Главный цилиндр сцепления камаз неисправности

Неисправности сцепления автомобиля КАМАЗ

Возможные неисправности в механизме сцепления автомобиля КАМАЗ и методы из устранения

В сцеплении могут быть следующие основные неисправности: нарушение регулировки привода, вызывающее неполное выключение и неплавное включение сцепления, пробуксовку дисков износ фрикционных накладок ведомого диска, подшипника муфты выключения сцепления, манжеты рабочего цилиндра привода сцепления.

Пробуксовка дисков сцепления возникает при ослаблении или поломке нажимных пружин, износе или короблении поверхностей трения маховика и нажимного диска, замасливании фрикционных накладок ведомого диска. Неисправные нажимные пружины и замасленные фрикционные накладки заменяют на новые. Поверхности трения маховика и нажимного диска обрабатывают шлифованием.

Неполное выключение сцепления появляется в результате увеличенного свободного хода педали (при механическом приводе) или уменьшении хода поршня рабочего цилиндра (при гидравлическом приводе), а также вследствие деформации ведомого диска. Свободный ход педали устанавливают при регулировании, а дефектный ведомый диск заменяют на новый.

Неплавное включение сцепления обусловливается износом накладок ведомого диска, затрудненным перемещением ступицы ведомого диска, неодновременным нажатием подшипника выключения, заеданием педали сцепления на оси. Затрудненное перемещение ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач возникает из-за наличия забоин или заусенцев на шлицах. Последние зачищают и смазывают тонким слоем графитовой смазки. Неодновременность нажатия подшипника выключения сцепления на рычаги выключения устраняют регулировкой. При заедании педали сцепления зачищают торцы втулок от забоин и заусенцев и смазывают их.

При ремонте изношенные подшипники выключения сцепления заменяют на новые. Ведомый и нажимный диски, а также нажимные пружины в зависимости от состояния подвергают восстановлению или замене. Для выполнения ремонтных работ сцепление разбирают, применяя приспособления, одно из которых представлено на рис. 3.1.

Картер сцепления и блок цилиндров при ремонте не обезличивают. Их маркируют, чтобы предотвратить разукомплектование и обеспечить соосность коленчатого вала двигателя и ведущего вала коробки передач. Если эти детали обезличены, то после сборки центрирующее отверстие картера сцепления растачивают в приспособлении.

Основными дефектами картеров сцепления являются трещины, сколы, срыв или износ резьбы, износы отверстий и опорных плоскостей лап крепления к раме. Картеры бракуют, если трещины захватывают более половины периметра или проходят более чем через одно отверстие под болты крепления. Трещины на картере сцепления заваривают. Сколы, захватывающие отверстие, наплавляют или приваривают отколотую часть детали. При срыве резьбы до двух ниток ее восстанавливают прогонкой метчиком. Если резьба имеет срыв более двух ниток или изношена, то ее восстанавливают путем нарезания резьбы увеличенного ремонтного размера, постановкой ввертыша или заваркой с последующим нарезанием резьбы номинального размера.

Изношенные более предельного размера отверстия под направляющий штифт крепления стартера, крепления двигателя к раме восстанавливают постановкой дополнительной детали – втулки. После запрессовки отверстие втулок обрабатывают под номинальный размер.

Изношенные опорные плоскости лап крепления картера сцепления к раме обрабатывают на фрезерном станке до устранения следов износа. При значительном износе осуществляют приварку шайб. Перед приваркой поверхность лапы фрезеруют, а отверстия зенкуют для установки шайб. Затем шайбы приваривают к картеру сцепления сплошным швом электродуговой сваркой. Завершают обработку зенковкой торцов лап заподлицо с основным металлом.

Основными дефектами нажимного и ведомого дисков сцепления являются трещины на поверхности нажимного диска или фрикционных накладок ведомого диска, износ фрикционных накладок, коробление или погнутость диска, ослабление заклепок крепления накладок или ступицы, износ и задиры рабочих поверхностей нажимного и среднего дисков. Диски и фрикционные накладки с трещинами бракуют. Изношенные фрикционные накладки заменяют новыми. Для этого удаляют старые заклепки. Правят ведомый диск, предварительно зачистив забоины и заусенцы на ступице. Коробление устанавливают на поверочной плите с помощью щупа. Щуп толщиной 0,3 мм не должен проходить между торцовой поверхностью диска и плитой. Приклепывание фрикционных накладок производят под прессом, применяя штамп. Вместо заклепок для соединения фрикционных накладок с диском применяют также клей.

Коробление плоскости касания нажимного диска с ведомым диском не более 0,15мм или погнутость ведомого диска больше указанной в технических условиях величины устраняют правкой. Нажимный диск правят на прессе, устанавливая на кольцо, расположенное на столе пресса, плоскостью касания к ведомому диску вниз. Правку ведомого диска осуществляют на плите или в приспособлении с помощью специальной оправки. Накладки бракуют, если ослаблены заклепки крепления их к ведомым дискам. При ослаблении более четырех заклепок крепления ступицы ведомого диска производят замену заклепок. Для этого изношенные отверстия в ступице и диске рассверливают под увеличенный ремонтный размер или сверлят новые отверстия между имеющимися. Отремонтированный ведомый диск в сборке с накладками должен быть отбалансирован. Допустимый дисбаланс устанавливается техническими условиями. Износ и задиры рабочей поверхности нажимного и среднего дисков устраняют обработкой на шлифовальном или токарном станке. При этом минимальная толщина диска должна быть не менее указанной в технических условиях величины.

После сборки сцепления устанавливают на двигатель и проверяют его работу в выключенном и включенном положениях.

Читайте также:  Фм модулятор с флешкой от прикуривателя

Для обеспечения свободного хода муфты выключения сцепления по мере изнашивания накладок ведомых дисков возникает необходимость в регулировке привода сцепления. Привод включения сцепления у автомобилей КАМАЗ – гидравлический. Регулировка привода механизма выключения сцепления КАМАЗа заключается в проверке и регулировке свободного хода педали сцепления, свободного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневмоусилителя.

Для определения свободного хода муфты сцепления перемещают рычаг вала вилки выключения сцепления от сферической поверхности гайки 18 толкателя 17 (см. рис. 3.2, а) пневмоусилителя при отсоединенном положении оттяжной пружины сцепления от рычага. Если свободный ход оттяжного рычага сцепления, измеренный на радиусе 90мм, окажется меньше 3 мм, то его регулируют гайкой 18 до значения 3,7. 4,6мм. Это соответствует свободному ходу муфты выключения сцепления 3,2. 4м.

Свободный ход педали сцепления автомобилей КАМАЗ измеряют в средней части площадки педали сцепления 1 (рис. 3.2, а). Он должен составлять 6. 12мм. Свободный ход регулируют изменением зазора между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра 9 эксцентриковым пальцем 6, соединяющим верхнюю проушину толкателя 7 с рычагом 5 педали. Операцию выполняют при прижатой педали сцепления к верхнему упору 4 оттяжной пружиной 8. Вращением эксцентри¬кового пальца добиваются требуемого перемещения педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня. Затем затягивают и зашплинтовывают гайку.

При регулировке свободного хода педали сцепления с механическим приводом (рис. 3.2, б) отворачивают на несколько оборотов контргайку гайки 21, вращают гайку 21, изменяя длину тяги 20. Для увеличения свободного хода гайки 21 отвертывают, а для уменьшения – завертывают. После регулировки, удерживая гайку 21 неподвижной, затягивают до отказа контргайку.

Полный ход толкателя пневмоусилителя проверяют после нажатия на педаль сцепления до упора. Для автомобилей КАМАЗ он должен быть не менее 25мм. При меньшем ходе не обеспечивается полное выключение сцепления. При недостаточном перемещении толкателя пневмоусилителя проверяют свободный ход педали сцепления, объем жидкости в главном цилиндре привода сцепления и при необходимости прокачивают гидросистему привода сцепления.

Уровень жидкости «Нева» в бачке главного цилиндра привода механизма выключения сцепления автомобилей КАМАЗ проверяют с помощью щупа из комплекта инструмента водителя. Нормальный уровень жидкости в гидроцилиндре соответствует 40мм длины смоченной поверхности щупа, допустимый – 10мм. Полный объем жидкости в гидроприводе сцепления составляет 280см3. Один раз в три года осенью заменяют жидкость в системе гидропривода сцепления.

Прокачку гидросистемы привода сцепления автомобилей КАМАЗ выполняют после устранения негерметичности гидропривода в такой последовательности:

1) очищают от пыли и грязи резиновый защитный колпачок перепускного клапана 14 (см. рис. 3.2, а) и снимают его. Надевают на головку клапана резиновый шланг, прилагаемый к автомобилю. Свободный конец шланга помещают в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью

2) резко нажимают на педаль сцепления 3-4 раза. При нажатой педали отвертывают на 0,5-1 оборот клапан выпуска воздуха. Через шланг выйдет часть жидкости и содержащийся в ней в виде пузырьков воздух

3) после прекращения выхода жидкости при нажатой педали сцепления заворачивают перепускной клапан

4) операции 2 и 3 повторяют до тех пор, пока полностью не прекратится вы¬деление воздуха из гидросистемы через шланг. Во избежание попадания в систему воздуха в процессе ее прокачки в систему периодически добавляют жидкость. Ее уровень в компенсационной полости главного цилиндра не должен снизиться более чем на 2/3 высоты от отметки нормального уровня

5) по окончании прокачки при нажатой педали полностью заворачивают перепускной клапан, снимают с его головки шланг и устанавливают защитный колпачок на головку клапана

6) доливают жидкость в главный цилиндр до нормального уровня. Качество прокачки определяют по полному ходу толкателя пневмоусилителя привода сцепления.

Контроль и слив конденсата в гидроцилиндре пневмоусилителя автомобилей КАМАЗ осуществляют после отвертывания пробки 13 (см. рис. 3.2, а) в переднем корпусе пневмоусилителя. Для полного удаления конденсата цилиндр продувают легким нажатием на педаль сцепления.

Смазывание сцепления и промывку гидросистемы привода рассмотрим на примере сцепления автомобилей КАМАЗ. Втулки вала выключения сцепления смазывают через две пресс-масленки 3 (рис. 3.3), а подшипник муфты выключения сцепления – через пресс-масленку 2 шприцем. Во избежание попадания смазочного материала в картер сцепления число качков шприцем не должно превы¬шать трех.

Промывают гидросистему привода сцепления техническим спиртом или чистой тормозной жидкостью с периодичностью не реже одного раза в три года. При этом полностью разбирают главный цилиндр и пневмоусилитель. Трубопроводы после промывки продувают сжатым воздухом, предварительно отсоединив их с обоих концов. Затвердевшие, изношенные или с повреждениями рабочих кромок манжеты заменяют новыми. Перед сборкой поршни и манжеты смазывают тормозной жидкостью. После заполнения гидросистемы привода сцепления свежей тормозной жидкостью ее прокачивают для удаления появившегося воздуха.

Для замены пневмоусилителя гидропривода сцепления автомобилей КАМАЗ необходимо выполнить следующее: выпустить воздух из пневмопривода тормозной системы через клапан на воздушном баллоне снять оттяжную пружину 8 (см. рис. 3.2) рычага 5 вала вилки выключения сцепления отсоединить пневмолинию 15 пневмоусилителя и гидролинию 10 слить жидкость из системы гидропривода отвернуть два болта крепления пневмоусилителя и снять его вместе с толкателем 17.

Читайте также:  Старлайн r99 что это

Устанавливают пневмоусилитель в такой последовательности: закрепляют усилитель на картере сцепления (делителя) двумя болтами с пружинными шайбами присоединяют гидролинию 10 пневмоусилителя и пневмолинию 15 устанавливают оттяжную пружину 8 вала вилки выключения сцепления наливают тормозную жидкость в компенсационную полость главного цилиндра через верхнее отверстие при снятом защитном чехле прокачивают систему гидропривода проверяют герметичность соединении трубопроводов устраняют подтекание тормозной жидкости подтяжкой или заменой отдельных деталей проверяют и при необходимости регулируют зазор между торцом крышки и ограничителем хода штока включения делителя передач.

Зил самосвал

Неисправности сцепления автомобиля КАМАЗ

Устройство сцепления

Сцепление служит для передачи крутящего момента от двигателя к агрегатам трансмиссии и кратковременного разъединения двигателя с трансмиссией и плавного соединения при переключении передач. Сцепление сухое двух дисковое.

Устройство сцепление КАМАЗ

Крутящий момент от двигателя передается через пазы маховика на шипы нажимного и среднего дисков. На среднем диске имеется рычажковый механизм, который при выключенном сцеплении устанавливает диск, в среднее положение.

Привод сцепления гидравлический. Он состоит из педали, главного цилиндра и ПГУ. Главный цилиндр является резервуаром для рабочей жидкости, которая заливается в бачек и установленный на передней панели кабины. ПГУ состоит из гидравлического пневматического цилиндров и следящего устройства.

Ремонт деталей сцепления

Дефекты деталей сцепления и их устранение.

В сцеплении могут быть следующие дефекты: пробуксовка и неполное выключение дисков, износ накладок и самих дисков, коробление нажимного диска, риски и трещины на нем, ослабление креплений, потеря упругости пружин, износ втулок оси педали и др.

Полопалась феродо диска

Ремонт деталей сцеплений заключается в замене неисправных деталей новыми, правке их и заварке трещин. При толщине нажимного диска меньше номинальной величины, в дополнение к термоизоляционным шайбам под пружины можно устанавливать металлические проставки.

При замене изношенных фрикционных накладок их приклепывают к диску так, чтобы головки заклепок утопали в накладках не менее чем на 1-—1,5 мм. Ведомый диск с новыми накладками проверяют на биение, используя в качестве оправки ведущий вал коробки передач.

Выработка от промежуточного

Диски, имеющие круговые риски и задиры, выравнивают на плоскошлифовальном станке иногда с предварительной проточкой на токарном станке. При большом короблении и при наличии трещин диски заменяют новыми. Изношенные поверхности рычагов выключения наплавляют сталью при помощи газовой или электрической сварки, а затем обрабатывают по шаблону и закаливают.

Возможные неисправности сцепления их причины и методы устранения

Неполное выключение сцепления. сцепление ведет.

Причина неисправности

Не выжимает необходимый ход муфты выключения сцепления

Метод исправления

Проверить исправность привода попадание воздуха в гидравлическую систему, утечка рабочей жидкости, увеличенный свободный ход в приводе, малый полный ход педали. Устранить неисправности.

Причина неисправности

Нарушена регулировка рычагов нажимного диска.

Метод исправления

Отрегулировать положение рычага.

Причина неисправности

Повышенное торцовое биение ведомого диска.

метод исправления

Выправить ведомый диск.

Регулировка эксцентрика педали сцепления

Пробуксовка сцепления, не передается крутящий момент от двигателя на трансмиссию

Причина неисправности

Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления

Метод исправления

Отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления

Причина неисправности

Замасливание поверхности трения

Метод исправления

Устранить попадание масла в картер сцепления. Обезжирить поверхности трения.

замасливание сцепления из за течи масла с сальника коленвала

Причина неисправности

Износ или разрушение фрикционных накладок.

Метод исправления

Заменить фрикционные накладки или ведомый диск.

Причина неисправности

Разрушение пружин демпфера ведомого диска.

Метод исправления

Заменить ведомый диск

Причина неисправности

Разрушение дисков демпфера ведомого диска.

Метод исправления

Проверить соосность биение отверстия в картере сцепления относительно коленчатого вала, устранить несоосность, заменить ведомый диск.

ведет сцепление нет свободного хода муфты сцепления

Запаздывание включения сцепления при трогании с места и переключении передач.

Причина неисправности

Застывание при низкой температуре рабочей жидкости повышение вязкости в гидравлической системе.

Метод исправления

Промыть гидравлическую систему и заполнить ее чистой рабочей жидкостью.

замерзание тормозной жидкости

Течь воздуха через выпускной клапан ПГУ при нажатии на педаль

Причина неисправности

Износ или разрушение манжеты пневматического поршня усилителя. Смещение воздушного клапана редуктора ПГУ.

Метод исправления

Заменить манжету. Сделать несколько резких нажатий на педаль сцепления.

Сцепление не удерживается в выключенном состоянии при нажатии педали, педаль проваливается.

Причина неисправности

Разрушение резинового уплотнительного кольца толкателя поршня главного цилиндра. Износ поршня или манжеты главного цилиндра.

Метод исправления

Заменить кольцо. Заменить поршень или манжету.

Разрушение манжеты ПГУ

Не прокачивается гидравлическая система.

Причина неисправности

Отсутствие свободного хода толкателя главного цилиндра. Нарушение регулировки свободного хода толкателя, заедание педали.

Метод исправления

Отрегулировать свободный ход толкателя, устранить заедание педали.

Сильный шум и скрежет при выключении сцепления

Причина неисправности

Износ или заклинивание подшипника муфты выключения сцепления.

Метод исправления

Заменить муфту с подшипником, проверить состояние упорного кольца рычагов нажимного диска и при необходимости заменить нажимной диск в сборе с кожухом.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Пневмогидравлический усилитель (иными словами ПГУ) является частью составного узла сцепления Камаза. Аналогично обычному гидроусилителю руля, облегчающему повороты рулевой колонки, ПГУ позволяет прилагать меньше усилий при нажатии на педаль сцепления.

Специфика грузового автотранспорта предполагает сложность управления механизмами. Помимо прочего, водителю иногда приходится прилагать дополнительные усилия для управления тягачом. Именно поэтому конструкторы придумали множество апгрейдов, позволяющих свести физические нагрузки к минимуму.

Читайте также:  Толщина металла кузова ваз

Корпус устройства усилен двумя видами металла: передняя часть алюминиевая, задняя — чугунная. Между двумя частями проложена уплотнительная соединяющая прокладка, обеспечивающая наилучшую герметичность.

В обычных авто сложно выжимаемое сцепление подлежит замене, потому что оно либо перегорело, либо заклинило тросик, либо «полетела» корзинка. Однако грузовое сцепление всегда выжималось тяжелее легкового. Пневмогидравлика существенно облегчает момент выжимания акселератора. Маленькая, но такая важная деталь, имеет следующие составные части:

  • Систему слежения — особый механизм, передающий информацию центральному электронному блоку. Изначально педаль сцепления находится в жестком положении, именно система слежения передает импульс нажатия, после чего процесс выжимания акселератора становится более легким.
  • Исполнительный пневматический цилиндр — сердце системы, выполняет механическую функцию.
  • Индикатор износа накладок ведомого диска — передает информацию о текущем техническом состоянии системы.

Конечно, гидравлика немыслима без гидравлической жидкости. Она составляет основу системы, транспортируется между узлами механизма под высоким давлением, создавая необходимый крутящий момент. Место нахождения — главный цилиндр. Пневмогидравлический цилиндр заставляет работать поршни вместе со следящей системой. После снижения давления детали возвращаются в исходное положение. Собственно, принцип работы идентичен практически всем цилиндровым механизмам Камаза: высокое давление — толчок, низкое давление — исходное положение. Именно поэтому так важно наличие гидравлической жидкости в системе, без нее невозможно привести механизм в действие.

Варианты поломки

Любой механизм имеет свой ресурс, соответственно, неизбежны поломки. Некоторые детали автомобиля заменяются планово после прохождения определенного километража. Сцепление — специфический «орган» машины, который используется постоянно. Более того, срок службы напрямую зависит от добросовестного бережного отношения водителя. Если выжимать акселератор неаккуратно, бросать, отжать не до конца, можно быстро «спалить сцепление», либо повредить ПГУ. Технически данные проблемы можно свести к нескольким пунктам.

  • Резиновое кольцо либо манжета распухают, соответственно, следящий поршень ПГУ клинит. Заклиненная деталь, призванная находиться в постоянном движении, естественно, останавливается в одном положении, поэтому тормозит работу всей системы.
  • Поврежденный впускной клапан выдает слишком малое количество сжатого воздуха. Воздушные потоки помогают системе создавать необходимое давление, отсутствие которого приводит к поломке.
  • Воздух внутри гидропривода нарушает циркулятивную работу. Водитель может почувствовать излишнее количество воздуха в виде проседания педали сцепления.

Ввиду того, что основой работы ПГУ являются опорно-двигательные моменты, происходящие под высоким давлением, проседание мягких колец, манжет, отсутствие воздуха либо его присутствие в неположенных местах приводят к поломкам всей системы, нарушая работу ПГУ.

Признаки неисправности

Сцепление грузового транспорта устроено достаточно сложно, чтобы доверять его диагностику, последующий ремонт только квалифицированным специалистам сертифицированных сервисных центров. Самостоятельный ремонт ПГУ — непростая задача ввиду наличия множества мелких деталей, однако при наличии четкой инструкции даже новичок может попробовать свои силы в отладке работы ПГУ. Диагностика пневмогидравлики проводится редко, поэтому основные неисправности выявляются визуально посредством первых признаков.

  • Начиная движение либо переключая передачу, водитель почувствует запоздалое начало работы системы. Например, изначально педаль выжимается трудно, потом легче, до «пола» доходит уже мягко. Исправный механизм работает стабильно по всему ходу педали.
  • Иногда чтобы устройство среагировало, приходится сильнее обычного отжать педаль. Конечно, это свидетельствует о неисправной работе, ведь нажатие должно быть изначально плавным.
  • Самая популярная диагностическая метка — «заклинивание», «закусывание» сцепления. Данную проблему легко перепутать с клином тросика.

Обнаружив хотя бы один признак, необходимо незамедлительно провести диагностику системы пневмогидравличекого привода.

Ремонт

Сервисных центров Камаз масса, каждый оснащен специальным оборудованием диагностики, выявления неисправностей. Если неисправность выявлена водителем самостоятельно, есть возможность самостоятельного ремонта, просмотрим небольшой алгоритм проведения ремонтных работ ПГУ.

  • Закрепляем задний корпус тисками, обеспечивая полную неподвижность детали.
  • Выкручиваем болты.
  • Снимаем крышку подвода воздушного клапана, сам клапан вытаскиваем.
  • Снимаем полностью передний корпус.
  • Удаляем мембранные пружины.
  • Снимаем диафрагму.
  • Опустошаем задний корпус: вытаскиваем кольцо, поршни.
  • Отвинчиваем крышку уплотнителя выпускного отверстия и перепускного клапана.
  • Снимаем тиски.
  • Стопорное кольцо вытаскиваем.
  • Снимаем конусы, шайбы, седло со стержня клапана.
  • Следящий поршень освобождает от уплотнительного кольца.
  • Уплотнительное кольцо вытаскивается вместе с пневматическим поршнем, демонтируем манжету.
  • Снятые запчасти необходимо тщательно промыть. Для промывки подойдут керосин, бензин. Промытые детали обдуваются сжатым воздухом, дефектуются.
  • После тщательного просмотра запчастей, замены непригодных деталей, сборка производится обратным порядком.

Можно сделать простой вывод: сборка/разборка ПГУ — задача весьма кропотливая, однако соблюдая технологию процесса, его вполне можно произвести самостоятельно.

Регулировка

Итоговым этапом возвращения работоспособности системе служит регулировка механизма. Чтобы отрегулировать узел, необходимо обеспечить полный ход толкателя, составляющий примерно двадцать пять миллиметров. Нажав педаль до упора, измеряются показатели сцепления. Должный показатель свидетельствует о правильном выполнении ремонтных работ. Если показатель ниже нормы 25, стоит первым делом проверить наличие гидравлической жидкости, состояние воздушных систем.

Возникновение любой неисправности ПГУ служит причиной срочного ремонта. Различные модели Камаза могут иметь немного отличающиеся строением, функционалом системы ПГУ. Самыми простыми считаются механизмы, установленные на 5320 — самом ходовом виде тягача-полуприцепа среди российского грузового автопрома.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector