Volvo f12 технические характеристики

Volvo FH 12 – большой седельный тягач, который может использоваться в составе автопоезда общей массой до 60000 кг. Автомобиль обычно применяется для магистральных перевозок. Серия включает несколько модификаций с колесными формулами четыре на два, шесть на четыре, шесть на два и восемь на два.

Семейство Вольво ФШ 12 пришло на смену модели F Cabover и сразу стало очень популярным. Благодаря наличию множество версий с разными типами кабин, колесных баз и исполнений покупатели могли подобрать модель под конкретные цели, а легендарное качество шведского бренда в купе с высокой безопасностью сделали автомобиль одним из лидеров сегмента.

История модели и назначение

В 1993 году автомейкер Volvo начал производство передового для того времени семейства большегрузных автомобилей FH. Оно заменило в модельном ряду серию F Cabover, выпуск которой длился почти 15 лет. Разработку новинки выполняли почти с нуля, а ее длительность (от первых чертежей до запуска в серию) составила 7 лет.

Изначально семейство включало всего 2 модификации. У первой версии были 12-литровые агрегаты D12A с системой непосредственного впрыска, у второй – 16-литровые моторы D16A. Остальные элементы у моделей оказались практически одинаковыми. Кабина Вольво ФШ 12 в отличие от предшественника имела более обтекаемые формы, повышенный уровень комфорта и безопасности. Серия быстро нашла покупателя и заняла свою нишу на рынке.

В 1998 году шведский бренд решился на рестайлинг модели. Внешне автомобиль практически не изменился. Значительные преобразования претерпела лишь агрегатная составляющая. В линейке моторов появился двигатель D12C с мощностью в 460 л.с. Была доработана и конструкция подрамника. Вследствие появления мощного мотора пришлось модернизировать трансмиссию. Новая КП позволила увеличить крутящий момент до 2500 Нм, снизив усилие при переключении скоростей наполовину. Производитель также поменял электронную систему управления, а все данные, необходимые водителю, теперь отображались на жидкокристаллическом экране, расположенном в кабине.

В начале 2000-х компания Вольво представила второе поколение FH 12. Глобальные изменения произошли в дизайне кабине, которая преобразилась до неузнаваемости, получив более обтекаемые формы. Ее длина выросла на 150 мм, появились новые зеркала и блок-фары, а интерьер стал более комфортабельным. Углы панелей получили закругленные контуры. Агрегатная часть также поменялась. Семейство получило более мощные и экономичные силовые установки D12D и полуавтомат с системой I-shift. Позднее в линейку двигателей вошли моторы мощностью 550, 610 и 660 л.с. В 2005 году перечень агрегатов для Вольво ФШ 12 дополнился 13-литровыми двигателями D13A с мощностью в 360-520 л.с. Установки соответствовали требованиям Euro-3.

В 2008 году состоялся дебют рестайлинговой версии автомобиля. Первоочередное внимание шведский бренд уделил увеличению комфорта и безопасности. В обновленных версиях Volvo FH 12 II появились датчик дождя, регулируемые кресла, система пересечения полосы, датчик уровня освещения и радар мертвых зон. Внешний дизайн изменился несильно. Здесь появилась новая радиаторная решетка и блок-фар. В 2011 году начался выпуск флагманских моделей с 750-сильным агрегатом.

С 2012 года бренд Вольво представил третью генерацию грузовиков FH 12, которая впервые получили независимую переднюю подвеску, сочлененную с реечной системой рулевого управления. Модель кардинально отличалась от предшественника, получив много новых элементов. Элементы кабины прессовались по уникальной технологии, что дало безупречное качество. Автомобиль предлагался с автоматом Powertronic или полуавтоматом I-Shift. Кабину выполнили на едином каркасе с большой радиаторной решеткой, аварийным люком и дневными огнями. Она была доступна в трех версиях:

  • стандартная со спальным местам для одного человека;
  • Globetrotter с большой высотой и спальниками для двух человек;
  • Globetrotter XL с повышенной высотой и спальными местами для двух человек. Наиболее топовый и комфортный вариант.

Модификации третьего Вольво ФШ 12 также различались по высоте шасси (сверхнизкое, низкое, среднее, высокое) и силовым установкам (9 агрегатов мощностью от 420 до 750 л.с.).

Основные черты шведского грузовика (надежность, повышенная безопасность и высокое качество) сохранились.

Модель Volvo FH 12 имела узкую специализацию и была рассчитана исключительно на перевозку грузов большого объема на различные дистанции. При этом автомобиль дополнительно адаптировали для работы в тяжелых условиях, потому российские реалии ему были не страшны.

Назначение

Volvo FH12 является типичной магистральной моделью европейского типа. Модели серии FH разработаны под эксплуатацию как в качестве одиночных автомобилей с полной массой от 18-ти до 32-х тонн, так и в составе магистральных автопоездов с полной массой до 60-ти тонн. Модель Volvo FH12 предназначена для транспортировки грузов по шоссе и автомагистралям с твердым покрытием на дальние расстояния. За многолетнюю историю работы машина показала свою высокую надежность при эксплуатации во всех регионах России, от Калининграда до Дальнего Востока. Ключевым фактором рентабельности грузового автомобиля является совокупная стоимость владения. Volvo FH12 обладает оптимальными характеристиками повышающими рентабельность перевозок. Это делает модель популярной как у частных перевозчиков, так и крупных транспортных компаний.

Технические характеристики

Довольно сложно сделать так, чтобы грузовой автомобиль подходил для всех областей перевозок. Серия грузовых автомобилей Volvo FH сконструирована таким образом, что дает возможность быстро подготовить машину под установку практически любой кузовной надстройки. Различные варианты комбинаций двигателей и трансмиссий, подвески и кабин, и их комплектаций позволяют использовать Volvo FH12 в качестве седельных тягачей, шасси, грузовиков с бортовой платформой и самосвалов. На машину устанавливается четыре типа кабин:

  1. Короткая дневная;
  2. Удлинённая с одним спальным местом;
  3. «Globetrotter» (странник) с двумя спальными местами;
  4. «Globetrotter XL» с внутренней высотой салона 210 см.

Топливные баки, устанавливаемые с обеих сторон от рамы, и могут иметь объем: 560+420, 610+530, 800+400.

Для седельного тягача в базовой комплектации основные параметры выглядят следующим образом:

  • Длина – 5865 мм;
  • Ширина – 2467 мм;
  • Высота – 3199 мм;
  • Колесная база – 3500 мм;
  • Собственная масса автомобиля – 6480 кг;
  • Допустимая полная масса тягача – 19700 кг;
  • Тип двигателя – рядный, дизельный с турбонаддувом;
  • Количество передач механической КПП – 14;
  • Тип подвески – передняя рессорная, задняя пневматическая;
  • Тормозные механизмы – передние и задние дисковые;
  • Размерность шин – 315/70R22,5.

Кроме установки простой механической коробки передач, предусмотрена система автоматизированного переключения скоростей I-Shift которая избавляет водителя примерно от двух тысяч переключений в день. Кроме того, Volvo FH12 оснащается автоматической трансмиссией Powertronic.

Двигатель

Грузовик оснащается дизельными, экономичными, производительными и надежными силовыми агрегатами. При этом они достаточно требовательны к качеству горючего, поэтому стоит заливать только качественную солярку, в противном случае ресурс мотора Volvo FH12 сильно сократится.

Линейка силовых агрегатов F12 включает в себя 9 двигателей. Наибольшую популярность (в том числе и в нашей стране) приобрел 12-литровый движок D12A, силой в 460 «лошадей» с наличием промежуточного охладителя и турбокомпаунда, который дает возможность нарастить такую высокую мощность.

С таким мотором грузовик в загруженном состоянии способен разогнаться до девяноста километров в час. Среднее потребление топлива в городском режиме составляет 42 литра на сто км пробега, а на трассе на 6 литров меньше. Объем топливного бака достигает почти 700 литров. Баки выполнены в форме буквы D.

Рассмотрим 13-литровый агрегат, который оснащается турбонагнетателем. Аппарат предлагается в 4 разных вариантах мощности. Максимальный крутящий момент составляет от 1800 до 2400 Hm.

Характеристики Показатели
Максимальная скорость 90 км/час
Средний расход топлива на свободной трассе 36 л/100 км
Емкость основного топливного бака 690 л
Емкость дополнительного топливного бака 490 л
Рабочий объем двигателя 12130 куб. см

Оба представленных мотора FH12 рядные, имеют шесть цилиндров и турбинный наддув. Они соответствуют экологическим стандартам Euro-4 и выбрасывают низкое количество CO2.

Трансмиссия

Трансмиссия – механическая КПП на 9 или 14 скоростей. Кроме того грузовик оснащается механикой на 12 ступеней с системой «I-Shift», которая обладает электронным управлением и джойстиком с 5 положениями переключателя. Именно такая коробка передач получила самую большую популярность в России.

Ее специфика в дистанционном блоке управления, которая вносит изменения в работу пневматической системы, осуществляющей контроль над работой сцепления.

Блок управления постоянно получает информацию о характеристиках движения машины. Он ее обрабатывает и затем переключает скорости. Функционирует блок совместно с аппаратом, отвечающим за регулировку частоты оборотов. Передачи переключаются автоматически благодаря современному программному оснащению. При необходимости можно самому выбирать передачи клавишами на селекторе.

Читайте также:  Ваз 21074 эл схема

Для такой трансмиссии предусмотрено несколько режимов вождения. Например, если включить эконом-режим, КПП начнет осуществлять переключение ступеней очень точно, подбирая наилучший диапазон функционирования двигателя Volvo FH12.

Стоит отметить весьма любопытную функцию «I-Roll», которая самостоятельно отключает мотор во время спуска по уклону. Это позволяет сократить потребление горючего почти на 2%.

При переходе на мощный режим, автомобиль заметно прибавляет в динамике и резкости, правда и расходует намного больше дизельного горючего.

Во время обгона лучше воспользоваться режимом кик-даун, активизирующимся нажатием соответствующей клавиши. Это режим, при котором машина быстро набирает максимально возможную скорость.

Шасси

Шасси модели обладает новейшей модульной конструкцией с наиболее простым подсоединением кузова. Задний мост автомобиля имеет одноступенчатый редуктор. Спереди установлена независимая подвеска, а сзади стоит зависимая пневматическая конструкция. Надстройки подключаются оригинальным электронным модулем.

Все оси машины оснащены дисковыми тормозными механизмами, что существенно улучшило эффективность торможения. Версия последнего поколения даже в самой дешевой комплектации предполагает наличие антиблокировочной системы, обеспечивающий надежный контроль в экстренной ситуации. Также присутствует у Volvo FH12 электронный контроль устойчивости, который позволяет предотвратить занос с помощью управления компьютером момента силы одной либо нескольких осей. Подобные электронные помощники играют большую роль в безопасности движения, уменьшая число аварий.

Рулевое управление устроено традиционно с наличием гидравлического усилителя, который существенно облегчает поворот рулевого колеса. Автомобиль отлично держится на дороге, почти не боится колеи, крен кузовной части отсутствует.

Элементы ходовой части эффективно поглощают вибрации и толчки, возникающие во время вождения, что обеспечивает комфорт при езде по низкокачественным дорожным покрытиям.

Устройство

Шасси Вольво ФШ 12 имеет передовую модульную конструкцию с максимально упрощенным подсоединением кузова. Задний мост модели оборудован одноступенчатым редуктором. В автомобиле применяется независимая передняя подвеска и зависимая пневматическая задняя подвеска. Для подключения надстроек используется уникальный электронный модуль Bodybuilder.

На всех колесах используются дисковые тормоза. Последняя генерация грузовика уже в базовой версии получила системы ESP и ABS. Первая (установлена на автомобиль данного класса впервые) обеспечивает надежный контроль над машиной в любых условиях, вторая помогает обеспечивать более качественное торможение.

Volvo FH 12 оснащается 2 типами коробок передач. Первая – совершенно новая трансмиссия с системой I-Shift. Из-за отсутствия синхронизаторов она значительно короче и легче стандартной коробки передач. Второй стала 12-ступенчатая синхронизированная трансмиссия с управлением By Wire. Она требует меньше усилий на переключение скоростей и работает значительно четче.

Наиболее распространенными в России являются версии с коробкой с системой I-Shift, считающиеся образцом ультрасовременных трансмиссий. Их особенность заключается в электродистанционном блоке управления, позволяющем регулировать работу пневмосистемы, контролирующей деятельность передач и сцепления. В блок управления регулярно поступают данные о параметрах движения грузовика. После обработки он выполняет переключение скоростей. Работает блок в связке с агрегатом, который обеспечивает регулировку частоты оборотов и при достижении оптимального режима активирует эффект моторного тормоза. Автоматический выбор передачи достигается за счет интеллектуального программного обеспечения. При желании водитель может самостоятельно выбирать передачи с помощью кнопки переключения, расположенной на селекторе.

Для данной трансмиссии доступны несколько режимов передвижения. В экономичном режиме (Е) коробка передач переключает скорости с максимальной точностью, выбирая оптимальный диапазон работы мотора. Другой полезной особенностью является функция I-Roll, автоматически выключающая агрегат при езде вниз по уклону. Благодаря данной функции расход топлива сокращается на 2%. В мощном (Р) режиме машина становится более динамичной, но потребляет больше горючего. Разница чувствуется сразу. При обгоне водитель может воспользоваться кнопкой kick-down.

В сравнении с предшественником объем кабины вырос на 1000 л. Примерно 30% дополнительного пространства пошло на увеличение багажного отсека. В кабине установили новейшую эргономичную изогнутую приборную панель, гарантирующую быстрый доступ к любой информации об автомобиле. Рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона, что делает управление более комфортным. Система кондиционирования I ParkCool обеспечивает расходовать меньше топлива. Комфорт спального места значительно повысился. Головную часть полки в последней генерации Вольво ФШ 12 сделали регулируемой, а нижнюю часть увеличили в ширину на 40 мм. У спального места появилась панель управления, посредством которой осуществляется контроль системы кондиционирования, люка, внутреннего освещения, медиасистемы и отопления. Регулировать их можно прямо с полки. Также появилось множество дополнительных полочек и мест для хранения. В топовых версиях устанавливается выдвижной дисплей.

Интервалы проведения ТО у третьего Volvo FH 12 были увеличены на 20%, что позволяло сократить затраты на обслуживание.

Недостатков у модели практически нет. Главным ее минусом считается достаточно большая стоимость. Однако она является справедливой платой за высочайшее качество и передовые технологии, делающие Вольво ФШ 12 одним из лучших перевозчиков в мире.

Экстерьер

Модель имеет стильный и современный дизайн, плавные линии вместе с обтекаемыми обводами придают его облику целеустремленности и эффектности. Образ грузовика Volvo FH12 напористый и даже немного агрессивный. Внешне привлекает внимание весьма большой радиатор, который хорошо сочетается с крупными оптическими приборами головного освещения, выполненными в интересной форме.

Внешний вид тягача получился энергичным, акцентированным и даже немного футуристичным.

Новаторские идеи коснулись конструкции оптических приборов. Автомобиль обладает вертикальными головными фарами, которые отличают его без проблем можно от иных моделей, несмотря на логотип.

Модификации

Обновленный модельный ряд сери Volvo FH состоит из четырех вариантов шасси седельных тягачей и трех вариантов бортовых грузовых автомобилей и автопоездов. Шасси комплектуются рессорными и пневматическими подвесками в различных комбинациях. Автомобили первого поколения Volvo FH12 комплектовались двигателями объемом 12,1 литров. В 2005 году, была представлена модель Volvo FH13 с двигателем объемом 12,8 литров. Она сменила на производственной линии предыдущую модель. При этом маркировка на передней панели кабины FH12 было заменена на буквенное обозначение FH, избегая использования несчастливого числа. В 2002 году второе поколение линейки получило обновленную кабину. В сентябре 2012 года на автомобильной выставке в Ганновере было представлено третье поколение автомобилей серии FH оснащенных независимой передней подвеской(IFS) соединённой с рейковым рулевым механизмом. Автомобили получили полностью новое шасси и кабину. От предыдущих модификаций были взяты только силовые установки, прошедшие модификацию. Спустя два года Volvo FH третьего поколения получили престижную премию «Truck of the Year».

Особенности и эксплуатация

Шведские тягачи Volvo FH12 оснащаются пневматической подвеской с электронным управлением, обеспечивающим автоматическую регулировку высоты. За счет компенсации неравномерно распределенной нагрузки, высота платформы всегда постоянна. Высоту также можно менять при помощи ручного контроллера или же задать несколько значений при помощи функции программирования. Для увеличения рентабельности автомобиля много внимания уделено экономии топлива. В двигателях применяются вертикальные насосы-форсунки, расположенные в центре цилиндра, оптимизирована геометрия камеры сгорания. Система I-Shift отслеживая массу грузовика, его скорость и ускорение с учетом уклона дороги позволяет сэкономить до 5% топлива. Если первые модели Volvo FH12 были типичными представителями доэлектронной эпохи, то на третьем поколении машин серии FH появляется все больше новейших электронных систем. Функция I-See (я вижу) автоматически загружает с сервера топографические данные пути, и после их обработки передает двигателю и трансмиссии необходимые сигналы. Это позволяет использовать кинетическую энергию автомобиля, снижая расход топлива и выбросы CO2 в атмосферу.

Автомобильный концерн Volvo как никто другой уделяет повышенное внимание безопасности. В автомобилях Volvo FH предусмотрен адаптивный круиз-контроль, позволяющий поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля. Система также предупреждает водителя об опасности и активизирует механизмы экстренного торможения. При разработке кабин каждая деталь кабины испытывалась на воздействие ударной нагрузкой. Кроме того, в кабине каждого автомобиля серии FH устанавливаются стеклянные крыши, выполняющие роль аварийного люка в экстренной ситуации.

В автомобилях серии FH третьего поколения внедрены две системы, поднимающие управляемость грузовика на новый уровень. Применение независимой передней подвески и динамического рулевого управления делают автомобиль устойчивым при прохождении даже крутых поворотов на любой скорости. По мнению разработчиков, новая конструкция позволила увеличить курсовую устойчивость автомобиля на 50%. Независимая подвеска IFS установленная на автомобилях Volvo FH впервые монтируется компанией на массово производимые грузовики.

Уровень комфорта водителя Volvo FH традиционно высок. Динамическое рулевое колесо можно поворачивать одним пальцем. Подвеской с электронным управлением при погрузочно-разгрузочных работах можно управлять при помощи пульта ДУ находясь в кабине машины или рядом с ней. В кабине каждая деталь продумана, независимо от того находится ли водитель за рулем, или отдыхает на спальном месте. Для размещения личных вещей имеются множественные полки. Система I-Park-Cool позволяет во время стоянок сохранять в кабине комфортную температуру на зависимо от погоды за окном. Система установлена таким образом, что не влияет на аэродинамику автомобиля и не приводит к перерасходу топлива при движении. В кабине даже имеется электрическая сушилка для одежды и обуви.

Читайте также:  Можно ли отключить штатный иммобилайзер

В автомобилях Volvo FH третьего поколения внедрены самые передовые технологии, а эргономически расположенные органы управления позволяют не совершать лишних движений и отвлекаться от дороги. Спаренные зеркала заднего вида практически полностью исключают наличие мертвых зон. Низкорасположенный моторный отсек позволяет свободно перемещаться по кабине. В кабине автомобиля созданы все условия для работы и продуктивного отдыха водителя.

Видео обзор

Самый распространённый магистральный тягач-«иностранец» в СССР

Volvo F12 представляет собой семейство бескапотных грузовиков колёсных формул 4х2, 6х2 и 6х4, от компании Вольво Тракс, которое производилось с 1977-го по 199З-й год. Для своего времени это были очень прогрессивные автомобили, а главное – они были надёжными и долговечными. За что и получили заслуженное признание в Европе и ряде стран других континетнов. Кроме того, седельные тягачи Вольво F12 стали самой распространённой иномаркой в парке советского международного перевозчика-монополиста – «Совтрансавто».

Об истории грузовика F12 и родственных автомобилей Volvo серии F

Основные компоненты шасси и трансмиссия грузовиков F12 были в значительной степени основаны на автомобилях Volvo N-серии, которая быда запущена в серийное производство в 1973 году. В 1978 году на Вольво F12 впервые было применено передовое техническое решение: система Интеркулер – промежуточное охлаждения воздуха, идущего из турбонагнетателя в цилиндры. Она позволила увеличить КПД мотора, одновременно снизив токсичность выхлопных газов.

С 1983 года в семейство была добавлена «младшая» версия, с 320-сильным дизелем той же конструкции, но меньшего объёма. – Volvo F10. Индексы отражают объём установленного дизельного двигателя в литрах. Грузовики семейства F получили 2 серьёзных обновления в процессе их серийного производства. Первое – как раз в 1983 году, когда был коренным образом переработан и модернизирован салон автомобиля. Увеличились ветровое стекло, была применена более высокая крыша, в качестве дополнительной опции предложена покупателям просторная кабина «Глобетроттер». Линейка дизельных двигателей также получила модернизацию, но на их выходную мощность это не повлияло: она не изменилась.

Вторая большая модернизация произошла в 1987 году, когда в семейство F добавился также более мощный F16 с новым 6-ти цилиндровым рядным дизелем с 4-мя клапанами на каждый цилиндр. Тогда он стал самым мощным магистральным тягачом в Европе, с дизельным мотором рабочим объёмом в 16 литров, который выдавал мощность в 47О лошадиных сил. Этот грузовик топовой версии пришёлся ко двору везде, где требовались регулярные перевозки автопоездами большого веса, а также для специальных целей – к примеру, в качестве лесовозов. В 1987-м году серьёзно обновился дизайн кабины, в частности, четыре круглые фары на бампере были заменены на блок-фары.

В последние годы серийного производства грузовики Volvo F-12 появилась возможность оснащать, в качестве дополнительной опции, автоматическими коробками переключения передач. На выбор предлагалось 2 варианта –Powertronic, либо Geartronic.

Всего за период выпуска, с 1977-го по 1993-й годы, было произведено более двухсот тысяч грузовиков F-серии; в 1984 году, после модернизации 1983-го года, она была признана лучшим грузовиком в Европе, выиграв престижный конкурс International Truck of the Year 1984. Кроме седельных тягачей, на шасси Volvo F-12 делали и другие грузовики, в том числе самосвалы и разнообразную технику со спецнастройками. Но именно на магистральные тягачи приходится преобладающая доля выпущенных компанией «Вольво» автомашин серии F.

Volvo F12 в Советском Союзе

Государственная компания «Совтрансавто» была советским монополистом международных внешнеторговых перевозок. Обладая автопарком в 3,5 тысячи машин, компания осуществляла регулярные рейсы по всей Европе, а также многим азиатским странам. Работать в «Совтрансавто» было очень престижно. Устроиться туда водителем можно было лишь по блату, или имея пяти- и более- летний опыт внутрисоюзных дальнобойных перевозок, в сочетании с безупречной репутацией.

Изначально автопарк «Совтрансавто» состоял из МАЗов, но в 70-х годах в нём стали преобладать иномарки, главным образом – трёхосные грузовики Volvo F12 (с колёсной формулой 6х4). Вначале предполагалось, что жизненный цикл этих автомашин будет 6-8 лет, после прохождения которого, согласно контракту, они будут отправляться обратно в Швецию, для изучения специалистами Volvo. Но на деле оказалось, что проработав по 8 лет, Volvo F12 не вырабатывали ресурс, и возвращать обратно исправно работающую технику «Совтрансавто» не спешило.

Машины окупались в два раза быстрее запланированного срока и даже превышая пробег в 1 миллион километров продолжали курсировать на рейсах, не доставляя особенных хлопот. С запчастями проблем не было: с 1981 года в Союзе работал специализированный склад, а в 1983 году в Ленинграде был открыт и технический центр Вольво Тракс.

В 1989 году произошло знаменательное событие. В «Совтрансавто» была поставлена очередная партия из пятидесяти седельных тягачей Volvo F12, среди которых – юбилейный тысячный автомобиль, который компания «Вольво» продала в Советский Союз. На организованной по этому случаю торжественной церемонии президент Volvo International Ове Андерсcон вручил символический ключ от юбилейного грузовика техническому директору «Совтрансавто» Виктору Самохвалову.

Особенности конструкции

Трёхосные Volvo F12 выпускались с удлинённой и усиленной рамой, по сравнению с двухосниками. Визуально было заметно, что металл швеллера примерно в полтора раза толще, а также снабжён рядом дополнительных технологических вставок-усилителей на заклёпках и болтах. Такая рама, характерная для трёхосников, тем не менее встречается иногда и на двухосных грузовиках Вольво F12.

Подвески на Volvo F12 встречаются совершенно разные, трёх типов: полностью рессорные, полностью пневматические, комбинированные. Ни одна из них не имеет явных недостатков, слабых мест или преимуществ перед другой. Разумеется, более комфортной для водителя является воздушная система подвески. Она приближает уровень комфорта в кабине вплотную к «легковому». Однако за это удовольствие приходится платить: на грузовике с пневмоподвеской установлено восемь воздушных кранов – вместо двух (четырёхконтурного и управления прицепом) на машине с «рессоркой». А также 6 подушек подвески, 3 V-образные тяги, два стабилизатора поперечной устойчивости впереди и сзади и, соотвественно, много сайлент-блоков – всё это стоит денег.

Рессорная подвеска не имеет всего этого оборудования: там все легко, просто и, соотвественно, «дёшево и сердито»: шприцевать один или два раза в месяц, и всё. На незагруженной машине с «рессоркой» ощущается явный дискомфорт: трясёт. Но на гружёном автомобиле разница при эксплуатации подвесок минимальна и особенно не различима, особенно на трёхоснике с опущенным мостом-«лентяем».

Двигатели Volvo F12

Грузовики Volvo F12 выпускались с двигателями различной мощности и за годы производства прошли через несколько модернизаций. Однако все они были дизельными, рядными, шестицилиндровыми, рабочим объёмом 12 литров, снабжёнными турбонаддувом, и все были моторами собственного производства компании Volvo. О надёжности и простоте конструкции/обслуживания рядной шестёрки «Вольво» недаром ходят легенды (типа беспроблемной эксплуатации по 3-4 млн км пробега). Этот дизель действительно показал себя невероятно надёжным и выносливым.

В списке этих модификаций – турбодизели

  • TD120 (мощность от 290 (213 кВт) до 330 л.с. (243 кВт), компрессия/степень сжатия – 14,2).
  • TD121 (мощность от 370 л.с. (272 кВт) до 385 л.с. (283 кВт), компрессия/степень сжатия – 14,2, максимальный крутящий момент – 1300 Н.м).
  • TD122 (мощность 396 л.с. (396 кВт), компрессия/степень сжатия – 16, максимальный крутящий момент – 1570 Н.м).
  • TD123 (мощность 356 л.с. (262 кВт) – TD123Е и 405 л.с. (298 кВт) – TD123ЕS, компрессия/степень сжатия – 17,8.

Технический рабочий объём каждого из этих дизельных моторов составляет 11,98 литров, внутренний диаметр цилиндра – 130,18 мм, ход поршня – 150 мм, по 2 клапана на цилиндр. Система охлаждения – жидкостная. Тип привода ГРМ – OHV. Число оборотов при максимальной мощности – 1900 об/мин. Число оборотов при максимальном крутящем моменте – 1200 об/мин. Привод распредерительного вала осуществляется зубчатой шестернёй. Кол-во коренных опор – семь. Порядок зажигания и работы цилиндров: 1-5-З-6-2-4.

Система промежуточного охлаждения воздуха, поступающего в цилиндры из турбонагнетателя, которой оснащались двигатели Вольво F12, стало удачным техническим нововведением Volvo Truck, позволяющим повысить коэффициент полезного действия силового агрегата. Ещё одна особенность – каждый цилиндр мотора имеет свою отдельную головку.

Читайте также:  Сколько держится алкоголь в слюне

В отличие от дизелей TD120, TD121 и TD122, которые шли с механическим управлением, более поздние (начало 1990-х годов) двигатели TD123 были уже оснащены электронным управлением. Водители Вольво F12, получившие опыт работы на автомобилях как с тем, так и с другим видом мотора, «голосуют» за старые модификации. Как за более простые в эксплуатации и ремонте.

Они отличаются от более «продвинутых», прежде всего, механическим управлением топливным насосом высокого давления. Это простая конструкция из двух металлических тяг и пружины от педали акселератора до ТНВД – как на классических КамАЗах. Однажды морозной зимней у водителя на трассе внезапно провалилась педаль газа, и машина работала только на холостых. Подняв кабину, он увидел, что тяга и пружина с педали соскочили и потерялись. Он срезал в ближайших кустах ветку подходящей длины, достал из бардачка кусок проволоки, а из трусов – резинку и соорудил временную суррогатную тягу и пружину. Спустя десять минут уже ехал в тёплой кабине к месту назначения. С новым дизелем TD123 такой номер бы не прошёл. А ведь там тоже может случиться подобная поломка. В частности – сгореть реостат электронной педали газа либо испортиться один из многих проводов с «мозгов» на топливном насосе высокого давления.

Поршневая группа у 120-122го двигателя также элементарна, проста и дешёва: простой шатун и поршень, все как на КамАЗе. 123й мотор же оборудован плавающим поршнем с подвижной частью, в которой находятся компрессионные и масляные кольца. Ремонт 123-го мотора по запчастям обходится, по опыту, практически в 2 раза дороже. ТНВД и распылители на более ранние модификации Volvo F12 также стоят значительно дешевле 123-го «собрата», как и ремонт топливной аппаратуры.

Трансмиссия

Двигатель работет в связке с механической коробкой передач, шестиступенчатой, модификации: SR1400, SR1700, SR2000. Некоторое (очень небольшое) количество автомобилей последних лет выпуска было выпущено с автоматическими коробками передач Volvo Powertronic и Geartronic – они предлагались в качестве дополнительной опции, на заказ. Сцепление на Volvo F12 установлено двухдискового типа.

Кабина Вольво F12

Кабина изначально у Volvo F12 была только одна – низкая «с кепкой», но уже с 1979-го года к ней добавились версии с завышенным потолком и просторная Globetrotter. За отдельную плату в кабину можно было установить систему кондиционирования воздуха, бак для воды, раковину, холодильник и плитку для приготовления пищи – элементы комфорта, которые в те годы даже для европейских дальнобойщиков были в диковинку.

Как правило, все кабины магистральных тягачей Вольво F12 имеют в своём арсенале 2 спальных места. Одно из которых (верхнее) у многих водителей превращается из «спальника» в «хламовик». При этом сидеть на нижнем становиться неудобно. Поэтому некоторые «рукодельные» водители придумали снимать верхнее спальное место, а нижнее – немного приподнимать, используя ящик из досок, обшивая полученную тумбу, дабы прикрыть доски. В итоге данного творчества получался аккуратный ящик, в котором можно хранить всевозможное добро. А на диване – удобно сидеть с ногами, спущенными на шахту, в минуты отдыха. Шахту часто обшивали кожзаменителем (дермантином), что и аккуратно, и практично, в плане влажной уборки.

Отзывы водителей о Volvo F12

Отзывы водителей о грузовиках Вольво F12 – сугубо положительные. Их характеризуют как исключительно надёжные автомобили-труженики, крайне неприхотливые и ремонтопригодные в любых «полевых условиях». Некоторые водители даже сожалеют о том, что семейство F больше не выпускается, и таких простых и выносливых машин уже не будет никогда в принципе.

Металл, из которого делали грузовики Volvo F12, – достойного качества. Он долгое время не имел коррозии вообще: даже сколы от камней и прочие мини-царапины на кабине Вольво совсем не зацветали ржавчиной, а сохраняли характерный цинково-серый цвет металла. Но потом, разумеется, годы начинают брать своё, и машина начинает ржаветь неостановимо. На многих машинах Volvo F12 рамка лобового стекла постепенно сгнивает от коррозии и начинает пропускать внутрь кабины воду. Особенно часто подобное встречается на высоких кабинах Globetrotter: в том месте, где колпак крыши переходит в угол рамки лобового стекла.

Некоторые малоопытные, либо спешащие водители забывают поднимать решётку радиатора перед тем, как поднять кабину, в результате чего она сразу теряет свою нижнюю часть. И при опускании кабины (особенно в тёмное время суток) также приходится быть внимательным. Поскольку рычаг переключения коробки передач в этой модели остаётся на двигателе, а не поднимается вместе с кабиной, как, к примеру, на более новой Volvo FH, его легко согнуть либо вообщее поломать опускаемой кабиной. Кроме того, с этой особенностью машины связан и другой казус: опускать кабину лучше при заглушенном двигателе. Так как при неудачном раскладе можно задеть опускаемой кабиной рычаг КПП и непроизвольно включить скорость – и машина тронется с места без водителя.

Неудачным решением шведских конструкторов называют расположение генератора. Он на в Вольво F12 находится в самом низу мотора, под насосом гидроусилителя руля. Практически вся грязь и вода с дороги, а также капли АТФ с подтекающего сальника ГУРа – всё это обдаёт «бедный» генератор. На последующих поколениях грузовиков инженеры Volvo уже приняли решение перенести генератор вверх.

Машина также хорошо изучена всеми отечественными грузовыми СТО. Разборки также всегда к услугам, б/у запчастей на данную модель в России и СНГ много. Автомашина очень неприхотлива к качеству дизельного топлива; её кабина тёплая и быстро прогреваемая. Автомобиль является очень «благодарным хозяину» за своевременный уход и ремонт: повторные поломки замененных агрегатов являются огромной редкостью.

Отмечается также отличная проходимость трёхосного варианта Volvo F12. При поднятом заднем мосте-«ленивце» машина спокойно и без проблем проезжает по таким местам, куда на двухоснике путь заказан. При этом, в поднятом состоянии подвесной мост выполняет роль естественного противовеса и дополнительно надавливает на ведущую ось, сильнее прижимая её к поверхности грунта.

Естественно, современные «потомки» F-серии – грузовики семейства FH – гораздо больше, мощнее, функциональнее и комфортнее своих предшественников. Однако, вместе с тем, они и гораздо затратнее в обслуживании и эксплуатации. А об автомобилях Вольво F12 водители отзываются с искренней теплотой – как о своём надёжном друге, помощнике и учителе.

Стоимость подержанного грузовика Вольво F12

В наше время вряд ли можно советовать покупку Volvo F12. Несмотря на все достоинства, все до сих пор оставшиеся в строю машины уже старенькие, и найти достойный вариант тяжело. Поэтому модель подойдёт только многоопытному водителю, знающему толк в её устройстве и ремонте. Цена, которую просят за б/у Вольво F12, находится в диапазоне от 400 тысяч до 1 миллиона 400 тысяч рублей (за автомобили на ходу). Также Volvo F12 продаются на запчасти.

В 1977 году началось производство новой бескапотной серии Volvo F12. Разработка F12 велась с использованием опыта эксплуатации автомобилей семейства F89 практически во всех странах мира, что обусловило их высочайшую надёжность и работоспособность. Основой для F12 послужила капотная модель N12 с шести-цилиндровым дизелем рабочим объёмом 12 литров и мощностью 395 лошадиных сил.

Как и грузовики Volvo других семейств, F12 предлагались в различном исполнении: с разными колёсными формулами, кабина могла иметь одно или два спальных места, позже появилась кабина “Globetrotter” с высокой крышей. В 1978 году на F12 впервые было применено революционное новшество: система Intercooler промежутоного охлаждения воздуха, поступающего из турбонагнетателя в цилиндры. Это позволило повысить КПД двигателя при одновременном снижении токсичности выхлопных газов.

Естественно, Volvo F12 не могли не заинтересовать советских грузоперевозчиков. К концу семидесятых имелся опыт эксплуатации в “Совтрансавто” тягачей Volvo F89-32, и их прекрасная репутация проложила дорогу во многие страны для новых автомобилей этой марки. В страны Европы и Азии поставлялись, как и в случае с F89, трёхосные седельные тягачи с не ведущей вывешиваемой третьей осью и кабиной с двумя спальными местами и обычной высотой крыши. Помимо них поставлялись также фургоны-рефрижераторы на шасси F12, работавшие с прицепами-рефрижераторами.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector