к насосу все топливопроводы.
  11. Залить масло в двигатель.
  12. Прикрутить на место картер.
  13. Присоединить провод к отрицательной клемме аккумулятора.

Фото: основные этапы работы

Как правильно запустить мотор после замены насоса

После того как были выполнены все этапы установки, потребуется протестировать работу нового масляного насоса. Однако в привычном порядке КАМАЗ заводить не рекомендуется. Для первого запуска мотора после замены масляного насоса лучше воспользоваться этой схемой:

  1. Выключить подачу топлива к мотору.
  2. Прокрутить вручную масляный насос стартером.
  3. При этом должно начаться повышение давления в системе смазки (на панели приборов стрелка указателя давления начнёт подниматься, а лампочка аварийного оповещения погаснет).
  4. Завести двигатель.
  5. Дать КАМАЗу поработать на пониженных оборотах в течение 5 минут.
  6. Потом заглушить мотор, проверить уровень масла.
  7. Если необходимо, долить масло до нужного уровня.

После замены масляного насоса мотор КАМАЗа будет работать, как новый

Ремонт масляного насоса

Самостоятельный ремонт насоса КАМАЗ возможен тогда, когда общий ресурс узла ещё не выработан. Ремонт позволяет заменить износившиеся детали, сэкономив на стоимости насоса.

Отремонтировать масляный насос на КАМАЗе своими руками сможет далеко не каждый водитель. Всё дело в сложности механизма и огромном количестве мельчайших деталей.

Ремонт масляного насоса требуется выполнять в строгом соответствии с заданной схемой:

Насос масляный:1 — ведомая шестерня привода масляного насоса; 2 — сегментная шпонка ведомой шестерни; 3 — корпус нагнетающей секции с втулкой в сборе; 4 — пробка масляного канала радиаторной секции; 5 — установочный штифт; 6 — установочная втулка корпуса нагнетающей секции; 7 — шестерня ведомая нагнетающей секции в сборе; 8, 10— втулки оси ведомых шестерён; 9 — проставка масляного насоса; 11 — ось ведомых шестерён; 12 — ведомая шестерня радиаторной секции в сборе; 13 — корпус радиаторной секции с втулкой в сборе; 14, 36 — шайбы замковые; 15, 37 — болты стяжные масляного насоса; 16 — клапан предохранительный радиаторной секции; 17 — пружина предохранительного клапана; 18, 24, 26 — шайбы регулировочные; 19, 25 — прокладки пробки предохранительного клапана; 20 — пробка предохранительного клапана; 21 — пробка клапана смазочной системы; 22 — клапан смазочной системы; 23 — пробка предохранительного клапана нагнетающей секции; 27 — пружина клапана смазочной системы; 28 — пружина предохранительного клапана нагнетающей секции; 29 — втулка валика масляного насоса; 30—шестерня ведущая радиаторной секции; 31 — валик ведущих шестерён; 32 — сегментная шпонка ведущей шестерни радиаторной секции; 33 — ведущая шестерня нагнетающей секции; 34 — клапан предохранительный нагнетающей секции; 35 — пробка масляных каналов нагнетающей секции; 38 — втулка валика масляного насоса

  1. Демонтировать насос с автомобиля.
  2. Съёмником отсоединить от него шестерню (19), если это не было сделано при демонтаже.
  3. Выпрессовать шпонку (2) из вала (31).
  4. Вывернуть пробку (20) из клапана, после чего снять пробочную прокладку (19).
  5. Вынуть регулировочные шайбы (18), а также пружинный механизм (17) и сам клапан (16).
  6. Точно так же отвернуть пробку (23) от предохранительного клапанного механизма.
  7. После чего снять прокладку (25), шайбочки (26), пружину (28) и клапан (34).
  8. Далее нужно вывернуть пробку (4) с клапана радиатора.
  9. Отвернуть стяжные болтовые соединения (15) и (37).
  10. Снять корпус секции радиатора (13) вместе со втулками (10), (29) и проставкой (9).
  11. После этого вытащить из корпуса насоса ведущую шестерёнку (30) вместе с упорным кольцом.
  12. Шпонку (32) выпрессовать из вала (31) этой шестерни.
  13. Аналогичным образом поступить со всеми шестернями масляного насоса.
  14. Сам ведущий вал насоса (31) выпрессовать ручным прессом.

Все части узла осматриваются на предмет следов износа. Обычно замене подлежат прокладки и регулировочные шайбы. В некоторых случаях потребуется провести замену и смазку более существенных деталей — например, при заедании шестерни или выработке вала.

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

При самостоятельном ремонте важно проводить все этапы на чистой поверхности, так как попадание одной пылинки внутрь корпуса способно вызвать в будущем поломку насоса

В любом случае каждая деталь подвергается осмотру после тщательной промывки в ацетоне и вытирания насухо. Если деталь имеет дефекты, то вместо неё рекомендуется установить новую — из ремкомплекта или купленную отдельно в автомагазине. Сборку насоса проводить в обратной последовательности.

Масляный насос на автомобилях КАМАЗ отличается довольно-таки сложным строением. Самостоятельно отремонтировать или заменить это устройство сможет не каждый, поэтому если у водителя мало опыта и соответствующих навыков, лучше всего обратиться в сервисную службу.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector