Оппозитный двигатель фольксваген т3

О каких автомобилях можно без преувеличения сказать, что они «культовые»? Безусловно, о Фольксвагеновских фургонах с двигателем, расположенным сзади. В частности, о Т3. Цены на ухоженные экземпляры растут, а восстановить запущенные машины становится все сложнее. Сегодня можно встретить эксклюзивные предложения стоимостью свыше 1 000 000 рублей! Но найти неплохой вариант можно и за 150-200 тыс. рублей.

Базовые версии Volkswagen T3 работали на стройках, служили в полиции и в скорой помощи. Большинство из них были заезжены до смерти еще задолго до того, как модель стала культовой. Специальные версии Caravelle и Multivan даже в богатой Германии могли себе позволить только обеспеченные покупатели. А эксклюзивные варианты можно было увидеть возле элегантных вил или на парковках роскошных отелей.

Последние имели больше шансов сохранить хорошую форму, чем те, что трудились на чье-то благо. Подыскивая Фольксваген Т3, необходимо понимать, что автомобиль уже далеко не новый. Поэтому не стоит удивляться обильной коррозии. Она поражает в основном сварные швы. Обильные очаги можно найти и под пластиковыми накладками. Кроме того, ржавчина атакует нижний край оконных рамок. А вода, проникая внутрь, уничтожает электрооборудование.

Таким образом, ремонт кузова понадобится наверняка. После восстановления необходимо дополнительно защититься от коррозии. Опытные владельцы советуют распылить в полости кузова проникающий антикоррозионный материал. В некоторых местах для этого придется просверлить отверстия.

Другой важный элемент – сдвижные двери. Если они двигаются, а ручка не сломана, то все очень хорошо. Кузовные детали легкодоступны, но цены на них начинают расти.

Передняя панель очень простая — ничто не отвлекает водителя. Он сидит перед передней осью, поэтому маневрирование – это необычный опыт, в сравнении с легковыми автомобилями.

Прокладки

Бензиновые версии (50-112 л.с.) представляют наибольший интерес для коллекционеров. Это последний Volkswagen, оснащавшийся бензиновыми оппозитными моторами. До 1982 года двигатели имели воздушное охлаждение, а после – жидкостное. Более надежными оказались первые, хотя и страдали от утечек масла. Стоит отметить, что в машинах с двигателями воздушного охлаждения зимой в салоне никогда не бывает тепло.

Автомобили с моторами жидкостного охлаждения можно распознать по дополнительной решетке радиатора, появившейся прямо над передним бампером. К сожалению, в агрегатах данного типа часто подвергались коррозии болты головок блока цилиндров, и прогорали прокладки ГБЦ. Кроме того, радиатор расположен спереди, а «трубопроводы» нередко дают течь. В худшем случае проблемы возникали еще задолго до 100 000 км. Ежедневный осмотр системы охлаждения — обязательный ритуал.

Надежный 2,1-литровый оппозитник с электронным впрыском и водяным охлаждением. Расход 14-16 литров в городе – норма, а не исключение. При хорошем уходе он способен протянуть 250-300 тыс. км. Правила те же, что и для турбомоторов: после нагрузки сразу не глушить, а дать поработать 1-2 минуты.

Для серьезных целей лучше рассматривать варианты с дизельными двигателями. Они неплохо подходят для преодоления дальних маршрутов, хотя и работают гораздо громче. Кстати, дизели имеют привычное рядное расположение цилиндров. На рынке больше всего предложений с моторами 1.7 D и 1.6 TD. Турбодизель объемом 1.6 л и отдачей 70 л.с. слишком слаб. К тому же он не отличается высокой надежностью. Хроническую слабость проявляет головка блока цилиндров, а с возрастом не в лучшем состоянии оказывается турбина.

В свое время многие владельцы взамен данных агрегатов устанавливали 1.9 TD или даже 1.9 TDI. С таким источником тяги Фольксваген Т3 более бодрый, более надежный, и сжигает почти такое же количество топлива. Правда, чтобы внедрить 1,9-литровый турбодизель, приходится вырезать часть металла. Двигатель просто не помещается. Некоторые устанавливали моторы даже от Subaru.

Ходовая

T3, обладая хорошей управляемостью, отличается поразительно комфортной подвеской. А сама ходовая кажется вечной.

Для того, чтобы разместить двигатель в корме, инженерам пришлось поработать над задней подвеской. Для этого они разработали блестящий и разорительно дорогой диагональный рычаг с разнесенными пружинами и амортизаторами. Передняя подвеска полностью независимая с пружинами и двойными поперечными рычагами. Рулевое управление реечного типа.

В отпуск

Позволит ли VW Т3 с комфортом провести время в дальней поездке? Вполне, если это окажется версия Caravelle или еще лучше Caravelle Carat. Большой и вместительный салон, велюровая обивка, улучшенная звукоизоляция, шесть комфортных раздельных кресел. Сзади незаметно булькает 2,1-литровый оппозитник с водяным охлаждением. При более глубоком нажатии на педаль газа, он звучит почти так же красиво, как двигатель Porsche 911. Хотя темперамента этому автомобилю точно не хватает. Но данный агрегат, пожалуй, самый быстрый.

Версия Carat предназначена, в первую очередь, для любителей хорошего оснащения. На рубеже конца 80-х начала 90-х годов минивэн получил гидроусилитель руля, кондиционер, электрические стеклоподъемники и аудиосистему. Более простые модификации не могли похвастаться чем-то подобным.

Ограниченная серия Multivan Whitestar Carat выглядит не менее роскошно: сдвоенные фары, литые диски и большие пластиковые бамперы, окрашенные в цвет кузова. Здесь интерьер более практичный — оборудован складным диваном-кроватью и журнальным столиком. Такой автомобиль позволял сэкономить на гостинице, а среди недели мужественно решал повседневные задачи.

Westfalia предназначена для выездов на пикник. Внутри найдется газовая печь, холодильник и раскладная крыша с брезентовыми стенками. Модель легко распознать по надстройке на крыше. Помимо этих модификаций предлагались версии: Joker, California и Atlantica.

Читайте также:  Диагностика контактной системы зажигания

Еще один интересный вариант появился в 1984 году – Syncro. Это минивен с полным приводом. Его уязвимые элементы: вискомуфта и блокировка заднего моста. Они требовали весьма затратного ремонта уже после 200 000 км.

Заключение

Несомненное достоинство Volkswagen T3 – простая конструкция. В случае необходимости отремонтировать его сможет любой механик. Из-за того, что старые «бусики» ржавеют быстрее, чем изнашиваются механически, на рынке присутствует достаточно богатый ассортимент бэу запасных частей.

История модели

1979, июль – презентация VW T3.

1980, ноябрь — предложен 1,6-литровый дизель мощностью 50 л.с.

1982, сентябрь – переход на бензиновые двигатели с жидкостным охлаждением мощностью 60 и 78 л.с.

1983, сентябрь — введение 1,9-литрового бензинового агрегата отдачей 90 л.с.

1985, февраль – рестайлинг. Появилась полноприводная версия Syncro и 1,6-литровый турбодизель (70 л.с.). Бензиновый агрегат 1,9 л/90 л.с. сменил 2,1 л/95 и 112 л.с.

1986, сентябрь – базовая версия получила 1,7-литровый дизель мощностью 57 л.с.

1987 – в качестве опции предложили ABS. Появилась специальная версия Magnum.

1991 – смена поколений (VW T4).

Фольксваген Т3 производился в австрийском Граце. После завершения производства модель собиралась в Южной Африке вплоть до 2003 года.

Типичные проблемы и неисправности

Коррозия поражает сварные швы кузова и рамки окон.

Заедающие сдвижные двери и сломанные ручки.

Утечки масла из бензиновых двигателей.

Утечки из топливного бака.

Проблемы с головкой блока и ее прокладкой в бензиновых агрегатах с жидкостным охлаждением.

Неработающие указатели на приборной панели.

Сложности с включением передач: прихватывает гнездо кронштейна. Его следует периодически смазывать.

Коробка нередко требовала ремонта уже после 100-200 тыс. км.

Неисправная система отопления: либо холодно, либо слишком жарко.

В длинных тягах механизма выбора передач со временем возникает ощутимый люфт.

Подскажите маркировки дизельных моторов Транспортера Т3(1.6 и 1.9) и маркировку 5 ступенчатой КПП?

Recommendations

FakeHeader

Comments 13

Были рядные дизеля:
1) 1,6d — cs
2) 1,7d — ky
3) 1,6td — jx

По КПП куча маркировок.

на т3 опозитники только бензин воздушник или жидкостное охлаждение дизеля 1,6 атмо 1,6 турбо 1,7 атмо ну а потом люди ставили 1,9 атмо

Я бы на твоем месте спросил у хозяина такого чуда www.drive2.ru/r/volkswagen/771231/, думаю он в теме про маркировки оппозитов.

Дизеля были "рядники".

Не помню что бы на т3 ставили дизельные опозитники, бензиновые да

Я честно говоря по ссылке так и не понял были они или нет. 1.6 1.7 да кроме того был у меня и опозитный но все они были ли бензиновые

Возможно я криво прочел, со второго прочтения что-то тоже засомневался насчет оппозитных дизелей, смысл двоякий какой-то… Знающие люди подскажут думаю.

У бати т3 причём сейчас стоит 6 разных, моторы были почти все, но вот именно опозитный дизелей убей не встречал и на 99%я уверен что их и нет

Поиск тоже ничего конкретного мне по этому поводу не выдал, видимо так и есть.

У меня был опозит 2.1 и 2.5 на донорах, я их продал, а почему именно такой интерес в опозитах та ещё и дизель?

Это не ко мне, а к топик стартеру) Я просто помочь хотел, но вышло криво)

В предыдущем номере мы сделали краткий обзор автомобилей «Фольксваген» семейства Т2, выпускавшихся в Германии с 1979 по 1991 годы и очень распространённых в странах бывшего СССР. Сегодня мы подробнее поговорим об устройстве агрегатов, некоторых особенностях обслуживания и ремонта этих машин.

Как уже говорилось в прошлый раз, главная неприятность, с которой сталкиваются владельцы старых грузовых «Фольксвагенов», это дороговизна их ремонта на «фирменном» сервисе. Цены на некоторые операции – на «мерседесовском» уровне. Отчасти это компенсируется «живучестью» агрегатов машины. Отчасти – тем, что даже серьёзный ремонт нехитрого по конструкции Т2 под силу «гаражным» мастерам.

Автомобилист, много общавшийся с «Запорожцем», находит у «Транспортера» знакомые конструктивные решения. Определенные сравнения напрашиваются сами собой. Удивляться нечему: родословная обеих машин восходит к конструкции, некогда разработанной Фердинандом Порше.

Капот у Т2 находится в задней части грузового отсека. Доступ к двигателю практически ничем не затруднен. Заниматься ремонтом и обслуживанием в дождь поможет «зонт» в виде поднятой торцевой двери. У фургона и некоторых грузопассажирских модификаций залезть в мотор можно, находясь внутри машины.

Моторный отсек с бензиновым двигателем жидкостного охлаждения

Серия Т2 оснащалась 4-цилиндровыми двигателями трёх семейств, которые принципиально отличались друг от друга. Первое – это бензиновые оппозитные моторы воздушного охлаждения, ведущие прямое происхождение от двигателя «Жука». Карбюраторный «воздушник» объёмом 1,6 л развивал всего 50 л.с. Для грузовой машины это, конечно, несерьёзно. Однако, для скупых европейцев, привыкших экономить каждый пфенниг налогов, даже выпускали дефорсированную модификацию: «несчастных» 36 л.с. (меньше, чем у МеМЗ-968!). Относительно приемлемую мощность 70 л.с. развивала только двухлитровая модификация. У неё был вариант с впрыском топлива, мощность которого осталась та же, что у двигателя с карбюратором.

Второе семейство – бензиновые двигатели водяного охлаждения. Они сохранили и оппозитную компоновку, и даже некоторые узлы, взаимозаменяемые с «воздушниками». Такие моторы заметно современнее и надёжнее, чем их «воздушные» собратья. Литраж карбюраторных модификаций составлял 1,9 л. Мощность базовой версии тоже невелика: 60 л.с. Разумеется, была дефорсированная модификация в 54 л.с. Приемлемым по мощности можно считать только мотор, форсированный до 78 л.с.

Читайте также:  Вездеход на колесах низкого давления своими руками
Бензиновый двигатель. Снизу виден разъёмный алюминиевый картер

Система впрыска топлива добавила сил 1,9-литровому «оппозиту». Мощность инжекторных версий – 81 или 90 л.с. Но по-настоящему серьёзные 112 л.с. выдал только 2,1-литровый двигатель с впрыском. «Оппозит» объёмом 2,1 л пробовали комплектовать микропроцессорной системой зажигания, каталитическим нейтрализатором и ламбда-зондом. Одну из поздних модификаций привели в соответствие с более жесткими требованиями к снижению шумности. Это уменьшило мощность до 92–95 л.с.

Чтобы избежать процедуры регулировки клапанов, которая у «Жука» была затруднена, все оппозитные моторы, применявшиеся на Т2, оснащали гидрокомпенсаторами зазоров. Предусмотрена возможность разборки и сборки этих устройств, например, для их очистки, но в случае поломки они ремонту не подлежат, и заменять их рекомендуется комплектом.

Аккумулятор, расположенный в моторном отсеке

Третье семейство двигателей уже не имело ничего общего с первыми двумя. Это современные даже по сегодняшним меркам рядные дизели с верхним расположением распредвала, взятые от легковых «Гольфов» и «Пассатов» 80-х годов. Жидкостное охлаждение здесь уже подразумевается само собой. В низкий и широкий моторный отсек, рассчитанный на «оппозит», дизель пришлось установить, наклонив почти до горизонтального положения. Блок цилиндров повернут в сторону левого борта машины. 1,6-литровая модификация развивала 49 л.с., а 1,7-литровая – 57 л.с. Также выпускался 1,6-литровый 70-сильный дизель с турбонаддувом. Его невысокая мощность сполна компенсируется большим крутящим моментом. К тому же, дизель заметно экономичнее, чем «оппозит».

Нелишне напомнить, что у дизеля с турбонаддувом есть одна эксплуатационная особенность: его нельзя глушить на высоких оборотах. Перед выключением зажигания надо обязательно дать мотору поработать на холостых оборотах не меньше минуты. При остановке мотора на высоких оборотах турбина компрессора продолжает вращаться по инерции, а масло к её подшипникам уже не поступает. Это верный способ «убить» подшипники. За время работы на холостых скорость вращения турбины достаточно снижается для безопасной остановки.

Рычажно-пружинная передняя подвеска

Существовала редкая модификация с четвёртым типом двигателя: 6-цилиндровым, 90-сильным, взятым от более крупной по размерам машины семейства LT. Именно «шестёрка», так же, как и 2,1-литровый мотор, позволяет наиболее полно реализовать резервы грузоподъёмности Т2 и улучшить динамику. К тому же, на тяжелой машине эти моторы работают с меньшей нагрузкой, чем маломощные, поэтому ресурс у них больше.

Точки крепления силового агрегата к кузову аналогичны у всех модификаций. В связи с этим машину можно переоборудовать: вместо бензинового двигателя установить дизель, и наоборот. Например, по мнению некоторых ремонтников, вышедший из строя двигатель с воздушным охлаждением восстанавливать нет смысла. Лучше сразу заменить его дизелем. Возможно, есть смысл поступить также и с пришедшим в негодность «оппозитом» жидкостного охлаждения.

Ремонт оппозитного мотора не прост. Картер состоит из двух половин. При сборке, когда их соединяешь, надо одновременно контролировать 17(!) точек. К тому же сажают половины картера не на прокладку, а на специальный фирменный герметик, который не должен попасть в мотор.

Самая доступная точка крепления рычага задней подвески к кузову

Определенную сложность представляет собой правильная установка головок цилиндров с трубами, внутри которых проходят штанги толкателей клапанов. Неудивительно, что чаще всего сервисы категорически отказываются от ремонта «оппозитов».

Другое дело – дизель. По словам механиков, его ремонт в целом не сложнее, чем «переборка» двигателя ВАЗ. Особых навыков требует только работа с дизельной аппаратурой, а специалистов по этим системам, вооруженных диагностическим и ремонтным инструментарием, в наши дни немало. К тому же дизельных «Фольксвагенов» в стране много, и особенности их ремонта хорошо изучены.

Если нужно заменить сцепление, отремонтировать только двигатель или только коробку, у Т2 не обязательно снимать весь силовой агрегат. Двигатель можно извлечь отдельно, а коробку передач – отдельно, поставив подпорку под картер того агрегата, который останется на машине. Доступ к креплению силового агрегата ничем не затруднён.

Полуось со ШРУСом и рычаг задней подвески

Радиатор двигателя водяного охлаждения установили не в задней, а в передней части автомобиля за перед-ним бампером. Это улучшило и продувку встречным воздухом, и развесовку машины. Но в то же время патрубки системы охлаждения пришлось прокладывать почти через весь кузов. Сами каналы и их соединения, по мнению владельцев, достаточно герметичны, обвальных утечек не наблюдается даже у очень старых автомобилей.

Но заполнение системы жидкостью становится сложной операцией, тем более что расширительный бачок расположен ниже уровня радиатора. При такой компоновочной схеме, когда вы заливаете жидкость, практически неизбежно образуются воздушные пробки. Двигатель работает, расширительный бачок уже полный, но вы не видите, что на самом деле жидкости в системе ещё катастрофически мало, и вот-вот мотор начнёт перегреваться. По словам бывалых ремонтников, залив охлаждающей жидкости в заднемоторный «Транспортер» и изгнание всех воздушных пузырей – целая наука. Правда, если требуется снять только радиатор, предусмотрена возможность пережима шлангов, тогда часть антифриза останется в блоке. Точно также каналы можно перекрыть при демонтаже радиатора отопителя. А если шланги пережать, когда снимаете двигатель, антифриз останется в радиаторе.

История модели Transporter

Самое первое поколение микроавтобусов, фургонов и пикапов VW появилось в 1950 г. С модернизациями эти машины выпускали до конца 60-х.

Глубокий рестайлинг модели Т1 последовал в 1967 г. Увеличились рабочий объём и мощность двигателей, появились оппозитные моторы с водяным охлаждением. В Бразилии эти машины выпускали до 90-х.

Читайте также:  Фотон ауман 1099 технические характеристики

В Германии в 1979 г. их заменили серией Т2, героем нашего рассказа. Машина стала больше по размерам, современнее по дизайну, семейство двигателей пополнилось дизелями, появился полноприводный Syncro. В ЮАР Т2 выпускают до сих пор.

Революцией стал появившийся в 1990 г. Т4: передний привод, полукапотная компоновка. Ушли в прошлое оппозитные моторы. Машина стала больше по размерам, получила модификации с удлиненной базой. В семействе тоже был полноприводный Syncro.

Модель Т5 пришла в 2002 г. на смену серии Т4. Автомобиль, соответствующий техническому уровню нового века, с новым семейством двигателей.

«Концепт», представленный в 2001 г., разработан калифорнийской студией дизайнеров концерна VW. Возможно, он станет прототипом Transporter нового поколения, дебют которого назначен на 2007 г.

Резонен вопрос, можно ли систему охлаждения «фольксвагеновских» моторов 80-х годов заправлять отечественным «Тосолом», а не фирменным антифризом? По мнению ремонтников, можно, только если вы уверены, что «Тосол» соответствует ГОСТ, а не является подделкой.

Аккумулятор, расположенный под сиденьем водителя

«Левый» антифриз способен вызвать коррозию алюминиевого блока цилиндров, причем, по мнению наших экспертов, у оппозитного мотора «Фольксвагена» вероятность такого происшествия выше, чем у «Москвича» с уфимским двигателем: здесь играет роль марка алюминиевого сплава, из которого изготовлен блок. На всякий случай, нам посоветовали всё же не жалеть денег на фирменную жидкость.

Заднеприводные машины семейства Т2 оснащали тремя типами коробок передач: 4-ступенчатой (модель 091 или 091/1), 5-ступенчатой (094) и автоматической (095). Коробки подвергались модернизации, и у новых вариантов не все детали взаимозаменяемы со старыми. Однако на машине давнего выпуска могли заменить коробку в сборе более новой. Определить модель коробки, стоящей на вашей машине, можно по маркировке на картере. Как её найти и расшифровать, читайте в инструкции по эксплуатации.

На «Синкро» применяли четвёртый тип коробки, механическую, 5-ступенчатую, которая отличалась от 094 наличием понижающей передачи и вала отбора мощности к переднему мосту. При пробуксовке задних колёс передний привод подключала вязкостная муфта, объединённая в один узел с редуктором переднего моста.

У автомобиля с задним расположением двигателя неизбежно появляется дистанционный привод переключения передач: кулиса, расположенная под рычагом, и длинный вал. Регулировка шарнирных сочленений не сложна. Но привод содержит пластмассовые втулки и сухари, которые со временем изнашиваются, отчего начинают «пропадать» передачи. У машин с одной моделью коробки, выпущенных в разные годы, встречаются различные механизмы переключения, детали которых не взаимозаменяемы. Правда, пластик «живёт» достаточно долго, и с необходимостью ремонта этого узла сталкивались далеко не все владельцы таких машин.

В конструкции задней подвески и форме её рычагов заметно сходство с ЗАЗ-968. Только пружины не цилиндрические, а с переменным диаметром витка, и расположены они отдельно от амортизаторов. Кроме того, в приводах ведущих колес установлены ШРУСы, а не карданные шарниры. ШРУС, конечно же, не прощает рваных резиновых пыльников.

Шариковые подшипники задних ступиц далеко не вечны. Ездить с гудящим подшипником рискованно: при его разрушении можно «потерять» колесо вместе со ступицей.

Бензобак запирается на ключ, но зимой замок замерзает

Чаще всего из-за шума двигателя водитель вовремя не слышит посторонних звуков, появившихся в подшипнике. Иногда удается выявить шум «на слух» с участием помощника: водитель стартует вперёд и назад, а его ассистент стоит возле машины и слушает посторонние звуки. Можно вывесить колесо и попробовать «нащупать» люфт подшипника. Но и в том, и в другом случае диагностику должен проводить опытный человек.

Независимая передняя подвеска устроена привычно для наших автомобилистов: поперечная балка, верхние и нижние рычаги, цилиндрические пружины, стойки с поворотными кулаками. И, конечно же, периодически нуждающиеся в замене верхние и нижние шаровые опоры. Рулевое управление с нижней, расположенной впереди моста, рейкой тоже потребует своевременной замены наконечников тяг. Эти операции у Т2 проще, чем у «Жигулей». Дело в том, что у «фирменных» деталей автомобилей VW великолепное заводское покрытие крепежа и резьбовых частей. Ничего не «прикисает» друг к другу, после обычной очистки от грязи всё легко отворачивается, да и грани у болтов и гаек не срываются.

. Близок к Т2 по размерам и вместимости. Значительно превосходит по проходимости и настолько же проигрывает по комфорту и плавности хода. Способен работать в условиях тяжелого бездорожья. Исключительно ремонтопригоден. Запчасти продаются где угодно и дешево. Но 3-5-летний УАЗ по надежности узлов близок к 15-20-летнему VW.

Uz-Daewoo Damas. Карликовый фургон японской школы. Компактнее, чем Т2, поэтому проигрывает по мощности, вместимости, грузоподъёмности, пассивной безопасности. Агрегаты малолитражного автомобиля работают с большей нагрузкой, чем у полноразмерного.

Ford Transit. Европейский автомобиль более традиционной компоновки, чем Т2. Кабина находится в более комфортной зоне, удобнее погрузка. Есть варианты с длинной базой и высокой крышей. Соответственно, дороже. «За те же деньги» предлагаются старые и более изношенные машины.

Картер коробки передач

Никакой сложности не представляет и замена колодок ни в передних дисковых, ни в задних барабанных тормозах.

Скорее всего, старенький немецкий микроавтобус потребует от нового владельца каких-то затрат на ремонт. Но многие из тех, с кем мы беседовали, сошлись во мнении, что восстановить и эксплуатировать эту иномарку лучше, чем за те же деньги мучиться со старой «убитой» «Газелью».

Редакция благодарит Владимира Колотовкина и Валерия Шарипова за предоставленные автомобили.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector